Как называют жителей камчатки правильно
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Раньше у меня было такое представление, что слетать в Петропавловск-Камчатский стоит минимум 100 000. В результате мы слетали за 50 тысяч туда и обратно, а глубже погрузившись выяснил, что можно слетать и за 30 000 руб, что не мало, но и дешевле, чем думалось.
Город встретил нас мрачно.
Фото 2.
Конечно же на это повлияла погода, но добравшись после прилета на набережную мы прямо погрузились в «депрессию». Город показался очень грустным и серым. Народу единицы, такое ощущение, что это место недавно покинутое.
Вот только Ленин на месте.
Фото 3.
Набережную видимо только недавно привели в порядок.
Фото 4.
Вот рабочие еще продолжают укладку плитки
Фото 5.
Нормально, но маловато и «прямолинейно» без изыска.
Фото 6.
Все города с набережными имеют свой выигрышный колорит. Но тут такое ощущение, что даже это не помогало разбудить у нас интерес к городу.
Фото 7.
Фото 9.
Русские казаки открыли Камчатку в середине XVII века, а окончательно присоединили к России в 1697 году. Но после этого еще полвека на территории полуострова не было такого поселения, как Петропавловск. Уже существовали остроги Большерецкий, Тигильский, Верхне-Камчатский и Нижне-Камчатский, а на месте будущего Петропавловска все еще пышно зеленели девственные березовые леса, да у самой воды, на песчаной косе, стояли балаганы ительменского рода тойона Ниаки.
Фото 10.
Своим появлением город обязан созданию базы для Второй Камчатской экспедиции (1732-1743) под руководством мореплавателя — командора Витуса Беринга.
Строительство первых домов русского поселения на восточном берегу Авачинской губы, расположенной на юго-восточном побережье полуострова Камчатка, началось в июне 1740 г. и было закончено к осени того же года. Первостроителем города был штурман Иван Елагин.
Фото 11.
Фото 12.
Петропавловск развивался медленно. В течение почти двух веков он представлял собой большую деревню с домами, в беспорядке разбросанными на берегу Малой бухты (Ковша). Поселение существовало только потому, что государство нуждалось хоть в какой-то базе для морских научных экспедиций, для снабжения владений Российско-Американской компании и связи с нею, для промежуточного базирования военных и торговых судов.
По словам моих спутников, Петропавловск им сейчас напомнил депрессивные города Севера. Мы сразу же обратили внимание на вездесущий сайдинг. Им было зашито все, начиная от исторических зданий и заканчивая постаментов памятников.
Фото 13.
Фото 15.
Фото 16.
Фото 17.
Через несколько дней вышло солнце и уже стало «повеселее». Народ пришел на набережную, началась какая то движуха.
Фото 18.
Фото 19.
Это для повышения туристической привлекательности строят этнографическую деревеньку с ресторанами.
Фото 20.
Вообще в пик сезона местные жители признаются, что гостиниц для туристов не хватает. А тем более нормальных гостиниц. Это очень странно, учитывая, что туристов в сезон очень много. Вот в левом нижнем углу фотки видно, как строят на набережной современную гостиницу.
Фото 21.
Полет на Курильское озеро на Ми-8 «Витязь-Аэро» обойдется вам 44 000 рублей за человека. Вот представьте сюда семьей прилететь, посмотреть родную страну. Вот вам и развитие внутреннего туризма.
Фото 22.
Фото 23.
Фото 24.
Фото 25.
Фото 26.
Фото 27.
Фото 28.
Фото 29.
Фото 30.
Фото 31.
Фото 32.
Фото 33.
Фото 34.
Вот такие «пятна» портят конечно вид города.
Фото 35.
А вот прямо тут уникальное на весь мир лежбище котиков (или тюленей?) в черте города. Такое есть еще где то в Африке что ли. Офигительно привлекательное состояние для туристов, да?
Фото 36.
Виды вулканов вокруг города впечатляют.
Фото 37.
Очень многие ездят на чем то очень высоком и поднятом.
Фото 38.
Вот такие китайские или японские машинки не редкость.
Фото 39.
Идет строительство нового офигенного кукольного театра.
Фото 40.
А это прогулочная тропа жителей Петропавловска. Идет она вдоль океана и я забыл как она называется, напомните?
Фото 41.
Очень прикольно прогуливаться по ней.
Фото 42.
Вот тут уже город кажется интересным, веселым и настроение сразу поднялось.
Фото 43.
Прогулочки на катере
Фото 44.
Фото 45.
Фото 46.
Фото 47.
Фото 48.
Фото 49.
Ну и на счет вопроса, заданного в теме поста:
Фото 50.
Так удивительно получилось в этот раз, что я в начале недели окунал руку в Тихий океан в Петропавловске-Камчатском, а в конце недели уже вдыхал запах Баренцево моря (хотя некоторые утверждают, что его можно считать Северным Ледовитым океаном, так как оно является окраинным морем).
Как называют жителей Камчатки?
Как правильно называют жителей Камчатки
Общее количество жителей незначительно превышает 300 000 человек.
Называть принято ительменами:
В последнее время можно услышать и термин «камчатцы», но это скорее от безысходности, от необходимости как-то назвать жителя Камчатки и незнания правильных общеупотребительных вариантов.
Думаю их называют камчадалами. у самой тётка от туда. немного знаю о них.
Население края немногочисленно: около 300 тысяч человек, а плотность населения совсем мизерная: 0,68 человек на 1 квадратный километр.
Думаю, что не очень сильно ошибусь, если предложу следующее:
Официально на русский язык никто особо не предлагал перевод населения Ганы, поэтому в литературе можно встретить совершенно разные варианты, такие вот как эти:
Потому что есть закономерности русского языка, именно так можно образовать слово от конкретного названия населённого пункта, характеризующее жителя этого места. Только соответствующий суффикс и окончание. Других причин для этого не существует.
Этнографический калейдоскоп
На огромном полуострове живет немногим более 300 тысяч человек, а плотность населения – всего 0,7 человека на один квадратный километр. При этом Камчатка – один из самых многонациональных регионов России.
Сегодня практически все коряки – это чуть более 2% жителей – говорят на русском языке. Лишь единицы еще помнят корякский и алюторский языки, которые впервые были зафиксированы на основе русской письменности. Оба эти языка относятся к чукотско-камчатской языковой семье.
317 269 человек – численность населения Камчатки в 2015 г.
Ительменов, с древних времен специализирующихся на пушном промысле, насчитывается около 2,5 тыс. чел (около 0,74% от всего населения). Изначально этот коренной народ говорил на собственном языке, который относится к северо-восточной группе палеоазиатских языков, но серьезно отличается от чукотского и корякского. Однако на сегодняшний день ительменский язык считается умирающим, поскольку под влиянием русской экспансии большинство ительменов перешли на русский язык. Сейчас национальным языком владеет лишь десятая часть ительменов.
Важное место в этнической структуре занимаются эвены – на полуострове проживает почти 2 тыс. человек (около 0,6% от всего населения). Эвены не забыли язык своих предков, но русским языком также владеют лучше, чем родным. Постепенно утрачивают родной язык и представители других коренных народов Камчатки – чукчи и алеуты. Чукчей на Камчатке осталось около 1,5 тыс. человек (0,46% от всего населения), алеутов – еще меньше, всего 400 человек (0,12%). Чтобы сохранить наречия коренных обитателей полуострова, при Елизовском краеведческом музее сегодня работает этнический клуб «Уйритчах», где все желающие могут изучать ительменский, корякский, эвенский и чукотский языки.
Более 70 религиозных объединений и 15 конфессий зарегистрировано на территории края.
Еще одним коренным народом Камчатки считаются камчадалы. В ХVIII–ХIХ веках так именовали исключительно ительменов. Однако с конца XVIII века это название стали применять также к потомкам первых русских поселенцев – по большей части, это были русские казаки, которые быстро смешивались с аборигенами северных этносов, привнеся в их культуру русский язык в качестве основного средства общения. К середине XIX века камчадалы говорили на трех наречиях, каждое из которых представляло собой причудливую смесь русского и ительменского языков. Говор камчадалов даже по звучанию сложно было спутать с другими – от языка коряков, к примеру, он отличался гортанностью.
К началу прошлого века сложилась традиция называть камчадалами всех потомков браков русских и представителей коренных народов Камчатки. Потомки смешанных браков сегодня живут по всему полуострову, и многие из них используют методы ведения хозяйства, перенятые русскими от местных жителей. И хотя говорят все камчадалы исключительно на русском языке, сегодня им присвоен статус коренного малочисленного народа Севера. Камчадалы внесены ЮНЕСКО в Список малочисленных народов, ведущих традиционное хозяйство.
Современные жители Камчатки, чьи семьи уже не в первом поколении живут на полуострове, именуют себя камчадалами. Однако историки и лингвисты настаивают, что русских, украинцев или татар, живущих на территории Камчатского края, правильнее называть камчатцами. Настоящими камчадалами могут называть себя лишь те жители полуострова, чьи предки приехали с «большой земли» и связали себя кровными узами с ительменами, коряками или чукчами. Только потомки от таких смешанных браков могут считаться не только камчатцами, но и камчадалами.
У всех жителей – и камчатцев, и камчадалов – есть одна общая черта: особое чувство собственного достоинства. Ведь люди всегда селились на Камчатке добровольно, на полуострове никогда не было ссыльных, не было лагерей. И любовь к свободе, которую дарит природа и родные просторы, здесь передается из поколения в поколение
Национальный состав Камчатки (на 2010 г.)
Камчадалы: народ было пропавший,
но вызванный из забвения.
Отчасти льготами
Камчадалы на рисунке XVIII в.
Здесь это, конечно, ительмены.
Ведь камчадалами
русские первоначально называли ительменов
Слово «камчадалы» употребляют по меньшей мере в шести значениях.
1. Первоначально русские называли так коренных жителей Камчатки — ительменов. И в этом значении слово продолжает циркулировать в исторической и историко-географической литературе.
2. Позднее, когда началось смешение пришлых русских с аборигенами-ительменами, слово «камчадал» стало обозначать потомков от этих смешанных браков, владевших, как правило, двумя языками — ительменским и русским — и выработавших особый диалект русского языка. И именно в этом значении чаще всего принимает слово «камчадалы» современная этнография.
4. В современном лексиконе камчатских СМИ и даже в обыденной административной лексике слово «камчадалы» порой употребляется как собирательное наименование всех коренных малочисленных народов Камчатки (а то ведь какой-нибудь образованный губернский деятель язык сломает, перечисляя: ительмены, коряки, чукчи, камчадалы, алюторцы, кереки. ).
5. Когда волна политкорректности и толерантности «встречь солнца» дошла до Камчатки, там сообразили, что даже и эти затеи можно пристроить к своей пользе. Что под программы поддержки коренных малочисленных народов можно получить какие-то федеральные деньги и льготы. Тогда и родилась идея записать в камчадалы по возможности большее число жителей полуострова, имеющих здесь хоть какие-нибудь корни, вне зависимости от генов. Как мы увидим ниже, для охлаждения голов, обуреваемых этим замыслом, потребовалось вмешательство прокуратуры.
6. Многие люди, жившие, работавшие и служившие на Камчатке, сегодня с долей иронии, но и не без гордости, дорожа воспоминаниями, именуют себя камчадалами. В сети вы запросто можете попасть в «камчадальский чат» москвичей и петербуржцев. (С. Р.)
Современный камчадал —
Алексей Сыроежко
из пос. Термальный Елизовского рна
Камчатской обл. — слушатель
летней компьютерной школы
в Новосибирском университете
Потомки камчадалов, связанные с традиционным хозяйством, живут в Соболевском, Большерецком, Мильковском, Усть-Камчатском и Елизовском р-нах Камчатской обл. К камчадалам относит себя группа метисного населения города Петропавловска-Камчатского. Небольшая часть населения смешанного происхождения, относящая себя к камчадалам, проживает в Тигильском и Пенжинском р-нах Корякского а.о. и Ольском р-не Магаданской обл.
Группы метисного населения Камчатки начали складываться в середине XVIII в. Русские переселенцы перенимали у аборигенов их систему хозяйства и образ жизни. Бытовало двуязычие, потом возникло «камчатское наречие» русского языка. Оно до последнего времени сохра нялось у старшего поколения камчадалов. Для мировоззрения камчадалов было характерно двоеверие: основы православного вероучения и обрядности переплелись с традиционными верованиями и промысловыми обрядами. В последнее время в среде камчадалов наряду с возвращением интереса к православию происходит интенсивный процесс возрождения древних языческих элементов камчадальской культуры. На основе местных традиций, литературных данных, а также заимствований из культуры современных ительменов у камчадалов возрождаются обрядовые календарные праздники: весенний праздник Первой рыбы (традиционное занятие камчадалов — рыболовство), осенний — «Алхалалалай» (см. с. 31–32). (Камчатский край. Краеведческая страница)
Право на признание
До 1926 г. в официальных документах писалась народность «камчадал». Но при подготовке к переписи населения встал вопрос об официальной записи национальности туземного населения. Если с коряками, чукчами и другими народностями полуострова было все ясно, то с камчадалами возник вопрос. В 1927 г. было принято постановление: «констатировать, что ту часть населения полуострова, которая именует себя камчадалами, говорит по-русски и живет оседло, не относить к числу мелких туземных народностей северных окраин». Решение было принято без тщательного изучения проблемы. Камчадалы, проживающие в южных районах полуострова, занимались и до сей поры занимаются традиционной деятельностью; у них были свои территории расселения, сложившийся быт, своя культура, но из-за интенсивной ассимиляции камчадалы утеряли язык. И вот на основании отсутствия этого признака их отлучили от своей национальности, причислили к русским. Хотя в мировой практике много примеров, когда народы говорят на языке других народов, например, жители Бразилии говорят на португальском языке.
В конце 80-х годов камчадалы объединились в областную Ассоциацию для самоидентификации и правовой защиты своих интересов. В 1991 г. Камчатским облсоветом принято временное положение, которым признавалось наличие в Камчатской обл. этнической группы — камчадалы. В области в качестве членов традиционных общин камчадалов зарегистрировались 9 тыс. чел. Появились камчадальские клубы в селах и городах, материалы по культуре камчадалов собраны в областном, Мильковском и Соболевском музеях. (Анна Асеева//www.indigenous.ru)
Знак на въезде
в село Мильково.
На гербе — медведь,
ловящий рыбу в реке
В селе Мильково (200 км к С от Петропавловска-Камчатского) расположен этнокультурный центр камчадалов, представляющий собой реконструированный острог XVII в., ярангу, музей с утварью, шаманскими костюмами, кухлянками. В Милькове живут потомки ительменов и казаков. Музей возрождает старинные праздники.
Кто такие сегодняшние «камчадалы»
и почему камчадалом быть выгодно?
Весь июнь члены общественной организации коренных малочисленных народов Севера, проживающие в Ключах (село /бывший город/ у северного склона Ключевской Сопки), находились в тревожном ожидании. Люди могли остаться без традиционной для камчадалов пищи — красной рыбы. Лишь 15 июня долгожданное распоряжение о выделении квот было подписано губернатором Камчатской обл. Вылов рыбы для камчадалов Ключей фактически начался только 1 июля, после окончательного разрешения всех формальностей.
Для нужд членов общественной организации коренных малочисленных народов Севера Ключей было разрешено добыть 18 т нерки, 4,7 т чавычи, почти 14 т кеты, 6,8 т кижуча. Таким образом, каждый член организации получит в среднем по 46 кг рыбы. Камчадалам повезло: практически весь июль нерка попадалась в сети, и рыбаки возвращались с неплохими уловами — по 200—300 кг. Нет сомнения, что рыбой в этом году будут обеспечены все камчадалы. (Усть-Камчатские вести. 29.06.2006)
Куда девается рыба, выловленная и предназначенная специально для членов ассоциации коренных малочисленных народов Севера Усть-Камчатска?
Проблема в том, что вот уже не один год район аккуратно выделяет лимиты на вылов лосося для местных эвенов, коряков и ительменов, но аборигены Усть-Камчатска лосося практически не видят. «Привезли один раз в три часа ночи хвост лащавой кеты, и всё», — объяснил один из присутствующих. А выделяется им более 50 т в год.
Но кому же тогда достается рыба? «Два-три человека наживаются, прикрываясь вашими именами», — твердили на собрании руководители района. Большинство представителей ассоциации тоже убеждены в этом и обвиняют своего председателя (носителя, между прочим, русской фамилии) в том, что он вылавливает и продает их рыбу.
По результатам последней переписи в районе проживало чуть более 30 представителей коренных национальностей Камчатки. По какому принципу в Ассоциацию малочисленных народов Севера записалось больше трех сотен человек, непонятно. Многие свое право состоять в ней объясняют тем, что их родители родились когда-то в Усть-Камчатске. Ссылаются они на федеральный закон, авторы которого недавно к малочисленным народом Севера причислили и «камчадалов». Что это за национальность, законотворцы не объясняют. Поэтому практически все, появившиеся на свет в Усть-Камчатске, считают себя «кореневыми камчадалами», как определила одна бабушка.
Собрались они вместе только для того, чтобы получать бесплатно рыбу. При этом те, кто по закону имеет на это право, часто остаются ни с чем.
«Я хочу раз и навсегда прикрыть эту кормушку, — категорично заявляет глава района. — Администрация согласна взять на себя обязанность обеспечить и представителей малочисленных народов Севера, и старожилов, и тех, кто родился в Усть-Камчатске. Со следующего года мы составим отдельные списки, будем контролировать, сколько для кого рыбы идет. А представителям коренных малочисленных народов Севера выделим лимитов ровно на столько человек, сколько будет их проживать в районе по данным предстоящей переписи. Ветераны и пенсионеры старше 70 лет у нас получают по 50 кг лосося. Им привозят свежую, хорошую рыбу с неводов, в этом году заложили на них 100 т, они благодарны и довольны. А вот представители ассоциации, наверняка, как в прошлом году, придут осенью жаловаться ко мне на то, что остались без рыбы». (Ольга Горбикова (Усть-Камчатск)//kamchatka.km.ru.10.07.2002)
Борьба за камчадалов
За 1998 г. областной прокуратурой был опротестован незаконный нормативный акт, принятый Законодательным собранием Камчатской обл., — закон «О территориально-хозяйственных общностях (общинах) коренных малочисленных народов Севера Камчатской обл.». Прокуратура пришла к выводу о несоответствии данного закона постановлению правительства, определяющему перечень районов проживания коренных малочисленных народов Севера. В Камчатской обл. к ним относятся Корякский а.о., Алеутский и Быстринский р-ны. Федеральным законом к коренным малочисленным отнесены народы, проживающие на территории России и насчитывающие менее 50 тыс. человек.
Областные же депутаты обозначили в принятом ими законе такую малочисленную народность, как камчадалы, дав им определение «этнической общности, исторически сформировавшейся в Камчатской области». Прокуратура усмотрела в этом превышение полномочий, поскольку в Конституции недвусмысленно указано, что в сфере национальных правоотношений субъекты федерации полномочны регулировать права коренных малочисленных народов, но не устанавливать их статус.
Может быть, мы и хотели бы, чтобы население Камчатской области пользовалось какими-то льготами и преимуществами только потому, что родилось и проживает на этой территории, но нас намного больше 50 тысяч.
Дело передано в Верховный суд. После его решения наконец и станет известно, кто же такие камчадалы. (iks.ru.21.01.1999)
Как и почему «растет»
численность камчадалов
Мильковский район считается одним из рыбных на полуострове. Рыбакам, среднему бизнесу, который работает на реках и прибрежке, на неводах, необходима стабильность, чтобы справедливо были распределены участки, а за участками закреплялись квоты в соответствующих долях.
Администрация района стремится к тому, чтобы наконец был урегулирован вопрос о малочисленных народах Севера, о коренных жителях. В свое время начала действовать программа, исходя из которой все коренные жители обязаны были предоставить подтверждение своей принадлежности к коренной народности. Вообще, необходимо определить численность камчадалов. Например, в Мильковском р-не по документам, дающим «права на рыбу», числится 2 250 камчадалов. Это они сами записали себя в малочисленные народы Севера. Любопытно, что когда проходила перепись населения, всего лишь 600 человек заявили о том, что они считают себя камчадалами. 600 и 2250 — сами понимаете, какая огромная разница между этими цифрами. Есть необходимость задуматься над тем, на какое количество пользователей нужно выделять лимиты.
Необходимо, чтобы представители малых народов объединялись не только для того, чтобы рыбу поделить. (Владимир Ямпольский//Камчатское время. 29.08.2003)
1 В чем, кстати, заключается принципиальная разница между современными ительменами, имеющими сильнейшую примесь русской крови и говорящими в основном по-русски, и современными камчадалами, происходящими якобы от ительмен и русских и говорящими по-русски, составителю этого материала толком выяснить не удалось.