какого человека можно считать неравнодушным
Неравнодушие Неравнодушный
Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека.
Мир движется вперед благодаря неравнодушным людям;
вверх он поднимается благодаря тому, что сердца
щедрых людей приближены к Богу.
Неравнодушие как качество личности – способность относиться с интересом ко всему и ко всем; быть небезучастным, питающим склонность, испытывающим чувство симпатии, любви к кому-либо.
Произошёл этот случай на одной из станций метро. Всё выглядело обычным, люди спокойно ехали, впереди на ступенях эскалатора стояли двое молодых ребят. У каждого было в руке по сумке, иногда они переговаривались. На подъезде эскалатора к платформам картина поменялась, была заметна некоторая паника. Люди, оборачиваясь назад, спешили покинуть платформу, повисла некоторая напряжённость, в иных глазах читался шок.
Через несколько секунд вдруг стало понятно общее смятение, люди спешно уходили из центра зала, отчётливо была видна образовавшаяся пустота на перроне. Внизу на путях лежала женщина без сознания… Скоро должен прибыть поезд! Не прошло и пяти секунд, как двое парней побросали свои сумки и спрыгнули на пути. Дальше происходило всё стремительно: в четыре руки ребята затолкали бессознательную женщину на перрон. Само по себе это было нелегко, но они справились в считанные секунды.
В туннеле показался свет, поезд приближался с высокой скоростью, судя по нарастающему гулу. Ни разу не взглянув в сторону, парни организовались самым верным образом. Один, при помощи другого, залез обратно на платформу и тут же подал руку. Через миг они оба стояли на платформе. К тому времени к лежащей рядом женщине уже подошли люди, она была жива, и ей оказывали помощь. Двое ребят уехали на том же поезде, молча подняв свои сумки.
Неравнодушие – это способность кого-то или что-то любить, быть внимательным и сострадательным ко всему живому и неживому. Если равнодушный человек – это выгоревшее сердце и паралич души, то неравнодушный – это сердце, полное милосердия, интереса и внимания к людям. Неравнодушие активно и инициативно, оно не может спокойно воспринимать чужую боль, поэтому старается реально помочь. То есть оно не безразлично и не безучастно к людям, окружающему.
Во времена деградации общества, когда невежество, эгоизм, полная нравственная распущенность и вседозволенность только поощряется социумом, трудно ожидать многомиллионного отряда неравнодушных. Неравнодушие как качество личности становится сегодня раритетом. Просьба о помощи вызывает неизменный отказ и возмущение: выкручивайся сам, все в таких условиях. Жуткий эгоизм и корысть века деградации быстро расчеловечивают людей, делают их чёрствыми и неспособными к сопереживанию чужой боли, лишают сердца сострадательности и милосердия. Другому человеку плохо, но дверь нашего сердца закрывается перед ним. Жалобный писк котёнка, упавшего в яму, не вызовет в равнодушном сердце никаких эмоций.
На людной улице вдруг человек упал
Быть может сердце, или водка всё же?
Пытался встать, но так он и не встал
Сознание потерял видать, похоже
Никто к нему не подошёл с толпы
Все обходили, лишь взглянув назад
И я пытался мимо уж пройти
Как вдруг увидел чей-то детский взгляд
Лет четырёх, девчонки взгляд тот был
Он, на упавшего был устремлён сейчас
И этот взгляд не то что удивил
Меня, он просто напросто потряс
В нём было удивление и укор
Непонимание, почему так происходит
Что папа с мамой потупили взор
И помощь, что нужна… — им не доходит
И устыдившись, той девчонки, крошки
Вернулся к человеку я, к тому
Людей окликнув, звякнул в «неотложку»
Да помощь оказал, как мог — ему
Как знать, и я скорей — не одинок
Но голос мой в толпе был не услышен,
Для равнодушных, равнодушие — не порок
Их лозунг прост — «свои проблемы выше»
А равнодушие, словно вирус среди нас
Вот заболел один. десятый…, сотый…
Возможно, что она коснулась вас
Когда-то, заразившись от кого-то
Тот вирус очень сложно победить
Но всё же знай — лечение возможно
С тобою это тоже может быть. …
Замедли шаг и помоги прохожим…
Рассказывает мужчина: — Я стоял в очереди в магазине за маленькой бабушкой, у которой трясутся ручки, потерянный взгляд. Она крепко прижимала к груди маленький кошелек. Видели, наверняка, такой вязанный, я несколько раз такой видел. У нее не хватало семи рублей, чтоб купить то, что она взяла: хлеб, молоко, крупу, малюсенький кусочек ливерной колбасы. И продавец очень грубо с ней разговаривал, а она стояла такая потерянная. Мне так жалко ее стало, я сделал замечание продавцу и положил на кассу десять рублей. Но у меня сердце так быстро начало биться, я взял за руку эту бабушку, она посмотрела мне в глаза, вроде как не поняла, зачем я это сделал, а я взял и повел её в торговый зал, попутно набирая в корзинку продукты для нее, все только самое нужное: мясо, косточки на суп, яйца, всякие крупы, а она шла молча за мной, и все смотрели на нас.
Дошли до фруктов, и я спросил, что она любит. Бабушка молча смотрела на меня и хлопала глазами. Я взял всего помаленьку, но я думаю, ей надолго хватит. Подошли к кассе, люди расступились и пропустили нас без очереди, тут я понял, что денег у меня с собой немного и едва хватает на ее корзинку. Я оставил свою в зале, расплатился, все это время держа за руку эту бабушку, и мы вышли на улицу. В этот момент я заметил, что по щеке бабушки протекла слеза, я спросил, куда ее может подвести, посадил в машину, а она предложила зайти попить чаю.
Мы зашли к ней домой, такого я еще не видел: все как при совке, но уютно. Пока она грела чай и положила на стол пирожки с луком, я осмотрелся и осознал, как живут наши старики. После всего сел в машину, и тут меня накрыло. Я плакал минут десять…
Все мы способны сделать одно маленькое доброе дело и согреть кому-то душу. Достаточно просто внимательно смотреть по сторонам и иметь неравнодушное сердце.
Какого человека можно считать неравнодушным
1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского советского писателя, литературоведа и публициста Ф. А. Абрамова: «Рассказ писать трудно: столько в каждой строке требует он от писателя усилий души, напряжённости и точности слова». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Ерёмкины — те люди, которые все законы наизусть знают, и всегда так выходит, что законы обязаны срабатывать в их пользу, и справедливость они как-то всегда к своим интересам умудряются приспосабливать. И обязательно начинают восклицать: “Мы будем бороться за правду!” Они о себе думают, не о правде».
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3. Как Вы понимаете значение слова НЕРАВНОДУШИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какого человека можно считать неравнодушным?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)В переписке с Колькой Оля часто упоминала о какой-то важной просьбе, но Колька никогда не придавал её словам значения. (2)Он обещал дворовым ребятам вести переписку с уехавшей девочкой, но выполнять её поручения не был обязан. (3)Вся эта девчачья ерунда настоящего мужчину интересовать не должна. (4)Что у неё там в голове может быть важного? (5)Одна чепуха!
(6)Но однажды Кольке пришло письмо. (7)Оля всё же рассказала о том, что так долго её волновало:
«(8)Коля! (9)Скоро мама окончательно закончит все вопросы с работой (ты сам знаешь), и мы переберёмся в другой город.
(10)Две наши комнаты на первом этаже в доме строителей, где мы жили с папой и бабушкой, отдадут другим людям. (11)Ты должен сделать так, чтобы туда въехала наша школьная гардеробщица Анна Ильинична.
(12)Я давно уже заметила, что она как придёт с работы, так со своими дочками-двойняшками, девчонками лет по пяти, до темноты во дворе гуляет. (13)Будто они в детском саду не нагулялись! (14)Оказалось, семья гардеробщицы на десяти метрах умещается — в крохотной комнатушке, при кухне. (15)А ведь их пятеро! (16)Это просто дикая несправедливость. (17)У Анны Ильиничны взрослая дочь, муж её какие-то экзамены заочно сдаёт, и, чтобы двойняшки не мешали, она, даже не отдохнув после работы, с девочками по двору слоняется. (18)И зимой в лютый мороз с ними до темноты гуляет. (19)Они-то бегают, им тепло, а она руками по бокам колотит, на одном месте прыгает, а домой не идёт: пусть те двое в тишине занимаются!
(20)Я много раз её девчонок к себе забирала, чтобы она отдохнула хоть немного. (21)А когда мы решили уезжать, так сразу решила, что в наши комнаты должна переехать Анна Ильинична со всей своей семьёй.
(22)Они сами такие люди, которые за себя не попросят и никаких бумажек собирать не станут.
(23)Я все справки за них собрала и в жилищно-коммунальный отдел раз пять бегала. (24)Там согласились выписать ордер. (25)Но тут Ерёмкины на дыбы встали.
(26)Это наши бывшие соседи — муж и жена. (27)Они такие люди: им о чужой беде говоришь, а они в этот момент только о себе думают. (28)И даже рады, что несчастье с кем-то другим случилось, а их стороной обошло.
(29)Я Ерёмкиным про Анну Ильиничну рассказывала, а они в этот момент (по лицам их видела!) думали только об одном: как хорошо, что у них большая комната, на солнечной стороне и не при кухне! (30)И потом сразу же о справедливости заговорили. (31)Не по закону, мол, и несправедливо, чтобы в хорошую квартиру дома строителей въезжали люди, которые на стройке не работают. (32)Ерёмкины — те люди, которые все законы наизусть знают, и всегда так выходит, что законы обязаны срабатывать в их пользу, и справедливость они как-то всегда к своим интересам умудряются приспосабливать. (33)И обязательно начинают восклицать: «(34)Мы будем бороться за правду!» (35)Они о себе думают, не о правде.
(36)Они стали всюду заявления строчить, будто они о правах строителей беспокоятся. (37)А на самом деле они просто не хотят, чтобы сразу трое детей в квартиру въезжали.
(38)Я слышала, как Ерёмкина говорила своему супругу: «(39)Крик вечно будет под самым ухом!»
(40)Я перед самым своим отъездом письмо в стройуправление написала: мол, в доме проживают дети строителей, а Анна Ильинична работает в школе, где эти самые дети учатся, — значит, и она имеет к строительству отношение. (41)Самое непосредственное! (42)Со мной согласились. (43)И Ерёмкины приумолкли.
(44)Но вдруг после моего отъезда они снова развернут наступление на Анну Ильиничну? (45)Это было бы очень несправедливо!
(46)В общем, помоги Анне Ильиничне. (47)Сердце у меня за неё болит».
(48)В коротком ответном письме Коля написал:
(50)Я сегодня почти всю ночь не спал. (51)Мне казалось, что кто-то уже вселяется в вашу квартиру. (52)Я теперь ни о чём другом не думаю!
(53)Я думал, ты мне чушь какую-нибудь, мелочь несусветную поручишь. (54)Всё сделаю. (55)За настоящую правду буду бороться».
* Анатолий Георгиевич Алексин (1924 — 2017) — русский советский и израильский писатель, сценарист и драматург.
Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Ерёмкины действительно боролись за правду, а не отстаивали свои личные интересы.
2) После письма Оли в стройуправлении решили, что Анна Ильинична не имеет к дому строителей никакого отношения.
3) Коля обещал дворовым ребятам вести переписку с Олей и выполнять её просьбы.
4) Оля помогала Анне Ильиничне и забирала её детей к себе.
5) Семья Анны Ильиничны ютилась в маленькой комнате при кухне.
1) Ерёмкины действительно боролись за правду, а не отстаивали свои личные интересы. − Противоречит предложениям 32−35 текста.
2) После письма Оли в стройуправлении решили, что Анна Ильинична не имеет к дому строителей никакого отношения. − Противоречит предложению 42 текста.
3) Коля обещал дворовым ребятам вести переписку с Олей и выполнять её просьбы. − Противоречит предложению 2 текста.
4) Оля помогала Анне Ильиничне и забирала её детей к себе. − Подтверждается предложением 20 текста.
5) Семья Анны Ильиничны ютилась в маленькой комнате при кухне. − Подтверждается предложением 14 текста.
Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) Сердце у меня за неё болит.
2) И зимой в лютый мороз с ними до темноты гуляет.
3) Они стали всюду заявления строчить, будто они о правах строителей беспокоятся.
4) Это просто дикая несправедливость.
5) Они сами такие люди, которые за себя не попросят и никаких бумажек собирать не станут.
Эпитет − образное определение.
2) И зимой в лютый мороз с ними до темноты гуляет.
4) Это просто дикая несправедливость.
Найдите в тексте синонимы к слову ЧЕПУХА (предложение 5). Напишите один из этих синонимов.
Синонимы − слова, близкие по значению.
Ерунда (предложение 3)
чушь (предложение 53)
1. Русский язык – один из самых богатых и красивых языков мира. В нем достаточно слов для того, чтобы назвать все предметы и явления, передать самые разнообразные чувства, настроения, переживания, прибегая, если потребуется, к специальным средствам выразительности. Лучше всего владеют этими средствами писатели. Поэтому трудно не согласиться с высказыванием Ф. А. Абрамова: «Рассказ писать трудно: столько в каждой строке требует он от писателя усилий души, напряжённости и точности слова». Подтвердим это примерами из текста А. Алексина.
В предложении номер 44 с помощью метафоры автор передаёт беспокойство героини о судьбе своей соседки и опасение по поводу того, что Ерёмкины всё-таки смогут противостоять вселению Анна Ильиничны в новые комнаты – их поведение сравнивается с военными действиями: «развернут наступление».
В предложении 14 используются эпитет «крохотной», характеризующий комнатушку, в которой жила Анна Ильинична с тремя дочерьми и зятем. Так автору удаётся найти очень точное определение, чтобы читатель смог почувствовать всю плачевность положения этой семьи и объяснить, почему неравнодушная Оля так пытается им помочь.
Проанализировав текст, мы с уверенностью можем утверждать, что сила воздействия художественного текста на читателя усиливается, когда автор умеет пользоваться словом во всей его многогранности и многозначности
2. В приведённом фрагменте текста А. Алексина заключена очень распространённая жизненная позиция: порой мы думаем, что всё совершаемое в нашу пользу – это правильно, а всё, что как-то нас ущемляет, делается не в наших интересах – дикая несправедливость. Так же думают и Ерёмкины – это о них Оля говорит: «Ерёмкины — те люди, которые все законы наизусть знают, и всегда так выходит, что законы обязаны срабатывать в их пользу, и справедливость они как-то всегда к своим интересам умудряются приспосабливать. И обязательно начинают восклицать: “Мы будем бороться за правду!” Они о себе думают, не о правде».
Ерёмкины, прикрываясь справедливостью, на самом деле не хотят, чтобы дети Анны Ильиничны мешали им своим криком. Об этом свидетельствуют предложения 37- 39 ((37)А на самом деле они просто не хотят, чтобы сразу трое детей в квартиру въезжали. (38)Я слышала, как Ерёмкина говорила своему супругу: «(39)Крик вечно будет под самым ухом!»)
Ерёмкины – люди злые. Это подтверждают и предложения 27-28 ((27)Они такие люди: им о чужой беде говоришь, а они в этот момент только о себе думают. (28)И даже рады, что несчастье с кем-то другим случилось, а их стороной обошло.) Такие люди не способны к справедливому решению, они вызывают отвращение и протест.
Очень хочется, чтобы таких, как Ерёмкины, было меньше, а окружающие люди могли их здраво оценивать и не прислушиваться к их мнению, чтобы не поощрять несправедливость.
3. Неравнодушие – это способность к сопереживанию, желание прийти на помощь, бескорыстное участие в чужой судьбе. Неравнодушный человек не пройдёт мимо нуждающегося, найдёт доброе слово для того, кого не пощадила судьба, поделится последними крохами, если увидит рядом голодного.
В тексте Анатолия Алексина находим подтверждение приведенным словам. Оля не может пройти мимо несправедливости. Ей тяжело осознавать, что рядом в тяжёлых условиях живёт человек, которому можно и нужно помочь. Анна Ильинична со своей многочисленной семьёй ютится в десятиметровой комнатушке. Вот почему от чистого сердца Оля хлопочет, чтобы соседка получила их комнаты после переезда. А с помощью Коли она обязательно этого добьётся! Это ли не пример неравнодушия и доброты?
Очень часто по телевизору мы слышим рассказы о больных детях, которым нужны средства на лечение. Неравнодушные люди откликаются, и с их помощью уже не один маленький пациент самых тяжёлых отделений детских больниц возвращен к полноценной жизни. Спасибо всем неравнодушным людям, людям, которые незаметно творят добро.
Человеку должна быть свойственна отзывчивость. Хочется, чтобы неравнодушных людей было больше. Тогда жизнь вокруг станет легче.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
С2К1: Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос | ||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||
0 | ||||||||||||||||
С2К2: Наличие примеров-аргументов | ||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||
0 | ||||||||||||||||
С2К3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | ||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||
0 | ||||||||||||||||
С2К4: Композиционная стройность работы | ||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
С2К1: Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос | |
2 | |
1 | |
0 | |
С2К2: Наличие примеров-аргументов | |
3 | |
2 | |
1 | |
0 | |
С2К3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | |
2 | |
1 | |
0 | |
С2К4: Композиционная стройность работы | |
2 | |