Как называются клавиши у рояля
Muz-Book.ru
Урок 1. Клавиши на фортепиано. Правильное положение рук, тела и ног
Знакомство с инструментом начнем с его краткой характеристики.
Фортепиано, вобрав в себя лучшие качества клавесина и клавикорда, в конце XVIII — начале XIX века полностью вытеснило их из музыкального обихода и, постепенно совершенствуясь, стало тем универсальным инструментом, каким мы знаем его сегодня.
Современное фортепиано имеет две разновидности: рояль и пианино. Рояль (от франц. royal — королевский) предназначен преимущественно для концертного исполнения, пианино — для домашнего музицирования. Несмотря на различие в конструкции, звук на рояле и пианино извлекается одинаково. В момент нажатия клавиши молоточек ударяет по струне слабее или сильнее и тотчас же возвращается на место, но пока клавиша нажата, расположенный над струнами глушитель (он называется демпфером) поднят, и звук длится до тех пор, пока не затухнет. Но стоит отпустить клавишу, как глушитель опускается на струны, и звук мгновенно гаснет. Какие бы действия ни совершались после нажатия клавиши (надавливание на нее, раскачивание пальца на клавише и т. п.), на образовавшийся звук это абсолютно не влияет, он во всех случаях будет лишь постепенно угасать. Из этого можно сделать важный вывод: при игре на фортепиано самым существенным является момент извлечения звука, и любое напряжение мышц после нажатия клавиши будет совершенно излишним.
Под клавиатурой, возле ног пианиста, расположены педали. Применяя левую педаль, можно сделать звук более тихим и матовым. В этом случае, как говорят музыканты, меняется «окраска» звука. При нажатии правой педали звук длится даже тогда, когда пианист отпускает клавишу.
Инструмент, на котором будет проходить обучение, должен быть хорошо настроен и отрегулирован специалистом-настройщиком.
Откроем крышку фортепиано и познакомимся с клавиатурой. Вы видите ряд белых и черных клавиш. Каждой из них соответствует звук определенной высоты. Клавиши расположены так, что при игре слева направо извлекаются звуки от наиболее низких («грубых», «толстых») до наиболее высоких («тонких»).
Черные клавиши расположены группами по 2 и по 3. Слева от двух черных клавиш находится белая клавиша до. Вправо от нее — белые клавиши ре, ми, фа, соль, ля и си, (Черные клавиши собственного названия не имеют.)
Участок клавиатуры, содержащий 12 клавиш (7 белых и 5 черных) от до к си включительно, называется октавой. В переводе с итальянского это означает «восемь». Октавой также именуется расстояние (вверх или вниз) от какого-либо звука до его повторения. Между ступенями могут быть расстояния как в полтона, так и в тон.
Каждая октава имеет свое название. Центральная октава называется первой, она располагается примерно над педалями. Выше (правее) — вторая, третья, четвертая октавы и иногда клавиша до пятой октавы. Ниже (левее) первой октавы расположены малая октава, большая октава, контроктава и клавиши си и ля субконтроктавы. Названия клавиш остаются неизменными в каждой октаве. Принято считать центральной клавишей до первой октавы (до1), которая находится в центре клавиатуры. До повторяется неоднократно в разных октавах клавиатуры и находится на белых клавишах, расположенных слева от каждой группы из двух черных клавиш. Не путать группы из трех черных клавиш!
Для точного обозначения высоты звуки с первой по пятую октавы пишутся со строчной буквы с соответствующей цифрой справа вверху: до1, ре1, ми1, фа1, соль1, ля1, си1, до2, ре2 и т. д. Звуки малой октавы пишутся со строчной буквы без цифры: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Звуки большой октавы — с прописной буквы: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Дя, Си. Звуки контроктавы и субконтроктавы — с прописной буквы и с соответствующими цифрами справа внизу: До1, Ре1, Ми1, Фа1, Соль1, Ля1, Си 1, До2, Ре2 и т. д.
С самого начала занятий необходимо выработать правильную посадку за инструментом. Прочно стоящий у инструмента стул с прямым жестким сиденьем обеспечит устойчивость посадки и даст полную свободу движениям рук. Вращающиеся стулья, кресла с подлокотниками для занятий непригодны. Сидеть следует прямо или чуть наклонясь вперед, занимая две трети сиденья, чтобы часть опоры приходилась на ступни ног (их обычное положение — перед педалями).
При положении, изображенном на рис. 1, корпус может свободно перемещаться в любом направлении.
Высота сиденья стула должна быть отрегулирована так, чтобы предплечья опущенных на клавиатуру рук были либо параллельны уровню клавиатуры, либо чуть-чуть выше него. Для этого надо пользоваться подставкой на сиденье либо удлинить ножки стула.
В игровых движениях и в положении на клавиатуре руки должны быть свободными, но собранными (без излишнего напряжения мышц). Звук извлекается непосредственно пальцами, но в игре тем не менее участвует вся рука (а зачастую и вся верхняя часть корпуса). Искусственная изоляция какой-либо части руки приводит к быстрой утомляемости, ибо анатомически рука представляет единое целое и всякое закрепощение одного ее участка моментально отразится на других.
Положение пальцев (сгибание-выпрямление) и форма руки в процессе игры все время меняются, в зависимости от того, на какие клавиши — черные или белые — попадают пальцы. Игра на черных клавишах требует разгибания, выпрямления пальца, на белых клавишах обычно играют согнутыми пальцами. Следует стремиться к возможно большей активизации пальцев, к игре кончиками пальцев.
Свободно лежащую на колене руку плавно поднимите и опустите на клавиатуру, кончик среднего пальца словно «зацепился» за белую клавишу. Слегка покачайте рукой, чтобы убедиться в ее свободе. В той же последовательности снимите руку — палец отпустит клавишу, как бы отклеиваясь от нее. Повторите это упражнение несколько раз, ставя палец — пока только средний — на другие белые клавиши, а затем проделайте то же самое левой рукой. Внимательно вслушивайтесь в звучание: оно ни в коем случае не должно быть резким, грубым, стучащим, хотя не надо бояться полного, достаточно громкого звука. Сочный, певучий звук можно извлечь мягко, без тычка, погружая палец в клавишу и ощущая кончиком пальца всю руку (рис. 2). Необходимо также обратить внимание, чтобы длинные ногти не мешали правильному положению пальца на клавише и не создавали нежелательных призвуков.
Вслушиваясь в звучание инструмента после падения пальца на клавишу, проследите за общим ощущением упругости всей руки: от плеча к подушечке пальца. При этом палец принимает выпуклую (а не вогнутую!) форму. Не играющие пальцы также сохраняют округлую форму, они слегка раздвинуты и находятся над соседними клавишами (не касаясь их). К моменту затухания звука снимите руку с клавиши, плавно поднимая запястье, и опустите кисть на колено (рис. 3).
Поиграйте данное упражнение на разных участках клавиатуры каждой рукой, стараясь мягко опускать и снимать руку, плавно перенося по дуге и ощущая свободное запястье. Важно, чтобы палец при этом опускался на клавишу без предварительного «нащупывания». Добивайтесь красивого звучания инструмента как в громких, так и в тихих звуках. Очень громко не играйте.
Повторите упражнения, пользуясь указательным пальцем вместо среднего. Пальцы пианиста от большого до мизинца обозначаются цифрами: 1, 2, 3, 4, 5 (рис. 4). Они подписываются под нотами и подсказывают последовательность их применения. Это называется аппликатурой.
Расположение нот на клавиатуре пианино
Всего на клавиатуре фортепиано есть 88 клавиш, среди которых 52 штуки белых, остальные 36 – черные. Белые клавиши расположены все подряд без каких-либо особенностей, а черные – группами по две или по три. Посмотрите на картинку:
На белых клавишах регулярно повторяются семь одних и тех же нот: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Каждое такое повторение от одной ноты ДО до следующей ноты ДО называется ОКТАВОЙ. Любая нота ДО находится перед группой из двух черных клавиш, то есть слева от них, как бы «под горкой». Рядом с клавишей ДО на пианино находится клавиша РЕ и так далее все клавиши пианино располагаются по порядку. Смотрим на картинку:
Итак, вот что мы выяснили:
Какие бывают октавы на фортепиано?
Мы выше уже сказали, что каждое повторение набора всех семи звуков называется октавой. Октавную систему можно сравнить с многоэтажным домом. Те же самые ступеньки музыкальной лестницы (ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ) повторяются каждый раз на новой высоте, как будто бы постепенно повышается этаж расположения лесенки.
Октавы имеют свои названия, они очень простые. Средние и высокие звуки находятся в октавах, которые называются: ПЕРВАЯ, ВТОРАЯ, ТРЕТЬЯ, ЧЕТВЕРТАЯ и ПЯТАЯ. Первая октава обычно находится в середине инструмента, в середине диапазона. Вторая, третья, четвертая октавы находятся выше, то есть с правой стороны по отношению к первой октаве. Пятая октава считается неполной, так как в ней всего лишь один звук – одна только нота ДО без продолжения.
Про ноты, находящиеся в разных октавах так и говорят: до первой октавы, до второй октавы, до третьей октавы и т.д., соль первой октавы, соль третьей октавы, соль четвертой октавы и т.д.
Низкие, басовые звуки занимают левую сторону клавиатуры фортепиано. Они располагаются в октавах, которые называются: МАЛАЯ, БОЛЬШАЯ, КОНТРОКТАВА, СУБКОНТРОКТАВА. Малая октава находится ближе всех к первой, непосредственно слева от нее. Ниже, то есть левее, на пианино – клавиши большой октавы, далее – контроктавы. Субконтроктава является неполной, в ней две белые клавиши – ля и си.
Для чего нужны черные клавиши?
С белыми клавишами пианино мы немного разобрались – на них в разных октавах располагаются основные ноты ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ и СИ. А для чего же тогда нужны черные клавиши на фортепиано? Разве только для ориентировки по ним? Оказывается, нет. Дело в том, что в музыке есть ноты (ступени) основные, их семь, а кроме них есть ступени производные, которые получаются при повышении или понижении основных. Повышение ступени обозначается словом ДИЕЗ, а понижение – словом БЕМОЛЬ.
В нотах для обозначения диезов и бемолей применяются специальные знаки. Диез по начертанию представляет собой небольшую решетку (совсем такая решетка как на клавиатуре вашего телефона), которая ставится перед нотой. Бемоль (с французского – мягкая «бэ») напоминает русский мягкий знак, только более заостренный к низу или латинскую букву b, этот знак также как и диез ставится перед нотой (заранее).
ВАЖНО! Диез и бемоль повышает или понижает, то есть изменяет ноту на ПОЛУТОН. Полутон – много это или мало? Полутоном на фортепианной клавиатуре считаемся наименьшее расстояние между двумя клавишами. То есть, если играть все клавиши фортепиано подряд, не пропуская белые и черные, то между двумя соседними клавишами будет расстояние в полутон.
И если нам нужно сыграть какой-нибудь диез, то мы просто берем клавишу на полутон выше, то есть не обычную белую ДО, РЕ или МИ, а следующую за ним черную (или белую, в случае когда черной рядом не имеется). Давайте посмотрим примеры:
Так получилось, что две ноты – ми-диез и си-диез совпадают с другими клавишами. МИ-ДИЕЗ совпадает с клавишей ФА, а СИ-ДИЕЗ – с клавишей ДО. Для этих диезов не нашлось отдельных черных клавиш, поэтому их «выручили» соседние белые. Тут нечему удивляться, в музыке часто такое бывает. Это интересное свойство, когда звуки совершенно одинаково звучат, но по-разному называются, имеет имя ЭНГАРМОНИЗМ (ЭНГАРМОНИЧЕСКОЕ РАВЕНСТВО).
Если нам нужно взять на фортепиано какой-нибудь бемоль, то нужно наоборот играть клавишу на полутон ниже, то есть левее, ту клавишу, которая идет перед основной. И здесь тоже будут случаи энгармонического равенства: ФА-БЕМОЛЬ совпадает с клавишей МИ, а ДО-БЕМОЛЬ – с клавишей СИ. Давайте посмотрим теперь все остальные бемоли:
Таким образом, черные клавиши на клавиатуре пианино выполняют очень интересную двойную функцию: для одних нот они являются диезами, а для других – бемолями. Если вы хорошо усвоили сегодняшний урок, то вы без труда эти совпадения клавиш можете назвать. Если вы занимаетесь с ребенком, то попросите его об этом обязательно, чтобы эта мысль в его голове лучше отложилась. Кстати, если вы собираетесь разучить с ребенком написание нот, то в помощь вам у нас есть неплохое пособие – Как выучить ноты с ребенком? Милости просим вас на эту страничку!
Дорогие друзья! Помог ли вам как-то этот материал? Какие вопросы у вас остались неразрешенными? Что еще вам хотелось бы узнать от нас о мире музыки? Напишите свои мысли и пожелания в комментариях. Ни одно ваше сообщение не останется без внимания.
Как называются клавиши у рояля
Игра на фортепиано приносит массу удовольствия, но при соблюдении определённых условий. Одним из таких условий является содержание самого инструмента в порядке. Настройте ваше фортепиано, и Вы увидите, что на настроенном инструменте играть намного приятнее!
Словарь терминов
Вагебанк — средний брусок клавиатурной рамы, на штифты которого надеваются клавиши.
Верхняя панель/рамка — деревянный щит, закрывающий верхнюю часть пианино, находящуюся над клавиатурой.
Вирбель/колок — металлический стержень, предназначенный для закрепления и натяжения струны.
Вирбельбанк/колковая доска/колковый щит — многослойный деревянный щит, состоящий из нескольких слоёв прочных и вязких пород дерева (бук, клён), в который вбиваются металлические колки (вирбели), служащие для закрепления и натяжения струн.
Гаммерштиль — деревянный стержень, несущий на себе молоток.
Дека — резонансный щит в пианино (рояле), изготовленный из специально отобранной резонансной ели. На обратной стороне деки, перпендикулярно волокнам дерева, расположены так называемые рипки — бруски из качественной ели. Задача деки — усилить звук фортепиано. Дека своими краями наклеивается на переднюю сторону футора.
Демпфер (нем. dämpfer — глушитель от dämpfen — заглушать) — устройство для гашения и предотвращения колебаний струн; проще говоря — глушитель струн.
Демпфергальтер — основная часть демпферного узла, предназначенная для крепления демпферов.
Друк клавиатурный — глубина опускания передней части клавиши от исходного положения до упора в суконную друкшайбу штульрамы.
Друкклётц — шаблон для измерения друка клавиш.
Интонировка — процесс изменения тембра (окраски) звука и его качества путём обработки молоточковых головок.
Канитель — навивка из медной проволоки на струнах в басовом и, частично, среднем регистрах.
Клавиатура — механизм, состоящий из 85 или 88 белых и чёрных клавиш, расположенных на деревянном щите — штульраме. Клавиатура большинства современных пианино и роялей состоит из 88 клавиш. Встречаются рояли и с бОльшим количеством клавиш: к лавиатура роялей «Bösendorfer» состоит из 97 клавиш; расширенная клавиатура роялей «Stuart and Sons» имеет 102 клавиши.
Клавиша — часть клавиатуры фортепиано, предназначенная для передачи энергии пальцев пианиста механике фортепиано. Чаще всего к лавиатура фортепиано содержит 52 белые и 36 чёрных клавиш («полутона», или «диезы»). Клавиши фортепиано изготавливаются исключительно из дерева. На деревянную основу клавиш приклеиваются соответствующие накладки белого или чёрного цвета.
Клап (клавиатурная крышка) — откидная крышка, закрывающая клавиатуру.
Мостик басового штега — часть басового штега, которая служит для передачи звуковых колебаний струн на штег и далее — на деку.
Накладка клавиши — внешняя часть клавиши белого или чёрного цвета. Отличаясь по цвету и высоте, накладки обеспечивают пианисту необходимые визуальные и тактильные ощущения. Белые накладки изготавливаются из пластика либо слоновой кости. Для изготовления чёрных накладок (полутонов) используется пластик, либо чёрное дерево, либо (редко) другие сорта твёрдой древесины, окрашенные в чёрный цвет. В связи с запретом на торговлю слоновьей костью в современных пианино и роялях для белых клавиш используют только пластик. Некоторые фирмы в качестве компромисса используют с добавлением органических веществ.
Нахдрук — дополнительный ход клавиши после вывода толкающего рычага шпилера из-под молоточкового узла (иными словами, после момента срыва ауслезера). Нормальный нахдрук должен составлять ровно 2 мм.
Обвязка рамы футора — часть рамы футора, расположенная горизонтально и служащая для соединения со шпрейцами.
Панцирь — часть металлической рамы, закрывающая вирбельбанк.
Педаль, педальный механизм — одна из важных систем в устройстве фортепиано, состоящая из 2 или 3 педалей, штоков, педальных цуг и регулировочных винтов.
Левая педаль приближает все молоточки к струнам, чем уменьшает силу удара молотков. Как следствие, при нажатой левой педали звук пианино становится более тихим. В рояле левая педаль работает по другому принципу, но достигая той же цели — уменьшения силы звука: механика сдвигается в сторону, вследствие чего молоточки начинают бить по двум струнам вместо трёх.
Средняя педаль пианино (её часто называют третьей педалью) располагается между правой и левой педалями. Средняя педаль пианино опускает так называемый модератор, вследствие чего сила звука во много раз уменьшается. В роялях средняя педаль имеет совершенно иное назначение и служит для задержания отдельных демпферов в поднятом состоянии.
Как называются клавиши фортепиано
В данной статье мы будем знакомиться с клавиатурой пианино и других клавишных музыкальных инструментов. Вы узнаете о том, как называются клавиши фортепиано, что такое октава и как сыграть диез или бемоль.
Как известно, число клавиш на пианино – 88 (52 белых и 36 чёрных), и они расположены в определённом порядке. Прежде всего, сказанное относится к чёрным клавишам: они расположены по принципу чередования – две, три, две, три, две, три и т.д. Почему именно так? – для удобства игры и для простоты навигации (ориентирования). Это первый принцип. Второй принцип – при движении по клавиатуре слева направо возрастает высота звука, то есть в левой половине клавиатуры находятся звуки низкие, в правой половине – высокие. Когда мы перебираем клавиши подряд – мы как бы поднимаемся по ступенькам от низких звучностей во всё более высокий регистр.
Где находится нота до?
Вы уже поняли, что нота до на клавиатуре не единственная. Помните про то, что чёрные клавиши располагаются группами по две и три? Так вот, любая нота до примыкает к группе из двух чёрных клавиш, и находится слева от них (то есть как бы впереди них).
Ну и вот посчитайте, сколько нот до на клавиатуре вашего инструмента? Если вы за пианино – то их аж восемь штук, если за синтезатором, то будет поменьше. Все они принадлежат разным октавам, в этом мы сейчас разберёмся. Но сначала, смотрите – теперь вы знаете, как сыграть и все остальные ноты:
Можете сами придумать для себя какие-нибудь удобные ориентиры. Ну, например, типа таких: нота фа слева от трёх черных клавиш, или нота ре между двумя чёрными клавишами и т.п. А мы перейдём к октавам. Теперь сосчитаем их. Полная октава должна содержать все семь основных звуков. Таких октав на фортепиано семь. На краешках клавиатуры у нас нот в «набор» не хватает: снизу есть только ля и си, а сверху и вовсе одна нота – до. Эти октавы неполные, тем не менее, они будут иметь собственные названия, поэтому и эти кусочки мы будем считать отдельными октавами. Итого у нас получилось 7 полных октав и 2 октавы «огрызочные».
Названия октав
Теперь о том, как называются октавы. Называются они очень просто. В центре (на пианино обычно прямо напротив названия) находится первая октава, выше неё будут вторая, третья, четвёртая и пятая (одна нота до в ней, помните, да?). Теперь от первой октавы движемся вниз: слева от первой находится малая октава, дальше большая, контроктава и субконтроктава (это в которой белые клавиши ля и си).
Смотрим ещё разок и запоминаем:
Итак, октавы у нас повторяют один и тот же набор звуков, только на разной высоте. Естественно, все это отражается в нотной записи. Вот, к примеру, сравните, как записываются ноты первой октавы и, как записываются ноты в басовом ключе для малой октавы:
Наверное, давно уже назрел вопрос: а для чего вообще нужны чёрные клавиши, не для одной ведь навигации? Разумеется. На чёрных клавишах тоже играют, и нажимают их нисколько не реже, чем белые. Так в чём же дело? Дело вот в чём: кроме основных ступеней-нот (это те, что мы только что играли на белых клавишах), есть ещё и производные – они то и располагаются в основном на чёрных клавишах. Черные клавиши фортепиано называются точно так же, как и белые, только к названию добавляется одно из двух слов – диез или бемоль (например, до-диез или соль-бемоль). Сейчас разберёмся, что такое диез и что такое бемоль.
Как играть диезы и бемоли?
Рассмотрим все клавиши, которые входят в любую октаву: если посчитать вместе черные и белые, то, оказывается, что их в сумме выходит 12 (7 белых + 5 чёрных). Получается, что октава разделена на 12 частей (12 равных ступенек), и каждая клавиша в данном случае – одна часть (одна ступенька). Вот, расстояние от одной клавиши до самой близкой соседней – это полутон (неважно, куда откладывать полутон: вверх или вниз, между двумя белыми или между чёрной и белой клавишей). Итак, октава состоит из 12 полутонов.
Диез – это повышение основной ступени на полутон, то есть, если нам нужно сыграть, скажем, ноту до-диез, то мы нажимаем не клавишу «до», а ту ноту, которая на полутон выше. До-диез – соседняя чёрная клавиша (справа от клавиши «до»).
Бемоль имеет обратное действие. Бемоль – это понижение основной ступени на полутон. Если нам нужно сыграть, к примеру, си-бемоль, то мы играем не белую «си», а нажимаем соседнюю чёрную клавишу, которая ниже этой «си» (слева от клавиши «си»).
Теперь понятно, что каждая чёрная клавиша – это или диез или бемоль какой-нибудь из соседних «белых» нот. Но не всегда диез или бемоль занимает именно чёрную клавишу. Например, между такими белыми клавишами, как ми и фа, или си и до, нет чёрных. И как тогда играть до-бемоль или ми-диез?
Очень просто – все по тому же правилу: диез на полтона выше, бемоль на полтона ниже. Напоминаю, что полутон – это кратчайшее расстояние между любыми двумя соседними клавишами. Значит, для того чтобы сыграть до-бемоль, спускаемся на полтона – получаем, что до-бемоль совпадает по высоте с нотой си. Аналогично, нужно играть ми-диез – поднимаемся на полутон: ми-диез совпадает с клавишей фа. Звуки, которые одинаковы по высоте, но по-разному записываются, называются энгармоническими (энгармонически равными).
Ну, вот и всё! Я думаю, всё понятно. Мне осталось добавить по поводу того, как диез и бемоль обозначают в нотах. Для этого используют специальные значки, которые записываются перед той нотой, которую нужно изменить.
Небольшое заключение
Мы с вами в данной статье разобрались в том, как называются клавиши фортепиано, какие ноты соответствуют каждой клавише и как легко ориентироваться на клавиатуре. Также мы выяснили, что такое октава и узнали, названия всех октав на фортепиано. Ещё вы теперь знаете, что такое диез и бемоль, и как найти диезы и бемоли на клавитуре.
Клавиатура фортепиано – универсальна. Многие другие музыкальные инструменты оснащены клавиатурами подобного типа. Это не только рояль и пианино, но аккордеон, клавесин, орган, челеста, клавишные гусли, синтезатор и т.д. По образцу такой клавиатуры расположены пластинки на ударных инструментах – ксилофоне, маримбе, вибрафоне.
Если вы интересуетесь внутренним устройством фортепиано, если вам любопытно узнать, как и откуда берётся звук у этого дивного инструмента, то рекомендую ознакомиться со статьей «Устройство пианино». До встречи! Оставляйте свои комментарии внизу, нажимайте «Мне нравится», чтобы поделиться найденным материалом с друзьями и единомышленниками в контакте, моём мире и фейсбуке.