как узнать можно ли использовать шрифт для коммерческого использования
Как использовать шрифт без нарушения авторских прав
15 минут на чтение
Долгое время страны постсоветского пространства были территориями буйствующего информационного пиратства. В девяностые и в начале нулевых жившие когда-то за железным занавесом люди жадно вбирали ранее недоступные фильмы, книги, музыку. Кое-как записывали фильм на одну кассету, потом перезаписывали еще на 10, 20, 100. Сперва — чтобы поделиться с другом, затем — чтобы заработать, предоставляя контент тем, кто не мог добыть его сам.
В такой среде неудивительно, что культура уважения авторского права и привычка оплачивать использование результатов чужого интеллектуального труда не формировались. Ситуация начала меняться в последние годы, во многом благодаря достаточно жестким регулирующим мерам, которые ограничивают оборот пиратского контента.
К примеру, сейчас большинство людей уже свыклись с мыслью, что за просмотр фильмов и сериалов чаще всего нужно платить. Ваше любимое кино кто-то создал, потратил на это немалый бюджет и силы, а теперь, выпустив его в широкий прокат, хочет получить деньги за свои труды. Снимать фильмы с экрана кинотеатра и распространять потом через торренты — плохо и карается законом. Эти понятия, кажется, уже стали известны повсеместно.
Сложнее обстоят дела с узкоспециализированным контентом, использование которого не контролируется на государственном уровне. К такому контенту относятся, например, стоковые картинки и различные шрифты. И то, и другое постоянно используется в digital-среде для создания постов, баннеров, статей и при разработке сайтов.
Какие бывают шрифты
Не путайте шрифты с леттерингами
Слова и тексты, написанные от руки или «нарисованные» с помощью графических элементов, — это леттеринги. С точки зрения авторского права леттеринги представляют собой графические произведения, а их использование регулируется так же, как использование любой фотографии или иллюстрации.
Для наборных шрифтов (всем известные Arial, Times New Roman и множество других) действуют особенные типы лицензий. Означает ли лицензионное использование шрифта обязательную оплату за него? Вовсе нет. Часть шрифтов абсолютно бесплатны в использовании, за другие же придется заплатить определенную сумму.
Бесплатные шрифты
К бесплатным относятся системные шрифты, установленные в персональных компьютерах, а также шрифты, распространяемые сервисом Google Fonts. Знаменитые Arial, Times New Roman, Georgia и другие шрифты, которые, наверняка, знакомы всем пользователям ОС Windows, могут быть использованы повсеместно абсолютно бесплатно.
Интересное исключение — шрифт Helvetica, популярный в дизайнерской среде. Это системный шрифт MacOS, но бесплатным он остается только при использовании на устройствах Apple. Для применения в рекламных баннерах или на сайте придется приобрести отдельную лицензию.
Шрифты Google Fonts предназначены специально для использования в веб-среде. Они отлично работают в мобильных приложениях и на сайтах. Их также можно установить на ПК для создания дизайн-макетов, текстовых документов и т.д. Единственное явное ограничение — Google Fonts нельзя использовать для создания логотипов.
Такое ограничение существует и для многих платных шрифтов. Причина его в том, что потенциальная ценность и стоимость отдельно взятого логотипа очень велика. Соответственно, авторы шрифтов прекрасно понимают и потенциальную выгоду от использования их произведений в логотипах. Лицензия на создание логотипа с использованием конкретного шрифта обычно стоит довольно дорого.
Платные шрифты
Большинство шрифтов — платные. Именно их преимущественно используют дизайнеры.
На рынке шрифтов в плане установки цен все достаточно логично: чем более качественный, технически и эстетически проработанный шрифт, тем больше он стоит. Шрифт, разработанный начинающим дизайнером и поддерживающий только латинский алфавит, будет стоить немного, в то время как шрифты от ведущих разработчиков, поддерживающие множество алфавитов и форматов, само собой, будут гораздо дороже.
Выбор шрифта при создании фирменного стиля бренда или дизайн-концепции сайта зависит не только от эстетики, но и от тех задач, которые планируется решить. Так, для сайта трансконтинентальной корпорации предпочтительнее выбрать шрифт, поддерживающий максимальное количество языков, а не тот, который просто кажется более симпатичным.
Обычно дизайнеры подбирают шрифты из предустановленных библиотек. Это могут быть библиотеки, доступные по подписке, или же просто база шрифтов, наработанная за годы практики агентством, где работает дизайнер. В таком режиме подбора не всегда понятно, платный или бесплатный шрифт сейчас «примеряют» к макету.
Когда выбор сделан, необходимо проверить условия лицензирования конкретного шрифта. Именно в этот момент обычно и начинаются трудности и ошибки.
Как правильно проверить лицензию на использование шрифта
В дизайн-индустрии некоторое время назад получил широкую огласку конфуз, произошедший между издательством «Эксмо» и Студией Артемия Лебедева. Издательство использовало известный шрифт Студии — «Клементина» — для оформления обложки книги «Ковчег Марка» Татьяны Устиновой. Книга вышла в тираж, после чего на нее обратили внимание в Студии. Оказалось, что издательство не приобрело права на использование шрифта в типографском тираже, что повлекло за собой судебный иск от ООО «Студия Арт. Лебедева» на 1 500 000 рублей. Суд, кстати, команда Артемия Лебедева выиграла.
Платные и бесплатные шрифты. Как использовать, чтобы не нарушить лицензию
Как известно, шрифты бывают платные и бесплатные.
В таких случаях использование шрифта допускается только при соблюдении определенных условий, выдвинутых правообладателем.
Бесплатные шрифты бывают системые и несистемные.
Набор системных шрифтов, в зависимости от версии windows или mac os может различаться, но как правило стандартный набор выглядит так:
Шрифты из этого набора ещё называют наиболее «безопасные» шрифты.
Использовать бесплатные шрифты разрешается на разных носителях по своему усмотрению.
Платные шрифты бывают с 2-мя видами лицензии:
1. Настольная лицензия
Покупаются ttf-файлы шрифта, устанавливается на компьютер и используется в графических редакторах и для печати. Такой шрифт можно конвертировать в веб-шрифт, но это будет считаться нарушением лицензии.
2. Веб-лицензия
Как проверить платный шрифт или нет
Заказчикам
Если вы заказываете работу у дизайнера, то уточните, какие шрифты использовал исполнитель. Прочитайте условия использования каждого шрифта. Если же шрифт окажется платным, то без приобретения лицензии вам грозят судебные иски со стороны правообладателей.
Дизайнерам
Перед использование шрифта, так же прочитайте, условия его использования. Если шрифт платный, то предупредите клиента об этом.
Если клиент соглашается на покупку лицензии на шрифт, то пропишите в договоре на работы пункт о передаче всех исключительных прав на конечный результат. Иначе может возникнуть ситуация, когда клиент просрочит оплату лицензии, получит иск от правообладателя и попытается свалить на вас вину как на исполнителя.
Если же шрифт оказался платным и вы использовали его в проекте не предупредив заказчика, то так же можете ожидать претензий от клиента, когда он получит иск от правообладателей.
Больше интересной информации в моём блоге
Консультирую бизнес, стартапы, фрилансеров и других приятных людей тут
Нюансы законного использования шрифтов: права и лицензии
Современное интернет-пространство насквозь пронизано регламентами, определяющими для рядовых и профессиональных пользователей различные права. Квалифицированные разработчики сайтов должны задаваться вопросом о том, чем они могут руководствоваться, размещая контент, либо используя специальные элементы. Данная статья посвящена применению шрифтов в рамках интернет-проектов.
Основная задача – разобраться в том, как не нарушить авторских прав, оформляя текстовую составляющую ресурса. Причем шрифты применяются не только в формировании блоков со статьями, но и, к примеру, в баннерах или других графических объектах, включающих текстовую часть. При создании сайта с нуля, а также в процессе оптимизации действующего проекта, все представленные далее рекомендации должны быть учтены.
Существующие разновидности шрифтов
Сразу же стоит сказать, что шрифты не стоит путать с «леттерингами». Во вторую категорию включены все те символы, которые мы пишем от руки, либо «рисуем» посредством графических инструментов, создавая при этом слова и полноценные тексты. Леттеринг считается изображением, а потому и порядок соблюдения авторских прав для него совершенно иной.
У шрифтов печатного типа (наборных) своё лицензирование. Никто не требует от пользователя платить за каждую напечатанную букву, поскольку большинство начертаний абсолютно бесплатны. Но, знать о том, что требует финансовых вложений, стоит!
Бесплатные шрифты
С общедоступными бесплатными шрифтами мы сталкиваемся каждый день. Таковые используются внутри наиболее популярной операционной системы Windows и распространяются сервисом Google Fonts (или аналогичными платформами). Традиционные Arial, Times New Roman, Georgia и прочие можно применять без ограничений.
Исключением является очень популярная Helvetica. Это разработка MacOS, которая бесплатна исключительно для Apple-устройств. В остальных случаях её применение требует индивидуальной лицензии.
Что касается начертаний от упомянутого Google Fonts, то они оптимальны для веб-разработки. Их легко интегрировать на сайты, в мобильный софт, а также в качестве компьютерных начертаний, используемых при оформлении документов, графических объектов и т.д. Единственное условие – их нельзя задействовать при создании логотипов.
Однако ограничение, касающееся фирменных знаков, – это практика, актуальная для многих других символьных наборов, в том числе, и платных. В конечном итоге логотип может стать крайне дорогостоящим объектом, а потому ни один из авторов шрифта не захочет потерять собственную выгоду от реализации продукта, интегрированного в такой знак. Зачастую лицензии под эту задачу реализуются за большие деньги.
Платные шрифты
Зачастую дизайнеры прибегают именно к использованию коммерческих шрифтов. Ценник при этом устанавливается исходя из качественного уровня, технической изысканности и эстетичности начертания. Продукт от дизайнера-новичка, ориентированный исключительно на латинский алфавит, – это вполне доступный набор символов. Что касается мультиязычных шрифтов под разные форматы, то за них придётся прилично заплатить.
Собственно, многое зависит именно от поставленных в рамках проекта задач. Если речь идёт о подборе шрифта для интернет-ресурса международной компании, то без мультиязычности попросту не обойтись. Здесь невозможно полностью удовлетворить запросам владельцев сайта, выбрав лишь красивое начертание.
Нередко дизайнеры делают свой выбор на основании той базы шрифтов, которая имеется в предустановленных библиотеках. Это могут быть как платные наборы символов, доступные в рамках подписки на сервис, так и собственные приобретения, сделанные веб-студией ранее. Заказчику иногда достаточно сложно понять, какой именно шрифт используется при разработке его ресурса. Однако всё сводится именно к тому, чтобы проверить лицензию, с чем и возникают проблемы.
Проверка лицензии на шрифт
Пренебрежение этим этапом – стандартная ошибка, допускаемая дизайнерами. Нельзя без проверки отправить шрифт в разработку или на печать. Стандартное правило гласит, что незнание, не освобождает от наказания. Преступлением в данном случае считается интернет-пиратство, которым вы занимаетесь, используя любой платный шрифт, либо применяя бесплатный не по назначению.
Рекомендации
Избежать «случайного» судебного иска от автора того или иного шрифта достаточно просто. Нужно набрать название символьного начертания в поисковой системе и изучить несколько первых ссылок. В случае с платным вариантом обязательно будет несколько URL, ведущих на страницы интернет-магазинов, реализующих соответствующие продукты.
Наиболее известные площадки:
Имеются в сети и независимые дизайн-проекты, реализующие индивидуальные варианты шрифтов. К примеру, авторитетный отечественный сервис – Type.Today. Шрифты этой студии оптимально настроены относительно кириллических символов. С их помощью можно достаточно выгодно выделиться при веб-разработке на фоне конкурентов.
Когда шрифт найден в перечне платных, нужно разобраться в его ценнике. Один и тот же набор символов может различаться по стоимости исходя из приобретаемой лицензии. Её тип зависит от задач, которые будут решаться посредством шрифта.
Выбор лицензии
На современном рынке шрифтов не существует единых стандартов. Исходя из этого нужно подробно изучать информацию, предоставляемую продавцом. Но в ряде случаев условия сходны, потому серьезных проблем с выбором возникать не должно. Рассмотрим типы лицензирования, актуальные для популярного интернет-магазина MyFonts.
Desktop
Данная лицензия, приобретённая в одиночном экземпляре, не может использоваться на большом числе устройств, а также она не подходит для оформления сайтов. В обоих случаях применение шрифта будет признано незаконным.
Webfont
Это вариант для разработки сайтов. Вместо файла предоставляет скрипт. Сам шрифт располагается на серверах продавца (MyFonts). При обращении к сайту символьные начертания подгружаются извне.
Ценник на лицензию формируется исходя из посещаемости ресурса (растёт пропорционально популярности проекта). Очень важно учесть особенности лицензирования, предоставляемые продавцом. Существует как единичные продукты, приобретаемые навсегда, так и подписные, цена которых может увеличиваться при каждой следующей оплате.
Шрифты, купленные в рамках лицензии Webfont, нельзя использовать для сервисных проектов, выпускающих какую-либо продукцию. Это касается, например, билетных онлайн-касс, соцсетей, сайтов с «мерчом» (вещами и аксессуарами, изготавливаемым по индивидуальным макетам) и т.д.
Процесс приобретения лицензии
На примере всё тех же MyFonts рассмотрим особенности приобретения конкретного шрифта.
Регистрация
Прежде всего создаётся личный кабинет в рамках интернет-магазина. В случае с MyFonts речь может идти только о регистрации для физлиц. Оплата производится посредством карты или PayPal. Именно наличие аккаунта, через который проводились платёжные операции, является подтверждением факта приобретения лицензированного шрифта.
Рекомендуем осуществить регистрацию на корпоративный почтовый ящик. Домен, прописанный в e-mail, будет одним из первых подтверждений ваших прав. Затем в качестве имени аккаунта пропишите название компании, чтобы именно оно отображалось в квитанциях об оплате шрифтов.
Сборка заказа
Войдите на страницу желаемого продукта и откройте вкладку «Buying Choices». Перед вами появятся возможные варианты представления символов. Кликнув рядом с подходящими вам (на кнопку с таким же названием, как и выбранное ранее меню), вы увидите перечень доступных лицензий под каждое из начертаний шрифта. Так, например:
Каковы последствия приобретения шрифта, предусматривающего число посетителей, меньшее, чем на самом деле у ресурса – сказать сложно. Но лучше с этим не экспериментировать.
Процесс покупки
Собранные в корзине продукты можно оплатить любым удобным способом. Далее вам будут предложены простые инструкции, следуя которым, можно без труда осуществить покупку.
Сохраните Invoice, нажав на строку «Get an official quote» в корзине. Сделать это нужно прежде, чем подтвердить оплату кнопкой «Check Out». Наличие документа – это официальное подтверждение сделанного приобретения.
Использование
Заключение
Собственно, приобретя лицензированные шрифты, вы можете спокойно применять их, естественно, не нарушая правил. Если создать современный дизайн сайта самостоятельно не выходит (даже при наличии начертания), то лучше всего обратиться в профильную веб-студию. Команда ответственных и компетентных специалистов удовлетворит всем техническим и лицензионным требованиям, а также запросам клиента. Цена обслуживания будет зависеть от объемов выполняемых работ. Желаем успехов!
Шрифты в законе: о тонкостях авторского права на буквы
Как пользоваться шрифтами, чтобы не пришлось отвечать за это в суде.
Авторское право на шрифты — рано или поздно каждый дизайнер сталкивается с ним. Нередко — в качестве ответчика в суде. Так что будет полезным окунуться в юридическую сторону пользования шрифтами, чтобы такие неприятные моменты исключить из своей практики. Разобраться нам помог генеральный директор агентства защиты интеллектуальной собственности «Алтпатент» Алексей Козырев.
Первым делом, дабы продемонстрировать всю серьёзность темы, расскажем об одном сравнительно недавнем случае. В общем, как-то компания ООО «Кубань-Ти» на упаковке своего товара «Азерчай» использовала шрифт Taumfel.
У этого шрифта нашёлся правообладатель — индивидуальный предприниматель Сироткин Н.Ю. Бизнесмен предъявил претензию за нелегальное использование своего шрифта, но договориться не получилось. Тогда предприниматель подал в суд.
Арбитражный суд признал, что ООО «Кубань-Ти» использовало шрифт Taumfel незаконно, а следовательно вся продукция, на которой он был изображён, объявлена контрафактной. То есть суд запретил продажу и предложение к продаже этого товара. Также суд запретил хранение и перевозку этого товара тем предприятиям, кому контрафактный чай был уже отгружен.
Решение суда было опубликовано в «Коммерсанте». Правообладатель шрифта отсудил 1,5 миллиона рублей.
Впечатляет? А теперь давайте разбираться, как не попасть в похожую ситуацию.
PYB: — Какая специфика у авторского права на шрифты?
Алексей Козырев: — Шрифты регистрируются в качестве промышленных образцов. Вообще срок действия патента на промышленный образец довольно короткий, и его можно продлевать ограниченное количество раз. Всего максимальный срок действия патента — 25 лет. После этого промышленный образец по идее становится общедоступным. Но в случае со шрифтами этого не происходит.
На шрифты распространяется не только патентное, но и авторское право. Оно вообще не регистрируется, а начинает действовать автоматически в момент создания произведения. И действует в течение всей жизни автора и потом 70 лет после его смерти.
— Это мы конкретно о России говорим, верно?
— Да, конечно, о России. В разных странах — разное законодательство. Так, ещё в 1976 году Служба по авторскому праву в США заключила, что шрифты не должны рассматриваться в качестве объектов авторского права.
В России право пошло по другому пути. У нас считается, что шрифт — это продукт творчества, и поэтому авторское право на него действует.
— Какие ситуации среди конфликтов со шрифтами наиболее типичные?
— Ну вот типичная ситуация: дизайнер лазил в интернете, нашёл шрифт, скачал, установил, использовал его в своей работе. Может, даже уже успел зарегистрировать изображение с использованием этого шрифта в качестве товарного знака. А потому вдруг оказалось, что у этого шрифта есть правообладатель, и он не в восторге от такого использования его собственности. Тогда он требует оплатить продукт и компенсировать потери от нелегального использования. Это типичная ситуация не только для шрифта, но и для текста, фотографии, рисунка и тому подобного.
— А если шрифт скачан с сайта с бесплатными шрифтами?
— Бесплатность шрифта — это зачастую вообще не аргумент. Да, действительно есть шрифты, которые разрешено свободно использовать вообще как угодно — вроде вашего шрифта Nautilus Pompilius. Кстати, даже в таких случаях я бы рекомендовал связываться с правообладателем и просить дать какое-то документальное свидетельство, что он разрешает использовать шрифт. Правообладатель может в любой момент передумать и потребовать компенсации. В моей практике таких примеров нет, но чисто теоретически это вполне возможно. Если у вас будет в руках документ, вы сможете доказать, что использовали шрифт до того, как условия лицензии изменились.
Но бесплатные шрифты бывают полностью бесплатными далеко не всегда. Правообладатель может разрешать свободно использовать его шрифт только в личных или ознакомительных целях. Часто в лицензионном соглашении указывается, что в таких-то и таких-то случаях следует заплатить. Как правило, речь идёт о случаях коммерческого использования или просто публичной демонстрации.
— Какие условия может диктовать правообладатель в лицензионном соглашении?
— Любые, не противоречащие закону. Потому что это сделка. В остальном условия регулируются рыночными отношениями. То есть правообладатель может устанавливать цену хоть в миллиард долларов, и ограничивает его аппетит только спрос на шрифт по такой цене.
— Допустим, дизайнер использовал платный шрифт в логотипе для клиента. Шрифт куплен им по всем правилам. По сути он продаёт клиенту не шрифт, а готовое произведение, готовый логотип. Но часто бывает, что правообладатель требует ещё и у клиента деньги за то, что у того теперь в логотипе его шрифт. Правомерно ли такое требование?
— Если в лицензионном соглашении написано, что правообладетель не претендует на конечные произведения, созданные с использованием его шрифта, то ничего он требовать, конечно, не может. Но, как я уже сказал, там могут быть очень разные условия. Так что чисто теоретически требование в вашем примере может быть вполне правомерным. Законом это предусмотрено.
Вообще вы можете использовать шрифт только так, как написано в соглашении. Любое использование, не предусмотренное в соглашении — нарушение прав собственника. То есть запрещено всё, что не разрешено.
Обычно условия разнятся в зависимости от цели использования. Если вам шрифт нужен для личных целей — написать себе что-то на фотообоях, например — цена будет одна. Если это коммерческое использование, и покупатель получит прибыль от использования шрифта, то логично, что продавец захочет получить долю от этой прибыли. Поэтому цена может быть привязана к единице продукции, на которой будет изображён этот шрифт, к объёму выручки или просто быть фиксированной суммой за определённый период пользования шрифтом. То есть это такая же сделка купли-продажи, как и все остальные. Продавец диктует условия — покупатель соглашается или нет.
— Какими потерями может обернуться нарушение лицензионного соглашения?
— Если правообладатель понсёс убытки, и может доказать их размер, то он вправе требовать возместить их. Если, например, «пиратский» шрифт был напечатан на упаковке какой-то продукции, эту продукцию могут признать контрафактной. И истец вправе требовать изъятия и уничтожения этой продукции. В случае особо крупного ущерба можно потребовать уничтожить оборудование, которое использовалось для производства контрафактной продукции. Или даже ликвидации предприятия ответчика — редчайший случай, конечно, но такое бывало в спорах по интеллектуальной собственности.
— Размер убытков доказать бывает не так-то просто.
— Тогда есть другой вариант — потребовать вместо возмещения убытков компенсацию за нелегальное использование шрифта, согласно статье 1301 Гражданского кодекса РФ. В этом случае не нужно доказывать ни размер, ни даже сам факт убытков. Причём истец имеет право выбрать форму выплаты.
Можно произвольно выбрать сумму в диапазоне от 10 тысяч до 5 миллионов рублей компенсации. Но в этом случае суд, руководствуясь принципом разумности и справедливости, может снизить размер выплаты.
Более надёжный вариант — потребовать выплатить стоимость лицензии в двукратном размере. То есть при цене лицензии в 100 тысяч рублей можно смело запрашивать компенсацию в 200 тысяч рублей. Суд при этом будет не вправе уменьшать сумму. По крайней мере, для этого нужны очень веские основания. То есть не внутренние убеждения судьи, не абстрактная справедливость и разумность, а конкретные объективные аргументы и доказательства.
— Есть правообладатели, имена которых особенно часто фигурируют в подобных конфликтах. Порой из называют «патентные тролли».
— Когда мы говорим «тролли», мы подразумеваем какое-то недобросовестное поведение. На самом деле, «Студия Лебедева» и «ПараТайп» — как я понимаю, это о них речь — всего лишь добросовестные владельцы интеллектуальной собственности. Да, они очень ревностно следят за тем, чтобы их права и коммерческие интересы не нарушались. Работа у них в этом направлении поставлена довольно хорошо, и, видимо, от этой деятельности идёт значительный доход. В этом ничего предосудительного, я считаю, нет. В противном случае исчезает всякий смысл в обладании такого рода собственностью.
— Но, если судить по новостям, то они по суду требуют какие-то астрономические суммы компенсации.
— Да. Но, обратите внимание, эти суммы крайне редко удовлетворяются. Истец в подобных делах как правило запрашивает значительно больше разумной суммы. Как я и говорил, в конце-концов справедливую сумму в таких случаях определяет суд.
К слову, у меня были случаи, когда мои клиенты по недосмотру использовали шрифты, принадлежащие «Студии Лебедева» и «ПараТайп». Указанные правообладатели направляли досудебные претензии, клиенты шрифты приобретали, и на том дело заканчивалось. То есть это не кровожадные «тролли», как можно подумать. Просто забирают своё, и на мой взгляд, правильно делают.
— Часто ли конфликты по авторскому праву заканчиваются так же благополучно?
— Раз на раз не приходится. Всё же это соглашение, тоже своего рода сделка. Тут уж как договоришься.
— А если просто вежливо попросить прощения? Срабатывает такое?
— Может показаться смешным, но довольно часто этого действительно бывает достаточно. Даже если дело дошло до суда. Совсем недавно у нас был суд в Новосибирске: рассказ моего клиента напечатали без разрешения. И мой клиент запросил лишь оплату судебных издержек и публичные извинения. Очень удобно: и для ответчика не затратно, чтобы ему стало проще и дешевле согласиться с требованиями, и автор получает долю известности, которую может конвертировать в доход. Это ведь тоже пиар — бесплатно размеситить в СМИ сообщение о том, что есть такой автор, и у него есть произведение, которое издатели хотят напечатать, даже нарушая закон. Плюс это также сообщение о том, что автор свои права защищает, что предостерегает от нарушений всех остальных.
— То есть конфликты обостряются в случае, если компромиссный вариант оборачивается слишком большими потерями для какой-то из сторон?
— Чаще всего да, но не всегда правообладатель подаёт в суд из-за потерь или ради установления справедливости. Очень часто это делают ради пиара: чтобы раздуть дело, попасть в СМИ и так далее.
Иногда одна из сторон доводит конфликт до суда из принципа. Вот прямо сейчас у нас в работе такой случай. Клиент использовал в печатной продукции фотографии, на авторство которых претендует другой человек. Компенсация там маленькая, я бы посоветовал выплатить и забыть, иначе можно увязнуть в тяжбах на несколько лет. Но мой клиент решил доказывать свою правоту до конца, и я буду стараться помочь ему в этом.
— Если фотографии действительно чужие, неужели есть реальный шанс избежать ответственности?
— Да, конечно. Если истец не сможет доказать свои права на эти фотографии, то и компенсации он не получит. Конкретно в этом случае, по нашему мнению, он не представил документальные свидетельства об авторстве в достаточном объёме. Но бывают и более тонкие случаи. Например, часто удаётся доказать в суде, что произведение не является уникальным. То есть на момент его создания уже существовало точно такое же произведение. Богатая судебная практика по этому поводу, кстати, сложилась как раз по поводу шрифтов.
— Можно ли избежать наказания, изменив шрифт и выдав за новое уникальное произведение?
— Теоретически можно. Только вот очень часто в лицензионном соглашении стоит запрет на изменение произведения. То есть в случае провала придётся ответить ещё и за это нарушение.
— Как суд отличает изменённый шрифт от просто похожего? Есть какие-то критерии?
— Нет, задокументированных критериев нет. Уникальность определяет экспертиза. То есть квалифицированный специалист в данной области, имеющий статус эксперта, пишет заключение, и оно представляется в суд в качестве доказательства.
— Но ведь дизайн — это не точная наука, и любое заключение по этому поводу можно объявить всего лишь субъективным мнением эксперта.
— Да, можно. Часто так и делают. Правообладетель делает досудебную экспертизу, чтобы были основания для иска. На суде ответчик ставит под сомнение результаты и требует независимой экспертизы. Независимую экспертизу назначает суд. Но одна из сторон — или даже обе — могут не согласиться и с ней. Тогда делается ещё одна экспертиза. И так далее. Ведь, действительно, произведение может быть настолько изменено, что будет обладать своей собственной оригинальностью, а критерии, по которым эксперты отделяют одно от другого зачастую исходят из их субъективного мнения. Поэтому и результаты экспертизы у разных экспертов могут отличаться кардинально. Так что в этих разборках можно надолго увязнуть.
— Экспертиза наверняка стоит немалых денег. Выходит, долгие суды по таким вопросам могут влететь в копеечку.
— Да, удовольствие не из дешёвых. Поэтому чаще всего юристы стремятся прийти к консенсусу ещё до суда. Это экономит деньги, время, нервы. Зачастую — спасает репутацию клиенту. И радует, когда вторая сторона стремится к тому же.
Вот недавно у меня был очень успешный такой случай как раз со шрифтами. Моему клиенту-издателю предъявили претензию на использование шрифтов на обложках журнала. Всего предъявили претензии по 7 шрифтам, но по 4 из них мы смогли до суда доказать, что нарушений нет. Мы провели сравнительный анализ и убедили правообладателя, что его шрифты и использованные на обложке отличаются достаточно сильно, чтобы быть разными оригинальными произведениями. По остальным — сошлись на том, что мой клиент приобретёт лицензию на общих основаниях. Такой вариант всех устроил, в суд не пошли.
— Напоследок, дайте совет нашим читателям, как оградить себя от юридических проблем со шрифтами?
— Прежде всего, нужно внимательно относиться к тому, что вы используете. В суде никто не будет выяснять, намеренно вы «спиратили» шрифт или нечаянно. Наше законодательство обязывает предпринимателя принять все меры по недопущению нарушения его бизнесом прав третьих лиц. Если ваша деятельность нарушила права автора шрифта, вы виноваты без всяких «но». Поэтому при использовании шрифта нужно обязательно поинтересоваться, кто его правообладатель, и очень внимательно прочесть лицензионное соглашение к этому шрифту. И, конечно, нужно всегда иметь документы, доказывающие, что вы используете данный шрифт правомерно.