Как называются головки под звездочку
Стандарты, применяемые для обозначения торцевых головок
Сегодня мы поговорим о стандартах, принятых для обозначения такого широко используемого в ремонте инструмента, как торцевая головка. Таким образом, мы начнем целую серию статей, посвященных сокращениям и аббревиатурам, применяемым производителями для обозначения ручного слесарного инструмента.
Эта необходимость связана с тем, что зачастую мы тратим много времени на то, чтобы правильно понять, что же необходимо нашим клиентам. И начнем мы с торцевых головок.
Торцевые головки в своем обозначении имеют два параметра размерности: размер самой головки и её «посадочный» или «присоединительный» квадрат. Помимо этого, торцевые головки имеют три «конструктивных» параметра: профиль головки, глубина головки и тип сплава головки.
Чтобы точно обозначить торцевую головку, необходимо указать: тип стали; длину (высоту); профиль; наименование; рабочий размер; размер присоединительного квадрата; марку (производителя). Пример: ударная глубокая шестигранная торцевая головка 17 мм 1/2” King Tony.
Для метрической системы размерность торцевых головок производителя King Tony, ввозимых в Россию, составляет следующий ряд в миллиметрах:
4, 4.5, 5, 5.5, 6, 7, 8, 9. 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 36, 38, 39, 41, 46, 48, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 63, 65, 70, 71, 75, 77, 80 мм.
Для дюймовой системы размерность торцевых головок производителя King Tony, ввозимых в Россию, составляет следующий ряд в дюймах:
5/32, 3/16, 7/32, 1/4, 9/32, 5/16, 11/32, 3/8, 7/16, 15/32, 1/2, 9/16, 19/32, 5/8, 11/16, 3/4, 13/16, 7/8, 15/16, 1, 1-1/16, 1-1/8, 1-3/16, 1-1/4, 1-5/16, 1-3/8, 1-7/16, 1-1/2, 1-9/16, 1-5/8, 1-11/16, 1-3/4, 1-13/16, 1-7/8, 1-15/16, 2, 2-1/16, 2-1/8, 2-3/16. 2-1/4, 2-5/16, 2-3/8, 2-7/16, 2-1/2, 2-9/16, 2-5/8, 2-11/16, 2-15/16, 3-1/8 дюйма.
Один дюйм в переводе на метрическую систему равен 25,4 мм. Таким образом, дюймовые и метрические головки хотя и близки по своим размерам, но их размерность полностью не совпадает. Вот почему для обслуживания автомобилей или оборудования, произведенного для стран с дюймовой системой измерения, наши метрические торцевые головки не подойдут.
Второй параметр размерности – «присоединительный» или «посадочный» квадрат – это размер квадратного отверстия на тыльной стороне торцевой головки. От него зависит, какие воротки, удлинители или трещотки вы сможете присоединить к торцевой головке. Здесь приняты пять основных типоразмеров присоединительного отверстия, называемого коротко «квадрат», и все они обозначаются в дюймах. Таким образом, вне зависимости от того, какая у вас торцевая головка – метрическая или дюймовая – присоединительный квадрат у нее может иметь следующую размерность в дюймах:
1/4, 3/8, 1/2, 3/4, 1 дюйм.
• 1/4 дюйма = 6,35 мм
• 3/8 дюйма = 9,53 мм
• 1/2 дюйма = 12,7 мм
• 3/4 дюйма = 19,05 мм
• 1 дюйм = 25,4 мм
Головки с разными присоединительными квадратами имеют различную конструкцию. Чем больше присоединительный квадрат, тем толще стенки торцевой головки и, соответственно, тем больше нагрузки, которые она способна выдерживать. Торцевая головка с размерностью на 13 мм и с присоединительным квадратом 1/4 дюйма и торцевая головка на 13 мм с квадратом 1/2 дюйма – совершенно разные по своей прочности и конструкции изделия.
Размерность головок также привязана к присоединительному квадрату. Например, торцевые головки с квадратом на 1/4 дюйма производятся с размерностью только до 14 мм, головки с квадратом 1/2 – до 32 мм (в качестве специальной серии – до 36 мм). Связано это с тем, что чем больше размерность торцевой головки, тем с большими усилиями она должна справляться, но существует конструктивный предел, после которого невозможно обеспечить достаточную прочность головки без утолщения ее стенок и перехода на больший присоединительный квадрат.
Размерность метрических торцевых головок King Tony в зависимости от присоединительного квадрата выглядит так:
• 1/4 дюйма — от 4 до 14 мм
• 3/8 дюйма — от 6 до 24 мм
• 1/2 дюйма — от 8 до 36 мм
• 3/4 дюйма — от 17 до 70 мм
• 1 дюйм — от 36 до 80 мм
Теперь о профилях торцевых головок. Их достаточно много, но сейчас мы поговорим только о двух «стандартных». Это торцевые головки с шестигранным профилем и торцевые головки с двенадцатигранным профилем. Сами профили мы видим на картинках, а в чем их отличие и какой лучше? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Каждый из профилей в определенной ситуации имеет свои преимущества.
Шестигранный профиль торцевой головки полностью повторяет профиль гайки или болта. Поэтому головки с шестигранным профилем работают с крепежом бережнее, нежели двенадцатигранные, опасность «зализывания» краёв гаек или болтов от их применения минимальна.
Но когда работа ведется в ограниченном пространстве, когда к гайке или болту очень трудно подобраться, тут на первый план выходит преимущество двенадцатигранного профиля. Головки с двенадцатигранным профилем имеют большее количество углов, под которыми надеваются на крепеж. Поэтому в условиях, когда пространство вокруг крепежа ограниченно, удобнее работать двенадцатигранными торцевыми головками.
К конструктивным особенностям торцевых головок относится также и глубина их рабочей поверхности, в зависимости от которой головки принято называть «короткими» или «глубокими». Для каждого типоразмера присоединительного квадрата торцевых головок эта величина разная. Для «коротких» торцевых головок завод King Tony принял следующие величины глубины рабочей поверхности:
• 1/4 дюйма — от 4 до 9 мм
• 3/8 дюйма — от 7 до 17 мм
• 1/2 дюйма — от 7 до 24 мм
• 3/4 дюйма — от 14 до 34 мм
• 1 дюйм — от 26 до 52 мм
Для «глубоких» торцевых головок марки King Tony установлены следующие величины глубины рабочей поверхности:
• 1/4 дюйма — от 6 до 21 мм
• 3/8 дюйма — от 10 до 25 мм
• 1/2 дюйма — от 15 до 36 мм
• 3/4 дюйма — от 20 до 53 мм
• 1 дюйм — от 21 до 80 мм
Наконец, торцевые головки различаются по сплаву, из которого они изготовлены, и делятся на «стандартные» и «ударные» торцевые головки. При производстве стандартных торцевых головок заводом King Tony используется инструментальная хром-ванадиевая сталь, эти головки гораздо пластичнее, чем ударные. При производстве ударных торцевых головок марки King Tony используется инструментальная хром-молибденовая сталь. В отличие от стандартных, ударные торцевые головки имеют черный цвет, они более устойчивы к ударному воздействию, но менее пластичны.
Таким образом, чтобы точно обозначить торцевую головку, необходимо указать:
• тип стали;
• длину (высоту);
• профиль;
• наименование;
• рабочий размер;
• размер присоединительного квадрата;
• марку (производителя).
ударная глубокая шестигранная торцевая головка 17 мм 1/2” King Tony
Торцевые головки. Типы профиля.
Торцевые головки головки универсальный слесарный инструмент. Универсальный не только потому, что позволяет комбинировать различные воротки, удлинители, карданы и прочее, но и потому что профилей торцевых головок существует несколько. Рассмотрим основные из них: шестигранный, двенадцатигранный, SuperLock, Torx и универсальный.
Шестигранный профиль.
Самый популярный и распространенный профиль торцевых головок. Обеспечивает наибольшую площадь контакта с крепежом, что способствует более бережному передачу усилия. Использование головок с шестигранным профилем затруднено в труднодоступных местах, так как угол свободного хода инструмента должен быть не менее 60 градусов. Однако, этот недостаток нивелируется использованием трещотки.
Абсолютный мастхэв. Максимальная площадь контакта с крепежом позволяет приложить максимальное усилие и бережёт грани.
Двенадцатигранный профиль.
Второй по распространенности профиль торцевых головок. Можно использовать в работе как с двенадцатигранным, так и шестигранным профилем крепежа. Однако, площадь контакта с шестигранным крепежом значительно меньше, чем у шестигранного профиля головок, что может привести к «слизыванию» граней профиля крепежа. Данный профиль больше приспособлен для работы в тесных условиях. Ему требуется свобода хода в 30 и более градусов. Но, с использованием трещотки, этот плюс становится незначительным.
Применяем с двенадцатигранным крепежом. И всё. Ну, или если нет трещотки, а надо работать в тесном пространстве.
Профиль SuperLock (SL) или Surface.
Профиль довольно часто встречается в наборах инструментов и редко такие головки можно приобрести поштучно. Профиль SuperLock внешне похож на Torx, но им не является. По сути это модифицированный шестигранный профиль с измененной точкой давления на крепеж. Создан для работы с крепежом, грани которого сорваны. Кроме этого, может использоваться как с метрическим, так и с дюймовым крепежом.
Опасный профиль. На новом крепеже – обычно без последствий. На крепеже со слизанными гранями — помогает. Но, если головка SuperLock провернется на крепеже, по может только экстрактор или гайколом. Или болгарка.
Профиль Torx или Е-профиль.
Крепеж под головки torx довольно часто встречается в автомобиле. Профиль выглядит как ключ звездочка, имеет шесть граней. Предназначен исключительно для работы с крепежом torx. Чаще всего в продаже можно найти torx набор, а вот чтобы найти головки торкс поштучно надо постараться.
Используем только на крепеже с профилем Торкс. Ни для чего другого они не предназначены и использоваться не могут.
Универсальный профиль (Spline, SuperTech).
Имеет форму круга с ребристыми насечками. Головки этого типа предназначены для работы с различными видами крепежа – шестигранный и двенадцатигранный, как метрический, так и дюймовый. В ряде случаев можно применять для откручивания крепежа с сорванными гранями. Минусом является малая площадь контакта с крепежом, что влечет за собой риск «слизывания» граней. В продаже встречается набор spline, поштучно головки попадаются редко.
Используем на крепеже с малой силой затяжки. Также может быть удобно использовать в ограниченном пространстве. С крепежом с сорванными гранями – очень осторожно, может слизать полностью.
Профили торцевых головок
Часто бывает сложно разобраться во всех типах торцевых головок, которые есть в продаже. Какую головку следует купить: шестигранную или двенадцатигранную? Или для сорванных граней? Для чего они нужны? Эта статья ответит на такие вопросы.
В нашем интернет-магазине продаются наборы инструментов с головками следующих профилей: шестигранные, двенадцатигранные, SL-головки, универсальные, головки Е-стандарта. Рассмотрим подробнее, для чего нужна каждая из них.
(При нажатии на изображение откроется его полный размер)
Двенадцатигранные головки
Двенадцатигранные головки, или головки с двенадцатигранным профилем, отличаются от шестигранных головок прежде всего количеством граней, которых в два раза больше. Этот профиль позволяет работать как с шестигранным, так и двенадцатигранным крепежом, то есть является более универсальным. Двенадцатигранные головки прекрасно подходят для работы в условиях ограниченного пространства, так как они надеваются на крепеж под большим количеством углов, чем шестигранные. Однако есть у двенадцатигранных головок и недостатки: прежде всего, из-за недостаточно плотного контакта головки с крепежом есть опасность сорвать его грани, кроме того усилие будет меньшим.
(При нажатии на изображение откроется его полный размер)
SL-головки
(При нажатии на изображение откроется его полный размер)
Универсальные головки
Универсальные торцевые головки предназначены для откручивания крепежа разных профилей, в том числе шестигранного (метрического и дюймового), двенадцатигранного (метрического и дюймового), четырех- и трехгранного, а также сорванных граней.
Недостатком этого типа является неплотный контакт, в результате чего есть опасность срыва граней, особенно при неточном поборе размера головки.
(При нажатии на изображение откроется его полный размер)
Некоторые из наборов инструментов в нашем магазине, содержащие универсальные головки:
Набор головок FORCE 2405Q
Набор инструментов ARSENAL AA-C38UL78
(При нажатии на изображение откроется его полный размер)
Некоторые из наборов инструментов в нашем магазине, содержащие универсальные головки SuperTech:
Головки Е-стандарта
Головки Е-стандарта называются также Е-головками, звёздами, головками с внутренним TORX, головками с внутренней звёздочкой. Эти головки предназначены для откручивания болтов и шурупов с профилем TORX ( такие часто встречаются в автомобилях как зарубежного, так и отечественного производства).
Данный профиль был разработан для передачи большего усилия.
(При нажатии на изображение откроется его полный размер)
Компания Арсенал-Инструмент предлагает широкий выбор наборов инструмента и торцевых головок самых известных и качественных фирм: FORCE, ARSENAL, JONNESWAY, OMBRA, СТАНКОИМПОРТ, LICOTA и других. В нашем интернет-магазине вы можете купить инструменты для ремонта автомобилей как для профессиональной сферы применения: сервисных центров, шиномонтажей, автосервисов и автомастерских, так и для гаража автолюбителя.
Торцевая головка — всему голова. Обзор разных типов головок
Торцевые головки — простой, но удобный инструмент для работы с разнообразным крепежом (в основном с болтами и гайками). Размер, форма и конструкция головок могут различаться в зависимости от работ, на которые они рассчитаны. В обзоре мы подробнее расскажем про разные типы торцевых головок на примере продукции «Кобальт».
Шестигранные головки
Головки с шестигранным рабочим профилем — наиболее распространенный вид. Даже при небольшом усилии они создают высокий крутящий момент. Вы почти не рискуете сорвать грани, поскольку гнездо плотно обхватывает стандартный шестигранный крепеж и имеет компенсаторы напряжения – небольшие углубления в месте смыкания рабочих граней.
В каталоге «Кобальт» представлены головки с посадочными квадратами —1/4, 3/8 и 1/2 дюйма.
Головки выполнены из хром-ванадиевой стали с матовым покрытием. Они устойчивы к коррозии и выдерживают высокие нагрузки. Чтобы головка не выскользнула из рук, на корпус нанесена ребристая насечка.
Помимо головок стандартной длины (от 25 до 38 мм), предусмотрены глубокие — вдвое большей длины. Они пригодятся, чтобы откручивать гайки в углублениях и на шпильках.
Свечные головки
Это головки специального назначения — с их помощью снимают и устанавливают свечи зажигания на бензиновых двигателях. Форма удлиненная (65 мм), со стандартным шестигранным профилем. Из особенностей — резиновая вставка, которая не дает повредить изолятор свечи.
Универсальные головки
С помощью универсальных головок можно откручивать крепеж с разным рабочим профилем: шестигранный (метрическим и дюймовым), двенадцатигранный, звездочка (TORX), четырехгранный. Их можно использовать даже если у крепежа деформированы грани. По сравнению с обычными головками универсальный профиль Spline не так плотно прилегает к крепежу. Поэтому прилагаемое усилие будет меньше.
Размерный ряд универсальных головок «Кобальт» — от 8 до 32 мм, посадочный квадрат — 1/2″. Есть и стандартные, и глубокие головки.
Ударные головки
Ударные головки используются в паре с гайковертом. Они приспособлены к тяжелым динамическим нагрузкам — и поэтому применяются там, где нужно приложить большое усилие. Изготавливаются из хром-молибденового сплава и имеют повышенную прочность. Фосфатирование защищает от коррозии. Стандартный посадочный диаметр — 1/2″.
В ассортименте торговой марки «Кобальт» также есть ударные головки специально для шиномонтажа — точнее, для работы с легкосплавными дисками. Пластиковый ободок защищает диски от царапин. Размеры головок — самые ходовые: 17, 19 и 21 мм, к тому же корпус головок выполнен в разных цветах, для облегчения выбора нужного размера.
Набор головок
В наборах «Кобальта» объединены головки с одинаковым посадочным квадратом: 1/4, 3/8 или 1/2″. Комплекты поставляются в прочных кейсах, где для каждой принадлежности предусмотрено свое гнездо.
Мне нравится ваш профиль! Разбираемся в рабочих профилях отвёрток и бит
В этом материале мы даём краткий инструментальный ликбез по правильным названиям рабочих профилей инструментов для работы с резьбовым крепежом. Для чего?
Во-первых, очень легко запутаться во всех этих «звездах» и «крестах», крича напарнику через всю мастерскую или выбирая что-то в магазине. А во-вторых, разве это не круто — знать правильное название рабочего профиля и, при случае, блеснуть им перед коллегами?
ВЫБИРАЕМ РАЗМЕР ХВОСТОВИКА БИТЫ
Если с отвертками и головками все более-менее понятно, то выбор биты с подходящим размером хвостовика под конкретный крепеж может вызвать сложности. Самые популярные размеры хвостовиков — шестигранники на 1/4”, 5/16” и 10 мм.
Размер хвостовика следует выбирать, исходя из размеров крепежа. Приведем пример для шестигранного профиля Hex, но с остальными это работает аналогично:
Бита с хвостовиком 1/4″ жизнеспособна до шестигранника на 7-8 мм максимум. От 8 мм и далее до 14 мм лучше использовать биты с хвостовиками на 5/16” и 10 мм.
1. Рабочий профиль: SL
Плюсы: можно открутить крепеж ножом, монетой, стамеской и вообще чем угодно плоским.
Минусы: легко «слизывается». Честно говоря, мы не знаем, есть ли кто-то из современных производителей, кто выпускает крепеж под прямой шлиц. Но старых и ржавых винтов и шурупов еще полно. И любой, кто с ними сталкивался, знает, сколько проблем можно себе создать, «слизав» отверткой или битой такой профиль.
Специально для таких задач у нас есть отвертки для силовых работ:
Торсионные (со сменными битами). Кто сказал, что отвертка не ударный инструмент? Металлическая рукоятка дает возможность использовать молоток для срыва крепежа. Поворотный механизм при ударе молотком придает бите вращение, что обеспечивает ударное усилие при срыве крепежа.
Цельнометаллические. Стержень отвертки проходит через всю рукоятку и заканчивается ударным затыльником. При откручивании сложного крепежа это позволяет дополнительно прикладывать ударные нагрузки. Но небольшие, со всей дури лупить не надо. У затыльника есть две лыски, что дает возможность использовать рожковый гаечный ключ для увеличения крутящего момента.
Рабочий профиль: PH
Плюсы: хорошо центрируется в крепеже. По достижении определенного момента бита или отвертка сама «отскакивает» от головки крепежа, не давая его перетянуть.
Минусы: для современных шурупов, винтов и саморезов момента может оказаться недостаточно. Крепеж останется либо недотянутым, либо «слижутся» рабочие грани, если начать давить сильнее. Но эта проблема частично решается приобретением отвертки с алмазным напылением и высокоточной фрезеровкой шлицев. Это обеспечивает надежное сцепление с профилем крепежа, сводя к минимуму вероятность повреждения. А шестигранный профиль между жалом и рукоятью дает возможность использовать гаечный ключ для увеличения момента.
Рабочий профиль: PZ
Правильное название: Позидрив (Pozidriv).
Разговорные названия: позиДРАЙВ, крестовая с усиками.
Разработана в качестве усовершенствованной альтернативы профилю PH. Имеет специальные ребра, повернутые на 45° к основному «кресту».
Плюсы: обеспечивает больший момент, чем у PH и не так интенсивно выталкивается из крепежа.
Минусы: возникают, когда путают профили PH и PZ. Важно помнить, что они НЕ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫ! Бита или отвертка PH не обеспечивает плотного контакта с крепежом PZ. А профиль PZ легко повреждает грани крепежа PH.
Рабочий профиль: HEX
Правильное название: Хекс (сокращенное от англ. hexagon) или шестигранник.
Разговорные названия: редкий случай, когда у нас этот профиль называют правильно. Хотя, некоторые зовут его «звездой». Впрочем, так в народе именуют почти любой профиль с количеством граней более четырех.
Иностранные названия: Нелишним будет дать памятку мастерам, изучающим иностранные форумы по ремонту американских или немецких авто. Американцы называют шестигранный профиль “Allen”, а немцы “Inbus” (что частично перекочевало в русский как “иМбус”).
Плюсы: встречается повсеместно, затягивается плотно и легко, держит крепко.
Минусы: при превышении момента легко повредить мягкий материал. Особенно если инструмент электрический, а материал — гипсокартон, древесина, ДСП или ОСБ.
Рабочий профиль: Torx
*(маркируется латинской “T”) и Torx с отверстием (маркируется как “TH”)
Правильное название: Торкс.
Разговорные названия: звезда, звездочка с дыркой (для TH) или мериновская звезда, если речь идет о специальном крепеже с пятью гранями, применяемом в автомобилях “Mercedes-Benz”.
Профиль в виде шестилучевой звезды ранее (когда был редкостью) предотвращал кражи запчастей и колесных дисков дорогих иномарок, так как у злоумышленников не было инструмента под данный профиль. Ответная часть крепежа («мама») или головка с внутренним профилем называется E-профилем (сокращение от “External Torx”).
Плюсы: позволяет приложить больший момент, чем вышеописанные профили.
Минусы: без инструмента с соответствующим профилем открутить такой крепеж нереально. Особенно актуально для профиля TH. Имея головки и биты типа «Торкс с отверстием» можно работать с обычными торксами, а вот наоборот — уже нет.
Рабочий профиль: Spline
Правильное название: Сплайн.
Разговорное название: двойной шестигранник, двенадцатигранник.
Плюсы: передает больший момент, чем Hex и Torx.
Минусы: крутите осторожно и не переусердствуйте. Автомобильные форумы полны комментариями, что профессиональные биты и головки из хорошей стали на раз «слизывают» грани некачественного крепежа.
Ответная часть крепежа («мама») или головка с внутренним профилем называется M-профилем.
Кстати, если у вас есть примеры смешных «народных» названий профилей — пишите в комменты, повеселимся вместе!