какие меры можно предпринять на ходу судна для уменьшения угрозы пиратского нападения
Способы предотвращения пиратских нападений
Самым простым способом предотвращения нападения на судно является усиление мер бдительности и предосторожности, демонстрации которых при наблюдении за судном-объектом нападения будет достаточно, чтобы охладить воинственный пыл пиратов и заставить их призадуматься о целесообразности налета. Для этого необходимо при входе в пиратоопасный район ввести в действие заранее разработанное и утвержденное положение с четко расписанными действиями экипажа по:
На сегодняшний день уже есть широкий выбор в предлагаемых как частными, так и иными охранными фирмами средств обнаружения, отпугивания налетчиков, среди которых возможно и доступно приобретение приборов ночного видения с инфракрасными лучами и оповещения, емкостей с распылением слезоточивого газа, колючей проволоки с сигнализацией. Все это окажет действенную помощь морякам в обеспечении охраны и обороны судов в пиратоопасных районах Мирового Океана.
Обычные меры предосторожности.
1. Усиление бдительности.
Большинство нападений можно избежать демонстрацией нападающим того, что их планы раскрыты, фактор внезапности потерян, и судно готово к отражению нападения. Пираты должны видеть меры, осуществляемые для подготовки к «бою». Патрулирование судна должно осуществляться в произвольном порядке, чтобы лишить, нападающих возможности установить систему и периодичность чередования маршрутов обхода и смен вахт бдительности.
2.Организация круглосуточного визуального наблюдения и вахт бдительности.
Эти меры включают в себя и обеспечение постоянной работы радарной станции с коротким радиусом действия для выявления и идентификации плавающих предметов. При этом необходимо помнить, что используемые пиратами шаланды и небольшие лодки трудноуловимы и порой неотражаемы на экранах радаров, а постоянное визуальное наблюдение с мостика, надстроек должно компенсировать недостатки, погрешности технических средств слежения. В пиратоопасных районах нужно избегать торговых контактов с населением, особенно в лодках, что может быть ширмой готовящейся акции.
3. Усиление ночных вахт, организация наблюдения ночью.
4. Задраивание люков и ходов сообщения.
Люки, двери в помещения и т.п. должны быть заперты, клюзы закрыты, но с учетом ситуации, когда аварийный выход понадобится самому экипажу для ухода в укрытие или в случае пожара, крушения и т.п. То есть, все меры предосторожности должны предприниматься не в ущерб требованиям безопасности мореплавания. Каюты экипажа и иллюминаторы должны быть постоянно задраены, предельно важно блокирование проходов к жилым помещениям судна.
5. Устойчивая ВЧ радиосвязь.
Устойчивая радиосвязь должна поддерживаться с находящимися поблизости судами, береговыми властями. Радиостанция должна размещаться не в каюте капитана и вне радиорубки, как первоочередных объектов нападения.
Для наблюдения за баком, ютом, прилегающими участками акватории, обнаружения и ослепления налетчиков в темное время, на крыльях мостика устанавливаются прожекторы, а дежурные силы обеспечиваются фонарями. Следует помнить, о том, что при этом не должна страдать безопасность мореплавания и огни вахт бдительности яркостью не должны превосходить навигационные или сливаться с ними.
7. Использование шлангов и др. оборудования.
Вышеупомянутое оборудование должно содержаться в полной готовности к быстрому использованию с постоянной подачей воды в шланги и к моечной помпе, в готовности полива зоны возможного нападения на юте.
8. Профилактика хищений.
С палубы необходимо убрать все переносимые части оборудования и разместить в надежном месте. Контейнеры опечатать и поставить плотно, дверями к дверям; во избежание хищения содержимого, задраить все переходы к хранилищам и грузовым помещениям, но не в ущерб плану эвакуации.
9. Оборудование безопасных помещений.
10. Доведение до экипажа плана обеспечения безопасности.
Экипаж должен быть ознакомлен с планом мероприятий и порядком взаимодействия. Предварительно, с ним /экипажем/ должны быть отработаны действия по сигналам тревог.
Меры предосторожности на судне, в порту, на якорной стоянке.
Литература
Безопасность жизнедеятельности и выживание на море – Колегаев М.А. Иванов Б.Н. Басанец Н.Г. [2008]
Защита судна от пиратов: как предотвратить атаку
Морское пиратство уходит корнями вглубь истории, но в последние годы оно превратилось в хорошо организованный преступный бизнес, представляющий проблему для судоходства и серьезную угрозу для моряков. Современные пираты не заинтересованы в примитивных грабежах, которыми промышляли их предшественники; они атакуют суда, чтобы захватить заложников и ценный груз. Более того, пираты, как правило, хорошо осведомлены о своей потенциальной жертве и вооружены сообразно предстоящему мероприятию. Так какие же существуют средства защиты от столь грозной силы?
Знать врага в лицо
Доклад о морском пиратстве, составленный International Maritime Bureau свидетельствует, что, не считая пиратов промышляющих у побережья Бангладеш (вооружены преимущественно ножами), по уровню вооружения лидируют представители Юго-Восточной Азии. Даже местный траулер у берегов Малайзии был захвачен с помощью винтовок M16 в сентябре 2018 года.
Постоянная бдительность
Независимо от национальности, пираты обычно предпочитают одну и ту же тактику. В качестве своих жертв они в основном выбирают балкера и танкера (тихоходные суда с дорогим грузом на борту) и приближаются к ним на скоростных лодках, обстреливая мостик. Большинство атак происходит на рассвете или в сумерках, когда пиратов особенно тяжело заметить.
Отчеты также показывают, что во всех случаях, когда командам удалось успешно предотвратить нападения, они увидели пиратов заранее и подняли тревогу. Следовательно, во время прохождения опасных участков организуйте постоянное наблюдение: на палубе, через радар и с помощью системы видеокамер.
Конечно в идеале, на борту может быть вооруженная охрана, которая полностью возьмет на себя возможный инцидент с пиратами. Как правило, стоит им с помощью нескольких выстрелов «передать сообщение», что судно будет оказывать вооруженное сопротивление, и банда отступает в поисках более уязвимой добычи. Но вооруженная охрана – дорогое и все еще несколько сомнительное с точки зрения законодательства многих стран приобретение.
Оружие против пиратов
Итак, команда заметила надвигающуюся угрозу, но пираты обычно вооружены, а люди на борту нет. Все же существует несколько эффективных способов защиты:
Еще одна интересная технология была представлена американской компанией International Maritime Security Network. Они разработали так называемую Liquid Deterrent System (Жидкую Систему Сдерживания) – жгучую зеленую жидкость с отвратительным запахом, которой нужно окатить приближающихся пиратов. Разработчики утверждают, что захват судна будет моментально прекращен, поскольку вещество заставляет людей прыгать в воду, чтобы избавиться от ужасного запаха и непреодолимого жжения кожных покровов.
Также высокоэффективными являются защитные электрические заграждения (Secure Electric Fences)и специальные Razor Wire Canisters (бочки с натянутой между ними проволокой с лезвиями), которые являются более изощренными версиями баррикад из колючей проволоки. Также ценятся различные виды ловушек-сетей, призванных опутать винты пиратских лодок и впоследствии полностью их обездвижить.
Нелетальное оружие
Действия экипажа при нападении пиратов
Комитет по безопасности на море ИМО определил две основные ситуации,которые могут возникнуть при нападении пиратов:
1. Пираты обнаружены судовым персоналом до высадки на судно;
2. Пираты высаживаются на судно неожиданно, захватывая заложников и угрожая насилием/смертью экипажу судна.
В зависимости от указанных выше ситуаций следует руководствоваться следующим.
Пираты обнаружены до высадки на судно: если пиратами не было выставлено требование судну соблюдать радиомолчание, с судна должно быть немедленно послано сообщение с категорией “Piracy/armed robbery attack” в адрес близкорасположенных судов и властей, находящихся на берегу.
При этом должны быть задействованы все возможные способы передачи сообщения: система ИНМАРСАТ, оборудование ЦИВ с использованием соответствующих частот бедствия ЦИВ, любое другое оборудование с использованием любых частот бедствия.
Пираты высадились на судно неожиданно
В случае если требованиями пиратов судну запрещено вести какие-либо передачи и выполнение рекомендаций, изложенных выше, может привести к физическому насилию/смерти членов экипажа судна, любые такие требования должны быть выполнены, т.к. у них может быть оборудование, способное обнаружить любые радиосигналы, включая сигналы спутникового оборудования.
Таким образом, в случае нападения на судно пиратов передавать сообщение с категорией “Piracy/armed robbery attack” рекомендуется лишь при тех обстоятельствах, когда пиратами, находящимися на борту, не было выставлено требование соблюдать радиомолчание.
Передача указанного сообщения должна осуществляться путем нажатия скрытых кнопок, расположенных по крайней мере в трех разных местах на судне:
2) в каюте капитана;
3) в машинном отделении.
Нажатие на кнопку должно привести к тому, что спутниковый терминал автоматически выберет сообщение о нападении и передаст его соответствующему береговому полномочному органу.
Во избежание передачи ложного аварийного оповещения для приведения кнопки в действие должна использоваться кодовая последовательность,не допускающая ее случайного срабатывания.
Рекомендуемая практика по защите от пиратов
Анализ показывает, что захвату способствуют следующие факторы:
низкий надводный борт;
недостаток или отсутствие планов и действий при нападении.
заметное для нападающих отсутствие на судне должного наблюдения и не готовности экипажа отражать атаку.
Обычно нападение производится пиратами с двух или более небольших лодок с мощными моторами и скоростью до 25 узлов, чаще всего они подходят к судну с левого борта или кормы.
Большинство атак происходит в утренние и вечерние часы на восходе и заходе Солнца. Использование пиратами судов-баз позволяет им выходить далеко в море и нападать на суда там, где считалось,что вероятность нападения очень маленькая.
Пираты не смогли захватить ни одного судна скоростью 15 узлов и выше. Большинство отбитых нападений приходится на суда, которые заранее готовились к возможности пиратской атаки, имели планы и проводили тренировки.
Перед проходом капитану и судовладельцу необходимо прежде всего оценить степень риска, и по полученной оценке рассчитать необходимые меры безопасности. Оценку плана производит MSCHOA, и далее
Центр действует в соответствии с этой оценкой, наблюдая за судном все время его пребывания в опасных водах. При реализации плана по отражению пиратской атаки приоритетом следует считать безопасность экипажа и пассажиров.
После регистрации предстоящего прохода судна в MSCHOA желательно за 3-4 дня, капитан должен регулярно сообщать о движении судна в UKMTO.
Рекомендуется провести, непосредственно перед проходом, общесудовое собрание, на котором разъяснить риски и требуемые от экипажа действия, а также провести предварительные учения в соответствии с планом: каждый должен знать свое место, обязанности и особо – средства связи и тревожной сигнализации.
Капитанам особо следует подготовить все необходимое для срочной связи с MSCHOA. Работа AIS – на усмотрение капитана, если он считает, что включенный AIS представляет из себя угрозу, то может его выключить.
Однако при следовании Аденским заливом рекомендуется держать его включенным, ограничив только передаваемую им информацию – название судна, место, курс, скорость, общее состояние – это помогает военным в заливе. Если говорить о следовании в Индийском океане вдоль побережья Сомали, то сами военные рекомендуют выключать AIS полностью, но желательно уведомить о том MSCHOA.
При следовании Аденским заливом судну необходимо уведомить UKMTO, военные настоятельно рекомендуют следовать в границах коридора безопасности.
Судам следует избегать захода в территориальные воды Йемена, т.к. военные корабли не имеют права входить в эти воды для защиты судна даже тогда,когда судно атакуют пираты.
При проходе заливом судно может не наблюдать поблизости военные корабли, но оно должно знать, что его проход наблюдается и все корабли в регионе готовы оказать посильную помощь. MSCHOA настоятельно рекомендует спланировать проход так, чтобы прохождение наиболее опасных участков пришлось на ночное время, как показывает практика ночь – наиболее безопасное время.
Судам следующим в обход Африки, без заходов в порты стран Восточной Африки, рекомендуется проложить курс с восточной стороны Мадагаскара, находясь на удалении не менее 600 миль от побережья Африки. Необходимо уведомлять UKMTO о передвижении судна обычным порядком.
Перед проходом рекомендуется:
спланировать судовое расписание и работы так, чтобы ко времени прохода экипаж отдохнул;
необходимо свести к минимуму весь радиообмен, от воки-токи до AIS;
все механизмы судна должны быть готовы к немедленным действиям – реверсы, включение пожарных насосов и т.п.;
необходимо обеспечить закрытие доступа и контроль над ним в настройке,на мостике, в машинном отделении, жилых помещениях экипажа;
убедиться, что с бортов ничего не свисает, от трапов до концов и шлангов;
если надводный борт низкий, попытаться нарастить планшири так, чтобы крючья и кошки не смогли за них зацепиться;
рекомендуется рассмотреть возможность установки чучел-обманок впередсмотрящих или охранников, если в круговом обзоре с мостика есть «дыры»,необходимо поставить в такие места наблюдателей;
рекомендуется заранее разнести пожарные шланги и подготовить систему к немедленной подаче воды под давлением;
рекомендуется рассмотреть возможность установки проволочных заграждений, но так, чтобы это не повлияло на безопасность экипажа при его перемещениях и особо, чтобы не затруднило аварийный выход;
рекомендуется рассмотреть возможность приобретения и установки пассивных средств защиты;
рекомендуется использование ночной оптики в ночное и вечернее время;
рекомендуется включение системы защитной сигнализации и наблюдения (камеры наблюдения и т.п.), если она на судне имеется;
настоятельно рекомендуется следовать только в пределах коридора безопасности, руководствуясь извещениями и рекомендациями от MSCHOA.
При следовании коридором в составе группы следует поддерживать общую для группы скорость с учетом собственных ограничений.
Если судно собирается следовать в одиночку за пределами коридора – следуйте с максимальной скоростью, а если ваша скорость 18 узлов и выше – рекомендуется следовать самостоятельно, не дожидаясь групп и не ограничивая себя скоростью группы. Не следует забывать о МППСС,например, не выключать в темное время суток ходовые огни.
Включайте наружное освещение только если того требует безопасность;освещение мест, уязвимых для нападения, рекомендуется включать только в том случае (за исключением опасности нападения и непосредственно нападения),если это освещение не затрудняет управление судном. Военные в настоящее время рекомендуют включать только ходовые огни и затемнять или выключать все прочие.
Коридоры безопасности в Аденском заливе
Рекомендуется иметь на мостике все имеющиеся на сегодня фотографии судов-баз пиратов, при обнаружении подозрительных судов следует немедленно сообщать о них в UKMTO и International Maritime Bureau (IMB) (Куала-Лумпур). Задача капитана – распознать угрозу как можно раньше, и немедленно сообщить о ней в UKMTO.
Бдительность и должное визуальное наблюдение прежде всего, не забывать о тактике пиратов – подход к судну с кормовых углов или с левого борта.
Не следует подвергать экипаж ненужному риску, на верхних палубах необходимо ограничиться только самыми необходимыми работами. При обнаружении пиратов рекомендуется устроить как можно больше шума – огнями, сиреной, активностью экипажа – чтобы показать им, что они обнаружены, а судно готово к отражению атаки.
следовать заранее разработанному плану;
активировать план аварийной связи и оповещения;
связаться с UKMTO Dubai, MSCHOA и IMB;
активировать тревожную кнопку;
если AIS была выключена, включить ее;
объявить общесудовую тревогу «Пиратское нападение» голосом и сигнализацией;
по УКВ подать сигнал бедствия MAYDAY на 16 и 8 каналах;
послать сигнал бедствия по DSC (Digital Selective Calling) и Inmarsat-C;
установить телефонную связь с UKMTO.
Если возможно, увеличить скорость до 15 и более узлов и немедленно начать маневрирование зигзагом (небольшими отворотами, больших следует избегать из-за потери скорости). Учесть ветер и волнение и максимально «подставить» пиратов под ветер и волнение, а также носовую и кормовую волны. Дать воду в шланги.
Если пираты высадились на судно:
Прежде чем они доберутся до мостика, успеть предупредить UKMTO,MSCHOA и, если есть время, компанию-судовладельца. Помните – никакого сопротивления пиратам, это может повлечь за собой побои или даже гибель.
Если придется покинуть мостик и машинное отделение, необходимо остановить двигатель и по возможности направить судно в сторону от других судов в целях навигационной безопасности.
С пиратами необходимо вести себя спокойно и выполнять все их требования. Желательно собрать весь экипаж (за исключением вахты на мостике) в одном месте. Если люди находятся в «цитадели» или другом закрытом помещении, не препятствовать пиратам, когда они пытаются туда проникнуть.
В случае вмешательства военных:
НЕЛЬЗЯ использовать фото, кино камеры и мобильные телефоны со вспышкой в течение всего времени действий военных. При высадке военных на борт судна и каких-либо военных действиях, экипажу необходимо лечь на палубу, держа руки за головой – в руках ничего не должно быть, руки должны быть хорошо видны. Не следует делать никаких резких движений без команды военных. На вопросы военных следует немедленно отвечать – назвать себя и свою должность на судне.
Иметь в виду, что в заливе много военных, чей разговорный язык – не английский.
Действия экипажа при нападении пиратов
Комитет по безопасности на море ИМО определил две основные ситуации, которые могут возникнуть при нападении пиратов.
Пираты обнаружены до высадки на судно
Если пиратами не было выставлено требование судну соблюдать радиомолчание, с судна должно быть немедленно послано сообщение с категорией «Piracy/armed robbery attack» в адрес близкорасположенных судов и властей, находящихся на берегу.
При этом должны быть задействованы все возможные способы передачи сообщения: система ИНМАРСАТ, оборудование ЦИВ с использованием соответствующих частот бедствия ЦИВ, любое другое оборудование с использованием любых частот бедствия.
Пираты высадились на судно неожиданно
В случае если требованиями пиратов судну запрещено вести какиелибо передачи и выполнение рекомендаций, изложенных выше, может привести к физическому насилию/смерти членов экипажа судна, любые такие требования должны быть выполнены, т.к. у них может быть оборудование, способное обнаружить любые радиосигналы, включая сигналы спутникового оборудования.
Таким образом, в случае нападения на судно пиратов передавать сообщение с категорией «Piracy/armed robbery attack» рекомендуется лишь при тех обстоятельствах, когда пиратами, находящимися на борту, не было выставлено требование соблюдать радиомолчание.
Передача указанного сообщения должна осуществляться путем нажатия скрытых кнопок, расположенных по крайней мере в трех разных местах на судне:
Нажатие на кнопку должно привести к тому, что спутниковый терминал автоматически выберет сообщение о нападении и передаст его соответствующему береговому полномочному органу.
Рекомендуемая практика по защите от пиратов
Обычно нападение производится пиратами с двух или более небольших лодок с мощными моторами и скоростью до 25 узлов, чаще всего они подходят к судну с левого борта или кормы. Большинство атак происходит в утренние и вечерние часы на восходе и заходе солнца.
Использование пиратами судов-баз позволяет им выходить далеко в море и нападать на суда там, где считалось, что вероятность нападения очень маленькая.
Большинство отбитых нападений приходится на суда, которые заранее готовились к возможности пиратской атаки, имели планы и проводили тренировки.
Непосредственно перед проходом проводится общесудовое собрание, на котором разъясняются требуемые от экипажа действия, а также проводятся предварительные учения: каждый должен знать свое место, обязанности и особо – средства связи и тревожной сигнализации.
Перед проходом рекомендуется:
При обнаружении пиратов рекомендуется устроить как можно больше шума – огнями, сиреной, активностью экипажа, чтобы показать им, что они обнаружены, а судно готово к отражению атаки.
Если пираты высадились на судно:
В случае вмешательства военных:
Литература
Аварии на водном транспорте
Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей – капитанов, лоцманов и членов экипажа. Зачастую аварии происходят из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов.
Среди предварительных мер защиты пассажиру можно посоветовать запомнить дорогу из своей каюты к спасательным шлюпкам на верхнюю палубу, так как во время катастрофы ориентироваться очень трудно, особенно при задымлении и крене судна.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ВЫСАДКЕ С СУДНА
Помните, что решение об оставлении судна принимает только капитан. При высадке с судна выполняйте указания членов экипажа и соблюдайте следующие правила:
— в первую очередь в шлюпках предоставляются места женщинам, детям, раненым и старикам;
— перед посадкой в шлюпку или на спасательный плот наденьте на себя побольше одежды, а сверху – спасательный жилет. Если есть возможность, погрузите в шлюпку одеяла, дополнительную одежду, аварийное радио, питьевую воду и еду;
— если Вы вынуждены прыгать с борта корабля в воду, то желательно с высоты не более пяти метров, закрыв рот и нос одной рукой, второй крепко держась за жилет;
— так как в воде с каждым движением увеличиваются потери тепла, плывите только к спасательному средству;
— после погрузки на спасательное средство необходимо отплыть на безопасное расстояние от тонущего судна (не менее 100 м).
КАК ДЕЙСТВОАТЬ ПРИ ОТСУТСТВИИ СПАСАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ
Находясь в воде, подавайте сигналы свистком или поднятием руки.
Двигайтесь как можно меньше, чтобы сохранить тепло. Потеря тепла в воде происходит в несколько раз быстрее, чем на воздухе, поэтому движения даже в теплой воде должны быть сведены к тому, чтобы только держаться на плаву. В спасательном жилете для сохранения тепла сгруппируйтесь, обхватите руками с боков грудную клетку и поднимите бедра повыше, чтобы вода меньше омывала область паха. Этот способ увеличит расчетный срок выживания в холодной воде почти на 50%. Если на Вас нет спасательного жилета, поищите глазами какой-нибудь плавающий предмет и ухватитесь за него, чтобы было легче держаться на плаву до прибытия спасателей. Отдыхайте, лежа на спине.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ НАХОЖДЕНИИ НА СПАСАТЕЛЬНОМ ПЛАВАТЕЛЬНОМ СРЕДСТВЕ
Примите таблетки от морской болезни. Чтобы сберечь тепло, на шлюпке держитесь ближе к другим пострадавшим, делайте физические упражнения. Давайте пить только больным и раненым. В открытом море, если нет обоснованной надежды достичь берега или выйти на судовые пути, старайтесь держаться вместе с другими шлюпками вблизи места гибели судна.
Держите ноги по возможности сухими. Регулярно поднимайте ноги и двигайте ими для снятия отечности. Никогда не пейте морскую воду. Сохраняйте жидкость в организме, сокращая бесполезные движения. Для сокращения потоотделения днем увлажняйте одежду, а для снижения температуры внутри плота смачивайте водой его наружную оболочку. Употребляйте в день не более 500-600 мл воды, разделив их на многочисленные малые дозы с самой большой дозой вечером. Питайтесь только аварийным запасом пищи. Сохраняйте дымовые шашки до момента, когда появится реальная возможность того, что их заметят. Не применяйте шашки все вместе в надежде обнаружить себя, поручите их применение одному человеку.
Не паникуйте! Помните, что без питья средний взрослый человек может оставаться в живых от 3 до 10 дней. При рационе 500-600 мл воды в сутки разумно действующий взрослый человек способен продержаться даже в тропиках не меньше 10 дней без серьезных изменений в организме. Без пищи можно прожить месяц и более.