какими словами можно определить отношения между детьми кладовая солнца

Школе NET

Register

Do you already have an account? Login

Login

Don’t you have an account yet? Register

Newsletter

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!

какими словами можно определить отношения между детьми кладовая солнца. Смотреть фото какими словами можно определить отношения между детьми кладовая солнца. Смотреть картинку какими словами можно определить отношения между детьми кладовая солнца. Картинка про какими словами можно определить отношения между детьми кладовая солнца. Фото какими словами можно определить отношения между детьми кладовая солнца

Зачетный Опарыш

помогите пожалуйста!
Кладовая солнца
сказка-быль
в сокращении
помогите пожалуйста! ответы на вопросы.

1) какими вы представляете героев сказки-были? нравится ли вам они? чем?
2) действительно ли дети похожи на взрослых или только поражают им?
3) как к детям относятся односельчане, почему? что в тексте говорит об этом?
4) почему учителя называли Митрашу «мужиком в мешочке», а отец называл его по имени и отчеству?
5) какими словами можно определить отношения между детьми?

помогите пожалуйста! буду очень благодарна. заранее спасибо.

Лучший ответ:

какими словами можно определить отношения между детьми кладовая солнца. Смотреть фото какими словами можно определить отношения между детьми кладовая солнца. Смотреть картинку какими словами можно определить отношения между детьми кладовая солнца. Картинка про какими словами можно определить отношения между детьми кладовая солнца. Фото какими словами можно определить отношения между детьми кладовая солнца

Зачетный Опарыш

1) я представляю героев этой сказки, как обычных детей, оставшихся сиротами. Они нравятся мне тем, что преодолевают такие трудности в одиночку, будучи всего лишь детьми.
2) Эти дети похожи на взрослых. Они выполняют такую работу, которая порой даже взрослым не под силу.
3) Односельчане пытаются всеми силами помочь брату и сестре по хозяйству, ведь без взрослых им в любом случае тяжело. В тексте говорится о том, что соседи помогали детям, а позже они научились справляться сами.
4) Митраша получил прозвище «мужичок в мешочке», за свой маленький рост. Отец называл его по имени и отчеству, потому что уважал.
5) Дети были очень привязаны друг к другу, они были неразлучной семьёй.
надеюсь помогла)

Источник

Ответы на вопросы по сказке Пришвина «Кладовая солнца»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Михаил Михайлович ПРИШВИН, сказка – быль «КЛАДОВАЯ СОЛНЦА». какими словами можно определить отношения между детьми кладовая солнца. Смотреть фото какими словами можно определить отношения между детьми кладовая солнца. Смотреть картинку какими словами можно определить отношения между детьми кладовая солнца. Картинка про какими словами можно определить отношения между детьми кладовая солнца. Фото какими словами можно определить отношения между детьми кладовая солнца какими словами можно определить отношения между детьми кладовая солнца. Смотреть фото какими словами можно определить отношения между детьми кладовая солнца. Смотреть картинку какими словами можно определить отношения между детьми кладовая солнца. Картинка про какими словами можно определить отношения между детьми кладовая солнца. Фото какими словами можно определить отношения между детьми кладовая солнцаОтветы на вопросы.

Пришвин использовал приём, характерный для волшебных сказок : тот, кто нарушил запрет, подвергается испытаниям, из которых с честью выходит сказочный герой. В сказке-были Пришвина тоже есть запрет – не ходить в Слепую Елань; дети нарушили запрет и поэтому вынуждены были потом преодолевать испытания. В сказке «Кладовая солнца» есть сказочные мотивы : «на распутье», «зловещее «КРА в о рона», эпизод о Косаче, Лежачий камень, говорящие лесные жители.

Разберёмся в прочитанном.

I — 1. Автор о детях. НАСТЯ заменила братцу мать. Она трудолюбивая, деловитая (умелая в работе): как мать, вставала далеко до солнца…; выгоняла своё любимое хозяйство и катилась обратно в избу; хозяйственная : хлопотала по хозяйству до ночи, топила печь, чистила картошку, варила обед; уступчивая и благоразумная : мало слушается, стоит и улыбается; оглаживает брата по затылку; любит родителей. Ей 12 лет, у неё волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх. Настя – добрая, щедрая: когда из детдома эвакуированных ленинградских детей обратились за помощью больным детям, она отдала им всю собранную ею ягоду. пишет: «Тут-то вот мы, войдя в доверие к девочке, узнали от неё, как мучилась она про себя за свою жадность».

I — 3. Удивительное в жизни детей. ОТВЕТ. Удивительно, что дети смогли жить без родителей дружно, вместе хозяйствовали и заботились друг о друге и о живых существах: о корове, тёлушке, козе, курах, овцах и поросёнке. Настя, как и покойная мать, готовила еду, вела хозяйство. Митраша выучился у отца делать деревянную посуду и делал для людей бочонки и кадушки. Он бывал на собраниях и старался принимать участие в общественной работе.

I – 8. Описание Блудова болота. Смыл словосочетания «кладовая солнца».

ОТВЕТ. Автор описывает Блудово болото, с одной стороны, как сказочное место, где под ногами трясина, растут елочки-старушки, летает ворон, говорящий на своем языке, болото, враждебное человеку. С другой стороны, автор говорит от имени разведчиков природных богатств, что Блудово болото «со всеми огромными запасами горючего торфа есть кладовая солнца». «Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство». Пришвин призывает беречь природное богатство.

I – 9. Описание природы «Тогда серая хмарь плотно надвинулась…» Авторское отношение к происходящему.

II – 1. Почему автор не назвал сказку «Друг человека»? ОТВЕТ. М. М. Пришвин сначала назвал своё произведение «Друг человека», но потом отказался от него потому что человек, по мнению автора, ещё не готов на равных общаться с природой. Ему надо ещё многому у неё учиться. Пришвин писал : «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Именно для нас она открывает и показывает эти сокровища, мы должны научиться охранять их».

II – 2. Смысл выражения «сказка-быль» в авторском понимании.

В толковом словаре Ожегова даётся такое значение этих слов: 1) быль – то, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы; 2) сказка – повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. Значит, определив таким образом жанр своего произведения, Пришвин даёт нам понять, что в нём переплелось сказочное и реальное.

Былью является конкретная история осиротевших во время войны детей, которым трудно жилось, но они дружно трудились и помогали друг другу и людям, чем могли. обычная история кончилась и начинается сказка. С первого шага от Лежачего камня, как в сказках и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес с помощью образов сосны и ели, которые вместе растут, стонут и плачут на всё болото, превращается в заколдованный, сказочный лес, где разговаривают птицы и звери, где живут собака – друг человека, и волк – враг человека.

1. Система уроков по сказке – были Пришвина «Кладовая солнца». ( 6 класс)

Источник

«Кладовая солнца»: краткое содержание и анализ произведения

какими словами можно определить отношения между детьми кладовая солнца. Смотреть фото какими словами можно определить отношения между детьми кладовая солнца. Смотреть картинку какими словами можно определить отношения между детьми кладовая солнца. Картинка про какими словами можно определить отношения между детьми кладовая солнца. Фото какими словами можно определить отношения между детьми кладовая солнца

Иллюстрация Е. Ращина к книге «Кладовая солнца»: YouTube / MyBook

Сказка-быль «Кладовая солнца», краткое содержание которой знакомо каждому из детства, — квинтэссенция ностальгии по временам, когда добро одерживало победу над злом. Реальные и забавные маленькие герои, их приключения переносят читателя в увлекательный мир, где деревья могут разговаривать, а солнце прячет богатства в укромных закромах.

«Кладовая солнца»: краткое содержание

«Кладовая солнца» — уникальный пример сказки-были, жанр которой разработал Михаил Михайлович Пришвин. В произведении тесно переплелись человеческие судьбы и природа, которая всеми силами помогает маленьким героям. По сути, деревья, болото и солнце — это полноценные герои, которые имеют живой и интересный облик.

Произведение «Кладовая солнца», краткое содержание которого представлено читателю, — это история о силе гармоничной связи человека и природы. История о том, что можно победить любые невзгоды, поступая по совести и слушая свое сердце. История о том, что человек — вершина эволюции, но только тогда, когда он живет в гармонии со всем, что его окружает.

Эту мысль обосновывает в повести Михаил Михайлович Пришвин. «Кладовая солнца», краткое содержание которой излагаем по основным этапам сюжета, описывает такие события:

Экспозиция

Красочное и яркое вступление начинается не как классическая сказка. Вместо стандартных «жили-были» перед читателем разворачивается история двух сироток:

Завязка

Краткий пересказ «Кладовая солнца» следует начать с момента похода детей в лес. Ежегодно по окончании февральской стужи люди шли в лес за клюквой. Пролежав под теплым покрывалом снега, она становилась намного слаще и полезнее. Настя и Митраша также решили пойти на палестинку, о которой им рассказывал отец:

какими словами можно определить отношения между детьми кладовая солнца. Смотреть фото какими словами можно определить отношения между детьми кладовая солнца. Смотреть картинку какими словами можно определить отношения между детьми кладовая солнца. Картинка про какими словами можно определить отношения между детьми кладовая солнца. Фото какими словами можно определить отношения между детьми кладовая солнца

Образ Митраши в иллюстрации Е. Ращина: YouTube / MyBook

По дороге мальчик рассказывал сестре о Блудовом болоте — страшном месте, о котором ходила дурная слава. Дойдя до развилки с камнем, дети разделились и пошли по разным путям. Настя по общей дороге, а Митраша — по неизведанной тропе на север.

Кульминация

Итак, «Кладовая солнца» кратко. Если описывать самые важные события, то нужно упомянуть о кульминационном моменте сказки. Автор помогает читателю наблюдать за двумя персонажами:

В этот момент напряжение читателя возрастает, а тревога за детей и расфокусировка внимания лишь усиливает накал.

Развязка

Настя продолжала собирать клюкву и даже не догадывалась, в какую беду попал брат. Окликнув его пару раз и услышав в ответ лишь тишину, девочка заподозрила неладное и очень расстроилась.

Сказка «Кладовая солнца» в сокращении читается быстро. Сюжет произведения удерживает внимание читателя, заставляя его перелистывать страницу за страницей, чтобы быстрее узнать финал произведения «Кладовая солнца». Пришвин не раз говорил, что считает это творение не просто сказкой, а одой силе духа человека, одой выдержке, дружбе, смелости и взаимопомощи.

«Кладовая солнца»: анализ произведения

Сказка-быль «Кладовая солнца» — классика детской литературы. Произведение изучают в средних классах школы. Детям нравятся яркие и близкие им образы главных героев, красочные описания лесных пейзажей. Это включает образное мышление и заставляет посмотреть на мир совершенно под другим углом.

Глубже понять произведение поможет аналитическая справка:

История создания

Книга «Кладовая солнца» написана Пришвиным спонтанно и быстро, всего за один месяц. Хотя идея подобного сочинения зрела у писателя давно. С 1941 по 1945 годы автор был в эвакуирован в небольшую деревушку Усолье, что в Ярославской области.

какими словами можно определить отношения между детьми кладовая солнца. Смотреть фото какими словами можно определить отношения между детьми кладовая солнца. Смотреть картинку какими словами можно определить отношения между детьми кладовая солнца. Картинка про какими словами можно определить отношения между детьми кладовая солнца. Фото какими словами можно определить отношения между детьми кладовая солнца

Пейзажи тайги: Pxhere

Жизнь там протекала тихо и размеренно, а люди были добродушными и открытыми. Там-то Пришвин и познакомился с детьми-сиротами — Соней и Борей, которые стали прообразами литературных героев. Ребята, как и большинство детей в поселке, потеряли родителей в котле войны и самостоятельно справлялись с навалившимися на них взрослыми обязанностями.

Когда в июне 1945 года государство объявило конкурс на лучшее литературное произведение для детей, то автор вспомнил Блудово болото, Усолье и Соню с Борей. Дальнейшая история родилась за месяц, еще через месяц произведение выиграло конкурс и было напечатано в журнале «Октябрь».

Тема и конфликт

Пришвина считают маэстро детализированных описаний. Порой само повествование отходит на второй план, уступая место красочным картинам лесных пейзажей. Сказка «Кладовая солнца» не стала исключением. Критики считают, что в произведении автор поднимает такие актуальные темы, как:

В то же время извечный конфликт противостояния человека и природы показан с помощью метафорических образов болота, деревьев и солнца, которые стали полноценными персонажами сказки.

Особенности композиции и жанр

Произведение «Кладовая солнца», жанр которого удачно определил сам автор как сказку-быль, имеет такие художественные особенности:

Само произведение состоит из 12 разделенных по смыслу глав. Повествование логическое, линейное, присутствует нарастающая к кульминации динамика и счастливый финал.

Характеристика главных героев

Автор дает такое описание детей. Вот Настя:

Митраша — брат Насти. Вот детали его портрета и характера:

Настя взяла на себя все женские хлопоты по дому, а Митраша занимался тяжелой мужской работой. Мастерил лоханки и посуду из дерева, продавал их на рынке, за счет этого дети выживали.

«Кладовая солнца» — сказка о гармоничном сосуществовании человека и природы, о силе духа и недетской выдержке, стремлении к взаимопомощи и преданности.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

«Кладовая солнца», анализ сказки Пришвина

История создания

Повесть-сказка «Кладовая солнца» была написана примерно за месяц и закончена в начале июня 1945 г. Пришвин принял участие в конкурсе на лучшую книгу для детей, объявленную Министерством просвещения РСФСР. Пришвин на конкурсе победил, и произведение напечатали в журнале «Октябрь» №7 за 1945 г.

С 1941 по 1945 гг. Пришвин был эвакуирован в деревню Усолье Ярославской области, где протестовал против вырубки леса торфоразработчиками. Там он наблюдал жизнь детей-сирот, десятилетней Сони и одиннадцатилетнего Бори, которые успешно справлялись с хозяйством. Они стали прототипами 12-летней Насти и 10-летнего Митраши.

Пришвин не имел четкого замысла, первоначально собираясь описать, как в лесу дети поссорились и пошли собирать клюкву разными тропами. Дальнейший сюжет сложился сам собой в процессе написания.

Пришвин долго размышлял над названием. То он хотел назвать повесть по прозвищам главных героев («Золотая Курочка и Мужичок в мешочке»), по их отношениям («Друзья»), то по месту действия («Тропа испытаний», «Блудово болото»), то по проблематике («Правда Антипыча», «Друг человека»). Метафора «Кладовая солнца» придумана вовсе не Пришвиным. Это точное выражение он нашёл в исследовании о болотах, где они назывались так, потому что хранили солнечные огонь и тепло, заключенные в растениях.

Литературное направление и жанр

Пришвин дал жанровое определение «Кладовой солнца» сам, назвав её сказкой-былью. Это не соединение в жанровом определении двух антонимов. Реалист Пришвин считал, что его «вещицы» больше сказок, потому что «превращают действительность в сказку». Таким образом, пишется «сказка, заключенная в категории пространства и времени», «сказка без Ивана-царевича и Бабы Яги», «новая сказка, которая жила бы в реальной жизни».

Вечные ценности, которые воспеваются в сказках, побеждают и в современной сказке-были. Себя же Пришвин считал современным сказителем.

Тема, основная мысль и композиция

Эта повесть о связи человека и природы, об истинной человечности, которая и делает человека царем природы, покровительствующим всему живому на земле, другом всему живому. Основная мысль – прославление дружбы и коллективизма. Конечно же, идея связана с победой в войне, которая в момент действия повести, в 1942 г., была только надеждой. Пришвин вводит образ друга и врага, это собака, «вернейший друг человека», и волк, «злейший враг его, самой злобой своей обречённый на гибель». Это образ фашистов, хотя ни о них, ни о военных действиях в повести не упоминается.

Кажется, что название не связано ни с темой, ни с основной мыслью, а просто обозначает место действия. Но это не так, ведь солнце – друг и божество всего живого, его кладовая – лежащие близко друг с другом умершие травы – символ товарищества и даже братства.

Повесть состоит из 12 частей. Первая часть играет роль экспозиции, в ней рассказывается о хорошей трудовой жизни осиротевших детей. Вторая часть – это завязка. В ней рассказано о том, как весной дети собирались за перезимовавшей под снегом полезной клюквой. Митраша во всём подражает отцу. Он берёт с собой компас, манки, чтобы приманивать птиц, двустволку. Настя, как мать, берёт полотенце для тяжёлой корзины, вчерашнюю картошку, хлеб и молоко.

Митраша мечтает найти кроваво-красную палестинку, то есть нетронутую полянку, где полно клюквы. Отец рассказывал ему, что она находится возле Слепой елани – коварного болота.

В третьей части дети приходят в борину (сосновый бор посреди болота) Звонкую. Они выбирают путь малозаметной тропой на север. В четвёртой части напряжение нарастает. У Лежачего камня, где отдыхают дети, происходит сразу несколько конфликтов между деревьями, токующими тетеревами, тетеревом и вороном. Они будто провоцируют ссору детей, которые спорят о пути и расходятся, при этом все запасы еды остаются у Насти.

Пятая часть – ретроспективный эпизод о собаке Травке, живущей в картофельной яме возле сторожки Антипыча, умершего два года назад.

Шестая глава тоже ретроспективна и посвящена борьбе с волками на Сухой речке, «волчьей крепости». Всех волков перестреляли, оградив место охоты флажками, так что они утратили «волчий смысл». И только Серый помещик перемахнул через флажки и делал так еще пять раз. Тех пор он порезал овец больше, чем вся волчья стая. В начале весны Серый помещик был злой и голодный. Он услышал вой Травки.

Восьмая глава кульминационная. Митраша по едва заметной тропе дошёл до Слепой елани и решил сократить путь, ведь человеческая тропа уходила влево от стрелки компаса. «Маленький человечек» увяз по грудь в болоте и позвал сестру, услышав её крик. Но ветер был со стороны девочки, и она не услышала брата. Только сороки и вороны предвкушали его скорую гибель.

В девятой главе сходятся сюжетные линии Насти и Митраши, как должны были сойтись их тропы на полной ягод палестинке. В Насте проснулась жадность к кислой клюкве, и она набрала полную корзину, забыв о еде и о брате.

Потерявшая человеческий облик, забывшаяся Настя очнулась, только столкнувшись со змеёй. Потянувшись за хлебом для пришедшей Травки, Настя осознала, как много времени прошло, и в отчаянье позвала брата. Это тот самый крик, который слышал Митраша в главе 8.

Герои повести

Настя и Митраша – сироты, которых опекает всё село. Насте 12 лет, она похожа на Золотую Курочку на высоких ножках, её волосы отливают золотом, веснушки частые и крупные, как золотые монетки, а носик чистенький и торчит вверх. Митраша на 2 года младше, упрямый и сильный. Он коротенький, но очень плотный, лобастый, с широким затылком. За такую внешность он получил прозвище «Мужичок в мешочке». У него тоже был торчащий вверх носик и веснушки.

От родителей детям досталось большое хозяйство (корова, тёлочка, коза, овечки, куры, поросёнок), и они с ним прекрасно справлялись. Рассказчик их характеризует как детишек умных, дружных, готовых помогать на общественных работах, так необходимых во время войны. Рассказчик очень тепло относится к детям, как и остальные жители села, называет их нашими любимцами.

Дети работали не покладая рук, как взрослые. Настя вставала до рассвета и хлопотала по хозяйству до ночи, выполняя все женские обязанности. Митраша делал деревянную посуду, выполнял мужские обязанности и принимал участие в общественных делах.

Митраша строптив, его любимая присказка «вот ещё». Но он упорен, решает идти по компасу на север во что бы то ни стало.

Мальчик умён, но у него мало жизненного опыта. Именно поэтому он попадает в болотную западню, но выживает не только благодаря Травке, но и своей смекалке.
Настя вспыльчива, как и брат, хотя она старше. Но ей только 12 лет, и она не всегда может отвечать лаской на упрямство брата. Рассердившись, она краснеет, как кумач, плюет в сторону брата и забывает о нём на целый день. Девочка увлекается сбором клюквы и за день набирает огромную корзину. Настя от жадности к клюкве теряет свой милый облик. Она ползает мокрая и грязная, «бывшая Золотая Курочка». Когда Настя очнулась, она раскаялась в своей жадности. А передача клюквы сиротам из Ленинграда была искуплением за её проступок, хотя никто, кроме рассказчика, её и не осуждал.

Травка, по словам Антипыча, понимает всё лучше людей. Смысл жизни Травки в том, чтобы работать на хозяина, для него она ловила зайцев. И после его смерти собака часто забывалась и приносила зайцев к разрушенной сторожке Антипыча.

Антипыч подобен волшебному мудрецу. Его возраст никому не известен (больше 80 лет и меньше 100). Рассказчику казалось, что Антипыч никогда не умрёт. Антипыч – хранитель правды. Эту тайну у него пытается выведать рассказчик. Но Антипыч не говорит, где правда, а обещает шепнуть на ушко травке перед смертью. В 11 главе Пришвин догадывается, что это правда вековечной борьбы людей за любовь.

Повесть написана от первого лица множественного числа (мы). Это редкая форма повествования, связанная с идеей превосходства коллективного над личным.

Художественное своеобразие

Пришвин – певец русской природы, так что описательная часть в его рассказах часто преобладает над повествовательной. Сюжет оказывается на втором плане. В повести «Кладовая солнца» тоже очень важны описания природы и объяснения природных явлений. Митраша вспоминает, почему цветочки называются волчьим лыком, где живёт волк Серый помещик, порезавший перед войной деревенское стадо.

Прекрасно сказочное описание того, почему поют птицы. Они все пытаются выговорить слово «Здравствуйте». Таким образом, вся природа очеловечена, обращена к человеку и стремится к нему.

При этом природа божественна, вся она поклоняется солнцу. Она сравнивается с храмом, а освещённые восходящими лучами сосны – с зажжёнными свечами. Пение птиц в этом храме посвящено солнцу.

Для создания напряжения автор использует психологический параллелизм. Ещё до возникновения опасности и психологического напряжения читателя возникает образ двух соперничающих деревьев, растущих из одной точки возле Лежачего камня, сосны и ели. Они 200 лет борются за питание, воздух и свет, впиваются сучьями друг в друга, рычат, стонут и воют (метафоры), как звери. В этом природном образе скрыты отношения между людьми и между людьми и другими животными. Если волк воет от ненависти к человеку, то собака – от тоски по человеку. Да и сами люди могут поступить, как эти два разных дерева, родственные друг другу. В образе воюющих деревьев скрыта ещё не случившаяся ссора брата и сестры, а ещё – конфликты между людьми вообще и даже длящаяся война.

Источник

Сравнительная характеристика Насти и Митраши — героев сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»

Судьба Митраши и Насти

Главные герои сказки-были «Кладовая солнца» — брат и сестра, жившие в селе недалеко от города Переславль-Залесского. Они были сироты: их отец погиб на фронте, а мать умерла от болезни. Насте было двенадцать лет, а Митраша был на два года моложе неё, но дети сами справлялись с крестьянским хозяйством, которое осталось им после родителей. Сначала им помогали соседи, в том числе и разведчики болотных богатств, которые жили через один дом от детей. Но скоро Митраша и Настя сами стали очень умело справляться с делами по хозяйству, а оно у них было большое: пятистенная изба, корова, тёлушка, коза, овцы, поросёнок, петух, куры.

Портрет: описание внешности, речь

Настю автор сравнивает с золотой курочкой на высоких ножках: волосы у неё отливали золотом, а на лице, кроме курносого носика, рассыпались веснушки, как золотые монетки. Митраша тоже был весь в веснушках, только носик был, как у сестры, без веснушек и глядел вверх. Этот мальчик невысок, но крепок, он лобастый, с широким затылком. Учителя между собой называли его «Мужичок в мешочке», потому что он носил отцовскую куртку из домотканой материи, которая была ему до пят, и со стороны казалось, что на нём надет мешок.

Брат и сестра часто говорят о наставлениях своих родителей, особенно часто вспоминает отца Митраша. Мальчик в лесу и на болоте терпеливо объясняет сестре многое из того, что рассказывал ему отец о растениях и зверях.

Характер

Были и различия в их характере: Настя была рассудительной, спокойной, а Митраша отличался упрямством и нетерпеливостью. Сестра относилась к задиристому и упрямому младшему брату снисходительно, успокаивала его, когда он начинал хорохориться.

Отношение автора к Насте и Митраше

Пришвин относится к героям сказки-были «Кладовая солнца» с сочувствием, симпатией и нежностью. При их описании он использует такие эпитеты, как «милые», «умные», «дружные», называет их любимцами односельчан. Он использует и слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («маленькая ручка», «носики», «ножки», «животик», «умненькие»).

Автор сочувствует Митраше, когда он увяз в болоте, и осуждает Настю за то, что она увлеклась сбором клюквы и забыла о брате. Пришвин отметил, что из-за желания собрать как можно больше ягод, девочка забыла не только о Митраше, но и о себе. Осуждая её за жадность к ягоде, писатель называет Настю «прежней» Золотой Курочкой на высоких ножках. В конце сказки-были автор отметил совестливость Насти, которая стыдилась своей жадности, а также её доброту (всю клюкву она отдала в детдом эвакуированным ленинградским детям).

Автор сделал природу, как и в русских сказках, полноправным героем. В сказках природа всегда старается помогать человеку. Пришвин показал эгоизм сосны и ели, которые сплелись корнями и жестоко боролись друг с другом за питание, свет и воздух. Перед ссорой у Лежачего камня дети увидели, как на небе появилось облако и, «как холодная синяя стрелка» пересекло пополам солнце. Ветер вдруг рванул, а сосна нажала на ель своими сучьями, и ель зарычала. Автор показывает, что природа как бы предупреждает, что не нужно ссориться, но, к его огорчению, дети не вняли этому предупреждению.

Сравнительная характеристика Насти и Митраши (таблица)

Параметры сравненияНастяМитраша
Возраст12 лет.10 лет.
ПрозвищеЗолотая Курочка на высоких ножках.Мужичок в мешочке.
ВнешностьВолосы отливают золотом, на лице крупные веснушки, похожие на золотые монетки, только на курносом носике их нет.Невысокий мальчик, крепкий, лобастый, с широким затылком. На лице золотые веснушки, кроме носика, который глядел вверх.
Дела, которым научились у матери и отцаВедение домашнего хозяйства: топка печи, приготовление еды, уход за скотиной, работа в огороде.Бондарное ремесло (изготовление деревянных бочонков и т. п.), мужская работа по хозяйству, участие в общественных делах.
Различие в характерахНастя — спокойная, рассудительная, благоразумная, миролюбивая. Она снисходительно относится к упрямому брату, старается сглаживать его задиристость.Митраша нетерпелив, упрям, строптив, не боится рисковать; иногда пытается учить старшую сестру, задирает перед ней нос, хорохорится.
Сходные черты характераТрудолюбие, хозяйственность, деловитость, самостоятельность, дружелюбие. Они умелые в работе, помнят и любят родителей.

Вывод

Образ Митраши и Насти в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» помогает понять идею (главную мысль) этого произведения: нужно, несмотря на разногласия, уметь договариваться и действовать вместе. Если бы брат и сестра пошли вместе по одной из троп, то они в итоге добрались бы до палестинки. Дети не знали, что и та тропа, по которой пошла Настя, и та, по которой пошёл Митраша, привели бы их к палестинке. Просто Митрашина тропка шла к ней напрямик. Если бы мальчик шёл строго по этой тропке, а не захотел сократить путь, то не провалился бы в трясину и пришёл бы раньше сестры в то место, где много клюквы.

Испытания, которые выпали им в походе за клюквой, помогли брату и сестре понять, что нужно всегда договариваться и действовать вместе.

Сравнительная характеристика Насти и Митраши показывает сходство и различие в их характерах и будет полезна при подготовке к уроку литературы и при написании сочинений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *