кого нельзя брать в крестные своему ребенку в армянской церкви
Кого нельзя брать в крестные своему ребенку в армянской церкви
Есть ли какие-нибудь различия в нашей религии?
Это я недавно сама узнавала, русская моя подруга хотела перекреститься в армянской апостольской церкви, сказали, что перекрещиваться не надо.
Вам достаточно будет покрестить ребенка в армянской церкви, если хотите его приобщить к армянству. Различие только в тонкостях и нюансах. Например, мы крестимся слева направо.
Принято было, как мне рассказывали, у армян крестных брать из незнакомых людей, кажется того, кого встретишь в церкви, это если я не ошибаюсь.
А вообще сейчас в каждой армянской семье есть свои крестные, кумовья по-русски.
Вы можете попросить общих друзей или родственников его. Если хотите крестить в Армянской церкви, то и крестные должны быть армяне.
Поздравляю вас с таким чудным событием в вашей жизни!
Например, мы крестимся слева направо. Это я знаю. Мне мой МЧ говорил об этом. Вот поэтому и закралась мысль о том, что и в крещении могут быть различия. =)
Принято было, как мне рассказывали, у армян крестных брать из незнакомых людей, кажется того, кого встретишь в церкви, это если я не ошибаюсь.
А вообще сейчас в каждой армянской семье есть свои крестные, кумовья по-русски.
Вы можете попросить общих друзей или родственников его. Если хотите крестить в Армянской церкви, то и крестные должны быть армяне.
Понятно. Спасибо. А вот на счет знакомых. Слышала, что между крестным отцом и матерью не должно быть никаких связей, это так? К примеру, нельзя брать парня и девушку, которая состоят в любовных связях.
Поздравляю вас с таким чудным событием в вашей жизни!
Спасибо =)))
Таинство Крещения в Армянской Апостольской Церкви (полное описание таинства)
Таинство крещения в Армянской Апостольской Церкви (с описанием совершения таинства)
Что такое таинство?
В Армянской Церкви существует семь таинств:
1.крещение, 2.миропомазание, 3.покаяние, 4.причащение, 5.венчание (брак), 6.рукоположение (священство), 7.соборование (елеоосвящение).
Каждое таинство имеет свое предназначение и смысл. В каждом таинстве сообщается верующему христианину определенный дар благодати: в крещении сообщается благодать, очищающая от греха и возрождающая человека; в миропомазании — благодать, укрепляющая человека в духовной жизни; в таинстве соборования — благодать, исцеляющая недуги; в таинстве покаяния — благодать, прощающая грехи. В таинстве рукоположения человек получает благодать священнодействия. В таинстве венчания подаются благодатные силы строить семью как спасительный жизненный союз на началах христианской любви. Первые четыре таинства, т.е. крещение, миропомазание, причащение, покаяние необходимы и обязательны для каждого христианина, а таинства рукоположения и брака являются добровольными.
Что необходимо знать о крещении
Обычно многие из нас придают большое значение дню своего рождения и часто пышно его отмечают. Это поистине чудное явление, начало, возвещаемое младенческим криком, оно содержит в себе великое таинство — приход в мир нового человека, рождение новой жизни, новой души. Однако, гораздо большим событием в нашей жизни является наше второе, духовное рождение, рождение свыше, которое мы называем крещением (арм. мкртутюн, кнунк). Крещением человек обновляется, возрождается и очищается от Адамова (первородного) греха. От греха, унаследованного всем человечеством вследствие непокорности Адама. Из-за непокорности Божиему завету Адам лишился райской жизни — своего блаженного состояния — стал смертным, был обречен жить вне Рая и собственным потом добывать себе дневное пропитание. Его непокорность породила преграду между человеком и Богом, духом и плотью, лишившую человеческую природу благодати. Чтобы восстановить в падшем человеке первообраз Адама, Бог протянул Свою руку — посредством воплощения Сына Своего Иисуса Христа. Христос Своим человеческим житием, проповедью, искупительной смертью, воскресением и установлением святого таинства крещения, освободил человека от Адамова греха. Иисус сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16). Первым крестился Сам Господь Иисус Христос подав нам таким образом пример. Крещение — божественное повеление, обязывающее подходить к святому таинству с благоговейным трепетом. Христос, принимая крещение в реке Иордан, благословил воду, и через Никодима заповедал нам, что если кто не родится от Духа и воды, не войдёт в Царствие Божие (Ин.3:5). В начале веков Бог наказал человечество, устроив потоп, теперь же посредством воды дарит человеку жизнь вечную. Таким образом, необходимо не просто креститься, но и вникнуть, что же означает крещение. Достигшим совершеннолетия, подходя к таинству необходимо иметь веру согласно символу веры, принятому на Никейском Вселенском соборе и исповедуемому в настоящее время Армянской Апостольской Церковью. Символ веры (Аватамк) был составлен представителями всех Церквей в 325 году, во время Первого Вселенского Собора в Никеи.
Никейский символ веры Армянской Апостольской Церкви гласит:
Что необходимо для крещения?
Для крещения, прежде всего, необходима вера, отречение от лукавого и всех его злодеяний. Необходимо исповедовать Символ Веры, иметь соответствующие знания о христианстве и Церкви, то есть прежде чем креститься нужно пройти определенный подготовительный период. И прежде всего нужно уверовать в Святую Троицу, поскольку мы крестимся во имя Отца, Сына и Святого Духа, как Христос завещал Своим апостолам: «дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». (Мф. 28:18–20) Очевидно, что нам неизвестен день нашей смерти, однако человек — драгоценное творение Божие, поэтому Он заботится о том, чтобы человек встретил этот день усыновленным Богу, преданным Ему, Его попечению и заботе. Поэтому в Армянской Апостольской церкви есть обычай крестить детей в раннем возрасте, тем более что в прежние времена детская смертность была высокой. Церковь установила ближайший день — восьмой после рождения ребенка, когда можно его крестить, по примеру Иисуса Христа, нареченного именем на восьмой день (Лк. 2:21). После крещения мы проходим, жизненные испытания уже не только человеческими силами, но благодаря божественному промыслу, поскольку ангел-хранитель оберегает нас, искупленных Пресвятой Кровью Господа.
Для крещения, крестящийся или его родители выбирают крестного отца, который должен быть крещенным в Армянской Церкви (это обязательное условие) и обладать духовными знаниями, чтобы воспитать младенца согласно Божиим заповедям и национальным традициям.
Для исполнения таинства крещения Церковь считает важным осознание следующих обстоятельств:
Святое таинство крещения установил наш Спаситель — Иисус Христос, крестившись от Иоанна Крестителя в реке Иордан.
Крещением человек освобождается от Адамова греха. Принимающее крещение младенец (так называют некрещеных, готовящихся к крещению) усыновляется Богу. Теперь Христос — его невидимый и могучий покров.
Крещение нельзя воспринимать как национальную традицию или повод для веселья, но необходимо в первую очередь серьезно подготовиться к его принятию.
Место крещения — Церковь, совершать его дома можно лишь в исключительных случаях.
Крещение совершается водой, вне зависимости от ее типа (родниковая, речная или морская) и качества (мутная или прозрачная).
Крестный отец обязательно должен быть крещенным и верующим человеком. Часто, не придавая значения роли крестного отца, мы выбираем случайного человека, выполняя лишь внешнюю сторону обряда. Однако поощрительно, чтобы крестный отец был в состоянии руководить нашим духовным развитием, пользуясь навыками своего христианского знания.
Если человек крестится в сознательном возрасте, он должен пройти период серьезного духовного наставления. А ребенок должен проходить этот период по мере своего роста, с помощью крестного отца и родителей.
Таинство крещения совершает священник. Никто из мирян не имеет права крестить, т.к. это право и власть божественным благословением были переданы священникам апостолами.
Крещение повторно не совершается, т.к. человек рождается один раз, а поскольку крещение несет в себе таинство рождения, то и крестимся единожды: «один Господь, одна вера, одно крещение» — говорит Апостол Павел (Еф.5:5).
Крещение дает нам право наречения новым именем. Крестящийся может поменять свое имя поскольку заново рожденный Христом — новый человек.
Перед крещением необходимо приготовить нательный крест, сплетенные вместе белую и красную нить (арм. нарот, на них подвешивается крест), которые символизируют истекшие на кресте воду и кровь из ребра Христова, и небольшое полотенце, которым отирают умытое лицо. Принято хранить это полотенце в чистоте и больше не использовать.
Для таинства венчания существуют запретные дни, однако таинство крещения может быть совершено в любой день.
Креститься могут и беременные женщины, однако таинство не распространяется на дитя.
Человек, крещеный в Армянской Церкви, не может быть крещен заново где-либо еще.
Непосредственно после таинства крещения совершается таинство Миропомазания.
Таким образом, если в тебе назрел призыв к духовному возрождению, не колеблясь, верь в предводительство Божие и иди в Церковь. Заключи этот завет примирения с Богом, который жизненно необходим и судьбоносен для каждого из нас.
Господь, молю Тебя, помоги мне, грешному, постичь Твои тайны. Открой мои глаза, чтоб мне увидеть Твои невидимые таинства, и дай мне силы родиться от святой купели крещения. Аминь.
Порядок совершения таинства крещения в Армянской Апостольской Церкви
Отче Наш Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; Хлеб наш насущный дай нам на сей день; И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь.
ՀԱՅՐ ՄԵՐ ՀԱՅՐ ՄԵՐ ՈՐ ՅԵՐԿԻՆՍ ԵՍ, ՍՈՒՐԲ ԵՂԻՑԻ ԱՆՈՒՆ ՔՈ։ ԵԿԵՍՑԷ ԱՐՔԱՅՈՒԹԻՒՆ ՔՈ, ԵՂԻՑԻՆ ԿԱՄՔ ՔՈ ՈՐՊԷՍ ՅԵՐԿԻՆՍ ԵՒ ՅԵՐԿՐԻ։ ԶՀԱՑ ՄԵՐ ՀԱՆԱՊԱԶՈՐԴ ՏՈՒՐ ՄԵԶ ԱՅՍՕՐ։ ԵՒ ԹՈՂ ՄԵԶ ԶՊԱՐՏԻՍ ՄԵՐ, ՈՐՊԷՍ ԵՒ ՄԵՔ ԹՈՂՈՒՄՔ ՄԵՐՈՑ ՊԱՐՏԱՊԱՆԱՑ։ ԵՒ ՄԻ ՏԱՆԻՐ ԶՄԵԶ Ի ՓՈՐՁՈՒԹԻՒՆ, ԱՅԼ ՓՐԿԵԱ ԶՄԵԶ Ի ՉԱՐԷ։ ԶԻ ՔՈ Է ԱՐՔԱՅՈՒԹԻՒՆ ԵՒ ԶՕՐՈՒԹԻՒՆ ԵՒ ՓԱՌՔ ՅԱՒԻՏԵԱՆՍ. ԱՄԷՆ։
Отче наш на армянском языке, русскими буквами (транслитерация) haйр мэр,вор hэркинс ес, сурп ехици анун ко, екесце аркаютюн ко, ехицин камк ко ворпес hэркинс ев hэркри, ызхац мэр hанапазорд тур мез айсор, ев тох мэз ызпартис мер, ворпэс ев мэк тохумк мероц партапанац, ев ми танир змез и порцутюн, айл пркеа змез и чарен, зи ко э аркаютюн, ев зорутюн ев парк hавитянс, Амэн.
Человеколюбивый Господь, прими этого подносимого Тебе младенца (младенцами называют всех некрещеных людей; арм. – ереха), очисти разум и мысли его от всякого влияния врага (дьявола). Дай ему смыть ветхость грехов в Святой Купели и удостой его Своего благодатного света обновления, наполни его Своей небесной благодатью и дай ему радость называться благим именем Христианина, удостой его новым рождением в Святой Купели, принятием Духа Твоего Святого стать плотью и членом Твоей Церкви Святой.
Затем священник читает запретительные молитвы, направленные против сатаны. В них священник именем Божиим запрещает дьяволу господствовать в сердце крещающегося, прогоняет его прочь от человека. Человек нарицается «новоизбранным воином Христа Бога нашего». После чего Крестный отец трижды преклоняется перед алтарем8. Затем Крестный отец, беря в руки ребенка, обращается лицом к западу и вместе со священником трижды отрекается от сатаны, произносит «Отречение». Если крестимый – совершеннолетний, то он совершает три раза коленопреклонение, затем вместе со священником произносит «Отречение», во время которого руки его опущены вниз с согнутыми ладонями.
Отрекаемся от сатаны и всех коварств его, и обольщений его, и всех мыслей его, и от всех путей его, и от злой воли его, и от злых ангелов его, и от злых служителей его, и от злых приспешников его, и от всей злой силы его, отрицая отрекаемся.
И обращаемся к свету Богопознания.
hражаримк Отречение на армянском языке, русскими буквами (транслитерация)
hРажаримк и сатанайе ев hаменаин хабеутене нора, и патранац нора, и хорhрдоц нора, и гнациц нора, и чар камац нора, и чар hрештакац нора, и чар паштонеиц нора, и чар камарарац нора, ев hаменаин чар зорутене нора, hражарелов hражаримк.
Ев апа дарнанк и луйс Асвацагитутеан.
Апостольский символ веры
Апостольский символ веры на армянском языке, русскими буквами (транслитерация)
Аракелакан hаватки хостованутюн
hАватамк hАменасурб Еррордутюнн, и hАйр ев hОрди ев Сурб hОги. Заветумн Габриели, зЦнундн Кристоси, зМкртутюнн, зЧарчаранс, зХачелутюнн, зТахумн ерекореа, зhАрутюнн, зАствацапес hАмбарцумн, Знстилн ынд аджме hОр, заhавор ев зпаравореал змюсангам Галустн, хостованимк ев hаватамк. Амэн:
Затем священник читает фрагмент из Евангелия от Матфея гл. 28, стихи 19-20:
«Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».
После этого священник благословляет крестом (освящает) воду в купели, которая находится в северной стене Храма. В освященную воду добавляется миро9, которое приготавливается раз в 7 лет в первопрестольном Эчмиадзине, и освящается Католикосом Всех Армян, главными святынями Армянской Церкви.
Затем священник спрашивает у крестного отца: «Чего просит младенец»? Крестный отец отвечает:
Этот вопрос и ответ повторяются три раза. Если крестимый совершеннолетний, то ответы дает он. После этого священник говорит: «Пусть по вере твоей будет тебе» (Ко хаватки лини кез). Наконец наступает самый главный момент – само Крещение. Священник трижды погружает в освященную воду ребенка, со словами:
«Крещается раб Божий (называется имя) во имя Отца (первое погружение) и Сына (второе погружение) и Святого Духа (трете погружение). Искуплен кровью Иисуса Христа от рабства греху, усыновляется Небесным Отцом быть наследником Христа и Храмом Святого Духа». Аминь
Если крещаемый – совершеннолетний, то омывается лицо, область сердца, руки и ноги. После этого священник произносит молитву благодарения. Так завершается таинство крещения, после которого следует таинство миропомазания.
И вот, Ты, Тот же Господь Бог наш, призри мольбам рабов Твоих, ниспошли щедрую милость Свою на плод этой маслины, который Ты создал для спасения и пользы рода человеческого, и всели в нас дары Святого и Благодетельного Духа Твоего: во содействие и во исполнение святых таинств Твоих.
Армянская Церковь совершает таинство миропомазания одновременно с таинством крещения, чтобы мы получали божественные дары непосредственно после очистительного омовения. Церковь соединила таинство миропомазания с таинством крещения, по подобию с Господом, когда Он, после принятия крещения от Иоанна Крестителя в реке Иордан вышел из воды, Святой Дух в образе голубя сошел на Него и был с неба голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 3:17). Подобным же образом Святой Григорий Просветитель крестил армянский народ в реке Арацани, одновременно совершая помазание святым миром, по свидетельству Агатангелоса. Таинство миропомазания называется также запечатлением (арм. кнунк), потому что божественной печатью отмечаются соответствующие части нашего тела.
При помазании святым миро каждой части тела, согласно молитвам, соответствует особая благодать:
На лоб: «Миром благоуханным, во имя Иисуса Христа на тебя изливаемым, да будет печать сия небесного дара нетления».
На глаза: «Печать сия во имя Иисуса Христа да просветит очи твои, дабы никогда не уснуть в смерти».
На уши: «Помазанием святым да будет тебе печать сия во слушание заповедей Божиих».
На ноздри: «Печать сия во имя Иисуса Христа да будет в тебе благоухание жизни».
На уста: «Печать сия во имя Иисуса Христа да будет во ограждение и сохранение дверей уст твоих».
На руки: «Печать сия во имя Иисуса Христа да будет тебе побуждение благотворительности, всяких благодеяний и богоугодных поступков».
На сердце: «Печатью сей божественной да созиждется в тебе сердце чистое и да обновится дух правый в утробе твоей».
На спину: «Печатью сей во имя Иисуса Христа да пребудет на тебе щит укрепления, чем да возможешь погасить огненные стрелы лукавого».
На ноги: «Печатью сей Божественной да направятся стези твои в Жизнь Вечную».
Таким образом, Миропомазание есть таинство, которым верующему передаются дары Святого Духа, укрепляющие его в духовной христианской жизни. Человек утверждается в Боге, становится храмом Святого Духа и наследником Небесного Царства.
Крестная печать, приложенная священнослужителем, незаменима. Она назидает нас ценить все наши части тела и органы чувств. Стараясь заботиться о каждом нашем органе чувств в отдельности, легче держать себя в чистоте. Об этом упоминает и Святой Ефрем Сирин в одной из своих молитв: «Замкни, Господь, уста мои для сплетен, убереги язык от злословия, глаза от недоброго взгляда, уши от злой вести, руки от хищений, ноги от пути разврата. И все мои члены огради от зла, да бдят во исполнение благого пред Тобой». Для новообращенного христианина таинство Миропомазания — это сошествие Святого Духа. На апостолов Дух Святой сошел в виде огненных языков, а сегодня это таинство свершается благоуханием Мира. Таинство Миропомазания, как и таинство Крещения неповторимо. После таинства Крещения и Миропомазания священник удостаивает нас принять еще одно из семи таинств Церкви — таинство Причастия10. Таким образом, таинством Миропомазания человек запечатлевается божественными печатями новой жизни — в знак принятия Святого Духа. И только миропомазанием человек становится христианином, т.е. помазанником, и, предоставив себя Святому Духу, усыновляется Богом Отцом. После этого благодатного помазания, удостоиться которого спешат также владыки мира, человек забывает о других ароматах, суть которых всего — лишь благоухание, в то время как: «Сие, — говорит священник, — да будет тебе благоуханием, да приведет тебя из жизни к жизни вечной».
Мир тебе, спасенный Богом, Мир тебе, помазанник Божий.
Напутствия новообращенному христианину и чаду Армянской Апостольской Церкви
Приняв крещение, человек начинает новую жизнь, жизнь с Богом, и это ко многому обязывает. Прежде всего оно обязывает его к борьбе с самим собой: со своими страстями11, дурными наклонностями, в общем, со своим «ветхим человеком», который злобствует, завидует, гордится, презирает, обманывает, блудодействует и т.д. Крещение также обязывает человека вести церковную жизнь, которая, прежде всего, заключается в Таинстве Евхаристии – причащении Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Это Таинство совершается каждое воскресение в Армянских Храмах во время Божественной Литургии (Сурб Патараг). Таинство Причастия установил Сам Христос на Таиной Вечери со своими учениками. И только посредством причастия Крови и Тела Христовых мы получаем возможность спастись. И где нет Церкви — нет причастия, а значит и спасения.
Без Причастия человек в определенном смысле мертв духовно: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин.6:53). Причащаться надо минимум 7 раз в год. Еще одним важнейшим условием духовной жизни является молитва. Человек, принявший Крещение, обязывается к молитве. Когда читаешь Библию, Бог говорит с тобою, а когда молишься – ты сам говоришь с Богом. Молитва – это разговор с Богом. Молитвенник, в котором содержаться молитвы Святых Отцов Армянской Церкви можно приобрести в Армянских Церквях. И, конечно же, необходимо читать Библию (арм. – Аствацашунч). «Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом Божиим» (Лк. 4, 4). Человек, принявший Крещение, должен всегда помнить, что он отрекся от сатаны и пообещал не участвовать в его делах, т.е. не грешить. Поэтому преступает эту клятву, данную Богу, тот, кто после Крещения начинает ходить ко всякого рода «экстрасенсам», «заклинателям», «народным целителям», «гадалкам» и т.д. Таким образом, он опять вступает в союз с сатаной и отказывается от союза с Христом, отрицаясь своего Крещения. Приняв Крещение, многие на этом успокаиваются, считая, что они выполнили необходимые обряды и этого достаточно, чтобы считать себя христианином. Это глубокое заблуждение! Крещение – это только начало спасительного пути. Для каждого христианина Христос должен быть центром, средоточием всей его жизни.
Праведник всегда в руке Божьей и верой спасен будет.
Кого нельзя брать в крестные своему ребенку в армянской церкви
Во время крещения священник трижды спрашивает у крёстного отца: «Что просит младенец?».
Крёстный отец трижды отвечает: «Веры, надежды, любви и крещения».
«Креститься и снискать оправдание, очиститься от греха, освободиться от бесов и служить Богу».
Маштоц, Чин Святого Крещения
Обычно многие из нас придают большое значение дню своего рождения и часто пышно его отмечают. Это поистине чудное явление, начало, возвещаемое младенческим криком, оно содержит в себе великое таинство — приход в мир нового человека, рождение новой жизни, новой души. Однако, гораздо большим событием в нашей жизни является наше второе, духовное рождение, рождение свыше, которое мы называем крещением (арм.мкртутюн, кнунк).
Крещением человек обновляется, возрождается и очищается от Адамова (первородного) греха. От греха, унаследованного всем человечеством вследствие непокорности Адама. Из-за непокорности Божиему завету Адам лишился райской жизни — своего блаженного состояния — стал смертным, был обречен жить вне Рая и собственным потом добывать себе дневное пропитание. Его непокорность породила преграду между человеком и Богом, духом и плотью, лишившую человеческую природу благодати.
Первым крестился Сам Господь Иисус Христос подав нам таким образом пример. Крещение — божественное повеление, обязывающее подходить к святому таинству с благоговейным трепетом. Христос, принимая крещение в реке Иордан, благословил воду, и через Никодима заповедал нам, что если кто не родится от Духа и воды, не войдёт в Царствие Божие (Ин.3:5). В начале веков Бог наказал человечество устроив потоп, теперь же посредством воды дарит человеку жизнь вечную.
Чтобы восстановить в падшем человеке первообраз Адама, Бог протянул Свою руку — посредством воплощения Сына Своего Иисуса Христа. Христос Своим человеческим житием, проповедью, искупительной смертью, воскресением и установлением святого таинства крещения, освободил человека от Адамова греха. Иисус сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16).
Таким образом, необходимо не просто креститься, но и вникнуть, что же означает крещение. Достигшим совершеннолетия, подходя к таинству необходимо иметь веру согласно символу веры, принятому на Никейском Вселенском соборе и исповедуемому в настоящее время Армянской Апостольской Церковью.
Крещением человек усыновляется Богу и становится членом Церкви Христовой. Очистившись от первородного греха и получив духовное рождение, человек наследует Царствие Небесное, обретая тот самый божественный облик, который имел в Раю до грехопадения. Крещением умирает ветхий человек и рождается новый. По этой причине крещеный человек должен удаляться от пути неверующих и ступать дорогой божественной справедливости и истины.
Что необходимо для крещения?
Для крещения, прежде всего, необходима вера, отречение от лукавого и всех его злодеяний. Необходимо исповедовать Символ Веры, иметь соответствующие знания о христианстве и Церкви, то есть прежде чем креститься нужно пройти определенный подготовительный период. И прежде всего нужно уверовать в Святую Троицу, поскольку мы крестимся во имя Отца, Сына и Святого Духа, как Христос завещал Своим апостолам:
«дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».
Очевидно, что нам неизвестен день нашей смерти, однако человек — драгоценное творение Божие, поэтому Он заботится о том, чтобы человек встретил этот день усыновленным Богу, преданным Ему, Его попечению и заботе.
Поэтому в Армянской Апостольской церкви есть обычай крестить детей в раннем возрасте, тем более, что в прежние времена детская смертность была высокой.
Церковь установила ближайший день — восьмой после рождения ребенка, когда можно его крестить, по примеру Иисуса Христа, нареченного именем на восьмой день (Лк. 2:21). После крещения мы проходим жизненные испытания уже не только человеческими силами, но благодаря божественному промыслу, поскольку ангел-хранитель оберегает нас, искупленных Пресвятой Кровию Господа.
Для крещения, крестящийся или его родители выбирают крестного отца, который должен быть армянином, крещенным в Армянской Церкви (это обязательное условие) и обладать духовными знаниями, чтобы воспитать младенца согласно Божиим заповедям и национальным традициям.
Для исполнения таинства крещения Церковь считает важным осознание следующих обстоятельств:
1. Святое таинство крещения установил наш Спаситель — Иисус Христос, крестившись от Иоанна Крестителя в реке Иордан.
2. Крещением человек освобождается от Адамова греха. Принимающее крещение младенец (так называют некрещеных, готовящихся к крещению) усыновляется Богу. Теперь Христос — его невидимый и могучий покров.
3. Крещение нельзя воспринимать как национальную традицию или повод для веселья, но необходимо в первую очередь серьезно подготовиться к его принятию.
4. Место крещения — Церковь, совершать его дома можно лишь в исключительных случаях.
5. Крещение совершается водой, вне зависимости от ее типа (родниковая, речная или морская) и качества (мутная или прозрачная).
7. Крестный отец обязательно должен быть крещенным и верующим человеком. Часто, не придавая значения роли крестного отца, мы выбираем случайного человека, выполняя лишь внешнюю сторону обряда. Однако поощрительно, чтобы крестный отец был в состоянии руководить нашим духовным развитием, пользуясь навыками своего христианского знания.
8. Если человек крестится в сознательном возрасте, он должен пройти период серьезного духовного наставления. А ребенок должен проходить этот период по мере своего роста, с помощью крестного отца и родителей.
9. Таинство крещения совершает священник. Никто из мирян не имеет права крестить, т.к. это право и власть божественным благословением были переданы священникам апостолами.
10. Крещение повторно не совершается, т.к. человек рождается один раз, а поскольку крещение несет в себе таинство рождения, то и крестимся единожды: «один Господь, одна вера, одно крещение» — говорит Апостол Павел (Еф.5:5).
11. Крещение дает нам право наречения новым именем. Крестящийся может поменять свое имя поскольку заново рожденный Христом — новый человек.
12. Перед крещением необходимо приготовить нательный крест, сплетенные вместе белую и красную нить (арм. нарот, на них подвешивается крест), которые символизируют истекшие на кресте воду и кровь из ребра Христова, и небольшое полотенце, которым отирают умытое лицо. Принято хранить это полотенце в чистоте и больше не использовать.
13. Для таинства венчания существуют запретные дни, однако таинство крещения может быть совершено в любой день.
14. Креститься могут и беременные женщины, однако таинство не распространяется на дитя.
15. Крестящийся навечно становится членом Церкви Христа. Армянская Церковь — часть Соборной Церкви Христовой, следовательно, если человек крестился в Армянской Церкви, то он является чадом Армянской Церкви и обязан находиться с ней в молитвенном общении.
16. Человек, крещеный в Армянской Церкви, не может быть крещен заново где-либо еще.
17. Для отпущения грехов, совершенных после крещения, установлено таинство Покаяния.
18. Непосредственно после таинства крещения совершается таинство Миропомазания.
Таким образом, если в тебе назрел призыв к духовному возрождению, не колеблясь, верь в предводительство Божие и иди в Церковь. Заключи этот завет примирения с Богом, который жизненно необходим и судьбоносен для каждого из нас.
Господь, молю Тебя, помоги мне, грешному,
постичь Твои тайны.
Открой мои глаза, чтоб мне увидеть Твои невидимые
таинства, и дай мне силы.
Родиться от святой купели крещения. Аминь.