научить человека быть счастливым нельзя но воспитать его так чтобы он был счастливым можно
15 напутствий от гениального педагога Антона Макаренко
С 1920 по 1932 год Антон Семенович Макаренко руководил колониями для малолетних правонарушителей, и ни один из его воспитанников не вернулся к воровству. При жизни советская власть считала его «педагогом авторитарного склада», а после смерти канонизировала, сделав «классиком советской педагогики». Систему Макаренко до сих пор изучают и используют во многих странах мира.
Антон Макаренко будучи руководителем колонии достаточно быстро осознаёт беспомощность научного подхода в работе с реальными людьми. Здесь происходит окончательный разрыв его с психологией и педологией. Методику приходится выстраивать на ходу, методом проб и ошибок. Одна из главных его находок — процесс воспитания можно превратить в технологию, при этом сохранив индивидуальность каждого субъекта воспитания.
Его педагогика основывалась на следующих столпах.
Забытое прошлое. Для Макаренко было не важно, за что ребёнок или подросток попадал к нему в колонию. Их отношения начинались с чистого листа. Главное было — не кем ты был, а кем ты являешься сейчас, не что ты делал, а что ты конкретно сейчас делаешь и готов сделать для себя и для колонии.
Дело. Колонисты в рамках процесса воспитания получали реальные навыки, которые им могли пригодится в жизни после выхода из колонии. Трудовые отряды различных направлений, собственное сельское хозяйство, освоение сложных технических специальностей.
Ядро коллектива. Создав условия взаимного уважения, в колонии сформировалось ядро коллектива. Колонистов уже воспитывал не воспитатель а принятые социальные нормы и одобрение или неодобрение социума.. Авторитетные колонисты, внутренне принимающие и исповедующие ценности колонии, как ядро коллектива — выполняли роль «закваски», которая пропитывала вновь прибывших колонистов. Дети самостоятельно доносили друг до друга новые правила жизни на своем языке. Для этого и в трудовых отрядах находились дети разных возрастов, чтобы младшие или новенькие получали образец для подражания.
Самоуправление. Наличие ядра коллектива и ясных и понятных отношений и перспектив позволило внедрить принципы самоуправления в колонии. Многие решения по формированию трудовых отрядов, их комплектации, составу и функции формировались лидерами групп изнутри.
Формат. Коллективный формат предполагает отлаженную дисциплину, которая была необходима для выживания колонии как организма. Чёткий распорядок дня и наличие строгих правил способствует формированию духа единения. При этом стоит отметить, что Макаренко вводит не только запретительные нормы, такие как « не толкаться», «убираться», «вставать вовремя», но и поощрительные, связанные с праздничными парадами и организацией театральных выступлений.
Равенство. Макаренко и воспитатели колонии жили в равных условиях и все отсутствие пропитания или одежды было общей проблемой как для воспитанников, так и для воспитателей. Совместное решение насущных проблем цивилизованными методами выстраивало доверительные отношения между ними.
Благодаря его авторской методике даже самые «запущенные» дети и подростки перевоспитывались и становились уважаемыми личностями. Чем не повод современным родителям взять его подход на вооружение?
Прежде чем вы откроете его «Педагогическую поэму», познакомьтесь с цитатами, которые нам показались крайне мудрыми и полезными.
— «Хотите развратить душу вашего ребенка? Тогда ни в чем ему не отказывайте. И со временем вы поймете, что растите не человека, а кривое дерево».
— «Тормозить себя нужно на каждом шагу, и это должно превратиться в привычку… Человек без тормоза — это испорченная машина».
— «Вы должны знать, с кем он дружит, с кем и во что играет, как он относится к школе и учителям, какие у него затруднения, как он ведет себя в классе».
— «Девушку нужно учить, чтобы она даже приятных ей молодых людей встречала с некоторым перцем».
«Для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени».
— «Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым — это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству».
— «Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашивание, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение — вот что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины…А если вы еще научитесь различать действительные и фиктивные потребности детей, то вы и сами не заметите, как ваше родительское распоряжение сделается самой милой и приятной формой дружбы между вами и ребенком».
— «Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».
— «Ребенок — это живой человек. Это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче жизни взрослых».
«Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».
— «Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом — вот первый и самый главный метод воспитания».
— «Воспитание детей — это легкое дело, когда оно делается без трепки нервов, в порядке здоровой, спокойной, нормальной, разумной и веселой жизни. Я как раз видел всегда, что там, где воспитание идет без напряжения, там оно удается».
— «В жизни каждого ребенка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в совете и помощи. Может быть, он не попросит вас о помощи, потому что не умеет этого сделать, вы сами должны прийти с ней. Она может быть оказана в прямом совете, иногда в шутке, иногда в распоряжении, иногда даже в приказе. Если вы знаете жизнь вашего ребенка, вы сами увидите, как поступить наилучшим образом».
— «В некоторых случаях необходимо предоставить ребенку самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы. Но нужно всегда видеть, как ребенок совершает эту операцию, нельзя допускать, чтобы он запутался и пришел в отчаяние. Иногда даже нужно, чтобы ребенок видел вашу настороженность, внимание и доверие к его силам».
— «Между нами: среди нашей педагогической братии процент семейных бракоделов нисколько не меньше, чем у вас. И, наоборот, прекрасные дети вырастают часто у таких родителей, которые не видели ни парадного, ни черного входа в педагогическую науку».
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
15 цитат Антона Макаренко
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требовательности к нему.
Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
Воспитательный процесс — процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон, дорогие родители, создается вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением.
Наша методика воспитания должна основываться на общей организованности жизни, на повышении культурного уровня, на организации тона и стиля всей работы, на организации здоровой перспективы, ясности, особенно же на внимании к отдельному человеку, к его удачам и неудачам, к его затруднениям, особенностям, стремлениям.
Девушек нужно учить большому уважению к себе, к своей женской гордости. Девушку надо учить, чтобы она даже приятных молодых людей встречала с некоторым перцем.
Всякая, даже небольшая, радость, стоящая перед коллективом впереди, делает его более крепким, дружным, бодрым.
Хорошее в человеке приходится проектировать, и педагог это обязан делать.
Труд без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом. Вы можете заставить человека трудиться сколько угодно, но если одновременно с этим вы не будете его воспитывать политически и нравственно, если он не будет участвовать в общественной и политической жизни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, не дающим положительного результата.
Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?
Яркое несчастье всегда преувеличено. Его всегда можно победить.
Эссе «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастлив можно»
Зайцева Елена
Эссе «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастлив можно»
Речь к презентации
1. Зачитывается высказывание А. С. Макаренко – «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастлив можно». – Из всех предложенных высказываний А. С. Макаренко, мне захотелось взять именно это и порассуждать на эту тему через имеющийся педагогический и жизненный опыт, и вот что получилось.
Родился человек! Сколько счастья подарил он своим появлением маме и папе! Пока он тихонечко спит, привыкая к своему земному существованию, и не догадывается, что этот день станет его ежегодным праздником. (фото) Малыш начнёт подрастать, и очень-очень скоро мама испечёт торт и зажжёт на нём первую в жизни ребёнка праздничную свечу. И малыш, надувая щёчки, будет учиться задувать её. (фото). Потом у него появятся первые друзья, и он захочет пригласить их на свой праздник.А однажды мама спросит у него: «Как ты думаешь, какой самый лучший день в твоей жизни? Может быть, день, когда ты отправился в цирк? А может быть, когда первый раз ты встретился с Делом Морозом? Подумай! Так вот оказывается, какой самый лучший день в твоей жизни – это день твоего рождения! И с этого момента день рождения станет самым лучшим днём в году! Днём, когда к тебе приходят твои друзья, когда тебе дарят подарки. Днём, когда пекут самый вкусный торт в мире и зажигают свечи! Было бы очень здорово сохранить это ощущение счастья на долгие годы. На мой взгляд, семейная традиция празднования дня рождения может сделать семью прочной и дружной и продолжаться в следующих поколениях
Также хорошей традицией и воспитательным моментом будет поздравление в коллективе, что способствует умению радоваться за другого, учиться желать человеку разных благ, формулировать свои пожелания и высказывания в адрес виновника торжества.
Из своего опыта хочу заметить, что это замечательная традиция, к которой привлекаешь детей, стараешься развить и воспитать в них хорошие человеческие качества. Сначала я думала, что детям младшего возраста будет трудно формулировать и высказывать свои пожелания в адрес другого человека, но затем, когда это вошло в систему, я к своему удивлению заметила, что дети 3-4-х летнего возраста и старше, начинают строить правильные предложения, высказывают пожелания и при этом радуются. Мы создавали альбомы с фотоснимками и стихотворениями на данную тематику, снимали видео, потом вместе смотрели. Очень здорово, когда это превращается в хорошую привычку.
3. «Как прекрасен этот мир…»
(зачитываю) В одном мгновенье видеть вечность,
В единой горсти – бесконечность,
И небо – в чашечке цветка.
Я считаю, что большую роль в воспитании счастливой полноценной личности играет именно нравственное и духовное воспитание. В настоящее время многие родители ориентируют своих детей на престижное образование и готовы платить огромные суммы, только бы их ребёнок получил его, став дипломированным специалистом, даже если у него нет ни склонности, ни способности к этому. В таком случае они забывают о том, что в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное обогащение ребёнка, без которого все накопленные знания могут оказаться бесполезными. (фото) Необходимо совмещать процесс образования с совершенствованием духовного развития человека, научить видеть вокруг себя прекрасное, ценить это. И начинать это делать необходимо ещё до рождения ребёнка, прививая вкус к прекрасной музыке, к поэзии и живописи. Необходимо выбирать самое лучшее, самое красивое, самое доброе и самое светлое. Родители ещё до рождения могут приучить ребёнка к прекрасной мелодичной музыке, тем более, что именно такую музыку неродившиеся младенцы воспринимают с большим удовольствием. (Фото)
4. «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги» А. С. Макаренко
И наша задача, как родителей, так и педагогов – увидеть, заметить в ребёнке то незримое сплетение дарований, которыми он обладает и помочь выбрать в жизни правильный путь. Все мы знаем, что неспособных детей не бывает. Каждый ребёнок проявляет себя по-своему: один рисует диковинные узоры, другой сочиняет стихи, третий замечательно танцует, четвёртый целыми днями поёт (фото с детьми в деятельности). Кем станут эти дети? Каким видится будущее детей их родителям? Дети – как закрытые бутоны. Мы так мечтаем увидеть цветы распустившимися, а детей – способными и талантливыми. Сначала большое влияние оказывает семья, позже огромное значение в жизни ребёнка имеет общение с педагогом. Если это педагог по призванию, по зову души, то он сможет увидеть способности ребёнка и поможет им раскрыться. Благодаря именно искусству педагога таланты детей могут быть замечены и раскрыты на радость людям и самого ребёнка. Но из-за неправильного воспитания они могут быть использованы так, что принесут только зло и разрушение, либо будут просто загублены. (фото).
Я считаю, что наша педагогическая задача состоит в том, чтобыдонести до детей мысль: счастье можно получить, когда даришь его не только самому себе, но и другому человеку, когда делаешь добрые дела, счастливые сюрпризы. (фото)
5 «Любовь – это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создаёт величайшие человеческие ценности» А. С. Макаренко
Именно этими словами Антона Семёновича Макаренко я бы и хотела закончить своё выступление. Думаю, что наша задача, задача взрослых – сделать так, чтобы детей не покидала уверенность в том, что мир создан для того, чтобы всё было хорошо; сделать его разнообразным, радостным, вкусным и разноцветным (фото).
(В конце выступления разные фото под песню «Куда уходит детство»)
В заключение мне бы хотелось раздать советы- напоминания «Как правильно воспитывать ребёнка», может быть кому-то они и пригодятся.
«Чтобы путь был счастливым» Проект во второй младшей группе «Чтобы путь был счастливым» Наш проект посвящён актуальной в наше время проблеме – обучению детей дошкольного.
«Как воспитать настоящего человека» «Каким должен быть настоящий человек» «Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе» Антуан –де Сент Экзюпери «Как.
Дидактическая игра для детей дошкольного возраста «Можно-нельзя» b]Дидактическая игра для детей дошкольного возраста «Можно-нельзя»[/b] Цель: закрепление знаний об опасных предметах. Задачи: 1. Развивать.
Дидактическая игра по формированию основ безопасности на воде «Можно или нельзя» Составила и изготовила воспитатель МКДОУ –детский сад № 22 г. Сегежа «Аленький цветочек» Матвеева Т. В. Цель: Формирование основ безопасности.
Дидактическая игра по основам безопасности жизнедеятельности в быту «Чем можно и нельзя играть» в младшей группе Цель: Продолжать знакомить детей с понятиями «безопасное» и «опасное». Учить осознавать важность безопасности жизнедеятельности в быту.
Консультация для родителей «Как воспитать ребенка счастливым» Консультация для родителей «Как воспитать счастливого ребенка» Лучший способ сделать ребёнка хорошим –это сделать его счастливым. (Оскар.
Консультация для родителей «Можно и нельзя в жизни ребенка» Слово «нельзя» обязательно должно присутствовать в жизни каждого ребенка, но оно нуждается в пояснении: почему именно нельзя, причем понятным.
Рекомендации родителям дошкольников «Что можно и чего нельзя приносить в детский сад» Рекомендации родителям дошкольников: «Что можно и что нельзя приносить с собой в детский сад» Родители наравне с сотрудниками ДОУ несут.
Научить человека быть счастливым нельзя но воспитать его так чтобы он был счастливым можно
Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.
Если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуе те, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут.
Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость.
© Антон Семёнович Макаренко
Настоящая педагогика — это та, которая повторяет педагогику всего общества.
Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
… в настоящее время перед нами возникла другая, чрезвычайно важная задача — это воспитание тех детей, которые выпадают из семьи. Это небольшой процент, но даже один-два процента нас не устраивают.
Есть такие семьи, которые с ребятами, в особенности с мальчиками, не умеют справиться по-настоящему, по-советски, не умеют воспитывать настоящих будущих граждан. Таких детей мы получаем сейчас в наши колонии, и признаться вам, они труднее беспризорных. Они труднее потому, что беспризорных портила улиц…
… показать весь текст …
Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.
Самое главное… надо уметь видеть прелесть сегодняшнего и завтрашнего дня и жить этой прелестью. В этом и заключается мудрость жизни, и если хочешь, её цель. Только один человек видит прелесть жизни в куске хлеба или водке, а другой находит наиболее сложные и богатые прелести — в работе, в борьбе, в росте человеческой материи.
Нормальный человек не может адаптироваться к «социальной помойке», в условиях помойки «воспитывается только хорошо адаптированная сволочь».
« Воспитание детей начинается с рождения… их родителей».
Честь это нравственная брезгливость
Всегда восхищалась Макаренко. Стремилась жить по Макаренко.
• Если у ребенка нет способностей, преступление требовать от него прекрасной учебы или заставлять учиться. Это ведет к трагедии.
• Нельзя начинать воспитывать собственных детей, если родители сами не ведут себя безупречно.
• От человека нужно требовать и еще раз требовать. И каждый должен быть бесконечно требовательным к себе. Никаких недостатков не может быть.
• Макаренко был за многодетные семьи, возражал против ухода отцов из семей. По его мнению, родитель должен был отказаться от возникших новых чувств ради воспитания ребенка. Кто рискнет процитировать его современным родителям, у которых то временное сожительство, то временный брак? И даже дети остаются в прошлом?
• Воспитание происходит не в момент общения, это не слова и не приказы. Каждый момент жизни родителя и воспитателя — образец для ребенка. Он чувствует любую слабость, подлость, нечестность… Вся жизнь должна стать образцом.
Монолог выдающегося педагога Антона Макаренко, обращенный прежде всего к родителям, открывает главную тему этого номера.
Автор «Педагогической поэмы» дает нам прозаические и по-прежнему актуальные советы
Ко Дню семьи, любви и верности публикуем бессмертные советы великого Макаренко родителям.
«ПОМНИТЕ: ДЕТСКАЯ ЖИЗНЬ НЕСРАВНЕННО БОГАЧЕ ЖИЗНИ ВЗРОСЛЫХ. «
Десять советов Антона Макаренко родителям*
3. Товарищи родители! Между нами: среди нашей педагогической братии процент семейных бракоделов нисколько не меньше, чем у вас. И наоборот, прекрасные дети вырастают часто у таких родителей, которые не видели ни парадного, ни черного входа в педагогическую науку. Поэтому даже самые ученые педагоги в воспитании собственных детей стараются больше полагаться на здравый смысл и житейскую мудрость.
4. Помните, по силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче жизни взрослых. Если вы эту насыщенную яркую и нежную жизнь видите и знаете, если вы размышляете над ней, если вы в ней участвуете, только тогда становится действенным и полезным ваш родительский авторитет.
5. Самые правильные, разумно продуманные педагогические методы не принесут никакой пользы, дорогие родители, если общий тон вашей жизни плох. Он создается вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением.
9. Если вы желаете родить гражданина и обойтись без родительской любви, то будьте добры, предупредите общество о том, что вы желаете сделать такую гадость. Люди, воспитанные без родительской любви, часто искалеченные люди.
А если вы еще научитесь различать действительные и фиктивные потребности детей, то вы и сами не заметите, как ваше родительское распоряжение сделается самой милой и приятной формой дружбы между вами и ребенком.