почему мусульманкам нельзя красить волосы в черный цвет
Почему мусульманкам нельзя красить волосы в черный цвет
Разрешено ли мусульманам красить волосы в черный цвет?
Вопрос: В Рамуз аль-Ахадисе пишется, что: «Перед Судным днем появятся такие люди, которые будут окрашивать свои волосы в черный цвет, словно зоб у голубя. Эти люди не почувствуют запах Рая».
Действительно ли окрашивание волос в черный цвет имеет такие последствия? Этот запрет относится к мужчинам и к женщинам, вне зависимости от их возраста? Не могли бы вы объяснить данный хадис?
Посланник Всевышнего Аллаха сказал:
«В последние времена появятся люди, которые будут красить (волосы) в черный цвет, подобно (цвету) груди голубя. И (такие) не почувствуют (даже) запаха Рая» (Несаи, Зинат, 15; Абу Давуд, Тараджуль, 20; Маснад, 1/273).
В данном хадисе указывается то, что люди, покрасившие бороду или волосы в черный цвет не только будут лишены возможности войти в рай, но и не почувствуют даже его запаха на протяжении 500 лет.
Большинство мусульманских ученых едины во мнении, что окрашивание волос в черный цвет является макрухом. Имам Набави, Газали, Шафии, а также ряд других ученых придерживаются мнения, что это действие полностью запретно (харам).
По мнению ханафитов, красить седые волосы в черный цвет без необходимости является макрухом. Так, во время совершения джихада, участники сражений окрашивали свои бороды и волосы в черный цвет, дабы выглядеть перед врагом более устрашающе.
Стоит отметить и следующий факт: до возникновения Ислама иудеи и христиане избегали окрашивания волос и изменения их цвета, думая, что верующему не подобает украшать себя подобным способом. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) попросил своих сахабов окрашивать волосы и бороду, для того, чтобы отличаться от предыдущих обладателей Писания. Он сказал:
«Иудеи и Христиане не красят [волосы и бороду]. Так будьте же противоположны им [красьте]». (Муслим, Либас 80)
Другой хадис нашего Пророка (да будет доволен им Аллах), звучит следующим образом:
«Однажды пришел человек, окрасивший свои волосы хной. Наш Пророк (мир ему) сказал: «Красиво!». Далее, этот человек покрасил волосы хной и специальным растением. На что Пророк (мир ему) сказал, что «Это лучше предыдущего». Затем, когда он (мир ему) увидел кого-то покрасившего волосы в более светлый цвет, то он сказал: «Это лучше всего». (Абу Давуд, Тараджуль 19).
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) так же говорил:
«Чтобы скрыть седину, лучше всего использовать хну». (Абу Давуд, Тараджуль 18)
Следовательно, окрашивать волосы в более светлые тона является мустахабом (одобряемым, хорошим действием). Женщинам же красить волосы не является макрухом.
Можно ли красить волосы в черный цвет?
Вопрос: Можно ли красить волосы в черный цвет?
Ответ: Что касается окрашивания волос в черный цвет мужчинами и женщинами, то большинство ученых сказали, что это запрещено, а некоторые сказали, что порицаемо.
Разногласия в понимании хадиса Посланника Аллаха (мир ему и благословение), в котором говорится:
يكون قوم في آخر الزمان يخضبون بالسواد كحواصل الحمام لا يريحون رائحة الجنة
«В последнее время (ближе к концу света) будет народ, который будет окрашивать свои волосы в черный цвет, подобно голубиной груди (у голубей грудь бывает черной в основном), они не почувствуют запаха Рая» (ат-Тирмизий).
Если человек хочет красить волосы, то пусть красит в любой цвет, кроме черного, как сказано в хадисе:
غيروا هذا بشيء واجتنبوا السواد
«Измените это (цвет волос) и остерегайтесь черного цвета (то есть красить в черный цвет)» (имам Муслим). Это решение действует в отношении чисто черного цвета, что касается коричневого или других темных цветов, то нет запрета в этом.
По сунне Пророка (мир ему и благословение) и следуя сподвижникам, желательно красить бороду хной, она придает темно-красноватый оттенок. Тому, кто желает красить волосы, пусть красит хной.
Ибн Ахмад
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Окрашивание волос в черный цвет
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.
Учёные разошлись во мнениях относительно вопроса окрашивания волос в чёрный цвет. Одни учёные считали это нежелательным действием (макрух), некоторые дозволяли его, но, согласно основополагающему мнению шафиитского мазхаба, это действие считается запретным.
Шейх уль-Ислам Абу Закария ан-Навави (631–676 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в своей книге «Аль-Маджму» (1/294):
اتفقوا على ذم خضاب الرأس أو اللحية بالسواد، ثم قال الغزالي في الإحياء والبغوي في التهذيب وآخرون من الأصحاب هو مكروه: وظاهر عباراتهم أنه كراهة تنزيه: والصحيح بل الصواب أنه حرام: وممن صرح بتحريمه صاحب الحاوي في باب الصلاة بالنجاسة: قال إلا أن يكون في الجهاد: وقال في آخر كتابه الأحكام السلطانية يمنع المحتسب الناس من خضاب الشيب بالسواد إلا المجاهد: ودليل تحريمه حديث جابر رضي الله عنه قال أتي بأبي قحافة والدأبي بكر الصديق رضي الله عنهما يوم فتح مكة ورأسه ولحيته كالثغامة بياضا فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم غيروا هذا واجتنبوا السواد رواه مسلم في صحيحه والثغامة بفتج الثاء المثلثة وتخفيف الغين المعجمة نبات له ثمر أبيض وعن ابن عباس رضي الله عنهما قال قال رسول الله صلى الله عليه وسلم يكون قوم يخضبون في آخر الزمان بالسواد كحواصل الحمام لا يريحون رائحة الجنة رواه أبو داود والنسائي وغيرهما ولا فرق في المنع من الخضاب بالسواد بين الرجل والمرأة: هذا مذهبنا
«Учёные (шафииты) согласились с порицанием окрашивания головы или бороды в чёрный цвет. Аль-Газали в труде “Ихья”, аль-Багави в книге “Ат-Тахзиб” и другие учёные (шафииты) сказали, что это нежелательно (макрух), и, согласно буквальному смыслу их слов, это макрух ат-танзих[1].
Однако согласно достоверному и правильному мнению, это запрещено. К тем, кто сказал о запретности этого, относится автор книги “Аль-Хави” (аль-Маварди). В разделе о намазе, совершённом с нечистотой, он пишет: “Это запрещено, если речь идёт не о джихаде”[2].
Также он сказал в своей книге “Аль-Ахкам уль-Султания”: “Мухтасиб[3] запрещает окрашивать седину в чёрный цвет всем, кроме муджахидов, и доказательством запрета служит хадис Джабира (да будет доволен им Аллах): “В день покорения Мекки привели Абу Кухафу, отца Абу Бакра ас-Сыддика (да будет доволен Аллах ими обоими). При этом его голова и борода были белыми, как цветы растения сагама, и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Измените это[4], но избегайте чёрного цвета”” (Муслим).
Со слов Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
“На исходе времён появятся люди, которые будут красить волосы в чёрный цвет, подобный цвету груди голубя. И такие не почувствуют даже запаха Рая” (Абу Дауд, ан-Насаи и другие). В том, что касается запрета окрашивания волос в чёрный цвет, то между мужчиной и женщиной нет разницы, согласно наиболее достоверному мнению в мазхабе».
Однако имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) в книге «Равдат ат-Талибин» (1/364) делает исключение:
خضاب المرأة بالسواد إن كانت خلية من الزوج و فعلته فهو حرام و إن كانت زوجة و فعلته بإذنه فجائز على المذهب
«Незамужней женщине запрещено красить волосы в чёрный цвет, но если она замужем, то с позволения мужа это дозволяется, согласно мазхабу».
Желательно окрашивать волосы хной.
В «Кувейтской энциклопедии фикха» (2/281) говорится:
اتَّفَقَ الْفُقَهَاءُ عَلَى أَنَّ تَغْيِيرَ الشَّيْبِ بِالْحِنَّاءِ أَوْ نَحْوِهِ مُسْتَحَبٌّ لِلْمَرْأَةِ كَمَا هُوَ مُسْتَحَبٌّ لِلرَّجُل ، لِلأْخْبَارِ الصَّحِيحَةِ فِي ذَلِكَ
«На основании достоверных сообщений учёные-фахики единогласны в том, что маскировка седины [покраской] хной либо веществом, подобным ей, является желательным действием (мустахабб) как для женщин, так и для мужчин».
Сообщается, что Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) сказал, что слышал, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) произнёс:
إنّ أحسن ما غيرتم به الشيب الحناء والكتم
«Наилучшее из того, чем вы закрашиваете седину – это хна и катам». (ат-Тирмизи, Абу Дауд)
Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773–852 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал в книге «Фатх уль-Бари» (10/355):
والكتم نبات باليمن يخرج الصبغ أسود يميل إلى الحمرة وصبغ الحناء أحمر فالصبغ بهما معا يخرج بين السواد والحمرة
«Катам – это растение, встречающееся в Йемене, при окраске даёт чёрный цвет с оттенком красного. Хна же при окраске даёт красный цвет. А при смешивании они дают оттенок между чёрным и красным».
А Аллах знает лучше.
[1] В книге «Аль-Фикх уль-Манхаджи» приводится деление макруха на «ат-тахрим» и «ат-танзих»: «Макрух-тахрим – это то, что Шариат требует от нас оставить в категоричной форме, однако в более мягкой форме, чем требует оставить харам. За отказ от макрух-тахрима следует награда за подчинение повелению Всевышнего Аллаха, а за совершение макрух-тахрима следует наказание, не достигающее, однако, степени наказания за совершение харама. Например, суннат-мутлак намаз, совершённый в период восхода или захода солнца – макрух-тахрим. Макрух-танзих – то, что Шариат не в категоричной форме требует от нас оставить, например, соблюдение поста во время хаджа в день Арафа. За несоблюдение поста в таком случае будет дарована награда за подчинение повелению религии, однако соблюдение поста не считается грехом.
[2] Цель этого – устрашение врага.
[3] Мухтасиб – специальный служащий, следивший за претворением в жизнь исламских моральных норм, которые заключаются в «воздержании от порицаемого и побуждении к дозволенному». Одной из обязанностей мухтасиба была профилактика правонарушений, для чего они вели просветительскую кампанию среди населения. В зависимости от тяжести правонарушения мухтасибы могли предупреждать либо в крайнем случае наказывать публичным побиванием палками.
Стрижка и окрашивание волос
Можно ли мусульманке иметь короткую стрижку?
Как хотите, на ваше усмотрение. Следует лишь принять во внимание переданное имамом ‘Али: «Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) запрещал женщинам брить налысо волосы на голове»[1]. Подобное действие относится к нежелательному (макрух). В то же время нежелательность аннулируется необходимостью, например, медицинской[2].
Я жду ребенка. Можно ли беременной женщине подстричь волосы, чтобы улучшить их внешний вид? Некоторые говорят, что делать это во время беременности запрещено.
В Исламе нет запретов на этот счет.
И напомню вам высказывание пророка Мухаммада о плохих предзнаменованиях. У Пророка однажды спросили про приметы (суеверия, плохие предзнаменования), и он ответил: «Лучшее — аль-фа’ль (все то, что предзнаменует хорошее и положительное). [А вот плохие предзнаменования] не должны останавливать мусульманина [не должны препятствовать реализации его намерений и планов]. Если кто-то из вас увидит порицаемое им [то, что в его народе считается плохим предзнаменованием], то пусть скажет: «Аллаахумма, ля я’ти биль-хасанаат илля анта, ва ля ядфа‘ус-сайи’аат илля анта; ва ля хавля, ва ля куввата илля бикь» (Господи, все хорошее только от Тебя и защищаешь от плохого только Ты. Нет ни силы, ни могущества, кроме как у Тебя)»[3].
Мои подруги (немусульманки) спросили меня о допустимости для мусульманки окрашивания волос. Сама я этим никогда не занималась по той причине, что от этого волосы портятся. Надира.
Можно ли красить волосы? Фаина, Тольятти.
Разрешено ли красить волосы в черный цвет или в цвет темнее оттенка собственных волос краской природного происхождения (басмой)? Рамиля.
Вы можете красить волосы, выбирая цвет по своему усмотрению, желанию.
В своде хадисов имама аль-Бухари имеется хадис, который четко говорит о допустимости окрашивания волос[4].
Некоторые ученые поясняли, что лучше не использовать черный цвет. В своде хадисов имама Муслима, а также у Абу Дауда и аль-Хакима есть упоминание об этом. Имам ан-Навави говорил о значительной нежелательности (макрух тахриман) окрашивания волос в черный цвет. Но, например, имам аль-Халими считал, что нежелательность касается мужчин и не относится к женщинам. Имам Малик также говорил о нежелательности черного цвета[5].
В то же время немалое количество ученых оговорили, что упомянутая в своде хадисов имама Муслима ситуация с отцом Абу Бакра, Абу Кухафой (волосы его были абсолютно седыми) и то, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) оговорил пожелание окраски волос Абу Кухафы, но только без использования при этом черного цвета, касается именно данного человека. Достоверно известно, что несколько сподвижников Пророка, а также некоторые ученые последующих веков красили волосы в черный цвет[6].
Из этого краткого, но очень выверенного изложения можно заключить, что запрет в вопросе окрашивания волос полностью отсутствует и данное действие не относится к разряду «изменения творения Создателя», сатанинская пагубность которого оговорена в Коране[7].
Главное, чтобы применяемое вами средство не было подобно лаку или жиру, которые очевидным образом препятствуют промыванию и протиранию. Краска не должна создавать пленку (оболочку), которая не дает воде проникнуть к вашим волосам.
Надеюсь, вы знаете, что обтирание некоторой части волосяного покрова головы является одной из четырех обязательных составляющих (фард) малого омовения (вуду’)[8].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 518, хадис № 5049, «да‘иф»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 346, хадис № 4/1643; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 140.
[2] См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 346, пояснение к хадису № 4/1643.
[3] См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 367, хадис № 4/1679, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 429, хадис № 3919, «да‘иф»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 263, в пояснении к хадису № 5755.
[4] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 1076, хадис № 3462.
[5] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 7. С. 176 (пояснения к хадису № 3462); аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 13. С. 100.
[6] См.: Шальтут М. Аль-фатава [Фетвы]. Каир: аш-Шурук, 2001. С. 390, 391.
[8] Подробнее об омовении и градации действий в нем читайте в моей книге «Мусульманская молитвенная практика».
Тазкия (рекомендация), как условие преподавания и принятия знаний
Защита молодожёнов перед брачной ночью от джинов и колдунов
Лечение преждевременного семяизвержения
Виды колдовство и их лечение : Лечение от импотенции и бесплодия
О слепом следовании мазхабу или ученому (ат-такълид)
О величии и достоинствах знания и ученых
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
Мусульманские ученые разошлись во мнениях по поводу окрашивания волос в черный цвет. Однако тексты, запрещающие это, обладают широким смыслом, в виду чего склоняют считать правильным мнение, которое гласит о запрете.
Сообщается, что Джабир (да будет доволен им Аллах) сказал: “В день покорения Мекки привели Абу Кухафу, волосы и борода которого были тогда белые-белые как «сагама» (растение с белоснежными цветами и плодами). [Увидев его] посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Измените это (то есть: закрасьте эту седину) чем-нибудь, но избегайте черного [цвета]»” Муслим №5476.
Также сообщается со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах им и его отцом), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В последние времена появятся люди, которые будут красить [волосы] в черный [цвет], подобно [цвету] груди голубя (1). [И такие] не почувствуют [даже] запаха Рая» Хадис достоверный см. «Сахих аль-Джами’» №8153.
Имам ан-Науауи (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Правильным [мнением является то], что [покраска волос в черный цвет] запретна” См. «аль-Маджму’» 1/294.
Данный запрет распространяется как на мужчин, так и на женщин.
“Покраска в черный цвет запретна, как в отношении мужчин, так и в отношении женщин” См. «Фикх аль-‘Ибадат» 1/65.
Это то, что касается абсолютно черного цвета. Однако дозволено красить волосы помимо абсолютно черного цвета, даже если этот цвет будет ближе к черному.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Наилучшее из того, чем вы закрашиваете седину – хна и катам (2)» Хадис передали ат-Тирмизи №1753, Абу Дауд №4205, Ибн Маджах №3622. Имам Альбани оценил хадис как достоверный см. «Сахих аль-Джами’» № 1546.
Муслим в своем достоверном сборнике хадисов, передал от Анаса (да будет доволен им Аллах), что “Абу Бакр красил свои волосы хной и катамом, а ‘Умар красил лишь хной” Муслим №2341.
‘Усман бин Маухаб (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды я зашел к Умм Саляме (да будет доволен ею Аллах) и она вынесла мне [несколько] волос посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) окрашенных хной и катамом” Хадис достоверный см. «Сахих Ибн Маджах» №2936.
Катам – вид травы, используемой для окраски волос.
При покраске волос только одним катамом, получается черный цвет. А если только хной, то красный цвет, а если обоими вместе, то что-то между черным и красным.
Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Катам – растение, растущее в Йемене, при окраске дает черный цвет с оттенком красного. Хна же при окраске дает красный цвет, а в совокупности они дают что-то между черным и красным” См. «Фатх аль-Бари» 10/355.
Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Запрет касается только окраски в абсолютно черный цвет, поэтому если к хне добавить, к примеру, катам, или что-то подобное ему, то не будет в этом беды. Хна с катамом делают цвет волос между красным и черным, в отличие от басмы, которая красит волосы в абсолютно черный цвет” См. «Задуль-Ма’ад» 4/336.
Из всего этого становится ясным, что можно использовать средства, которые дают результат черного цвета с оттенком красного или иного цвета, но не достигающий абсолютно черного цвета.
А полное знание обо всем этом принадлежит лишь одному Аллаху!
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!