пеликен камчатка оберег значение
Кто такой пеликен?
Интересный факт! Северные народности верят, что чем больше живот у оберега Пеликена, тем больше счастья и добра он приносит в дом.
Если вы хотите купить камчатские сувениры по приемлемым ценам, ждем вас в нашем интернет-магазине «Пеликен». Здесь представлен широкий ассортимент сувениров, талисманов и оберегов на любой вкус и цвет, из которого вы точно подберете нужный вам вариант. Звоните уже сейчас по телефону +7 (800) 100-73-88 или оформите заказ онлайн на сайте!
По следам легенд народов крайнего севера
Если верить легендам, изначально Пеликен характеризовался и изображался, как небольшой и угрюмый человечек. В маленькой деревушке жил мастер, занимающийся резьбой по дереву. В качестве подмастерье у него был мальчишка-сирота. В один день мастер был на рынке, а его ученик в это время вырезал пеликена с большим пузом и доброй улыбкой.
После того как мастер пришел домой и увидел творение мальчишки, он ужаснулся и рассказал старейшинам поселения о ситуации. Они в свою очередь изгнали подмастерье из деревни. Он покинул ее, но оставил пеликена. Люди не подходили к нему, боялись и ждали страшных бед.
С течением времени они поняли, что жизнь в деревне начала улучшаться, а причиной тому послужила вырезанная несколько лет назад статуэтка. Охота стала приносить больше добычи, рыбалка – больше рыбы, сельское хозяйство – больше урожая. В общем, радости было гораздо больше.
Старейшины вернули мальчишку в деревню, и он стал почитаемым мастером. С того момента пеликена изображают жизнерадостным, активным и довольно плотненьким богом с большим пузом. Жители по сей день верят в удачу, и в каждом доме можно встретиться удивительную фигурку под названием Пеликен. Что еще удивительнее, так это то, что гладить животик нужно по часовой стрелке. Тогда фигурка станет добрее, а дом – счастливее и богаче.
Интересный факт! У чукчей есть традиция: когда в дом впервые пришла жена, нужно в качестве подарка вручить ей пеликена, вырезанного из кости моржа вручную. Данная фигурка станет хранителем дома и семейной заботы. Затем она достается детям, и сын, который приведет даму в дом, вырезает собственного пеликена. В некоторых семействах имеются десятки, а то и сотни оберегов, и их количество пополняется регулярно.
Интернет-магазин Пеликен предлагает вашему вниманию!
Мы давно и плодотворно сотрудничаем с камчатскими мастерами и изготавливаем уникальные сувениры из натуральных материалов, подходя к каждой работе с большой ответственностью. У нас в наличии или под заказ вы найдете различные изделия, среди которых:
— сувениры и обереги из дерева;
— изделия из кости и бивня мамонта;
— обереги и амулеты из когтя медведя и клыка волка;
— уникальные ножи ручной работы;
— женские сумочки из натурального меха;
— украшения в этническом стиле;
— сумочки и чехлы для гаджетов;
Наш ассортимент постоянно пополняется уникальными изделиями авторской работы, мы стараемся привлечь все больше мастеров к сотрудничеству с нами, чтобы представить их работы широкому кругу пользователей интернет просторов.
Авторские сувениры изготавливаются исключительно для привлечения удачи и счастья в дом. Они способны защитить вас и ваш дом от любых бед, напастей и несчастий.
Вы не только обеспечите хорошую энергетику в доме, но и придадите дизайну помещения изюминку этнического стиля. К примеру, любителям больших и объемных сувениров рекомендуем приобрести композиции из рога лося. Они отлично впишутся в любой интерьер и создадут привлекательный образ, а восторженных взглядов гостей будет не избежать.
Пеликен – хороший презент для рыболова. Его обладатель становится намного удачливей и большого улова просо не избежать. Если и вы желаете заказать сувениры-обереги ручной работы, ждем в нашей компании!
Почему нам доверяют?
ООО «Пеликен» – компания, объединяющая мастеров Камчатки и Чукотки. Наши талантливые мастера и просто творческие личности регулярно совершенствуют свои навыки, производя различные изделия, которые порой становятся уникальными шедеврами искусства в своем роде. Мы помогаем донести до пользователей культуру и обычаи народов крайнего севера и уникальность их родного края. Вы можете сделать заказ собственного талисмана или оберега, если такового нет в наличии, и получить его в кратчайшие сроки. А если вы являетесь мастером, приглашаем вступить в ряды дружного, сплоченного коллектива на долгосрочное и плодотворное сотрудничество!
Удобные способы оплаты, доставка по России и странам ближнего зарубежья, многолетний опыт и профессионализм – краткая характеристика компании ООО «Пеликен». Так почему бы не сделать выбор в нашу пользу уже сейчас, оформив заказ на сайте или позвонив по указанному телефону?
Пока здесь никто не написал, вы будете первым)
Где рождаются пеликены и кутхи?
Зачем косторезу бормашина? Почему белые пеликены — редкость? И кто крушит кафель в мастерской мозаичиста? Обо всем этом читайте в очередном материале в рамках проекта «Посторонним В». Добро пожаловать в петропавловский центр ремесел при музее СССР!
По счастливой случайности в гости к камчатским умельцам мы попали даже раньше, чем планировали. К тому же, для нас распахнули двери не одна, а сразу три мастерских. В этой работает мастер резьбы по дереву Владимир Парамошин и его помощники.
Здесь появляются на свет пеликены и кутхи.
Кутх — воплощение духа Ворона, герой множества легенд и сказаний. Он — основной персонаж в мифологии коряков и ительменов Камчатки. Его считают покровителем охотников северных народов.
Пеликен — традиционный северный сувенир-оберег. Считается, что этот улыбчивый толстячок приносит удачу, здоровье и счастье. «Активировать» его просто: нужно потереть его пупок по часовой стрелке.
Камчатские мастера используют в работе в основном ольху, причем именно камчатскую.
«По мягкости это дерево на втором месте в России после липы. У ольхи — красивая фактура, особенно на срезе», — поясняет Владимир Валентинович.
Большая часть времени уходит на сушку вот так заготовок.
«Когда заготовка высохла, мы «зарубаемся», то есть делаем черновой вариант будущего сувенира, — рассказывает о технологии Владимир Парамошин. — Потом шлифуем его разными видами шкурки. Начинаем с грубой обработки, потом берем наждачную бумагу помельче… Дальше, что называется, «описываем» их: рисуем орнамент, лица, детали. Потом покрываем морилкой, полируем и наряжаем в меха (норки, морского котика) и бисер».
— Это украшение показывает, к какому этносу относится персонаж. Много бисера использовали коряки, ительмены и эвены: украшали одежду, свои изделия. Для них это актуальный элемент.
— Какие инструменты вы используете при работе?
— Самодельных инструментов, как таковых, у нас сейчас нет. Всё необходимое можно приобрести в магазине. Вот топор, наждачная бумага… Самое главное — стамески.
— Все эти штуки в ящичке — стамески?
— Да. Стамески, резцы. Они бывают разными. Это стамески для резьбы по дереву, бывают столярные. У них разная форма: полукруглые, угольники, прямые. Есть специфические, например, клюкарзы.
У каждого мастера свой стиль и своя специализация.
«Каждый изображает персонажа таким, каким видит сам, насколько хватает воображения», — говорит Владимир Парамошин.
— Когда вы видите в магазине, к примеру, пеликена, можете определить, кто автор, не спрашивая об этом продавца?
— Да. Могу. Работы мастеров, которые профессионально занимаются изготовлением сувенирной продукции, узнаваемы. С некоторыми из них мы даже знакомы. По конкретной работе видно либо автора, либо чья школа присутствует. Радует, что у многих мастеров уже сформировался свой стиль.
— Ассортимент у всех одинаковый: кутхи и пеликены?
— У каждого резчика — своя специализация. Чаще всего, конечно, изготавливают этих героев народного эпоса, но кто-то мастерит медведей, волков, шаманов, а еще персонажей Ойе, Айя и Аню-ню.
— А они из эпоса какого народа?
— Аню-ню — это ребенок по-ительменски. Мы его и изображаем ребенком. Айе и Ойе — персонажи более современные. Они из рассказа камчатского поэта Георгия Поротова. Айе — домохозяйка, хранительница очага, а Ойе — добытчик, охотник, рыбак.
— То есть символы мужского и женского начала?
— Да, парень и девушка. Можно сказать, мужчина и женщина, но мне как-то ближе их образы в виде парня и девушки.
У мастера Михаила Макарца — своя особенная техника. Он обучался резьбе по дереву на своей родине: в городе Ужгороде (Украина). На Камчатке Михаил живет с 80-х годов.
А вот Виктор Григорьев учился этому ремеслу на Камчатке.
«Меня обучал Александр Антонов», — рассказывает Виктор.
— Сколько лет вы уже в этой профессии?
— Лет 13 точно. Но есть куда двигаться, к чему стремиться.
— Я в магазинах видела пеликенов с разными выражениями лица: веселыми, грустными… От чего это зависит?
— От эмоционального состояния мастера. Его настроение передается изделию, поэтому надо делать сувениры с любовью.
— Бывает такое, что работа не идет или то, что получается по итогу, не нравится?
— В таких случаях надо просто идти отдыхать. Зачем себя мучить?
— Сколько пеликенов вы сделали за 13 лет?
— Как их посчитаешь? Да это и не важно, сколько… Самое главное — качественно делать, чтобы людям нравилось. (Улыбается).
— Сколько времени уходит на изготовление одного пеликена?
— Нет графиков и сроков. Даже когда я сам вырезаю, то не засекаю время, — говорит Владимир Парамошин.
— А сколько в среднем стоят пеликены?
— Меня часто об этом спрашивают. Но цифры назвать не могу: у разных мастеров разные изделия и стоимость их разная.
— У вас так легко всё получается… Это потому что материал такой мягкий или руки сильные?
— Тут свои хитрости. Даже в мягкости этого материала: чем дольше он лежит, тем тверже становится. Местные жители — коряки, эвены — брали кору ольхи и использовали для дубления шкур, из которых шили свои изделия: кухлянки, малахаи. И вот поэтому, если вы обратили внимание, они действительно коричневого цвета. Точнее, коричнево-оранжевые. Это цвет коры ольхи.
— Карандашные круги на этих заготовках выделяют место, где самый красивый рисунок?
— Просят обыграть их?
— Да. У дерева с сучком рисунок особый. Такой изъян подчеркивает его красоту.
— Как вы придаете пеликенам такой оттенок «загара»?
— Это, естественно, химическая краска, она не растительного происхождения.
— Почему они, к примеру, не белого цвета?
— Могут быть и белого. Но ведь не будет видно рисунка дерева. Именно этот коричневый цвет поддерживает фактуру и красоту дерева, сразу видно, что это ручная работа. А белые… Люди скажут, что это пластмасса. Они не похожи на сделанные из дерева.
— Камчатские сувениры пользуются успехом?
— Я занимаюсь ими уже 12 лет. Выводы может сделать каждый. (Улыбается). Люди же не только икру и крабов везут друзьям и родственникам в качестве гостинцев, но и сувениры. Это ведь память о Камчатке.
— У вас очень много стамесок, колющих и режущих предметов. В целом работа резчиков по дереву травмоопасна?
— Несколько сотен порезов есть. Вы знаете, часто в кино про снайперов звучит фраза «глаз замылился». И у нас бывает…
— Вам, наверняка, поступают разные заказы. Что самое необычное вы вырезали из дерева для заказчиков?
— Может это как каламбур звучит, но мне заказали замдиректора «Билайна». (Смеется). Эти слова в другой компании звучали бы криминально. (Смеется).
— Принесли его несколько фотографий. Я вырезал его фигурку (высотой сантиметров в 30) в кухлянке и с телефоном в руках. Это непосредственный атрибут его работы.
— Для меня нет. Для меня было бы удивительно, если бы заказали пеликена на трехколесном велосипеде. Вот этого я бы не стал делать. Это было бы смешно.
В соседней мастерской работает известный камчатский мастер художественной резьбы по кости и рогу Егор Чечулин.
Во время нашего визита Егор Иннокентьевич готовился к традиционной гонке на собачьих упряжках «Берингия-2015».
«Люди просят сувениры камчатской тематики: оленьи упряжки, изображения собак, собачьих упряжек… Поэтому мне сейчас приходится работать достаточно много», — поясняет мастер.
— Какие материалы вы используете в работе?
— Обычно нас называют косторезами. Но на самом деле в основном мы работаем по клыку и рогу, а профессия моя называется «мастер художественной резьбы по кости и рогу». Так вот, работаю я с клыком моржа, рогом оленя и барана.
«Олени каждый год сбрасывают рога: в тундре их много валяется. Но проблема в том, чтобы этот материал собрать. Это довольно тяжело, — рассказывает Егор Чечулин. — Сейчас приобрести лом рога оленя можно в оленеводческих хозяйствах, я тоже так покупаю».
— А где моржовый клык добываете?
— На севере Камчатки. Но на моржей специально не охотятся. Их иногда на берег выкидывает: естественный падеж. Я с медведями ссорюсь, отбираю у них моржовые клыки. Они на меня рычат, я их отругаю, и они убегают… (Смеется).
— Когда материал получен, что дальше?
— Сначала определяю, что именно сделаю из этого материала, потом распиливаю. Для этого у меня есть циркулярная пила. Вот примерно такие образцы получаются.
— Потом наношу контур и подключаю к работе бормашину.
— Как у стоматологов?
— Не совсем. (Смеется). Бормашина — это прибор с мотором, гибким валом и наконечником с различными борами. Аппарат этот работает на разных скоростях.
Егор Иннокентьевич показывает, как действует бормашина. В мастерской усиливается запах жженой кости.
— Что вы мастерите сейчас?
— Это собачка, которая свернулась клубком. Хотя кто-то говорит, что это песец. Я им отвечаю, что это собака, которая охраняет ключи от квартиры, где деньги лежат. (Смеется).
— Это обязательная вещь: пыль мелкая, сразу же в легкие забивается.
— Практически не пользуюсь. Просто пылесосом, чтобы излишек пыли убрать.
— А эти подвески обереги?
— Это — гамулы, духи вулкана. Местные жители считали, что в вулкане кто-то живет, и всячески старались их задобрить. А я считаю, что прежде чем задобрить дух вулкана, нужно его материализовать. То есть материализуй свой страх, воздействуй на него и ты получишь успокоение. Хотя бы душевное. А после этого и физическое здоровье получишь. Это я как психолог говорю.
— Вы психолог по образованию?
— Педагог-психолог. А еще охотник, оленевод, работник культуры…
— Я участвовал один раз в гонках на оленьих упряжках. Правда, второе место занял… с конца. (Смеется). Предпоследний пришел. Представляете, едешь на оленях, все эти комья земли летят прямо в лицо… (Улыбается). Там олени были полудикие: одного оленевода просто в тундру увезли. Он пришел только через два часа после того, как я финишировал.
— У вас есть ученики?
— Этим делом никто не занимается толком. Во всяком случае, учеников у меня нет. Мастерских не было подготовленных. Вот это у меня первая мастерская хорошая.
— А где раньше работали?
— В гаражах. Очень холодно, очень пыльно.
— Как можно такую ювелирную работу на морозе выполнять? Как же руки?
— Самое важное — дыхание. (Смеется).
— Вы сколько лет этим ремеслом занимаетесь?
— Лет 25 уже примерно. Кстати, когда я учился в школе, у нас все умели рисовать.
— В деревне. Это бывшее село Анапка Карагинского района.
— Оно уменьшительно-ласкательное. Есть слово Анапа, а у нас есть корякское слово «анапкэтын». Так называется маленькая речка. Вот и переделали: «Анапка». Я в этом селе потом работником культуры был. Киномехаником. В тундре оленеводам фильмы крутил. (Улыбается). Как-то приехал к оленеводам, вижу, они какие-то вещи делают. Бытовые вещи. Вот, например, как эта. Отгадайте что это?
— Нет. Это игольница! В разобранном состоянии. (Смеется). То есть игольницу воткнул в шкурку, всё это прицепил и красивая вещь получается. А еще можно вот такой ажурной резьбой заниматься. Это прорезная резьба. Берется кость, делается тоньше: тонким-тонким лобзиком выпиливаешь и можно узорчики делать.
«Вообще я из племени олюторов. Они умели делать разные бытовые предметы из клыка моржа, например, запчасти для оленьей упряжки, ручки для ножей и гарпуны на рыбу. И они всегда старались всё это украсить орнаментом. Кстати, когда гарпун делаешь, надо глаз нарисовать, чтобы дух меткости видел, куда метит. Символичность это и, наверно, самоуспокоение», — Егор Иннокентьевич
«А еще можно рельефом заниматься. Беру клык моржа, делаю заготовку, рельеф более-менее глубокий. Например, оленьи упряжки изображаю или горы… Затонировал, и вот такая вещь получилась», — говорит мастер.
— Так вы, получается, учились ремеслу у оленеводов?
— Нет… Скорее по книгам. Еще я на Чукотку ездил на 2-3 месяца. Был в поселке Уэлен (Самый восточный населённый пункт России. — Ред.). Это целый поселок мастеров. Смотрел, как они работают. Кое-чему подучился.
— Сколько времени занимает изготовление сувенира из кости или рога?
— Смотря, что делать… Если мы хотим сделать шедевр, то и времени это займет немало. Сейчас вот готовлюсь к выставке, которая пройдет в Москве в конце апреле. В прошлом году камчатские мастера заняли в столице первое место в конкурсе.
— Что мастерите к выставке?
— Готовлю скульптуру. Тема — гонки на собачьих упряжках. Композиция называется «Друзья»: каюр стоит возле двух своих собак. Скульптура уже практически готова. Даже музей уже подал заявку, чтобы приобрести эту композицию.
В третьей мастерской шумно. Здесь работает художник-мозаичист Олеся Яковлева. Специальными щипцами хрупкая девушка колет кафельную плитку.
Олеся тоже готовится к выставке. «В данный момент я выполняю панно на камчатский мотив. На полотне — памятник «Здесь начинается Россия» с соответствующим камчатским антуражем: вулканы, снег. Работа на этапе завершения. Выставка уже через неделю в краевой библиотеке».
— С чего начинается ваша работа?
— Всё начинается, конечно, с задумки. Затем готовится какая-то основа, в данном случае это фанера, а следом — модули. Потом делается сухой набор, затем изображение перекладывается на раствор.
— Какие материалы используются?
— В данной работе используется кафель. Самый обычный кафель. Вообще мозаика исторически выполняется из смальты, из камня. Но на Камчатке многих материалов пока нет. Вот эти кусочки коричневого кафеля напольного мне друзья принесли. Это не особо популярный цвет, но мне пригодился.
— Кафель же приходится сильно измельчать…
— Да. Молоток в помощь. Еще есть специальные щипцы для мозаики. Есть много других инструментов, даже станки специальные, чтобы накалывать смальту, и другие приспособления.
«Кусочки кафеля укладываются на специальный клей, — рассказывает Олеся. — Есть такие растворы, которые держат насмерть. Если ты инструмент не почистил, то можешь выкинуть, потому что ничего с ним не сделаешь. А этот раствор высыхает и, с одной стороны, хорошо держит, с другой — с инструмента хорошо очищается, осыпается, как пыль».
— Защитные очки — обязательный аксессуар?
— Да! Защитные очки обязательно нужны, когда работаешь со стеклом, кафелем или камнем: осколок может в глаз попасть. Это естественная мера безопасности.
— Вы — филолог по образованию, как так получилось, что вы стали заниматься мозаикой?
— Просто я всегда хотела рисовать. В нашем городе не очень много возможностей получить художественное образование. И я поехала учиться в другой город: в Сергиев Посад. Получается, художественным делом уже лет шесть занимаюсь. Я — иконописец. Там, когда закончила обучение, попала в мозаичную мастерскую и нашла то, что мне по душе, то, что мне нравится.
— Картина, над которой вы работаете, — довольно большая по размеру, сколько времени ушло на ее изготовление?
— Примерно 8-9 рабочих дней. В среднем я работаю по 5-6 часов, потому что это довольно сложный физический труд: устает спина, глаза… Хотя, когда я увлечена могу приходить рано утром и уходить поздно вечером, потому что не могу оторваться.
— Уже много картин на счету?
— В мастерской я работала в составе коллектива и у нас были огромные работы. Последняя — размером шесть на три метра. Естественно, это огромный объем работы, каждый отвечал за свой сегмент: кто-то фон делал, кто-то одежды, орнаменты. У каждого человека была своя задача. Поэтому я не могу сказать, что лично у меня много завершенных работ. Но навыки и любовь к делу есть.
— Есть задумки сделать что-то глобальное?
— Мне бы очень хотелось заниматься монументальной мозаикой, то есть украшать стены. Хотелось бы изучать античную мозаику. Это кладезь знаний для современного художника. Было бы интересно делать этюды из мозаики, работы на какие-то античные сюжеты. Вулканы, природу, какие-то живописные моменты пытаться реализовать. Это мне интересно. Из Санкт-Петербурга хочу заказать смальту. У нас в России очень мало точек, где производят смальту. Она в основном итальянская. И это довольно дорогой материал. Но исторически мозаика считается самым богатым видом искусства и самым прочным.
— Сколько, например, хранятся такие работы?
— Очень долго. Оригинал вот этой мозаики, репродукция которой у меня распечатана, относится к началу первого тысячелетия от рождества Христова. Здание в руинах, а эта мозаика на полу до сих пор лежит. Мозаике страшен, наверно, только молоток, то есть целенаправленное разрушение. Это очень прочный, очень интересный вид искусства. Краски могут тускнеть, осыпаться, а этот материал на века.
— Вы работаете в соседстве с двумя мастерскими. Приходите к ним в гости, учитесь чему-то у них?
— Это не совсем моя стезя. (Улыбается). Но, безусловно, очень интересно общаться с представителями других направлений. Очень хорошие мастера окружают. У них свои есть наработки, свой опыт, свой стиль. Это развивает и вдохновляет.
— Повезло вам с соседями? Не шумят, не мешают вам?
— Нет. Я сама тут постоянно что-то крушу и ломаю. (Смеется). Мне вообще никто не мешает. Недавно прочитала такую фразу интересную, «если ты занимаешься своим любимым делом, ты можешь пережить даже апокалипсис». И правда, когда ты занимаешься тем, что тебе действительно нравится, тебя вдохновляет, то многое тебе по силам.
В каждом деле, есть свои тонкости и нюансы. Одно могу сказать: те люди, с которыми нам удалось пообщаться в этом зарождающемся Центре ремесел Петропавловска, точно на своем месте и занимаются любимым делом. Это чувствуется во всем. Надеюсь, таких мастерских в нашем городе будет всё больше, а работы камчатских умельцев станут достойным украшением выставочных залов крупных городов не только России, но и мира.