Как называют жителей боснии и герцеговины
Названия жителей Боснии и Герцеговины
Официальные названия граждан Боснии и Герцеговины:
Склонение по падежам
Склонение названия страны и названий жителей по падежам.
Падеж | Вопрос | Страна | Вопрос | Мужчина | Женщина | Жители |
---|---|---|---|---|---|---|
Именительный | что? | Босния и Герцеговина | кто? | босниец | боснийка | боснийцы |
Родительный | чего? | Боснии и Герцеговины | кого? | боснийца | боснийки | боснийцев |
Дательный | чему? | Боснии и Герцеговине | кому? | боснийцу | боснийке | боснийцам |
Винительный | что? | Боснию и Герцеговину | кого? | боснийца | боснийку | боснийцев |
Творительный | чем? | Боснией и Герцеговиной | кем? | боснийцем | боснийкой | боснийцами |
Предложный | о чём? | о Боснии и Герцеговине | о ком? | боснийце | боснийке | боснийцах |
Города Боснии и Герцеговины
Список известных городов и населённых пунктов Боснии и Герцеговины в алфавитном порядке с указанием названий граждан. Если у города отсутствует название жителей женского рода, используют оборот вида «жительница города. ».
Сарайка, брчак и яйчанин
Боснийский, хорватский и сербский языки, на которых разговаривают в Боснии и Герцеговине, имеют много общего с русским, поэтому нередко местные названия жителей местных городов у нас не вызывает удивления, и мы бы так их назвали. Так, жители Травника – это травничане, а по отдельности травничанин и травничанка, жители и жительницы Зеницы – зеничане и зеничанки.
Зеничане и зеничанки весьма музыкальны
В том случае, когда мы образуем слово с суффиксом «ец», здесь используют «ац» и «яц»: житель Мостара – мостарац, Требине – требиняц, Бугойно – бугоянац. Жительницы: мостарка, требинька и бугоянка. В Какани, соответственно, живут каканяц и каканька.
А вот вариантов на «ич» по аналогии с нашим «москвич», «омич» вы не встретите, потому что тут на «ич» большинство фамилий, была бы путаница. Зато есть варианты с «ак/як». В Ливно живут ливняк и ливнянка, в Купресе – купрешак и купрешанка, в Фоче – фочак и фочанка, в Тузле – тузлак и тузланка. Житель Посушье – посушак, а жительница этого города, и вовсе, посушка.
В Боснии и Герцеговине есть оригинальное административное образование – независимый округ Брчко. Жители его называются: брчак и брчанка, а все вместе брчане. Логикой вывести эту форму невозможно, только наизусть выучить.
Жители города Бихач, знаменитого водопадами на Уне и восхитительными замками – вовсе не бихачцы, а, почему-то, бишчане: бишчанин и бишчанка.
Странным образом пропадают буквы и при словообразовании от города Столац. Для носителей русского языка логично склонять: «побывать в Столаце», «прогуляться по Столацу», а боснийцы гуляют «по Стоцу». Население этого города тоже экономит на буквах: они сточане и сточанки.
Сточане из Столаца поют гангу
Жители Вишеграда – не вишеградцы, как можно было бы подумать, а вышеграджане.
Жители Яйце, название которого вызывает ухмылки у носителей славянских языков, – яйчане и яйчанки. Интересно, что в России в Кемеровской области есть посёлок Яя, и там тоже живут яйчане и яйчанки. К слову сказать, населения в этом посёлке чуточку больше, чем в городе Яйце, который по меркам Боснии и Герцеговины довольно крупный.
В стране немало двойных топонимов, как в этом случае называют жителей таких населённых пунктов? Часто просто склеивают два слова в одно, например, жители и жительницы Баня Луки – банялучане и банялучанки, Гуча Горы – гучагоранцы и гучагоранки. Но в Хан Пиеске живут пиесчане, а в городе Сански Мост – саняне.
Гучагорцы и гучагорки танцуют после праздничной мессы
А самая интересная ситуация в столице. Все жители Сараево называются сарайлии. Если житель – мужчина, то он «сарайлия», а вот женщина – «сарайка». Раньше и главный универмаг города назывался «Сарайка» несмотря на изрядные размеры, потом его снесли и построили современный торговый центр, а старое название оставили за рестораном на втором этаже центра.
Сарайлии, жители Сараева
По тому же принципу жителя Добоя называют добойлия, а Маглая маглайлия. Откуда это «лия»? А из турецкого, как и многие другие заимствования в балканских языках. Добавка «ли» в турецком используется при ответе на вопрос: «Откуда ты родом?» Из Сараево – «Сарайли», из Ниша – «Нишли», из Добоя – «Добойли». Местные жители это дело славянизировали, превратив в существительное мужского рода.
А в завершение поупражняйтесь самостоятельно: как называют жителей городов Кониц, Дрвар, Неум, Мрконич Град и на 80-й уровень: село Горний Малый Оградженик.
Боснийцы
Всего: 2,5 млн человек
Босния и Герцеговина 2 218 638
Сербия 136 087 [1]
Черногория 53 605 [2]
Турция 30 000
США 30 000
Хорватия 14 000
Россия примерно 300 человек
В переписях населения Югославии в 1960-е и 1970-е годы вместо термина «боснийцы» употребляется термин «славяне-мусульмане».
Численность в Боснии и Герцеговине — 2,2 млн человек (2005). Живут также в Сербии (136 тыс. человек), Черногории (53 тыс. человек), Хорватии (14 тыс. человек), Турции (30 тыс. человек), США (30 тыс. человек). Общая численность 2,5 млн человек. Язык — боснийский. Большинство боснийских мусульман — сунниты.
Содержание
Принятие ислама
Вплоть до X в. население большей части Боснии было язычниками, хотя в Герцеговине принятие христианства произошло довольно рано. К 12—14 веках на территории Боснии и Герцеговины существовали две христианские религии: православная и католическая. Преимущественно католическими были север и центр Боснии, а южное княжество Хум (Герцеговина), в 1168—1326 гг. входившее в состав Сербии, находилось в юрисдикции Сербской Православной Церкви и с 1219 г. было подчинено непосредственно сербскому архиепископу.
В XV веке Босния была оккупирована Османской империей: тысячи боснийцев обоего пола были проданы в рабство или забраны в янычары. Турки объявили, что переходившие в ислам получали освобождение от налогов и другие привилегии: славянская знать, принявшая ислам, приравнивалась к турецкой знати. Однако большинство боснийских сербов и хорватов остались христианами.
В период османского владычества на Балканах наибольшее распространение ислам получил именно в Боснии и Герцеговине. Здесь сталкивались различные религиозные течения — православие и католицизм, богомильство, сложившаяся здесь своеобразная боснийская церковь, что создавало атмосферу религиозной терпимости и облегчало распространение ислама.
Со временем большие группы славян, прежде всего богомилы, которых раньше преследовала греческая православная церковь, а католики считали их еретиками, обратились в ислам относительно мирным путём. В ислам перешла некоторая часть аристократической элиты южных славян, стремившаяся сохранить свои привилегии. На рубеже 1520—30 гг., по данным турецкого историка Омера Лутфи Баркана, в Боснийском Санджаке население уже на 38,7 % составляли мусульмане. В Герцеговине, завоёванной турками только в 1482 году, исламизация шла менее активно.
В настоящее время приверженность к той, или иной конфессии определяется в основном национальностью: сербы — исповедуют православие (31 %), хорваты — католицизм (15 %). Славяне, исповедующие ислам, называют себя бошняками (боснийцами) либо муслиманами (40 %).
Боснийцы, хорваты и сербы говорят на Штокавский диалект из плюрицентрический язык известный в лингвистике как Сербо-хорватский. Вопрос о литературном языке решается таким образом, что три составляющие этнические группы имеют свои образовательные и культурные учреждения в стандартные сорта которые считаются официальными языками на субгосударственных уровнях: Боснийский, хорватский и сербский.
А Y-хромосома гаплогруппы исследование, опубликованное в 2005 году, показало, что «три основные группы Боснии и Герцеговины, несмотря на некоторые количественные различия, имеют большую долю одного и того же древнего генофонда, характерного для Балканского региона». Однако исследование показало, что сербы и боснийцы генетически ближе друг к другу, чем любой из них к хорватам. [1]
Содержание
Решение Конституционного суда Боснии и Герцеговины
12 февраля 1998 г. Алия Изетбеговичв то время председатель Президиума Боснии и Герцеговины возбудил дело в Конституционный суд для оценки соответствия Конституции Республики Сербской и Конституции Федерации Боснии и Герцеговины Конституция Боснии и Герцеговины. Запрос был дополнен 30 марта 1998 г., когда заявитель указал, какие положения Конституций Образований он считает неконституционными.
Четыре частичных решения были приняты в 2000 году, в результате чего многие статьи конституций образований были признаны неконституционными, что оказало большое влияние на политику Боснии и Герцеговины, поскольку существовала необходимость скорректировать текущее положение в стране. страна с решением суда. Незначительное большинство (5-4) проголосовало в пользу заявителя. В своем решении, среди прочего, Суд указал:
Историческое прошлое
Немного [ ВОЗ? ] утверждают, что боснийская идентичность (в нерелигиозном смысле) восходит к столетиям, сербская и хорватская для христианских боснийцев столетие, а боснийцы (боснийские мусульмане) даже совсем недавно. [3]
Во времена Османской империи термин Бошнак использовался для описания боснийцев ( Босния Эялет) в этническом или «племенном» смысле. После Австро-венгерская оккупация Боснии и Герцеговины в 1878 году австрийская администрация официально утвердила «боснийство» как основу многоконфессиональной боснийской нации. Политика была направлена на изоляцию Боснии и Герцеговины от ее ирредентистских соседей (православная Сербия, католическая Хорватия и мусульмане Османской империи) и отрицание концепции хорватской и сербской государственности, которая уже начала укореняться среди католиков и Православные общины соответственно. [4]
в Королевство Югославия, сербы, хорваты и словенцы были составными («старыми») народами. [5] Во время правления короля Александр I, современный сингл Югославская идентичность безуспешно пропагандировался, чтобы стереть партикуляристские идентичности. [6] С образованием Социалистическая Югославиябыло шесть республик и пять составляющих наций, включая македонцев и черногорцев (чьи идентичности ранее не признавались); боснийские мусульмане были признаны только в конце 1960-х годов. [7]
Межэтнические отношения
Исследование гаплогрупп Y-хромосомы, опубликованное в 2005 году, показало, что «три основные группы Боснии и Герцеговины, несмотря на некоторые количественные различия, имеют большую долю одного и того же древнего генофонда, характерного для Балканского региона». Однако исследование показало, что сербы и боснийцы генетически ближе друг к другу, чем любой из них к хорватам.
СОДЕРЖАНИЕ
Решение Конституционного суда Боснии и Герцеговины
Четыре частичных решения были приняты в 2000 году, в результате чего многие статьи конституций образований были признаны неконституционными, что оказало большое влияние на политику Боснии и Герцеговины, поскольку существовала необходимость скорректировать текущее положение в стране. страна по решению суда. Незначительное большинство голосов (5-4) проголосовало в пользу заявителя. В своем решении, среди прочего, Суд указал:
Историческое прошлое
Во времена Османской империи термин Бошнак использовался для описания боснийцев ( боснийских эялет ) в этническом или «племенном» смысле. После австро-венгерской оккупации Боснии и Герцеговины в 1878 году австрийская администрация официально утвердила «боснийство» как основу многоконфессиональной боснийской нации. Политика была направлена на изоляцию Боснии и Герцеговины от ее ирредентистских соседей (православная Сербия, католическая Хорватия и мусульмане Османской империи) и отрицание концепции хорватской и сербской государственности, которая уже начала укрепляться среди католиков и католиков Боснии и Герцеговины. Православные общины соответственно.
В Королевстве Югославия сербы, хорваты и словенцы были составными («старыми») нациями. Во время правления короля Александра I современная единственная югославская идентичность безуспешно пропагандировалась, чтобы стереть партикуляристские идентичности. С образованием Социалистической Югославии было шесть республик и пять составляющих наций, добавив македонцев и черногорцев (чья идентичность ранее не признавалась); боснийские мусульмане были признаны только в конце 1960-х годов.