Сергей Крацов — Министр Образования. Какие вопросы можно и нужно задать Министру Образования Российской Федерации?

Родители задали наболевшие вопросы новому министру образования

Сергей Крацов - Министр Образования. Какие вопросы можно и нужно задать Министру Образования Российской Федерации?. Смотреть фото Сергей Крацов - Министр Образования. Какие вопросы можно и нужно задать Министру Образования Российской Федерации?. Смотреть картинку Сергей Крацов - Министр Образования. Какие вопросы можно и нужно задать Министру Образования Российской Федерации?. Картинка про Сергей Крацов - Министр Образования. Какие вопросы можно и нужно задать Министру Образования Российской Федерации?. Фото Сергей Крацов - Министр Образования. Какие вопросы можно и нужно задать Министру Образования Российской Федерации?30 августа в полдень по московскому времени в преддверии начала учебного года прошло Общероссийское родительское собрание. На вопросы родителей отвечала министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева.

В течение двух часов новый министр образования вела диалог с родителями из разных уголков страны. У мам и пап школьников накопилось много вопросов, связанных не только с образовательным процессом, но и с воспитательным в школе.

Вопросы из Москвы

Вопрос: На сегодняшний день для школ принято несколько учебных программ, утвержденных государственным стандартом. Собирается ли министерство как-то унифицировать эти программы, чтобы ученики не испытывали сложностей, например, при смене одного учебного заведения на другое?

Ответ: Безусловно, программ обучения по стандарту принято несколько. Но хочу подчеркнуть, что оценкой всего хорошего может быть только время. С этого года в школах будут проходить замеры в классах в конце учебного года. На основе этих замеров будут приниматься решения об актуальности той или иной программы, ее реализации и ее качества. Будем смотреть, какие программы работают, а какие стоит и исключить. Для начала мы запускаем пилотные проекты в 4 и 9 классах, а потом замерами охватим каждый год обучения.

Вопрос: Сегодня современную школу сложно представить без использования дополнительных тетрадей для практических работ. Родителям каждый год приходится покупать эти тетради, а стоят они недешево. Есть ли возможность, чтобы школа обеспечивала дополнительным обучающим материалом учеников?

Ответ: Вопрос с рабочими тетрадями решает каждое конкретное учебное заведение. Если сама школа включила работу с тетрадями в обязательный образовательный перечень, то она должна и обеспечить учеников этими тетрадями. Родители в таком случае не должны приобретать дополнительные учебные пособия за свой счет.

Вопрос: Решает ли министерство образования вопрос о переходе всех учеников на 5-тидневную учебную неделю в одну смену?

Ответ: Проблема смен постепенно решается за счет введения новых школ, постройки или расширения учебных заведений. Так, в новом учебном году 1 сентября откроются 92 совершенно новые школы по всей стране.

Что касается нагрузки. Стандартом определено, что недельная нагрузка для 2-4 классов составляет 26 часов, для 5 класса – 32 часа, для 6 – 33, для 7 – 35, для 8-9 – 36, и для 10-11 классов – 37 часов. На сегодняшний день 5-дневная учебная неделя есть во многих школах, и процесс перевода всех школ на этот режим уже запущен, постепенно мы отойдем от 6-тидневной учебной недели. Шестидневка останется только в 10-11 классах.

Вопрос из Якутска: Предполагается ли вводить в школах трудовое воспитание, когда учащиеся будут в обязательном порядке заниматься трудовой деятельностью? На сегодняшний день ребята могут трудиться только при согласии от них или родителей.

Ответ: Мы прорабатываем этот вопрос. В этом году будут разработаны методические рекомендации по трудовому воспитанию учащихся, а со следующего учебного года будем постепенно вводить уроки труда в школах (не путать с предметом «Технология» — прим. ред.). Но я советую уже сегодня и родителям, и школам привлекать детей к труду, а не ждать готовых методичек.

Вопрос из Екатеринбурга: Планируется ли разработка закона о защите профессиональной чести и достоинства педагога?

Ответ: Для защиты у нас есть конституция РФ, правовая основа закона «Об образовании». И я считаю, что этого достаточно. Мое мнение, что настоящий учитель не нуждается в дополнительной защите. Но нам нужно изменить отношение общества к учителю, к его роли в нашей жизни. Учитель – это призвание, а не оказание услуг, ведь учитель воспитывает и обучает будущее поколение страны.

Вопрос из Астрахани: Астраханские родители озабочены программой инклюзивного образования и возможном закрытии коррекционных школ. В частности, маму двоих детей интересовал вопрос, каким образом будет компенсироваться разница в скоростном усвоении материала учеников.

Ольга Васильева заверила собравшихся, что коррекционные школы закрывать не будут. По поводу выравнивания приобретенных навыков и полученных знаний учениками с ОВЗ министр ответила, что стандарт разрешает продлевать сроки обучения ребенка с ОВЗ в случае неусвоения материала в отведенное время. Дети с ОВЗ могут проходить учебную программу более длительное время, нежели здоровые дети, заявила министр образования.

Вопрос из Казани: Многие учебники по содержанию не соответствуют принципу преемственности образовательного процесса. Какая работа ведется в этом направлении?

Ответ: Существует федеральный перечень учебников, утвержденный министерством образования. На сегодняшний день идет работа по унификации учебников, с тем, чтобы образование было везде одинаковое и качественное. 5 лет назад начали разработку историко-культурного стандарта, в ходе которого разрабатывался единый учебник по истории. В результате кропотливой и объемной работы были созданы 3 линии учебников, в которых даются основные артефакты нашей истории, где исторические события не требуют личностной трактовки или разночтения. Эти события однозначны. Кроме того, специалистами было выделено 20 сложных неоднозначных вопросов в отечественной истории, которые собраны в специальном пособии.

Далее, на сегодняшний день нами уже принята концепция филологического образования, идет разработка концепции математического образования.

Вопрос из Владикавказа: Во многих образовательных заведениях прошло сокращение ставки логопеда. Планирует ли министерство образования решить проблему с нехваткой логопеда в школах?

Ответ: Школа сама принимает решение по штатному укомплектованию. В стране на сегодняшний день работают 9,5 тыс. центров, где можно заниматься с логопедом, корректировать речь. До 2020 года мы выделим 320 млн рублей на поддержание этих центров и их расширение.

Вопрос из Рязани: Технические кружки требуют немалых материальных затрат, особенно при приобретении наглядного и учебного пособия. Будут ли материально поддерживаться такие кружки на федеральном уровне?

Ответ: Министерство образования объявило конкурс для регионов на субсидирование строительства детских технопарков.

Вопрос из Санкт-Петербурга: Каков механизм просвещения родителей в сфере взаимодействия школ и родителей?

Ответ: В 35 регионах страны приняты специальные программы по созданию семейных клубов, в которых решается проблема тесного взаимодействия родителей и школы. Кроме того, в 2016 году была создана социально-педагогическая программа «Родительский университет». Она представляет собой один из возможных вариантов работы с семьей и направлена на укрепление не только внутренних детско-родительских отношений, но и на объединение усилий семьи и школы при решении трудностей в вопросах воспитания и развития подрастающего поколения. Программа рассчитана на 4 года.

Вопросы с сайта.

Во время общероссийского собрания немало вопросов поступило из сети Интернет. Организаторами было обработано в общей сложности около 1000 вопросов от родителей. Два самых распространенных были заданы во время трансляции министру образования:

Вопрос: Планируются ли существенные изменения в проведении ЕГЭ в ближайшие 3 года?

Ответ: В этом году в заданиях по физике, химии и биологии будут сняты тестовые задания с готовыми ответами. Кроме того, изменения будут и в ГИА в 9 классе. В экзамене по русскому языку вводятся 2 части – устная и письменная.

Вопрос: Зачем нужен 3-й час урока физкультуры, если дети их либо прогуливают, либо занимаются своими делами?

Ответ: Не обязательно, на мой взгляд, проводить в школах 3-й час физкультуры именно в качестве урока физкультуры. У школы есть возможность сделать 3-м уроком ритмику или организовать спортивные упражнения под музыку, спортивные танцы. Это должно быть волевое решение каждой конкретной школы. Но, в любом случае, дополнительные физические занятия для современных детей просто необходимы для их здоровья.

Кроме того, родителей интересовали вопросы о стандартизации предмета «Технология», об уроке черчения, введение электронных учебников и второго иностранного языка в школе.

Так, Ольга Васильева отметила, что стандарт по предмету «Технология» уже определен на 2016-17 учебные годы. Но в этом году перейдут на новый стандарт только ученики 6-7-х классов.

По поводу урока черчения министр образования заверила, что он присутствует почти с начальных классов: «В 1-6 классе есть эскизы, рисунки, в 7-м классе вводится черчение», — сказала она.

Электронные учебники будут введены в школах, но они будут только параллельно с бумажными носителями, а не заменят их.

Впрочем, не все так однозначно и со вторым иностранным языком. Как заверила собравшихся родителей Ольга Васильева, решение о преподавании второго иностранного принимает только школа.

Источник

Цифровая образовательная среда: 10 вопросов министру образования Александра Аникееву

Сергей Крацов - Министр Образования. Какие вопросы можно и нужно задать Министру Образования Российской Федерации?. Смотреть фото Сергей Крацов - Министр Образования. Какие вопросы можно и нужно задать Министру Образования Российской Федерации?. Смотреть картинку Сергей Крацов - Министр Образования. Какие вопросы можно и нужно задать Министру Образования Российской Федерации?. Картинка про Сергей Крацов - Министр Образования. Какие вопросы можно и нужно задать Министру Образования Российской Федерации?. Фото Сергей Крацов - Министр Образования. Какие вопросы можно и нужно задать Министру Образования Российской Федерации?

В 2021 году в Калужской области и еще 14 регионах России начинается реализация федерального проекта по внедрению цифровой образовательной среды (ЦОС).

Какие перемены в связи с этим ждут школьников, их родителей и учителей? Как скажется этот эксперимент на качестве школьного образования и на здоровье детей?

Сергей Крацов - Министр Образования. Какие вопросы можно и нужно задать Министру Образования Российской Федерации?. Смотреть фото Сергей Крацов - Министр Образования. Какие вопросы можно и нужно задать Министру Образования Российской Федерации?. Смотреть картинку Сергей Крацов - Министр Образования. Какие вопросы можно и нужно задать Министру Образования Российской Федерации?. Картинка про Сергей Крацов - Министр Образования. Какие вопросы можно и нужно задать Министру Образования Российской Федерации?. Фото Сергей Крацов - Министр Образования. Какие вопросы можно и нужно задать Министру Образования Российской Федерации?Эти и другие вопросы мы задали министру образования Калужской области Александру АНИКЕЕВУ.

1. Какие конкретно образовательные учреждения региона будут участвовать в данном эксперименте?

На первом этапе это будут прежде всего школы, которые уже сегодня активно используют цифровые технологии в своей работе, участвуют в цифровых образовательных проектах. Это школы не только Калуги и Обнинска, но и практически всех муниципальных образований.

Уже в 2020 году 74 школы региона получили самое современное оборудование, были обеспечены Wi-Fi доступом. В 2021 году 152 школы области будут оснащены компьютерными классами, мультимедийными комплексами, серверным оборудованием. Более чем в 100 зданиях образовательных организаций установят точки Wi-Fi связи, видеокамеры, оборудуют внутренние локальные сети. Такого комплексного проекта по переоснащению школ в нашем регионе ещё не было.

2. Существует ли план мероприятий («дорожная карта») по проведению эксперимента в Калужской области? Можно ли с ним ознакомиться?

«Дорожная карта» реализации проекта в нашем регионе будет принята после утверждения федеральной «дорожной карты». В данный момент работа находится на начальном этапе. Существуют методические рекомендации по реализации проекта, утвержденные Министерством просвещения РФ. Они опубликованы на официальных информационных ресурсах минпроса. Мы работаем в соответствии с ними.

Сейчас мы начали апробацию новой платформы для видеокоммуникации «Сферум», созданной на базе социальной сети «ВКонтакте». Об этой платформе говорил недавно в одном из интервью министр просвещения России Сергей Кравцов.

3. Сколько планируется потратить на внедрение ЦОС в Калужской области в 2021 году, и на что конкретно пойдут эти деньги? Каковы источники финансирования?

Проект финансируется из федерального и регионального бюджетов. В 2021 году на его реализацию запланировано более 400 миллионов рублей. Эти средства будут направлены на приобретение нового цифрового оборудования для школ и колледжей.

4. Кто должен обеспечить ребенка техническими средствами для доступа к цифровым образовательным ресурсам для выполнения домашних заданий? Родители или кто-то еще?

Формат домашнего задания определяет учитель, анализируя возможности и потребности учеников. Проект «Цифровая образовательная среда» не означает, что вся деятельность по обучению детей перейдет в Интернет и компьютерный формат. Традиционные, бумажные форматы выполнения заданий никто не собирается изгонять из школьного обучения, как и внедрять цифровые форматы обучения насильно.

Тотальной информатизации учебного процесса не будет, как не будет и всеобщего перехода на дистанционное обучение.

В период пандемии школы помогали ученикам, отдавая им ноутбуки и гаджеты на время дистанционного обучения. Эти проблемы школа должна решать индивидуально, совместно с семьей. Отсутствие у ребенка дома Интернета или гаджета не может быть препятствием для его обучения в школе.

5. Какие требования предъявляются к цифровому образовательному контенту, кто будет заниматься (или уже занимается) его разработкой?

Образовательный контент будет четко структурирован по учебным предметам, ступеням обучения, классам и будет строго соответствовать возрастным и психологическим особенностям школьников. Содержательно он будет соответствовать контенту обычных школьных учебников.

Разработка цифрового контента идет на федеральном уровне. Требования к разработчикам прописаны в Постановлении Правительства №2040 от 12 декабря 2020 года. Поставщики контента и образовательных сервисов – это юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, включенные в реестр поставщиков цифрового образовательного контента и образовательных сервисов.

6. Будет ли во время проведения эксперимента по внедрению ЦОС осуществляться мониторинг здоровья учащихся? Каким образом?

Мониторинг здоровья необходим при реализации любых новых проектов. Министр просвещения говорил о важности сберегающих здоровье технологий, а также озвучил необходимость проведения системного мониторинга здоровья детей. Подобный мониторинг уже проходит апробацию в одном из регионов.

Должен сказать, что именно цифровизация требует такого мониторинга в меньшей степени, потому что не меняет основных структурных элементов урока. В этом плане я бы сделал акцент на требования, установленные новыми школьными санитарными правилами и нормами. Они строго стоят на страже здоровья детей. Хотелось бы, чтобы и родители строго следили за соблюдением этих норм школьниками в домашних условиях, когда те сидят за компьютерами. А уж в школе этот процесс будет контролироваться строго!

7. Родители опасаются, что внедрение ЦОС приведет к вытеснению учителя электронными средствами обучения. Прокомментируйте, насколько обоснованы эти опасения.

Это абсурд! Именно учитель открывает детям новые знания, объясняет устройство мира, рассказывает об особенностях жизни общества. Педагог погружается в учебные проблемы учеников, оказывая им психологическую поддержку.

Учитель – это психолог, наставник и мотиватор в одном лице. А электронные средства обучения – это всего лишь инструмент для работы учителя.

Разве могут электронные технологии воспитать человека? Как они смогут объяснить феномен русской классической литературы и уникальность произведений мировой живописи, дать нравственную оценку позиции исторического деятеля? Здесь необходим индивидуальный и авторский взгляд педагога, его отношение, его пример! Поэтому я с уверенностью могу сказать, что роль учителя станет ещё более важной.

8. Верно ли, что в случае отсутствия в школе учителя по какому-либо предмету ученикам будут транслировать уроки из другой школы, где учитель есть? Как в этом случае будет обеспечена дисциплина в классе, концентрация внимания учащихся, обратная связь?

Вы полагаете, что учителю можно будет просто включить компьютер, дать задание детям и покинуть класс? Любой педагог скажет вам, что такой урок будет абсолютно неэффективным. Это событие вообще нельзя считать уроком!

Речь идет об использовании в процессе обучения не только прямых трансляций, но и дистанционных курсов. И, разумеется, такие уроки проходят под руководством педагогов и при их контроле.

9. Предполагает ли внедрение ЦОС замену экзаменов анализом «цифровых следов» учащихся, прошедших обучение в цифровой среде? Как вы к этому относитесь? Следует ли ждать подобных изменений?

Не думаю, что в данном случае уместно использование термина «цифровой след». Глава Минпросвещения РФ говорил об анализе «цифровой биографии» школьника. Это будет механизм, который позволит анализировать отметки, результаты ГИА, олимпиады, конкурсы, в которых участвовал ребенок.

Это даст возможность построить индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка, помочь ему восполнить пробелы в изучении различных тем, предложить рекомендации для успешного обучения, создать для него индивидуальную образовательную программу.

Это очень важный шаг в сторону индивидуализации образования. О замене экзаменов речь не идет.

10. Верно ли, что внедрение ЦОС предполагает внедрение цифрового формата учебников и учебных пособий? Означает ли это, что из школ постепенно исчезнут «бумажные» учебники, а также гербарии, микроскопы, оборудование для проведения опытов по физике и химии и другие средства обучения? Если да, то как, на ваш взгляд, это может сказаться на качестве интеллектуальной деятельности и образования?

Эти фантазии отражают абсолютно неверное понимание сути проекта. Интеллектуальная деятельность – это концептуальное использование разных источников информации. «Цифровая образовательная среда» не заменяет, а дополняет существующие возможности образования.

Возможно, источники информации на бумажных носителях когда-то в очень дальней перспективе и исчезнут. Но пока что и учебники, и наглядные пособия, и лабораторное оборудование – это незыблемые элементы учёбы. Как можно обойтись без практического обучения?

Цифровой формат учебников и пособий есть уже сейчас. Но цель проекта в том, чтобы создать интерактивный образовательный интернет-контент (презентации, фильмы, игры, тесты, уроки), который будет соответствовать государственному образовательному стандарту. И этот контент пройдет все необходимые проверки безопасности своего использования. Радикальных действий по цифровизации образования никто не планирует!

Источник

В сфере образования

1. Вопросы, касающиеся деятельности негосударственных образовательных организаций

Минобрнауки России осуществляет функции и полномочия учредителя только образовательных организаций высшего образования, научных и иных организаций, подведомственных Министерству (пункт 4.3.22 Положения о Минобрнауки России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 г. № 682), перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2018 г. № 1293-р.

Вместе с тем, по вопросу деятельности негосударственной образовательной организаций необходимо обращаться к учредителю организации, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц, доступна на официальном сайте Федеральной налоговой службы.

2. Вопрос незаконного увольнения из образовательной организации

В соответствии со статьей 332 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Трудовой кодекс) заключению трудового договора на замещение должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, а также переводу на такую должность, предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.

Дополнительно информируем, что в соответствии со статьей 45 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений в образовательной организации создается комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, при этом порядок создания, организации работы, принятия решений указанной комиссией и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).

Одновременно сообщаем, что в соответствии со статьей 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При этом основными способами защиты трудовых прав и свобод являются: самозащита работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; судебная защита.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации вопрос причинения морального вреда и определение размера его компенсации рассматривается исключительно в судебном порядке.

3. Вопросы контроля и надзора в сфере образования

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки, является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (статья 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г № 885).

Вы можете обратиться в Рособрнадзор по адресу:127994, г. Москва,
ул. Садовая-Сухаревская, д.16, К-51, ГСП-4, тел./факс: +7 (495) 984-89-19.

4. Восстановление утраченных документов об образовании и приложений к ним

В соответствии с пунктом 4 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и документы об образовании и о квалификации.

Порядок заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов утвержден Приказом Минобрнауки России от 13.02.2014 №112 (далее – Порядок). Пунктом 29 установлено, что дубликат выдается на основании личного заявления обладателя диплома в месячный срок после подачи указанного заявления в случае утраты или порчи диплома и (или) приложения к нему либо утраты или порчи дубликата; в случае обнаружения в дипломе и (или) приложении к нему либо в дубликате ошибок после получения указанного документа; в случае изменения фамилии и (или) имени, и (или) отчества обладателя диплома в месячный срок после подачи указанного заявления в образовательную организацию, где он обучался.

Информируем, что за выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается.

5. Вопрос о стипендиальном обеспечении обучающихся подведомственных Минобрнауки России образовательных учреждений и доведении средств субсидии на стипендиальное обеспечение

Расчет субсидии на стипендиальное обеспечение обучающихся подведомственных Минобрнауки России образовательных учреждений производится в соответствии со статьей 36 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2016 г. № 1390 «О формировании стипендиального фонда», в котором установлены нормативы для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

В соответствии с Соглашениями, заключенным между Минобрнауки России и федеральными государственными бюджетными и автономными образовательными учреждениями высшего образования, о предоставлении из федерального бюджета субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, средства субсидии на стипендиальное обеспечение обучающихся на 2019 год доводятся согласно графику перечисления платежей, являющегося неотъемлемой частью соглашения.

Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с указанным Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

6. Вопрос о доведении средств и дополнительном финансировании социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В соответствии с Протоколом заседания Бюджетной комиссии Минобрнауки России от 28.12.2018 №БК-П/8 федеральными государственными бюджетными и автономными образовательными учреждениями высшего образования предусмотрено финансовое обеспечение исполнения публичных обязательств образовательных организаций на 2019 год, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Минобрнауки России, в части материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам высшего образования и программам среднего профессионального образования, средства на исполнение публичных обязательств организаций на 2019 год доводятся согласно графику перечисления платежей.

Согласно пункту 3 приказа Минобрнауки России от 16.07.2018 года №1н (ред. от 17.12.2018) «Об утверждении Порядка осуществления федеральными государственными бюджетными и автономными учреждениями, находящимися в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, полномочий Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по исполнению публичных обязательств» (далее – Приказ №1н), исполнение публичных обязательств осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке Министерству на указанные цели.

Также согласно пункту 5 приказа №1н организации, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Минобрнауки России (далее – Министерство), должны проинформировать Министерство до 15 августа текущего года о возможном образовании неиспользованных остатков пособий на конец текущего финансового года, а также представить предложения по их перечислению в федеральный бюджет. Вопрос о выделении дополнительного финансирования на исполнение публичных обязательств может быть рассмотрен после сбора и анализа данных, представленных в Министерство.

7. По вопросу установления минимального допустимого размера платы за обучение

При установлении стоимости обучения для граждан, поступающих на первый курс, образовательные организации, подведомственные Минобрнауки России, руководствуются порядком определения платы на оказываемые учреждениями платные образовательные услуги, утвержденным приказом Минобрнауки России от 20 декабря 2010 г. № 1898 (далее – Порядок определения платы).

В соответствии с пунктом 6 Порядка определения платы размер платы в расчете на единицу оказания платных образовательных услуг не может быть ниже величины нормативных затрат на оказание аналогичной государственной услуги в отношении контингента, принимаемого на обучение на соответствующий учебный год, определенных в том числе с учетом формы обучения, а также коэффициентов выравнивания, применяемых Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. № 640 (далее – нормативные затраты с коэффициентом выравнивания).

Образовательные организации самостоятельно определяют направление расходования средств, в том числе из полученных доходов может быть осуществлена оплата труда работников, услуг связи, коммунальных и транспортных услуг, прочих общехозяйственных нужд,
а также закупка основных средств. Недостаточная финансовая обеспеченность образовательной программы приводит к возникновению дефицита средств у образовательной организации и, как следствие, снижению качества оказания образовательных услуг.

8. Об увеличении стоимости платных услуг после заключения договора с учетом уровня инфляции

Частью 3 статьи 54 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что увеличение стоимости платных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости платных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

При внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в части изменения уровня инфляции, в текущем финансовом году повторное применение вновь установленного уровня инфляции по уже заключенным договорам не допускается.

Следовательно, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Организации один раз в год вправе корректировать полную стоимость платной услуги (за вычетом ранее произведенной оплаты за предыдущие периоды обучения) по уже заключенным договорам с учетом уровня инфляции, предусмотренного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период который:
в 2017 г. согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 19 декабря 2016 г. № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (в ред. от 19 декабря 2016 г.) составил 4 процента, (в ред. от 15 ноября 2017 г.) – 3,2 процента;
в 2018 году согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 5 декабря 2017 г. № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (в ред. от 5 декабря 2017 г.) составил 4 процента, (в ред. от 3 июля 2018 г.) – 2,8 процента, (в ред. от 30 ноября 2018 г.) – 3,4 процента;
в 2019 году согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 29 ноября 2018 г. № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (в ред. от 29 ноября 2018 г.) составляет 4,3 процента.

Документом, подтверждающим указанную корректировку стоимостив договоре, является дополнительное соглашение.

9. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

В соответствии с пунктами 2(1), 3 и 5 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений устанавливаются с учетом примерных положений об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем федерального учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы. Размерыи условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами с учетом разрабатываемых в федеральном учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников этих учреждений.

Таким образом, оплата труда конкретного работника учреждения производится в соответствии с условиями трудового договора, согласно положению об оплате труда работников учреждения, если иное не установлено Федеральными законами или Указами Президента Российской Федерации.

Согласно методике расчета фактического уровня средней заработной платы отдельных категорий работников по отношению к средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, приведенной в приложении № 5 распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р, расчет средней заработной платы по отдельной категории работников по субъекту Российской Федерации производится на основании агрегирования по всем учреждениям социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, социальное обслуживание) и науки государственной и муниципальной форм собственности, осуществляющим деятельность на территории субъекта Российской Федерации, данных о фонде начисленной заработной платы и численности работников данной категории, поэтому средняя заработная плата педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава (далее – ППС), и научных сотрудников (далее – НС) в отдельном учреждении может быть как больше, так и меньше уровня средней заработной платы, установленного Указом.

Также стоит отметить, что оценка выполнения целевых показателей, установленных Указом, осуществляется в разрезе субъектов Российской Федерации, при этом заработная плата ППС и НС в конкретном учреждении, как и заработная плата отдельного работника учреждения, может быть как больше, так и меньше уровня 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации.

10. Предоставление разъяснений гражданам по оказанию медицинской помощи их совершеннолетним родственникам и иным лицам

В соответствии с пунктом 6 статьи 11 Федерального закона от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» в случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

На основании статьи 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

11. Обращения о проверке научных открытий, предложения по апробации новых методов лечения или привлечению ученых для проведения исследований

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 г. № 682 «Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» Минобрнауки России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности (за исключением нормативно-правового регулирования вопросов, касающихся контроля, надзора и оказания государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров), в сфере социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, молодежной политики, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Согласно подпункту «в» пункта 12 и подпунктов «д, з» пункта 13 постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2014 г. № 589 «Об утверждении устава федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук» основной целью и задачами деятельности Российской академии наук является содействие развитию науки в Российской Федерации, а также изучение и анализ достижений мировой и российской науки, выработка рекомендаций по их использованию в интересах Российской Федерации, в том числе создание научных, экспертных, координационных советов, комитетов и комиссий по важнейшим направлениям развития науки и техники.

12. Об оказании специализированной медицинской помощи в подведомственных Минобрнауки России медицинских учреждениях

В соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в подведомственных Минобрнауки России медицинских учреждениях специализированная медицинская помощь на безвозмездной основе оказывается при наличии действующего полиса обязательного медицинского страхования и направления из медицинской организации установленной формы № 057/у-04.

13. Регистрация права собственности Российской Федерации (год ввода в эксплуатацию после 1991 года)

В орган государственной регистрации необходимо предоставить следующие документы:

– заявление о государственной регистрации права;

– разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или акт государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта;

– выписку из реестра федерального имущества;

– доверенность на право предоставления интересов Российской Федерации (выдается Министерством науки и высшего образования Российской Федерации);

При этом сообщаем, что в соответствии со ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за государственную регистрацию права собственности Российской Федерации и права оперативного управления недвижимого имущества не взимается.

14. Получение доверенности на право предоставления интересов Российской Федерации

В целях получения доверенности для представления интересов Российской Федерации в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав, следует направить в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации соответствующее обращение за подписью руководителя (исполняющего обязанности руководителя) подведомственной организации с приложением следующих документов:

– копии паспорта представителя (доверенного лица) организации.

– копии приказа о назначении представителя (доверенного лица) организации на должность (трудового договора).

– перечня объектов недвижимого имущества, право собственности Российской Федерации на которые необходимо зарегистрировать.

15. Перевод из недвижимого имущества в движимое имущество

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Вещи, не обладающие признаками недвижимого имущества, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Перевод объекта в категорию «движимое имущество» возможен при отсутствии сведений о нем в Едином государственном реестре недвижимости.

В связи с изложенным, необходимо осуществить следующие мероприятия:

1) обратиться в орган регистрации прав с заявлением о снятии объекта с государственного кадастрового учета, приложив доверенность и заключение кадастрового инженера, подтверждающее отсутствие у объекта признаков недвижимого имущества;

2) после снятия с государственного кадастрового учета указанного объекта необходимо подать заявление о внесении соответствующих изменений в ЕГРН;

3) внести корректировки в бухгалтерский учет, а также в реестр федерального имущества в части перевода объекта из категории «недвижимое» в категорию «движимое» самостоятельно.

16. Утверждение перечней недвижимого имущества и земельных участков

Положением об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденным постановлениями Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 № 537, и Положением об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения, утвержденным постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 октября 2007 г. № 662 (далее – Положения), установлен исчерпывающий перечень функций и полномочий учредителя государственного бюджетного и автономного учреждений.

При этом вышеуказанными Положениями функции по утверждению перечней федерального недвижимого имущества подведомственных учреждений за Министерством не закреплены.

Ведение перечней федерального недвижимого имущества, включая земельные участки, осуществляется подведомственными учреждениями самостоятельно в установленном ими порядке на основании правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов в отношении недвижимого имущества и земельных участков.

В соответствии с Положением об учете федерального имущества, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447, правообладатель в течение 14 дней обязан обеспечить внесение в реестр федерального имущества сведений об имуществе, приобретенном им по договорам или на иных основаниях, поступающих в хозяйственное ведение или оперативное управление, а также при изменении сведений об объекте учета обеспечить внесение соответствующих сведений в реестр федерального имущества.

17. Утверждение перечня особо ценного движимого имущества

В соответствии с пунктами 2 и 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» (далее – постановление № 538) установлено, что федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции и полномочия учредителя таких учреждений, определяют виды и перечни особо ценного движимого имущества.

Во исполнение указанного постановления изданы приказы Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (далее – Министерство) от 23.11.2018 № 65н «Об определении видов особо ценного движимого имущества федеральных государственных бюджетных учреждений, федеральных государственных автономных учреждений, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации» (далее ‒ приказ № 65н, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 января 2019 г. № 53574, вступил в силу с 08.02.2019) и от 13.03.2019 № 135 «Об определении перечней особо ценного движимого имущества федеральных государственных бюджетных учреждений, федеральных государственных автономных учреждений, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации» (далее – приказ № 135).

Утверждение и ведение перечней особо ценного движимого имущества осуществляется подведомственными учреждениями самостоятельно в установленном ими порядке на основании сведений бухгалтерского учета учреждений о полном наименовании объекта, отнесенного в установленном порядке к особо ценному движимому имуществу, его балансовой стоимости и об инвентарном (учетном) номере (при его наличии) в соответствии с пунктом 5 постановления № 538, а также с учетом требований приказов Министерства № 65н и № 135.

18. Согласование совершения сделки, связанной с реализацией особо ценного движимого имущества, приобретенного бюджетным учреждением за счет собственных средств самостоятельно

В соответствии с пунктом 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено пунктами 13 и 14 статьи 9.2 или абзацем 3 пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», регулирующими вопросы совершения бюджетным учреждением крупных сделок, размещения денежных средств на депозитах в кредитных организациях, совершения сделок с ценными бумагами, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, определяемая в соответствии с критериями, установленными данным Федеральным законом.

С учетом вышеприведенных норм законодательства бюджетное учреждение вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств, самостоятельно.

После осуществления мероприятий по реализации особо ценного движимого имущества Университету необходимо своевременно исключить сведения об указанном имуществе из реестра федерального имущества в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества».

19. Согласование сделок по передаче в аренду и безвозмездное пользование недвижимого имущества подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации организаций высшего образования

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее – Закон № 124-ФЗ) принятие федеральным органом исполнительной власти решения о реконструкции, модернизации, об изменений назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося федеральной государственной собственностью, заключении федеральной государственной организацией, образующей социальную инфраструктуру для детей, договора аренды и безвозмездного пользования закрепленных за ней объектов собственности, допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровление детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания (далее – оценка последствий).

Во исполнении указанных требований Закона № 124-ФЗ изданы приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (далее – Министерство) от 25.01.2019 № 3н о комиссии по оценке последствий, а также приказ Министерства от 20.02.2019 № 8н о перечне документов, необходимых для проведения оценки последствий, вступившие в силу 24.03.2019 и 30.03.2019 соответственно.

Порядок принятия решения по указанным вопросам осуществляется Комиссией по рассмотрению вопросов управления, списания, распоряжения федеральным имуществом, закрепленным за федеральными государственными учреждениями, подведомственными Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, и совершения ими крупных и иных сделок, утвержденной приказом Министерства от 30.10.2018 № 800. В соответствии с пунктом 5 указанного приказа соответствующее решение принимается на основании положительного заключения Комиссии по оценке последствий.

В целях рассмотрения Министерством вопроса о согласовании совершения указанных сделок необходимо представить в адрес Министерства комплект документов согласно прилагаемому перечню.

Соответствующие документы подлежат размещению на Межведомственном портале по управлению государственной собственностью (далее – МВ-Портал) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (корреспондент МИНОБРНАУКИ РОССИИ).

Перечень документов, размещаемых на МВ-портале организациями, подведомственными Минобрнауки России (в разделе «Комплекты документов» личного кабинета подведомственной организации).

20. Согласования установления сервитута на федеральных земельных участках

Для согласования установления сервитута на федеральных земельных участках, предоставленных подведомственным Минобрнауки России организациям, необходимо представить следующие документы:

– обращение руководителя подведомственной организации с обоснованием влияния установления сервитута на земельном участке на уставную или хозяйственную деятельность организации, с описью всех прилагаемых документов;

– копию государственного акта на право пользования землей;

– проект соглашения об установлении сервитута, оформленный в соответствии с требованиями статьи 39.25 Земельного кодекса Российской Федерации в формате Word и Pdf, при этом плату за установление сервитута необходимо рассчитывать как разницу рыночной стоимости указанных прав на земельный участок до и после установления сервитута, которая определяется независимым оценщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2014 г. № 1461 «Об утверждении Правил определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности»);

– отчет независимого оценщика, содержащий плату за установление сервитута;

– схему границ сервитута на кадастровом плане территории;

– выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на федеральный земельный участок;

– проектную и (или) техническую документацию, обосновывающую установление сервитута на конкретном земельном участке либо иное документальное обоснование необходимости установления сервитута;

– информацию и заверенные копии документов, подтверждающие законность приобретения (возведения) объекта недвижимого имущества, расположенного на федеральном земельном участке (в случае если на земельном участке расположен существующий объект недвижимого имущества);

– отчет независимого оценщика о стоимости возмещения убытков собственников земли, землепользователей, землевладельцев и арендаторов;

– проект соглашения о возмещении убытков собственников земли, землепользователей, землевладельцев и арендаторов в формате Word и Pdf;

– справку о фактическом состоянии и использовании земельных участков в уставной или хозяйственной деятельности с учетом потерь;

– информационную справку, содержащую перечень всех объектов капитального строительства, расположенных на земельном участке, с указанием их кадастровых (инвентарных) номеров, адресных ориентиров, номеров в реестре федерального имущества и сведений о зарегистрированных правах на указанные объекты капитального строительства, в том числе третьих лиц, либо справку об отсутствии таковых.

В случае, если земли с/х назначения необходимо также представить утвержденный проект рекультивации земель сельскохозяйственного назначения для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий (пункт 2 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации).

Реквизиты для перечисления в доход федерального бюджета платы по соглашениям об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности:

Получатель: Межрегиональное операционное УФК (Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, л/с 04951000750)
ИНН 9710062939
КПП 771001001
Наименование банка: Операционный департамент Банка России г. Москва 701
БИК 044501002
р/с № 40101810500000001901
ОКТМО 45382000
КБК 07511105321010000120
Назначение платежа: Плата по соглашению об установлении сервитута, заключенному с (наименование землепользователя), от…. №….

Вышеперечисленные документы подлежат размещению на Межведомственном портале по управлению государственной собственностью в разделе «Корреспонденция».

Перечень документов для согласования проектов решений по передаче в аренду, безвозмездное пользование федерального недвижимого имущества, закрепленного за организациями, подведомственными Минобрнауки России, размещаемых на момент согласования сделки на МВ-портале (направляются посредством раздела «Корреспонденция»).

Заявка о передаче в аренду (безвозмездное пользование) федерального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ФГУ, ФАУ или хозяйственного ведения за ФГУП Минобрнауки России (Приложение № 2).

Перечень (покомнатный состав) недвижимого имущества, предполагаемого к передаче в аренду (безвозмездное пользование) (Приложение № 3).

21. Мораторий на распоряжение имуществом научных организаций, находящихся в ведении Минобрнауки России

Президентом Российской Федерации установлен мораторий (поручения от 27 декабря 2014 г. № Пр-3011, от 15 февраля 2016 г. № Пр-260 и от 15 января 2017 г. № Пр-75) на отчуждение федерального имущества подведомственных Минобрнауки России научных организаций оформление таких вопросов требует отдельного решения Президента Российской Федерации. В соответствии письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 г. № П8-18586, срок моратория продлен до 15 января 2020 г.

В этой связи рассмотрение Министерством вопросов о распоряжении федеральным имуществом в части его передачи на иной уровень собственности, в казну Российской Федерации, а также иным структурам и органам, может быть осуществлено исключительно при наличии согласия Президента Российской Федерации и Федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук».

22. Что такое «однопрофильный» и «многопрофильный» конкурс, проводимый образовательной организацией при приеме на программы бакалавриата и программы специалитета?

В соответствии с подпунктом «а» подпункта 3 пункта 7 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 21 августа 2021 года № 1076 (далее – Порядок приема), «однопрофильный конкурс» – это конкурс, проводимый по одной или нескольким образовательным программам в пределах одной специальности или одного направления подготовки.

В соответствии с подпунктом «а» подпункта 3 пункта 7 Порядка приема «многопрофильный» конкурс – это конкурс по нескольким специальностям и (или) направлениям подготовки в пределах укрупненной группы специальностей или направлений подготовки.

23. Обязана ли образовательная организация при зачислении на программы магистратуры начислять дополнительные баллы победителям или призерам олимпиады «Я – профессионал»?

В соответствии с пунктом 38 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 21 августа 2021 года № 1076, перечень индивидуальных достижений, учитываемых при приеме на обучение по программам магистратуры, и порядок их учета устанавливаются организацией самостоятельно.

24. Может ли поступающий, зачисленный по квоте целевого приема, участвовать в общем конкурсе?

В соответствии с пунктом 23 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 21 августа 2021 года № 1076, абитуриент, поступающий в пределах квоты приёма на целевое обучение, может участвовать в общем конкурсе.

25. Имеет ли право образовательная организация для поступающих на программы бакалавриата, программы специалитета установить более двух предметов в качестве вступительного испытания по выбору?

В соответствии с пунктом 15 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 21 августа 2021 года № 1076, по каждому вступительному испытанию, проводимому в соответствии с графой 2 раздела 2 перечня вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата и программам специалитета, утвержденного приказом Министерства науки и высшего образования от 30 августа 2019 г. № 666, организация устанавливает один или несколько предметов по выбору.

Таким образом, образовательная организация для поступающих на программы бакалавриата, программы специалитета вправе установить более двух предметов в качестве вступительного испытания по выбору.

26. Какие категории инвалидов имеют право на прием на обучение в пределах квоты приема на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета за счет бюджетных ассигнований (особой квоты)?

Согласно части 5 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на прием на обучение в пределах квоты приема на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета за счет бюджетных ассигнований (особая квота) предоставляется детям-инвалидам, инвалидам I и II групп, инвалидам с детства, инвалидам вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.

27. Как определяется особая квота в рамках целевой квоты при поступлении на программы бакалавриата, программы специалитета?

Выделение особой квоты в рамках целевой квоты осуществляется в соответствии с подпунктом «б» подпункта 5 пункта 7 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 21 августа 2021 года № 1076 (далее – Порядок приема).

Выделение особой квоты в рамках целевой квоты осуществляется в том случае, если бюджетных мест недостаточно для выделения особой квоты и целевой квоты.

Например, организация установила количество бюджетных мест (контрольные цифры приема) по направлению подготовки 15 мест. Квота приема на целевое обучение установлена 90 %.

В конкурсе на места особой квоты в рамках целевой квоты участвуют поступающие, которые одновременно имеют особое право на прием в пределах квоты и заключили договор о целевом обучении с правом поступления на обучение по данному направлению подготовки (специальности).

Если места особой квоты, выделенной в рамках целевой квоты, не заполнены при приеме, то они используются как места особой квоты или целевой квоты по усмотрению организации (пункт 86 Порядка приема).

28. В течение какого времени действуют результаты вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно?

Согласно пункту 57 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 21 августа 2021 года № 1076, результаты вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно, действительны при приеме на очередной учебный год. Под приемом на очередной учебный год понимается текущая приемная кампания, которая проводится в целях приема на предстоящий (очередной) учебный год.

Таким образом, результаты вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно, действительны только в рамках текущей приемной кампании.

29. Каков порядок начисления баллов за индивидуальные достижения спортивного характера при поступлении на программы бакалавриата, программы специалитета?

В соответствии с подпунктами 1-4 пункта 33 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 21 августа 2021 года № 1076 (далее – Порядок приема), поступающему на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по решению образовательной организации начисляются баллы за следующие спортивные достижения:

– наличие статуса чемпиона, призера Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр, чемпиона мира, чемпиона Европы, лица, занявшего первое место на первенстве мира, первенстве Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр;

– наличие статуса чемпиона мира, чемпиона Европы, победителя первенства мира, первенства Европы по видам спорта, не включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр;

– наличие золотого знака отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) (далее – Комплекс ГТО) и удостоверения к нему, полученных поступающим в соответствии с Порядком награждения лиц, выполнивших нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), соответствующими знаками отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), утвержденным приказом Министерства спорта Российской Федерации от 14 января 2016 г. № 16, если поступающий награжден указанным золотым знаком за выполнение нормативов Комплекса ГТО, установленных для возрастной группы населения Российской Федерации, к которой поступающий относится (относился) в текущем году и (или) в предшествующем году;

– иные спортивные достижения, перечень которых определяется организацией высшего образования.

Подпункты 1 и 2 пункта 33 Порядка приема позволяют начислять баллы за достижения не только по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр, но и по видам спорта, не включенным в программы указанных игр.

В отношении подпункта 3 пункта 33 Порядка приема (наличие золотого знака отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне») необходимо отметить, что согласно пункту 35 Порядка приема за данное достижение организация может начислить поступающему не менее 2 баллов.

Подпункт 4 пункта 33 Порядка приема обеспечивает возможность начисления баллов за любые спортивные достижения, перечень которых определяется организацией.

30. Могут ли иностранные граждане поступать на обучение в российские образовательные организации за счет бюджета?

В соответствии с частью 3 статьи 78 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» иностранные граждане имеют право на получение среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами или установленной Правительством Российской Федерации квотой на образование иностранных граждан в Российской Федерации, а также за счет средств физических лиц и юридических лиц в соответствии с договорами об оказании платных образовательных услуг.

Таким образом, иностранные граждане имеют право поступать на обучение на места за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета наравне с гражданами Российской Федерации на любые специальности, направления подготовки и в любые образовательные организации высшего образования Российской Федерации, которым установлены контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в случае если: они соответствуют требованиям, определенным пунктом 6 статьи 17 от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»; являются постоянно проживающими на территории Российской Федерации гражданами стран-участниц СНГ, ратифицировавших Соглашение о сотрудничестве в области образования (при подтверждении постоянного проживания на территории Российской Федерации); являются гражданами стран, заключивших Соглашение о равных правах.

31. Как иностранные граждане могут поступать на обучение в пределах квоты Правительства Российской Федерации?

В 2021/22 учебном году отбор иностранных граждан для обучения в Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в пределах квоты Правительства Российской Федерации осуществляется в два этапа.

Первый этап включает в себя отбор на территории зарубежной страны иностранных граждан для приема на обучение (далее – кандидаты); второй этап отбора осуществляется образовательными организациями, готовыми принять на обучение иностранных граждан из числа отобранных на первом этапе кандидатов.

В настоящее время на первом этапе функции единого оператора по отбору в зарубежных государствах кандидатов осуществляет Россотрудничество, которое для этих целей на базе своих представительств и дипломатических представительств Российской Федерации за рубежом создает рабочие группы (комиссии) по отбору иностранных граждан.

Ознакомиться с возможностями образовательных организаций Российской Федерации по приему иностранных граждан в рамках квоты можно на портале информационно-аналитической системы формирования и распределения квоты приема иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом, на обучение в Российской Федерации (russia-edu.ru).

32. Каков порядок приема на обучение по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры для иностранных граждан? Как сдавать экзамены?

Согласно пункту 17 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 21 августа 2021 года № 1076, иностранные граждане, поступающие на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в образовательные организации Российской Федерации, могут сдавать общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией высшего образования самостоятельно.

Указанные поступающие могут использовать результаты ЕГЭ (при наличии) наряду со сдачей общеобразовательных вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно.

33. Возможно ли снижение стоимости платных образовательных услуг образовательными организациями высшего образования в случае реализации образовательных программ преимущественно в онлайн-формате с применением дистанционных технологий?

Законодательством Российской Федерации закреплена автономия образовательных организаций в установлении стоимости платных образовательных услуг с учетом минимального допустимого размера платы за обучение, необходимого для качественного оказания образовательной услуги, установленного учредителем образовательной организации.

Вместе с тем, недостаточная финансовая обеспеченность образовательной программы приводит к возникновению дефицита средств у образовательной организации и, как следствие, снижению качества оказания образовательных услуг.

Кроме того, переход на реализацию образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в условиях распространения новой коронавирусной инфекции влечет за собой изменение образовательного контента, необходимость обеспечения образовательных организаций качественными программными продуктами и компьютерной техникой, привлечение IT-специалистов, что приводит к увеличению затрат образовательных организаций.

В соответствии с пунктами 18 и 20 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. № 1441, уменьшение стоимости обучения осуществляется по требованию заказчика в случае обнаружения недостатка платных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы), а также, если организация, осуществляющая образовательную деятельность и представляющая платные образовательные услуги обучающемуся, нарушила сроки оказания платных образовательных услуг (сроки начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг и (или) промежуточные сроки оказания платной образовательной услуги) либо если во время оказания платных образовательных услуг стало очевидным, что они не будут осуществлены в срок.

В соответствии с частью 5 статьи 54 Закона об образовании организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом образовательной организации и доводится до сведения поступающего и (или) обучающегося.

34. Как подтвердить факт обучения/подлинность выданного диплома?

На основании статьи 98 Федерального закона № 273-ФЗ для обеспечения учета сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки организует формирование и ведение федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (далее – ФИС ФРДО).

Правила формирования и ведения ФИС ФРДО, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. № 729 (далее – Правила), определяют порядок формирования и ведения ФИС ФРДО, в том числе порядок и сроки внесения в нее сведений о выданных в установленном порядке документах государственного образца об образовании, выданных с 10 июля 1992 г. по 31 августа 2013 г. включительно, документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, выданных после 31 августа 2013 г.

Формирование и ведение информационной системы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее – оператор информационной системы, Рособрнадзор).

Ведение ФИС ФРДО осуществляется оператором информационной системы в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие информационной системы с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями, включая информационно-технологическую и коммуникационную инфраструктуры, используемые для предоставления государственных и муниципальных услуг, а также инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, с обеспечением конфиденциальности и безопасности содержащихся в них персональных данных и с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне (пункт 2 Правил).

Пунктом 4 Правил определено, что внесение в ФИС ФРДО сведений осуществляется выдавшими документы об образовании федеральными государственными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также органами и организациями, в ведение которых переданы архивы организаций, выдавших документы об образовании.

Обращаем внимание, что отсутствие сведений о документе об образовании в ФИС ФРДО не опровергает факт выдачи указанного документа гражданину в соответствии с письмом Рособрнадзора от 12 января 2018 г. № 05-5 «О направлении запросов по вопросу наличия сведений о документах об образовании в ФИС ФРДО».

Также в указанном письме Рособрнадзора уточняется, что согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 594, Рособрнадзор осуществляет функции по контролю и надзору в сфере образования и не наделен полномочием по подтверждению подлинности документов об образовании и (или) о квалификации, по подтверждению (опровержению) факта обучения в образовательной организации, а также представлению заверенных в установленном порядке архивных справок об обучении граждан.

В целях оптимизации взаимодействия по представлению сведений о документах об образовании Рособрнадзор рекомендует самостоятельно осуществлять проверку наличия сведений на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://obrnadzor.gov.ru).

35. Как будет организовано обучение для иностранных студентов во втором семестра 2020/2021 учебного года?

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 г. № 635-р «О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений» временно ограничен въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе прибывающих с территории Республики Беларусь, а также граждан Республики Беларусь, за исключением граждан иностранных государств и лиц, имеющих вид на жительство либо иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве по перечню согласно приложению № 1 к настоящему распоряжению, и въезжающих в Российскую Федерацию из государств их гражданской принадлежности через воздушные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Решение о снятии ограничений и въезде в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства принимается Правительством Российской Федерации с учетом эпидемиологической ситуации на территории Российской Федерации.

При этом вопрос обеспечения въезда иностранных граждан на территорию Российской Федерации для получения образования в образовательных организациях находится на контроле оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, созданного при Правительстве Российской Федерации.

Актуальная информация о порядке въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан с целью учебы в 2020/21 учебном году будет размещена на официальных сайтах Минобрнауки России и посольств Российской Федерации за рубежом после принятия соответствующего решения Правительством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание положения приказа Минобрнауки России от 28 января 2021 г. № 63 «Об организации образовательного процесса в образовательных организациях высшего образования с учетом рисков распространения новой коронавирусной инфекции», реализация обучения в российских образовательных организациях высшего образования с 8 февраля 2021 года осуществляется:

– для иностранных обучающихся, находящихся на территории Российской Федерации, в очном формате с учетом особенностей осваиваемой образовательной программы;

– для иностранных обучающихся, не имеющих возможности въехать на территорию Российской Федерации, в дистанционном формате с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения на основании личного заявления (возможны занятия в полностью дистанционных группах, специально сформированных для таких обучающихся, и дистанционное их присутствие на аудиторных занятиях вместе со студентами, находящимися на территории Российской Федерации (смешанный формат).

Информируем, что с особенностями организации образовательного процесса во втором семестре 2020/2021 учебного года в конкретной образовательной организации высшего образования иностранные обучающиеся могут узнать в образовательной организации и на ее сайте.

При возникновении дополнительных вопросов рекомендуем обращаться на горячую линию конкретной образовательной организации, а также горячую линию Минобрнауки России по обеспечению правовой и социальной защиты студентов (9:00 – 17:00 по московскому времени) тел.: 8(800) 222-55-71.

36. Как приступить к обучению в очном формате иностранным студентам, прибывающим из государств, с которыми уже возобновлено авиасообщение?

В условиях сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции в соответствии с Методическими рекомендациями Роспотребнадзора МР 3.1/2.1.0205-20 «Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в образовательных организациях высшего образования» (изменения № 2 от 11 февраля 2021 года) студенты-иностранные граждане, прибывающие из государств, с которыми уже возобновлено авиасообщение, обследуются на COVID-19 методом ПЦР дважды – не ранее чем за три календарных дня до прибытия на территорию Российской Федерации и в течении 72 часов после въезда на территорию Российской Федерации.

Медицинские документы, подтверждающие отрицательный результат лабораторного исследования материала на COVID-19 методом полимеразной цепной реакции (ПЦР), полученные до и после въезда на территорию Российской Федерации, могут быть предоставлены на русском или английском языках.

До получения результатов лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР после прибытия на территорию Российской Федерации соблюдается режим изоляции.

Таким образом, студенты-иностранные граждане допускаются к учебному процессу только при наличии двух отрицательных результатов теста на COVID-19 методом ПЦР.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *