какой вид деятельности нельзя считать ведущим
Ведущая деятельность в психологии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие ведущей деятельности
Впервые термин «ведущая деятельность» был выдвинут А.Н. Леонтьевым с целью обозначения деятельности, которая определяет появление главных психических новообразований. В пределах ведущей деятельности осуществляется подготовка, формирование и разделение других видов деятельности.
В дальнейшем понятие ведущей деятельности было использовано Д.Б. Элькониным с целью построения периодизации процесса развития психики, которая была основана на поочередной смене типов ведущей деятельности в конкретном возрастном периоде. В целом можно выделить два подхода трактовки понятия ведущей деятельности: педагогический и психологический.
Согласно педагогическому подходу к проблеме ведущей деятельности, необходимо выделять ведущую деятельность, посредством которой формируются общественно значимые психические новообразования. С точки зрения разработчиков психологического подхода следует различать ведущую деятельность, которая определяет формирование ценных психических новообразований.
Концепция ведущей деятельности
Основное положение концепции ведущей деятельности можно сформулировать в виде закона ведущей деятельности. Данный закон заключается в том, что существует соответствия между стадией психического развития и определенным видом ведущей деятельности. В процессе каждого возрастного этапа происходит становление определенного типа ведущей деятельности. При этом формирование его осуществляется под контролем взрослых на этапе обучения и воспитания. Однако возникновение нового вида ведущей деятельности совсем не означает, что та ведущая деятельность, которая была на предшествующем этапе отходит на второй план.
Различные периоды психического развития характеризуются целым комплексом различных видов деятельности, однако в этом комплексе именно ведущая деятельность играет особую роль, определяя появление главных изменений в психическом развитии на каждом возрастном этапе.
Изначально концепция ведущей деятельности была разработана для возрастного периода, который изучается в пределах детской психологии. Однако в последнее время данная концепция получила некоторые критические замечания. Область критики довольно обширна вплоть до отрицания основных положений, включая принцип выделения ведущих видов деятельности относительно разных этапов психического развития. Например, А.В. Петровский считает, что концепцию ведущей деятельности нельзя применить к процессу развития личности в целом. В частности, ее можно применить только к процессу развития психики, а точнее, ее когнитивного компонента. При этом понимание автора того момента, что развитие личности осуществляется в деятельности и в качестве главного фактора выступает деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, находится в компетенции обычного деятельностного подхода. Данный момент в свою очередь не вступает в противоречие с концепцией ведущей деятельности.
Готовые работы на аналогичную тему
Виды ведущей деятельности
Современные представления об особенностях развития психики человека в онтогенезе позволяют выделить следующие виды ведущей деятельности:
Каждый из видов отличается своими специфическими особенностями и характерен для определенного этапа развития человека.
Понятие «ведущая деятельность» и её виды.
Ведущая деятельность (ВД)(ввел Блонский) — это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития. Чем старше ребенок, тем больше видов д-ти он осваивает. Но разные виды д-ти оказывают разное влияние на развитие. Главные изменения в становлении психических функций и л-и ребенка происходящие на каждом возрастном этапе обусловлены ВД.
Ученик и последователь Л.С. Выготского А.Н. Леонтьев выделил 3 признака ВД:1.В форме ВД возникают и дифференцируются новые виды д-ти.2.В этой д-ти формируются и перестраиваются отдельные психич-е функции (в игре – творческое воображение).3.От нее зависят наблюдаемые в это время изменения л-ти. Ведущей не может стать любая д-ть, которой ребенок отдает много времени.
Все многообразие человеческой д-ти можно свести к трем основным видам: труд, учение и игра. Каждый из этих видов д-ти является на определенных этапах жизни: игра – дошкольный период; учение – младший школьный возраст, отрочество, юношество; труд – зрелость и старость.
Младенчество (до 1 года) – непосредственное эмоциональное общение со взрослыми. В период младенчества (от рождения до года) социальная ситуация будет определяться тем, что маленький ребенок не может обходиться без взрослого. Он ему необходим не только для обеспечения физических потребностей, но также и для коммуникации. Поэтому ведущий тип деятельности – непосредственное эмоциональное общение ребенка – сформирует необходимость и потребность в общении с людьми.
Раннее детство (1-3 лет) – предметно-манипуляторная д-ть. На этом этапе малыш получает свободу, которая связана с тем, что он уже способен самостоятельно передвигаться. Помимо этого, активно развивается речь, а родители теперь выступают в качестве посредника между ним и окружающим миром. Именно взрослые становятся проводниками, а предметно-манипулятивная деятельность – ведущей. Благодаря ей развиваются и совершенствуются двигательные и речевые умения и навыки.
Дошкольный возраст (3-7лет) – игровая дея-ть (Сюжетно ролевая игра). В период дошкольного возраста (от трех до семи лет) ребенок входит в мир взрослых при помощи сюжетно-ролевой игры. В ее рамках он имеет возможность повторить то, что видит в окружающем мире. Именно поэтому появляются игры в доктора, продавца, разбойников, войну, семью и так далее.
Младший школьный возраст (7-11 лет) – учебная деятельность. В младшем школьном возрасте (от семи до одиннадцати лет) ведущий вид деятельности существенно изменяется: основной становится учебная. Все усилия ребенка должны быть направлены на то, чтобы усвоить основы наук и стать субъектом деятельности. В социальной ситуации развития появляется новый взрослый – учитель, который теперь определяет особенности его развития, оценивая усилия и способности ученика.
Подростковый возраст (11-15 лет) – интимно-личностная (Эльконин), общественно-полезная. Начиная с подросткового возраста (от одиннадцати до пятнадцати лет) ведущим типом деятельности становится общение со сверстниками, которое проявляется в разных социальных сферах (учебной, художественной, спортивной, личной и так далее). Именно оно теперь является определяющим для психического развития отрока, а влияние взрослых «отходит» на второй план.
Юношество – учебно-профессиональное, поиск смысла жизни, личностное самоопределение «Кто Я?».
Молодость – учебно-профессиональная или трудовая дея-ть.
25-60 лет – профессиональная деят-ть.
От 60 лет – общение.
ВД порождает центральные новообразования (Выготский). Эта теория получила наибольшее признание. Вместе с тем некоторые психологи рассматривают в качестве определяющих факторов психического развития другие аспекты д-ти. С.Л. Рубинштейн выражает сомнение по поводу тезиса об игре как ведущей форме д-ти в развитии ребенка-дошкольника. Идея Д.Б. Эльконина о чередовании фаз развития. В разных по уровню развития группах ведущими временно или постоянно оказываются весьма различающиеся по содержанию, интенсивности и социальной ценности типы д-ти. Это полностью размывает представление о «ведущем типе Деятельности» как основании периодизации развития л-ти. Личностно образующим началом на каждом возрастном этапе становится комплекс взаимозависимых деятельностей, а не доминирование одного типа д-ти, преимущественно ответственного за успешное достижение целей развития. У каждого индивида в результате психологического анализа может быть выделен присущий ему ведущий тип д-ти, позволяющий отличать его от многих других. Общий вывод состоит в том, что нельзя указать один, раз навсегда данный, фиксированный для каждого возрастного периода «ведущий тип д-ти».
Ответ: стремление стать школьником
Вопрос 10.На протяжении младшего школьного возраста ярче других видов проявляетсяответ: интеллектуальная рефлексия
Вопрос 12.В первом полугодии между ребенком и взрослым наблюдается следующий вид общения
Ответ: ситуативно-личностное общение
Вопрос 13.В недрах младенческого возраста зарождается новая потребность.
Ответ: потребность в познании предметов окружающего мира
Вопрос 14.Ведущим называется тот вид деятельности:
Ответ: который определяет основное направление его развития на определенном этапе
Вопрос 15.Ведущим видом деятельности в младенческом возрасте является:
Ответ: непосредственно-эмоциональное общение
Вопрос 16.Социальная ситуация развития в младенческом возрасте…ответ: ситуация эмоционального единства ребенка и матери
Вопрос 17.Общение ребенка со взрослым начинается с …ответ: «внеситуативно-личностное»
Вопрос 18.Период раннего детства является сенситивным для …ответ: развития речи
Вопрос 19.Форма общения (по Л.М.Лисиной) в раннем возрасте…ответ: ситуативно-деловое
Вопрос 20.Потеря непосредственности характерна для кризиса___лет.ответ: 7
Вопрос 21.Внутренний план действий относится к ____младшего школьного возраста.ответ: новообразованию
Вопрос 22.Новообразованием подросткового возраста не является:ответ: соподчинение мотивов
Вопрос 23.Как называется период психического развития ребенка, в котором ведущим видом деятельности является ролевая игра:ответ: дошкольное детство
Вопрос 24.Для дошкольного возраста характерна следующая социальная ситуация развития:ответ: Ребенок – взрослый (общественный)
Вопрос 25.Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития…ответ: воображения
Вопрос 26.Упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, своеволие, обесценивание взрослых, деспотизм – являются характерными особенностями:: кризиса 3-х лет
Вопрос 27.Признаками кризиса трех лет являются:ответ: негативизм, упрямство, обесценивание взрослых
Вопрос 28.Высшим уровнем развития игровой деятельности является:ответ: сюжетно-ролевая игра
Вопрос 30.Ведущая деятельность в подростковом возрасте реализует главную потребность этого периода развития:ответ: потребность быть и считаться взрослым
Вопрос 31.Как называется стремление подростка к самостоятельности, желание освободиться от опеки взрослых:ответ: реакция эмансипации
Вопрос 32.Хронологические границы юности в российской психологии:ответ: 15 лет-23 года
Вопрос 33.Ведущим видом деятельности в юности является:ответ: учебно-профессиональная деятельность
Вопрос 34.Ведущей потребностью дошкольного возраста является:
Ответ: переживание положительных эмоций при моделировании более взрослых отношений в игре
Вопрос 35.Комплекс оживления характеризуется:активизацией движений,первой социальной улыбкой,вокализацией,
Зрительным сосредоточением.
Вопрос 36.Выберите основные новообразования раннего возраста:
Ответ: активная речь, предметно-действенное мышление, сенсорная чувствительность
Вопрос 37.Центром социальной ситуации развития дошкольника является…ответ: взрослый как носитель общественной функции
Вопрос 38.Младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития:ответ: логического мышления
Вопрос 39.Хронологические рамки младенческого возраста. ответ: от 2 месяцев до 1 года
Вопрос 40.Комплекс оживления примерно складывается кответ: 1.5-2 месяцам
Вопрос 41.Нельзя считать ведущим тот вид деятельности…
Ответ: которым ребенок занимается большую часть своего времени
Вопрос 43.Конец дошкольного возраста знаменуется ….ответ: кризисом 7 лет
Вопрос 45.Память и внимание ребенка раннего возраста носит произвольный характерответ: Неверно
Вопрос 46.Поведение ребенка раннего возраста характеризуется ситуативностьюответ: Верно
Вопрос 47.В младшем дошкольном возрасте основным содержанием игры являются отношения между людьмиответ: Неверно
Вопрос 48.В дошкольном возрасте наблюдается развитие произвольного и послепроизвольного вниманияответ: Верно
Вопрос 49.Поведение ребенка в дошкольном возрасте превращается из волевого в полевое (ситуативное)ответ: Неверно
Вопрос 50.К концу младшего школьного возраста наблюдается значительное усиление интереса к учебе, к самому процессу ученияответ: Неверно
Вопрос 51.К концу поздней юности человек переживает кризис отрывания от родительских корнейответ: Верно
Вопрос 52.Атавистические рефлексы получены ребенком от животных предков и большинство из них угасают в первое полугодиеответ: Верно
Вопрос 53.В 9-10 месяцев ребенок может переносить действия с одного предмета на другой, с одной ситуации на другую.ответ: Неверно
Дошкольный возраст
Вопрос 1.Потеря непосредственности характерна для кризиса___лет.ответ: 7
Вопрос 2.Принятие и выполнение правил в сюжетно-ролевой игре способствует развитию __________ дошкольника: волевой саморегуляции
Вопрос 3.В процессе ведущей деятельности дошкольника происходит формирование его интеллектуальной готовности к школе, которая основана на…ответ: развитии в игре познавательных психических процессов
Вопрос 4.Центром социальной ситуации развития дошкольника является…ответ: взрослый как носитель общественной функции
Вопрос 5.Конец дошкольного возраста знаменуется ….ответ: кризисом 7 лет
7.В 3-4 года разворачивается следующая форма общения: ответ: внеситуативно-познавательное общение
Вопрос 8.В младшем дошкольном возрасте основным содержанием игры являются отношения между людьмиответ: Неверно
Вопрос 9.В дошкольном возрасте наблюдается развитие произвольного и послепроизвольного вниманияответ: Верно
Юнность
Вопрос 1.Ведущим видом деятельности в юношеском возрасте выступает.
Ответ: ситуация эмоционального единства ребенка и матери
Вопрос 5.Комплекс оживления характеризуется:зрительным сосредоточением,первой социальной улыбкой,вокализацией,активизацией движений.
Вопрос 6..Ведущим видом деятельности в младенческом возрасте является:
Ответ: непосредственно-эмоциональное общение
Вопрос 7.Первая психоэмоциональная реакция младенца в ответ на узнавание взрослого называется…ответ: Комплексом оживления
Вопрос 8.В первом полугодии между ребенком и взрослым наблюдается следующий вид общенияответ: ситуативно-личностное общение
Вопрос 9. В недрах младенческого возраста зарождается новая потребность.
Ответ: потребность в познании предметов окружающего мира
Вопрос 10.Хронологические рамки младенческого возраста. ответ: от 2 месяцев до 1 года
Вопрос 11.Атавистические рефлексы получены ребенком от животных предков и большинство из них ответ: Верно
Вопрос 12.Комплекс оживления примерно складывается кответ: 1.5-2 месяцам
Вопрос 14. В 9-10 месяцев ребенок может переносить действия с одного предмета на другой, с одной ситуации на другую.ответ: Неверно
Рубежный контроль
Вопрос 1.Установите соответствие между понятиями и их признаками в юношеском возрасте:
Устремление в будущее– Психологические новообразования,
Учебно-профессиональная деятельность– Ведущая деятельность,
«Порог» самостоятельной жизни– Социальная ситуация развития,
Развитие самосознания– Психологические новообразования,
Решение жизненно важной задачи осуществить профессиональное самоопределение в плане реального выбора– Психологические новообразования,
Готовность к личностному и профессиональному самоопределению– Психологические новообразования,
Формирование мировоззрения– Психологические новообразования
Вопрос 2.Ведущий вид деятельности в раннем возрасте. ответ: предметно-манипулятивная
Вопрос 3.Социальная ситуация развития может быть обозначена следующей формулой
Ответ: ребенок-предмет-взрослый
Вопрос 4.Активный словарный запас ребенка 3-х лет составляетответ: 1200-1500 слов
Вопрос 5.К концу раннего возраста на основе новообразований формируется новая потребность, которая называетсяответ: стремление действовать независимо от взрослых
Вопрос 7.В 7 лет ребенок активно используетответ: 2500-3000слов
Вопрос 8.В 3-4 года разворачивается следующая форма общения: ответ: внеситуативно-познавательное общение
Ответ: стремление стать школьником
Вопрос 10.На протяжении младшего школьного возраста ярче других видов проявляетсяответ: интеллектуальная рефлексия
Вопрос 12.В первом полугодии между ребенком и взрослым наблюдается следующий вид общения
Ответ: ситуативно-личностное общение
Вопрос 13.В недрах младенческого возраста зарождается новая потребность.
Ответ: потребность в познании предметов окружающего мира
Вопрос 14.Ведущим называется тот вид деятельности:
Ответ: который определяет основное направление его развития на определенном этапе
Вопрос 15.Ведущим видом деятельности в младенческом возрасте является:
Ответ: непосредственно-эмоциональное общение
Вопрос 16.Социальная ситуация развития в младенческом возрасте…ответ: ситуация эмоционального единства ребенка и матери
Вопрос 17.Общение ребенка со взрослым начинается с …ответ: «внеситуативно-личностное»
Вопрос 18.Период раннего детства является сенситивным для …ответ: развития речи
Вопрос 19.Форма общения (по Л.М.Лисиной) в раннем возрасте…ответ: ситуативно-деловое
Вопрос 20.Потеря непосредственности характерна для кризиса___лет.ответ: 7
Вопрос 21.Внутренний план действий относится к ____младшего школьного возраста.ответ: новообразованию
Вопрос 22.Новообразованием подросткового возраста не является:ответ: соподчинение мотивов
Вопрос 23.Как называется период психического развития ребенка, в котором ведущим видом деятельности является ролевая игра:ответ: дошкольное детство
Вопрос 24.Для дошкольного возраста характерна следующая социальная ситуация развития:ответ: Ребенок – взрослый (общественный)
Вопрос 25.Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития…ответ: воображения
Вопрос 26.Упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, своеволие, обесценивание взрослых, деспотизм – являются характерными особенностями:: кризиса 3-х лет
Вопрос 27.Признаками кризиса трех лет являются:ответ: негативизм, упрямство, обесценивание взрослых
Вопрос 28.Высшим уровнем развития игровой деятельности является:ответ: сюжетно-ролевая игра
Вопрос 30.Ведущая деятельность в подростковом возрасте реализует главную потребность этого периода развития:ответ: потребность быть и считаться взрослым
Вопрос 31.Как называется стремление подростка к самостоятельности, желание освободиться от опеки взрослых:ответ: реакция эмансипации
Вопрос 32.Хронологические границы юности в российской психологии:ответ: 15 лет-23 года
Вопрос 33.Ведущим видом деятельности в юности является:ответ: учебно-профессиональная деятельность
Вопрос 34.Ведущей потребностью дошкольного возраста является:
Ответ: переживание положительных эмоций при моделировании более взрослых отношений в игре
Вопрос 35.Комплекс оживления характеризуется:активизациейдвижений,первой социальной улыбкой,вокализацией,
Зрительным сосредоточением.
Вопрос 36.Выберите основные новообразования раннего возраста:
Ответ: активная речь, предметно-действенное мышление, сенсорная чувствительность
Вопрос 37.Центром социальной ситуации развития дошкольника является…ответ: взрослый как носитель общественной функции
Вопрос 38.Младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития:ответ: логического мышления
Вопрос 39.Хронологические рамки младенческого возраста. ответ: от 2 месяцев до 1 года
Вопрос 40.Комплекс оживления примерно складывается кответ: 1.5-2 месяцам
Вопрос 41.Нельзя считать ведущим тот вид деятельности…
Ответ: которым ребенок занимается большую часть своего времени
Вопрос 43.Конец дошкольного возраста знаменуется ….ответ: кризисом 7 лет
Вопрос 45.Память и внимание ребенка раннего возраста носит произвольный характерответ: Неверно
Вопрос 46.Поведение ребенка раннего возраста характеризуется ситуативностьюответ: Верно
Вопрос 47.В младшем дошкольном возрасте основным содержанием игры являются отношения между людьмиответ: Неверно
Вопрос 48.В дошкольном возрасте наблюдается развитие произвольного и послепроизвольноговниманияответ: Верно
Вопрос 49.Поведение ребенка в дошкольном возрасте превращается из волевого в полевое (ситуативное)ответ: Неверно
Вопрос 50.К концу младшего школьного возраста наблюдается значительное усиление интереса к учебе, к самому процессу ученияответ: Неверно
Вопрос 51.К концу поздней юности человек переживает кризис отрывания от родительских корнейответ: Верно
Вопрос 52.Атавистические рефлексы получены ребенком от животных предков и большинство из них угасают в первое полугодиеответ: Верно
Вопрос 53.В 9-10 месяцев ребенок может переносить действия с одного предмета на другой, с одной ситуации на другую.ответ: Неверно
Дошкольный возраст
Вопрос 1.Потеря непосредственности характерна для кризиса___лет.ответ: 7
Вопрос 2.Принятие и выполнение правил в сюжетно-ролевой игре способствует развитию __________ дошкольника: волевой саморегуляции
Вопрос 3.В процессе ведущей деятельности дошкольника происходит формирование его интеллектуальной готовности к школе, которая основана на…ответ: развитии в игре познавательных психических процессов
Вопрос 4.Центром социальной ситуации развития дошкольника является…ответ: взрослый как носитель общественной функции
Вопрос 5.Конец дошкольного возраста знаменуется ….ответ: кризисом 7 лет
7.В 3-4 года разворачивается следующая форма общения: ответ: внеситуативно-познавательное общение
Вопрос 8.В младшем дошкольном возрасте основным содержанием игры являются отношения между людьмиответ: Неверно
Вопрос 9.В дошкольном возрасте наблюдается развитие произвольного и послепроизвольноговниманияответ: Верно
Юнность
Вопрос 1.Ведущим видом деятельности в юношеском возрасте выступает.