кем можно работать после театрального колледжа
До сцены добираются единицы
«Профиль» собрал истории молодых актеров и режиссеров, которые, получив диплом ГИТИСа, ВГИКа и «Щуки», не стали работать по профессии.
Актер без театра
Александр Герасимов окончил ГИТИС пять лет назад. Играть за копейки в небольшом начинающем театре 21-летнего амбициозного выпускника не тянуло. В итоге сейчас он подрабатывает переводчиком, а по вечерам — тапером в столичных ресторанах. «Мне приходилось думать на репетициях о подработке, а не о концепции постановки», — говорит Александр. В театральный вуз он попал случайно: сначала хотел поступать на филфак МГУ, но в последний момент решил прийти на прослушивание в ГИТИС. Своего места в театральной жизни ему найти так и не удалось, потому выручает прекрасное знание английского. «Я думал, что смогу с головой окунуться в театр, но пока что я не нашел такого, который меня смог бы заинтересовать», — говорит он.
Метания и поиски Александра — не исключение, а тенденция. Мало кто из сотен выпускников-«театралов» после нескольких холостых прослушиваний не задумывается о смене профессии. Всего в год из базовых театральных вузов — ВГИКа, МХАТа, ГИТИСа, Театрального института имени Бориса Щукина («Щука») и Высшего театрального училища (института) им. М.С. Щепкина («Щепка») — выпускается около 350 новоиспеченных актеров и режиссеров. По мнению режиссера Александра Тарасова, на счету которого не один музыкальный спектакль, в театры попадает не более 30% этих выпускников — и это вместе с проектной, нерегулярной работой. «На работу устраивается не более трети бывших студентов. В мой театр за год взяли всего четырех человек, но никакой закономерности тут нет — в следующем году могут не нанять никого», — подтверждает Артем Блинов, новенький артист театра Et Cetera.
Более-менее хорошо устроиться в театре могут помочь только связи мастера курса — руководителя и наставника театральной школы в вузе, а по совместительству — театрального деятеля. «Сейчас почти все художественные руководители театров имеют где-нибудь свой курс», — говорит Артем Блинов. Но связи тоже не беспредельны, да и выпускников слишком много. Спасает только то, что театральные вузы дают знания не только системы Станиславского, но и множество других навыков. Применив их, можно стать эстрадным исполнителем, танцором, художником.
Мария Демьяненко училась на актерском факультете ГИТИСа, в мастерской Б.А. Морозова. Ее дед, Сергей Демьяненко, — оперный режиссер, а дядя, Александр Демьяненко, — тот самый Шурик из фильмов Леонида Гайдая. Но актерской династии пока что не получилось: вместо театра Мария выбрала карьеру сольной певицы. 27 октября 2014 года у девушки состоялся первый сольный концерт в Театральном зале Московского дома музыки. «Я чувствую себя много увереннее на сцене благодаря ГИТИСу. Я вживаюсь в роль, чувствую ее, продумываю определенный сценарий перед каждым выходом на сцену», — объясняет новоявленная 23-летняя певица.
Часто «театральных» выпускников жизнь уводит от сцены еще дальше. Вот пример. Сергей Лысунец с детства был уверен, что он актер, у его родителей тоже не было в этом сомнений. При первой возможности его устроили в Первую школу мюзикла под руководством Дмитрия Томилина, а оттуда Сережа попал в ГИТИС на факультет музыкального театра (курс мюзикла). Отучившись, успел попробовать себя актером в разных жанрах, пробовал даже «сниматься в мультиках» — работал моделью для компьютерной отрисовки анимации. Но после окончания мультипликационного проекта на «Мосфильме» денег стало не хватать, а достойных предложений не было. В итоге Сергей Лысунец променял театральные подмостки на офисный корпоративный мир и стал работать бизнес-тренером. Сейчас он обучает людей правовым основам, банковским операциям и навыкам переговоров с клиентами. «Это не театр, но когда перед тобой сидит группа людей, которые видят тебя в первый раз и слушают каждое твое слово, то ты поневоле ощущаешь себя на сцене. Они — мои зрители, я — их актер. Со временем, когда ситуация в жизни станет более стабильной, я надеюсь постепенно вернуться в профессию», — говорит он. Возможно, ему повезет найти предложение по душе.
В деревню, в глушь
Еще один вариант спастись от хронической театральной безработицы — сбежать из столицы. Многие начинающие актеры и режиссеры вынуждены ехать за опытом в провинциальные театры.
Сойжин Жамбалова — дирижер, режиссер, актриса и певица, — отучившись в Улан-Удэ в колледже имени Чайковского, поехала на стажировку в Москву и поступила в ГИТИС. Еще будучи студенткой, она показала свою работу самому худруку Театра на Таганке Валерию Золотухину, который включил ее спектакль «Двое на качелях» в репертуар. Но и это не помогло зацепиться в столичном театре. «В Москве попасть куда-то — совсем непросто, а хуже времени бездействия для режиссера просто не бывает. Ты не можешь выплеснуть свои мысли. Нужно совершенствоваться, а значит — ставить спектакли», — говорит Сойжин Жамбалова. Уже свой дипломный проект она ставила на родине — в Улан-Удэ, вскоре перебравшись туда основательно. «Здесь меня ждала работа. Это большая удача. Мне обидно за своих коллег, имеющих отличные перспективы, но перебивающихся совсем другой работой», — говорит она. «Начинающим всегда сложно. Но вообще в Бурятии хорошие актеры и режиссеры на вес золота», — утверждает заместитель художественного руководителя ГБАТД имени Хоца Насмсараева Туяна Николаева.
Ольга Панкратова — заслуженная артистка России, режиссер — окончила в этом году ГИТИС и тоже вернулась на родину, в Севастополь. Еще во время обучения она поставила два антрепризных спектакля в севастопольском Матросском клубе при Театре им. Луначарского, которые имели успех не только в Крыму, но и в Одессе. «Нам повезло, у нас очень хорошие театры, они не уступают столичным. Но в целом в регионах гораздо больше ценятся хорошие актеры: выбор невелик», — рассказывает артистка.
Насколько хороша может быть карьера после столичного театрального вуза, показывает пример Александра Мацко, выпускника курса Романа Виктюка в ГИТИСе. Он уехал из столицы еще в 2003 году в Краснодар. «Я увидел, какой там театр, какой балет, — мне все сразу понравилось», — рассказывает Александр. Сейчас он главный режиссер Краснодарского академического театра.
Профессиональный уровень режиссеров в провинции сейчас мало уступает столичному в отличие от актерского цеха: на зарплаты рядовых работников сцены людей из Москвы не заманить даже в условиях сумасшедшей конкуренции за вакансии.
Голодные таланты
Ведь даже тем счастливцам, которым после театрального вуза удалось устроиться по специальности, приходится сталкиваться с хроническим безденежьем — зарплаты начинающих актеров даже в Москве, мягко говоря, не конкурентны. Спросите, например, у Дарьи Коршуновой. Ее пригласили в мюзикл «Летучий корабль» в «Театриуме на Серпуховке» под руководством Терезы Дуровой еще на третьем курсе ГИТИСа. После сезона игры — взяли в штат. 25 тысяч рублей в месяц — примерно таков сейчас оклад у Дарьи. Премии — как повезет. Потому сейчас 26-летней артистке приходится учить детей вокальному мастерству — она ведущий педагог в Детской музыкальной школе Дмитрия Харатьяна. «На одну актерскую зарплату не проживешь», — сетует она.
Работы нет. Денег мало. Конкуренция жесточайшая. Почему каждый год тысячи юношей и девушек выстраиваются в очереди у приемных комиссий «Щепки», «Щуки», ГИТИСа, ВГИКа и МХАТа? «Я не представляю себя ни в какой другой профессии, ни за какие деньги! Пускай зарплата и невысокая, но это то, чем я хочу заниматься», — говорит Дарья Коршунова. А пока в театральных вузах учат, как вести себя на сцене, танцевать и петь, с голоду их выпускники точно не умрут.
Профессия: Актер
Получаю письма: «Помогите стать актёром». Отвечаю: «Бог поможет!»
Фаина Раневская
До Нового года всего ничего! А какие специалисты в Новый год отвечают за сказку и волшебство? Правильно, актеры! Артисты театров и цирков к концу декабря готовят новую программу. В канун праздника в кинотеатрах выходят все «розово-романтичные» мелодрамы про рождественское и новогоднее чудо. Стартует сезон детских елок. Актеры в режиме 24/7 играют новогодние спектакли, ведут праздничные концерты и развлекают детей и взрослых в костюмах дедов морозов и снегурочек.
Давайте разберемся, насколько интересно, сложно и актуально сегодня быть актером. Где учиться актерскому мастерству и какие качества в себе необходимо воспитать, чтобы добиться успеха на сцене?
Описание профессии
Плюсы и минусы профессии
Положительные стороны профессии: |
+ Интересная творческая работа
+ Популярность и любовь зрителей
+ Возможность путешествовать
+ Творческое окружение
+ И даже возможность когда-то войти в историю
— Ненормированный рабочий график
— Нестабильный заработок
— Гастроли и жизнь в гостиницах, не всегда в комфортных условиях
— Для артистов балета и цирка велика вероятность получения травм
Какими качествами должен обладать (личные качества)
Где учиться
В театральных вузах и колледжах воспитывают будущих актеров. Там они учатся актерскому мастерству, сценическому движению и речи, акробатике, вокалу, танцу и многим другим профессиональным навыкам. Для успешного воплощения роли актеру нужно научиться ее анализировать, прочувствовать и буквально прожить жизнь своего персонажа.
Самые известные творческие колледжи страны для будущих актеров, артистов и музыкантов:
✔ Российская академия музыки им. Гнесиных
✔ Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского
✔ Московская государственная академия хореографии
✔ Московский театральный колледж при Московском театре под руководством О. Табакова
✔ Московский государственный театральный колледж (техникум) имени Л.А. Филатова
Где работать
Актер может работать ведущим или аниматором, сниматься в рекламе, быть stand-up комиком или youtube-блогером. Но желанную работу по специальности, можно найти:
• в театрах (Сатирикон, МХТ им. А.П. Чехова, Большой театр, Венская опера)
• в кино (Мосфильм, Ленфильм, Голливуд)
• в цирке (Московский цирк Никулина на Цветном бульваре, Cirque du Soleil)
• на эстраде
Оплата труда (диапазон зарплат)
Если не говорить о доходах звездных актеров и певцов, вроде Дмитрия Нагиева, Сергея Шнурова или Светланы Ходченковой, то
✔ в среднем зарплата актера варьируется от 40 до 200 000 рублей в месяц.
Зарплаты в кино и на эстраде выше, чем в театре и цирке.
Карьерные возможности (рост)
Начало карьеры обычно связано со студенческими спектаклями в театре и ролями второго плана в кино. Обычно будущее место работы определяется тем, где и у какого художественного руководителя учится будущий актер. Со временем амплуа расширяется, и актеру может достаться заветная главная роль.
Перспективы профессии (актуальность, востребованность)
На сайтах поиска работы вы почти не найдете вакансий для актеров, только для аниматоров или актеров массовки. Но это не значит, что профессия не востребована. Просто актеров для нового спектакля или фильма ищут в театральных вузах и непосредственно в актерской среде.
Как приблизиться к профессии актера
Желаем каждому своего Оскара, Грэмми или ТЭФИ!
Автор: Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»
Если вы хотите получать наши свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.
Как стать актером? Пошаговая инструкция
Каждый человек в детстве мечтал стать актёром, сниматься в кино или выступать на сцене театра. Но у него не получилось. Так быть не должно. Нужно осуществлять свои мечты, гнаться за ними, тогда точно всё получится. Так и желание стать профессиональным актёром может претворить в жизнь.
Особенности профессии
У актёров не бывает рабочего дня, а график работы у них непостоянен. Актёру необязательно находится в театре, когда он не задействован в постановке. А задействовать его могут нечасто, но всё зависит от его мастерства.
Если же актёр снимается в кино, то на съёмочной площадке он находится ровно столько времени, сколько прописано в контракте. Иногда и съёмочный процесс затягивается до глубокой ночи, но за это актёры получают доплату.
На начальных этапах репетиций актёр только привыкает к своей роли, учить текст ему приходится в свободное от работы время. За пару недель до премьеры начинаются серьёзные репетиции, длящиеся до самой ночи, тогда у актёра уже не должно возникать проблем с текстом, а также не должно быть запинок.
Актёры постоянно переживают бурные эмоции за своих персонажей, поэтому столь непростая профессия под силу только людям с хорошим здоровьем и крепкой нервной системой.
Где учиться на актёра?
В России более 89 вузов в которых можно обучиться актёрскому мастерству, но попасть туда без таланта и упорного труда не просто.
В число лучших учебных заведений, воспитывающих актёров, входят:
Как подготовиться к поступлению?
Можно посещать курсы актёрского мастерства, которые предлагает каждый из вышеперечисленных университетов.
Если же будущий актёр живёт в небольшом городе, то с большой долей вероятности он найдёт в своём городе театральную студию, где сможет узнать базовые навыки актёрского мастерства.
Можно ли после 9 класса?
Можно. Во многих крупных городах России есть театральные колледжи, куда поступить гораздо проще, нежели в университеты. Учёба длится чуть больше трёх лет, а после окончания такого колледжа можно смело поступать в театральный институт.
Для поступления в театральный колледж достаточно пройти прослушивание и, в случае успеха, сдать письменный экзамен по русскому языку и литературе.
Можно ли стать актёром без специального образования?
Иногда актёрский талант у человека настолько яркий, что он может сыграть любую роль и без образования, но так случается не часто. В России, да и во всём мире есть немало актёров, ставших знаменитыми без образования и отлично справляющимся со своей работой.
В этот список входят: Фаина Раневская, Вера Глаголева, Рената Литвинова, Мария Шукшина, Бред Питт, Джонни Депп, Сергей Бодров, Дженнифер Лоуренс, Том Круз и Хит Леджер.
Актёр в зрелом возрасте? Реально ли стать?
Актёром не обязательно становится в молодости. В зрелом возрасте стать знаменитым шансов не меньше. Нужно лишь пробовать себя и не бояться проходить кастинги. Тогда всё получится.
Среди знаменитых актёров есть те, кто нашёл своё призвание уже в зрелом возрасте: Харрисон Форд, Стив Карелл, Томми Ли Джонс, Алан Рикман, Алиса Фрейндлих, Леонид Броневой, а также Андрей Краско.
Как стать актёром в Марвел или Нетфликс? Что нужно, чтобы попасть на мировой уровень?
На мировом уровне совершенно не важно, есть ли у актёра образование.
В таких крупных компаниях, как Нетфликс и Марвел участнику кастинга просто дадут листок с диалогом и будут смотреть, получается ли у него и как он вживается в роль.
Если это именно то, что нужно, то можно считать, что роль в кармане, Поэтому совершенно не обязательно иметь профессиональное образование. Главное — уверенность в себе и удача на кастингах, тогда и до звезды Голливуда недалеко.
О трудоустройстве выпускников театральных вузов
Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский – ректор ГИТИСа
Фото pixabay.com
Лидер партии ЛДПР Владимир Жириновский призвал Министра культуры России Владимира Мединского сократить прием в творческие вузы, обосновав это тем, что после окончания выпускники не могут найти себе работу, а на одно вакантное место в театре претендуют 500 артистов.
Вослед героям Островского так и захотелось воскликнуть: «Позвольте, позвольте-с!»
Владимир Вольфович известен не только своими экстравагантными выступлениями с трибуны Госдумы, но и давним, искренним интересом к театру. В свое время он выражал готовность выйти на сцену в роли Чацкого или Фамусова в спектакле «Горе от ума» Юрия Петровича Любимова в Театре на Таганке, обещая мгновенное изменение в лучшую сторону ситуации с продажами билетов. А Иосиф Райхельгауз, отзываясь на этот давний интерес, не так давно приглашал лидера ЛДПР принять участие в одном из спектаклей театра «Школа современной пьесы». Вполне возможно, если бы объявили конкурс на участие в одном спектакле с Владимиром Жириновским в том же «Горе от ума», то на роль Софьи и вправду собралось не менее 500 претенденток со всех концов России, а возможно и из ближнего зарубежья.
Но в реальной, не столь форс-мажорной ситуации, подобные конкурсы в театры, по крайне мере московские, насколько мне известно, не объявляются. Но если они вдруг будут объявлены, конечно, желающих выступить на столичной сцене будет немало. Точно так же и при советской власти, когда нужен был исполнитель на какую-то конкретную роль, обычно – в кино, реже – в театр, режиссеры отсматривали сотни, а то и тысячи претендентов.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Не может найти работу после окончания театрального ВУЗа
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, какие подобрать слова, советы для дочери, лучшей выпускнице театрального ВУЗа, которой пророчили, обещали хорошее распределение и которая на данный момент имеет только одно приглашение в заурядный театр. За 4 года собрала все премии, признание педагогов. И вот, сейчас — неудел. Человек она сама по себе очень сильный, трудяга, оптимист, но очень сильно переживает. Спасибо!
Лучший ответ по мнению автора
Горшков Николай Александрович
А я так понял, что человек нуждается в эмоциональной поддержке, но вот можете ли Вы ее оказать по складу своего характера? Все же такие свойства более присущи женщинам — эмпатия, чувствительность, эмоциональность. Если Вам сложно проявлять эти качества, то Вы, конечно обязательно должны делать попытки поддержать свою дочь таким образом, но не стоит просто расчитывать на прямой и быстрый эффект такой поддержки. Лучше посмотрите — что Вы исходя из своих возможностей (во всех смыслах) можете для нее сделать? Грубо говоря — любите рыбалку — возьмите ее с собой, давно мечтали сходить на фотовыставку или куда-то еще — идите вместе с дочерью, то есть поделитесь с ней своими позитивными эмоциями от тех дел, которые Вас самого увлекают и приносят радость.
А вот в вопросы ее профессиональной карьеры лучше не вмешиваться! Как я понимаю, «заурядный театр» — это не Ваше, а ее определение? То, что сейчас происходит — это неприятный, болезненный, но неизбежный этап развития и социализации молодого человека. Никто кроме нее и вместо нее не пройдет этого этапа, если она самостоятельно его минует — она много всего приобретет, если она при помощи родных постарается его избежать и игнорировать — она остановится в развитии и застрянет на долгие годы. Тогда ее ожидает уже более длительная и глубокая депрессия, чем сегодняшние переживания. Педагоги уже сделали свое «черное дело» — вознесли студентку до небес, но как я понимаю, этот театральный ВУЗ не намерен предложить остаться лучшей ученице там же в роли одного из педагогов, как это часто бывает с хорошими студентами технических ВУЗов, а дружно выпихивают, как и остальных актеров выпуска — на улицу по сути. Жаль, что Ваша дочь потратила 4 года на то, чтобы заработать авторитет в этом ВУЗе, которому она сейчас стала не нужна, а не на то, чтобы знакомиться с администрацией театров, где бы ей хотелось работать и начинать позиционировать себя там как начинающая актриса и зарабатывать авторитет ТАМ, а не ЗДЕСЬ. Авторитет (не говоря о популярности) требует не одного года упорной работы — это то, что она сумела сделать в ВУЗе за 4 года — и то, что ей еще предстоит сделать в глазах театральной общественности и конретной театральной администрации — в последующие годы. Но уж это — ее личная задача.
20.08.13 |
|