кем можно работать после факультета медиакоммуникаций
Медиа-индустрия — профессии будущего? Что ждёт медиа-сферу в 2021 году и стоит ли идти в нее работать новичкам
Кто-то считает, что медиа-сфера сбавляет обороты. Кто-то — что у неё ещё всё впереди. Многие работники в медиа-индустрии уже переквалифицировались в смежные сферы. А между тем медиа продолжает своё развитие: в будущем профессии станут только сложнее и интереснее.
Что сейчас из себя представляет медиа-индустрия
Медиа-сфера претерпевает существенные изменения. Помимо журналистики и телевидения развивается и интернет с его множеством возможных форматов. Новые популярные площадки появляются каждые несколько месяцев. А узкие направления, с которыми раньше справлялись общие специалисты, выделяют в отдельные вакансии. Появились такие востребованные профессии, как PR-менеджер, гостевой редактор, специалист по антикризисным коммуникациям. Те IT-профессии, которые раньше считались простыми — копирайтер или SMM-специалист — переросли в полноценную профессию пиарщика, который определяет направление продвижения продукта или даже всей компании.
Неудивительно, что вчерашние студенты с дипломом из сферы коммуникаций просто не знают, какую профессию выбрать: выбор действительно широк. Кроме того, развивающиеся профессии из современной медиа-индустрии могут служить началом головокружительной карьере будущего, если сделать правильный выбор.
Профессии в коммуникациях: как в них прийти и что там ждёт
В зависимости от выбранной сферы вас ждут разные перспективы. В медиа-сферу традиционно идут или по призванию, или за хорошим заработком. Везде можно найти свою нишу, но в некоторых случаях путь будет тернистее и длиннее.
Телевидение
Хотя ТВ всё ещё достаточно популярно, оно переживает сложные времена, ищет новые форматы, чтобы и не терять прежнюю аудиторию, и завоевать новую. Однако сфера телевидения всё ещё достаточно большая, поэтому ей постоянно требуются новые специалисты в коммуникациях — продюсеры, редакторы и другие.
Но перспектив здесь, к сожалению, меньше всего. По крайней мере до тех пор, пока не будет произведена глобальная реформа всего телевидения, и оно не станет снова главным коммуникационным каналом страны. Сейчас ТВ всё ещё выполняет функции пропаганды и развлечения. Если вы готовы работать в этих направлениях, то возможностей для работы у вас хоть отбавляй.
Журналистика
Самый успешный журналист — тот, кто успел зарекомендовать себя, сделать себе имя. А значит, для успешной работы в будущем придётся очень постараться в начале пути. У вас есть несколько вариантов, как построить карьеру, связанную с журналистикой.
PR
А это уже реальная перспектива в медиа на хорошую карьеру и работу по душе. Сейчас в PR есть множество направлений: от работы с социальными сетями до общения с клиентами, от внутренних коммуникаций до управления проектами. Выбор будущей профессии зависит только от ваших предпочтений и гибких навыков. Конечно, здесь есть свои сложности:
Но на текущий момент это самая перспективная отрасль медиа. Конечно, со своими оговорками: в крупную IT-компанию вас сразу никто, разумеется, не возьмёт. Начинайте с небольших организаций, чтобы наработать опыт, или стать первым пиарщиком в известной фирме.
Что ждёт новичков в медиа-сфере
Если говорить о самом ближайшем будущем, то новичкам в медиа места ещё много. Судите сами:
Через десять лет ситуация, скорее всего, изменится не в лучшую сторону. Неизвестно, что станет с телевидением и классической журналистикой. Digital-рынок захватывают не только люди с профессией, но и обычные люди. Возможность ребятам из Архангельска работать в Москве, с одной стороны, позволяет им развиваться и больше зарабатывать. А с другой — понижает уровень заработной платы сразу для всех специалистов, ведь соискателей намного больше, чем предложений работы.
Зато впереди нас ждёт развитие технологий и появление новых потребностей и каналов связи. Не за горами вакансии «специалиста по рекламе в виртуальной реальности» или «менеджер по продвижению концепции умного дома». Осталось подождать совсем немного, и работа будущего станет работой настоящего.
Кем работают студенты направлений «Журналистика» и «Медиакоммуникации»
Иван Лебедев, 4 курс, «Медиакоммуникации»
Работает младшим продюсером в Hate Agency
На втором курсе я пошел в проект «Школа продюсирования массовых медиа-проектов», чтобы получить кредиты. В конце курса руководитель проекта Юра Корчагин скинул в наш чат информацию о стажировках в Останкино. Сначала я стажировался там, потом немного поработал. После второго курса я написал Юре и спросил, есть ли у него работа. Тогда работы не оказалось, но перед началом третьего курса он сам написал мне с предложением работы от знакомой. Я пришел на собеседование, а после него по пути домой получил сообщение: «Было бы интересно с тобой поработать».
Я работаю на позиции младшего продюсера в отделе Production. Снимаем рекламу, делаем анимационные, съемочные истории, креатив…
В мои обязанности входит много разных вещей, но если коротко, то я обеспечиваю условия для достижения нужного результата. Очень обобщенно, конечно, но в этом суть профессии продюсера. Поступает задача от клиента и спускается в отдел продакшна. Например, нужно сделать motion-ролик. Ты начинаешь искать подрядчиков, локации, актеров, согласовывать с клиентом дикторов, сценарий, креатив, создаешь раскадровки, контролируешь монтаж.
Мой обычный рабочий выглядит в последнее время выглядит так: я сижу весь день дома. Со стороны кажется, что я просто залипаю в комп. У меня есть определенные задачи на день, которые я выполняю. В условиях самоизоляции задач не так много, но, если мы говорим про офис (а моя работа в основном там) – я приезжаю в офис, сажусь за комп и работаю. Что я делаю? Например, для клиента нужно сделать видео. Я пишу ему сценарий, готовлю несколько креативных идей для интеграции в контент блогеров. Я напоминаю людям обо всем, спрашиваю про тайминги, принимаю задачи и пишу креативные концепции.
Мне нравится создавать контент, аудиовизуальные продукты – это прикольно и интересно, когда из ничего вы что-то рождаете с командой, а потом это находит отклик, приобретает ценность. Мне нравится креативная составляющая, потому что без творческой самореализации мне скучно. А на работе есть немало креативных задач. Круто сделать добавочную стоимость продукта просто из воздуха, создать то, что условно говоря может стоить миллион – это какая-то магия.
У нас хорошая команда, молодые ребята, open-minded, так сказать. В агентстве есть возможность делать какие-то свои вещи – все открыты для новых идей. Ты можешь сказать: «Хочу снять короткометражку, появилась идея сценария на миллиард баксов, она возьмет все фестивали». И тебе говорят: «Круто, держи деньги, делай». Моя работа дает множество бесплатных ресурсов для реализации творческих идей.
Немало знаний с Медиакома помогают мне в работе. Например, как написать креативную концепцию для проекта. Это очень крутая вещь, инструмент, который помогает дойти от брифа до креатива. Или диаграмма Ганта – узнал о ней на учебе, пользуемся ей в работе.
На Медиакоме был курс А.С. Тарасенко «Креативное продюсирование телеканалов». Он учил нас, как презентовать и оформлять заявку на формат. Мне это очень помогло, когда осенью появился запрос на создание YouTube-канала с развлекательными шоу. Нужно было придумать креативную идею. Я презентовал ее по формуле, которую давал преподаватель, и это впечатлило ребят настолько, что после этого меня даже стали просить оформлять другие креативные идеи в эту оболочку.
Учеба научила говорить на том лексиконе, на котором надо говорить. Ты пришел в агентство и знаешь, например, что такое ЦА, на достаточно прокачанном уровне шаришь в медиа. Понимаешь все про контент, драматургию, что чуть ли не в каждой единице контента нужен конфликт, потому что это притягивает внимание. Понимание того, как все работает в медиа, помогает мне каждый день.
Ангелина Ордовская, 4 курс, «Журналистика»
Работает редактором в лайфстайл-редакции Рамблер
Я случайно устроилась в Рамблер. Искала работу и параллельно общалась со знакомой, которая закончила наш факультет пару лет назад. Она сказала, что им в Рамблер нужен редактор. Дала мне контакты шеф-редактора, я скинула резюме. Меня пригласили на собеседование и сразу после него приняли.
В Рамблере есть разделение на Рамблер-новости и Лайфстайл-редакцию, которая пишет в несколько основных наших рубрик: «Женский», «Путешествия», «Доктор», «Кино» и «Субботний». Три дня в неделю я пишу по 8 текстов на 1000-2000 знаков в рубрики, и два дня в неделю пишу новости с 7 утра до 15 дня. У лайфстайл-редакции есть новостной отдел, который не берет новости о политике и экономике. Я пишу новости про шоубиз, медицину, кино и т.д.
Поскольку я учусь в университете, и мои приоритеты расставлены в соответствии с этим, больше всего мне нравится, что я могу работать на удаленке. Прошлым летом я работала несколько месяцев в офисе, потому что меня обучали работе с админкой и всем остальным, а потом перешла на удаленку. Удаленка – это гибкий график. Да, я работаю 5 дней в неделю, но когда я не пишу новости, я могу начать работать хоть в 13 и закончить в 19, или начать в 8 и закончить в 14. Мне нравится коллектив: в основном работают редакторы 30+, но у нас со всеми коллегами очень хорошие дружеские отношения (да, коллектив чисто женский), все общаются на «ты» – это очень радует и помогает в работе.
Пожалуй, университет научил меня скорости написания текстов – мой шеф-редактор нередко отмечала, что я успеваю написать очень много новостей. Норма – примерно 15 новостей в день, а я иногда пишу по 25.
Больше всего из полученных в университете знаний помогают навыки по верстке текста и в целом по тому, как писать новостные тексты, как их правильно оформлять, к каким источникам обращаться. Понятно, что в новостном тексте я не буду ссылаться на какие-то сомнительные источники, ведь они могут быть недостоверными.
Студент 4 курса, «Журналистика»
Работает редактором эфира на RT и не может раскрыть свою личность из-за подписанного договора о неразглашении
Я работаю на телеканале RT в телевизионной английской редакции. Попал туда в конце второго курса – сначала на стажировку, а потом остался работать. Работаю там почти два года. Я bj – broadcasting journalist. По-русски, наверное, проще назвать редактором. Я монтирую, пишу тексты ведущим, ищу и проверяю информацию, работаю с режиссерами, монтажерами, графистами. По сути, это обычная телевизионная работа с поправкой на то, что все на английском языке, плюс у международной аудитории немного другие стандарты.
Анастасия Тодосиева, 4 курс, «Медиакоммуникации»
Работала новостным редактором в спортивной редакции ТАСС
Я давно верчусь в кругах околоспортивной журналистики, потому что с 2013 года веду информационный паблик ВКонтакте про сборную России по художественной гимнастике. Подписчица написала, что ее подруга работает HR в ТАСС, и они ищут стажера-редактора спортивных новостей. После двух недель стажировки тебя устраивают работать, если подходишь. Я решила попробовать, потому что в детстве это было моей мечтой. Несмотря на то, что я пошла на Медиаком, я всегда хотела попробовать себя в спортивной журналистике. Я отправила резюме, прошла собеседование с HR и два тестирования: на знание мировых новостей и знание русского языка. Затем прошла собеседование с главным редактором отдела спортивных новостей и меня взяли как стажера. Как стажер я имела право приходить, когда хочу, но ходила полный рабочий день, потому что не только они выбирали меня, но и я свою должность – хотела понять, как получится совмещать с учебой. У меня выходило: я пропускала всего несколько лекций в неделю, а все остальное время подстраивала свои смены так, чтобы было удобно учиться. А потом меня взяли в штат.
В мои обязанности входил мониторинг ленты новостей, соцсетей сборных. Я брала комментарии у спортсменов, следила за соревнованиями, писала новостные отчеты. Есть такой миф, что в спортивных редакциях разделяют новости: одни пишут про футбол, другие про хоккей и т.д. Но здесь такого не было: ты мониторишь и этап кубка мира по бадминтону на каком-нибудь китайском сайте, и освещаешь чемпионат Европы по спортивной гимнастике.
Если рабочий день более-менее свободный, можно было заготавливать новости. Грубо говоря: знаешь, что будет только этап кубка мира по художественной гимнастике. Пишешь бэкграунд (конец новостной заметки) о достижениях гимнастки, например: «Евгения Канаева – двукратная олимпийская чемпионка, в ее копилке столько-то медалей чемпионата мира». Все написанное строго проверяется, каждая ошибка на вес золота. Если ты ошибаешься и это выходит в ленту новостей – пиши пропало.
Работа очень прокачивала на знание всего. Было забавно – я находила общий язык со всеми пацанами: если кому-то нравится теннис, я могла обсудить последний US Open, если общалась с фанатом Зенита, могла обсудить, как они классно обходили всех в РФПЛ. Сомнительный скилл, но я разбиралась во всех видах спорта, и эта привычка до сих пор у меня осталась, хотя я уволилась летом 2019. Я стала понимать многие виды спорта, даже шахматы!
Департамент медиа научил меня многозадачности. Мне нужно было одновременно следить за новостями, писать, мониторить кучу всего. А еще универ дал мне выносливость – если бы у меня не было бэкграунда на Департаменте медиа, я бы вряд ли потянула такую работу.
Мне не нравилось, что я очень сильно выдыхалась. Часто были смены до двух ночи. ТАСС вызывал нам такси от работы до дома. Это было круто, но одновременно и нет – я боюсь такси, особенно по ночам. Стало тяжело совмещать с учебой, у меня не было выходных (я брала их на полные учебные дни). Помню, в первый день, как уволилась, я на автомате встала в 6 утра…
Ксения Жукова, 4 курс, «Журналистика»
Работает дизайнером на телеканале «Ключ»
Я работаю дизайнером на кабельном телеканале «Ключ». Устроилась туда через одногруппницу, которая скинула вакансию в общий чат. В мои обязанности входит создание картинок для новостной/развлекательной программы «Моменты». Я ищу иллюстрации на фотостоках или делаю сама. Мой рабочий день выглядит так: я просыпаюсь, делаю 2-3 выпуска для программы. Потом занимаюсь своими делами, а после редактирую выпуски по правкам главного редактора. Вечером могу сделать еще немного, но в целом я трачу на работу 3-4 часа, не больше. Мне нравится, что работа не очень тяжелая и позволяет зарабатывать нормальные деньги. Я три года пыталась устроиться по специальности и ничего не получилось, а когда стала работать не по специальности – купила машину. Поэтому не могу сказать, что мне помогли знания, приобретенные на учебе.
Проблем в общении с коллегами нет: они адекватные и понимающие люди, споров не возникает. До карантина я ездила в офис примерно раз в неделю, чтобы что-то обсудить или подписать. Когда я совмещала работу с учебой, были очень разные периоды загрузки: я могла неделю ничего не делать, а могла неделю по 10 часов в день просто умирать, чтобы закрывать какие-то проекты и заработать деньги. Я работаю по ГПХ (договор гражданско-правового характера – прим. ред.), где написана норма выработки – сколько нужно сделать картинок, чтобы тебе заплатили. Сейчас, когда учебы практически нет, я работаю спокойно, в адекватном темпе: каждый день делаю по чуть-чуть.
Учеба в университете объективно дает много связей. Через одногруппников и однокурсников ты действительно можешь найти себе адекватную вакансию и знать, что тебя не кинут – это плюс. Ты можешь собрать себе портфолио из бесплатных проектов, за небольшие деньги попробовать себя в каких-то сферах, набить руку и потом искать работу.
Я упорно и плотно начала заниматься дизайном в середине третьего курса и благодаря одногруппникам и однокурсникам положила себе в портфолио заставки для ток-шоу, учебные видео, логотипы, что-то еще.
Мария Лещанская, 4 курс, «Журналистика»
Работает редактором-копирайтером в Timepad
Я работаю редактором в Timepad. Пришла в компанию летом 2017-го перед вторым курсом – молодой человек ушел в армию и, честно говоря, мне просто хотелось занять свое время. Чуть больше двух лет я отработала специалистом службы поддержки – по вечерам и выходным отвечала на звонки и письма клиентов. Пока была на должности саппорта, старалась брать по максимуму обязанностей, связанных с написанием или редактурой текстов. Со временем зарекомендовала себя, ко мне стали часто обращаться коллеги с просьбой что-то вычитать. Когда в компании наконец появилась вакансия редактора, тут же сделала тестовое задание и прошла отбор наравне с остальными кандидатами (которых, как потом оказалось, было около 40).
С октября я перешла в отдел маркетинга и работаю редактором-копирайтером. В мои обязанности входит поиск инфоповодов, написание статей в блог, текстов для рассылок или, например, триггерных цепочек писем, редактура всевозможных текстов, разработка контент-стратегий и планов, общение с клиентами и партнерами от имени редакции. Частенько приходится заниматься и нестандартными для моей должности делами, но я к этому привыкла. Работаю полную рабочую неделю, но удаленно, поэтому совмещать с учебой получается неплохо. Бывало, писала статьи на парах. По пути в универ всегда разбираю рабочую почту и делаю вычитку небольших материалов.
У нас молодой приятный коллектив, классные корпоративы и ежемесячные встречи, на которых представители отделов и любые желающие рассказывают о достижениях. В работе бывает тяжело ориентироваться – сейчас мы стремительно растем, и буквально каждый день приходят новые сотрудники, меняются процессы. В самом начале моего пути в Timepad работало около 40 человек, сейчас – примерно 90, появились новые отделы. Из-за этого, бывает, происходят разные столкновения, долго не можем что-то согласовать.
Университет научил меня быть более ответственной и стойкой к критике.
Специальность «Медиакоммуникации» (бакалавриат)
Степень: Академический бакалавр
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
Содержание
Современное медиапространство – это отдельный мир, который плотно пересекается с реальной жизнью, так что порой между ними невозможно определить границы. Он не стоит на месте, постоянно развиваясь, поэтому очень востребованной будет специальность 42.03.05 «Медиакоммуникации». Пока что не все выпускники школ умеют оценить ее преимущества, поскольку не совсем понимают, что она собой представляет. Тем более, что это направление является сравнительно молодым и новым.
Его отличительная черта в объединении границ характеристик многих параллельных дисциплин. А это означает, что есть возможность принимать активное участие в формировании современного медиа. При этом важно видеть в нем не просто форму либо средство для коммуникации, а послание. В таком случае есть шанс стать востребованным специалистом, который сможет «перевернуть мир», опираясь на месседж.
Условия поступления
Главная задача такого направления – вырастить специалиста широкого профиля, который будет умело работать над формированием медиапространства. Несмотря на то, что ему нужно будет использовать в работе последние технические достижения человечества, основой труда являются гуманитарные дисциплины и знание социума. Это влияет на выбор вузов Москвы, какие предметы они предлагают сдавать поступающим:
Будущая профессия
Перед таким специалистом с дипломом бакалавра могут ставить разного плана задачи, поскольку он получит широкую базу знаний, подкрепленную практическим опытом. Выпускник курса будет хорошо знаком с современными медиа с тем, чтобы он смог приложить собственные силы для их преображения. Выражается вклад в общую работу по-разному: начиная от написания материалов, которые будут запускаться в информационное пространство, заканчивая чисто техническими задачами.
Куда поступать
Закончить бакалавриат будущие гении медиа смогут пока что в одном российском вузе:
Срок обучения
Полностью освоение программы для будущего бакалавра, закончившего одиннадцать классов школы, длится четыре года при выборе очного отделения. Поступая на заочное либо вечернее, студенту предстоит учиться на год дольше.
Дисциплины, входящие в курс обучения
Такой специалист сложится как настоящий профессионал своего дела, когда изучит следующие предметы:
Приобретаемые навыки
Специалист, который освоит такую специальность, будет умело выполнять многочисленные важные задачи:
Перспективы трудоустройства по профессии
Эта молодая специальность открывает большие возможности перед выпускниками. Им не придется раздумывать над вопросом, кем и где можно работать.
Подобные профессионалы востребованы во всех видах СМИ, начиная от прессы и заканчивая интернет-изданиями. Они смогут найти себя в издательствах, устроиться в пресс-службе, продюсерском центре, рекламном агентстве и компаниях, которые занимаются пиаром. Еще одно направление для самореализации – это компьютерный мир, где можно выпускать игры, работать над их продвижением.
Должности для выпускника бакалавриата:
Для бывшего студента этого нового направления сложно назвать границы доходов, так как они бывают принципиально разными.
Минимум, на который можно точно рассчитывать – это 30 тысяч в отечественной валюте. Но достоинство такой специальности заключается в том, что здесь можно развиваться в разных сферах, существенно увеличивая собственные прибыли.
Преимущества обучения в магистратуре
Если выпускник решит освоить магистерскую программу, это будет правильным и взвешенным выбором. Продолжая обучение, он не только углубит знания, но и приобретет практический опыт, который вдвойне важен в последующем трудоустройстве.
Поскольку курс предполагает изучение иностранного языка, для студента есть шансы найти себя не только в отечественном, но и международном медиапространстве. А это означает как существенный личностный и профессиональный рост, так и увеличение заработной платы.
Медиакоммуникации
Новая программа. Первый набор в 2022 году
Первая в Санкт-Петербурге и на Северо-Западе бакалаврская программа «Медиакоммуникации» рассчитана на подготовку не только востребованных авторов, но и менеджеров медиапроектов для самых разных отраслей – от локальных сообществ в социальных сетях до общественных, государственных и бизнес-структур.
Наши студенты получат реальный опыт проектной работы, с первого курса начнут собирать портфолио и сотрудничать с различными компаниями, фондами и музеями в области медиакоммуникаций.
Что я буду изучать
Программа включает в себя как предметы общего цикла (экономика, история и теория литературы, социология, английский язык, креативные индустрии, история и теория медиа), так и предметы, нацеленные на формирование современных практических навыков: работу с текстом, фото-, аудио-, видеоформатами, сторителлинг, создание сайтов, технологии социальных сетей, управление проектом, медиаменеджмент.
Студенты анализируют развитие международных медиапроцессов, исследуют связи региональных средств массовой информации и локальных медиасообществ, учатся создавать свой уникальный медиапродукт. Они смогут выбрать разные предметы, в том числе:
Курсы будут вести преподаватели петербургского и московского кампуса ВШЭ, а также авторы и руководители петербургских СМИ, менеджеры медиапроектов.
Преимущества программы
Программа ориентирована на практическую подготовку по тем тематическим областям, в которых в ближайшие годы будет продолжаться рост количества вакансий:
«Траектория свободного выбора» позволит студентам изучить основные принципы сразу трёх вышеперечисленных тематических блоков и работать в масс-медиа, освещая широкую повестку развития гражданского общества.
Во время обучения
Студенты учатся писать, редактировать, фотографировать, снимать видео – работать в тех форматах, которые активно осваивают гражданские институты и учреждения культуры (благотворительные и просветительские акции, дебаты, фестивали, выставки).
Учебные проекты нацелены на публикацию, организацию мероприятия, монетизацию, продвижение. Лонгрид, подкаст, блог или приложение, которые студенты готовят вместе с практиком из сферы медиа, публикуется и выходит в публичное поле. Работодатель является одновременно преподавателем и заказчиком проекта.
Кем работать после обучения
Выпускники программы получат специальность продюсера и организатора медиапроектов в различных нишевых отраслях. Студентов планируется готовить для работы организатором и менеджером медиапроектов, администратором и smm-специалистом локальных медиасообществ, модератором и ведущим общественных проектов и мероприятий, а также по традиционным для таких программ вакансиям: продюсер, редактор, дизайнер, бренд-менеджер, автор сценария и режиссёр документального фильма.
Что нужно знать для поступления
Образовательная программа «Медиакоммуникации» предлагает 20 мест за счет средств ВШЭ и 100 платных мест.
Поступить можно по результатам:
Победители и призёры некоторых олимпиад имеют право учесть результат олимпиады как максимальное количество баллов ЕГЭ (100 баллов) по общеобразовательному предмету.
Помимо ЕГЭ необходимо сдать творческий конкурс. Он состоит из двух туров: первый тур — это тест из четырёх частей с вопросами из областей культуры, искусства, медиа, и анализ медиапроекта из списка. Второй тур — собеседование.