кем можно работать после психологического факультета
Кем и где может работать психолог: список профессий, связанных с психологией
Здравствуйте, уважаемые читатели dohodinet.ru. Профессии, связанные с психологией и открытые дипломированным психологам не лежат на поверхности. Некоторые прибыльные и социально значимые направления нужно еще поискать. Выбрать специализацию можно только детально изучив возможные направления работы.
Кем может работать психолог: ТОП-10 специальностей
Дипломированный психолог может работать на любой должности. Сотрудников без опыта работы берут на управленческие должности, легко назначают менеджерами по продажам или консультантами. В то же время даже у выпускника-бакалавра есть ряд других направлений труда, тесно связанных или прямо зависящих от диплома. В список попадают:
Педагог-психолог
Первое место, куда можно пойти работать психологу после окончания магистратуры – это университет. ВУЗ принимает выпускников в аспирантуру с хорошими оценками. С этого момента психолог считается практикующим преподавателем. После защиты кандидатской диссертации он получает ученую степень и становится автономным в профессиональной деятельности.
Главный плюс: Стабильность. Работать там же, где проходило обучение, легко. Все лица уже знакомы, не нужно заново адаптироваться. Кроме того, зарплата, премиальные и социальное страхование гарантируется государством.
Главный минус: Уровень заработной платы зависит от стажа, ученого звания и других косвенных факторов. Из-за этого в первые годы работы оплата труда будет низкой.
Клинический психолог
Психолог в больнице (частной или государственной) – это второе по популярности место трудоустройства выпускников ВУЗа. Психологи в этой сфере высоко котируются, они получают те же субсидии и льготы, что и врачи общей практики. В то же время им также необходимо пройти специальное обучение в формате переквалификации и ординатуру.
Главный плюс: Хорошая оплата труда и возможность наработать клиентскую базу. Даже в государственных клиниках психологам хорошо платят, а в частных они могут получать стабильно высокую зарплату при условно низком потоке клиентов.
Главный минус: Длительное обучение. Недостаточно закончить бакалавриат и магистратуру, нужно будет подтвердить свой статус врача и закончить ординатуру.
Психолог-консультант в социальной сфере
Работа с незащищенными и асоциальными слоями населения – тяжелая и не всегда хорошо оплачиваемая. Это скорее призвание, чем профессия, и нужно быть готовым ко всем сложностям. Тем не менее, такие специалисты в дальнейшем хорошо котируются во всех направлениях, связанных с психологией, из-за огромного опыта и высокой стрессоустойчивости.
Главный плюс: Огромный опыт работы, который можем помочь в дальнейшем занять руководящие, высокооплачиваемые должности в любом психологическом направлении.
Главный минус: Низкая оплата труда и необходимость постоянно контактировать с асоциальными элементами.
Школьный или дошкольный психолог
Психолог-воспитатель или школьный психолог – это прекрасная возможность реализовать себя в процессе работы с детьми. Это нестандартная работа, сложная, но не объемная. Идеально подходит для начинающих специалистов.
Главный плюс: Детский сад и школа – это спокойные места работы. Услуги психолога нужны нерегулярно, поэтому у специалиста есть достаточно времени для саморазвития.
Главный минус: Каждый ребенок требует индивидуального, деликатного подхода. Кроме того, иногда психолога просят совмещать в себе несколько функций одновременно, например, выполняя работу психолога-логопеда.
Семейный психолог
Опытные специалисты часто переходят от государственной или частной практики к опыту семейной психологии. Эта концепция подразумевает наличие у семьи одного психолога, который наблюдает за их проблемами в системе и едином микроклимате. Благодаря этому он может эффективнее помогать их решать.
Главный плюс: Высокий уровень дохода и небольшой объем работы. Можно будет посвятить себя процессу, постоянно совершенствуясь и применяя новые методики.
Главный минус: Такого рода вакансии появляются на рынке крайне редко. Клиентов придется искать самостоятельно, задействуя в процессе друзей и знакомых.
Психолог на предприятии
Большие коммерческие учреждения нанимают в свой штат личных психологов. Эти специалисты должны не только оказывать психологическую поддержку сотрудникам, которые в этом нуждаются. Их дополнительная обязанность – выполнять роль преподавателя, который учит работников коммуникации и эффективному взаимодействию, решает их конфликты.
Главный плюс: Стабильное место работы с ограниченным кругом клиентов. За год можно детально изучить весь штат и их основные проблемы.
Главный минус: Узкая сфера, тесно связанная с конфликтологией и мотивацией. Малое пространство для карьерного роста.
Специалист в сфере продаж
В больших фирмах отделы маркетинга, продаж или рекламы всегда нуждаются в штатном психологе. В список его задач входит: анализ рынка, предложений конкурентов, подготовка максимально выгодной психологической уловки для клиентов. Работа нестандартная и интересная, подходит людям с креативным мышлением.
Главный плюс: Меньший уровень ответственности. Не нужно выполнять роль учителя или наставника. Психолог дает рекомендации – а рекламный или маркетинговый отделы самостоятельно внедряют их в жизнь.
Главный минус: На работу влияют не только объективные показатели, но и отзывы клиентов, партнеров. Из-за этого может страдать оплата труда.
Кадровый агент
Еще одна специальность, которая связана с психологией, но не делает из психолога врача или преподавателя – это кадровый агент (кадровик). Он должен проводить тестирование и опрос кандидатов на определенную должность, проверять, подходят ли они заданным руководством параметрам. Работа интересная и несложная, но требующая усидчивости, внимательности и хорошего навыка общения с людьми.
Главный плюс: Стабильный высокий доход. Работа в офисе, не требует изучения специфических психологических методик. Можно выполнять роль кадрового агента сразу в нескольких учреждениях.
Главный минус: Малое пространство для профессионального роста. Зависимость от наличия или отсутствия необходимости в кадрах на определенном предприятии.
Психолог-консультант в полиции, прокуратуре
Психолог, работающий в органах внутренних дел, это человек невероятной выдержки, как психологической, так и профессиональной. Постоянный контакт с преступниками и другими асоциальными элементами подходит только тем, кто готов к постоянному эмоциональному напряжению. Кроме того, высоки профессиональные риски, ведь ошибочные выводы могут привести к ответственности, в том числе уголовной.
Главный плюс: Хороший доход и возможность самореализации. У психологов-консультантов в ОВД открыт доступ ко всем современным психологическим наработкам за счет их особого статуса.
Главный минус: Высокий уровень ответственности и психологической нагрузки на работника. Приходится разбираться как с делами сотрудников, так и с обязанностями, связанными непосредственно с ходом уголовных и административных дел.
Частная практика
Личный бизнес – это самый рискованный, но самый прибыльный вариант. Нет никаких ограничений по типу практики. Это может быть что угодно: личная психологическая школа, частные консультации или же групповые тренинги.
Главный плюс: Можно постоянно учиться новому. Нет никаких ограничений карьерного и личностного роста. При должном старании и удаче доход ничем не ограничен. Компанию можно постоянно расширять, нанимать новых сотрудников.
Главный минус: Заработок нестабильный, полностью зависит от психолога. Если перестать расширять клиентскую базу и сферу предоставляемых услуг, их качество, можно быстро потерять доход.
Заключение
Работать психологом – это сложное, часто неблагодарное дело. В каждой специальности из списка ТОП-10 есть свои сильные и слабые стороны, которые по-разному раскрываются для каждого человека. Тем не менее, с образованием психолога можно осваивать множество разных профессий, главное – хотеть работать и стремиться к карьерному росту.
Где работать психологу: направления, сферы деятельности
По шаблонному представлению психолог — это человек, сидящий в кабинете, выслушивающий проблемы и утешающий пациента. На самом деле есть уйма мест, где можно работать с дипломом психолога: в коммерческой организации, в частной практике, в государственной сфере. Рассказываем, куда пойти работать психологу.
Клинический психолог
Клинический психолог знает не только психологию, в университете он изучал и медицинские курсы. Но, в отличие от врача, он лечит только словом, но не таблетками. Занимается пограничными состояниями. Работает с пациентом сам и может определить, нужна ли ему помощь психотерапевта.
Клинический психолог также проводит психологическую экспертизу: школьно-педагогическую, военную, врачебно-трудовую, судебно-психиатрическую.
Также клинический психолог может работать на себя, если умеет находить клиентов.
Специалист службы доверия
Специалист службы доверия часто не просто помогает, а спасает жизни людей. Служба доверия — это служба психологической скорой помощи. Консультации анонимные. Основная задача специалиста — предотвратить необдуманный поступок на эмоциях, успокоить звонящего.
Чем занимается специалист службы доверия:
У такого специалиста должны быть крепкие нервы, так как бывшему студенту будет тяжело выдержать такое психологическое давление. Для работы в службе поддержки потребуется большой опыт и много знаний из разных сфер.
Педагог-психолог
Специалист работает с детьми младшего возраста в школах и детских садах. Педагог-психолог должен сохранять психологическое здоровье детей, учить их вести себя в обществе, развивать личность. Специалист должен уметь выявлять, в каких условиях живут и учатся воспитанники, чтобы эффективно влиять на психологическое состояние.
Чем занимается педагог-психолог:
Работа в этой сфере подходит молодым педагогам. Часто к ним у детей больше доверия и им легче найти общий язык. Для трудоустройства воспользуйтесь советами по составлению резюме педагога-психолога.
Преподаватель психологических наук в колледже, университете
Чтобы работать преподавателем, нужно поступить в аспирантуру. Параллельно можно работать. Так как большинство аспирантов — сами бывшие студенты, влиться в студенческую среду, найти общий язык будет просто. Часто можно совмещать работу и преподавать сразу в двух образовательных учреждениях.
Коррекционный психолог
Коррекционный психолог чаще всего работает с детьми, отстающими в развитии психически или физически: с аутизмом, синдром Дауна, ДЦП и другими. Это тяжелая работа, подходит для терпеливых людей. Придется пройти дополнительные курсы, чтобы понять специфику.
Чем занимается коррекционный психолог:
Работать коррекционный специалист может в учебных заведениях для особенных детей, медицинских учреждениях и в частных центрах. Также можно вести частную практику по психологическому сопровождению родителей детей со сложностями в развитии и индивидуальную коррекционную работу.
HR-специалист
HR-специалист нужен в каждой средней и большой фирме, иначе как искать сотрудников?
Чем занимается специалист по подбору персонала (HR):
Это очень интересная работа для экстраверта. Работать можно в компаниях или в агентствах по подбору персонала. Возможна практика частным рекрутером. Чтобы получить работу, желательно посетить профильные курсы по теме управления персоналом.
Арт-терапевт
Арт-терапевт помогает разрешить свои проблемы с помощью погружения в искусство. Это может быть рисование красками, на песке, танцы, музыка и другое.
Арт-терапевт работает в подростковых и детских центрах, медицинских учреждениях, коррекционных школах и детских садах. Можно открыть свой кабинет психологии и проводить арт-терапию: индивидуально или в группах.
Работа особо интересна будет молодым специалистам. Арт-терапия — это творчество, работа с молодежью, поэтому найти себя в профессии будет просто. Арт-терапии обучают на курсах, после которых можно начать работать.
Профориентолог
Профориентолог — специалист, помогающий подросткам определиться с подходящей профессией, выявить сильные стороны личности с помощью тестов и диалога.
Школы, колледжи, центры профориентации и центрах занятости, — вот где нужны психологи.
Профессия, скорее, понравится молодым специалистам, так как здесь приходится больше общаться с подростками с разными характерами. Профориентология менее сложная профессия, чем остальные, где нужны психологи, так как люди приходят не с психологической проблемой, а с просьбой помочь определиться с делом жизни.
Профориентацией может заниматься частный психолог, оказывая дополнительные услуги. Желательно, кроме психологического образования, иметь опыт работы в агентствах по подбору персонала, знать диагностики и психологические техники.
Бизнес-тренер, коуч
Тренер, коуч должны обладать харизмой, умением убеждать, договариваться, заставлять верить в успех. Обычно эти особенности есть у людей с рождения, приобрести их с нуля сложно (но можно).
Они работают с компаниями, руководителями организаций и людьми, которые не знают, как добиться успеха в жизни, стать счастливым.
Работа бизнес-тренера, коуча:
Работать можно в коммерческих компаниях, чаще всего в тех, что занимаются продажами, тренинг-центрах. Если вы умеете убеждать, можете быть полезны любой компании и любому человеку. Не обязательно постоянно быть коучем, это может быть разовая подработка.
Профессия подходит опытным людям. Хорошо, если вы добились успеха в какой-то сфере жизни. Молодым специалистам с небольшим опытом, скорее всего, не хватит знаний, чтобы добиться успеха. Кроме диплома пригодится умение обучать взрослых людей, получить его можно на курсах.
Где может работать специалист с дипломом психолога
Выше мы рассказали о сферах и немного о местах, где может работать педагог-психолог, коуч и другие специалисты. Теперь обратим больше внимания на отрасли.
Социальная сфера
Можно работать в школе, социальной службе, детском саду, полиции. Чаще всего работа связана с трудными подростками — проведение коррекционной работы с ними, поиск причин подобного поведения и их устранение, работа с родителями. В целом специалист в социальной сфере должен поддерживать позитивный микроклимат в социальных группах — в семье, классе.
Здравоохранение
Работа в больницах, психиатрических клиниках. Психолог определяет нарушения психики (депрессия, постоянная тревога, зависимость), составляет план реабилитации и занимается ею. Если говорить проще, психолог в здравоохранении помогает человеку прийти в норму без помощи медицинских препаратов, своими силами.
Военная сфера
Специалисты работают в военных учреждениях, чаще — в армии. Занимаются адаптацией новых солдатов в армейских условиях, проводит анкетирование по состоянию психологического здоровья, помогает справляться со стрессом, наблюдает за состоянием служащих в тяжелых ситуациях.
Юридическая сфера
Работают в судах, юридических организациях, тюрьме. Помогают понять, почему преступники совершают свои действия, кто может стать следующей жертвой. Иногда психологи из юридической сферы принимают участие в допросах: наблюдают за мимикой, жестами, реакцией, эмоциями, — все это помогает понять, честен ли допрашиваемый.
Самые сильные духом психологи работают в тюрьме с заключенными — корректируют поведение заключенных, обучают жизни вне тюрьмы после выхода.
Спорт
Работа в реабилитационных центрах, спортивных клубах. Спортивный психолог помогает настроиться на победу, мотивирует, учит контролировать эмоции и чувства, справляться с паникой и страхом перед спортивными мероприятиями.
Бизнес
Психолог может работать в любой компании на позиции HR, а также проводить тренинги на позиции бизнес-тренера. Об этих профессиях мы уже подробно говорили выше.
Теперь вы видите, что карьерные пути психолога разнообразны. Можно выбрать профессию по душе: творческую, активную, спокойную, немного опасную, но все они очень интересные! Выбирайте по своим интересам, умениям, стремлениям в жизни. А если не понравится, всегда можно подучиться и податься в другую сферу.
Главное — постоянно развиваться, не останавливаться, повышать квалификацию, тогда и не возникнет вопроса «где работать психологу» — вы будете востребованы на рынке труда.
Кем можно работать после психологического факультета
Ведущий: Доброго времени суток! Друзья, у нас в эфире пятая программа из цикла «Карьерный навигатор». Веду ее я, Вячеслав Прокофьев, главный редактор газеты «Элитный персонал» и журнала «Куда пойти учиться», и редакционный директор издательского дома «Работа для вас». У нас в гостях сегодня два эксперта и герой — точнее говоря, героиня — в рамках сферы психологии. Итак, Армен Арустамов. Здравствуйте, Армен.
Армен: Добрый день!
Ведущий: Армен — бизнес тренер, карьерный коуч. Он закончил психологический факультет МГУ и проводит в качестве карьерного коуча тренинги по карьере и по профориентации. И второй эксперт — Мария Машкова. Мария, здравствуйте.
Мария: Добрый день!
Ведущий: Мария — психолог и психотерапевт в «Центре гештальт-терапии Надежды Лубяницкой» и преподаватель психологии в Московском государственном психолого-педагогическом университете. Правильно, Мария?
Мария: Все верно.
Ведущий: Да, все точно. Насколько я помню, не столько общая психология, сколько.
Мария: У меня факультет клинической и специальной психологии.
Ведущий: Клинической и специальной психологии.
Мария: Да.
Ведущий: Потрясающе. И героиня сегодняшняя, наша гостья — Вероника Морозова. Вероника, здравствуйте!
Вероника: Здравствуйте!
Ведущий: Пару слов о себе.
Вероника: Я студентка второго курса факультета психологии Высшей школы экономики. Я собираюсь стать психотерапевтом. Сейчас я на кафедре психологии личности, и моим профессиональным интересом является как раз специальность Марии. Так что будет очень интересно послушать в основном ее.
Ведущий: Отлично. Вероника, итак, вы пришли с определенным запросом. Вот какой у вас есть вопрос, между чем и чем вы выбираете, и достаточно ли точно вы определились со своим карьерным будущим?
Вероника: Да, на самом деле вопросов много. В первую очередь я не знаю, что выбрать в начале своего карьерного пути. Начать с HR-бизнеса и этой сферы? Я знаю, что там более высокие заработные платы, и легче устроиться на работу.
Ведущий: Пояснить для слушателей, HR именно ресурса, это область не столько психологии, сколько бизнеса. То есть, по-русски, это управление персоналом.
Вероника: Да.
Ведущий: Да, и есть такое общепринятое заблуждение, что HR в основном из психологов. Раньше так и было, возможно, в девяностые годы, сейчас это в меньшей степени верно. Хотя, действительно, после психфаков в HR, то есть в управление персоналом, попадают.
Вероника: Да. И вторая сфера, которая для меня более интересна, это как раз психотерапия, аналитическая психология. Но я знаю, что устроиться в какой-либо центр гораздо сложнее. Там нужен и опыт, и наработка в часах, и другие условия, которых я не представляю, где найти после завершения университета.
Мария: Я, конечно, не работала в HR-сфере, честно признаюсь. Но у меня, например, есть клиенты, связанные с этой сферой, и то, что я слышу от них, я понимаю, что это, во-первых, безумно тяжело. Для того чтобы в HR-бизнесе продвинуться на какие-то высокие позиции, где действительно сочетание количества вложенных сил и ресурсов соответствует качеству зарплаты в высоте, да, уровню.
Вероника: Угу.
Мария: Ну, в общем, это не вот так происходит, не в секунду. Да, это не в первый месяц и не в первый год. И людям на это требуются иногда десятилетия, для того чтобы по карьерной лестнице дорасти до какой-то такой позиции, где они действительно будут удовлетворены собственной зарплатой. Но проблема в том, что это мой личный опыт, да, я не знаю всех HR-руководителей каких-то департаментов и прочего, но то, что я знаю про отдельных личностей, что в тот момент, когда они дорастают до этой позиции, они находятся уже в таком истощенном состоянии, что им просто трудно жить. Они, действительно, уже не понимают вообще, как остановиться, как распределить собственные какие-то цели, приоритеты таким образом, чтобы, например, не падала семья, да, чтобы не терять друзей, чтобы не терять себя, чтобы находить время ходить не только на спорт, потому что, чтобы работать в HR-бизнесе, нужно еще иметь некоторую очень презентабельную внешность. Да, и как-то вообще вспоминать о том, что у меня есть какие-то человеческие потребности, что мне нужно хотя бы раз в сутки есть, потому что с этим графиком делать это очень трудно, правда. Вот поэтому какая-то такая, мне кажется, идея про то, что в HR проще, она несколько утопична, на мой взгляд.
Ведущий: Да, спасибо, Мария, что вы так блестяще описали ситуацию профессионального выгорания. Но здесь я хочу спросить, а у психотерапевтов не бывает ситуаций профессионального выгорания?
Мария: У меня одно слово крутится. Я не знаю, насколько это важно здесь.
Ведущий: Да-да-да.
Мария: Если человек хочет быть грамотным специалистом и не зарабатывать на потоке, а действительно расти в собственной профессии, у него не может быть много клиентов. В таком случае процесс эмоционального выгорания гораздо в меньшей степени свойственен этой профессии.
Ведущий: То есть он профессионально работает с самим собой, но избегать должен.
Мария: Но еще одно обязательное условие работы психотерапевта — наличие личной психотерапии.
Ведущий: Угу, супервизоры.
Мария: И супервизии. Нет, это разные процессы. Супервизия отдельно. По трудным случаям моим, как работы психотерапевта с клиентом.
Ведущий: Да, да.
Ведущий: Да, но это почти как в религии, у всякого исповедника должен быть собственный исповедник.
Мария: Ну, наверное.
Ведущий: Да.
Армен: Если позволите, я добавлю.
Ведущий: Да.
Армен: Да, потому что у меня есть опыт в HR и причем не просто есть, а в общем-то, весь мой предыдущий опыт — это опыт в HR, главным образом в обучении персонала. Мне кажется, что профессиональное выгорание бывает во всех профессиях.
Ведущий: Да.
Мария: Да.
Армен: Начиная, мне кажется, от строителя, который там забивает гвозди, заканчивая профессором университета. Мне кажется, нет единых правил, касающихся, все зависит от мотивации. Если тебе действительно нравится работать в компании, обучать людей, подбирать людей, работать с людьми, оценивать людей, то нет проблем. Притом нельзя забывать, что есть формы работы. Есть форма работы одна — ты сотрудник компании, ты наемный сотрудник, пусть даже стартовой позиции или топовой позиции, не важно, получаешь свою зарплату. Есть работа в консалтинговой компании.
Ведущий: Угу.
Ведущий: Армен, а что это, когда вы говорите о работе в консалтинговой компании, это что, какой консалтинг, это бизнес-консалтинг?
Армен: Кадровый консалтинг.
Ведущий: Кадровый.
Армен: Да, стафф консалтинг. То есть, например, есть тренинговые компании.
Ведущий: Да.
Ведущий: Да.
Армен: И пытаются предложить такое консалтинговое комплексное решение.
Ведущий: Да.
Армен: Потому что, как правило, запрос от компании идет: «А, нужны тренинги по продажам». А выясняется, что им нужны тренинги по менеджменту, потому что руководство плохо организует процесс, и не идут продажи.
Ведущий: Да, первое правило консалтинга — переформулировать проблемы, на самом деле, потому что чаще клиенты формулируют не то.
Армен: Абсолютно.
Ведущий: То есть мы говорим о позиции в рядовом варианте бизнес-тренера.
Армен: Да.
Ведущий: А в не рядовом варианте о позиции консультанта по бизнесу.
Армен: Да. То есть.
Ведущий: Да.
Армен: Да, это обычно люди уже другой категории работают.
Ведущий: Да.
Армен: И так далее, и так далее. Я так понимаю, что область интереса Вероники лежит в психотерапии, да?
Ведущий: Но она при этом подумывает о том, не легче ли будет попасть в HR. Про психотерапию.
Армен: Подумывает или не подумывает?
Вероника: Подумываю, конечно. Просто сами подумайте, я как понимаю, чтобы попасть в психологический центр, нужен опыт уже. Нужен опыт и супервизорства, и свой опыт часов терапии, как ты обычно.
Мария: Я сейчас скажу про это отдельно чуть после.
Ведущий: Да-да-да, да-да.
Вероника: Но я правильно понимаю сейчас?
Мария: Примерно, да.
Ведущий: Да.
Вероника: Примерно так. И в то же время я понимаю, что к нам на втором курсе приходят другие HR-менеджеры или какие-то сотрудники и предлагают работу сейчас.
Армен: Сейчас я занимаюсь тем, что пишу книгу, да, вот так вот решил.
Ведущий: Поздравляю вас.
Армен: Это некоммерческий.
Ведущий: Это серьезное в жизни решение, написать книгу.
Вероника: Специалиста.
Армен: Люди говорят, что молодец, в хорошей компании работаешь, молодец, хорошую зарплату получаешь и так далее. В общем-то, все прекрасно, но ты чувствуешь внутри, а совпадает ли это с тем, что я хочу, для чего я вообще как бы по земле хожу. И вопрос призвания, да, он очень такой страшный для некоторых вопрос, да, некоторые даже боятся признаться себе, что они хотят стать, например, музыкантами, или там психотерапевтами, потому что для некоторых психотерапия это, знаете, такая профессия после 35. Да, некоторые преподаватели нам так и говорили, что хотите стать психотерапевтами, ну, после 35.
Ведущий: Вы доживите сначала, а потом посмотрите.
Армен: Да, вы можете так называться после 35. Поэтому вот каждый для себя должен решить вопрос, вот по какому пути он идет. Как вы считаете, для вас это больше призвание или признание?
Вероника: Нет, для меня это призвание однозначно.
Ведущий: Мария, давайте тогда про психотерапию и про то, как туда попасть.
Мария: Мне трудно будет развенчать какую-то вашу уверенность в том, что это долгий путь, потому что это правда долгий путь. И это долгий путь не только потому, что это какая-то очень сложная система обучения там или еще что-то. Дело даже не в этом. Дело в том, что, действительно, прежде чем стать психотерапевтом, нужно достаточно хорошо уметь разбираться в самом себе. Психотерапевт — это тот человек, который работает собою в первую очередь, как инструментом. Для того чтобы этим инструментом грамотно пользоваться, хорошо бы сначала его в совершенстве освоить. Я много училась психотерапии. Начала я учиться, по-моему, на четвертом курсе института своего собственного, то есть вот классического психологического образования. И тогда я начала учиться детской психотерапии. И как-то долго по этому пути шла. Но там в среднем программа обучения какой-либо психотерапии длится от трех до пяти лет. Да, но и причем это не вся программа. То есть если говорить, например, про гештальт, то первая ступень — это год. Вторая ступень — это три года, третья ступень — еще три года, международная ступень — еще четыре года. То есть в общей сложности можно учиться всю жизнь, так, по-хорошему.
Ведущий: Одиннадцать лет — нормально.
Мария: Другой вопрос, что я лично начала работать с клиентами где-то в середине второй ступени. То есть в общей сложности я потратила на обучение, если не брать детскую психотерапию, там три года, например. Конечно, я начала не со ставки две с половиной тысячи рублей в час. Конечно, это была ставка там, либо вообще бесплатно, если это происходило на какой-то нейтральной территории, где не нужно оплачивать аренду помещения. Но либо это какие-то минимальные деньги, типа там 300 рублей просто вот отдать за аренду.
Ведущий: А, купить аренду.
Мария: А я, соответственно, получаю только опыт, все, больше ничего. И это, действительно, вот чем труден этот путь, наверное, тем, что ты все время сталкиваешься с какими-то внутренними такими сомнениями, колебаниями, потому что в тот момент, когда ты работаешь практически за бесплатно, твои коллеги, которые уже, например, в HR.
Армен: В HR, да.
Ведущий: У Вероники, как я понял, был вопрос с вот этими часами, где их взять, чтобы тебя приняли в профессию. Как происходит вход?
Мария: Идти и работать.
Ведущий: Идти и работать.
Мария: Я вообще бы на самом деле предлагала для начала попробовать просто пойти клиентом в психотерапию и посмотреть изнутри, что это такое, как оно устроено, правда, интересно, действительно ли, юнгианский анализ.
Ведущий: Клиентом, это куда?
Мария: В психотерапию. Найти психотерапевта.
Ведущий: Так.
Ведущий: В качестве ассистента, посидеть, послушать.
Мария: Нет.
Вероника: Нет, нет.
Мария: В качестве клиента.
Вероника: Клиента, да.
Ведущий: А, клиента. Все, понял.
Мария: Да. Но я более того скажу, что вот во всех практиках обучения психотерапии понятно, что это достаточно дорогое удовольствие. Средняя ставка психотерапевта сейчас по Москве от трех с половиной тысяч в час. Соответственно, понятно, что денег таких у студентов нет. Но у психотерапии тоже есть студенты, и им нужны учебные клиенты. И они берут вот таких студентов как ты, да, для того, чтобы нарабатывать себе опыт. Это то, что в перспективе, если ты останешься верна выбору психотерапии, тебя тоже ждет, например.
Вероника: Да.
Мария: Но и в этом смысле надо просто выбрать какое-то место, которое тебе симпатично, и начать туда регулярно наведываться на какие-нибудь тренинги, на дни открытых дверей. Выбрать там вот себе какого-то психотерапевта, да, такого, условно говоря, учебного. Просто посмотреть вообще, как это все происходит. Сходить, например, на сертификацию клиентом, опять же, посмотреть, как это происходит. И мне кажется, что это прекрасный себе такой вот старт.
Ведущий: А какие есть возможности для профессионального роста и развития в этой сфере?
Мария: Насколько я понимаю, у нас вообще уже разный выбор, потому что я, правда, работаю и училась в гештальт-подходе, а Веронике интересен юнгианский анализ, насколько я понимаю.
Вероника: Да, да.
Ведущий: Психоанализ?
Мария: Психоанализ, да, именно юнгианский.
Вероника: Аналитическая такая, да.
Ведущий: Юнгианский, да, понятно.
Мария: То есть это не классический.
Ведущий: Аналитический, да.
Ведущий: Хотя юнгианский анализ намного свободней, судя по описанию, чем классический фрейдистский.
Мария: Конечно, конечно, да, это правда. Но какие еще существуют варианты. Вообще надо различать, хотя бы просто тот факт, что существует консультирование, и существует психотерапия. И это совершенно два разных процесса. И консультирование — это то, что делается там в течение какого-то ограниченного количества встреч: пять-десять, например, когда человек приходит с острым запросом. Ты этот острый запрос как терапевт как-то с ним обрабатываешь. Он уходит от тебя в каком-то более уже облегченном состоянии, и это называется консультирование. Психотерапия подразумевает под собой более глубокую работу с характером, какими-то личностными чертами. Есть экзистенциальная психотерапия. Есть процессуальная психотерапия, и есть провокативная юморотерапия, есть психодрама, есть арт-, всякие разные направления. То есть здесь выбор, на самом деле, очень-очень большой просто.
И как-то вот в силу того, что в нашей стране психотерапия как феномен, опять же, отсутствует, то у нас конечно, не все школы вот так прям полно представлены.
Касательно анализа юнгианского, да, бесспорно. Касательно гештальта — там, по-моему, пять институтов, причем один из них уже точно дает государственную лицензию. И в общем, пожалуйста, можно выбирать. Но тут мне кажется, нужно пробовать опять же. То есть, мне кажется, что вот тебе сейчас не стоит зацикливаться на этом анализе, а стоит пойти и попробовать себя в качестве клиента в разных направлениях, для того чтобы изнутри почувствовать, в чем разница, в чем специфика, что тебе, действительно, как человеку ближе.
Ведущий: В HR на начальном уровне, на продолжительном уровне и в психотерапии вообще, сколько может быть совокупный доход. Армен, Мария, кто может, кто начнет?
Армен: В HR совокупный доход, зарплата, если мы говорим сейчас о компании. А если студент или выпускник вуза идет после института работать в компанию, если мы говорим про Москву, — порядка от 30 до 40 тысяч.
Ведущий: То есть прям студенту психфака, выпускнику.
Армен: Да.
Армен: Да, это такой оптимистичный прогноз.
Ведущий: Да.
Армен: Да, если мы говорим о регионах, то там меньше на тысяч 20. Касательно консалтинга, мне кажется, этот опыт наиболее ценен для как бы кругозора, да, для кругозора именно в части HR, для кругозора в части психологии в бизнесе. Да, и если человек выбрал психологию применительно в бизнесе, то лучше идти в консалтинг. Там зарплата еще меньше, стабильности еще меньше, но возможности для обучения больше и возможности для заработка больше. Да, потому что там консультанты ходят прямо с менеджерами по продажам к клиенту, и у них есть возможность этих клиентов убеждать в том, что тот проект, который они предлагают, он действительно полезен.
Ведущий: Участвовать в переговорах.
Армен: Да, абсолютно. И этот безумный опыт, у меня был такой опыт, это прекрасный опыт. Ты, будучи там 20-летним юношей, общаешься с людьми состоявшимися, с, откровенно говоря, богатыми, с людьми умными.
Ведущий: Чтобы почувствовать себя успешной, сколько вы должны получать через три года?
Вероника: 80 тысяч.
Ведущий: 80 тысяч через три года. Армен, реалистично, нет?
Армен: То есть абсолютно реалистично. Но я столько и получал, в принципе.
Ведущий: Хорошо, Мария, мы описали финансовые перспективы в эйчаре, вы бы как описали финансовые перспективы? Я заземлю вас немного, если можно.
Мария: Давайте, попробуем меня заземлить.
Ведущий: Давайте, на начальном этапе, через три года, что это может быть?
Мария: На начальном этапе реально.
Ведущий: Вы тратите. Это мы уже поняли, да?
Мария: Да, реальной прибыли от психотерапии, конечно же, нет.
Ведущий: Вы тратите.
Мария: А скорее, есть затраты.
Ведущий: Да, вот это странно. Смотрите, Вероника учится на психологическом факультете, но, чтобы обрести специальность, ей нужно еще заплатить где-то.
Мария: Это правда.
Мария: Но здесь, видите, какая тонкость есть. Они друг без друга, к сожалению или к счастью, совсем никак не могут, психотерапия и классическая психология.
Ведущий: Если будем.
Ведущий: Да.
Ведущий: Инженером.
Мария: Да, и просто так с полпинка чего-то начать делать в этом.
Ведущий: Могу дать маленькую подсказку, но вам она, к сожалению, не поможет. Есть бесплатная лазейка. Я вот полтора года обучался в очень хорошей программе, «Психология в бизнесе» она называлась.
Мария: Да.
Ведущий: Меня бесплатно там держали, потому что я мальчик. А для гендерного баланса в хорошей группе нужны мальчики.
Мария: У-у.
Ведущий: Их там катастрофически не хватало. И меня полтора года бесплатно терпели. Все-таки насчет денег, на начальном этапе — мы поняли.
Мария: Ноль, да, а в перспективе.
Ведущий: Или минус.
Мария: Или минус, да.
Ведущий: Да.
Мария: А в перспективе какие-то вообще необозримые совершенно, мне кажется, дебри.
Ведущий: Ну-ка, поподробнее.
Мария: Я легко себе могу представить, что можно в месяц зарабатывать там и 700, и 800 тысяч в психотерапии совершенно свободно, вообще не напрягаясь.
Ведущий: Вы знаете таких людей, которые зарабатывают столько или больше.
Мария: Да, конечно.
Ведущий: Так. Ну как, Вероника, вам 700–800 тысяч, устроит вас?
Вероника: По-моему, да, вполне. Вы знаете, мне нормально, вообще.
Мария: Понятно, что это не через год и не через два. Так что это все равно некоторый путь, это постепенное наращивание капитала, оно все равно происходит с прибытием клиентов, с поднятием своей ставки, с реализацией каких-то новых проектов. Совершенно не обязательно же работать в психотерапии вот именно тет-а-тет с клиентом.
Вероника: Да-да-да.
Мария: Есть групповой процесс, есть обучающий группу.
Ведущий: Книжки можно писать.
Мария: Можно книжки писать.
Армен: Да. Во-первых, я не знаю, как он называется. Это десяток вопросов, которые решают, на мой взгляд, одну из двух проблем. Да, первая проблема — это нужно определиться с собой вообще, что я хочу. А вторая проблема — это вот ты что-то такое определился, что-то такое нашел в себе, как это применить в реальной жизни. Это уже второй вопрос. Вот второй вопрос, он больше к рекрутерам: как то, что я накопал в себе, применить на рынке? Первый вопрос — это больше, наверное, ко мне, потому что вот, в общем-то, приходится заниматься карьерным консультированием и так далее.
Итак, вопросы.
Первое: нужно для себя определиться, чем я хочу заниматься, призванием или признанием? Условно говоря.
Ведущий: Вы его фактически задавали.
Армен: Да, в вашем случае призвание, как мне кажется, хотя еще не точно, но скорее всего, это психотерапия, хотя все может быть иначе. Но вряд ли HR. Признание — это HR в вашем случае, да. И вы как бы готовы на этот компромисс. Это первое. То есть звучит он так, то есть по какому пути мне идти в данный момент, призвание или признание?
Второе. Почему мне важно найти свое призвание? Если вы все-таки решили идти в психотерапию, призвание, почему мне важно? Вот мы сегодня задавали вам вопросы, что это вам даст? То есть этот вопрос можно с разных сторон обходить. Почему мне важно, что мне это даст?
Третье. К какому делу меня все время тянуло в детстве, что у меня получалось? Это вопрос, который, в общем-то, уточняет, а то ли призвание вообще выбрали, да, или не то?
Четвертое. Какое дело я могу выполнять без денег? За какое дело я еще готова платить, чтобы его делать?
Ведущий: Да, это мы глубоко обсудили.
Армен: Абсолютно.
Пятое. Какая моя миссия в жизни вообще в целом? Что мне нужно такое делать, чтобы в конце жизни я смело сказал, во-первых, себе, а во-вторых, смело сказал другим, что да, я прожил эту жизнь не зря. Глобальный вопрос. Может быть, для некоторых покажется философским, но поверьте, многие люди задают его себе. Они задают его себе в конце жизни, задают его в кризисы возрастов: кризис среднего возраста.
Ведущий: Ради чего все это?
Армен: Да, ради чего все это и так далее.
Шестое. Занимаясь каким делом, я испытывал настоящее счастье? Вот есть очень хорошая книга такого автора со сложной фамилией и именем Михай Чиксентмихайи.
Вероника: Чиксентмихайи.
Ведущий: Да.
Армен: Чиксентмихайи, да. Называется «Поток».
Ведущий: При приеме даже можете, да.
Вероника: Аутотелическая деятельность, да.
Армен: Вы его знаете, да, наверное?
Ведущий: Да.
Армен: И в общем, его идеи мне чрезвычайно близки. Он описывает именно то эмоциональное, близкое к ментальному состояние человека, которое испытывает человек во время того, как он занимается, и там разные характеристики: потеря ощущения времени и так далее. Вот в каком роде деятельности я испытывал настоящее счастье? Просто нужно вспомнить.
Седьмое. Восьмое.
Занимаясь каким делом, я терял ощущение голода, боли? Да.
Ведущий: Некоторые ползают по скалам, да.
Армен: Да. Следующий вопрос. Занимаясь каким делом, я терял ощущение времени? Да, вот не знал, сколько прошло вообще.
Дальше, следующий вопрос. Занимаясь каким делом, я терял вообще ощущения, что происходит вокруг, да, какие люди меня окружают, какие объекты? Вот как в нашем случае, например, скажем, в вовлеченной беседе, вот мне в какой-то момент показалось, что вообще мы сидим просто в отдельном кабинете, не стоит микрофон здесь. В вовлеченной беседе теряется ощущение вот такого происходящего.
Дальше. Какие события в моей жизни говорили мне о том, чем мне нужно заниматься? Некоторые, знаете, увлекаются вопросами, что вот в жизни есть знаки определенные, которые вот мне говорят о том, что мне делать, как мне нужно себя вести. В моем опыте, действительно, так. Если начинаешь замечать, что происходит вокруг, какие люди встречаются на твоем пути, какие предложения поступают, то замечаешь определенную закономерность в этом. Да, и, видимо, я не знаю, жизнь, бог, судьба тебя как-то вот подталкивает, дает тебе некие ориентиры.
Ведущий: Или система социальных связей твоих и дружеских.
Армен: Абсолютно, да, дает тебе ориентиры, и нужно это замечать, нужно смотреть, что происходит вокруг, какие шансы у тебя появляются. И вот в части применения к своей деятельности это использовать. Вот это основные вопросы, но, единственное, эти вопросы не нужно задавать себе, где-то сидя в метро или еще где-то. Этих вопросов на самом деле достаточно много я задаю в процессе консультирования с людьми, но вот отвечая на эти 10 вопросов, будучи в одиночестве дома, закрывшись ото всех на полчаса, можно получить какие-то важные для себя выводы, ответы, которые тебе дадут подсказку.
Ведущий: Из того, о чем мы не поговорили сегодня, какие сферы мы не упомянули, в принципе, какие сферы, с вашей точки зрения, для психолога перспективные, с точки зрения развития, что, может быть, умрет?
Армен: Я думаю, не все перечислю, да, наверное, дополнит Мария.
Первое, наверное, что мы не упомянули, да. Экстремальная военная психология. Такая есть. Мне посчастливилось проходить тренинг, целый курс по психологии стресса и по психологии преодоления стресса с человеком, который работал с родителями погибших детей в Беслане, профессор Алиев такой. И в общем-то, это одна из тем. Он занимается в основном только экстремальными ситуациями. А дочь министра сейчас обороны Шойгу была нашим преподавателем в МГУ. У нее психологический центр при МЧС. И она занимается как раз вопросами работы с людьми после экстремальных ситуаций. Это сложная тема, но это прямая область применения психологии. Что еще? Мы говорили: психотерапия. Психология в политике. Построение, в общем-то, как сделать так, чтобы тот или иной кандидат понравился людям? Как сделать так, чтобы люди откликнулись на того или иного кандидата? Здесь сложность в том, что, в общем-то, реальность кандидата, в которой он находится. Ну вы понимаете, машины, на которых он ездит, дома, в которых он живет, и реальность людей, которые должны за него проголосовать. Машины, на которых они ездят, или отсутствие этих машин, дома, в которых они живут, она различна. Да, и каким-то образом этот кандидат должен попасть в реальность этих людей. В реальность людей, которые живут не только в Москве, которые живут в Нарьян-Маре, Архангельской области и других.
Ведущий: Это консультирование этого человека?
Армен: Это консультирование человека, и вообще.
Ведущий: И вообще, называется имиджмейкер.
Армен: Имиджмейкер, скорее, касается человека.
Ведущий: Да. Да-да-да.
Ведущий: И этим тоже могут заниматься люди с психологическим образованием.
Армен: Они его консультируют в этом направлении.
Ведущий: Спасибо. Мария, о чем мы не успели упомянуть?
Мария: Конечно же, психология образования.
Ведущий: А что это?
Мария: Это трудная в смысле перспектив отрасль, поскольку в настоящее время производится такая неприятная, я бы сказала, реструктуризация, психологов выводят из образовательных учреждений. Хотя это важная, мне кажется, такая сфера.
Ведущий: То есть это буквально психологи, которые работают в школах и детских садах?
Мария: Да. И в этом смысле есть разделение. Есть психологи, которые работают в обычных школах среднестатистических, а есть психологи, которые работают в коррекционных всяких учреждениях с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Ведущий: Коучинг, вообще как направление, да, это скорее ближе к бизнесу. Да, но и с личностным развитием тоже.
Армен: Да, чтобы понять коучинг, очень хорошая есть такая ассоциация. Вот не знаю, кто-то, может быть, согласится, кто-то не согласится, Мария согласится? Вот говорят так: психотерапия, она приводит человека из точки минус семь в точку минус два или ноль. Да, и человек как бы вот так вот чистый лист, начинает заново. Или у него появляются какие-то ориентиры для действий. А коучинг не берет, он не работает с людьми, которые находятся в точке минус семь. Он работает с людьми, которые находятся в точке минус один или ноль. И коучинг приводит человека из точки минус один или ноль в точку плюс семь. То есть он уже четко определяет вместе с коучем, человек определяет в моем случае профориентации то, чем ему нужно заниматься, конкретные области применения того, что мы с ним накопали, и так далее.
Ведущий: И в том числе, наверное, коучинг проводится с людьми уже преуспевшими в бизнесе и менеджменте, и так далее.
Армен: Не обязательно преуспевшими. И может быть, с преуспевшими, которые уже добились многого и задают вопрос: а что мне дальше делать?
Ведущий: Что дальше?
Армен: Или же со студентами, которые говорят: а что мне делать? Я занимаюсь там, скажем, психологией, но не знаю, что именно я хочу, с разными, но вот такая вот ассоциация.
Ведущий: Вероника, из того, что было озвучено, что-то заинтересовало?
Вероника: Да, все интересует.
Ведущий: Все интересно?
Вероника: Просто проблема второго курса, что, действительно, во-первых, мало знаем еще даже о той сфере, в которой как будто что-то знаем. А во-вторых, неизвестно, как через пару лет это все изменится.
Армен: Есть одна простая рекомендация, наверное, которая применима для многих людей — надо пробовать действовать, потому что чтение книг, анализ передачи, в принципе, это тоже действие, но с точки зрения рисковости и с точки зрения разочарования оно не такое опасное. Если ты пробуешь, если ты действуешь, у тебя есть опасность получения как бы.
Ведущий: Обратной связи от реальности.
Ведущий: Она возникает в ответ на активные действия.
Армен: Абсолютно.