какие исторические факты можно найти в былинах
Какие исторические факты можно найти в былинах
«Былины как отражение исторических событий»
Любители народного творчества, его собиратели оставили много воспоминаний о том, как исполнялись былины. Само слово былины происходит от слова быль, т. е. в этих старинных песнях поется о том, что было, о том, что происходило на самом деле.
Былины – героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли. Богатыри любят родную землю, они стоят на страже ее границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают его от порабощения и унижения. Нет ни одной героической былины, где бы богатырь – воин не победил врага.
Первый подвиг – трудовой – Илья совершил немедленно: раскорчевал лес, дубы с корнями выдернул, очистил родительское поле, огородил его.
Мать его наставляет:
А уж поедешь ли ты, чадо наше милое,
А ты во славный да ли во Киев-град,
А не кровавь сабли кровавоей,
А не сироти-ка ты да малых детушек…
Во многих случаях мать добавляет: не тронь слабого, даже невооружённого татарина не трогай.
Все остальные подвиги Ильи – воинские. Во время первой поездки в Киев он освобождает от разбойников Чернигов, берёт в плен Соловья-Разбойника, который 30 лет перекрывал прямоезжую дорогу на Киев. Илья бьется за единую Русь без разделения ее на отдельные земли. Однажды на перекрестке дорог увидел Илья камень, на котором было написано:
В первую дороженьку ехати – убиту быть,
Во другую дроженьку ехать – женату быть,
Третьюю дороженьку ехать – богату быть.
Илья не испугался такой угрозы, и поехал по первой дорожке. Одержал победу над сорока тысячами разбойников.
Илья Муромец как воин, как богатырь старался, где можно избежать кровопролития: не бьет врага, а на их глазах разбивает в щепки дерево. А враги, устрашенные его силой, разбегались. Иногда пугал врагов, показывая свой богатырский лук – со свистом. А иногда он просто высоко подкидывал и потом ловил противника.
В былинах, всегда подчеркивается, что Илья роду незнатного. Он или крестьянский сын, или казак.
Князь Владимир попрекал его простым происхождением:
Ай же ты, мужик да деревенщина!
Во глазах ты, мужик, да й насмехаешься,
Во глазах ты, собака, й подлыгаешьсяч,
Где тебе проехать дорожкой прямоезжеей?
Былины о нашествии врагов на Великую Русь часто начинается с того, что Ильи в это время нет в Киеве – он или уехал, или сидит в заточении. Князь Владимир велел закрыть его в погребе: без воды, без пищи. И вот когда дело совсем худо, князь сам бежит к Илье, просит прощения. Богатырь, несмотря на все презрение к Владимиру, идет сражаться, говоря при этом: не за тебя иду, а за Киев – град, за Русь, за русскую землю, за черных мужиков.
Русский былевой эпос – государственный эпос. Центральная идея, проходящая через все былины, – идея защиты государства, русской земли. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович стоят на богатырской заставе, охраняют Киев. Былины воспевали единое, могучее Киевское государство. Русь должна быть единой! В выражении этой мысли и состоит суть былины об Илье Муромце и Соловье разбойнике. С именем Ильи Муромца связано много и других славных дел, свершенных во имя обороны Руси и благополучия русского народа.
Вольга Святославич (также Волх Всеславьевич) – богатырь, знаменитый персонаж русских былин, сын змея и княжны Марфы Всеславьевны.Основной отличительной чертой Вольги является его хитрость и способность понимать язык птиц и животных. Имя Вольга филологически связано с литературной формой – Олег, а имя Волх связано с литературным – волхв. Исторически образ былинного Вольги, повидимому, восходит к великому князю Олегу, княжившему после Рюрика. Данное былинами Олегу имя Волх соответствует летописному эпитету Олега – вещий («и прозваша Олега вещий») и указывает на «хитрость-мудрость» Олега, его оборотничество.
Калин-царь (иначе Галин, Каин) – эпический татарский царь, нередко упоминаемый былинами.Обычные его эпитеты: собака, вор, проклятый. Калин осаждает Киев с сорока царями, с сорока королями, у которых у каждого силы по сороку тысячей, и посылает с татарином письмо князю Владимиру с требованием без боя сдать Киев. Освободителем города, по одним былинам, является Илья Муромец, по другим – его племянник Ермак Тимофеевич. Илья едет с подарками князя к Калину, чтобы просить отсрочки, а когда Калин не соглашается, начинает избивать его войско. Татары делают подкопы, в которые попадает с конём Илья Муромец. Когда, скрутив его чембурами, татары по приказанию Калина ведут его на казнь, Илья, освободив руки, схватывает татарина и, махая им, прочищает себе дорогу и приколачивает всю силу татарскую. Калин бежит с позором и заклинается впредь ходить на Русь. Иногда в роли Калина выступает Мамай. Былины о Калине принадлежат к числу тех, в которых сохранились яркие следы отношения Руси к татарам.
Новгород обогатил русский эпос двумя героями – Садко и Василием Буслаевым. «Это один из перлов русской поэзии» – так характеризовал В. Г. Белинский былину о Садко, называя ее «поэтической апофеозой Новгорода».
Сказочные и легендарные мотивы былины, ее параллели в мировом фольклоре изучали почти все крупнейшие исследователи русского эпоса, и тем не менее вопрос о ее происхождении до сих пор принадлежит к числу спорных. Есть древнебиблейское имя Садок (Цадок) – праведный, справедливый; в одном из средневековых французских романов брошенный в море грешник тоже носит имя Садок. Среди возможных образов-пареллелей назывался и завораживающий своей игрой все живое Вяйнемейнен в «Кале-вале», миф об Орфее и библейский рассказ об Ионе, древнеиндийские и буддийские легенды, западноевропейские и китайские сказки. Но наряду с этими версиями есть и более простая. Существует вполне достоверное известие, что в 1167 году купец Сатко Сытинец поставил в Новгородском кремле церковь Бориса и Глеба, а былина о Садко во многих вариантах заканчивается его обещанием сделать церковь соборную. «Садко летописи и Садко былин – одно и то же лицо» – таково мнение Д. С. Лихачева, многие другие современные исследователи придерживаются этой же точки зрения.
Но В. Я. Пропп вполне справедливо обращает внимание на своеобразие художественного образа народного певца, созданного в былине: «Герой ее, Садко, не богатырь и не воин, он бедный певец-гусляр. Это не мифический певец типа Вейнемейнена, но и не скоморох, потешающий своих слушателей песнями не всегда высокого достоинства. Это – настоящий художник и, как тип певца, он несомненно историчен. Мы знаем, что художественная культура древнего Новгорода представляет собой одну из мировых вершин в развитии средневекового искусства. Это относится и к архитектуре Новгорода, и к его живописи, и к его литературе, о чем прежде всего свидетельствует эпос. Мы имеем все основания полагать, что на таком же высоком уровне находилось и музыкальное искусство Новгорода и что оно высоко ценилось и было популярно. Иначе бедный певец не смог бы войти в эпос и стать главным героем его».
Есть три сюжета о Садко, существующих и как вполне самостоятельные былины, и объединенные в одну былину: Садко получает богатство, Садко состязается с Новгородом, Садко у царя Морского.
Интересные факты о былинах и русских богатырях. Какие исторические факты можно найти в былинах? Герои русских былин – кто они? Где родился и жил Илья Муромец? Владимир Красно Солнышко – почему его так назвали? Тидрек-сага и русские былины.
«Посмотрите в лицо былинам, в лицо Руси и осознайте, как мало общего в этом лице с дурашливой , , „русачестью“, над которой любят хихикать наши западники и на которую молятся многие . Это — наш эпос, ровесник Нибелунгов, ровесник Круглого стола — эпос Русской Европы. Он жесток и прекрасен, как сокол, что грозно летел на врага по знаменам Рюрика и его варягов, принесших его на земли Восточной Европы.» (Лев Прозоров. Богатырская Русь)
Много ли мы знаем о нашем собственном русском эпосе — былинах? Большинство назовут лишь имена трех основных богатырей — Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич, некоторые припомнят еще и Садко новгородского (а ведь кроме них, есть еще не менее 30–40 других богатырей)… Их образы в нашем сознании сформированы скорее адаптированными пересказами, мультфильмами или картинами на тему, но читали ли вы былины в оригинале? И если да, то что это за оригиналы? Ведь на протяжении веков былины собирались в самых разных регионах страны и варианты разных рассказчиков и собирателей очень сильно различаются. Добавьте к этом у и то, что многие записанные былины неоднократно редактировались, нередко даже сами собиратели «исправляли» сказителей по части имен, названий, деталей, которые казались им неуместными или ошибочными.
В данной статье мы постарались обобщить накопленный опыт исследователей былинного эпоса, в чем особенно помогла книга Л.Прозорова «Богатырская Русь». Выводы вас удивят, потому что все не то, чем кажется, а от «привычных» нам образов богатырей, князя, общества, обычаев при ближайшем рассмотрении не остается практически ничего. Перед взором возникают образы совершенно иные, причем гораздо более древние. Парадокс, но, чем больше мы изучаем былины — тем дальше они удаляются от нас… в глубину веков.
Г. Семирадский. Похороны знатного руса
Владимир Красно Солнышко — это совсем другой Владимир
В общественном сознании прочно укоренилось мнение, что в русских былинах об Илье Муромце, Алеше Поповиче и Добрыне Никитиче в приукрашенной форме повествуется об эпохе Владимира Крестителя ( X век), который якобы и стал прототипом былинного Владимира Красна Солнышко. Такое сопоставление часто уже воспринимается как бесспорный факт, однако, многое говорит против такого отождествления:
3. Быт, нравы, обычаи, зафиксированные в былинах никак не соотносятся с эпохой Владимира Крестителя. Отдельные версии былин и отдельные моменты — да, но не весь массив былин, бОльшая часть которых наполнена древнейшей архаикой, характерной скорее для союзов. Об это подробнее — далее.
4. Некоторые черты былинного Владимира скорее близки Владимиру Мономаху. Ряд исследователей даже предлагает считать, что образ двух этих правителей в былинах соединился в один. Однако, эпос других индоевропейских народов, пожалуй, не знает примеров подобного слияния. Логичнее предположить, что речь просто идет о совершенно другом Владимире.
5. Наконец, целый ряд советских, а также и дореволюционных историков XIX века озвученную версию оспаривали, вовсе не воспринимали всерьез и предлагали иные привязки. Вот лишь некоторые примеры:
«Сказания о русских богатырях зародились не вдруг и не в эпоху Владимира Святого: они были плодом всей предыдущей жизни народа… была другая, более жизненная основа наших богатырских сказаний» ()
«…(образ Владимира настолько архаичен, что трудно допустить, чтобы Владимир Святой был первым прототипом (былинного князя)». ()
«…никто не может доказать, что в Киеве не было вождя по имени Владимир, который жил бы в докняжеский период.» ()
Отдельного внимания заслуживает исследование (), видного историка, профессора Петербургского университета: переведя на русский значительную часть древнегерманского эпоса (по сей день это единственный существующий перевод!), он обнаружил совершенно удивительные совпадения с нашими былинами, которые невозможно объяснить никакими заимствованиями («Русские и вильтины в саге о Тидреке Бернском (Веронском), ).
Так, записанная в веке (а также ряд других германских преданий — об Ортините или Гертните) повествует о войнах V века : на одной стороне там гунны под предводительством Аттилы и готы под предводительствовм Тидрека (Теодориха), а на другой — коалиция русов, вильтинов (они же велеты или лютичи, племена Полабской Руси ) и пулинов (читай «поляков»). Но самое удивительное в том, что во главе русов два родных брата — конунг Вальдемар (=Владимир) и прославленный воин Илья (Илиас), которого в разных немецких поэмах называют то Греческим, то Русским.
Фрагмент фрески Эжена Делакруа (ок. 1840 года). Аттила. Обратите внимание на наружность, которую придал гунну художник XIX века. По «официальной версии» гунны — монголоиды алтайского типа, происходящие от некого народа хунну.)
На этом, впрочем, совпадения не заканчиваются:
Георгий Юдин. Три поездки Ильи Муромца
Наконец, существование данного «древнего» Владимира подтверждает и Иоакимовская летопись, на которую как раз ориентировался Татищев. Так, в ней некто князь Владимир значится сразу следом за легендарными князьями Словеном и Русом (основатели и Старой Руссы по именам которых скифы пришедшие на эти земли из Причерноморья стали именоваться словенами и русами — см. «Сказание о Словене и Русе»), за ним идут 12 безымянных поколений, после которых летописец указывает имена Буривоя и Гостомысла (который и призывает Рюрика). То есть согласно Иоакимовской летописи, Владимир отстоит от Гостомысла, умершего в 844 г. примерно на 12 поколений назад — что дает нам как раз примерно тот период в который жил Аттила и Теодорих.
Здесь стоит еще раз вернуться к «странному» отчеству князя. указывает, что во всех ранних версиях былин князь Владимир значится под отчеством Всеславьич. Только с годов XX века начинает преобладать «новый» вариант — Святославич. Как же объяснить такое отчество? Начнем с того, что приставка «все» в нем несущественная — так в былинах и по отношению к другим персонажам нередко используется обращение: Илья все Иванович, Илья свет Иванович… получаем Владимир все Славьевич или Владимир свет Славьевич, а как указывает Иоакимовская летопись искомый Владимир является прямым потомком Словена (Славена)!
Более того, в отцом конунга Вальдемара и Илиаса значится Гертнит (то же имя, что и у их племянника, но это иной персонаж), а профессор указывает, что Гертнит есть не что иное как смысловая калька с имени Слав (Hreidnid). Кстати, и главный город русского конунга Вальдемара в — это Хольмгард, что является германизированным наименованием Новгорода.
В итоге мы имеем как минимум три совершенно разных источника — летопись, былинный срез и германский эпос — которые сходятся в одном по целому ряду деталей, дат, географических привязок и родственных связей!
Былины сохранились только у выходцев из Новгорода. Даже «киевские» былины НЕ фиксируются под Киевом. Былинный Киев стоит… на Дунае
Удивительно, но подавляющее большинство былин — причем не только «новгородского» но и «киевского» цикла — было собрано в местах расселения выходцев из Новгорода и на Русском Севере (Архангельск, Мезень, Печора, Беломорье), а также в окрестностях Вятки и Южного Урала, которые тоже были заселены именно новгородцами. В самом Великом Новгороде при этом былин также практически не найдено, что объясняется тем, что его население полностью сменилось на пришлое во времена противостояния с московскими князьями (XV век). Единичные былины записаны в Поволжье и в среде казаков.
Совершенно поразительно, но ни в окрестностях Киева, ни в окрестностях Москвы, ни в центральной России фольклористы не нашли почти вовсе никаких былин, хоть и искали их целенаправленно на протяжении многих десятилетий. При этом эти регионы вовсе нельзя назвать бедными фольклором — его очень много, но он другой! — НЕ былинный. Отсюда опять же напрашивается вывод о том, что так называемый киевский цикл повествует либо о совершенно о других территориях, либо о совершенно иных временных отрезках — то есть связан он в первую очередь со временами воинской славы и расцвета новгородцев, а вовсе не с золотыми веками Киевской Руси. В свете приведенного выше разбора образа Владимира Красно Солнышко — прямого потомка основателя Новгорода Словена это более чем логично.
Игорь Ожиганов. Песнь Бояна.
Кстати именно в окрестностях Новгорода и на Русском Севере локализуется и центр гусельной традиции — а гусляры в свою очередь и являются сказателями, хранителями песен и былин. Наследие Полабской Руси с ее сакральными центрами Арконой (читать подробнее), Ретрой, Волином, Винетой и другими — также если где и сохранилось, то только в этих северных регионах, непосредственно к ним примыкавшим.
Однако, как же объяснить то, что действие былин происходит в основном не в Новгороде, а в Киеве?
Вариант 1. Обратимся к тексту популярнейшего еще в XIX веке «Сказания о Словене и Русе». Оно открывает многие летописи («Повесть о стране Вятской», Мазуринский летописец) и подается там как исторический рассказ, а вовсе не как миф — начинается же оно с 2453 года (!), когда скифы из Причерноморья двинулись в северные земли под предводительством князей Словена и Руса. По их именам и были названы древнейшие на Руси города Словенск (предшественник Великого Новгорода, по отношению к которому он и назван Новым) на берегу Ильмерь озера и Старая Русса, а население их с той поры стало называться словенами и русами (а еще позднее — полянами, древлянами, кривичами и др.).
В контексте связи с былинами здесь интересно следующее — при перемещении из Причерноморья в новгородские земли несомненно проходили и земли киевские. И вполне можно предположить, что именно здесь — на границе со степью — а не в спокойной северной столице Словенске/Новгороде, происходили основные памятные сражения с другими племенами, здесь — на границе «с диким полем» — располагались важные богатырские заставы, сюда словенские же удальцы ехали для совершения подвигов и в поисках славы (так же как петербургские дворяне впоследствии служили, например, на Кавказе). Впоследствии — за веков — население самой Киевщины, которая находилась в эпицентре разных войн, могло полностью смениться, поэтому близ Киева былины и не сохранились, а вот, а словены, вернувшиеся с дальней заставы домой, унесли предания о подвигах своих героев с собой — на относительно тихий север.
Константин Васильев. Рождение Дуная
Примечательно и то, что на Дунае нет недостатка в городах с созвучным названием. Взять хотя бы Кеве в Венгрии, расположенный близ устья Моравы. А болгарский исследователь насчитал в исследуемом регионе близ Дуная не менее 70 городов и городков с названиями вроде Киев, Киевец, Киевич, Киевищ и прочими.
Великое переселение народов в IV — VII вв.
Кстати, первое известное «официальной» истории государство славян — держава Само VII века (под управлением одноименного князя) также располагалась именно в пределах указанной местности на Дунае, а именно на территории современных Чехии и Нижней Австрии. Скорее всего она являлась «наследницей» еще более древнего Ругиланда, впоследствии же стала именоваться Великой Моравией (833 — 907 гг.)
Илья Муравленин, Муравец — Муром или Морава?
Возникает вопрос — как же быть с личностью Илья Муромца — «центрального» богатыря, который назван первым и главным в самих былинах, и о котором этих былин сложено наибольшее количество? Ведь до сих пор в лавре даже хранятся его мощи, которые датированы веком. Илья Муромец был канонизирован церковью еще в 1643 году, а его жизненный путь пусть и не без некоторых пробелов (так, упоминания о его житие в церковных книгах отсутствуют), но известен — а начинается он, как «всем известно» в селе Карачарово близ Мурома.
Андрей Рябушкин. Илья Муромец
Однако, важно понимать, что биография былинного Ильи Муромца оказалась тесно переплетена с биографией Ильи Печерского. И кто возьмется утверждать с полной уверенностью, что это не были два разных человека, жившие в совершенно разные эпохи? Ранее мы уже убедились, что Владимир в истории Руси как минимум был не один. И, кстати, по отношению к этому былинному Илье привязка к Мурому уже не так незыблема.
Так, в былинах до XVIII века Илья вообще НЕ именуется словом Муромцем! В записях старых былин значится Илья Муравленин, Муровец, Моравлин, Моровлин. Еще обратил на это внимание и предложил трактовать его прозвание как «житель Моравии». А в контексте того, что Илья некоторое время служил «в земле Тальянской» (это строчка из наших былин, прямо указывает на Итальянскую землю) это звучит еще более убедительно. Жителю Моравии гораздо проще попасть на службу в итальянские земли, чем уроженцу Мурома. Опять же — Моравия (территория современной Чехии) расположена в непосредственной близости к Дунаю, что связывает эту версию со всеми вышеозвученными.
Моравия, река Дунай, Полабская Русь и Новгород на карте. Обратите внимание, что Великоморавское государство со столицей в Велеграде расположено на землях, через которые протекает Дунай. К северу от него находятся земли Полабской Руси (=вильтины «Тидрек-саги»). Согласно высказанной гипотезе былинный Киев располагался где-то на Дунае (королевство русов-ругов, вероятно, соседствующее с Моравией, из которой родом был Илья Моравленин). Совместно с поляками и вильтинами русы воевали на этих землях с готами и гуннами, но со временем их государство на Дунае исчезло, а сами они ушли на север в своим братьям из Полабской Руси, затем часть из них освоила земли близ Новгорода. Так былины, сложенные нашими предками еще на Дунае, попали на русский Север и сохранились именно здесь.
Впрочем, можно предложить и еще одну трактовку — если взять за основу написание через «у» — Муравленин, Муровец, то вполне можно оттолкнуться от слова Мурманин/Урманин, которое говорит о северном происхождении Ильи: это может быть как указание на территорию Кольского полуострова (кстати, на многих старых картах он, а также и море значатся под таким названием задолго до основания города Мурманска), так и указание на то, что он прибыл моря. Так, на Руси традиционно называли норманнов и викингов словом «урмане». Вполне возможно, что и те самые — славянские выходцы с берегов Балтики (Полабская Русь) — носили то же имя.
Все былины многослойны, но датировать их логичнее по наиболее древним пластам
Чего только не встретишь в текстах былин — тут и головы неприятелей, насаженные на колья заборов, и чаши из черепов поверженных врагов, и кресты, и обереги, и огнестрельное оружие… Смешались эпохи, традиции, религии. Не утихают споры на предмет того чего в былинах больше — языческого или христианского? Впрочем, важнее, наверное, было бы понять даже не это — а то, что является их первоосновой? И каким временем былины датировать? Когда появились первые изначальные варианты этих сказаний?
«Если понятие, термин проникли в былины и притом удержались прочно, то это значит, что былины сложены не позднее того времени, когда бытовали обозначенный ими предмет или явление… Для хронологизации важны наиболее древние термины и понятия» ()
Андрей Ряпушкин. Алеша Попович
Рассмотрим же какие архаичные обряды и явления обнаруживаются в былинах? Речь идет о такой архаике, которая, пожалуй, восходит еще к родовому строю:
1. Эндогамия — исходя из сюжетов множества былин становится понятно, что общество, в котором они складывались осуждало женитьбу на «чужих» женщинах, что характерно для древности, но совершенно не для эпохи XII века. Так, большинство былин с участием жен, сосватанных из дальних стран — заканчиваются смертью богатырей. Можно увидеть здесь некое противопоставление честного вспыльчивого богатыря его коварной жене чужестранке, по вине которой (предательство, хвастовство, другое) и приходит беда. Например, Белая Лебедь намеренно трижды пытается погубить спасшего ее Михайло Потыка, а Настасья Королевишна толкает Дуная Ивановича на глупый спор, который заканчивается смертью их обоих.
Иван Билибин. Иллюстрация к былине Михайло Потык
С.Соломко. Настасья Королевшина
Взяла с собой булатной нож…»
Двор у него был на семи верстах,
Около двора был булатный тын,
Верейки были позолочены,
На всякой тыцынке было по маковке,
По той ли голове богатырские…
(описание терема Чурилы Пленковича)
Андрей Клименко. Алеша Попович с головой Тугарина
Ой еси ты, Владимир Стольнокиевксий!
Буде нет у тя ныне пивна котла —
Вот тебе Тугаринова буйна голова!
(обращается к князю Алеша Попович)
Не сварить вам без меня пивна котла,
Привезу вам голову, вам татарскую!
(говорит Илья Муравленин/Муромец)
5. Ритуальные омовения
В былинах нередко упоминается имя Христа, церкви, а иногда даже и молитвы, однако содержание этих молитв далеко от привычных христианских обрядов. Герой обязательно (!) совершает омовение — чаще всего или росой, или зайдя в реку, и обязательно (!) смотрит лицом на восток, туда откуда встает солнце. Все это больше напоминает древние верования, характерные по всей видимости для единой некогда индоевропейской цивилизации — так ритуальные омовения были обязательной составной культа у и у индуистов. Существенная роль отводится им и у старообрядцев, в традициях которых также сохранились многие исконные обряды.
Встает ,
Утреней зарей умываетца,
Белаю ширинкаю утираетца,
На восток Алеша Бога молитца.
(молитва Алеши Поповича перед боем с Тугарином)
6. Соумирание супругов, самоубийства и рождение рек из крови
В былинном мире распространен обряд соумирания супругов — когда оставшийся в живых по своей воле уходит из мира вместе со своей умершей или погибшей половиной. Обычно таких супругов — живого и мертвого — хоронят в деревянном срубе, достаточно просторном для того, чтобы «лежа лежать, сидя сидеть и стоя стоять», затем он засыпается землей. Детальное описнаие данноего обряда есть в былине о Михайле Потыке и его жене Белой Лебеди.
. Михайло Потык (прим. — внутри сруба с умершей женой)
У нас белый вольный свет
зачался от суда Божия
Солнце красное от лица Божьего,
Самого Христа, Царя Небесного;
месяц от грудей его,
Звезды частые от риз Божиих,
Ночи темные от дум Господних,
Зори утренни от очей Господних,
Ветры буйные от Свята Духа,
Дробен дождик от слез Христа,
Самого Христа, Царя Небесного.
У нас самого Христа,
Наши помыслы от облац небесныих,
У нас от Адамия,
Кости крепкие от камени,
Телеса наши от сырой земли,
наша от черна моря.
(Отрывок из «Голубиной книги»)
7.Полная бездеятельность князя
Постоянное сидение князя Владимира в Киеве и полное отсутствие упоминаний о его участии хоть в сражении сегодня выглядит настолько странно и как бы неподобающе — ведь мы «помним» иных князей — полководцев, предводителей — Святослав, Александр Невский, Дмитрий Донской — что дало повод, например, в современной анимации выставить его трусоватым хитрецом, который только что и способен на то чтобы загребать жар чужими руками. Однако, мог ли стать столь почитаемой и чуть ли не сакральной фигурой в воинской среде? Красным Солнышком= аналогом солнечного бога на земле? Его расположение настолько важно, что теряя его богатыри печалятся, грустят, гневаются, а некоторые молодые и вовсе говорят, что им «свет белый стал не мил». Тема того как кого усадили на пиру, да по чести ли это было занимает существенную часть разговоров в былинах:
«Ты что идешь со честна пиру не весела,
Со честна пиру да княженецкого?
Ты повеся идешь да буйну голову,
Потупя идешь да очи ясные
И во матушку да во сыру землю?
Али место тебе было от князя не по вотчины?
Али стольники до тебя не ласковы,
Али чашники да не приятливы?
Али пивным стаканом тя обносили,
Али чары с зеленым вином да не в доход дошли?»
(обращение Хотена Блудовича к матери из одноименной былины)
Добрыня Никитич в отъезде. Автор неизвестен
«. не зовут Садка уж целый день на почестен пир…
Ай как Садку теперь соскучилось,
Ай пошел Садко да ко Ильмень ко озеру,
Ай садился он на синь горюч камень,
Ай как начал играть он во гусли во яворчаты,
А играл с утра как день теперь до вечера…»
Картина прояснится, если допустить, что князь Красно Солнышко именно так и воспринимался — как сакральный символ, олицетворяющий собой удачу и процветание народа. С его головы и волос не должен упасть. Он неприкосновенен (как египетский фараон) и бесконечно ценен уже по факту своего рождения (по праву крови, либо по указанию волхвов). Его единственное предназначение — просто «быть», причем не , а в центре мира (=столицы=храма), олицетворяя его могущество и процветание.
Отсюда и описания бесконечных пиров под его предводительством — почти все былины начинаются именно с этого. Красно Солнышко же является устроителем этих пиров, где питие выступает воплощением удачи и магической благодати (на это указывал ) — то есть как распределитель волшебной силы былинный князь несет функции жреца! А вот задач военного характера у него попросту нет. Да что говорить — он в принципе физически не может и не имеет права покинуть пределы своего дворца/терема — по сути он является узником и заложником своего положения.
Монументы в Пасаргады, датируемый 559-529 г. до н.э.
Сам же терем, в центре которого неизменно восседает князь, является моделью мира, в центре которого Солнце (=князь). Причем, вероятно, этот терем был выполнен в форме квадрата с совершенно равными сторонами ориентированными по четырем сторонам света. Именно поэтому в былинах нередко есть описание того, как заходя к князю, богатырь непременно кланяется на четыре стороны, а пятый раз — самим князю с княгиней. Кстати, описание дворца Аттилы, а также идеального города согласно индийской «Артхашастре» в точности повторяют эту равностороннюю конструкцию.
А князю с княгиней на особицу.
Все это, конечно, относится к глубокой архаике, а никак не ко временам Владимира, крестившего Русь. Так, эту темe детально исследует в «Золотой ветви» Фрэзер — он пишет что вокруг личности царей и верховных жрецов во многих культурах мира существовала целая система табу. Одним из главных правил было — никогда не покидать дворца. Кроме того царь не должен был показывать свое лицо солнцу, касаться земли, пищу ему передают через занавеску, а лицо не должен видеть никто из подданных.
В русских народных сказках есть относительно похожий сюжет о неприкосновенных знатных или царских детях — это могут быть и юноша и девушка — заточенных в высокой башне, в «столпе», в тереме, они растут там полностью изолированные от мира, никто не имеет права на них смотреть, еду им передают особым способом через окно. Его описывает в «Исторических корнях волшебной сказки». (Глава II. 1 Дети в темнице):
«Велел он построить высокий столб, посадил на него и Елену Прекрасную и провизии им поклал туда на пять лет.» (, сказки 201, 202).
«…берег их пуще глаза своего, устроил подземные палаты и посадил их туда, словно птичек в клетку, чтобы ни буйные ветры на них не повеяли, ни красно солнышко лучом не опалило…» (., сказка 140).
С.Соломко. Апраксия Королевична
Очень показателен в этом смысле отрывок из былины «Дунай Иванович», описывающий сватовство богатыря Дуная к дочери литовского короля Апраксии Королевичне. Сватается богатырь не для себя самого, а для князя Владимира — так как тот по понятным причинам не может этого сделать сам, не имея возможности даже выйти из собственного терема. Ситуации Апраксии ничуть не лучше, в этом плане они абсолютная ровня:
«…сидит она в тереме у родителя за тридесятью замками, чтобы солнышко не пекло, чтобы буйные ветры не обвеяли, чтобы добрые люди не видели…»
Первые собиратели: безвестный Кирша и забытый Дмитрий. Первого отредактировали, труды второго назвали сочинительством.
О биографии первого „официально“ признанного собирателя русских былин Кирши Данилова () неизвестно практически ничего кроме того, что он был рабочим Демидовского завода, и собирал фольклорный материал в регионе Южного Урала примерно в годы. Есть версия, что делал он это по указанию самого Прокопия Акинфиевича Демидова, у которого с 1768 года хранился и оригинал данной рукописи.
«Данилов писал более для людей необразованных — потому у него много фарсов; пел не для бессмертия, а для удовольствия своих слушателей — он пренебрегал умеренностью и правилами благопристойности….»
«Права Данилова на красоты слога самые ограниченныя. Однако в некоторых местах и у него встречаются пиитические вымыслы.»
«Теперь посмотрим, каковы у Данилова описания? Просты, обильны повторениями и большею частию наполнены анахронизмами.»
«…оригинал древних русских стихотворений писан новым почерком, без орфографии и без разделения стихов; посему в издании нашем исправлена первая и разделены последния. Вероятно, в обоих случаях вкрались и ошибки…»
«Некоторые погрешности в языке, свойственныя времени, к коему стихотворения принадлежат, остались неприкосновенными; в другом случае, при явных ошибках писца, осмелились мы сделать небольшие поправки… вместо во — во …»
«В заключение можем уверить читателей, что сверх означенных выше поправок, ничего нами не прибавлено и не опущено, как у первого издателя, делавшего произвольныя в стихах прибавления и сокращения.»
Вот так — ничего не прибавлено и не опущено, но это оказывается по сравнению с текстами первого издания, где стихи уже совершенно произвольно редактировались в сторону сокращения и увеличения! Одним словом, осталось ли в этих стихах вообще от Кирши Данилова мы уже не узнаем.
«За открытие и сохранение сих старых памятников русской словесности мы обязаны покойному г.действительному статскому советнику Прокофию Акинфиевичу Демидову.»
В 1778 году (то есть гораздо раньше, чем свет увидела первая публикация текстов Кирши Данилова 1804 года) он выпустил (!) «Русские сказки содержащие древнейшие повествования о славных богатырях, сказки народные и прочие, оставшиеся через пересказывание в памяти народной приключения». Былины собранные и сейчас есть в открытом доступе, но известны единицам, исследователями былин они чаще всего игнорируются. При этом они совершенно уникальны в том смысле, что:
Все это, видимо, дало повод обвинить автора в том, что он свои сказания не записал, а придумал (в предисловии к современному изданию года именно так и написано, и предложено рассматривать сказания в записи не как настоящие сказки и былины, а как образец сочинительства XVIII века, составленный в духе рыцарских баллад), несмотря на все его заслуги по сбору и изучению фольклора и собственное авторское предисловие, в котором он пишет о необходимости создать полное собрание русских сказаний и былин для сохранения и передачи их потомкам:
«Романы и Сказки были во все времена у всех народов, они оставили нам первейшие начертания древних каждыя страны и обыкновений и удостоились потому предания на письме, а в новейшие времена, у просвещеннейших народов, почтили оныя собранием и изданием в печать. Помещенныя в Парижской Всеобщей Библиотеке Романов повести о Рыцарях, ни что иное как сказки Богатырские и Французская Biblioteque Bleue, содержит таковыя же Сказки каковыя у нас рассказываются в простом народе. С 1778 года в Берлине также издается Библиотека Романов, содержащая между прочими два отделения: Романов древних Немецких Рыцарей и Романов народных. Россия имеет также свои, но оныя хранятся только в памяти, я заключил подражать издателям прежде меня напечатавшим подобные предания, и издаю сии сказки Русския, с намерением сохранить сего рода наши древности, и поощрить людей имеющих время, собрать все оных множество, чтобы составить Библиотеку Русских Романов».
Мы столь подробно рассказали об этих первых собирателях и судьбах собранных ими стихов, чтобы читатели ясно понимали, что большинство широкоизвестных былин дошедших до нас вероятнее всего совершенно НЕ идентично оригинальным песням древности. По ним мы можем судить лишь о некоторых крупицах, отблесках того мира, картины которого пусть и в виде, но пробиваются к внимательному читателю сквозь тьму столетий.
Не народное творчество?
Еще одна «аксиома», запечатленная в общественном сознании — это представление о том, что былины являют собой образец подлинно народного творчества. Считается, что в этих песнях народ запечатлел и сохранил образы прославленных героев. Однако, такая «установка» утвердилась в былиноведении лишь после Октябрьской революции исключительно по идеологическим соображениям: народное достояние должно быть народным. А, например, в конце XIX века все основные школы «былиноведения» — непримиримые противники по основным пунктам трактовки былин — сошлись в том, что образцом народного творчества назвать их никак нельзя и каждая былина, вероятно, имеет конкретного автора, причем из довольно узкого это был непосредственно воинский круг, дружина, либо — придворные песнопевцы-гусляры, хорошо знакомые с внутренней жизнью дружины. В доказательство этой точки зрения:
Илья Глазунов. Боян.
Борис Ольшанский. Путники и Святогор
А вот хранителем былин, конечно, был именно народ. Скорее всего спетые впервые на княжеских пирах и придуманные для них же, эти песни в дальнейшем расходились дальше, заучивались и передавались как некие «новости», диковины, занятные и при этом имеющие вполне реальную подоплеку предания о том, что сейчас происходит в стольных городах «у князя».