как объяснить ребенку что нельзя обижать девочек
Что делать мальчику, если его обижает девочка
Родительская установка «девочек обижать нельзя» зачастую выглядит нелогично. Вплоть до старшего подросткового возраста девочки могут быть выше, крупнее, сильнее сверстников-мальчишек и нередко сами становятся зачинщицами конфликтов. Мальчики оказываются в двусмысленном положении: с одной стороны, они становятся жертвами юных амазонок, с другой – не могут ответить, поскольку любое действие может быть истолковано как «обижание девочек».
Скажем сразу, у нас нет готового решения, которое мы смогли бы с чистым сердцем рекомендовать родителям мальчиков. Но мы собрали самые точки зрения на эту проблему, и отметили слабые места каждой стратегии. Возможно, вам это поможет выработать собственное оригинальное решение!
Стратегия уклонения или «Девочек нельзя обижать никогда!»
Так что же делать, если девочка сама задирается? Ни в коем случае не отвечать той же монетой, полагают сторонники стратегии уклонения! Мальчику разрешается объяснять на словах, что противница ведет себя неправильно, и он не хочет с ней дружить. Предписывается перехватывать руки и ставить блок, если обидчице вздумается подраться. Ну и попытаться по возможности избегать общения с такой агрессивной особой.
Аргументы «за»
Обычно сторонники стратегии уклонения приводят два весомых довода:
Аргументы «против»
Оппоненты этого прекрасного рыцарского взгляда на мир возражают.
Взрослые любят рассуждать, что любой спор можно решить словами. Но прямо сейчас на нашей планете полыхает множество вооруженных конфликтов — весьма печальное доказательство того, что на практике этот прекрасный принцип почему-то не срабатывает.
” Иногда стратегия уклонения просто не действует! Ну не может мальчик уклониться от общения со сверстницей, если они вместе ходят в одну группу в садике, а она при любом удобном случае провоцирует конфликт. И она будет задираться, отбирать игрушки, кусаться и царапаться. Неужели терпеть?
Такой подход развращает девочек. Они учатся пользоваться своей безнаказанностью, свыкаясь с мыслью, что им все позволено. Конечно, можно сказать, что воспитание этих самых юных особ — головная боль уже их родителей. Вам бы со своим сыном разобраться!
Дети со временем вырастают. И в один прекрасный день ваш повзрослевший ребенок может привести в дом именно такую избранницу — а что, он в жизни все время имел дело с похожими дамами, ему их поведение кажется нормальным… Не слишком-то радует такая перспектива, да?
Стратегия противостояния на равных
Адепты этой позиции ехидно уточняют, а что, мальчиков обижать можно? Например, ударить одноклассника, раз уж он не девочка. Или вот соседский пес — почему бы не подойти и не пнуть его? Он тоже не относится к слабому полу.
” Если одноклассница говорит гадости, портит вещи мальчика, дерется, то, возможно, гораздо лучше и правильнее один раз дать ей сдачи, чем на протяжении месяцев, а то и лет, терпеть ее нападки.
Обратите внимание, речь в данном случае не идет о том, чтобы бросаться на обидчика с кулаками в ответ на неудачную шутку. Тут имеется в виду симметричная реакция. Если вас ударили, можно ударить нападающего в ответ. Если обозвали, отвечать тоже следует словесно. И так далее.
Аргументы «за»
” Коль скоро «слабость» женщин уже давно не играет решающей роли, то к чему с детства закладывать в голову мальчиков мысль, что девушки им по природе своей уступают? Чтобы они потом не воспринимал прекрасных леди всерьез?
Если, не разбираясь, настаивать, что в любом конфликте со сверстницей всегда виноват именно он, потому что «мужчина не должен обижать женщин», то мы рискуем на выходе получить взрослого, категорически не умеющего взаимодействовать со своими эмоциями. А это проблемы со здоровьем, личной жизнью, общением.
Так обычно звучит аргументация последователей принципа противостояния на равных. Однако есть у этой позиции и слабые стороны.
Аргумент «против»
” Иногда стратегия противостояния на равных приводит к совершенно не радужным результатам. Подход «око за око» очень коварен. Бездумно возвращая противнику все его действия, можно незаметно для себя перейти грань допустимого.
Стратегия мягкого противодействия
Приверженцы стратегии мягкого противостояния считают, что девочки, конечно, отличаются от мальчиков, и об этом нужно помнить. Однако это еще не значит, что слабому полу можно все. Если юная леди переходит границу, следует дать ей отпор. Но, помня о ее природной нежности и хрупкости — в «легкой» форме.
” Сначала надо испробовать неагрессивные методы выхода из конфликта. Как раз те, которые предлагаются сторонниками стратегии уклонения. Увещевания, просьбы прекратить, попытки дистанцироваться. И лишь затем, если пацифистские способы дали сбой, можно давать сдачи. Но даже это следует делать с осторожностью! Со всей силы бить по больному ни в коем случае нельзя, хотя иногда и хочется!
На мой взгляд, такой подход уместен не только в стычках с девчонками, но в любых конфликтах.
Аргументы «за»
Казалось бы, это как раз та самая компромиссная стратегия, которая обладает всеми плюсами двух предыдущих и лишена их недостатков.
Вроде бы, все отлично. Но есть и у этой концепции один серьезный недостаток…
Аргумент «против»
Никто толком не знает, что из себя представляет «легкая» форма противодействия. Нет, попытки сформулировать универсальные правила предпринимаются регулярно. Например, «мужчину можно ударить кулаком, а женщину — только открытой ладонью». Но в этом утверждении ничего не говорится о пинках, плевках и ударах посторонними предметами. Все, что не запрещено — разрешено. Думаете, дети не догадаются на опыте проверить, что будет, если применить что-то из оригинального арсенала?
Иногда родители формулируют для своих детей конкретный список допустимых действий. Например, говорят, что позволительно девочку оттолкнуть, дернуть за косичку или щелкнуть пальцами по лбу. Но разве сложно представить себе ситуацию, в которой этого списка может не хватить? Ну вот не будет у обидчицы косичек, зато окажется повязка, закрывающая лоб. И что теперь, терпеть?
” Главный недостаток стратегии мягкого противостояния — далеко не всегда очевидно, а как ее вообще применять? Где проходит грань между «легкими» и «тяжелыми» способами давать отпор?
Что делать мальчику, если его обижает девочка? Кажется, все существующие подходы имеют серьезные дефекты, из-за которых не всегда работают так, как нам хотелось бы. Видимо, не стоит слишком полагаться на них.
Поделитесь со своими детьми теми принципами, которые вы считаете правильными. Но непременно убедитесь, что они понимают — всегда есть исключения. Жизнь сложнее любых теорий. И вы не будете бездумно осуждать сына, если он дал сдачи или, наоборот, не дал, или использовал какой-то «запрещенный» прием. Постарайтесь вникнуть в положение сына, понять, почему он поступил так, а не иначе. Разберитесь в ситуации и лишь потом ругайте или хвалите.
Конечно, эта статья предназначена родителям мальчиков. Но мы будем рады, если ее прочитают родители девочек! И напомнят своим ангелочкам, феям и принцессам (да-да, прямо сейчас!) что мальчиков обижать нельзя!
Девочек обижать нельзя? Как воспитывать мальчика добрым и не сломать ему психику
Фразу «Девочек обижать нельзя» родители твердят сыновьям с пеленок. Конечно, из лучших побуждений: а иначе как воспитывать мальчика добрым и чутким? Но советы психологов в вопросах воспитания детей сходятся в одном: категорический запрет «Девочек обижать нельзя!» в будущем может серьезно аукнуться и повзрослевшему мальчику, и девочкам, с которыми его сведет судьба.
Как правильно воспитывать мальчика, чтобы рыцарские качества не сломали ему психику и не стали причиной проблем?
С девочками что-то не так? Как строятся отношения мальчиков и девочек
Подчеркнутое равноправие — вот на чем строятся сегодня отношения полов. Девочки часто не уступают мальчикам и в физической силе, и в умении надавить психологически. Мальчики не видят логической причины, почему им нельзя ответить на агрессию со стороны девочки. Подсознательно они додумывают эту причину сами.
Допустим, вы пришли в гости к другу, и вам говорят: «Слушай, тут будет мой приятель Павлик. Его обижать нельзя». Что вы подумаете о Павлике? Либо, что он — агрессивный неврастеник, который может сорваться в любой момент (то есть Павлик опасен), либо он совершенно беспомощен, и не в состоянии постоять за себя.
Это не осознанные выводы, детский мозг впитывает и анализирует информацию в фоновом режиме.
Вы пытаетесь рассказать детям, что нужно быть добрыми, а по факту внушаете: «Девочки не такие как мальчики. Они либо опасны, либо беспомощны и бестолковы. Их лучше не трогать».
Такое воспитание мальчиков с возрастом превращается либо в мужской шовинизм, либо в боязнь заводить отношения с женщинами.
Как воспитывать мальчика: не развязывайте руки жестоким девочкам
Отношения мальчиков и девочек в подростковом и юношеском возрасте пестрят подобными ситуациями:
«Она говорит мне гадости, давит на все болевые точки, специально провоцирует, но я молчу и сжимаю кулаки. Не могу ударить женщину. А она это видит и пользуется».
Бить людей — крайний метод, без разделения по признаку пола. Но умение проявить здоровую агрессию решает многие психологические проблемы и приводит в норму многие отношения.
Да, большинство женщин не смогут адекватно дать сдачи. Но это не лишает их умения жестоко манипулировать мужской психикой. А способность мужчины к самозащите купирована еще в песочнице: «Не трожь ее, она же девочка!».
Если бы не это, то многие жестокие девочки, склонные к манипуляции и эмоциональным провокациям женщины вели бы себя куда сдержаннее. Просто потому что знали бы, что за подобные выходки можно и получить.
Совет психолога: не сажайте мальчиков в «коробку мужественности»
Собираетесь рассказать детям, что «девочек обижать нельзя»? Учтите, что в уме эта фраза продолжается: «а мальчиков — можно». Дальше идёт «мальчики не плачут». Но эти фразы очень далеки от того, как правильно воспитывать мальчика. Это попытка вырастить «железного человека», который всё терпит, никогда не расстраивается, не показывает эмоций и не имеет уязвимостей. Кто-то ещё после этого удивляется, почему мужчины умирают раньше?
Мы с детства сажаем мальчика в «коробку мужественности». И удивляемя, когда спокойный, вежливый и терпеливый парень однажды берёт винтовку и убивает 20 человек. Ежедневный стресс без права защитить себя, потому что обидчик — человек другого пола, способен серьезно искорежить психику.
Как правильно воспитывать мальчика: хорошие новости
В воспитании детей и в выстраивании отношений мальчиков и девочек есть множество альтернатив.
Не «Нельзя бить девочек!», а «Не бей девочку, если она не бьет тебя». Не потому что девочка слабее, а потому, что первым нападать не честно. Покажите эту разницу, этот баланс.
«Не обижай других, если они не обижают тебя».
«Не смейся над другими за то, что они на тебя не похожи».
«Решай споры словами, а не кулаками».
Детское сознание очень гибкое и любопытное. Все, что вы успеете рассказать детям, останется там на всю жизнь. Не старайтесь упрощать объяснения. «Девочек обижать нельзя» — типичный пример упрощения, которое не учитывает всего разнообразия ситуаций. Справедливость и такт — очень тонкие штуки в воспитании ребенка, так что объясняйте, разжёвывайте, вдавайтесь в детали. Пусть не сразу, а через много лет, но вы обязательно увидите плоды своих стараний.
По материалам lifehacker
Почему нельзя бить девочек? Почему надо защищать девочек?
Даже если они больны феминизмом или ведут себя, как капризные дуры?
Попробуем ответить на них.
1. Так уж устроила Природа жизнь на планете Земля, что Человек, является Существом Коллективным, проживает стаями, родами, семьями сообществами, народами, нациями.
Так уж устроены законы жизни живых существ, что благополучие Каждого члена сообщества, тем выше, при нормальном управлении, чем больше Количество членов самого сообщества. Например, объединение современной Европы.
Например, предположим, что после катаклизма выжили 10 мужчин и 1 женщина.
Соответственно, через 15 лет, время начала деторождения, это сообщество будет состоять из 11 взрослых + 1 ежегодный ребенок = 26 членов
Через те же 15 лет количество членов этого сообщества будет составлять 11 взрослых + 10 детей ежегодного приплода = 165 членов.
Соответственно, возможность благополучного проживания, при равных прочих условиях жизни, будет почти в 7 раз выше, в последнем, «женском» сообществе.
Именно поэтому, во всех культурах, всех народов мира, все Мужчины, всегда, берегут своих Женщин.
Именно поэтому, Девочек бить нельзя, так как при ударе могут пострадать внутренние органы деторождения.
Автора озадачили этим вопросом в детском саду: почему девочкам можно все, а мальчикам даже нельзя отвечать им по-мальчишески.
Ситуация демонстрирует пример недостаточного совершенства существующей государственной системы Образования, когда детей начинают учить только в школе, а до этого, их познания находятся в заложниках, интеллекта и благосостояния родителей.
Хотя в других детских садах, именно в этом возрасте, мальчикам объясняют, что Девочки, это будущие Мамы, у них в животиках тоже будут жить дети, и с ними ни в коем случае нельзя драться так же как с мальчиками. (А только драть за уши!))) )
2. Почему, надо защищать девочек, даже тогда, когда они провоцируют мальчиков на домогательства?
Так уж устроена эта Жизнь, что на Женщин возложена функция естественного отбора человеческого племени, эта функция «зашита» в самой глубине подсознания.
Пристальным взглядом, каждому внимательному наблюдателю, нетрудно заметить, как юные женщины, начинают вести естественный отбор с самых пеленок.
Да, женское «динамо» не всегда приятно и зачастую оскорбительно, когда девушки окручивают юношей, используя как «лохов».
Хоть грань тонка, и, как известно, женское «нет», зачастую означает «да».
Как выразилась одна женщина-психолог:
«Если, девушка приходит на День Десантников в парк Горького, в юбке, которая меньше трусов, то у неё на лбу явно читается надпись: «Затащите меня в кусты и сделайте что нибудь!»
Хотя люди давно заметили, что нежеланные дети, получаются «хуже по качеству», чем желанные.
Поэтому, все нормальные Мужчины, Всегда, любят и берегут всех Женщин своего племени, несмотря на все их «бабские глупости», например поклонение феминизму.
Всегда защищают от перевозбудившихся соплеменников, от больных сексуальными расстройствами, и очень огорчаются, когда женщины уезжают в другие страны, к чужим мужчинам.
Сын (3,7 года) обижает девочек в детском саду. Как изменить его поведение?
Как Ваш сын ведет себя дома?
Почему его наказывает и бьет Ваш муж?
Какие у Вас взаимоотношения с мужем, есть ли недопонимание и выяснение отношений, крики друг на друга?
Как Вы думаете, почему Вашему сыну не нравятся девочки и он их бьет и не уважает?
Здравствуйте. Давайте попробуем в течение трех дней.
1. Дома сын часто проявляет эмоции стукая чаще папу.
2. Бывает что муж не может найти слов и возникает такая ситуация. Не одобряю, объясняю, старается делать это меньше.
3. Отношения в целом хорошие, криков не бывает обычно, муж меня уважает. Выяснения конечно бывают, но мы не кричим, никаких физический воздействий также не бывает никогда. Бывает плачу после ссор (редко), сын меня всегда жалеет. Когда случайно ударюсь тоже всегда жалеет.
4. Думаю что он понимает что девочки слабее, поэтому обижает их (
Получается, что сын добрый и жалеет Вас.
Но хочет обижать девочек.
Понимате, Ваш сын смотрим внимательно за отношениями в семье: папы и мамы, т.е. девочки и мальчика.
И, бывает, «девочка»плачет, ей плохо.
По поводу шлепаний:
это то, что не дает абсолютно ничего в воспитательном смысле, кроме обиды и чувства собственной слабости у малыша. Скажите это мужу.
Пишите ситуации, в которых он был участником.
Ну допустим после словесной перепалки я плакала, а сын утешал. Не знаю что еще описать.
Конечно ворчу на мужа бывает, он чаще молчит.
Может в садике есть мальчики, которые обижают девочек?
сама лично вижу как на площадке может подойти и стукнуть девочку просто так, потому что он хотел качаться, а на качели сидела она и пр.
Старайтесь не только объяснять, но и передавать чувства той девочки, которую он обидел.
Нужно в ребенке развивать эмпатию. Чтобы ему было в чувственном плане ясно, какого быть на месте обиженного.
Он Вас слушает, ему нравится одному играть или в компании других детей, с родителями?
1. Уточню у воспитателя есть ли еще такие дети
2. Да, конечно я рассказываю ему что девочки чувствуют когда их обижают
3. Слушает меня, говорит больше не буду, но поступает так снова.
Значит, можно говорить, что у ребенка подобные ситуации бывают редко. В основном, он находит общий язык с другими детьми и может с ними спокойно общаться.
Объясняйте ему после каждого случая агрессии с его стороны, что так делать нельзя.
Возможно, Ваш сын хотел бы пообщаться с девочками, но не знает как. И думает, что таким образом он может составить им компанию.
Если ребёнок обижает других детей
– Это что, мой ребёнок у кого-то что-то опять отбирает? Можно сделать вид, что я его не знаю? Как бы хотелось превратиться в муравья и быстро-быстро убежать! – думает мама, наблюдая за разборками в песочнице.
– Ваш сын сегодня побил другого мальчика из-за игрушки, – говорит воспитатель в детском саду.
– Кричал на перемене и бегал за детьми, – заявляет учительница начальных классов.
Мать смотрит на своего ангельски спящего ребёнка.
Ей страшно и даже стыдно. Неужели этот очаровательный ребёнок – страшно даже подумать! – агрессор? Но он же такой милый и добрый, просто порой чрезмерно активный. На самом деле у детской агрессии может быть много причин. И мамам тоже нужно запомнить: иногда злиться – это нормально!
Запрет на эмоции, который взрослые переносят на детей
Часто проблема агрессии вообще не существует в том виде, в котором её воспринимает молодая мама. Ребёнок просто проявляет свои личные эмоции. Но в ней всплывают уже не собственные когда-то подавленные чувства. Дело в том, что в России выросли целые поколения детей, для которых негативные эмоции находятся под запретом.
Для “хороших девочек, которые не кричат” и для “мальчиков, которые не плачут” сильные чувства собственных детей – это очень сильное переживание. Получается, если ребёнку можно, то и им было можно? То есть их родители что, врали?
Малыши до определённого возраста очень тесно связаны со своими мамами. Поэтому в случае, когда они проявляют агрессию, ей обязательно нужно посмотреть на саму себя и проанализировать свои эмоции. Действительно ли ребёнок ведёт себя неадекватно или она гипертрофированно воспринимает обычную истерику, выданную незрелой нервной системой своего отпрыска?
Поработав со своими эмоциями, женщина может пронаблюдать, что её дети становятся спокойнее. Либо ни её, ни окружающих больше не напрягают проявления их чувств.
Как отделить эмоции от действий
Разобравшись с собой, можно уже помочь и малышу.
Первое правило: злость, раздражение, обида, гнев имеют право быть.
Второе правило: чувство не равно действие.
Если ребёнок злиться, что у него забрали игрушку, он имеет на это право. Если же он решает выразить свою эмоцию действием (например, ударить обидчика), мама обязательно должна подключиться и помочь ему более гуманно выразить то, что он испытывает.
В идеале все члены семьи должны быть заодно в этом вопросе. Не работает контроль над эмоциями, если мама говорит:
– Бить никого нельзя!
– Дай сдачи! Отбей своё!
Дети вполне замечают эти разногласия. Поэтому хотя бы здесь нужно договориться заранее.
Кричать, плакать, проговаривать всё обидчику – можно.
Бить, кусать, щипать, царапать – нельзя.
Родители должны признать чувства своего ребёнка, но и проследить за тем, чтобы он не навредил себе и окружающим, – тоже их задача.
Как познакомить ребёнка со злостью
– В садике другой мальчик взял игрушку, которую ты хотел? Ты разозлился? Я понимаю, тут и я бы злилась. Когда ты это испытываешь, тебе хочется кого-то ударить.
– Девочка в песочнице тебя дразнила? Тебе было обидно. Со мной тоже так бывает. Это называется – обида.
– Я поняла, что бабушка не дала тебе конфету, которую обещала? И ты так сильно кричал? Это от гнева. Так бывает, когда ждёшь, но не получаешь.
Мама проговаривает каждую ситуацию своему ребёнку и называет каждое из его чувств. Объясняет, что она их тоже порой испытывает. Что так бывает. Так можно. Но обязательно добавляет:
– Я понимаю твои переживания, однако делать другому больно нельзя. Мы никого не бьём. Этому мальчику было очень больно, когда ты его ударил.
Лучше всего в воспитании работает не наказание, а осознание ребёнком последствий. Поэтому не нужно кричать, ругаться, а тем более бить маленького человека, который только что сам пережил очень сильное для него негативное чувство. Необходимо объяснить, что за этим следует.
– Если ты будешь обижать детей на площадке, нам придётся уйти домой. Если отберешь игрушку, мы уходим из гостей. Если ты дальше будешь себя так вести, мне придётся вывести тебя в другую комнату, где тебе будет не с чем играть.
Это не должно быть что-то травмирующее, однако малыш должен понимать – он лишается чего-то очень для него приятного. Не остановится – сказанное нужно привести в исполнение.
Как работать с детскими эмоциями
Учить малыша экологично выражать свои чувства можно уже с 1-2 лет. Для этого можно за ним понаблюдать и (не в моменты истерики или агрессии) объяснить:
– Когда ты злишься, ты можешь потопать ножками.
– Когда ты злишься, ты можешь порычать.
– Когда ты злишься, ты можешь порвать бумагу.
– Когда ты злишься, ты можешь побить подушку.
Повторять много раз. Особенно перед событиями, которые часто провоцируют негатив: перед выходом на улицу, если там уже встречался обидчик, перед запретом на что-либо.
Чувство обязательно должны быть названы – злишься, гневаешься, обижаешься. Кстати, можно обучить ребёнка и успокаивающим дыхательным техникам. Например, глубоко вдохнуть через нос и громко выдохнуть ртом. Малыш не поймёт сути этого действия, но последовательность запомнит. А эффект у дыхания очень хороший.
Когда ссора или драка уже произошла
Если конфликт случился, поведение матери – принципиально важно. Нельзя становиться на сторону противника, даже когда он объективно пострадавшая сторона, даже когда его очень жалко. Задача – помочь своему ребёнку совладать с тем, что произошло, и защитить его.
Мама должна принять его эмоции.
– Я понимаю, у тебя отобрали мячик. Ты разозлился.
Затем напомнить о последствиях его действий:
– Ты же помнишь, о чём мы договаривались? Если ты дерёшься, мы идем домой.
Предложить экологичные способы пережить злость:
– Хочешь, отойдём вместе и ты порычишь, как мы учились дома? Или вот салфетка – ты можешь её порвать!
Если же ситуация с дракой повторится, то ребёнка необходимо хватать в охапку и уходить. Когда успокоится, объяснить, почему пришлось так сделать. Бесконечные замечания воспринимаются как белый шум. А действия, которые к тому же были заранее оговорены, дети понимают.
Игры на выражение чувств
Просмотры мультфильмов и чтение книг всегда можно использовать с познавательной целью. Спрашивать ребёнка, какие чувства испытывают персонажи. Или просто называть их.
– Смотри, Шарик ругает Матроскина. Матроскину обидно!
Кроме того, можно подключить совместные активные игры, которые тоже помогают выплеснуть негатив:
Просто бегать друг за другом и при этом что-то вопить, тоже поможет ребёнку прожить его чувства.
Важное для родителей
Мамам и папам обязательно нужно помнить о том, что малыш не понимает не только себя, окружающих тоже. У него нет осознания того, что он к кому-то враждебен. А вот враждебность окружающего мира он ощущает. Объяснить эмоции других дети не могут. Часть именно это заставляет их чувствовать себя под угрозой и защищаться.
Поэтому необходимо разговаривать с ним. Бесконечно объяснять, что происходит и с ребёнком, и с другими участниками конфликта. Дети должны быть под защитой своих родителей. К сожалению, часто бывает так, что и мама предает – вместо того, чтобы разобраться и поговорить, сходу начинает ругать. Но и после этого можно объясниться и рассказать, почему так произошло.
– Просто мама – хорошая девочка. Ей тяжело видеть, как ты, малыш, себя ведёшь. И, кажется, она тебе немного…завидует.