какие упражнения можно применять для совершенствования передачи мяча двумя руками сверху
Парные упражнения на совершенствование передачи мяча в волейболе
Статья написана с использованием материалов методического пособия В.В.Мерзлякова и В.В.Гордышева «Игры, эстафеты, игровые упражнения волейболиста».
Передача мяча в волейболе – один из основных технических элементов ведения игры. Для удобства, представленные в статье парные упражнения изложены в порядке нарастания сложности.
1. Первый игрок набрасывает мяч партнеру, с различной траекторией и на различное от него расстояние; партнер принимает мяч и направляет его первому игроку.
2. Передачи мяча способом верхней (нижней) передачи.
3. То же, но с перемещением вправо-влево приставным шагом.
4. Резкие кистевые передачи на уровне груди.
5. Передачи в парах, после отскока мяча от пола.
6. Первый игрок выполняет передачу над собой двумя руками снизу, а затем – делает передачу партнеру двумя руками сверху; партнер принимает мяч и делает передачу над собой двумя руками снизу, а затем – передачу партнеру двумя руками сверху и т. д.
7. То же, но над собой передачу выполнять двумя руками сверху, а партнеру – двумя руками снизу.
8. Верхние (нижние) передачи мяча друг другу; после каждой передачи – сесть на пол, а затем встать (выполнить кувырок, или перекат на грудь («рыбу»)).
9. Передачи сидя на полу.
10. Первый игрок находится с мячом, второй – в положении сидя. Первый выполняет передачу и садится, второй – приняв мяч, делает передачу над собой, встает и пасует мяч первому и т. д.
11. Передача партнеру, тот выполняет передачу над собой и в прыжке возвращает мяч.
12. Передачи в прыжке друг другу.
13. Первый игрок стоит спиной ко второму. Второй набрасывает мяч партнеру (на различное от него расстояние) и дает сигнал «Мяч!» («Ап!» и т. д.). После сигнала, первый игрок поворачивается и принимает мяч. Второй ловит мяч и упражнение повторяется.
14. Передачи в парах; после каждой передачи – разворот на 360 градусов.
15. Передача партнеру, тот выполняет передачу над собой и, развернувшись на 180 градусов, возвращает мяч верхней (нижней) передачей и т. д.
16. Прием мяча, отскочившего от сетки, любым способом, после броска, или нападающего удара партнера, расположенного сбоку, или за спиной занимающегося.
17. Передачи в парах; партнеры поочередно выполняют обманные удары, с имитацией нападающего удара.
18. Передачи в парах: партнеры постепенно увеличивают расстояние между собой до 12-16 м, а затем постепенно уменьшают, до 1,5-2 метров и т. д.
19. Передачи в парах: первый игрок выполняет передачу таким образом, чтобы мяч не долетел до партнера. Партнер, подбежав под мяч, пасует первому игроку, а сам возвращается в исходное положение (можно спиной вперед) и т. д. После серии передач партнеры меняются ролями.
20. Передачи в парах: первый игрок делает передачу партнеру и, следом за передачей, перемещается к нему на расстояние 2-3 метра; второй пасует первому, первый пасует второму и возвращается в исходное положение (можно спиной вперед); второй игрок делает передачу и, вслед за ней, перемещается к первому на расстояние 2-3 метра и все повторяется в зеркальном виде и т. д.
21. Передачи вдоль сетки, в прыжке, стараясь, чтобы мяч проходил как можно ближе к сетке, почти задевал ее. Во время передачи игроки разворачиваются лицом к сетке и выполняют передачу «боком».
22. Первый игрок выполняет передачу в баскетбольное кольцо, после отскока от пола. Второй, после попадания мяча в кольцо, или же после отскока от кольца, щита, направляет мяч первому. После отскока мяча от пола, первый игрок вновь направляет его в кольцо и т. д. Возможно выполнение упражнения без отскока от пола.
23. Первый игрок делает передачу вправо (влево) от партнера. Тот, переместившись, выполняет передачу и вновь возвращается на свое место. Первый вновь направляет мяч вправо (влево) от партнера и т. д. После серии передач игроки меняются ролями.
24. Партнеры расположены в зонах 3 и 4 (2). Передача из зоны 4 (2) в глубину площадки, игроку зоны 3. Переместившись под мяч, он выполняет передачу для нападающего удара в зону 4 (2), а сам возвращается на свое место. Из зоны 4 (2) вновь выполняется передача в глубину площадки и т. д.
25. Партнеры расположены на расстоянии 10-15 метров. Один выполняет подачу, второй принимает мяч. Затем – сам выполняет подачу, первый принимает и т. д.
Представленные в статье упражнения на совершенствование передачи мяча в волейболе, предполагают творческий подход тренера, который может корректировать упражнения, в зависимости от задач тренировочного занятия и подготовки занимающихся.
Вы можете оценить статью по пятибалльной системе. Спасибо!
(голосов: 55, в среднем: 4,25 из 5)
Совершенствование передачи мяча двумя руками сверху.
В процессе совершенствования учеников учат делать разные по высоте и расстоянию передачи.
Упражнения выполняются в парах. Сначала учащихся ставят на небольшом расстоянии. Один из партнеров подбрасывает мяч над головой и делает передачу двумя руками сверху другому. Тот ловит мяч и выполняет это же упражнение. Основная задача упражнения, чтобы мяч по высокой траектории падал на лоб партнера. Добившись выполнения этой задачи, дается задание делать передачу мяча двумя руками сверху без остановок. В дальнейшем это упражнение усложняется:
1) увеличением расстояния между партнерами;
2) выполнением передачи через сетку;
3) введением дополнительных заданий.
Эти дополнительные задания и позволяют довести до автоматизации технического приема, то есть начинается второй этап овладения действием.
Введение любого дополнительного упражнения требует повышенных усилий при выполнении передачи меча. Ниже приводится ряд примерных заданий.
Упражнения в парах:
первая передача над собой, вторая партнеру;
2. после передачи мяча партнеру выполняется поворот на 360˚;
3. после передачи мяча партнеру выполняется приседание и касание пола руками;
4. после передачи мяча партнеру выполняется отжимание от пола;
5. передача выполняется по высокой траектории на 2-3метра перед партнером, который перемещается на это расстояние вперед;
6. передача выполняется на 1-2метра за партнера, партнер выполняет передачу после перемещения назад;
7. передача выполняется по высокой траектории на 2-3метра влево или вправо от партнера, и он после перемещения под мяч делает передачу;
8. когда учащиеся хорошо овладели передачей мяча после перемещения, нужно усложнить задание – дать упражнения в тройках, с двумя мячами. Два человека стоят с мячами на расстоянии 2-3метра друг от друга, третий напротив них. Первые двое по очереди набрасывают мячи партнеру по прямой, а он после перемещения выполняет передачу. Мячи набрасываются на усмотрение игроков вправо, влево, вперед, назад (усложнение происходит за счет сокращения времени на перемещение и необходимости заранее рассчитывать неизвестную точку приземления мяча).
1. Выполнение передачи над собой на месте со сменой высоты –непрерывное повторение цикла из трёх передач – первая передача – 1,5-2 метра, вторая — 3-4метра, третья максимальная высота.
2. Выполнение передачи двумя руками с перемещением вперед по прямой, по периметру волейбольной площадки и т. д.
3. Выполнение передачи в стену в определённую отметку.
4. Выполнение передачи в стену в определенную отметку с последующим под отскочивший мяч.
5. Выполнение передачи с попаданием в баскетбольное кольцо.
Главная задача в обучении передаче двумя руками сверху, правильная постановка кистей. Для проверки этого есть специальное упражнение:
– выполняя невысокую передачу над собой, за счет работы рук, нужно встать на колени, сесть на пол и лечь на спину, а затем, выполняя всё в обратном порядке, встать. При правильной постановке кистей мяч не должен упасть.
Передача мяча двумя руками сверху в сторону и назад.
Следующий этап совершенствования передачи мяча двумя руками сверху – передача мяча в сторону и назад.
Так как в волейболе нельзя заранее спрогнозировать все игровые ситуации, и может возникнуть положение, когда игрок должен будет передачу двумя руками сверху в сторону и назад. Применяются они в основном при игре у сетки, когда нужно выйти из сложной ситуации, либо обмануть соперника и перевести мяч в то место, где его меньше всего ждут.
При передаче мяча в сторону – нога и рука противоположная той стороне, в которую производится передача полностью выпрямляется и туловище наклоняется в сторону полета мяча. А нога и рука, соответствующие стороне полета мяча, разгибаются в зависимости от траектории полета мяча, чем выше траектория полета мяча, тем больше они разгибаются. При передаче мяча назад – движение ног, рук, туловища направлено по дуге назад, в конечной точке игрок достигает положения натянутого лука, а кисти опускаются пальцами назад – вниз в зависимости от траектории полёта мяча, чем ниже траектория полета мяча, тем больше они опускаются.
Для разработки навыка этих передач выполняются упражнения в парах и тройках.
Упражнение в парах.
1. Передачи мяча в парах по очереди правым и левым боком.
2. Передача мяча в парах спиной к партнёру.
Упражнение в тройках.
Два партнёра стоят на боковых линиях волейбольной площадки,
один в середине между ними. Партнер, стоящий на боковой линии,
выполняет верхнюю передачу партнеру, стоящему в середине, а тот выполняет передачу сверху в сторону третьему партнёру.
2. Учащиеся располагаются, как в предыдущем упражнении, но партнёр, стоящий в середине, направлен лицом к передающему, а передачу назад выполняет третьему партнёру.
Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 3132 ; Мы поможем в написании вашей работы!
«Совершенствование передачи мяча сверху двумя руками»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средне общеобразовательное учреждение №15»
« Совершенствование передачи мяча сверху двумя руками».
Учитель физической культуры
ПЛАН – КОНСПЕКТ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ВОЛЕЙБОЛУ
Закрепление техники верхней передачи мяча.
Сплочение коллективизма и устойчивого интереса к волейболу.
Развивать скоростно-силовые качества.
ТИП УРОКА: обучающий
МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: индивидуальный, групповой, игровой.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: спортивный зал МБОУ «СОШ №15».
ИНВЕНТАРЬ: волейбольные мячи.
ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 90 минут.
2. Ходьба на носках, в полуприседе, в полном приседе.
Наклоны вперёд к правой и левой ноге.
Бег с разминкой пальцев, кистей рук, с высоким подниманием бедра, с захлестом голени, приставным левым и правым боком, с подскоками, с изменением направления движения по свистку, ускорения.
-ускорение до сетки, вдоль сетки перемещение боком, ускорение спиной, перемещение боком с имитацией приема с низу;
ОРУ с мячом в парах:
Перебрасывание мяча в парах левой и правой рукой.
Перебрасывание мяча в парах двумя руками о пол.
Ходьба в полном приседе (мяч вверху)
Прыжки в приседе с мячом.
Дежурный сдает рапорт учителю Тренер сообщает задачи.
Тренер добивается правильного выполнения упражнений,
Выполнять правильно, не спешить
Смотреть через левое плечо
Максимальный вынос бедра
Тренер оказывает помощь, исправляет ошибки индивидуально.
Верхняя передача в парах:
-подбросить мяч над собой, и выполнить передачу вверх над собой
-передача над собой, а вторая – партнёру;
-верхняя передача мяча в парах (напротив друг друга);
-верхняя передача мяча в парах в прыжке.
Верхняя передача мяча в парах через сетку:
-передача мяча в парах с перемещением влево, вправо;
-передача над собой, а вторая – партнёру в движении;
— точные передачи в парах на различные расстояния в движении;
— учащиеся стоят в колонне по одному лицом к сетке на обеих сторонах площадки, поочередно выполняют передачу и возвращаются в конец колонны;
— встречная передача мяча с переходом из колонны в колонну.
Передачи мяча в тройках:
Два учащихся располагаются по краям площадки, а третий встает между ними:
-передача мяча через центрального игрока (первая передача в центр, вторая в крайнему игроку), по свистку учащиеся меняют центрального игрока;
-крайний игрок выполняет передачу над собой, вторую выполняет в центр, центральный игрок выполняет передачу спиной другому игроку и разворачивается к нему лицом, второй игрок выполняет первую передачу над собой, вторую возвращает в центр. По свистку меняют центрального игрока;
-встречные передачи мяча со сменой мест. Игроки выполняют передачу в крайнему и перебегает на его место.
Двухсторонняя игра в волейбол.
Обратить внимание на правильность стойки волейболиста и положение рук для передачи.
Руки разгибаются полностью, пальцы и кисти рук как можно дольше сопровождают мяч
Обратить внимание на правильность стойки волейболиста и положение рук для передачи.
Руки разгибаются полностью, пальцы и кисти рук как можно дольше сопровождают мяч
Обратить внимание на точность передачи
Тренер оказывает помощь показом, подсчетом, исправляет ошибки.
Игра проходит по правилам соревнований по волейболу, из трех партий. Проигравшая команда выполняет 150 прыжков через скакалкую
Построение, подведение итогов занятия.
Повторить передачу мяча сверху
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Физическая культура и спорт: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя физической культуры в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДБ-1108295
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Заболеваемость ковидом среди студентов и преподавателей снизилась на 33%
Время чтения: 4 минуты
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Онлайн-конференция о дизайн-мышлении в современной дошкольной педагогике
Время чтения: 2 минуты
Школьники Свердловской области с 8 ноября перейдут на дистанционку
Время чтения: 0 минут
В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Подводящие упражнения для изучения и совершенствования передачи мяча двумя руками сверху.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Волейбол «Первые шаги» 2 часть
Подводящие упражнения для изучения и совершенствования передачи мяча двумя руками сверху.
I . Положение кистей рук при передачи мяча двумя руками сверху.
Упр. 1. Мяч на полу – правильно положить руки на мяч (пальцы врозь, кисти развернуты), выполняем набивание мяча об пол.
Упр. 2. Мяч в руках над головой, держать при правильном положении кистей (ноги согнуты, расставлены)
Упр. 3. Подбросить мяч снизу, невысоко над головой – правильно поставить руки, поймать мяч (ноги согнуты, расставлены).
Упр. 4. Такие же упражнения выполняются с набивным мячом (1кг) (следить за правильным положением рук и ног)
II. Подводящие упражнения для изучения передачи мяча двумя руками сверху.
Упр. 1. Игрок выполняет последовательно одну за другой передачи мяча над собой (Высота передачи 1.5 и 2.5м.)
Упр. 2. Игрок выполняет одну за другой передачи мяча над собой, делая предварительный хлопок.
Упр. 3. Передача в стену, многократно, постепенно увеличивая расстояние от стены.
Упр. 4. Многократная передача над собой.
Упр. 5. Чередование передач в стену и над собой.
Упр. 6. Передача в парах. Передача над собой, затем, вторым касанием– партнёру, партнёр ловит мяч.
Упр. 7. И. П, сидя, ноги врозь. Партнёр набрасывает мяч, сидящий отбивает верхней передачей, партнёр ловит.
Упр. 8. Ударить мяч перед собой в пол, так, чтобы отскок был выше головы, верхней передачей направить партнёру.
Упр. 9. Верхняя передача мяча в парах.
Упр. 10. Передача мяча над собой, затем партнёру. Партнёр принимает мяч, делает передачу над собой, затем первому.
Упр. 1. Верхняя передача мяча в паре через сетку.
Упр. 2. Учащиеся стоят в колонну по три лицом к сетке с обеих её сторон на расстоянии 2-3 метра. Задача: передать мяч через сетку и убежать назад в свою колонну.
Упр. 3. То же, что описано в Упр. 2, но перебежать под сеткой в противоположную колонну.
IV Игры с элементами волейбола.
Упр. 1. Передача мяча в парах. Задача: за определенный период времени сделать как можно больше передач.
Упр. 2. Передача мяча в тройках. Задача: за определенный период времени сделать как можно больше передач.
Упр. 3. Игроки стоят в кругу, передача мяча, допустивший ошибку выбывает. Оставшийся один игрок – победитель.
Упр. 4. Игра в волейбол по упрощенным правилам. Начало игры – передача мяча из второй зоны. Принимающая команда может ловить мяч, затем игроки используя верхнюю передачу разыгрывают мяч.
1. «Волейбол у истоков мастерства» автор. Ю.Д.Железняк, В.А.Кунянский
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Физическая культура и спорт: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя физической культуры в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДБ-1502864
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Студенты Хабаровского края перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 1 минута
Заболеваемость ковидом среди студентов и преподавателей снизилась на 33%
Время чтения: 4 минуты
Школьники Свердловской области с 8 ноября перейдут на дистанционку
Время чтения: 0 минут
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки: вузы вправе вводить QR-коды для посещения корпусов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
«Волейбол. Обучение передаче двумя руками сверху»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МАОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа №2»
Методическая разработка
«Волейбол. Обучение передаче двумя руками сверху».
Фомин Максим Игоревич
1. Подводящие упражнения
2. Обучение передачи двумя руками сверху
3. Совершенствование передачи мяча двумя руками сверху
4. Передача мяча двумя руками сверху в сторону и назад
5. Выполнение передачи мяча в облегченных игровых условиях
Весь процесс в школе заключается в обучении детей умениям и формировании на этой основе навыков. Это два этапа в процессе усвоения, но они находятся во взаимной связи. Так, обучение умениям возможно только на основе знаний, а формирование навыков является учебной практикой, в процессе которой учащиеся обучаются применять приобретенные знания и умения.
Обучение умениям и формирование навыков подчиняются определенным закономерностям. Обучение умениям – это процесс усвоения приемов динамических решений. А это значит, что процесс обучения любому умению должен подчиняться тем же закономерностям, которым подчиняется процесс усвоения.
Приступая к обучению умению, учитель должен показать правильное его выполнение, т.е. организовать восприятие, после чего учащиеся должны сами осуществлять это умение. В процессе этой деятельности ученики должны восстановить в памяти те знания и умения, которые им необходимы.
Учебный процесс в школе только тогда приобретает общественный смысл, когда он не только обеспечивает учащихся знаниями, но и обучает их применять эти знания в жизни – производительном труде. По тому нам интересно проанализировать, как развивая конкретные умения и навыки (например технические приемы при игре в волейбол) на уроке физкультуры.
1. Подводящие упражнения.
Подводящие упражнения служат для подготовки соответствующих мышц к выполнению технических приемов, в данном случае к выполнению передачи двумя руками сверху. Так как для выполнения передачи двумя руками сверху необходимы сильные мышцы верхнего плечевого пояса, рук и кистей, в первую очередь даются упражнения, укрепляющие именно эти мышцы.
Сначала применяются общеукрепляющие упражнения:
1. Отжимания:
а. отжимания от скамейки;
б. отжимания от пола;
в. отжимания на кулаках;
г. отжимание на пальцах;
д. отжимание со сближенной постановкой кистей;
е. отжимание с хлопком;
ж. отжимание на одной руке.
Здесь приведены отжимания в порядке усложнения. В зависимости от степени физической подготовленности выбирается подходящий для каждого занимающегося вид отжимания. Увеличиваем от занятия к занятию количество отжимания, переходим от простых к более сложным отжиманиям.
2. Ходьба на руках — упражнение в парах:
а. ходьба на руках, ноги на полу;
б. ходьба на руках, партнер держит ноги;
в. бег на руках, партнер держит ноги;
г. прыжки на руках, партнер держит ноги,:
д. отжимание, партнер держит ноги:
е. отжимания с хлопком, партнер держит ноги.
Первые два упражнения применяются в начальной стадии обучения. Последующие четыре применятся, когда учащиеся достигли определенной физической подготовленности и могут выполнять сложные отжимания.
Применяется на протяжении всего курса обучения волейболу, как упражнение, позволяющие развить силу рук.
Одновременно с укреплением мышц рук, учащихся надо приучать к мячу, так как дети бояться летящего мяча, и, чтобы они смогли его поймать, надо этот страх устранить. Для этого применяют упражнение специальной физической подготовки. Это упражнения с баскетбольными и набивными мячами тренируют самые слабые мышцы – мышцы пальцев, к которым, при выполнении передачи двумя руками сверху, предъявляются наибольшие требования.
Броски:
а. двумя руками от груди;
б. двумя руками из-за головы;
в. одной рукой из-за головы;
г. одной рукой, стоя противоположным боком по направлению броска.
По мере преодоления страха и овладения ловлей мяча задачи усложняются.
а. ловить, касаясь мяча только пальцами;
б. ловить мяч перед собой, предварительно переместившись в удобное положение;
в. увеличить вес мяча, выполняя первые два упражнения.
2. Обучение передаче двумя руками сверху.
Подготовив нужные мышцы, приступаем к непосредственному обучению передаче двумя руками сверху.
Учащиеся берут набивные мячи весом 2-3кг, встают в основную стойку волейболиста – стопы параллельно друг другу, одна нога несколько сдвинута вперед, все суставы согнуты, руки над головой, локти согнуты в стороны, пальцы максимально разведены, указательные и большие пальцы образуют равнобедренный треугольник.
Из этого положения учащиеся выполняют броски тяжелых мячей над собой. Во время броска – сначала выпрямляют голеностопный, затем коленный и тазобедренный суставы, заканчивают бросок выпрямлением рук. Ловят мяч на пальцы и ладони, сгибая суставы в обратном порядке. Эти упражнения позволяют добиться нужной растяжки пальцев и правильной остановки кистей над головой.
Следующее упражнение – броски из стойки для передачи мяча двумя руками сверху баскетбольного мяча в стенку с последующей ловлей мяча. Во время выполнения этого упражнения даются задания:
1) уменьшение времени задержки мяча во время ловли;
2) во время ловли касаться мяча только пальцами;
3) уменьшать время задержки при касании пальцами;
4) попытаться бросить мяч в стену с минимальной задержкой;
5) повторить четвертое упражнение, выполняя броски мяча вверх над собой.
После упражнения с тяжелыми мячами руки приобретают достаточную силу, а пальцы нужную растяжку для выполнения передачи двумя руками сверху непосредственно волейбольным мячом.
Выполняются следующие упражнения:
1) броски и ловля мяча в стойке волейболиста для передачи руками сверху;
2) после броска, мяч отбивают ударом пальцами без касания ладонями, то есть непосредственно выполняют передачу двумя руками сверху;
3) выполнение передачи двумя руками сверху несколько раз без перерыва.
Следует сразу исправлять ошибки. В первую очередь обратить внимание на постановку кистей (для того, чтобы передача получилась точно вверх, кисти должны быть достаточно развернуты на лоб и локти согнуты и разведены в стороны).
4) броски мяча в стойке волейболиста для передачи мяча двумя руками сверху, и ловя после отскока;
5) выполнение упражнения №4 с минимальной задержкой мяча,
6) подбросить мяч над головой двумя руками снизу и сделать передачу мяча двумя руками сверху в стену;
7) выполнять передачу мяча двумя руками сверху в стену без перерыва несколько раз.
Обратить внимание, чтобы кисти начинали движение ото лба, перед началом передачи движение начиналось с выпрямления ног.
Здесь также хорошо применять специальный тренажер “Подвешенный мяч” (рис.1).
При помощи этого тренажера можно отрабатывать правильное положение пальцев на мяче и правильное движение всех частей тела во время передачи мяча двумя руками сверху.
На этом заканчивается первый этап овладения действием –детализированное обучение техническому приему.
Рис. 1. Тренажер “Подвешенный мяч”
3. Совершенствование передачи мяча двумя руками сверху.
В процессе совершенствования учеников учат делать разные по высоте и расстоянию передачи.
Упражнения выполняются в парах. Сначала учащихся ставят на небольшом расстоянии. Один из партнеров подбрасывает мяч над головой и делает передачу двумя руками сверху другому. Тот ловит мяч и выполняет это же упражнение. Основная задача упражнения, чтобы мяч по высокой траектории падал на лоб партнера. Добившись выполнения этой задачи, дается задание делать передачу мяча двумя руками сверху без остановок. В дальнейшем это упражнение усложняется:
1) увеличением расстояния между партнерами;
2) выполнением передачи через сетку;
3) введением дополнительных заданий.
Эти дополнительные задания и позволяют довести до автоматизации технического приема, то есть начинается второй этап овладения действием.
Введение любого дополнительного упражнения требует повышенных усилий при выполнении передачи меча. Ниже приводится ряд примерных заданий.
Упражнения в парах:
первая передача над собой, вторая партнеру;
2. после передачи мяча партнеру выполняется поворот на 360˚;
3. после передачи мяча партнеру выполняется приседание и касание пола руками;
4. после передачи мяча партнеру выполняется отжимание от пола;
5. передача выполняется по высокой траектории на 2-3метра перед партнером, который перемещается на это расстояние вперед;
6. передача выполняется на 1-2метра за партнера, партнер выполняет передачу после перемещения назад;
7. передача выполняется по высокой траектории на 2-3метра влево или вправо от партнера, и он после перемещения под мяч делает передачу;
8. когда учащиеся хорошо овладели передачей мяча после перемещения, нужно усложнить задание – дать упражнения в тройках, с двумя мячами. Два человека стоят с мячами на расстоянии 2-3метра друг от друга, третий напротив них. Первые двое по очереди набрасывают мячи партнеру по прямой, а он после перемещения выполняет передачу. Мячи набрасываются на усмотрение игроков вправо, влево, вперед, назад (усложнение происходит за счет сокращения времени на перемещение и необходимости заранее рассчитывать неизвестную точку приземления мяча).
1. Выполнение передачи над собой на месте со сменой высоты –непрерывное повторение цикла из трёх передач – первая передача – 1,5-2 метра, вторая — 3-4метра, третья максимальная высота.
2. Выполнение передачи двумя руками с перемещением вперед по прямой, по периметру волейбольной площадки и т. д.
3. Выполнение передачи в стену в определённую отметку.
4. Выполнение передачи в стену в определенную отметку с последующим под отскочивший мяч.
5. Выполнение передачи с попаданием в баскетбольное кольцо.
Главная задача в обучении передаче двумя руками сверху, правильная постановка кистей. Для проверки этого есть специальное упражнение:
– выполняя невысокую передачу над собой, за счет работы рук, нужно встать на колени, сесть на пол и лечь на спину, а затем, выполняя всё в обратном порядке, встать. При правильной постановке кистей мяч не должен упасть.
4. Передача мяча двумя руками сверху в сторону и назад.
Следующий этап совершенствования передачи мяча двумя руками сверху – передача мяча в сторону и назад.
Так как в волейболе нельзя заранее спрогнозировать все игровые ситуации, и может возникнуть положение, когда игрок должен будет передачу двумя руками сверху в сторону и назад. Применяются они в основном при игре у сетки, когда нужно выйти из сложной ситуации, либо обмануть соперника и перевести мяч в то место, где его меньше всего ждут.
При передаче мяча в сторону – нога и рука противоположная той стороне, в которую производится передача полностью выпрямляется и туловище наклоняется в сторону полета мяча. А нога и рука, соответствующие стороне полета мяча, разгибаются в зависимости от траектории полета мяча, чем выше траектория полета мяча, тем больше они разгибаются. При передаче мяча назад – движение ног, рук, туловища направлено по дуге назад, в конечной точке игрок достигает положения натянутого лука, а кисти опускаются пальцами назад – вниз в зависимости от траектории полёта мяча, чем ниже траектория полета мяча, тем больше они опускаются.
Для разработки навыка этих передач выполняются упражнения в парах и тройках.
Упражнение в парах.
1. Передачи мяча в парах по очереди правым и левым боком.
2. Передача мяча в парах спиной к партнёру.
Упражнение в тройках.
Два партнёра стоят на боковых линиях волейбольной площадки,
один в середине между ними. Партнер, стоящий на боковой линии,
выполняет верхнюю передачу партнеру, стоящему в середине, а тот выполняет передачу сверху в сторону третьему партнёру.
2. Учащиеся располагаются, как в предыдущем упражнении, но партнёр, стоящий в середине, направлен лицом к передающему, а передачу назад выполняет третьему партнёру.
^ 5. Выполнение передачи мяча в облегченных игровых условиях
Приступаем к третьему этапу овладения действием – способность применять технический прием в играх. Для достижения победы в игре противники всегда пытаются максимально затруднить прием мяча соперником. Выполняя прием мяча в таких условиях, принимающий не всегда точно доводит мяч до пасующего, но чтобы выполнить хорошую передачу для организации ответной атаки, пасующий должен переместиться под мяч, так чтобы он падал ему точно на лоб. Только из этой точки можно передавать мяч в любом направлении: вперед, назад, в сторону.
Поэтому необходимо научить детей, ориентируясь в пространстве и времени, успевать переместиться под мяч, летящий после приема, оценив предварительно по траекторию полета, точку на площадке куда он будет падать и время, когда он там окажется.
На этом этапе целесообразнее применять упражнение моделирующие локальные игровые ситуации, в которых участвуют от трех до шести игроков. Их ставят по номерам на одной стороне площадки, и даются задания:
1. Передача мяча стоящему рядом игроку по схеме:
1-2-3-4-5-6-1 и т.д.; 1-6-5-4-3-2-1 и т.д.;
2. Передача мяча от игрока второй линии игроку первой линии по схеме:
3. Передача мяча от игроков второй линии игроку стоящему на месте №3 по схеме:
4. Передача мяча от игроков второй линии игроку, стоящему на месте №3. Этот игрок делает передачу в №2 или в №4 с последующей передачей на вторую линию.
Необходимое требование в этих упражнениях – как можно больше выполнить передач, не теряя мяч. После того как эти упражнения ученики смогут выполнять достаточно долго, не теряя мяч, вводятся задания передач в сторону и назад. Следующее задания имитирующие игру с тремя касаниями на одной стороне:
1) Первая передача мяча от игрока второй линии в №3, вторая передача из №3 в №2 или №4 по очереди и третья передача на половину противника.
2) Повторение первого упражнения с передачами в сторону в №2, №3, №4.
3) Повторение первого упражнения с передачами назад в №2, №3, №4.
4) Выполнение предыдущих упражнений после выбрасывания мяча с противоположной стороны площадки и приема мяча на второй линии.
В этой методической работе приведены упражнения достаточные для освоения передачей мяча двумя руками сверху. Но на усмотрение преподавателя можно давать и другие упражнения, либо какие-нибудь другие творческие находки.
1. Волейбол: Учебник для вузов физической культуры. Под редакцией А.В.Белява, М.В. Савина г.Москва 2002г.
2. Волейбол: Учебник для вузов физической культуры. Под редакцией Ю.Д. Железняка, А.В. Ивойлова ФиС 1991 г.
3. Настольная книга тренера. Наука побеждать. Озолин Н.Г. г.Москва ООО «Издательство Астрель» 2003г.