по какой примете можно найти человеческую тропу на болоте

По какой примете на болоте можно отыскать человеческую тропу? Почему Митраша не кричал оказавшись на болоте? Из рассказа „Кладовая солнца“?

Ответы

иван андреевич крылов

маруся – нищая девочка, приемная дочь бродяги тыбурция, младшая сестра валека. марусе около 4 лет. это слабая и болезненная девочка. вероятно, она болеет чахоткой. маруся плохо ходит, редко смеется и не любит играть в игры. из-за нищей жизни в «подземелье», маруся серьезно заболевает и умирает.

соня – сестра главного героя васи. ей 4 года. соня, как и вася, осталась без матери. за девочкой ухаживает нянька. у сони есть красивые куклы и платья (в отличие от нищей маруси).

соня – добрый ребёнок. об этом свидетельствует с куклой.

пан тыбурций – нищий бродяга, мужчина средних лет, приемный отец валека и маруси. тыбурций любит своих детей. он зарабатывает на жизнь тем, что развлекает народ в кабаках. также он ворует еду, чтобы прокормить семью. тыбурций – умный и образованный человек. у него темное прошлое, о котором никто ничего не знает.

для васи и сони образ маруси стал символом любви и человеческого сострадания.

став взрослыми, вася и соня дали обещания на могиле маруси.

может быть, они дали обеты всегда помнить о маленькой марусе, о человеческом горе и этому горю везде, где бы оно ни встретилось, своими делами изменять мир к лучшему? это известно лишь им и богу..

маруся заболела по двум причинам: у маленькой девочки не было нормального жилья, и ей приходилось жить в сыром и сером подземелье, куда почти не проникали солнечные лучи; нормальная еда для этого ребёнка была редкостью и настоящим праздником. в таких условиях трудно не заболеть. к тому же у маруси не было мамы, значит, в трудные минуты некому её было и приласкать, кроме валека и пана тыбурция. не было у маруси и обычных детских радостей: красивых игрушек, весёлых и шумных детских игр.

Источник

Открытый урок по литературе М.М.Пришвин «Кладовая солнца»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МКОУ «Дружбинская СОШ»

Открытый урок литературы

Урок-игра по сказке М.М.Пришвина

Подготовила: Абдуллаева А.М.

Открытый урок литературы «Где дружба и совет – там и свет».

Тема: Урок-игра по сказке М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

Тип урока: литературная игра

Цель урока : подвести итоги изучения произведения

раскрыть замысел писателя – показать единство человека и природы

— обратить внимание на портретные характеристики героев

— показать значение пейзажа в раскрытии переживаний героев

— раскрыть особенности жанра произведения

— показать гуманистическое звучание рассказа

— показать метафорический смысл названия произведения

— презентация к уроку

— выучить наизусть отрывки из рассказа

— подготовить призы для блиц-турнира

— выступление ученика об истории создания рассказа (с презентацией)

— иллюстрации для отрывков наизусть (в презентацию)

Слайд 1. Учитель: Сегодня мы проводим итоговый урок по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». У русского поэта Евгения Баратынского есть такие строчки:

С природой одною он жизнью дышал:

Ручья разумел трепетанье,

И говор древесных листов понимал,

И чувствовал трав прозябанье.

Как вы понимаете слово «прозябанье»? (это жизнь), т.е. чувствовал жизнь трав.

Вы правы, чувство Родины, нерасторжимая связь с природой, с землей характеризует его творчество. Он открыл простую красоту родной земли. Русская природа стала для Пришвина источником поэзии, а великая любовь писателя к природе, по словам К.Г.Паустовского, родилась из любви к человеку.

Слайд 2. Сам писатель признавался: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». В своих произведениях автор не только описывает природу, рассказывает о героях, но и размышляет о смысле жизни, о ее законах, о месте человека в этом мире, о его взаимоотношениях с природой, т.е. его произведения пронизаны тонким философским подтекстом.

Слайд 3. Тема нашего урока: «Где дружба и совет – там и свет». Как вы понимаете эту пословицу? (ответы ребят)

Значит, сегодня на уроке мы будем говорить о героях, о том, что дружба, верность, отзывчивость помогает выносить все испытания, все преграды. Т.е. мы должны доказать или опровергнуть правильность наших суждений, говоря о «Кладовой солнца»

Слайд 4 – 7. Давайте еще раз вспомним историю создания этого произведения.

Слайд 8. Учитель: Для проведения игры мы разделились на 2 команды: команда Насти (это у нас «золотые курочки на высоких ножках») и команда Митраши (это у нас «мужички в мешочке)

Задание: Описать внешность, характер, человеческие качества героя. Чем герой понравился?

Примерный ответ: «Настя была, как золотая курочка на высоких ножках… Веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх». Настя стройная, высокая девочка. Золотая курочка нежнее, ласковее, мягче брата. Настенька быстрая, подвижная, домашняя работа горит у нее в руках. Она внимательна, умна, умеет успокоить «хозяина», ласково маленькой ручкой оглаживая его по широкому затылку. Она, как бывало ее мать, встает еще засветло, управляется со скотиной, готовит еду. Она бережно хранит образ матери и старается во всем ей подражать (цитата из текста: «Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи»)

Примерный ответ: Митраша был мальчик упрямый и сильный, «мужичок в мешочке», как называли его между собой учителя в школе. «Мужичок в мешочке» тоже был в золотых веснушках, а носик его чистенький тоже, глядел вверх. Митраша суровее сестры. У него отцовский задор и привычка «хорохориться» и повторять забавно-угрюмое «Вот еще!». От отца он перенял и мужицкую трудовую хватку, и бондарное ремесло, кормившее семью, и общественную активность – заботу не только о семье, но и обо всем крестьянском мире (цитата из текста: «Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста. И эти ладилом он подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает железными или деревянными обручами. Но, кроме бондарства, на нем лежит и все мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы и, наверное, что-то смекает»).

Учитель: А как автор относится к своим героям?

Примерный ответ: Автор описывает детей с большой любовью и нежностью. Он называет их умненькими детишками, очень милыми, нашими любимцами. При описании внешности он использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: детишки, носик, чистенький, сравнения: «золотая курочка на высоких ножках», «мужичок в мешочке». Повторение эпитета «золотой» напоминает о солнце – символе тепла и жизни.

Конкурс «Черный ящик»

Задание. Угадайте, какой предмет лежит в «черном ящике».

Чудесная, по мнению Митраши, вещь, необходимая в любом походе или прогулке по лесу, так как всегда поможет найти дорогу к дому. Досталась ему от отца. (Компас)

В ящике находится изделие юного умельца Митраши (Какой-нибудь предмет деревянной посуды: бочонок, ложка, чашка и т. д.)

Предмет, с помощью которого Митраша сумел удержаться на поверхности болота, упираясь на него (Ружье)

«Муравка, Муравка, я дам тебе…!»- крикнула ей Настя. Что предлагала Настя Травке? (Хлеб)

Слайд 9. Конкурс инсценировок. Каждая команда получила задание, подготовить инсценировку фрагмента из произведения.

Инсценировка для команды Насти: «Ссора брата и сестры»

Митраша: Нам надо по этой тропе на север идти.

Настя: Это не тропа!

Настя: Смотри, какая плотная моя тропа, тут все люди ходят. Неужели мы умнее всех?

Митраша: Пусть ходят все люди! Мы должны идти по стрелке, как отец нас учил, на север, к палестинке.

Настя: Отец нам сказки рассказывал, он шутил с нами, и, наверное, на севере вовсе нет никакой палестинки. Очень будет даже глупо нам по стрелке идти: как раз не на палестинку, а в самую Слепую елань угодим.

Митраша: Ну, ладно. Я с тобой больше спорить не буду: ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят за клюквой, я же пойду сам по себе, по своей тропке, на север.

Слайд 10. Учитель: Чем закончился этот спор? Кто прав по-вашему?

Инсценировка для команды Митраши: «Правда Антипыча»

Геологи: Сколько тебе лет, Антипыч? Восемьдесят?

Геологи: Антипыч, ну брось ты свои шутки, скажи нам по правде сколько тебе лет?

Антипыч: По правде я вам скажу, если вы вперед скажете мне, что есть правда, какая она, где живет и как ее найти?

Геологи: Ты, Антипыч, старше нас, и ты, наверно, лучше нас знаешь, где правда.

Антипыч: Нет, пока жив я, сказать не могу, вы сами ищите. Ну, а как умирать буду, приезжайте, я вам тогда на ушко перешепну всю правду.

Геологи: Хорошо, приедем, а вдруг не угадаем, когда надо, и ты без нас помрешь?

Антипыч: Деточки, вы не маленькие, пора бы самим знать, а вы все спрашиваете. Ну, ладно уж, когда помирать стану и вас тут не будет, я Травке своей перешепну.

Конкурс «Пришвинский пейзаж»

Задание: Прочитать наизусть пейзажные зарисовки, а команда должна назвать средства художественной выразительности, которые использованы в отрывке ( работа с текстом)

Слайд 11. 1 текст: «Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Будово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня…С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья так стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа, что лисичка, свернувшаяся на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему»

Слайд 12. 2 текст: «Было совсем тихо в природе, и дети, озябшие, до того были тихи, что тетерев Косач не обратил на них никакого внимания. Он сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике, для него довольно широком, ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев солнце над болотными, жалкими елочками, он вдруг подпрыгнул на своем высоком мостике, показав свое белое, чистейшее белье подхвостья подкрыль, и крикнул: «Чуф-ши!» по – тетеревиному «чуф» скорее всего значило «солнце», а «ши», вероятно, было у них наше «здравствуй» »

Слайд 15. Учитель: Природа – это не только пейзаж, но и звери, и птицы. Какие звери упоминаются в произведении и встретились Насте и Митраше в лесу? ( Змея, заяц, лось, волк, лисичка, собака).

А какие птицы упоминаются в произведении и встретились детям? ( Тетерев, выпь, глухарь, сороки, дрозд-белобровик, вороны, журавль, куропатка, кулик, чибис)

Конкурс «Лесные голоса», или «Язык зверей и птиц»

Задание: «Переведите язык животного мира на человеческий язык».

Как по-тетеревиному «солнце»? ( «Чуф»)

Поздоровайтесь по-тетеревиному. («Ши!»)

Носатые длиннохвостые сороки начали трещать: «Дри-ти-ти! Дра-та-та!»Что это значит? («Попался!»)

Что подумал заяц, услышав непонятный шум и убегая в лес? («Подальше от греха!»)

Что прокричали 3 раза журавли, когда солнце погрузило как будто под землю золотые ножки своего трона? («Спите, но помните: мы вас скоро разбудим, разбудим, разбудим!»)

Слайд 16 – 18. Конкурс капитанов

Задание: Капитанам команд «Насте» и «Митраше» рассказать от первого лица об их пути. Как герои попали в беду?

Задание: Команды по очереди должны ответить на вопросы викторины. За каждый правильный ответ получают баллы

Назовите фамилию ребят. Можно ли ее считать «говорящей»? (Веселкины. Фамилию можно считать «Говорящей», потому что они были оптимистами, жили дружно и весело преодолевали трудности)

Какое крестьянское хозяйство досталось ребятам? (Изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, петух Петя и поросенок Хрен)

Почему детей все любили, уважали? (Они всем помогали, справлялись со своим хозяйством и были очень дружны)

Какая самая сладкая клюква? (Перезимовавшая под снегом)

Что взял с собой Митраша, собираясь в лес за ягодами? (Топор, манки, компас, ружье)

Что такое палестинка? (Палестинка – урожайное место, слово произошло от Палестины –«земли благодатной, богоданной»)

Какие 2 дерева стояли и стонали на все Блудово болото? (Ель и сосна)

Какие птицы выясняли отношения рядом со спорящими братом и сестрой? (Тетерев и ворон)

Что случилось после ссоры и птичьей драки? (Нашли тучи и подул сильный ветер, словно природа была недовольна)

Какую пословицу Антипыча забыл Митраша, когда пошел своей дорогой? (Не зная броду, не лезьте в воду)

Кто такой Серый Помещик? (Волк)

Что за старушки обитали в болоте? (Елочки, хилые, слабые, скрюченные)

По какой примете на болоте можно отыскать человеческую тропу? (Трава белоус)

Что такое Слепая елань? (Елань- омут в болоте, погибельное место, «Слепая», потому что ее не видно, она маскируется под сухое, безопасное место)

Почему Митраша не кричал, оказавшись в болоте? (Каждое движение, каждый вздох, а тем более крик еще сильнее затягивал его в трясину)

Как Настя искупила свою вину? (Она все собранные ягоды отдала детям, эвакуированным из Ленинграда)

Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека». Почему по-вашему, Пришвин отказался от этого названия? (Если бы он назвал рассказ «Друг человека», то главным героем была бы собака, которая спасла человека. Но главная идея рассказа в том, что природа – это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не теряя при этом своих лучших человеческих качеств. Название «Кладовая солнца» вполне соответствует этой идее)

Что понимает писатель под выражением «кладовая солнца»? (Кладовая солнца – это и Блудово болото с его торфяными запасами, и вся природа с великими сокровищами жизни)

Учитель: Пришвин сам определил жанр своего произведения – сказка-быль. Что это такое?

Задание: Команда Насти называет сказочные мотивы, команда Митраши – черты реалистического повествования.

Примерный ответ команды Насти: сказка – это повествование, основанное на вымысле. В произведении есть сказочный зачин (брат и сестра пошли за ягодами и заблудились).В рассказе Пришвина как и в сказке герои стоят перед выбором пути-испытания у камня: хороший или плохой путь выбрать. Для сказки характерны присутствие врага героя: в рассказе это волк, елочки-старушки, черный ворон. В рассказе как в сказке есть предмет-помощник – это компас. В сказке добро побеждает зло, и в рассказе все заканчивается благополучно. В рассказе, как и в сказке, природа предостерегает о приближении опасности (елочки пугают героя, вороны и сороки трещат, предчувствуя наживу, природа хмурится, наблюдая за ссорой сестры и брата. Название болота – Блудово – от слова «заблуждаться», «скитаться в поисках истины». Так и наши герои искали и нашли истину, преодолев все испытания этого враждебного человеку места. Как и в сказке, рассказ Пришвина имеет поучительный смысл «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»: надо жить дружно, заботиться друг о друге. Самая большая правда «есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь». Эту правду герои поняли в конце своего пути-испытания.

Примерный ответ команды Митраши: Быль – это история о том, что действительно было. В начале рассказа писатель рисует голодную, трудовую, сиротливую послевоенную жизнь русских людей. Называет реально существующий город Переяславль-Залесский и торфяное месторождение, где работают геологи. В простой и ясной форме Пришвин рассказывает о серьезных естественнонаучных открытиях: «Солнце отдает свое тепло растениям, умершие и упавшие в болото, они скапливают эту энергию и образуют горючее вещество – торф. Герои рассказа Настя и Митраша выходят победителями из этой истории не потому, что им помогали волшебные существа и предметы, а потому, что они прислушивались к советам старших, любили и знали природу, повадки животных. Урок, который вынесли ребята из похода за клюквой, есть главный закон жизни на земле, залог счастья.

Слайд 19. Учитель: Для чего же Пришвин соединил два столь противоположных жанра воедино? Ответ прост: автор хотел, чтобы читатели воспринимали это повествование не просто как историю, произошедшую с конкретными детьми, но и в более широком, обобщенном, символическом смысле. В конце сказки-были Пришвин восклицает: «Вот какие богатства скрыты в наших болотах!» Это, конечно, не только о торфе. Это, прежде всего, о людях, их душевном богатстве. Человеческая жизнь – это кладовая душевного тепла, любви. Писатель показывает, что важнейший смысл «правды жизни» заключается в единстве человека и природы, в родственном, мудром отношении к ней человека. Рассказ «Кладовая солнца» заставляет нас задуматься над многими вопросами: в чем смысл жизни человека, как нужно относиться к природе и животным, где граница между добром и злом. Я думаю, прочитав это произведение, вы стали чуточку добрее, поняли, как нужно относиться к природе и животным, не нужно быть легкомысленными и равнодушными.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *