почему нельзя донатить в игры
Плохо или хорошо донатить? 3 причины, почему это полезно
Моя геймерская юность пришлась на конец 1990-х – начало 2000-х. Когда фулпрайсом считались 35, 50, а потом 60… Нет, не долларов, а рублей за диск у метро «Выхино» у парня по имени Тигран. Даже интересно, где он сейчас?
Но времена меняются. В играх появились ненавистные донаты и микротранзакции. Естественно, реакция геймеров была предсказуемо-отрицательной. Особенно наших, которые чуть ли не с молоком матери впитали рефлекс хаять даже минимальные намеки на то, чтобы в интернете за что-то платить.
До недавнего времени я был полностью солидарен с общим мнением. Однако, спустя пару сотен игр, приходит большая взвешенность мнений и понимание, что любой труд должен быть оплачен. И вот тогда задумываешься, что донаты и микротранзакции – это не так уж плохо. А в чем-то даже хорошо.
1. Более долгая поддержка игр
Рост стоимости разработки видеоигр со времен NES («Денди») до наших дней
Начнем с одной из главных причин, по которой донаты не только полезны, а просто необходимы. Не все игроки понимают, что разработка видеоигр – дело недешевое. Крупные издатели ежегодно тратят на разработку видеоигр миллионы долларов. Инди-разработчики неделями не разгибаясь пашут, чтобы вывести свои игры на рынок. Это не так просто.
20 лет назад разработчик просто делал игру, и на этом все заканчивалось. Патчи, багфиксы или дополнительный контент были редкостью. Все продавалось «как есть», и разработчики могли переходить к следующей игре.
Вот так выглядели The Sims. Этот баг так и не поправили.
В наши дни почти все игры представляют собой своего рода сервисы – это больше не отдельный продукт. Разработчикам нужно не только выпустить игру, но и поддерживать серверы, бороться с читами, решать проблемы с багами и создавать новый контент, чтобы интерес аудитории не угасал.
Все это стоит денег. И чтобы их поток не иссякал, а разработчики продолжали получать прибыль, микротранзакции просто необходимы.
2. Возможность играть в игры AAA-уровня бесплатно
Скриншот из потрясающей Destiny 2. Да, эта игра бесплатная.
В какой-то степени эта причина – следствие предыдущей. При грамотной организации донаты позволяют не только обеспечивать поддержку игры, но и сделать ее совершенно бесплатной. И если когда-то free-to-play игры были дешевыми поделками, то в последние годы это проекты AAA-уровня, в которые играют миллионы геймеров.
Среди них есть как изначально бесплатные, так и перешедшие на free-to-play модель после платной подписки. War Thunder, Crossout, EVE Online, Destiny 2 – все это игры очень достойного качества, пусть и онлайновые. Хотя в Destiny 2, например, есть и сюжетная кампания.
Эта – тоже бесплатная. Да ещё и для смартфонов!
Подтягивается и традиционно презираемый хардкорными игроками мобильный гейминг. Если раньше телефоны были прибежищем простеньких платформеров и головоломок, то теперь там есть как вполне добротные версии «больших» хитов типа Fortnite или PUBG, так и собственные хиты, например, Call of Duty Mobile.
Вся их экономика держится именно на донатах. Но платить никто не заставляет. И за счет немногочисленных «китов», вкладывающих в эти игры серьезные деньги, все остальные могут играть совершенно бесплатно.
Самое забавное – часто одни и те же люди жалуются как на засилье доната, так и на космические цены игр для тех же PS4 или Switch, где донатов нет.
3. Развитие киберспорта
Финалльная игра в чемпионате по Dota 2.
В последнее время киберспорт растет семимильными шагами. Но чтобы игра оставалась киберспортивной дисциплиной, ей требуется постоянная поддержка разработчиков.
Мы не раз видели, когда разработчики запускали краудфандинговые кампании. По сути это тот же донат, благодаря которому формируются призовые фонды различных соревнований. Это не только помогает финансово поддерживать команды, организации и организаторов соревнований, но и обеспечивает играм надежное будущее в качестве киберспортивных дисциплин.
Кроме того, краудфандинг может подогревать интерес к событиям. Подобные кампании проводятся практически для всех основных игр, например, League of Legends, Dota 2 и CS:GO.
Все правда так хорошо?
В некоторых странах лутбоксы приравнены к азартным играм.
Конечно же, нет. Но если вы дочитали до этих строк, то наверняка согласны хотя бы с некоторыми из приведенных выше аргументов. При этом нельзя сказать, что микротранзакции являются безусловным добром, по крайней мере в их нынешнем виде.
Как и во многих подобных случаях, микротранзакции – это инструмент. А то, как им пользоваться, остается полностью на совести разработчиков. Многие из них откровенно злоупотребляют этим средством.
Спортивные игры – один из самых сильных источников негатива о донатах.
Например, часто встречаются случаи блокировки существующего контента, сильного затруднения раскрытия предметов или прохождения игры для игроков, которые не платят.
Однако, есть и позитивные примеры – например, покупка косметических предметов, платное расширение объема хранилищ, смена имени персонажа. В этих случаях все донаты, во-первых, являются полностью добровольными, а во-вторых, не дают игрового преимущества.
Мое мнение – микротранзакции стоит более жестко регулировать. Тогда они не будут превращаться в казино с лутбоксами и pay-to-win, сохраняя свою функцию по поддержке разработчиков. И станут гораздо более приемлемы для игроков. А как вы считаете?
Стоит ли донатить в играх
Во многих играх одним из главных недостатков отмечают донат. При этом над людьми, которые его яростно используют, находится груз непонимания в игровых сообществах: «типо задонатил и рад».
Поддержка разработчиков
Да, к большому сожалению, уже давно прошла пора горы альтруистов, которые были готовы отдавать души и время, чтобы в конечном итоге прийти к успеху. Сейчас таких очень мало, в основном на инди-полигоне. Миром правит коммерция, а значит, что, чем сильнее окупилась игра, тем выше шанс получить к ней DLC или продолжение.
Повышение сложности
Ну, а кто не слышал о различных «заточках» в PvP-играх. Работают они с довольно низкими шансами на высоких уровнях и к тому же риском сломать вещь. Но не беда, есть страховка. Но она платная. К слову, это один из видов доната, который я не советую использовать, а вот почему.
То, что у вас есть желание стать самым сильным на сервере, не является чем-то плохим. Такой вклад денег можно даже назвать оправданным [об этом ниже]. Проблема в том, что контент игры идёт вперёд и через некоторое время станет средним уровнем, а значит, что придётся вкладываться вновь и вновь. Механики разные, но в основном используют принципы азартных игр, поэтому не стоит увлекаться, ведь это может перерасти в зависимость. В дополнение стоит обратить внимание на расход бюджета и упущенное возможности.
Сила эмоций
Ты недооцениваешь мою мощь
Самое ужасное, если донат подменяет умение играть, и игрок просто тратит огромные деньги ради превознесения над смертными. Наверное, таких игроков знает каждый корейский сервер. О некоторых даже ходят слухи, мол работает в Газпроме, раз столько может спокойно на игру тратить. Вопрос только в том, что умение играть это не добавит и в равных возможностях просто втопчут в землю.
Разработчики всячески пытаются заработать на своих проектах. Добросовестные внедряют косметические вещи, недобросовестные. продают PtW-предметы (заплати для победы). И их ненавидит сообщество игроков и. это правильно. Это ни чуть не лучше читов и уловок. Только официально.
Когда ставки в играх делаются на то, у кого больше денег тот и победил, вкладываться я не рекомендую. Обычно, всегда найдется десяток тех, у кого их больше, а следовательно ваш вклад будет ничтожным. Лучше вложить время и научиться играть. Ну и прикупить классный скин, чтобы все знали: «Кто папа на сервере».
Донат в играх. Что это такое, и с чем его едят
Шалом, братки. Кто пишет вам? Быдлонид пишет, вместе с Демшем. Итак, господа, мы собрали вас здесь… нет, мы вас не собирали тут, вы сами припёрлись, так что раскройте глаза пошире и читайте! Итак, что вы знаете о донате? Денежку платим? Верно. А ещё? Нет, не умничайте, пожалуйста! Я создам иллюзию того, что я тут самый крутой и умный. Погнали, в общем.
[Интро-куб] Ну-с, господа… Донат – это оплата чего-либо, причём совершенно добровольно, официанту на чай, админам на пивасик, Цониду на хавчик, понятно, да?
За донат в играх мы обычно приобретаем себе разные плюшки типа розовых камуфляжей на Калаши, наклейки с Хеллрейзерс и штаны за 40 гривен.
1 Часть. Кто, кому, зачем
Так, давайте я сначала поведаю вам о типах, прежде чем вдаваться в глобальную аналитику.
В ММОРПГ донат – это обычно покупка чего-либо бесполезного, но охренительно красивого, либо чего-то полезного, но охренительно дорогого. Обычно такая система в играх по типу free-to-play. Однако в некоторых платных играх (pay-to-play) донат тоже присутствует, но обычно это, например, как в World Of Warcraft, – красивый шлем на боевого пони.
Те, кто хоть раз платил в игру, сразу становятся Донатерами. Это очень, очень страшные люди – они требуют от разработчиков чего-то крутого, думают, что они элита игры, мол, мы вам платим с обедов в столовой, так что давайте нам что-то крутое. Эти парни хвалятся тем, что поддерживают разработчиков, но им невдомёк, что большая часть денег уходит мутному дядюшке менеджеру с М’Эй-Лру, а до самих разработчиков доходят суммы в разы меньшие тех, которые ты засунул в терминал.
Что печальнее всего, так это то, что подавляющее число как издателей онлайн-игр, так и самих разработчиков начинают с так называемого «доната, который якобы не нарушает баланс». И действительно, сначала игрок платит бачинские и получает бронелифчик на эльфийку, костюм человека-паука для своего орка или камуфляж с узором из сердечек для автомата. Такой донат совершенно необязателен, но у многих игроков тяга к позёрству – и хомячки покупают, и хвалятся друг перед другом: «Абрам, таки я такой удивительный узор на огнемёт купил, солнцеворот называется», «Чуваки, го ко мне, зацените, как у моей эльфийки задница торчит из-под бронетрусов!».
Донат в таком виде существует недолго…
Безобидные микротранзакции выливаются в нечто ужасное, ой, мама, такое ужасное, что я-таки удивляюсь, а не жалко ли гроши последние вываливать в игру? Итак, разработчикам нужно больше золота, и в игре становится возможным (зачастую даже нужным) покупать во внутриигровом магазине разные ништяки и нямки, чтобы быстрее раскачать своего персонажа, чтобы нагибать, и чтобы самого не нагибали. В итоге комьюнити делится на две части: нищеброды, играющие со стандартными скинами, потом и кровью зарабатывающие опыт и дроп в играх, и мажорики, которые накупив крутых пушек и шмоток идут крошить нубов в порошок, а также слушать стоны и вопли разочарования. Маты в свой адрес, если по-русски. Обычно скоро здравого смысла становится всё меньше, а жадность растёт, и, что характерно, даже тогда люди продолжают играть. Но самый сок начинает твориться на форумах игры: пожары, всюду пожары! Игроки-хардкорщики и донатеры-халявщики поливают друг друга помоями, доказывая свою правоту.
Игроки начинают писать на форумах, плакаться, что донат убивает игру. В основном это делают люди в возрасте 10 – 20 лет. Поднимается вой: «Серверы пустеют! Распугали всю целевую аудиторию игры!». Эти индивиды начинают пугать всех, что никто донатить не будет, что игра загнётся, но дело-то в том, что целевая аудитория игры – не школьники и студенты, хоть они и составляют львиную долю онлайна.
Совпадение? Я так не думаю.
Дело в том, что есть на свете такие люди, которые много зарабатывают. Такие бизнесмены, дядьки с тугими кошельками и молодыми жёнами. И в таких семьях есть дети. Точно такие же, как и везде, только ЧСВ более пухленькое, раздутое. И эти детишки пока не могут ничего добиться в реальной жизни, может потом в тридцать лет они увековечат своё имя, а пока они просто пшик, малолетние неудачники, как, в принципе, все мы. И даже я. И даже если богатенькие дети получат дорогие подарки от родителей в виде золотых часиков, Айфонов или ещё чего-то – всё равно они ничего не добившиеся (повторяю, пока) дети. Но эти дети играют в игры, как, впрочем, и все мы.
Отличие их от нас, нищебродов, в том, что богачи – платежеспособные игроки, Правильные в понимании разработчиков. Пока мы качаемся, правильные игроки покупают за двадцать штук зелёных топорики в Линейке для того, чтобы нагибать. Такие донатеры в месяц вкладывают в игру столько же, сколько вся остальная нищая школота вместе взятая.
Итак, какой строй должна иметь игра, чтобы в неё вливалось огромное количество денег?
На самом деле никогда в игре не будет прямо-таки такого жуткого доната, что нужно будет отдаваться в анальное рабство, см. первую причину выше. Нужно быть просто готовым к тому, что иногда в кучу бесплатников ввалится донатный бог, и нужно будет чуть-чуть пострадать.
«Так было, так есть и так будет всегда!»
2 Часть. Жертвы системы, что будет
А теперь вторая часть статьи. Поговорим об играх, которые почти убиты донатом. Итак, в основном, дикий донат имеют ММО. Далеко ходить не нужно – просто зайдите в лаунчер Игр Мейл.ру. Абсолютно все игры заполнены донатными шмотками чуть более, чем полностью. Самые яркие примеры – ArcheAge и Warface. В первую игру я не играл, а вот во вторую наиграл много, и знаю, что там да как. Многие стволы и шмотки, с которыми можно хоть как-то справляться на сложных миссиях – либо за донат, либо очень долго фармятся.
Но не нужно ругать разработчиков за это – виноваты локализаторы, а в Матушке-России они очень жадные. Не верите? В китайском Варфейсе вообще нет доната. Не было, по крайней мере. Стволы, правда, давались лишь на некоторое время, но ни одной пушки или вещи за донат. Про судьбу ArcheAge можете прочитать в давнишней статье на нашем сайте.
Играли в Survarium? Да, весьма неплохая игрушка про апокалипсис. А заходили в магазин? Там всего шесть вещей. Самая дешёвая – 1 бакс, не очень много, да? Дело в том, что в игре не купишь многого за 100 золота – именно столько мы получим за 60 рублей. А самая дорогая вещь – 100 баксов. Считать умеете? Умножьте на текущий курс рубля. Не в том дело, что вещи уникальные, дело в том, что за шмотки, которые покупаются уже на четвёртом часу игры, разработчики просят огромные деньги.
Наглость? Жадность? Глупость? Хитрость? Называйте, как хотите, но люди покупают, бегают и возмущаются, почему их убивают с ржавой Мосинки, когда они такие про-донатеры. Или новая экономика? Тащи, как хочешь, убивай с одного выстрела в голову, если команда проиграет, а экипировка сильно износилась – можете оказаться в нехилом таком минусе. Что, говорите? Новые шмотки? А вот хрен вам, играйте на базовых, восстанавливайте деньги. Но можно задонатить, и проблемы решатся.
Но это донат внутриигровой, в собственных магазинах. Он зачастую не влияет на игровой процесс уж очень сильно. В том же Warface нужно всего-то руки прямые иметь, да терпение – и можно будет хоть с чем убивать, хоть камнями кидаться, спросите у Скипарта.
Есть более страшные вещи, и имя им – DLC.
EA завышает цену играм, режет игры на дополнения, вынуждает покупать DLC, ибо без них игра сильно урезана. Так и в Battlefield, и в Titanfall, и в Sims 4. Игры без DLC не полные, а урезанные максимально, такое чувство, что играешь в демку. Но опустим игры от EA. Они не самое ужасное, не самое жадное, что есть на свете.
С каждым разом дополнения всё дороже, а весят всё меньше. Я это к чему – жадность губит. Почитайте отзывы в Steam, комментарии к каждому новому DLC для Payday. Люди не хотят тратить деньги на ветер. Но нет, игра не лишится поддержки деньгами, ведь богачи покупают. Игра с каждым разом теряет в онлайне, а у каждого четвёртого над башкой красная табличка. В конце концов, в игре будут либо богачи, которым не жалко выкладывать деньги на бесполезные дополнения, либо читеры, которые взламывают игру на DLC.
И так почти с каждой игрой. Уж поверьте мне, очень неприятно видеть трёхзначные цифры во внутриигровом магазине, всё желание отпадает играть. А сейчас разработчики пошли ещё наглее: в платной игре за тысячу деревянных они, представляете, торгуют премиумными валютами. Да, я о Ubisoft. Это началось, по-моему, ещё в Assassin’s Creed Black Flag, а вот сейчас в The Crew. Очень печально это, причем игры-то эти не реиграбельные почти, серверы пустые, играть не с кем, чувствуешь себя главным героем фильма «Я – легенда».
Все мои недовольства, с другой стороны, убиваются одной фразой: «Если есть деньги, почему бы и не задонатить их в любимую игру?».
Как не дать детям потратить все ваши деньги на донат в играх
И куда писать, если это все-таки случилось
К концу 2020 года игровая индустрия заработала почти 180 млрд долларов.
Это больше, чем у мирового кинематографа и американской спортивной индустрии вместе взятых. И свыше 70% выручки компаний приходится на микротранзакции, или донаты — покупки, которые совершаются уже внутри самих игр. Они свойственны бесплатным проектам, в том числе мобильным. Хотя в последние годы донат проник и в компьютерные и консольные игры, которые игроки должны покупать — а затем еще и доплачивать за украшения или контент.
О чем вы узнаете:
Что можно купить за микротранзакции
Контентные дополнения (DLC, адд-оны). Больше свойственны одиночным играм, но и в многопользовательских встречаются нередко — к примеру, разработчики могут выпустить новые уровни за дополнительную плату.
Сезонные пропуски (season pass). Это своеобразные подписки, которые открывают доступ ко всем будущим дополнениям в момент выхода. Приобретение сезонного пропуска обходится дешевле, чем всех дополнений по отдельности. Иногда действие «сизон-пассов» ограничено сроком в год — после истечения срока нужно покупать новый, чтобы продолжить открывать контент.
Ускорители прогресса. Это активаторы, которые увеличивают поступающий поток денег или опыта — например, в полтора или два раза. Позволяют сократить время на прокачку.
Лутбоксы (кейсы, контейнеры, ящики). Это одноразовые предметы, из которых выпадает вещь или скин случайной ценности. Чем дороже вещь, тем ниже шанс, что она выпадет. Иногда лутбоксы сами по себе бесплатны, но нужно покупать ключ — предмет, который его открывает.
До конца 2010-х годов лутбоксы были широко распространены, но в какой-то момент игровое сообщество настолько возмутилось их повсеместным внедрением, что на это обратили внимания правительства стран — так, в Бельгии открытие лутбоксов приравняли к азартным играм из-за элемента случайности. Поэтому большинство издателей отказались от такой механики в пользу боевых пропусков.
Боевые пропуски (battle pass). Это подписка, которая награждает игроков скинами или предметами за выполнение определенных заданий. Чем больше заданий он закрыл, тем ценнее открываются предметы.
Как победить выгорание
Как игры стимулируют покупать донат
Платят за донат далеко не все игроки. В зависимости от игры микротранзакции совершают до 20% аудитории, но именно это меньшинство приносит огромные деньги. В сети то и дело всплывают истории о том, как игроки донатили тысячи долларов, и порой это были не взрослые состоятельные люди, а дети, добравшиеся до кредиток родителей.
Конечная цель издателей — максимизировать выручку. Поэтому на сегодняшний день существует немало способов подтолкнуть игрока к микротранзакциям.
Один из них — это иллюзия выбора. Часто разработчики дают возможность получить некий предмет бесплатно, но для этого придется потратить десятки часов реального геймплея, пока не выполнишь нужные условия.
Другой путь — вложить в игру реальные деньги и получить его мгновенно. Многие игроки считают это вполне справедливой опцией, особенно если игра бесплатна, ведь ее все равно не нужно было покупать, а 100 Р за скин — мелочь.
Но проблема в том, что «честный» способ нередко намеренно усложняют, чтобы у игрока возник соблазн заплатить. К примеру, слишком много времени придется выполнять задания, которые со временем могут надоесть.
Другая уловка заключается в использовании «донатной» валюты. Зачастую для того, чтобы купить донат, сначала нужно приобрести внутриигровые средства. «Донатная» валюта хорошо маскирует реальную стоимость продукта, ведь игрок не сразу привыкает к тому, сколько может стоить одна единица внутриигровых средств в переводе на настоящие деньги, и потому охотнее их использует.
В последнее время мобильные издатели также стали все чаще использовать механику точечных продаж. Система отслеживает, предметы какого типа игроку интересны сильнее всего, и время от времени предлагает ему специальные предложения — например, скидку на автомат, на который он давно поглядывал в виртуальном магазине.
Причем, чтобы людям не показалось, что за ними следят, механику точечных продаж маскируют: выверенные предложения разбавляются «мусорными», которые почти наверняка будут отклонены.
Наконец, многие игры склоняют к покупкам традиционными способами — через жесткие лимиты по времени. Возможно, вы обращали внимание, как в типичных «раннерах» в духе Subway Surf после поражения игра предлагает за «донатную» валюту продолжить забег — тогда накопленный прогресс сохранится. Но предложение действительно буквально 7—10 секунд.
Такой трюк склоняет к импульсивному и неосознанному выбору — пока голова горяча от поражения, выше вероятность, что игрок не откажется от продолжения забега. Точно так же устроены игровые автоматы — внеси новый жетон и играй дальше.
Как запретить микротранзакции на телефоне
Если у вашего ребенка отдельный телефон, то лучший способ контролировать его расходы на игры и приложение — это установка родительского контроля. Т—Ж уже рассказывал, как установить родительский контроль на Ай-ос и Андроиде, поэтому не будем повторяться. Единственное, о чем здесь стоит позаботиться, это установка соответствующих ограничений. В «Гугл-плее» функция называется «Подтверждение покупок», а в Эпсторе — «Попросить купить».
Теперь перейдем к способам запретить микротранзакции на самих устройствах — например, в случае, если вы даете ребенку свой телефон, но не хотите, чтобы он во время игры без спроса купил виртуальные предметы.
Андроид. зайдите в приложение Гугл-плей и в настройках включите опцию «Запрашивать аутентификацию при всех покупках». Теперь при каждой попытке купить что-то внутри игры телефон попросит ввести логин и пароль от аккаунта либо подтвердить личность с помощью биометрии: скана лица или отпечатка пальца.
Ай-ос. на Айфонах внутриигровые покупки отключаются не в Эпсторе, а в общих настройках системы. Откройте меню «Экранное время», затем «Контент и конфиденциальность» и включите одноименную опцию. После этого откройте вкладку «Покупки в iTunes и App Store» и отключите встроенные покупки.
Там же при желании можно в целом запретить установку и удаление приложений, а если вернуться в меню «Контент и конфиденциальность» и нажать на «Ограничения контента», откроется большой список настроек — например, запрет скачивать игры с определенным возрастным ограничением.
Как ограничить траты ребенка на Сони Плейстейшне
На консолях родительский контроль тоже присутствует. Чтобы активировать его на Плейстейшне, нужно зайти на сайт PS Network, войти в свой аккаунт и перейти в настройки учетной записи. Там вы увидите графу «Управление семейным доступом» — перейдите в нее и нажмите кнопку «Настроить». После этого нажмите «Добавить ребенка», укажите дату рождения с электронной почтой и придумайте пароль.
После создания профиля можно будет настроить разные ограничения — от лимита игрового времени до использования браузера.
Как ограничить донаты на Иксбоксе
На Иксбоксе можно не только ограничить сумму на расходы, но и сделать так, чтобы перед каждой попыткой что-то купить родитель сперва одобрил транзакцию. Для этого нужно зайти в настройки семейного доступа учетной записи «Микрософта».
Добавьте ребенка в семью — зарегистрируйте для него аккаунт и отправьте ему через настройки семейного доступа приглашение, примите его:
Когда ребенок появится в семье, нужно найти его в настройках и выбрать графу «Расходы». В разделе «Просить совершить покупку» включите ползунок «Для приобретения требуется разрешение организатора». Там же можно настроить отправку писем, если ребенок что-то приобрел.
Также на Иксбоксе можно настроить отдельный кошелек для ребенка и самостоятельного его пополнять. Для этого на главной странице родительского контроля нужно нажать «Добавить деньги» напротив профиля.
Все это также можно осуществлять через фирменное мобильное приложение — Xbox Family Settings App:
Как настроить родительский контроль на Нинтендо-свитч
На консолях Нинтендо родительский контроль работает таким же образом. Через официальный сайт зайдите в свою учетную запись и перейдите во вкладку «Семейная группа». Нажмите на «Создать детскую учетную запись». Заполните данные о своем ребенке. Как только вы зарегистрируете ему аккаунт, он появится в списке семьи со значком «Наблюдается».
Как настроить родительский контроль в Steam и Epic Games Store
В Steam родительский контроль позволяет ограничить доступ к отдельным играм или даже функциям: например, можно отключить сообщество или магазин, через который производятся все покупки, включая донат. Для этого нужно открыть настройки, выбрать графу «Семья» и нажать «Управление семейным просмотром». А дальше — выбрать, что вы хотите ограничить, и задать пин-код:
В Epic Games Store покупки через родительский контроль работают по схожему принципу: в настройках можно задать ограничение по возрасту для игр и включить опцию запроса пин-кода во время покупок.
Все это настраивается в учетной записи на сайте — в самом приложении EGS такой функции пока нет.
Что еще можно сделать
Поговорите с ребенком. Объясните ему, что некоторые покупки в играх стоят реальных денег.
Предложите альтернативу — купите несколько хороших премиальных игр тех жанров, что им нравятся. Да, это выйдет дороже, чем просто скачать бесплатную игру на телефон, но зато ребенок сможет наслаждаться геймплеем, а не отвлекаться на постоянные предложения что-нибудь купить.
Ну а если ребенок все же хочет периодически «донатить» в любимой игре, договоритесь о лимите на траты. Ничего плохого не случится, пока микротранзакции ограничиваются небольшими суммами и происходят нечасто. Только будьте осторожны: некоторые виды доната, такие как лутбоксы, могут затягивать — не зря их в некоторых странах приравняли к азартным играм.
Что делать, если покупка все же случилась
Обратитесь в поддержку платформы, на которой ребенок потратил деньги. Площадки регулярно сталкиваются с такими ситуациями и потому готовы пойти на уступки. Но не тяните с обращением — у сервисов есть ограничения во времени с момента транзакции. Обычно это 48 часов. Если срок превышен, получить возврат будет гораздо сложнее.
Обратите внимание, что многие из платформ запрещают пользоваться площадками и играми, если человек не достиг определенного возраста. Так, в Steam можно зарегистрироваться лишь с 13 лет. Поэтому, скорее всего, после обращения и успешного возврата денег аккаунт ребенка могут заблокировать, пока он не достигнет нужного возраста.
О том, как оформить возврат средств на площадках «Эпла», «Гугла» и «Микрософта», у нас выходил отдельный материал. В Steam же нужно перейти на сайт поддержки и открыть графу «Покупки», а затем нажать на нужную транзакцию. В появившемся меню выберите «Я хочу запросить возврат средств».
В Epic Games Store возврат работает по схожему принципу. Заходите в учетную запись через сайт Epic Games, выберите вкладку «Транзакции» и нажмите на нужную операцию:
В случае с поддержкой Плейстейшна вы можете либо написать письмо по адресу networksupport@ru.playstation.com, либо позвонить по номеру 8-800-200-76-67. Номера для звонков из других стран можно найти здесь.
Важно понимать, что если приложения или донат купили без вашего ведома, согласно пользовательским соглашениям сервисов ответственность за это лежит целиком на вас. Поэтому поддержка имеет право вам отказать — особенно при превышении сроков возврата.
Если поддержка платформы все же отказала, обратитесь в поддержку игры напрямую. Велик шанс, что они войдут в ваше положение, ведь платформа разбирается со всеми играми сразу, а здесь вы общаетесь напрямую с разработчиками. Но и они тоже могут не оформить возврат — это их право, а не обязанность.
Параллельно попробуйте дозвониться до платежной системы или банка, с которой списались деньги. К примеру, платежи Steam, Epic Games Store, Ubisoft и Roblox в России обрабатываются компанией Xsolla — оставить заявку в службе поддержки можно на этой странице.