Как называют жителей мордовии правильно
Как правильно: саранцы или саранчане
За последний год количество упоминаний Саранска в российских и зарубежных медиа, по понятным причинам, увеличилось в разы. В связи с этим как никогда актуален вопрос о верном наименовании жителей Саранска. Как только их не склоняют иногородцы: и саранцами, и саранянами [почти библейские самаряне], и даже саранчой. Жителей Мордовии в целом: мордвинами, мордовцами… Сегодня расставляем все точки над «и» в этом непростом вопросе.
Именование жителей определенной местности принято называть катойконимом [от древнегреческого κατά — «под» + οἶκος — «дом»]. В Москве живут москвичи, в Омске — омичи, в Новгороде — новгородцы. Вроде бы все просто и понятно. Но не всем так повезло — в России огромное количество населенных пунктов, жители которых сами зачастую не знают, как правильно себя называть. А для «иноземца», тем более, не всегда очевидно, как правильно именовать жителя того или иного города [поселка, села]. В случае с Саранском именно такая история.
Следует заметить, что в русском языке нет четкого правила образования названия жителей. Но есть закономерности, зная которые, можно свести риск ошибки в образовании катойконима к минимуму.
— Суффиксы «ан«, «чан» и «ян» характерны для названий городов, оканчивающихся на «тск«, «цк«, «ск«. В Иркутске — иркутяне, в Хабаровске — хабаровчане, в Саранске [внимание] — саранчане.
— Суффикс «ич«, как один из наиболее старых, используется только от названий старинных городов. Москвичи в Москве, псковичи в Пскове, томичи в Томске.
Русский язык не был бы самим собой, если бы на некую закономерность не приходилось огромное количество исключений и уникальных случаев. Обычно нестандартные случаи связаны либо с необычными окончаниями в названии города, либо с местными традициями и устоявшимися этнохоронимами. Курск — куряне, Вологда — вологжане, Псков — псковитяне, Набережные Челны — челнинцы. И так далее — тысячи их.
Саранск исключением не является: название оканчивается на «ск», поэтому жителей Саранска правильно называть саранчанами. В мужском роде — саранчанин, в женском — саранчанка. Это литературная норма.
Теперь к жителям Мордовии вообще. Гости нашей республики всех как под копирку называют мордвой, мордовцами, мордвинами. Это, конечно, неправильно. Во-первых, никаких мордовцев и мордвинов в природе не существует. Есть слово «мордва» — экзоэтноним, в основном подразумевающий под собой два субэтноса — мокшан и эрзян. Во-вторых, в Мордовии, помимо мордвы, проживают русские, татары и другие этносы. Следовательно, жителей Мордовии так и надо называть — жители Мордовии, не иначе.
Народы Мордовии
narody3-300×225.jpg
Народ состоит из двух основных этнических групп – мокша и эрзя, говорящих на близких, но разных языках. Мордва-мокша проживает, в основном, в западных и южных районах республики (в долине реки Мокша), мордва-эрзя – в восточных и северо-восточных (в долине реки Суры). Кроме того, выделяется ещё три этнических группы мордовского этноса – шокша или теньгушевская мордва, каратаи (этногруппа мордвы в Татарстане) и терюхане (этногруппа мордвы в Нижегородской области). Численность мордвы на территории России, по данным переписи 2002 г., составляет 843,3 тыс. человек.
Все народы исповедуют православие, однако до сих пор среди них бытуют некоторые языческие верования и обряды. Например, летом в Мордовии проводится родовое моление «Раськень Озкс», перед весенним севом совершается «Моление плуга» с многочисленными обрядовыми действиями, произнесением молитв и ритуальной трапезой.
До начала 20 века для мордвы были характерны большие патриархальные семьи. Их численность составляла 30-40 человек. В жизни села долгое время играла важную роль родовая организация, каждый род имел свое кладбище, священную рощу, где производились моления.
narody1-300×225.jpg
Костюм мордвы богат отделкой и красочен. Основой традиционного мужского костюма были белая рубаха и штаны из холста. Женщины одевались также в белую длинную рубаху, украшенную вышивкой, и холщовые штаны до щиколоток. Костюм дополнялся множеством украшений из металла, бисера, монет, раковин. Разнообразны женские головные уборы: налобные повязки, платки; высокие, на твёрдой основе, с шерстяными кистями, обшитые бисером. Повседневной обувью были лапти косого плетения, на праздники надевали остроносые кожаные сапожки со сборками, украшенные красным сафьяном. Некоторые формы традиционной женской одежды продолжают бытовать и в настоящее время.
Мордовцы — упрямые и гостеприимные
Мордовцы — это гордые и гостеприимные люди, которые всегда славились упрямством. Они поклоняются духам-богам женского пола, однако главным в семье все равно остается мужчина. У них нет шаманов, но есть языческие обряды с жертвоприношениями. У них есть литература, но мордовского языка не существует. Такие многогранные и противоречивые: почему так вышло?
Название
Интересно, что сами мордовцы начали так себя называть лишь с середины XX столетия, когда регион их проживания стали официально именовать Мордовией. Более того, такой народности, как мордва, вовсе не существует: этим словом русские для большей понятности именовали два разных народа, проживавших на одной территории: мокша и эрзя.
Современное толкование определяет мошку и эрзю, как субэтносы мордовцев, однако многие исследователи считают, что это абсолютно разные народности. У каждой из них есть свой язык, разные особенности религии, культуры и обрядов, понятия же «мордовский язык» не существует.
Впервые в письменных источниках мордовцы упоминаются в готских записках VI века: историк Иордан словом Mordens обозначал народы мокши и эрзи. Считается, что слово произошло от корня иранского происхождения, означающего «мужчина, человек».
Где живут, численность
По данным переписи 2002 года, число мордовцев в России составило более 843 000 человек. Почти 284 000 из них живут в Мордовии, составляя более 30% населения региона. Большие диаспоры находятся в таких регионах, как:
История
В начале и середине первого тысячелетия нашей эры в зоне междуречья Волги и Оки обитали позднегородецкие и пьяноборческие племена, которые и были предками современных народностей мокша и эрзя. Племена активно взаимодействовали с персами, славянами, в раннем Средневековье очутились под влиянием Хазарского каганата.
В IX-XIII веках территория проживания мордовцев попала в зону интересов Волжской Булгарии и Руси. В одной из летописей упоминается, что уже в XII столетии мордва платила Владимиру Мономаху дань медом. Однако позже народ захватили татаро-монголы, под влиянием которых мордовцы находились до XVI столетия, а после падения Казани присоединились к Ивану Грозному.
Активная христианизация и колониальная политика не пришлись по нраву народу, поэтому часть из них мигрировала в соседние, уральские или южные регионы. Оставшиеся же на исторической родине мордовцы не раз поднимали восстания за независимость, однако все они быстро подавлялись.
Внешность
Однозначно определить антропологический тип мордовцев невозможно: внешность отличается как у представителей мокши и эрзи, так и внутри народностей. В целом, мордва относится к европеоидам, среди них встречается субуральский и понтийский типы, часть характеристик сближает народ с древней Пьяноборской культурой.
Одежда
Национальная одежда мордовцев была выполнена в основном из белого сукна. Женский наряд состоял из прямой длинной рубахи, присобранной или опоясанной в талии специальным украшением из ткани и монет. Наряд дополнял передник из красной или синей шерсти с нагрудником или без него, поверх надевали кафтан без рукавов. Одежду богато украшали вышивкой, бусами, бисером, монетами, оторачивали мехом.
Головные уборы были разными: от русской сороки до национального подобия чалмы. Интерес представляют высокие головные уборы: для их создания вытянутую заготовку из осины обшивали тканью, после чего украшали вышивкой и бисером, а сзади выпускали полоску ткани.
Семейный уклад
У мордовцев господствовал традиционный патриархальный уклад. Жили преимущественно родовыми общинами, позже им на смену пришли соседские по 150-500 дворов. Во главе рода стоял старейшина, который руководил всеми хозяйственными и социальным вопросами.
Брачный возраст у мужчин и женщин отличался, обычно невесты были на 10-15 лет старше женихов. Это объяснялось тем, что родители держали девушек в хозяйстве подольше, лишние руки нужны были и в семьях мальчиков, поэтому часто случалось, что 23-25-летних невест выдавали замуж за 10-12-летних мальчиков.
Муж был главой семьи, однако роль женщины была более значимой, чем у соседских народов. Даже в религии практически все божества были женского пола, поэтому жен уважали и любили, к их мнению прислушивались.
В женщине ценились хозяйственность, бойкий нрав и способность к деторождению. Поэтому, если до брака у женщины появлялся ребенок, это было скорее плюсом и означало, что она способна рожать в будущем: препятствием к браку это не становилось. Привлекательными считались крупные женщины с толстыми ногами, поэтому девушек на выданье старались хорошо кормить, баловали нарядами и украшениями.
Характер
Основная черта характера мордовцев, которую отмечают и сами представители нации, и соседние народы — упрямство. Причем отмечалось это с положительной точки зрения: им была свойственна не твердолобость, а желание достигать в любой поставленной задаче результата. Вместе с тем отмечались такие черты характера, как гостеприимство, взаимовыручка, чувство собственного достоинства, вспыльчивость и желание лезть в драку.
Жилище
Традиционное мордовское жилище — двух- или трехсекционная деревянная изба, похожая на русскую. В древности помещение топили по-черному, во время розжига открывая двери или специальные дымовые окошки. Затем в обиход вошла печь, которую устанавливали в передней или задней части избы.
Селения мордовцев редко строились по плану, в основном расположение домов было хаотичным. Порой использовалась радиальная структура, когда жилища размещались вокруг озера или другого водоема. Общины в лесу были более скученными, на равнинах размещались на дальних друг от друга расстояниях.
В отличие от русских дворов, у мордвы дома располагались в центре участка. Если же их ставили у забора, то окна были обращены во двор. Среди хозяйственных построек обязательными были сарай, загон для животных, погреб с наземной надстройкой и баня. Летом, во время охоты, рыбалки или полевых работ, часто жили во временных неутепленных домах или зимовках.
Жизнь
Религия
Даже после принудительной христианизации мордовцы долгое время продолжали придерживаться традиционных верований «мокшень-кой». У них было одно верховное божество, которое называли Чам-Пас, Шкай или Нишке. Его антагонистом, повелителем зла, был Шайтан.
Однако культ по большей части строился вокруг множества духов-богов женского пола «ава». Среди них:
Шаманов у мордовцев не было, а для проведения общинных ритуалов выбирался наиболее уважаемый старец, глава рода. Молились обычно в лесу или на краю деревни в специально отгороженном плетнем месте. Здесь размещались столбы, к которым привязывали жертвенных животных, ниша, куда сливалась их кровь, устанавливались вырезанные из дерева идолы. Была зона с котлами, в которой варилось после жертвоприношения мясо: его по окончании молитвы съедали все присутствующие.
Традиции
Интерес представляют свадебные и погребальные традиции мордовцев. Браки обычно осуществлялись по сговору или путем похищения: во втором случае пышные застолья не устраивались. В традиционном варианте брак начинался со сватовства: поздним вечером мужчина из рода жениха приезжал к дому выбранной девушки, кидал в окно хлеб и старался быстро скрыться.
Родные невесты должны были пуститься за ним в погоню: добравшись до дома свата они в ответ стучали в его окно: это означало согласие на переговоры. За день до свадьбы в доме жениха занимались выпечкой, среди изделий был большой пирог в виде фаллического символа и крупные пирожки с начинкой из творога «груди молодушки». Этими блюдами мордовцы просили богов, чтобы в доме молодых было много детей.
Невеста накануне свадьбы устраивала девичник: вместе с подругами они расшивали рушники для сватов и дружек, плели украшения из искусственных цветов для себя. После все вместе шли в баню, где мыли невесту и заплетали ей вместо одной косы две: такая прическа полагалась замужним.
Интересна традиция организации кладбищ: обычно первого усопшего на новом месте закапывали вертикально, с посохом в руке. Он должен был стать духом погоста и охранять живых от мертвых. Практиковался и культ предков: усопших поминали по христианским традициям, также раз в год устраивали обряд «возвращения и проводов» покойного. Представляли, что умерший вернулся, рассказывали ему новости живых, а затем провожали и просили больше не возвращаться.
Известные мордовцы
Если говорить про мордовцев, как обитателей Мордовии, самым знаменитым жителем города Саранска недавно стал Жерар Депардье. После получения российского гражданства он почти сразу обзавелся пропиской в городе Саранске.
Мордовские корни имеют выдающиеся исторические личности: служители церкви Патриарх Никон и Протопоп Аввакум, историк и просветитель Василий Ключевский. Много среди мордовцев представителей творческой элиты: актеры Василий Шукшин и Олег Табаков, артисты Лидия Русланова, Надежда Кадышева и солисты группы «Братья Гримм», художник Никас Сафронов.
Много мордовский народ подарил миру и спортсменов. Среди них гимнастка Светлана Хоркина, олимпийские чемпионы по спортивной ходьбе Валерий Борчин и Ольга Каниськина, боксер WBC Олег Маскаев.
Национальными героями стали летчик Алексей Маресьев и защитник Брестской крепости Андрей Кижеватов. Ну а на весь мир прославилась супермодель Наталья Водянова, имеющая эрзянские корни.
Видео
Мордва
Всего: более 750 000
Россия :
744 237 (перепись 2010) [1] [2]
Украина :
9 331 (перепись 2001) [3] [4]
Казахстан :
8 013 (перепись 2009) [5] [6]
Узбекистан :
5 000 (2000 г., оценка) [7]
Киргизия :
1 513 (перепись 1999) [8]
Белоруссия
877 (перепись 2009) [9]
Эстония :
562 (перепись 2000) [10]
Латвия :
392 (оценка 2011) [11]
Содержание
Этноним
Этимология
История упоминаний
Этнонимы мокша и эрзя в русских источниках стали появляться довольно поздно: «мокшана», «мокшаня» впервые зафиксированы в «Книгах письма и меры» Д. Пушечникова и А. Костяева за 1624—1626 гг., этноним эрзя начинает встречаться ещё позднее, с XVIII века. Это объясняется тем, что русские воспринимали эрзян и мокшан как единый народ и так это отразили в летописях. Другие народы, исторически соседствовавшие с мокшанами и эрзянами, не называли их общим этнонимом.
На ошибочность употребления одного этнонима по отношению к двум разым народностям указывали также академик А. А. Шахматов [31] и академик Лепёхин И. И.:
Первоначально этноним «мордва» относили только к эрзянам. Гийом Рубрук в своём «Путешествии в восточные страны» в 1253 году даёт следующее описание:
Роджер Бэкон в своём «Opus Majus» также отделяет мокшан («moxel») от мордвы (эрзян):
То же в конце XVIII века подтверждает и Иоганн Георги:
О мокшанах (Moxii), как отдельном народе и их стране (Moxia) говорится в сочинении Иосафата Барбаро «Путешествие в Тану». [37]
Энциклопедия Кирилла и Мефодия также называет предводителя эрзянского войска Пургаса мордовским князем:
В работе Пашуто В. Т. также мокшане и мордва упомянуты как разные народы:
Из выступления директора института гуманитарных наук Мордовии В. А. Юрченкова на Сафаргалиевских чтениях, ежегодно проходящих в Саранске:
О сходстве мокшан и мишарей (мещёры) писали адъюнкт Петербургского университета Х. Фейзханов и его коллега В. В. Вельяминов-Зернов, занимавшиеся исследованием истории Касимовского царства:
Современное бытование
Правильное [55] употребление экзоэтнонима
Мордви́н — ед. ч., м. р.
Мордо́вка — ед. ч., ж. р.
Мордва́ — о народе, ед. ч., неизмеримое (собирательное имя)
Устаревшие варианты экзоэтнонима
Численность
Численность мордовского населения (мокшан и эрзян) по регионам РСФСР в 1926 году. [59]
Регион | Общая численность мокшан и эрзян | Процент от населения региона |
---|---|---|
Пензенская губерния | 376.983 | 17,1% |
Самарская губерния | 251.374 | 10,4% |
Ульяновская губерния | 178.988 | 12,9% |
Саратовская губерния | 154.874 | 5,3% |
Сибирский край | 107.794 | 1,2% |
Северо-Кавказский край | 88.535 | 0,3% |
Уральская область | 88.484 | 0,3% |
Нижегородская губерния | 84.920 | 3,1% |
Башкирская АССР | 49.813 | 1,9% |
Татарская АССР | 35.084 | 1,4% |
Казакская АССР | 27.244 | 0,4% |
Чувашская АССР | 23.958 | 2,7% |
Оренбургская губерния | 23.602 | 3,1% |
В значительном количестве мокшане проживают в Пензенской, Тамбовской, Оренбургской областях, Татарстане, а также в Москве и Московской области, эрзяне — в Самарской, Нижегородской, Рязанской, Оренбургской, Ульяновской областях, Татарстане, а также в Москве и Московской области.
История
Этногенез
В начале-середине I тыс. н. э. в междуречье Оки и Волги сформировались племена мари, мери, мокшан, муромы и эрзян. Племена Городецкой культуры испытывают сильное влияние пьяноборских племен, которые в начале нашей эры продвинулись в Западном Поволжье. К этому времени позднегородецкие племена приобретают устойчивый обряд в грунтовых могильниках. К началу второй половины I тысячелетия н. э. между перечисленными племенами возникают заметные различия. В присурской зоне формируется устойчивый обряд погребения головой на юг и наличие среди погребального инвентаря височной спиралевидной подвески с грузиком. (В целом общая черта для приуральских финнов.) В приокской зоне погребенных стали ориентировать головой на северу и очень редко встречается спиралевидная височная подвеска. На их основе учёные установили, что присурская группа племен явилась основой для формирования мокшан, а окская — эрзян. В процессе своего развития как мокшане так и эрзяне имели тесные контакты с различными ираноязычными и тюркоязычными племенами на южных границах своего расселения, а на севере и западе — с балтоязычными [63]
С запада в течение последних 1000 лет наиболее сильное влияние мокша и эрзя испытали от славянских племён. Славянизации были подвергнуты почти все. После подчинения волжских княжеств и ханств Иваном Грозным, мокша и эрзя окончательно стали составной частью московского княжества. До середины 20-го века многие эрзя и мокша сохраняли двуязычность, которая, вероятно, всё больше уступает место русскому языку, как главному и культурообразующему. Ассимиляция, которую испытали волжско-уральские народы, является двунаправленной. Как славяне, численно превосходящие мокшу и эрзя, влияли на «мордву», так и коренное население влияло на вновь приходящих славян.
«По своему происхождению финно-угорские языки не связаны с арийскими, принадлежащими к совершенно иной языковой семье — индоевропейской. Поэтому многочисленные лексические схождения между финно-угорскими и индоиранскими языками свидетельствуют не об их генетическом родстве, а о глубоких, многообразных и длительных контактах финно-угорских и арийских племён.» [«От Скифии до Индии». Стр. 99.]
Средневековье и новое время
Позже мокшане играют роль в истории Хазарского каганата, княжеств Владимиро-Суздальского и Рязанского, а эрзяне в истории Волжской Булгарии и Нижнего Новгорода. По исследованиям финнологов, основанных на изучении языка мордва испытывали некогда культурное влияние соседствовавших с ними в разное время сарматов, хантов, гуннов, германцев, литовцев, венгров, хазар, а позднее татар и славян.
Согласно археологическим данным, мокшане населяли в период своей древнейшей истории земли в верхнем течении реки Дон до Мокши и Хопра, а эрзяне — бассейн Волги и Оки; далее на восток они расселились уже в позднейшее время, главным образом отступая от русских. К юго-востоку от Москвы встречается большое количество топонимов, напоминающих о том, что эти края являются историческими землями мордвы: Мордвес, Макшеево (Веневский район Тульской области), Мордово (Мордовский район Тамбовской области), Мокшан (Мокшанский район Пензенской области), Мордвиново (Сасовский район Рязанской области) и т. д.
Столкновения с эрзянами начались у русских с 1103 года, когда в летопись занесено известие о нападении муромского князя Ярослава Святославича на эрзян: «бися Ярослав с Мордвою месяца марта в 4 день и побежден бысть Ярослав». В XIII веке русские стали одолевать «поганскую мордву» (эрзян), особенно после основания Нижнего Новгорода.
К 1226 году относятся походы русских князей на буртасов, союз аланов и мокшан. В 1226—1232 Юрий Всеволодович провёл ряд удачных походов в земли буртасов. В 1237—1239 годах эрзянская земля была полностью разорена Батыем. Татарское нашествие значительно ослабило эрзянские земли и подчинило их татарским мурзам, мокшанское царство стало вассалом монгол и большая часть мужского населения в составе войска Пуреша погибла во время похода монголов в Центральную Европу (1241).
В походе Грозного против Казани участвовал темниковский князь Еникеев с подвластными ему мокшанами и мещёрой. После походов на Казань Ивана IV в 1540-е мокшанские, а позднее эрзянские знатные роды присягнули на верность Московскому князю. После завоевания Казани часть эрзянских земель была роздана боярам; остальные временно вошли в состав царских мордовских вотчин, но затем раздавались монастырям и помещикам, главным образом с целью обращения местного населения в христианство. Рядом с русскими помещиками владели землями мещёрские и мокшанские знатные роды, перешедшие в христианство и сохранившие свой титул (например князья Баюшевы, Разгильдеевы, Еникеевы, Мордвиновы и многие другие). Подчинение Москве выразилось прежде всего в захвате земель и в обложении местного нерусского населения тяжелыми поборами, что, по-видимому, и было причиной участия мордвы во многих бунтах и восстаниях (начиная с эпохи первого самозванца и до Пугачева), а также бегства на Восток. Эрзяне принимали активное участие в восстании Степана Разина, а позже, и мокшане и эрзяне — в восстании Емельяна Пугачёва.
Уже в первой половине XVII в. мокшане и эрзяне переселяются за Волгу, а в XVIII в. широко расселяются по Самарской, Уфимской и Оренбургской губерниям.
Попытки воскресить «старую веру», хотя и в иной, проникнутой уже христианскими понятиями форме, повторились у эрзян в начале XIX в.(«Кузьма Алексеев»).
Мокша и эрзя всё более подвергалась обрусению, однако за Волгой, на новой почве, это обрусение шло медленнее, чем на коренных землях мордвы; среди эрзян развиты раскольничьи секты «Людей Божиих», «Собеседников», «Молокан» и др.
В коренной области мокшан обрусение также сделало крупные успехи; многие селения утеряли свои прежние названия и их нельзя отличить от русских.
Более стойко удерживает мокша свои особенности на севере Пензенской губернии, в уу. Краснослободском, Наровчатском и Инсарском; но и здесь группы их селений, окруженные русскими, все более подвергаются русскому влиянию, чему благоприятствуют улучшение путей сообщения, истребление лесов, отхожие промыслы и, наконец, школа.
Антропологическое описание
Языки
- Как оборудовать место для ночлега собаки своими руками: практическое руководство
- посадить пихту на участке примета