как правильно объяснить ребенку что нельзя брать чужое
Советы психолога: ребенок ворует и врет
Если в вашем доме завелся маленький врунишка и воришка, то, конечно, ничего хорошего в этом нет. Когда ребенок без спроса берет деньги, чужие вещи и обманывает, нужно срочно принимать меры, иначе такое поведение превратится в очень неприятные черты характера и сломает ему жизнь.
Первая и вполне естественная реакция родителей – наказание. Отругать, поставить в угол, лишить лакомства или развлечения, «никуда не пойдешь, даже в школу» – грозные меры, но они не всегда приносят желаемых плодов. Психологи советуют сначала поговорить с ребенком, досконально разобраться в причинах проступка, а уже потом принимать решение.
Чего делать нельзя ни в коем случае
Правильная тактика поведения – залог успешного диалога с ребенком. Необдуманное наказание может раз и навсегда лишить вас авторитета и доверия сына или дочери.
Как бы дерзко ни вел себя ребенок, он все равно боится и ждет наказания, поэтому перечисленные негативные высказывания будут восприняты в штыки. Это будет как в известном анекдоте – «веду себя так, как ты меня назвал, что тебе не нравится?». Если вы выберете правильную тактику, он прислушается, и тогда у вас получится разговор, из которого он сделает выводы.
Почему ребенок обманывает и берет чужое
Причины могут быть самые разнообразные, и многие связаны с неправильным поведением родителей.
Каждая ситуация уникальна, и перечислять возможные причины можно бесконечно, тем важнее выяснить, что именно спровоцировало вашего ребенка. Изменить нежелательное поведение можно только, искоренив его причину.
Что делать?
Если вы поймали ребенка на месте преступления, уверены в его вине на 100%, то психологи рекомендуют, во-первых, сразу же пресечь воровство, во-вторых, спокойно поговорить с ребенком, именно спокойно – без криков и обвинений, и, в-третьих, наказать.
Разговор
Беседа должна проходить в спокойной обстановке, чтобы никто вам не мешал. Говорите спокойно, ровно. Обязательно скажите, что вам очень стыдно и вам тяжело понимать и принимать то, что такое могло случиться в вашей семье. Выясните, зачем он взял деньги или вещь, что двигало им. Следующий шаг, объясните, что такое деньги, как тяжело они даются, на что они идут. В будущем ребенка, если он достаточно взрослый, можно привлечь к планированию бюджета, чтобы он лучше понимал, какая сумма уходит на квартплату, какая – на продукты, какая – на развлечения и т. д.
Малышу, если он совершил кражу или обман впервые, объясните, что так поступать нехорошо, что правда всегда выплывает наружу, здесь можно привести примеры из мультфильма или вашего опыта. Скажите, что воровать и обманывать – не самый лучший выход, простой вежливой просьбой можно добиться большего.
Наказание
Самая действенная мера, по мнению психологов – это заставить ребенка полностью восполнить нанесенный ущерб самостоятельно. Важное условие: он должен заработать деньги сам, почувствовать их ценность. Подростку можно предложить подработку, например, раздавать листовки, разносить почту, продавать газеты и т. д. Ребенку помладше подойдет следующий вариант: вы будете платить ему небольшие суммы за домашние дела: уборка, мытье посуды, работа на дачном участке. Так у него появятся свои деньги, из которых он должен будет возмещать ущерб. Если проступок совершил малыш, например, украл игрушку у друга, то, кроме украденного, он должен отдать пострадавшему вещь, которая представляет для него большую ценность.
Ваша задача – показать ребенку, что он совершил серьезный проступок, что выбранное наказание справедливо, что вы понимаете, что он сделал ошибку, и не стали любить его меньше, но в то же время готовы принять самые решительные меры.
Не пойман – не вор
В случае, когда вина ребенка не доказана, лучше промолчать. Отложите разговор до того момента, когда будете абсолютно уверены. Несправедливое обвинение травмирует детскую психику.
Конечно, полностью оправдывать такие серьезные проступки нельзя. Ребенок в 4-5 лет уже прекрасно понимает, что, обманывая и присваивая чужие вещи, он поступает нехорошо, совершает запрещенное действие. Наказание должно быть правильным и соразмерным. Если эти меры не помогли, не стесняйтесь обратиться к детскому психологу, он обязательно найдет выход из данной ситуации.
Дата публикации: 14.10.2017. Последнее изменение: 04.06.2018.
Как отучить ребенка брать чужое: 13 советов психолога
Почти в каждой семье наступает день, когда малыш гордо демонстрирует неизвестно откуда принесенную игрушку или школьник прячет что-то и убеждает, мол, нашел или выменял. Исчезают из дома деньги, мамина косметика, папины сигареты, конфеты… И взрослые в шоке: ребенок же знает, что чужое брать нельзя, как еще его остановить? Советует детский психолог Елена Шамрай.
Почему ребенок, который все может попросить у родителей и у которого вовсе не «тяжелое детство, игрушки, прибитые к полу», все же берет чужое?
Типичная проблема: неумение уважать свою и чужую собственность, личные границы. И разговоры здесь ни к чему. Лучшая профилактика: личный пример и помощь на каждом шагу разграничения «свое-чужое».
1. Не берите сами чужого
Вы не вор, поэтому даете хороший пример? Если бы все было так просто… Если найдете потерянный кем-то смартфон или кошелек — будете искать хозяина или порадуетесь удаче и будете хвалиться родным находкой? Знаю девочку, бабушка которой рассказывала при ней, что найденное в троллейбусе золотое кольцо — это подарок судьбы за ее порядочность и молитвы. Девочка стала забирать в раздевалке интересные игрушки и телефоны с уверенностью, что это посылает ей фея за ее старательность.
2. Не обращайте внимания на стоимость
Предположим, чужую ценную вещь вы никогда не возьмете. Но если в песочнице валяются чужие лопатки, ведерка, грабельки, все это позволите забрать малышу. Мол, они же копейки стоят. Вероятно, их выбросили, а если нет — никто не пожалеет. Но ребенок не понимает стоимости. Для него это настоящее сокровище. И приятные воспоминания будут связаны не с магазином, а с улицей, с чужим имуществом, которое «само идет в руки». В школе желания сына или дочери будут уже не копеечные, а все правильные слова заслонит опыт.
3. Уважайте собственность ребенка
Дети учатся, глядя на взрослых, на их отношение к себе. Да-да, выбросить рисунок, поломать без разрешения домик из LEGO или кубиков, потому что время собирать игрушки, заставить надеть ненавистное платье или съесть суп — все это о неуважении. Одно дело — наказать запретом смотреть мультики, другое — отобрать игрушку, «арестовать» гаджет. Воздержитесь от соблазна посмотреть, что за секретики в коробке ребенка.
Дайте ребенку свободу говорить «нет», если он не хочет, чтобы прикасались к его телу, вещам, заходили в комнату. Можно поощрять на детской площадке играть вместе, потому что так веселее, но никакого принуждения: «Быстро дай поиграть своей куклой другому ребенку, не будь жадиной!» Если другому можно брать мое, когда я не хочу, то почему мне нельзя?
4. Потренируйте уважать отказы
Расскажите ребенку уже в 4-6 лет, что является, а что не является воровством. Какие бывают последствия: потеря друзей, доверия, репутации (это понятие тоже стоит вводить еще в дошкольном возрасте), для взрослых — тюрьма. Как можно пользоваться чужими вещами: спросить разрешения и поблагодарить, обменяться. Учите просить, а не требовать, то есть спокойно воспринимать отказ, а не ожидать, что вежливая просьба гарантирует желаемое. Это сложно, поэтому тренируйте ребенка. К примеру, возьмите много коробок и в две-три положите конфету. А теперь вместе обращайтесь: «Коробка, можно взять конфету?» Открываем — пусто, значит коробка «отказала». Есть сладости — «согласилась». Теперь так же поиграем с мягкими игрушками. Пусть большинство отказывает голосом мамы, а за одной-двумя будет прятаться маленький сюрприз. Все это приучит воспринимать отказ не как оскорбление, а как норму, а разрешение — как сюрприз, исключение.
5. Определитесь, где чьи вещи
Если малыш научится уважать чужие личные границы, проблем с воровством не будет. Но обычно в семьях с этим путаница. Если ребенок съел все конфеты — пусть наслаждается. Если играл с родительскими вещами — пусть, он же дома. А вот в первом классе у учительницы забрал часы со стола — это уже катастрофа, растет вор. Где же свое и чужое? У каждого ребенка должны быть личные полочки в шкафу, игрушки, книги и альбомы. Если берете одинаковое, важно подписывать. Даже пищу стоит порционировать: например, каши можно брать, когда и сколько угодно, если проголодался, а вот конфеты — только из своего пакетика. Мама и папа тоже должны получить долю сладостей, а не отказывать себе совершенно во всем. Так и личные вещи есть у родителей. И брать чужое без разрешения нельзя.
Но есть и общие: мебель, например, настольные игры. Или игрушки в детском саду. Ими можно пользоваться, но не распоряжаться.
6. Консультируйте в случае конфликта
«Я первый взял! Но это же мое!» — если дети спорят, не пропускайте мимо ушей. Это не мелочи, а противоречие двух правил: «кто первый, тот и играет» и «я решаю судьбу своей вещи». Решить это просто: принцип «кто первый» действует только когда речь идет об общих вещах. Но помогите детям, будьте с ними, подскажите, а не давайте готовый ответ.
Если ребёнок берёт чужое?
Людмила Стахова
Если ребёнок берёт чужое?
МДОУ ЦРР д/с «Классика»
Разработала: педагог – психолог Людмила Евгеньевна Стахова
Если ребёнок берёт чужое? Маленькие подсказки
Проблема детского воровства недостаточно изучена психологами, материал на эту тему представлен в основном в виде разрозненных статей. Особенно мало информации о такого, рода сложностях в поведении благополучных детей.
Психологи отмечают, что через мелкое воровство проходят почти все дети. И рано или поздно родители сталкиваются с ситуацией, когда ребенок приносит домой чужую игрушку или вещь. Обычно это вызывает бурю негативных эмоций, обвинений в адрес ребенка. Но не будем торопиться с выводами, выясним причины и решим, чего делать нельзя.
Ни в коем случае НЕЛЬЗЯ:
• устраивать истерик и скандалов, считать, что с малышом произошло непоправимое;
• одобрять или проявлять безразличие к факту воровства;
• обвинять ребенка, если вина его не доказана;
• называть ребенка вором и подобными эпитетами, т. е. вешать «ярлыки»;
•сравнивать с другими детьми или с собой: «Вот я никогда не воровал. И в кого ты такой?»;
• допускать, чтобы ребенка судили публично, не настаивать на демонстративных извинениях;
• обсуждать поведение ребенка в присутствии посторонних.
Каковы же причины детского воровства?
2. Ребенку может настолько нравиться какая-либо игрушка, и он настолько хочет владеть ею, что даже не осознает, что украл ее. Такое может случаться, когда потребности ребенка часто родителями игнорируются.
3. Ребенок может подражать взрослым, копировать их поведение. Возможно, кто-то дома обсуждает других людей, получающих средства к существованию нечестным путем, при этом выказывая свою зависть, или говорит, что с таких людей нужно брать пример.
4. Ребенок может украсть игрушку, которой перед ним долго хвастались, его обижали (чтобы отомстить обидчику). Помогите выработать правильную позицию и поведение в таких ситуациях, но без того, чтобы забирать игрушку. С малышами очень удобно разыгрывать сценки, где игрушки решают подобные задачи.
5. Из-за недостатка родительского внимания. Ребенок может с помощью кражи добиваться к себе внимания со стороны родителей. Пусть это внимание будет и негативное. Необходимо у ребенка выработать чувство собственной значимости, признания, принятия в семье.
6. Попытка завоевать авторитет среди друзей. Этот пункт является прямым последствием предыдущего пункта. Если ребенку не хватает родительского внимания, ему не хватает признания, он может пытаться искать это в группах сверстников. Поэтому искать глобально решение проблемы следует отношениях с ребенком. Нужно объяснить, что завоевать авторитет можно другими, более достойными способами.
В подростковом возрасте могут иметь место «кражи престижа», кражи «на спор» из-за желания утвердиться в группе.
Прежде всего давайте разберемся, почему наши дети совершают «кражи».
Условно можно выделить три причины детского воровства:
Недостаток развития воли и нравственных представлений.
Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка.
Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки «голосу» совести.
Несколько слов о профилактике
Его активность хорошо бы направить «в мирное русло»: выясните, что на самом деле интересует ребенка. Человек, жизнь которого наполнена интересными для него занятиями, чувствует себя более счастливым и нужным. Ребенка надо научить сопереживать, задумываться о чувствах окружающих.Надо познакомить его с правилом: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», и объяснить смысл этого правила на примерах из собственной жизни.
Полное взаимное доверие является лучшей профилактикой детского воровства.
Важно четко очертить для ребенка границу между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права распоряжаться. Самая простая мера профилактики детского воровства состоит в том, чтобы его не провоцировать.
Если вместо поддержки и помощи проявлять агрессию и непонимание, это негативно сказывается на дальнейшем развитии личности ребенка.
И воспитатели, и учителя, и родители должны быть очень осторожны, столкнувшись с детским воровством. Сделав этот проступок достоянием общественности, они закрепят за ребенком репутацию вора. Это, естественно, скажется не только на его самооценке, но и на его взаимоотношениях с окружающими.
Будьте предельно осторожны, проявляйте чуткость, помните, что перед вами не вор-рецидивист, а ребёнок. Поспешив, дав волю своему негодованию, вы можете испортить ребенку жизнь, лишить его права на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе.
Никогда не обвиняйте ребенка в краже, даже если, кроме него, больше некому. Если ребенок «не пойман за руку», невзирая ни на какие подозрения, помните о презумпции невиновности. Исключение — когда вы застали ребенка на месте преступления, но и в этом случае выбирайте выражения. Дайте ему понять, как вас огорчает то, что произошло, но не навешивайте на него ярлыков. Спокойная беседа, обсуждение ваших чувств, совместный поиск решения проблемы лучше выяснения отношений, «называния вещей своими именами».
Попробуйте вместе найти выход из сложившейся ситуации. Помните это должно быть совместное решение, а не ваш приказ.
Украденную вещь необходимо вернуть владельцу, но необязательно заставлять ребенка это делать самостоятельно, можно пойти вместе с ним. Он должен почувствовать, что каждый человек имеет право на поддержку.
Если вы уверены, что вещь взял ребенок, но ему трудно в этом сознаться, подскажите ему, что ее можно незаметно подложить на место.
Детские проблемы на фоне наших взрослых часто выглядят смешными, надуманными, не стоящими внимания, но ребенок так не думает. Для него очень многие ситуации могут казаться безвыходными. Не забывайте об этом и почаще вспоминайте свое детство и свои детские проблемы.
Интегрированное занятие в подготовительной группе комбинированной направленности на тему: «Человек. Части тела». В нашем детском саду «Ягодка» г. Жигулевск состоялся окружной семинар-практикум на тему «Интеграция образовательных областей в работе специалистов.
Советы родителям «Как надо вести себя с ребёнком, который берёт чужие вещи без спроса» «Как надо вести себя с ребёнком, который берёт чужие вещи без спроса» (Советы родителям) В первую очередь, необходимо вести.
Пойман, но не вор
Обнаружив в игрушках своего ребенка не принадлежащую ему вещь, не торопитесь браться за ремень.
Почему нельзя?
Даже самых спокойных родителей потрясает, когда вдруг обнаруживается, что их малыш что-то взял без спросу в гостях или унес из садика. За этим сразу следует скандал, слезы, праведный гнев, мрачные размышления о будущем ребенка. Подумать тут и вправду есть о чем, но без излишнего трагизма.
Ну, скажите, вор ли четырехлетний мальчик, который в искреннем дружеском порыве отдал своему товарищу самый красивый диск из вашей, папа, аудиоколлекции? А малыш, спокойно положивший в свой карман оброненного соседом по песочнице пластмассового солдатика? Он всего-то хочет иметь то, что принадлежит другому и искренне не понимает, почему решать эту проблему так нельзя и почему его ругают за это.
Внимание любой ценой
Но, случается, ребенок (как правило, это уже ребенок, вышедший из младенческого возраста), кладя себе в карман без спроса чужую вещь, осознает, что он делает что-то плохое. Главное, что нужно предпринять родителям, это постараться понять причины происшедшего и действовать в соответствии с понятым. Ведь психология детского «воровства» проста: таким образом ребенок компенсирует себе недостаток чего-то. А вот чего именно, и предстоит выяснить родителям.
Но стоит вам заметить пропажу, вы превращаетесь в беспощадный карающий меч. Так этого ребенок и добивался! Ведь ему просто не хватает вас, вашего внимания, вашего реального участия в его жизни. Да, усердно работая, вы печетесь и о нем тоже, но это происходит далеко от него, он этого не видит. И чем сильнее будет ваш гнев, тем чаще ему будет хотеться хоть такого, зримого, вашего внимания. Имущественная выгода его поступка интересует ребенка, может быть, меньше всего. И взятые у вас деньги, купленные на них сладости для него просто символ замещения родительской любви.
Вы вместе!
Но и в этом случае не стоит раздувать случившееся до масштабов катастрофы, равно как и делать вид, что ничего не произошло.
Да, вы расстроены, рассержены, но все-таки старайтесь держаться спокойно. Обвинения, а тем более рукоприкладство никогда не решат проблему (равно, как и вопрос: «Почему ты это сделал?», не получит внятного ответа), а ребенок будет и дальше заниматься своим делом, а вас обманывать, чтобы избегать наказания. После должной оценки происшедшего поговорите с ним спокойно и доверительно.
Маленький человек редко задумывается о последствиях воровства. Постарайтесь поставить его на место жертвы, пусть вспомнит, как ему было обидно, когда без спросу брали его вещи. Ребенка постарше можно спросить: «Представь, ты обнаружил, что из твоего кошелька украли деньги. Что бы ты сказал этому человеку?» Со школьниками одного разговора о честности, боюсь, будет уже недостаточно. Скажите им о таких последствиях их поступка, как потеря друзей, дурная репутация и возможные в будущем приводы в полицию.
Любовь против воровства
Тенденция к воровству у детей НЕ ИЗЛЕЧИВАЕТСЯ с помощью наказания. Это верно, что общество учит уважать законы, прибегая к суровым мерам. Но также верно, что ни одна из них не применима к ребенку дошкольного возраста: согласно закону он еще не способен отвечать за свои поступки. И родители поступят правильно, если займут такую же позицию. И будут считать проявления воровства у ребенка поступком БЕЗОТВЕТСТВЕННЫМ. Воровство «излечивается» не только внушением и оценкой поведения малыша. Важно еще так повести разговор, чтобы он захотел вас понять и согласиться с вашим мнением.
Только в том случае, когда ребенок почувствует, что родители любят его и он по-настоящему любит их, только тогда он хочет быть таким, как они, и подражать им. Никакие призывы к ограничению желаний не воздействуют на него. Вот почему так важно, чтобы он был хорошего мнения о родителях.
Возвратим владельцу то, что ребенок унес, постараемся выяснить, чего ребенку недостает дома, сделаем все возможное, чтобы дать ему то, чего ему не хватает. Очень важно, чтобы между родителями и детьми сложились добрые отношения. Тогда удастся внушить ребенку представление об истинной порядочности и честности.
Э.Фромм, «Азбука для родителей»
Ребенок берет чужое: что делать?
Тема очередной беседы Марины Ланской в студии телеканала «Союз» – «Ребенок берёт чужое». Ведущая программы для родителей «Учимся растить любовью» задает вопросы Наталье Пивоваровой, члену Общества православных психологов Санкт-Петербурга. В чем причины детской тяги к чужим вещам, каковы могут быть последствия и как это преодолеть?
– Наталья, сразу обозначу, о чем мы говорить сегодня не будем. Мы не будем говорить о патологических явлениях, таких как клептомания у ребенка, о закоренелых малолетних преступниках. Мы будем говорить о бытовых ситуациях, когда ребенок берет чужое в семье, иногда в чужой семье, у кого-то в школе. Мы будем говорить о маленьких детях и о подростках.
Но, прежде чем мы начнем, я бы хотела рассказать о ситуации, которую нам описала одна из наших телезрительниц. Девочка восьми лет, очень хорошая, приятная, замечательная, без каких-либо психологических проблем, из хорошей благополучной семьи, вдруг стала брать у родителей деньги из кошелька: мелкие купюры, 50–100 рублей.
Мама в полной растерянности, но, как мне кажется, она поступает очень мудро: она пока не предпринимает никаких действий. Свой вопрос она направила нам, и очень хочет, чтобы ей дали разъяснение, как вести себя так, чтобы и разрешить ситуацию, и при этом не навредить ребенку.
– Эта ситуация – достаточно типичная, и с ней обращаются к психологу родители действительно заботливые, которые хотят не навредить ребенку. Чаще всего это поведение ребенка, которое не вполне осознанно, и конечно же, за этим поведением не стоит какой-то злой умысел. Что нужно сделать родителям? Понять, какая потребность ребенка стоит за этим действием.
– А это всегда какая-то потребность, всегда ли такое действие спровоцировано какой-то потребностью, которая не удовлетворяется у ребенка нормальным образом?
–Нет, не всегда, но очень часто. Вообще, когда мы говорим про воровство, имеется в виду, что ребенок берет что-то, что принадлежит не ему, а семье. Эта ситуация требует разговора про ценности, про любовь, про границы, и прежде всего про потребности.
Ситуации бывают разные. Достаточно типичная ситуация, когда так проявляют себя дети 8–11 лет – именно такого возраста, когда у них есть какие-то желания, потребности, которые они по каким-то причинам не могли удовлетворить прежде. Но они стесняются сказать родителям, потому что боятся, что это будет вызывать вопросы, это будет не одобрено.
Детям психологически легче просто взять деньги, не объясняя, не доказывая свои потребности. Потому что родители, если ребенок скажет, ответят чаще всего, что это ерунда, на это не стоит тратить деньги. А у ребенка, тем не менее, есть такие желания. Это самый частый и самый распространенный случай, когда дети берут деньги без спроса.
Но это совсем не единственный случай. И причины, конечно, могут быть разные.
Наверное, родителям стоит быть внимательнее, если такое поведение сопровождается какими-то изменениями в обычной жизни ребенка.
Как это может выглядеть? Например, ребенок раньше с удовольствием гулял, а сейчас перестал гулять. Хорошо учился, а потом вдруг у него резко снизилась успеваемость. Или, наоборот, он часто гуляет (раньше такого не было), долго не бывает дома, особенно в старшем возрасте.
То есть здесь можно говорить о какой-то серьёзной проблеме, которая существует у ребенка вне дома, например, в школе. Это могут быть кражи у него денег. Может, ребенок проиграл, а может быть, кто-то вымогает у него деньги.
И ребенок не имеет ресурсов для того, чтобы справиться с этой ситуацией. Тут требуется внимание родителей и нужна помощь. Это один из таких случаев, когда речь идет не о потребности.
– А может ли ребенок становится заложником определенной ситуации?
– Той ситуации, с которой ему не справиться – да, может. Но чаще всего это все-таки про потребности. И потребности бывают разные. Достаточно часто это попытка получить любовь, внимание, заботу.
Если мы говорим о возрасте 8–10 лет, то для ребенка очень важно себя утвердить в детском коллективе. Ему важно проявить свою умелость, и не всем детям это удается легко. И тогда они «покупают» уважение своих сверстников, делая им какие-то подарки. Также «покупается» дружба: они так думают, что если я буду делать подарки ребятам, то они будут со мной дружить, и тогда я буду чувствовать себя хорошо.
Получается, что мотив ребенка взять чужое – нереализованная потребность в дружбе.
– Да, мне знакома ситуация, которую Вы описали. У нас во дворе была девочка, которая брала у родителей деньги, весь двор водила в кафе-мороженое и всех угощала. Впрочем, наверное, это один из самых благоприятных сценариев, когда ребенок берет чужое.
Да, у него проблемы, он себя неуверенно чувствует в коллективе, раз прибегает к такому подкупу друзей. Но все-таки это еще не та наклонность, которая требует искоренения как дурная.
А что происходит с теми детьми, у которых нет никаких оправданий? То есть они не заслуживают внимания других, они не обделены дома, и у них даже есть карманные деньги. Но почему-то они берут ещё.
И иногда не деньги, предметы, и не только у своих родителей, а, например, у одноклассников. Всегда ли это та серьезная проблема, с которой нужно идти к психологу, или можно разобраться в семейной обстановке и понять, почему это происходит?
Действительно, причины могут быть разные. Мы говорили про ситуацию, когда ребёнок хочет что-то купить, но он боится, что родители не будут это одобрять, и ему не хочется доказывать, что для него это важно. Тогда ситуация решается просто: родителям нужно предоставить возможность ребенку получать карманные деньги, за которые он не ведет отчёт, то есть он их тратит по своему усмотрению.
Здесь вопрос доверия. Когда речь идет о предметах – например, домашних, тоже достаточно распространенная ситуация – то это скорее свойственно детям более старшего возраста, когда ребенок, например, из дома берет какие-то ценные предметы – те, которые, например, передавались из поколения в поколение и являются семейной ценностью.
Здесь уже вопрос про другое: про силу и власть родителей, потому что, если мы говорим об определенных предметах, связанных с мужской стороной жизни, то это может означать на символическом уровне, что ребенок хочет заполучить силу и власть отца. И важно понимать, что речь идет о половой идентичности, женской или мужской.
И если мы говорим про женщин, то достаточно типичная ситуация, когда девочки берут у мамы из косметички косметику, осознавая силу женственности. То есть это символ силы. И здесь такой момент, который, конечно тоже важно понимать, и это иногда переходит границы семьи.
Для девочек (а особенно уязвимы здесь девочки) очень важно нравиться, быть привлекательной, и бывает, что они начинают красть в магазинах косметику. И здесь реакция родителей должна быть очень осторожной.
Нужно задавать вопросы: что происходит, когда ты берешь: как изменяется отношение к тебе или не изменяется, что происходит, если ты выглядишь определенным образом, потому что это элемент женского образа. Как это меняет твое состояние? И здесь возникает очень серьезная тема – против этой потребности детям очень трудно сегодня устоять.
Мы живем в мире, где создается культ индивидуального успеха, культ красоты, причем красоты стандартизированной. То есть нам навязываются образы, которых в принципе нет в природе. Сегодня благодаря технологиям можно создать настолько идеальный образ женщины, что человек, который был прототипом, себя не узнает. Но для детей это является заманчивым, потому, что подростковый возраст – это когда ребенку важно ответить на вопрос «кто я?». Для него важно, как его воспринимают окружающие.
А все сегодняшние технологии, которые связаны с модой, красотой, нацелены на то, чтобы максимально отделить самоощущение от человека и навязать ему взгляд со стороны – как человек воспринимается другими.
Сегодня даже взрослым женщинам бывает довольно нелегко объяснить, что не сами по себе внешние черты привлекают, а, скорее, любовь окружающих делает их привлекательными. И девочке легче поверить в то, что привлекательно ее тело, чем в то, что привлекательна она сама как личность.
Стараясь подражать образу, она теряет себя, свою индивидуальность. А происходит это потому, что нет своей внутренней ценности, то есть она хочет нравиться, хочет, чтобы ее выбрали, но выбирают не ее, а выбирают образ, который с ней имеет мало общего. И это –про то, что не хватает ценности, то есть это вопрос про самооценку у девочек.
– То есть это чаще всего про недолюбленность, которая идет из семьи, я правильно понимаю?
– Да, вопрос ценности ребенка – это когда ребенка принимают, когда мама реагирует на внешний образ, на облик ребенка, давая ему позитивную обратную связь, и необязательно это связывается только с внешностью. Ценность самой личности ребенка должна ребенком тоже осознаваться.
–Да, это очень актуально относительно сегодняшнего дня. Но хотелось бы поговорить и о совсем маленьких детях. Ведь многие родители считают, что уже в раннем возрасте закладываются такие дурные наклонности, как желание обладать чужим.
И когда родители хотят говорить с детьми о том, что этого делать нельзя, то не могут найти правильных слов. Это начинается в раннем детском возрасте, когда ребенок берет чужое в песочнице.
Сложная ситуация: некоторые мамы считают, что это не страшно, это можно пережить. Другие же, наоборот, считают, что вот сейчас они на корню искоренят эту дурную наклонность. Как поступить правильно?
– Это как раз вопрос про границы. Дело в том, что основа характера закладывается достаточно рано – с того времени, когда ребенок ещё в песочнице. И психологи считают, что есть такой период, когда личность рождается в первый раз – в три года, и с трех до пяти – возраст, который очень важен для формирования личности ребенка, его ценностей, что такое хорошо, что такое плохо.
Описано, как детей поместили в экспериментальную ситуацию, где им предлагалось выполнить задание, которое выполнить невозможно. И, если бы они его выполнили, то получили бы конфету, и они это знали. Потом ведущий эксперимента удалялся из поля зрения ребенка, и что происходило?
Ребенок не выдерживал, брал эту конфету. Взрослый, приходя, давал вознаграждение, потому что ребенок выполнил задание, как бы обманув. Но после этого ребенок плакал – ведь он получил конфету нечестным образом. Вот это – тот момент, который говорит, что у ребенка зарождается совесть. Он понимает, что нечестно получить вознаграждение за обман.
– То есть незаслуженное вознаграждение не приносит удовлетворения?
– Да, это эффект горькой конфеты. И поэтому возраст трех лет – это возраст, который очень важен для формирования ценностей, для привития их ребенку. И это можно делать через сказки, через стихи, через литературу, но не только.
Есть правило, что можно делать, что нельзя – это вопрос про границы.
Родители очень хотят, чтобы дети были послушными, чтобы они никогда не говорили «нет», не противились. Но если у ребенка нет опыта сопротивления взрослому, несогласия с взрослым, то тогда, когда наступает подростковый возраст, он не может сказать «нет» «злу», когда ему предлагают сделать что-то нехорошее, и это как раз про границы.
То есть в таком раннем возрасте очень важно, чтобы ребенок имел возможность говорить «нет» родителям. И родители должны уважать его «нет» так же, как и его «да». Это очень важно для того, чтобы ребенок мог говорить родителям о своих потребностях в том самом подростковом возрасте, с восьми лет, ему очень важно быть в контакте со своими потребностями.
То есть он должен их ощущать, и это ощущение приходит тогда, когда ребенок может сказать о своих потребностях, даже о тех, которые с точки зрения родителей, может быть, не очень полезные. Но если ребенок имеет возможность говорить в семье, он не осуждается за это, и желания просто не выполняются, то он имеет возможность об этом сказать.
И если это будет услышано и он не будет наказан, то тогда и в более старшем возрасте он сможет родителям сказать то, о чём он хочет. А это как раз опасный возраст 8–11 лет, когда «научить» воровству можно неосознанно. Чаще всего это связано с тем, что в семье несколько детей, и когда появляется младший ребенок, то ему, естественно, мама вынуждена уделять больше внимания.
Иногда воровство происходит только потому, что ребёнок таким образом хочет привлечь внимание. Для него более болезненная ситуация – отсутствие родительского внимания, чем наказание. Он может понимать, что то, что он делает, нехорошо – но он все равно это делает. Так он привлекает внимание.
Бывают и такие ситуации – мама или другой взрослый тратит деньги не на то, что является необходимым, а на какие-то незначительные вещи. Таким образом мы показываем, что можно тратить деньги по-разному.
А то, что касается ревности, когда ребенок недополучает внимания – то это достаточно распространенная причина для воровства. То внимание, которое родители должны были уделить ему, уделяется другому ребенку или другим детям. И здесь самым мудрым поведением мамы будет необходимость уделять внимание более старшему ребенку.
То есть оно не должно делиться с маленьким, за которым она ухаживает, которого растит, а оно должно принадлежать и этому второму ребенку, более старшему.
– Наталья, вроде бы всё понятно. Но на первый вопрос, который мы задали в начале передачи, я так и не уяснила правильный ответ: что же делать маме, которая не знает, как реагировать на воровство?
Она замечает, что её восьмилетняя дочь крадет деньги. Да, надо присмотреться к семейной ситуации – понять, какие потребности не удовлетворены, но стоит ли говорить с ребенком, или все-таки просто анализировать, думать и смотреть, как это продолжается?
И если стоит, то помогите найти правильные слова, потому что эмоции захлестывают, и родители начинают говорить в таком тоне, что ситуация становится ещё хуже. Психологи единогласно говорят, что нельзя клеймить ребенка. Если мы ребенку говорим «ты вор, в нашей семье не должно быть вора», то мы ухудшаем ситуацию. Так какие слова выбрать?
– Первая реакция должна быть такая. Мы не молчим, а говорим, но ни в коем случае не о личности ребенка, а о его поведении. Определяем поступок, который совершён, если это было и действительно подтверждается, и ребенок об этом знает. И хорошо прежде предложить ребенку самому объяснить или оценить, как он этот поступок воспринимает. То есть всё зависит от степени доверия –готов ребенок говорить об этом или нет.
Существуют достаточно эффективные способы убедиться в том, какая потребность не реализуется – например, с помощью игры. Но лучше, если это будет делать не сам родитель, а какой-нибудь волшебный друг, который возьмет на себя роль человека-волшебника, исполняющего желания.
Или взрослый берет на себя роль волшебника и может нарисовать тот образ, который предлагает ребенок, с деталями и дальнейшими действиями, которые будут совершаться. Таким образом, выясняется мотив и потребность, которая не реализуется, что для ребенка является значимым.
С маленькими так. В более старшем возрасте, подростковом, ребенку можно задать вопрос – не совсем прямо: например, что бы он делал, если бы получил миллион.
Вообще взрослому родителю бывает нелегко, и иногда правильнее будет все-таки предложить пообщаться с психологом, потому что психолог выяснит, какая потребность не реализуется, какие отношения нарушены в семье или в школе.
И он может с вами обсудить, как реагировать на потребность, которая не удовлетворяется – надо понимать, что не все потребности могут удовлетворяться, и это надо уметь проживать. И он может подсказать родителю, как устроить жизнь ребенка, чтобы эта потребность реализовалась, в чём ему помочь – в каких-то умениях, в деятельности, как бы он мог утвердиться в своем детском коллективе.
– Наталья, чаще всего у большинства детей эта наклонность не развивается ни в какую патологию и проходит. Мне кажется, это очень оптимистично. Или Ваша статистика и долгая практика показывают, что это не всегда так, и все-таки надо с этим работать серьезно и глубоко, потому что само собой может и не пройти?
– Вы правы, Марина, чаще всего это не перерастает в какую-то криминальную тему или проблему. Но здесь есть важный момент для родителей. Безопасные страдания у ребенка в жизни должны быть – в виде наказания. И он точно должен знать, что за какие-то вещи он будет наказан. И в разном возрасте это наказание может быть разным.
Но мы должны не только «строжить», но и уметь проявлять любовь.
Надо понимать, что если случается проступок, необходимо показывать, что ребенок всё равно любим. Чтобы он ни делал, он всё равно любим мамой.
Иногда родители реагируют так: ты поступил плохо, и я тебя больше не люблю – и любовь становится этаким средством «торговли», шантажа.
Ребенок должен понимать, что его любят всегда, но есть вещи, за которые он несёт ответственность, в том числе за последствия своих решений.
Спасибо, что пригласили меня в студию поговорить на эту тему, которая, действительно, очень тревожит родителей.
Соб. инф.
Фото из открытых источников