какой поэт написал стихотворение в котором можно услышать шорох листьев
С помощью каких звуков поэт заставляет нас услышать шорох листьев?
Задание по литературе для 2 класса Подумай, с помощью каких звуков поэт заставляет нас услышать шорох листьев.
Какие сочетания слов повторяются? Перечитай стихотворение, прислушайся к его звучанию
Сухие листья, сухие листья,
Сухие листья, сухие листья
Под тусклым ветром
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром сухие листья,
Кружась, что шепчут, что говорят?
В стихотворении повторяются следующие сочетания слов:
Конечно Валерий Брюсов использовал магию звуков, чтобы передать читателю звук опавших листьев, которые шуршат у него под ногами. Заставить читателя словно воочию увидеть себя в осеннем парке, на засыпанных желтыми листьями дорожках.
Брюсов несколько раз повторяет сочетание Сухие листья, в котором есть сочетание букв СУХ, звучащее похоже на шорох листьев.
Использует поэт и сочетания шипящих: «Кружат, шуршат/Кружась, шепчут» которое также способно создать иллюзию движения сухой листвы по дорожке.
Наконец применяет поэт и очень «сухое» сочетание букв СК дважды упоминая слово Тусклый.
Вот такими нехитрыми приемами поэт успешно передает звук сухой листвы.
Сухие, кружат, шуршат, кружась, шепчут.
Поэт Брюсов в своем стихотворении использует сочетания шипящих букв, чтобы заставить нас услышать шум сухой листвы. Также этот звук передают сочетания СК, СХ, даже разделенные гласными.
Несколько раз поэт напоминает нам про Тусклый ветер, дважды повторяет сочетание Кружат-Шуршат, и наконец сразу семь раз выдает словосочетание Сухие листья, заставляя читателя не только слышать звук сухой листвы,но и видеть ее воочию.
Попробуем дать простое объяснение разницы в этих словах, которые обозначают один и тот же предмет, на примерах предложений.
За окном растет береза.
Мы произносим эту фразу нейтрально, просто констатируем факт. Растет за окном береза и пусть себе растет. Она точно также могла бы там не расти и для нас ничего бы не изменилось в принципе.
За окном растет березонька, какая же она красавица.
В этом предложении мы уже любуемся березкой за окном, нам она нравится, ее образ рождает отклик в нашем сердце. Это эмоциональное представление березы. Если береза вдруг исчезнет, то мы сильно расстроимся, станем переживать, грустить.
Аналогично со словом Долина.
За горой была долина.
Моя любимая долинушка, как давно я тебя не видела.
Эмоциональный оттенок этим словам придают уменьшительно-ласкат ельные суффиксы ОНЬК и УШК. Именно эти, и некоторые другие суффиксы могут придать любому слову ласковый, нежный оттенок, выразить наше отношение к описываемому предмету.
Бабушка в этой сказке представляется мне важной старушкой, еще в силе, способной сходить за водой и наверняка в теле, потому что испугалась она ни кого-нибудь, а медведя, зверя большого и опасного. Что-то более мелкое ее не пугало.
Довольно интересное задание, которое заставляет включить фантазию на полную. Сперва нужно вспомнить, что такое потешка. Это небольшой стишок/песенка, которая побуждает осуществить какое-либо действие. Как правило имеет форму четверостишия.
Я уже такие придумывала здесь, так что приведу их в качестве цитаты:
Если не читать сказку, то следует признать, что ее название очень странное и удивительное. такое название непременно должно привлечь внимание читателя и заставить его выбрать для прочтения именно эту сказку.
А между тем, название «Каша из топора» точно передает суть этой сказки. Ведь именно старый топор, без топорища, использовал смекалистый солдат, чтобы заставить жадную старуху приготовить все-таки кашу. Вернее, готовил кашу сам солдат, но постоянно гонял старуху за разными ингредиентами каши, потому что ему нужно было сдобрить варево, чтобы топор вышел вкуснее.
В этой сказке наказывается глупость и жадность, и восхваляется ум и сметка.
Солдат является частым героем русских народных сказок и всегда это не просто защитник Отечества, но человек очень умный и опытный.
В сказке «Каша из топора» хитрый солдат сумел убедить бабку, что из обычного топора можно приготовить вкусную кашу и когда бабка жадная до всего недорогого и выгодного начала готовить кашу, оказалось, что кроме топора в нее кладут все что нужно, для самой обычной каши. А вот топор, никто есть не стал, солдат заявил, что его еще в следующий раз можно для каши использовать.
Солдат в этой сказке конечно нравится слушателям, он находчивый и смекалистый. Ну а смелым солдат должен быть просто по определению.
Осенние листья стр. 72 — 75
«Осенние листья» А. Толстой стр. 72
1. Сожалеет ли поэт о том, что пришла осень?
Да, приход осени вызвал у Толстого тоскливое настроение, ведь его сад обеднел.
2. Где поэт наблюдает осеннюю картину? Нарисуй в своём воображении то, что он увидел.
Он видит её у себя дома, наблюдая из окна.
Перед его глазами хмурый сад, который уже не цветёт.
Ветер срывает листья с деревьев, кружит и уносит куда-то далеко.
А где-то вдали видны верхушки рябин.
По словам Толстого, становится понятно, что такие изменения в природе заставляют его грустить.
3. Выучи стихотворение. Какое настроение ты передашь?
Читая это произведение, нужно использовать спокойную, грустную интонацию, передавая настроение тоски.
Здесь отсутствуют радостные, поднесённые эмоции.
4. Какое слово помогает представить осенние листья?
«Закружилась листва золотая» С. Есенин стр. 73
1. С чем сравнивает поэт золотую листву?
2. Как выглядит пруд, окружённый осенними деревьями? Почему вода в пруду розовая?
Он выглядит розоватым из-за того, что цвета осенней листвы дают такое отражение.
Ведь они сочетают в себе золотые, красные, бурые оттенки.
3. Какое настроение создаёт это стихотворение? Передай его при чтении.
Произведение вызывает поднесённое настроение, восхищение изменениями в природе, которые принесла осень.
4. Придумай свой рассказ или сочини маленькое стихотворение на тему «Осень». Помощь ты найдёшь в «Рабочей тетради».
«Сухие листья» В. Брюсов стр. 74
1. Подумай, с помощью каких звуков поэт заставляет нас услышать шорох листьев.
2. Какие сочетания слов повторяются?
«Сухие листья» — повторяется в произведении семь раз.
«Тусклым ветром» — повторяется в произведении дважды.
3. Эти словосочетания придают стихотворению мелодичности, определяют его темп и ритм.
Перечитай стихотворение, прислушайся к его звучанию.
В произведении преобладают шипящие и свистящие звуки.
Они помогают представить описанную поэтом картину: кружение сухой листвы, свист ветра.
Стихотворение читается легко, его ритм напоминает музыкальное произведение.
«Опустел скворечник» И. Токмакова стр. 75
1. Объясни, как ты понимаешь выражение «листьям на деревьях тоже не сидится».
Используя такое выражение, Токмакова наделяет листья способностями живых существ.
Они, словно птицы, срываются с веток деревьев и куда-то летят, унесённые ветром.
2. Попробуй сам составить вопросы к стихотворению. Запиши их в «Рабочую тетрадь».
Какая пора года описана в стихотворении?
Что стало со скворечником?
Как ведут себя листья?
Куда, по предположению автора, хотят улететь листья?
Поэтическое изображение осенних листьев в стихотворениях А. Толстого, С. Есенина, В. Брюсова, И. Токмаковой
Оборудование: осенние листья, слайдовая презентация по теме урока (Приложение 2), рисунки детей по теме: “Осень”.
Музыкальный репертуар урока: аудиозапись музыки П.И. Чайковского из альбома «Времена года. Октябрь».
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Дети загадывают друг другу по цепочке загадки на осеннюю тематику, которые они нашли в книгах домашней или школьной библиотеке или самосочиненные.
— Какие краски у осени?
— Какого цвета небо? Трава? Листья деревьев?
После этого учитель загадывает загадки:
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул. (Осенний лист)
Дети предлагают варианты ответов на загадку.
— Отгадку мы найдем на слайде.
III. Определение темы и цели урока
(Cлайд 2, 1) – Что объединяет все эти изображения? (На них мы видим осенние листья.)
— Чем они отличаются? (Осенние листья были сфотографированы, нарисованы, использованы для декоративной росписи.)
— Приходилось ли вам любоваться листьями опавших деревьев?
— Кто и как может изобразить осенние листья? (Рассматривают слайд и делают вывод, что фотограф изображает листья на фотографии, художник – на картине, народный художник может выполнить орнамент из листьев на предметах быта.)
— Впечатления об увиденных осенних листьях мы можем встретить на фотографиях фотохудожников, картинах художников, прозе и стихах, в произведениях декоративно-прикладного творчества. Сегодня мы увидим, как осенние листья изображают художники. Узнаем, как художник-поэт может изображать листья с помощью слова.
— Чем привлекли внимание фотографа листья? (Цветом, оттенками, сочетанием цветов.)
— Какая погода изображена на фотографиях? Как мы об этом узнаем? (Дождливая – по влажным листьям, сухая ясная – по яркому цвету листьев.)
— Какое настроение передает художник?
— Что может передать фотохудожник на фотографии, изображая осенние листья? (Цвет, тень, форму листьев, настроение.)
(Слайд 4) – Определите, с каких деревьев эти листья?
(Слайды 5) – Посмотрим на осенние листья глазами художника. Чем картина отличается от фотографии? (Ответы детей.)
— К какому жанру относятся эти картины? (Пейзаж, натюрморт.)
— Какие краски использовали художники?
— Какое настроение передают картины?
— Что передает художник на картине, изображая листья? (Форму, цвет, настроение, впечатление.)
— Художник рисует то, что видит с помощью красок, карандашей, гуаши. Художник не может передать изображение точно, как фотограф. Его задача прежде все передать состояние природы, свое впечатление.
(Слайд 9–10) – А так изобразили осенние листья народные мастера.
— В каких народных промыслах художники изображают осенние листья? (Хохломская, жостовская роспись.)
— Для чего используются в узоре осенние листья? (Для украшения изделия.)
— Как вы думаете, почему? (Осенние листья яркие, нарядные, создают праздничное настроение.)
— Художники изображают осенние листья на предметах быта, чтобы сделать их красивыми. Действительно, яркая палитра осенних листьев украсит любое изделие народных мастеров.
V. Работа над новым материалом
1. Создание эмоционального настроя на предстоящую работу с художественными текстами
– А такими увидел осенние листья и листопад писатель Н.И. Сладков.
Учитель читает миниатюру Н.И. Сладкова “Золотой дождь”.
Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели – и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле.
Шумит золотой дождь.
Вопросы по содержанию прослушанного текста:
— Какое чувство вызывает это описание?
— Какое явление автор называет золотым дождем? Почему писатель листопад сравнивает с дождем, водопадом, с движением воды?
— Какие слова изображают листья как живые существа?
— Какие слова-краски использует Н.И. Сладков, чтобы показать разноцветье осени?
— Какие слова передают звуки падающих листьев?
Релаксация. Прослушивание аудиозаписи музыки П.И. Чайковского из альбома «Времена года. Октябрь».
2. Мотивация учебной деятельности детей.
(Слайд 11) – Сейчас мы познакомимся с лирическими произведениями русских поэтов, темой которых является описание осенних листьев, листопада. Узнаем, как поэты изображают в стихах осенние листья. Составим словарь поэтических образов и настроений, палитру и партитуру осенних мотивов.
3. Работа по учебнику. (Родная речь. Учеб. 2 кл. В 2 ч. Ч. 1 / [сост. Л.Ф. Климанова и др.] – М. Просвещение, 2010. С. 72–75).
Работа над стихотворением А. Толстого “Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…”
1. Знакомство со стихотворением: чтение учителем стихотворения наизусть.
2. Проверка первичного восприятия: беседа
— Что слушали? Какое произведение по жанру?
— Какие картины вы представляли, слушая стихотворение?
— Какие чувства испытали?
3. Чтение учащимися стихотворения про себя.
4. Работа над содержанием стихотворения.
1. Какую картину наблюдал поэт в осеннем саду?
2. Какое слово помогает представить листья, которые увидел поэт? Какие листья называются пожелтелые?
3. Какой изображена рябина?
4. Какие краски нужно взять, чтобы нарисовать эту картину?
5. Какое настроение должна создать картина?
Проверка задания (слайд14).
— С помощью каких слов поэт описывает осенние листья и деревья в саду?
— Какие краски возьмем, чтобы нарисовать осенний сад таким, каким его увидел поэт?
— Какими словами вы выразите настроение этого стихотворения?
5. Упражнение в выразительном чтении стихотворения.
Исполнительское задание: передайте при чтении настроение стихотворения, тишину и покой.
Работа над стихотворением С. Есенина “Закружилась листва золотая…”
1. Знакомство со стихотворением: дети читают стихотворение самостоятельно вполголоса.
2. Проверка первичного восприятия: беседа.
— Понравилось ли вам стихотворение?
— Какую картину вы себе представили?
— Что связывает эти два стихотворения?
3. Повторное чтение стихотворение:
4. Работа над содержанием стихотворения.
(Слайд 16) – Обсудите вопросы к стихотворению в паре:
1. Какую картину изобразил поэт в стихотворении?
2. Какое слово в стихотворении передает цвет листьев?
3. Как вы себе представляете золотые листья?
4. С чем сравнивает поэт золотую листву? Почему поэт сравнивает листву со стаей бабочек?
5. Каким изображен пруд в стихотворении? Почему вода в пруду розоватая?
6. Какое настроение создает это стихотворение?
(Слайд 17) – Заполните странички словаря образов и настроения.
— Какими цветами вы дополните нашу осеннюю палитру?
— Что передали поэты в своем стихотворении? (Цвет осенних листьев, свои впечатления). Какие средства они использовали для этого? (Образные выражения.)
5. Упражнение в выразительном чтении стихотворения.
Исполнительское задание: прочитайте стихи С. Есенина, рисуя в воображении осенние картины, которые он увидел. Постарайтесь передать при чтении восторг поэта.
Работа над стихотворением В. Брюсова “Сухие листья”
1. Знакомство со стихотворением: стихотворение читает подготовленный ученик или учитель.
2. Работа над содержанием стихотворения.
(Работа в группе по вопросам слайда 18)
С помощью каких слов описана осень в стихотворении?
Как изображает поэт картины осени?
С помощью чего ему удалось оживить эти картины в нашем воображении?
Какие звуки передают шуршание осенних листьев?
Проверка работы: (слайд 19).
— Чем это стихотворение отличается от других стихотворений, прочитанных на уроке? (В нем поэт с помощью слов передает звуки, которые он услышат шорох листьев)
— Составьте музыкальную партитуру осенних звуков. В каких словах мы слышим звуки [c], [ш]?
— Какими словами можно дополнить словарь настроений?
— Какими красками дополним осеннюю палитру? Вспомните, какого цвета сухие листья.
3. Упражнение в выразительном чтении стихотворения.
Исполнительское задание: прочитайте стихотворение Ирины Токмаковой так, чтобы все услышали шуршание листьев и почувствовали состояние покоя и тишины.
Работа над стихотворением И. Токмаковой “Опустел скворечник…”
1. Знакомство со стихотворением: дети самостоятельно читают стихотворение, делятся своими впечатлениями о прочитанном.
2. Работа над содержанием стихотворения: работа проводится фронтально по вопросам на доске (слайд 20).
1. Какое явление осени описывает поэт? Какое образное выражение используется для обозначения листопада? Как вы его понимаете?
2. С кем сравнивает поэт листья?
3. Чем похожи листья и птицы?
4. Какое настроение создает это стихотворение?
5. Дополните словарь настроений и образов.
3. Выразительное чтение стихотворения.
Исполнительское задание: передайте при чтении настроение стихотворения, покажите как медленно кружатся, летят листья с деревьев.
Физминутка. (Приложение 1)
VI. Обобщение по теме урока
1. Составление словаря образов и настроений, палитры и партитуры осени.
— Как изображается осень в стихотворениях А. Толстого, С. Есенина, В. Брюсова, И. Токмаковой?
(Слайд 21). Коллективное составление словаря образов и настроений, палитры и партитуры осени (используются слайды 14, 17, 19).
— Давайте подумаем, для чего можно использовать этот материал? (Нарисовать картину на тему “Осень”, используя цвета из осенней палитры; для выразительного чтения, правильно определив настроение стихотворения; для сочинения своих рассказов и стихотворений об осени.)
2. Сочинение детьми рассказа-миниатюры на тему “Осень”.
— Придумайте свой рассказ или сочините маленькое стихотворение на тему “Осень”, иллюстрируйте его.
VII. Подведение итогов урока: беседа по вопросам.
— С какими произведениями познакомились?
VIII. Домашнее задание (слайд 23).
Задание предлагается на выбор ребенка:
Нарисуй, какой ты представляешь осень. Используй цветовую палитру, которую составили на уроке.
Создай свой осенний узор для украшения изделий народных мастеров, нарисуй его.
Сочини стихотворение или рассказ об осени или осенних листьях. Используй словарь образов и настроений.
Подготовься к конкурсу стихов на тему “Золотая осень”. Используй лирические стихотворения, которые читали на уроках литературного чтения или из других источников. Передай настроение стихотворения.
Ф. И. Тютчев «Листья» – анализ стихотворения
Ф. И. Тютчев «Листья» – образец раннего творчества писателя. В этом произведении автор переплел сказочные, пейзажные и философские мотивы. Изучают его в 6 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, используя краткий анализ «Листья» по плану.
Отрывок стихотворения «Листья» Тютчева
Хоть ввек не желтеет,
Краткий анализ стиха Ф. И. Тютчев «Листья»
Вариант 1
Формально это стихотворение Тютчева о природе и его следует отнести к пейзажной лирике, поскольку автор описывает в нем укрытый обильными снегами зимний лес. Но мы сразу же замечаем необычность описания – в нем нет ни умиления, ни восхищения красотами природы.
Более того, автор обращает наше внимание на жалкий, мертвый вид зелени елей и сосен на фоне роскошной белизны снега. Гораздо рациональнее и честнее, по его мнению, поступают деревья, скидывающие на зиму свою листву.
Во второй части стихотворения Тютчев проводит как бы сравнительный анализ сущности человека и природы. Несмотря на юный возраст, автор ощущает себя глубоким старцем, себя и своих ровесников именует «легким племенем», дни которого кратковременны. Человек радуется росе, ветру и солнечным лучам словно листок, однако цветы отцветают, птицы умолкают, что в ситуации с человеком означает, что молодость быстротечна, зрелые годы полны разочарований, а старость – осознания никчемности и болезней. Такое состояние автор сравнивает с бесполезно желтеющим поздним листком.
Невозможно избежать старости и преодолеть немощность, поэтому старческая жизнь лишена не только привлекательности, но и всякого смысла, — утверждает автор. Юный поэт еще не осознал, что с каждым прожитым годом к человеку приходит мудрость и питает его богатой пищей для размышлений.
В конце любой жизни Тютчев видит лишь мрак разочарования, пытается противиться неизбежному и с присущим молодости максимализмом обращается к ветру с призывом как можно скорее сорвать бесполезные листья с веток. Пусть они скорее заканчивают свою земную жизнь, отправляются в бесконечное путешествие и не досаждают близким своими нравоучениями, болезнями и капризами.
Анализ стихотворения “Листья” недвусмысленно открывает перед нами душу молодого поэта, который ничего не желает знать о бесполезной, по его мнению, старости, уверен, что умрет молодым, более того – видит в этом единственно разумный и рациональный исход. Лирический герой стихотворения призывает ветер поскорее сорвать бесполезные листья. Молодой Тютчев боится старости, рассчитывает, что его собственная жизнь оборвется внезапно, словно жизнь неожиданно сорванного с ветки листка.
Вариант 2
Произведение «Листья» относиться к раннему творчеству поэта. Оно было создано в 1830г., когда Федору Тютчеву исполнилось семнадцать лет.
Это пейзажная лирика, где автор описывает зимний лес, покрытый снегом. Но эта характеристика кажется достаточно подозрительной. Поскольку здесь нет восторга или же удивления над красотами окружающей природы. Напротив, поэт выделяет, что сосновые и еловые иголочки хоть и не потеряли своей яркости, но на фоне снега, смотрятся невзрачными и увядшими. Гораздо справедливее отмечает то, как ведут себя в этой ситуации лиственные деревья, у которых листочки отмирают, и слетают. И лишь немногие из них, даже в зимнюю пору, выглядывают из под заснеженных шапок. Что помогает создать пейзаж весьма унылым и печальным.
Вторая половина произведения посвящается сравнению окружающего мира и человека. Поэт, не обращая внимания на свою юность, чувствует себя в душе древним стариком. Пишет о том, что люди его возраста, это «легкое племя», жизнь которых быстра и скоротечна. Люди, как листья, счастливы солнечному дню, ветерку, траве. Но юность проходит достаточно быстро, зрелый возраст – грусть, старчество – страдания и понимание своей беспомощности.
Как думает Федор Тютчев, старчество и беспомощность нереально избежать, но пребывание в пожилом возрасте не имеет никакого смысла, оно теряет все возможные краски и радость. Еще не понимая, что прожитые года делают человека умнее и дает хорошую почву для раздумий, поэт видит в окончании своей жизни только боль и обиды, и всячески пытается этого избежать.
Вариант 3
Федор Иванович Тютчев известен всем как гениальный лирик, поэт романтического склада. Он своеобразно развивал философскую линию в русской поэзии, оставаясь певцом природы, сливающейся с внутренним миром человека. Стихи Тютчев начал писать ещё подростком, к этому периоду и относится стихотворение “Листья”, написанное в 1830 году, когда будущему мастеру стихотворного пейзажа исполнилось лишь 17 лет.
Первые строки этого стихотворения указывают на принадлежность к пейзажной лирике хотя бы потому, что Тютчев описывает не просто зимний лес, а “закутавшийся в снег”. Но дальнейшее описание этой сказочной природы становится немного “странным”: не чувствуется ни восхищения, ни умиления природными красотами. Более того, Тютчев указывает на то, что на фоне роскошных снежных сугробов зелёные листья елей и сосен кажутся мёртвыми и жалкими:
Хоть ввек не желтеет,
Наращивается вывод, что гораздо честнее поступают осины и берёзы- их листья падают на землю, когда приходит время. И только некоторые из них даже в зимнее время виднеются из-за зимних шапок, что выглядит очень печально и не очень радостно.
Вторая часть стихотворения — «Листья» — это как бы сравнительный анализ сущности человека и природы. Несмотря на свою очевидную молодость, автор произведения чувствует себя в душе намного старше, поэтому и пишет, что и он, и его сверстники-“лёгкое племя”, подчёркивает кратковременность жизни, сравнивая её с природой, с листьями. (Отсюда и смысл название: листья-жизнь.)
Люди, подобно листьям, радуются ветру, солнцу, росе.
“Но птички отпели, цветы отцвели,”- пишет автор. Этим он намекает на то, что юность проходит мимолётно, зрелость же приносит много разочарований, а старость- зачастую осознание собственной никчемности. “Так что же нам даром висеть и желтеть?”- задаётся вопросом Тютчев. Естественно, процесс стремительного течения жизненных лет невозможно приостановить.
По мнению автора, жизнь в пожилом возрасте ещё и теряет свой смысл. Не осознавая того, что с каждым прожитым годом человек становится хотя бы на толику мудрее, юный Тютчев в конце жизни видит лишь разочарование и противится тому, чтобы испытывать его на личном опыт. Поэтому, источая юношеский максимализм, автор призывает ветер срывать пожелтевшие листья с веток, думая, что людям в старости благоразумнее завершить свой земной путь, отправиться в вечное странствие, нежели мешать окружающим.
“Сорвите, умножьте, мы ждать не хотим, летите, летите! Мы с вами летим!”-через эту строку автор передаёт своё отношение к старости.
Автору верится в то, что он будет умирать молодым, ему не доведётся испытать то разочарование и потерю смысла жизни, что, по его мнению, присуще престарелому возрасту. Он рассчитывает на то, что жизнь его оборвётся внезапно, не оставляя времени для того, чтобы сожалеть о её скоротечности. Но не стоит предаваться унынию. мало ли что написал неразумный юноша (тем более. Что сам он прожил более 70 лет.)
О слоге можно сказать, что стихотворение Фёдора Тютчева “Листья” состоит из 4 строф по 8 строк в каждой. Количество “опорных” слов примерно одинаково в каждой из строф. Стопа- трёхсложная, ударение на втором слоге (амфибрахий).
Данное произведение не только о природе, но и об отношении к жизни, о том, что можно назвать настоящей жизнью, конечно же, по мнению автора. Чему же оно нас учит? Скорее всего, не задумываться о том, что жизнь коротка и напрасна, важнее- стремиться заполнить её светом, не примиряться с серостью каждого прожитого дня, приносить в мир красоту и добро.
Стихотворение Ф. И. Тютчев «Листья» – анализ по плану
Вариант 1
История создания
Разбор стихотворения следует начать с истории его написания. В 1821 г. Федор Иванович отправился на службу в Германию. Будучи дипломатом, мужчина не забывал о своем таланте к поэтическому искусству. В его «мюнхенских» произведениях важную роль играют философские мотивы. Видимо, это связано с тем, что в Германии поэт познакомился с философом Шеллингом, который отстаивал идею единства противоположностей в природе. Спустя 9 лет жизни за границей Тютчев создал «Листья» (1830 г.), в которых отразилась идея немецкого философа.
В 1879 г. стихотворение было напечатано на страницах журнала «Русская беседа». До сегодняшнего дня оно считается одним из лучших образцов пейзажно-философской лирики в русской литературе.
Природа неоднократно вдохновляла Тютчева на философские искания. В анализируемом стихотворении автор развил сразу две темы: размышления листьев о своей «жизни»; противопоставление холодного спокойствия мятежной натуре. Чтобы раскрыть душу природы, поэт использовал олицетворение, очеловечив листья. Лирический герой произведения практически не проявляет себя, он сливается с образом листьев, ведь полностью разделяет их взгляды.
В первых двух строфах стихотворения листья признаются, что считают себя красивее хвои. «Тощая зелень» елей, по их мнению, никогда не выглядит живой. Листья не могут понять, как можно проспать всю зиму, закутавшись в метели. «Легкое племя» открыто восхищается собой: «мы… цветем и блестим». Листья вспоминают, как летом игрались с солнцем и купались в росе.
Веселое настроение зеленой компании гаснет, когда она осознает, что на пороге осень. Листья рассматриваются вокруг и видят, что все вокруг отцвело, побледнело, а птицы смолкли. «Легкое племя» не хочет желтеть, поэтому решает улететь с ветром. Теперь ветви кажутся листьям «докучными», поэтому они пытаются улететь как можно скорее.
В образе листьев можно разглядеть человеческую натуру. Они символизируют людей, которые не могут сидеть на одном месте в ожидании старости. Такие люди стремятся к новым свершениям и свободе. Иглы елей символизируют противоположный человеческий характер.
Главная мысль образно выражается в строках: «так что же нам даром висеть и желтеть?».
Композиция
Стихотворение написано в форме монолога листьев. В нем по смыслу можно выделить две части: размышления листьев о хвое, сравнение «тощей зелени» со своей красотой и решение улететь за ветром. Формально произведение состоит из четырех октав (восьмистиший).
Жанр стихотворения – элегия, так как в нем посредством пейзажа развивается философская тема. В стихах второй части чувствуется грустное настроение, хоть листья и вдохновлены предстоящим путешествием. Стихотворный размер – двустопный амфибрахий. Ф. И. Тютчев использовал перекрестную рифмовку АВАВ, мужские и женские рифмы.
Средства выразительности
Для оригинальной интерпретации философской темы Федор Иванович использовал средства выразительности. При помощи них создаются образы природы, воспроизводятся чувства и эмоции главных героев.
Преобладают в стихотворении метафоры: «сосны и ели… в снега и метели закутавшись, спят», «мы ж, легкое племя», «краткое время на сучьях гостим», «зефиры ушли». Завершающие штрихи «наносятся» при помощи эпитетов: «тощая зелень», «красное лето», «докучные ветви», «буйные ветры». Сравнение всего одно: «зелень, как иглы ежа».
В некоторых строках важную роль играет аллитерация, например, грусть листьев подчеркивается при помощи согласных «с», «ж» («так что же нам даром висеть и желтеть?»), а их решительность передается нанизыванием слов с согласным «р» («Скорее, скорей! Скорее сорвите нас…»).
Вариант 2
Ф. И. Тютчев – тонкий лирик, истинный певец природы. На первый взгляд, стихотворение «Листья» относится к пейзажной лирике. Но здесь нет описания природы, мало прилагательных, преобладают глаголы. В основе лирического произведения лежит олицетворение. Поэт волшебным образом даёт слово листьям. Использование обращения от первого лица придаёт стихотворению правдивость и пронзительную искренность.
Композиционно лирическое произведение делится на три части – времена года. Листья рассказывают о том, что происходит с ними и окружающим миром зимой, летом и осенью. По сути, это касается возраста человека – его печальной старости, беспечной молодости и мудрой зрелости. Стихотворение построено на противопоставлении молодости и старости, веселья и скуки, цветения и прозябания. Оно написано семнадцатилетним поэтом, причисляющим себя к «лёгкому племени».
Заглядывая в будущее, лирический герой с ужасом видит тоску и пустоту осени, и мертвящий холод безжалостной зимы. Он философски размышляет о кратковременности жизни, о том, как быстро исчезает беспечность, игривость, красота:
А потом всё занесёт снег забвения и смерти. Но листья предпочитают небытиё вечной скуке вечнозелёных елей и сосен. Листья летом беззаботны, осенью дрожат от порывов ветра и становятся беззащитными перед лицом неминуемой смерти, но они предпочитают гибель унылому существованию хвойных игл. Ведь листья пусть на короткое время были нежны и свежи, «играли с лучами, купались в росе», а хвойные деревья не испытали и этого. Листья с презрением клеймят иглы эпитетом «тощая зелень» и сравнением «как иглы ежа», пренебрежительный оттенок придаёт и глагол «торчат».
И всё-таки умирать страшно. Тютчев с помощью коротких строк мастерски передаёт трепет и дрожь последних листочков, ещё держащихся на ветках. Множество восклицательных предложений передаёт остроту переживаемого момента – конец осени, близкое дыхание зимы. Но для листьев есть погибельное счастье в движении вслед за ветром, потому что это ещё жизнь, пока они не упадут на стылую землю. Они обращаются к ветрам со страстным призывом скорее сорвать их с ветвей:
Скорей нас сорвите
Лексический повтор слова «скорее» и ряд однородных глаголов «сорвите», «умчите», «летите» усиливают жажду порыва и радость полёта, стремление испытать головокружительное падение.
Стихотворение не создаёт чувства грусти и уныния: бодрый ритм, обилие глаголов действия напоминают нам о том, что жизнь продолжается. Настанет весна, и на деревьях вновь зазеленеет молодая листва. Юные опять придут на смену тем, кто улетел вслед за ветром.
Вариант 3
Стихотворение «Листья» Тютчев написал в 1830 году. Тогда будущему великому поэту только исполнилось семнадцать лет. У него был юношеский максимализм, и это видно по стихотворению. Оно страстное, пылкое, и в нём пока ещё не просвечивается житейская мудрость. Тютчев был молод и не хотел дожить до старости.
Похожи названия стихотворений есть и у других авторов – «Листопад» Бунина, «Осенние листочки» Каспарова, «Листок» Лермонтова, «Осенние листья по ветру кружат» Майкова.
Герои этого произведения – листья на дереве. Они рассказывают читателю свои мысли. Вот стоят сосны и ели, они зелёные всю зиму. Их хвоя не теряет ни свежести, ни красок. Но она, хоть никогда не желтеет, никогда и не является свежей. Какую свежесть можно найти в этих тощих зелёных иголках?
Они же, листья – совсем другое дело. Они себя называют лёгким племенем. Листья свежие, красивые, блестящие. И на ветках им не круглый год торчать. Летом они купаются в росе, греются под солнечными лучами. А когда наступает осень, когда птицы прекращают петь, цветы перестают цвести и ветра становятся совсем другими, их срывает с веток и уносит вдаль.
И вправду, зачем быть привязанными к своему дому, когда уже нет ни красок, ни свежести? Листья хотят улететь далеко-далеко, вслед за птицами. И не дождутся этого момента. Их терзает нетерпеливость. Они просят ветра скорее сорвать их и унести в другие края. Потому что им не хочется стариться.
Не хотелось стариться и Тютчеву. В семнадцать лет его пугала старость. Для него это было время не мудрости, но слабости. Болезни, жалобы на жизнь и своё здоровье, угасание… Всё это приводило юного Тютчева в ужас. Он хотел умереть молодым, чтобы не испытать мучений старости. Эти мысли и были вложены в стихотворение «Листья».
Тогда Тютчев ещё не сформировался как поэт. Зрелые произведения пойдут, начиная с 50‑х годов. Пока он пылкий и не слишком много думает. Но удалось ли ему исполнить свою мечту умереть молодым? Нет. Тютчев всё-таки состарился. Потом у него пойдут другие стихотворения, где он описывает эту пору жизни, но он всегда был против жалоб и недовольства стариков. И тем не менее, жаловаться на жизнь ему пришлось.
Когда второй инсульт парализовал его, Тютчев до конца своих дней роптал на бессилие своего тела. Он не смирился с тем, что оно уже неподвластно ему. Желание быть молодым не покинуло его и перед смертью. И дряхлый листок наконец сорвало с дерева.
Анализ стихотворения «Листья» Ф. И. Тютчева
Вариант 1
Стихотворение «Листья», принадлежащее раннему творчеству Федора Ивановича Тютчева, считается одним из лучших образцов пейзажно-философской лирики русской литературы. Это не просто описание природы с ее красотой и силой, это и размышления поэта о смысле жизни, о жизни как таковой.
В основе произведения лежит олицетворение, позволяющее раскрыть душу природы и противопоставить холодное спокойствие мятежной и страстной натуре. Стихотворение построена на контрастах статики и динамики, жизни и смерти, спокойствия и некой взбалмошности.
Хвоя сосны и елей символизирует тех, кто проживает свою жизнь, «закутавшись в метели». Они не чувствуют потребности в изысканиях и чувственных порывах, ибо их эмоции слишком бедны, а разум – ограничен. Их устраивает та скучная, однообразная жизнь, которую они ведут из века в век
Настоящий мир ощущают лишь олицетворенные листья – те, что живут страстно, всей душой погружаясь в этот мир из опаски сгореть. Как и яркие личности, листья блестят и цветут. Строки наполнены метафорами и эпитетами столь же, сколько листья наполнены жизнью. Но все-таки это не может продолжаться бесконечно – уходит лето, уходит и жизнь.
С наступлением осени все угасает – теряют яркость краски, свежая зелень превращается в дряблую и желтую. Все смертно, в том числе и листья – те самые молодые и беззаботные люди. Увядание параллельно старению и болезням, осознанию собственной никчемности. Старческая жизнь лишена всякого смысла, рассуждает поэт со свойственным молодежи максимализмом. Так же и листья, не желая мириться со своим положением, хотят быть сорванными и унесенными теплыми южными ветрами.
Противопоставление старости и юности наталкивает читателя на мысль о том, что жизнь не стоит проживать серо и тускло. Нужно пытаться наполнить ее радостью, принося гармонию и свет в этот мир, а не плыть по течению, мирясь с потоком серых будней.
Стихотворение написано в жанре пейзажно-философской лирики или элегии. Поэт использовал в качестве стихотворного размера двустопный амфибрахий с перекрестной рифмовкой. Стопа трехсложная с ударением на первом слоге.
Произведение наполнено большим количеством эпитетов и метафор. Среди литературных приемов встречается и аллитерация, колеблющаяся от строфы к строфе, и ассонанс гласных. Главным приемом, на основе которого строится произведение, является олицетворение.
Вариант 2
Федор Тютчев как поэт, проповедующий идеи романтизма, сформировался примерно к середине 19 века. Однако первые стихи им были написаны еще до путешествия за границу, которое полностью изменило взгляды Тютчева на современную русскую литературу. К раннему периоду творчества относится и стихотворение «Листья», которое было написано в 1830 году, когда его автору едва исполнилось 17 лет.
С первых строк это произведение можно отнести к пейзажной лирике, так как поэт описывает зимний лес, укрытый шапками снега. Однако это описание кажется весьма странным. В нем нет восхищения или же умиления красотой природы.
Наоборот, Тютчев отмечает, что иголки сосен и елей хоть и не утратили своей зелени, однако на фоне снежных сугробов выглядят жалкими и мертвыми. Гораздо честнее, на его взгляд, поступают березы и осины, листья которых, отмирая, падают на землю. И лишь некоторые из них даже зимой проглядывают из-за снежных шапок, являя собой весьма печальное и удручающее зрелище.
Вторая часть стихотворения «Листья» посвящена сравнительному анализу сущности природы и человека. Автор, несмотря на очевидную молодость, ощущает себя в душе глубоким старцем, поэтому пишет о том, что он и его ровесники – «легкое племя», жизнь которого кратковременна.
Люди, словно листья, радуются солнечным лучам, ветру и росе. «Но птички отпели, цветы отцвели», — отмечает автор, намекая на то, что молодость проходит очень быстро, зрелость приносит разочарование, а старость – болезни и осознание собственной никчемности. «Так что же нам даром висеть и желтеть?», — вопрошает автор.
По его мнению, старость и немощность невозможно побороть, однако жизнь в пожилом возрасте теряет не только свою привлекательность, но и смысл. Еще не осознав того, что каждый прожитый год делает человека мудрее и дает ему богатую пищу для размышлений, Тютчев видит в финале любой жизни лишь разочарование и всячески противится тому, чтобы на личном опыте его испытать.
Именно поэтому с юношеским максимализмом он призывает ветер сорвать с веток пожелтевшие листья, подразумевая, что старикам гораздо разумнее закончить свой земной путь и отправиться в вечное путешествие, чем досаждать окружающим своими капризами, болезнями и нравоучениями.
«Сорвите, умчите, мы ждать не хотим, летите, летите! Мы с вами летим!», — именно так юный Тютчев формулирует свое отношение к старости. Создавая это стихотворение, поэт убежден, что умрет достаточно молодым, и ему не доведется испытать те чувства, которые свойственны людям пожилого возраста на пороге естественной смерти. Автор рассчитывает на то, что его жизнь оборвется внезапно, и у него не будет времени на сожаления о том, что она оказалась столь скоротечной.
Правда, сбыться юношеским надеждам Тютчева было не суждено, так как последние полгода перед смертью он провел в постели, полностью парализованный и зависимый от близких ему людей. Тем не менее, в какой-то степени стихотворение «Листья» оказалось пророческим, так как Тютчев до самых последних дней своей жизни не смог смириться с тем, что его тело отказывается выполнять команды мозга, дряхлеет и утрачивает жизненную силу.
Именно поэтому, пережив свой первый инсульт в декабре 1872 года, поэт не захотел прислушиваться к увещеваниям врачей, и уже 1 января отправился с дружеским визитом к знакомым. Это решение стало для поэта роковым, так как во время прогулки с ним случился повторный инсульт, после которого Тютчев уже не смог оправиться. Равно как и не сумел опровергнуть истину о том, что у каждого человека – своя судьба, и попытки ее изменить, подстроив под собственные желания, лишь в исключительных случаях могут увенчаться успехом.
Вариант 3
Написанное Тютчевым в 1830‑м, стихотворение “Листья” относится к раннему творчеству великого поэта. Оно принадлежит к пейзажно-философской лирике и вместе с природным описанием содержит в себе философские рассуждения Тютчева.
Основным поэтическим приемом, который использует в данном стихотворении Тютчев является олицетворение. Он рассматривает листья как живых существ, испытывающих чувства и способных к мышлению. Рассказ ведется от лица листьев, монологом. Композиционно стихотворение состоит из четырех строф, каждая по восемь строк.
В первых строках этого стихотворения описывается зимний лес, покрытый снегом. Но это пейзажное описание начисто лишено возвышенных или восторженных нот. Напротив, Тютчев утверждает, что, хвоя вечнозеленых растений, хоть и не теряет своего цвета, но все равно выглядит жалко и навевает мысли о мертвом. По мнению автора, отмирающая и опадающая листва лиственных деревьев куда более естественна и “правильна”
Во второй части стихотворения автор проводит параллели между природой и человеком. В словах Тютчева, которому на то время исполнилось всего-навсего семнадцать, звучат стариковские слова о “легком племени”, чья жизнь скоротечна. Он критически относится к жизненному циклу человека, чья зрелость и старость наполнены страданиями и начисто лишены смысла. Старость и дряхление кажутся молодому Тютчеву необратимыми, он не видит в такой жизни ни капли смысла.
Подверженный юношескому максимализму, Тютчев отказывается смотреть на процесс старения как на что-то, имеющие положительные стороны. Он не признает, что с возрастом приходят жизненный опыт и мудрость, напротив, для него итог жизни — разочарование, которого ему хотелось бы избежать. Именно этому посвящены слова, где он просит ветер сорвать омертвевшие листья с деревьев — по его мнению, своевременное окончание земного пути куда более предпочтительней жалкого стариковского существования.
При написании этого стихотворения Тютчев был убежден, что ему не суждено будет окончить свою жизнь стариком и он избавит и себя и окружение от горестей своего старения. Он уверен, что избежит опыт, который получают старики, оказываясь на пороге смерти и хочет быть вовремя сорванным безжалостной силой стихии, которая унесет его в новое путешествие. Тютчев считает, что жизнь его закончится неожиданно и у него не будет времени на то, чтобы жалеть о ее краткости.
Однако, как нам известно, своенравность Тютчева сыграла с ним злую шутку — ослушавшись рекомендаций врачей, он вскоре после инсульта отправился на прогулку и пережил повторный инсульт. Рок Тютчева показал, насколько плохо соотносятся желания и стремления человека с волей судьбы.
Вариант 4
Произведение «Листья» — образец первоначальной точки зрения поэта на литературу, написавшего это стихотворение будучи юношей в семнадцать лет, в 1830 году. В тот период времени автор глубоко философствует о человеческой сущности и скоротечном беге жизни.
Стихотворение смело делится на элементы, имеющие различные направления. Начало стихотворения можно смело назвать чувственностью пейзажа. С самых первых строчек пред нами предстает красивый хвойный лес, покрытый густым ковром из снега, но остающимся под ним вечнозеленым. Тютчев не восторгается пейзажами родины. Наоборот, поэт дает четкое представление, что их вечная молодость неискренняя, ведь несмотря ни на что хвойный лес вечнозелен, но он не может быть молодым и зацвести весной, как другие деревья. «Но ввек не свежа»,- обращается к нам автор и заостряет внимание на том, что даже тогда, когда вечнозеленые деревья укрыты снегом, в этом чувствуется неискренность. Таким образом, поэт хочет указать на такой тип людей, живущих без приключений, пресекающих разные побуждения. На их неинтересную и лишенную всяких приключений жизнь.
Вдогонку поэт ставит в противоположность консервативному типу людей, другой типаж — людей, горячо любящих жизнь. Именно они сопоставимы с листьями. Не без помощи перемены времен глаголов в первой и во второй строфах поэт акцентирует нашу заинтересованность на скоротечности мгновений листочков.
С третьей строфой непосредственно имеют связь те метаморфозы, ворвавшиеся в размеренное существование листьев, с наступлением осени. Здесь без каких-либо красивых описаний, поэт тонко дает понять их момент угасания: «отпели», «отцвели», «побледнели». Впоследствии поэт задается вопросом: «Так что же нам даром висеть и желтеть?» так и не удостоив его ответом.
Стихотворный размер данного стихотворения – двухстопный амфибрахий.
В конце произведения, его величеством глагола повелительного наклонения «сорвите», «умчите», «летите» поэт хочет сказать нам, что жить унылыми буднями, стареть и проживать день за днем монотонно, это неправильно. В его словах чувствуется порыв – умереть молодым. Именно заключительная строка «Мы с вами летим!» — это пик достижения поставленной цели.
Данное произведение прямым текстом указывает нам на то, что нельзя проживать новый день безотрадно и уныло, нужно радоваться каждым мелочам в этой жизни, ведь она так быстротечна и может оборваться в любой момент… Поэтому важно привнести в новый день добро, любовь, красоту.