оберег для бани своими руками
Шьем ароматизированную куклу-оберег «Банник»
В этом мастер-классе я предлагаю сшить банника.
Для создания ароматизированной, обережной куклы «Банник» потребуются следующие материалы и инструменты:
1. Тонированная бязь для тела;
— льняная ткань для штанишек;
— мешковина для рубашки.
3. Заготовки глаз из полимерной глины или соленого теста.
4. Синтепух или другая набивка.
5. Сухие травы — береза, липовый цвет, чайная роза, зверобой.
7. Акриловые краски, тонкая кисточка.
10. Швейная машина (можно шить вручную).
Последовательность изготовления куклы:
1. Выкройка банника:
2.Складываем вместе лицевыми сторонами друг к другу два лоскута ткани — тонированную бязь и льняную ткань. Сшиваем и проглаживаем шов утюгом.
Примечание! Х/б ткань я тонировала заранее. На Ярмарке есть немало МК о тонировке. Поэтому не буду повторяться.
3. Ткань для тела и рук складываем вдвое. Переносим выкройку тела и ручек:
4. Скалываем ткань булавкой, чтоб она не разъезжалась и стачиваем по контуру, оставляя вырезы для набивки:
5. Делая припуски 3-4 мм от контура, обрезаем ткань. На припусках делаем насечки ножницами:
6. Выворачиваем при помощи карандаша детали и набиваем. Кончики ножек закалываем булавками, чтобы они остались пустыми. Ручки набиваем на половину.
Чтобы наш банник был ароматным, с запахом бани, в набивку я добавила сухие травы — березу, липовый цвет, зверобой, чайную розу.
7. Пришиваем руки к туловищу. Кончики ножек сгибаем, подшиваем, формируя башмачки.
8. Складываем мешковину в два слоя. Переносим выкройку рубашки. Мешковину скалываем булавками и сшиваем плечи и бока.
9. Обрезаем лишнюю ткань:
10. Выворачиваем рубашку и одеваем нашего банника:
11. Декорируем рубашку заплатками. Пришиваем волосы из пучка льна. Приклеиваем из полимерной глины или соленого теста глаза. Рисуем черной акриловой краской зрачки, нос, рот, бровки. Чтобы банник был чумазеньким, тонируем щепоткой молотого кофе щеки, нос, руки, втирая кофе в ткань.
12. Красим башмачки.
13. Из сухих березовых листьев и липового цвета вяжем веники. Венички привязываем к бечевке.
15. Вот такой банник получился:
Поселяем банника в бане:
И чтобы он всегда был добрый, задабриваем угощеньем:
Что известно людям о мифическом духе бани: приметы о баннике
В славянской мифологии можно узнать о множестве духов. Они проказливые и строгие, злые и добрые: полевики и лесовики, водяные, русалки, домовые и овинники. А также есть банник. О мифическом духе бани известно многое. По преданию, нужно подружиться с ним. Банник поможет хозяевам справиться с проблемами и привлечь удачу.
Дух, обитающий в бане
У этого существа много имён. В народе его прозвали жихарь, банный дедушка. Банник является одним из представителей домашней нечисти. Живёт он в русской бане и испытывает привязанность не только к месту обитания, но и к семье, проживающей в доме.
В отличие от домового — доброго духа — банник таковым не является. Он любит сдирать с человека кожу, может наказать людей, не понравившихся или не угодивших ему. Об этом существует множество преданий.
Проживает дух за каменкой или ещё где-то в темном углу. Но никто не знает точное место проживания банника, так как он невидимый.
Поведение и внешний вид
Банник выглядит как худой старик с длинной седой бородой. На нём нет одежды. Тело облеплено листиками от веника. По другой версии, банника видели в облике голого маленького роста старичка с когтистыми лапами с прилипшим листочком на причинном месте.
Но несмотря на неказистый внешний вид, дух очень сильный. Рассердившись, он может свалить человека и таскать по бане.
Он может напугать пришедшего помыться человека:
Проживает дух за каменкой или ещё где-то в темном углу. Но никто не знает точное место проживания банника, так как он невидимый.
Поведение и внешний вид
Банник выглядит как худой старик с длинной седой бородой. На нём нет одежды. Тело облеплено листиками от веника. По другой версии, банника видели в облике голого маленького роста старичка с когтистыми лапами с прилипшим листочком на причинном месте.
Но несмотря на неказистый внешний вид, дух очень сильный. Рассердившись, он может свалить человека и таскать по бане.
Он может напугать пришедшего помыться человека:
Нередко хозяин банный приглашает к себе попариться других злых духов. Поэтому нельзя ходить мыться после полуночи.
Больше всего нежить любит пугать женщин. Им желательно не ходить мыться поодиночке. А также банник не любит женщин, ожидающих ребёнка. Поэтому будущим мамам желательно ходить на помывку с мужьями.
А также мифология утверждает, что банный дедушка ужасно воняет. Если человек утром заходит в баню и чувствует запах псины — ночью мылся банник.
Дружба с банником
При поддержании хороших отношений с жихарем можно не только хорошо попариться, но и получить поддержку от этого мифического существа.
Он поможет хозяевам в следующем:
Но следует помнить, что жихарь — это нечисть. Поэтому в русской бане никогда не держат икон. Чтобы банник-батюшка помогал и не обижал, при входе в парную нужно с ним поздороваться. А также существо не любит, когда кто-то ругается и кричит в его владении или распивает алкогольные напитки.
Помыться в один день могут только три очереди. В четвёртый раз на помывку идёт сам дедушка. Чтобы уважить его, в предбаннике оставляют веник и ведро с горячей водой.
Если не привечать нежить, она может рассердиться. Иногда просто напроказничает: плескается водой, прячет одежду. А может разозлиться и уморить человека жаром или навлечь пожар.
При соблюдении основных правил хозяин бани на человека не нападает. Но если рассердится, можно задобрить нечисть, оставив ему краюшку ржаного хлеба, посыпанного солью. Иногда в жертву ему приносят чёрную курицу. Её закапывают под порогом помещения.
Но если дух всё же напал, следует выбежать из парилки вперёд спиной и звать на помощь домового словами: «Батюшка, выручай!» Можно отпугнуть духа железом — ударить его железным прутом и выбежать из бани.
По поверьям, появляется дедушка в парной, где происходило таинство рождения. Поэтому при желании привлечь жихаря в новую баню нужно заняться там любовью. Выброс энергии привлечёт духа. Но не нужно потом забывать о ритуалах, призванных задобрить его.
Почему на Руси в бане не вешали икон и снимали крестик
На Руси баня всегда считалась непростым и волшебным помещением. Бытовали поверья о проживающих там духах — банниках. Люди были уверены, что при посещении бани нужно соблюдать определенные правила, чтобы не вызвать гнев хозяина. Какие именно существовали ограничения? Об этом и узнаем в статье.
Банник — дух бани
Издавна баня считалась особенным и даже загадочным местом. Она была в какой-то степени переходным местом, неведомой чертой между двумя мирами: живых и мертвых. Такое понимание основывалось на четырех стихиях, царящих в бане: пламенный огонь в каменной печи, большое количество воды, земля под ней, горячий воздух. Здесь принимали роды и омывали мертвецов.
В дневное время помещение служило для людей, а вот с наступлением ночи там собиралась вся нечисть. Во время рождественских святок девицы ходили ночью гадать о своей судьбе в баню. Сами гадания были пугающие, не каждый способен пойти на такие эксперименты. Ведь сообщает неведомое только лукавый.
Настоящим хозяином бани был банник. Это мифический злой дух, пришедший из поверий восточных славян. Согласно поверьям, это существо заселяется в каждую новую баню, чтобы поддерживать равновесие между потусторонним миром и миром живых. В древности люди считали, что в бане парятся не только люди, а еще и разная нечисть: русалки, лешие, черти. Основной задачей хозяина парной является охрана границы в потусторонний мир и противодействие встречам нечистой силы и людей.
Благосклонности от него ждать не стоит тем, кто нарушает законы бани. Потусторонний стражник яростно следит за порядком. Все потому что баня его дом, а все остальные в понимании банника нахалы, которые вторгаются на его личную территорию. Людям, которые ведут себя хорошо и соблюдают правила, ничего не угрожает. Он невидим для человеческого глаза, но изредка на короткий промежуток времени может принимать обличье животных: собаки, кошки, вепря, лягушки, зайца.
Банник даже может предстать в образе женщины. Также не составит труда обернуться маленьким старичком с зеленой бородой.
Свой истинный облик банник показывает только “нечистым друзьям” или избранным людям, которым он решил показаться по определенным причинам.
Очевидцы описывают его как голого растрепанного старика с длинными когтями и заплесневевшей бородой, тело которого покрыто седыми волосами и ошметками банного веника. По телосложению худой и низкорослый.
Иногда рядом с ним изображают женщину — шишига или обдериха, так ее называют. Хозяйка бани, проживающая под потолком. Человеку показывается в облике черной кошки или косматой старухи. По преданиям, она появлялась там, где парились роженицы. У обдерихи в любимцах только мужчины. Особенно ей не нравились молодые матери и беременные. Таких женщин всегда сопровождали мужчины, чтобы хозяйка бани не “запарила” их до смерти. А вот к малышам относится очень хорошо и никогда их не обидит.
Как правильно входить в баню
Прежде чем войти в баню нужно обязательно постучать и спросить разрешения, чтобы не навлечь на себя возмущения банника. Ведь это его личное пространство. Хозяин помещения живет согласно старым устоям и первыми должны париться мужчины. Если этого не соблюсти и пустить первой женщину, сущность насылает беды и болезни. Когда-то давно женщину относили к нечистым существам. Все это смывалось в бане и оставалось там же. Нельзя входить в баню в нетрезвом состоянии. Хозяин парной не любит пьяных и наказывает их. Чаще всего плохим самочувствием и рассеянностью в течение недели.
Банник изначально считается языческим божеством, которому чужды любые предписания религии. В связи с этим в бане не принято вешать иконы. Потому что именно здесь у человека была возможность столкнуться с потусторонним миром через колдовство и гадания. Нет ничего необычного в том, что к помещению был приставлен дух банника в качестве охранника.
Помимо этого, хозяин бани не признает никакой церковной атрибутики и символики. Даже когда шли убраться в бане, при входе снимали нательный крест. Заходили туда без молитв и оберегов. Такими действиями люди показывали свое доверие баннику. Можно сказать, целиком и полностью отдавались в его власть.
Чего нельзя делать в бане, чтобы не разозлить хозяина
В парной запрещалось шуметь, топать, громко кричать и ругаться. За подобное поведение банник мог наказать, ошпарив кипятком и подставив подножку на мокром полу. А самых злостных нарушителей мог “запарить” до смерти.
Начиная с полуночи и до первых петухов парная принадлежала только баннику. Пользоваться ей в это время опасно для жизни. Также, бытует поверье, что нельзя посещать баню по понедельникам — это день хозяина парной. В случае нарушения запрета, волосы будут медленно расти. Лучшими днями недели для мытья считались вторник, четверг и суббота. В это время банник следил за нечистой силой, которая могла навредить моющимся.
В парной по приметам запрещается плевать, особенно на камни. Иначе хозяин ответит и плюнет кипятком. Нельзя ночевать в бане, потому что в гости к рьяному баннику приходит нечисть. Если остаться на ночь, можно и не проснуться вовсе.
Чтобы банник был доволен, необходимо помещение содержать в чистоте. А также один раз в месяц одаривать хозяина новым мылом, которое следует положить в угол на полу. После принятия водных процедур необходимо задобрить банника, для этого в тазике оставляли немного холодной или горячей воды.
В доме — домовой, а в бане — банник. Все о символе русской парной
Баня в России — это больше, чем просто парная. Это целый ритуал, масса народных традиций, которые передаются из поколения в поколение, и в которых есть свой особый сакральный смысл.
Далеко не все современные завсегдатаи русской парилки знают о существовании символа русской бани — банника, банщика, баенника, лазника, байнушку, банного домового, который считался хранителем этого места и покровителем омовения и расслабления. Все самое важное о том, кто такой банник, и как с ним «подружиться», мы расскажем в нашем материале.
А кто такой банник?
Вековые традиции, которые связаны с русской банькой, наши предки оберегали и хранили. И мы просто обязаны, если и не соблюдать, то хотя бы иметь представление о них. Зная некоторые обычаи, можно совсем по-другому взглянуть на традиции банного омовения, наполнив ритуал посещения парилки более интересным и глубоким содержанием.
На Руси лазник считался единоличным хранителем бани. Для сравнения, если в доме обитает домовой, то в баньке — банник. К нему отношение было не только почтенное, но и смиренное и покорное. К примеру, перед тем как зайти внутрь, посетители спрашивали разрешения у банника, а, выходя, благодарили за целебный пар.
Банник считался демонологическим персонажем, который широко использовался в поверьях восточных славян. Согласно давним традициям, обычному человеку он невидим, но, если его разозлить, он может и показаться — в виде голого старичка, прикрытого листьями от веника, или же старца с длинными волосами.
Живет банник за полоком и каменкой, но искать его не нужно, чтобы ненароком не вызвать гнев лазника. На Руси считалось, что банник может легко превратиться в кошку, собаку или зайца, и тогда уже тому, кто его разозлил, несдобровать!
Обычаи, связанные с этим персонажем
Вот несколько ключевых обычаев, традиций и примет, касающихся отношений между гостями парной и баенником:
Выходя из парилки, необходимо всегда оставлять кусочек мыла или ржаного хлеба. Наверняка, и баннику захочется помыться, а после утолить голод;
Люди никогда не расходовали всю воду в баньке и оставляли пар, чтобы задобрить «незримого банного хозяина»;
Было принято считать, что с наступлением сумерек в бане начинает хозяйничать банник. Потому, очень важно покинуть стены этого заведения до захода солнца;
Поздно в баню не было принято ходить, ведь это могло вызвать гнев банника, который захочет наказать злостного нарушителя правил. Разгневавшись, банник мог и хворь нагнать на человека, и запарить до полусмерти;
Банника принято было винить во всех неудачах в парной. Упал полок — наколдовал банник, не льется вода из кадушки, всю выпил лазник!
Интересно, что словом «банник» называли не только символ парной, но и хлеб, который использовали для благословения молодых матерью невесты. «Банник» — это еще и целый набор предметов, включая хлеб, столовые приборы, жареную курицу и соль.
Если «банник» — это еще и целый набор предметов, то, какое же отношение к ним имеет баня? Все дело в том, что перед свадьбой мать невесты передавала этот набор свахе, матери жениха. И ритуал этот происходил именно в бане, куда невеста обязана была сходить перед церемонией бракосочетания. После свадьбы банник давали откушать молодоженам, тем самым организовав первую семейную трапезу.
Истории про банников — правда ли это?
Разумеется, существование банника как домового многие подвергают сомнениям, считая эти традиции пережитками прошлого. В любом случае, даже если вы не воспринимаете всерьез эти обычаи, отрицать пользу баньки никто не осмелится! Баня и сауна самым благоприятным образом сказываются на внешности, здоровье и самочувствии своих посетителей, наполняя тело и душу новой силой.
Банник в женском обличии
Наши предки считали, что у банника есть еще и спутница, которую называли баенной матушкой, байницей, баннихой, обдерихой и др. Выглядела она, как старушка с растрепанными волосами, могла появиться без одежды или в обличии черной кошки. Жила эта «девица-красавица» под полоком, и любила пакостничать молодым посетительницам парной.
Еще одна «подруга» банника — шишига, тоже демоническое существо, которое, по преданиям, запаривало до смерти. Люди на Руси считали, что шишига обязательно привидится человеку, который идет в парилку с недобрыми намерениями, без молитвы и доброты в душе.
Найти лучшие банные комплексы и сауны Москвы и Санкт-Петербурга вы можете в каталоге Банник. ру. Удобная система поиска позволит подобрать подходящее заведение за считанные секунды, а заказать парилку можно по телефону или онлайн. Детальная информация о каждой сауне позволит выбрать вариант для романтической встречи со своей второй половинкой или шумной компании друзей.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Новости
—Ссылки
—
—Поиск по дневнику
—Статистика
Как задобрить Банника.
Банник, у славян — дух, хозяин бани, именовался также баеником, байником, байнушкой, банным хозяином; иногда — банным нечистиком, банным анчуткой, банным шишом. Его характеризовали как злую и вредоносную силу, родственную черту. Что возможно только в том случае, когда он становился подобным черту. Но только после того, как человек преступал в бане черту дозволенного. В старину его почитали как доброго, радушного банного хозяина, подобного домовому. Сравните пословицу: «Нет злее банника, да нет его и добрее». Думаю, это понятие пришло к нам вместе с христианством потому, что в бане снимались нательные кресты. Если подойти к этому разумно, париться в нательном кресте весьма проблематично, ведь крест нагревается от температуры и может оставить на теле ожоги, то становится понятным, откуда появилась эта «нечистая мистификация».
Так как на Баннике лежит прямая обязанность удалять из бани угар, то в его же права наводить угар на тех, кем он недоволен. Впрочем, с ним можно и поладить. Знающие люди всегда оставляют Баннику хороший пар, свежий веничек и лоханку воды, а также заискивают расположение Баенника тем, что приносят ему угощение из куска ржаного хлеба, круто посыпанного крупной солью. А чтобы навсегда отнять у него силу, ему приносят в дар чёрную курицу.
Банный дух может невзлюбить человека, если он не умеет париться, может навести всяческий паморок, угар и обморок. Согласно старинным поверьям, банник обычно бывает опасен для людей и вредит моющимся, если те нарушают определенные правила поведения в бане. Банник чаще всего нападает на людей, которые являются в баню в «неплановое» время суток. Он очень любит мыться, мыть волосы в кипятке; парится банник оставленным хозяйским веничком, причем моется обычно вечером или ночью, после всех людей, обыкновенно разделявшихся на три очереди и мывшихся с пяти до семи часов. Тем же, кто приходит в баню после захода солнца, ночью или после трех смен парящихся, банник вредит: пугает, прикидываясь человеком, брызжет на них кипятком, кидается раскаленными камнями, напускает угару, кричит, стукочит и напускает истому. Поэтому старайтесь не ходить в баню в ночное время. Сегодня многие ходят туда в одиннадцать, а то и двенадцать часов ночи. В старину считалось, что именно в это время банник начинает зло творить: парить подвернувшегося человека, обдирая кожу, а если человек не успевает убежать от него, причем «умеючи» — выходя из парилки спиной, то банник может запарить его до «изболести», то есть баня принесет не облегчение, а утомление, то можно сравнить с недугю, и на следующий день — тяжелое пробуждение ото сна, да и день складывается совсем непросто.
Считалось, что банник может придушить человека, который моется ночью один; сперва он усыпит, а потом иссушит горячим воздухом и отнимет телесную воду, дабы неповадно было в неурочный час забираться в его «угодья». Кроме того, банник может и «заесть», «загрызть» неосторожного человека, так что тот после бани покрывается красно-синюшными пятнами, которые долго не проходят, или побить по голове — так сдавит голову, что боль просто невыносима.
Запрет мыться в бане ночью объясняли не только зловредностью банника. Вы помните, что ночью и в четвертый пар в бане собираются на посиделки и моются гости банника. Человеку в это время мыться нельзя, так как нечистики непременно навредят ему, напугают, а может быть и «притомят». Славяне верили, что поздно вечером банник пускает в гости свою бабу — баннюху и обустраивает там свою жизнь: стирает, полощется, наводит порядок. Поэтому ему не нравится, когда им мешают.
Однако нечистая сила пребывает в бане только время от времени и только тогда, когда у банника какие-либо праздничные посиделки. Банник же находится в бане постоянно, даже когда баня не протоплена. Он — полновластный ее хозяин. Одного впустит, а другого замучает, да «захудит» так, что человек вылетает из парной пулей и больше не хочет идти париться.
Согласно старинным поверьям, банник хозяйничает не только в бане, но и в других местах, где люди моются и проводят прочие гигиенические процедуры, так или иначе связанные с водой. В некоторых местностях считается, что банники могут приходить во время паренья и в большие печи, расположенные в избах. Думается, что в ванных сегодняшних многоэтажек банников нет, но на травный дух, который вы используете для ванной, может на часок заглянуть.
Банник почти всегда невидим, но его можно слышать в бане, особенно ночью. Он «шебуршится, ворочается в куче свежих неошпаренных веников, бормочет под полком за каменкой». Изредка он показывается людям, при этом принимает странный вид, к примеру, облик человека с длинными волосами, или облик голого старика, облепленного листьями от веников, или маленького голого человечка с огромными радужными глазами, или черного мохнатого человека иногда огромного роста, который стоит в углу и, нахмурившись, смотрит на «незваных гостей». Но чаще всего банник похож на хозяина дома или кого-то из его родных и знакомых, кто больше всего нравится самому баннику. В связи с этим очень распространен сюжет о баннике, который, обернувшись знакомым или родственником, заманивает людей в баню и там сильно и зло парит, а иногда и запаривает ради веселухи. Именно поэтому наши предки, входя в баню, заговаривали шайку с водой заговорной мантрой: «Да воскресе Бог», а злые банники вторили ему: «Да растреснет лоб», после чего человек должен произнести вторую мантру: «Да расточатся врази наши», а банники в ответ заговаривают: «Да раскачаси силы наши». Такой ребенок либо умрет, либо превратится в банный веник или в головешку. Считалось, что после такого обоюдного прочтения молитвенных мантр мужики и банники входили в союз, после чего банник не запарит человека.
При этом по некоторым поверьям в бане может обитать сразу несколько банников: главный и его подчиненные, к примеру его баба и его байнушки-детушки.
Жена банника иногда называлась обдериха. В быличках и поверьях она очень напоминает банника по своему облику и действиям: как и банник, она является людям в бане, к хорошим людям относится по-хорошему, к худым — по-худому, так что может запарить до худобы.
Дети банника обычно хулиганистые и крикливые, банник подсылает их к людям, чтобы они попраказили. Поэтому опытные повитухи и родные старались ни на минуту не оставлять в бане роженицу с ребенком. Наши предки боялись, что малыша, оставленного без присмотра, банник может подменить, положив на его место собственное дитя, подменыша, сильно отстающего в развитии. Банник же может не только похитить настоящего малыша, но и загубить мать. Думаю, что страшилки придумывали намеренно, чтобы за роженицей и ребенком постоянно приглядывали да присматривали; роженице же, находившейся в бане, прежде всего следовало восстанавливать силы, поэтому она имела право долго спать и, чтобы не угорела, за ней нужен был постоянный догляд.
В старину считалось, что первый раз банник появляется в бане как раз после того, как там побывает роженица, а если «в такой бане не бывало рожениц, то нет в ней и байного».
Банник требуется каждой бане для того, чтобы чужие «духи», обитающие за пределами освоенного и обжитого человеком пространства, — лешие, водяные, упыри, нежить — не посещали баню. Являясь домашним духом, банник должен был защищать людей от этой враждебной пришлой нечисти. Иногда именно у банника просили защиты от присосавшегося к душе упыря и, приходя попариться, просили отодрать навьи последы нежити, чтобы упырь ослеп и тела больше не находил и не прикладывался к чистому духу славянина. В таких случаях натирались крошевом полыни и приговаривали: «Трава-полынь — нежить сгинь».
Для того чтобы банник не причинял вреда людям в бане, его всячески задабривали. к примеру, чтобы не сердить хозяина, в бане старались не шуметь и не ругаться, хотя считалось, что именно бранной и матерной руганью можно отогнать различные напасти, потому что бранная хула воспринималась славянами как оберег, особенно перед дальними путешествиями. Саму баню хозяева старались содержать в чистоте, чтобы банник не сердился, при этом верили: если он доволен хозяевами, то помогает убраться в бане.
Дары баннику подносили обычно при постройке новой бани, а также на «серьезные» праздники или когда банник начинал пугать и беспокоить людей. В чистый четверг ему оставляли кусочек черного хлеба, густо посыпанный солью. Во многих местностях, желая расположить к себе банника, хозяева, идя в первый раз в новую баню, брали с собой ковш кваса и, в подарок баннику, поливали им стены. Иногда сыпали соль прямо на каменку, чтобы банник не стращал моющихся и выгонял из бани угар. Под порог бани сажали крапиву, причем старались посадить как можно больше и гуще, чтобы черная сила цеплялась за нее и не могла пролезть в щель под дверью в баню.
Почесть баннику обязательно оказывали при каждом посещении бани. к примеру, практически повсеместно наши предки, идя в баню мыться, всегда сперва просили у «хозяина» разрешения и лишь потом шли париться. Забираясь же на полок, приговаривали: «Хрещеватый на полок (имея в виду себя), а бесхрещенный с полка (имели в виду банника, дескать, у него нет хребта, костей)». Выходя из бани, на полке обычно оставляли ведро воды, кусочек мыла и веник для банника, а затем благодарили «баюнушку» как радушного хозяина или, перекрестившись, обращались к самой бане: «Тебе баня настоянья, а нам на добро здравьица».
Как правило, вступать в прямой контакт с банным существом в старину избегали, но в некоторых случаях люди намеренно старались встретиться с «хозяином», надеясь получить от него какую-нибудь помощь, услугу или узнать будущее. Таинственный банник часто принимал непосредственное участие в гаданиях о судьбе. Купцы же старались выпросить у него помощи в торговле. Оставив пятак, посыпанный солью на ночь, утром до зари приходили его забрать. Если соль растаяла, значит, банник заговорил пятак на удачу. Гадали также на будущее.
Приведу способ одного из таких гаданий.
Человек приходил в баню сразу же после заката солнца, становился ровно посередине парилки, где принято париться, раздевался донага и, повернувшись девять раз против часовой стрелки, произносил:
скажикась мне пути дороги вещие,
укажикась мне то, что приидиша,
то, что сбудиша, то, что бысти, занадобно.
После чего вставал на колени и сорок раз кланялся, касаясь лбом пола, повернувшись лицом на север, затем сорок раз на восток, сорок раз на запад и сорок раз на юг. После чего одевался и, не оглядываясь, шел спать. Выливать воду следовало аккуратно, заранее рассчитав ее количество, поскольку воды должно было хватить ровно настолько, чтобы круг оказался «закрыт» равномерно. Если получалось именно так, считалось, что человек приобретал покров непроглядный, который будет укрывать его во всякую лихую минуту, когда нужно скрыться от глаз недобрых людей.
Неразменный же пятак у банника получали следующим образом.
Денежку целковую носили под левой подмышкой в течение девяти дней. За эти девять дней, даже если самого себя омываешь, левую подмышку нельзя было омывать. Денежку нельзя было доставать из подмышки даже ночью (не знаю, как поступали наши предки; вероятно, как-то привязывали ее к подмышке). После этого человек шел париться в баню в полном одиночестве на вечерней заре, а пятак, уходя, оставлял на полке, прикрыв веничком, которым парился; веник же посыпался горстью соли. На утренней заре человек входил в баню задом наперед, то есть пятками в баню, и на ощупь доставал из-под веника, стараясь не рассыпать соль, пятак и выходил не оглядываясь. Считалось, что если в этот момент оглянуться, то не видать ему в жизни ни пятака неразменного, ни злата-серебра значительного. Неразменный пятак, как считалось, приносил помощь во всех купеческих и торговых делах.
Банник мог подарить и колдовскую силу, особенно если человек всегда ходил париться в урочное время. Благоприятным, урочным временем считалось время в дни фаз, особенно если человек использовал непосредственно час перемены фазности луны. Если в течение девяти месяцев человек выполнял этот ритуал урочного времени, то на десятый месяц в нем начинала зарождаться колдовская и ведическая мощь. Считалось, что если в бане банник злой, то и колдовская мощь будет злая, если же банник добрый, то и сила ведическая новорождающаяся в человеке будет добрая, целительская.
Но даже злого банника можно было переродить в доброго, если всегда приходить в парную с квасом и, прежде чем париться, поливать его на полок, а для пропарочки вениками использовать еще и травные взвары, чтобы травник набирался силы душистых трав. Таких людей банники любят, берегут их здоровье и всячески им помогают. Для такого человека банник может покинуть свою территорию и прийти по зову хозяина тогда, когда хозяину занедужится и у него не будет сил пойти в баню-здравницу для укрепления здоровья. К таким людям банник может прийти сам, даже вне бани, а непосредственно к постели больного, и поправить здоровье своими целебными энергиями.
Рубрики: | ЗОЖ/Русская банька |
Метки: банник заговоры
Процитировано 10 раз
Понравилось: 3 пользователям