Как называют учителей в школе
Как называют учителей в школе
В социальных сетях учителя делятся прозвищами, которыми их «наградили» дети. Чаще всего школьники придумывают что-то созвучное с именем и отчеством. Многочисленные Татьяны Ивановны признались, что ученики называют их «ТаняВаня» или «Тайвань», Галины Федоровны трансформируются в «Галифэ», а Юрии Петровичи – в «Юпитер». Также среди детей принято называть любимых учителей ласковыми именами – Аннушка, Оленька, Машенька.
Среди распространенных прозвищ – Фюрер, Сталин в юбке, Классная мама, Босс, Сенсей, Глобус, Циркуль, Товарищ учитель.
Массу забавных и немного обидных прозвищ дети придумывают учителям из-за их внешнего вида. Особого внимания удостоились прически и любовь женщин-педагогов к пышным кудрям и химической завивке. Среди самых распространенных кличек – Ролтон, Пудель и даже Попка пуделя.
Учителя маленького роста чаще всего получают прозвища Малыш и Молекула. Тучных педагогов за глаза часто называют Винни-Пухами или Колобками, а излишне худых – Мензурками и по старинке Швабрами. Прозвище «Глобус» оказалось универсальным. Его можно получить и за излишне пышные формы, и за стрижку «под ноль».
Не теряет актуальности взаимосвязь прозвища с предметом, который ведет педагог. Учителей черчения и геометрии, например, чаще всего называют Циркулями.
Специалисты уверены, что абсолютному большинству педагогов не нужно обижаться на имена, которыми их «наградили» дети.
«Большинство прозвищ, процентов 80 точно – это доброе подшучивание детей. В нашей школе, например, одного из учителей дети называют Натусиком. Ученики обожают педагога, и для них милое неофициальное имя – просто способ сократить дистанцию, показать, что она своя. Обижаться на прозвища точно не стоит, это совершенно детская реакция, которая вызовет у ребятишек еще большее желание “довести до ручки”», – считает психолог красноярской школы № 150 Жанна Эккерт.
Впрочем, нередки случаи, когда прозвище должно заставить учителя задуматься о своем поведении, и если человек этого не сделает, директору нужно будет всерьез задуматься о дальнейшем пребывании педагога в школе.
«Когда учителю нравится, что его называют Фюрером, Гитлером, Диктатором – это ненормально. Давайте честно признаемся, что определенный процент педагогов через детей реализуют потребность во власти. Если человек в норме, самодостаточен, он сам задастся вопросом “Что я делаю неправильно, раз меня сравнивают с диктатором” и самостоятельно примет меры к самому себе. Если же учитель гордится сомнительным прозвищем – это значит, что у человека нет больше ничего, кроме потребности во власти. Это тот самый момент, когда директору нужно насторожиться и принять меры», – подвела итог Жанна Эккерт.
Такие разные учителя, или 17 типов учителей
Светлана Лаврентьева
Американские школьники, вспомнив своих школьных учителей, составили список из 17 типов педагогов. Конечно, не каждого учителя можно классифицировать и отнести к какому-то типу. Но действительно в школах встречаются и те, о которых рассказано ниже.
Деспот
Ему все равно, о чем думает ученик. Есть только одна точка зрения, которая правильна, и это точка зрения Деспота. Его поведение может варьироваться от пассивного к агрессивному, и учащимся просто нужно пройти через тот школьный период, во время которого они вынуждены приходить на уроки к Деспоту.
Этот тип преподавателя может решать проблемы учащихся, защищать их от других учителей, вдохновлять детей быть более творческими, прилежными, заинтересованными и помогать им выбирать жизненный путь. Этот учитель может даже стать другом своих учеников после того, как они покинут свою школу.
Красавица
Обычно такому учителю ученицы немного завидуют, а ученики не могут отвести от нее взгляд. Такой учитель, вернее, учительница чрезвычайно привлекательна. К сожалению, ученики пропускают мимо ушей большинство из того, что говорит Красавица во время урока, и после звонка не могут почти ничего не вспомнить.
Апатичный учитель
Больной, уставший от работы, раздражающийся на учеников, Апатичный учитель, вероятно, был довольно дружелюбным и восторженным в те времена, когда трава казалась более зеленой. Сейчас все не так просто. По какой-то причине этот учитель не меняет работу, но продолжает ненавидеть школу, обречен на то, чтобы каждый день просыпаться и направляться на работу, которая обрыдла.
Активист
Этот учитель уверен, что все будет хорошо, если ученики будут придерживаться плана улучшения качества образования, им разработанного, проявляя при этом высокую мотивацию и заинтересованность в процессе и результате. Очень болезненно воспринимает, когда его планы не реализуются. Обычно энергии такого учителя хватает не только на ведение уроков, но и на деятельность после уроков: такие учителя ставят с детьми спектакли, ходят в походы, основывают клубы и другие сообщества для совместной деятельности.
Сумасшедший учитель
Никто точно не знает, чего ожидать от Сумасшедшего учителя. Его настроение и отношение к работе, ученикам, коллегам меняются так быстро, что невозможно отслеживать все это. У него много абсурдных теорий и идей, которые трудно интерпретировать. Он верит в теории заговоров, инопланетян, колдовство, хиромантию и любит на уроке рассказывать о том, что вчера показали в очередной телепрограмме про вторжение марсиан на Землю.
Кошачья мама
Просто хороший учитель
Он любит свое дело, свою профессию, свой предмет уважает своих учеников и коллег. Искренне заинтересован в успехах учащихся. Умеет заинтересовать, научить. Он строг, но справедлив. Человечен, но выдерживает дистанцию с детьми. Некоторые ученики могут его не любить, но, окончив школу, позврослев, понимают, насколько им повезло с таким учителем, и как много он в них вложил.
Дружище
Этот учитель недавно окончил университет и на самом деле выглядит как студент. Он носит те же модные джинсы и смотрит «Игру Престолов» так же, как и его ученики. Он знает, какие трудности испытывают учащиеся, и сочувствует им, так как до недавнего времени он был с ними в одной лодке. Он определенно чувак, а не наставник.
Сержант
Школьники не новобранцы, но Сержант об этом не догадывается. Его ученики должны следовать приказам и работать. Тактика этого учителя включает злоупотребление окриками. Очень дисциплинированные (и, возможно, немного морально раненые) школьники готовы вывернуться наизнанку, лишь бы не становиться адресатами крика Сержанта. Остальные ученики тоже при Сержанте веду себя потише, хотя иногда и взрываются.
Суперкоуч
Суперкоуч заставит учеников преодолеть ряд трудностей и проблем, но всегда покажет и научит, как это сделать, и мотивирует школьников так эффективно, что дети с удовольствием будут преодолевать любые трудности. Как правило, Суперкоуч предъявляет высокие требования ко всем ученикам, но иногда выделяет только одного, который затем должен нести бремя больших ожиданий Суперкоуча.
Застенчивый учитель
Контрол фрик
Учитель хиппи
Хотя хорошая дисциплина не является их сильной стороной, Хиппи-учителя могут стать отличным источником вдохновения и восхищения для молодых поколений. Их мировоззрение несложно (мир, любовь, счастье), но поражает в нашем мире многих. Ученики такого учителя всегда получат максимум свободы для самовыражения.
Очень обеспокоенный учитель
Неудачник
Возможно, эти учителя мечтали быть где-то еще, кроме школы. Возможно, они хотели стать рок-звездами или космонавтами. Но звезды просто не встали правильно, и они оказались школьными учителями, и теперь они обязаны отрабатывать свои часы, считая свою работу каторгой. Они ужасные учителя, и никто в этом не виноват, кроме них… и звезд.
Знаменитость
Чем отличается педагог от учителя и преподавателя
Сначала обратимся к терминам:
Таким образом, понятие «педагог» более широкое: оно, кроме непосредственно преподавательского аспекта, включает в себя воспитательный и наставнический момент. Наука педагогика представляет собой целенаправленную и системную деятельность, которая направлена на формирование человека, она разрабатывает методы и содержание обучения и воспитания. Педагоги передают человеку не только знания, но и личный социальный и жизненный опыт. Среди знаменитых педагогов можно вспомнить Яна Амоса Коменского, Генриха Песталоцции, Марию Монтессори, Василия Сухомлинского, Константина Ушинского.
Поскольку педагогика – это наиболее широкое понятие, связанное со сферой формирования человеческой личности, то педагогом может быть:
Учитель же – это специалист, окончивший педагогический вуз и преподающий определенный предмет. Работа в школе является более конкретной сферой приложения педагогической мысли. Учитель обязан преподавать свой предмет по утвержденной Министерством образования программе, использовать различные методики и приемы для подачи необходимой информации, помогать формированию личности и социализации своих учеников. Результатом его работы должен стать такой уровень знаний и навыков учащихся, который соответствовал бы утвержденным государством образовательным стандартам.
Кстати, между словами «учители» и «учителя» разница тоже есть. Если речь идет об авторитетном человеке, духовном наставнике, который часто никак не связан с педагогикой, но имеет последователей, если его идеи оказывали или оказывают большое влияние на людей, то во множественном числе таких людей называют «учители». В этом контексте можно вспомнить Виссариона Белинского, Льва Толстого, Конфуция, Махатму Ганди и многих других выдающихся людей прошлого и современности. А учителя – это работники сферы образования, обучать других – их функциональная обязанность.
Также имеется разница между учителем и преподавателем.
Учитель – это работник общеобразовательной школы, который закончил педагогический колледж или вуз. Его задача развивать – доносить нужные знания, применяя различные педагогические техники и методики. В школе ученик осваивает навыки поиска, осмысления и систематизации нужной информации, умение делать правильные выводы из полученных разрозненных данных, что пригодится ему в дальнейшем образовании.
Преподаватель работает в основном в средних специальных и высших учебных заведениях. Он сам является выпускником университета или академии, нередко имеет ученую степень.
У преподавателя нет необходимости заинтересовывать ученика в своем предмете и разъяснять его нужность, поскольку он работает с более взрослыми людьми, которые уже определились с выбором профессии. Воспитательная функция становится и вовсе второстепенной. Преподавателю достаточно квалифицированно доносить нужный материал до учеников и студентов, давать им задания для самостоятельной работы, во время которой они получают около 80% необходимой информации, и контролировать ее выполнение.
Чем еще различаются учитель и преподаватель, так это тем, что последний должен обязательно заниматься научной деятельностью и приобщать к ней студентов. Для учителей это требование не является обязательным. Научная деятельность преподавателей – это:
Следовательно, задача учителя – учить и воспитывать ребенка. Преподавателю нужно делиться своими знаниями по конкретному предмету, помогать осваивать информацию и привлекать студентов к научной деятельности. Однако представители обеих этих профессий относятся к очень уважаемой в нашем обществе когорте педагогов.
Учителя будущего: как меняются роли специалистов образования
С сентября 2021 года в школах России должны появиться учителя-методисты и учителя-наставники — эти изменения планируются в рамках новой системы аттестации преподавателей, разработанной министерством просвещения. Цель нововведений, по словам министра Сергея Кравцова, — повысить престиж профессии, создать условия для непрерывного профессионального развития педагогов и обеспечить высокое качество образовательных результатов.
Рост потребности в высококвалифицированных специалистах обострит конкуренцию как в сфере академического образования, так и в области EdTech-проектов, число которых за последние месяцы существенно выросло. Преимущество при трудоустройстве будут получать преподаватели, которые смогут быстрее адаптироваться к новым тенденциям.
Татьяна Строганова, заместитель заведующего кафедрой менеджмента инноваций НИУ ВШЭ, академический руководитель магистерской программы «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании»:
«Вызванный коронавирусом кризис стал тем самым драйвером, который побудил многих людей сменить работу, специальность, сферу деятельности. Соответственно, подскочил спрос на программы дополнительного профессионального обучения. Среди образовательных компаний началась жесткая борьба за клиентов, к которой присоединились традиционные вузы. Основным конкурентным преимуществом стало качество преподавательского состава: востребованы оказались те специалисты, которые могут подать материал максимально доступно, полно, интересно и чаще всего в сжатые сроки. Пандемия выдвинула новые требования к педагогу нового поколения — владеть цифровыми компетенциями, быть гибким, способным адаптировать урок к любым условиям и форматам, уметь держать внимание аудитории в любой ситуации».
Новые роли преподавателей
Новые запросы к системе образования, глубокое проникновение гаджетов и интернета в повседневную жизнь, растущая популярность концепции непрерывного обучения (lifelong learning), набирающий обороты формат blended learning — лишь некоторые из факторов, трансформирующих традиционную модель взаимодействия между педагогом и учеником. Расскажем о трех ключевых трендах, приводящих к появлению новых ролей преподавателей.
Цифровое образование отвечает потребностям современных учеников: как показал опрос McKinsey, представителям поколения Z — старшеклассникам и студентам начальных курсов вузов — комфортнее обучаться удаленно. Хотя классическое школьное образование невозможно сделать дистанционным на 100%, онлайн-формат, как утверждает ЮНЕСКО, помогает решить целый ряд проблем — как минимум, связанных с неравным доступом к образованию в некоторых регионах мира. Правда, и здесь есть свои нюансы.
Екатерина Латыпова, руководитель направления по работе с учителями платформы «Учи.ру»:
«Онлайн-формат одновременно и демократизирует образование для всех, у кого есть доступ в интернет, и увеличивает неравенство в доступе к качественным программам. Но гибкость в учете потребностей при дистанционном обучении, конечно, неоспорима. Такой формат становится поддержкой для детей с ограничениями по здоровью или для тех, кто не может посещать школу по другим причинам: например, из-за частых переездов родителей или творческой деятельности — это касается юных спортсменов или музыкантов».
Онлайн-обучение дает студенту больше контроля над процессом: значительная часть материала отдается на самостоятельное освоение, что позволяет выбирать удобные график и темп работы, а также последовательность тем и их выбор. В результате преподаватель из фигуры, диктующей, что именно делать в данный момент, превращается в координатора, чья задача — сопровождать процесс, отслеживая успехи студента и корректируя курс в соответствии с ними. Иначе говоря, ответственность за усвоение материала отдается ученику, педагог же помогает идти в нужном направлении, останавливаясь на проблемных моментах.
Самостоятельность в онлайн-обучении стала важным фактором и в сфере корпоративного образования, где тенденция перехода на удаленный формат наметилась уже давно. В ходе опроса LinkedIn 60% сотрудников из разных сфер отметили, что возможность личного выбора является для них существенным критерием привлекательности онлайн-курсов.
Смешанное обучение, или blending learning (сочетание онлайн и офлайн-форматов) — подход не новый. На Западе он практикуется уже достаточно давно, и даже сами учителя повышают свою квалификацию с помощью омниканальных методов — это подтвердили 62% опрошенных TeachUp.
В России blended learning уверенно отвоевывает свои позиции: уже в следующем учебном году планируется апробация формата в 14 регионах страны в рамках внедрения ЦОС — Цифровой образовательной среды.
Поскольку при смешанной модели ученики также самостоятельно отрабатывают материал, учителю нужно фокусироваться на более глубокой проработке темы, чтобы донести ее до всех студентов. На первый план здесь выходит индивидуальный подход, учитывающий особенности каждого обучающегося. Преподаватель выступает в роли компетентного наставника, чья главная задача — понять запросы и особенности ученика, чтобы предложить ему персональную траекторию освоения материала.
Александр Альперн, основатель и CEO Webinar Group:
«Онлайн-обучение дает не только новые образовательные форматы, но и меняет роль преподавателей. Возьмем, к примеру, условный университет, где работает лучший в стране профессор по математическому анализу: онлайн его лекции могут слушать студенты со всей России. В таком случае, очный преподаватель в другом вузе может стать наставником, который помогает студентам усваивать материал и применять его на практике. Кроме того, цифровые технологии позволяют снять с учителя надзорную функцию: так, мы сейчас работаем над технологией, которая идентифицирует студента по изображению с камеры, чтобы отследить факты подсказок или списывания».
На протяжении последних 20 лет в академическом сообществе ведутся споры о создании обучающих программ на компетентной основе. Приоритетом международных организаций становится сближение образования и актуальных запросов рынка. Например, Всемирный экономический форум разработал программу «Образование 4.0», цель которой — внедрение практико-ориентированного обучения еще на этапе средней школы. Это соответствует и запросам современных учеников: по данным опроса «Учи.ру» школьники хотят получать навыки, которые можно применить в реальной жизни. В России этот подход уже закрепился на уровне ФГОС в виде исследовательских и проектных технологий обучения.
Если для школы проектное обучение, нацеленное на рынок — скорее вопрос отдаленного будущего, то в университетской среде некоторые вузы уже сейчас становятся трендсеттерами нового подхода. Так, выпускники ряда учебных заведений могут представлять на рассмотрение аттестационной комиссии не дипломную работу, а собственный стартап. Одним из первых такую практику внедрили РЭУ им. Плеханова, МФТИ, ТПУ, ИТМО и РАНХиГС, а в будущем году эту инициативу опробуют еще 40 российских вузов. Студенту нужно фактически создать реальный бизнес-проект, который позволит ему не только сформировать портфолио и получить доход, но и принять участие в федеральной программе, нацеленной на развитие предпринимательства в стране.
Андрей Коршунов, руководитель магистратур «Финтех» и «DigitalPro», директор центра Корпоративных программ ИБДА РАНХиГС:
«Концепцию стартапа в качестве дипломной работы мы в РАНХиГС запустили еще в 2019 году. Чтобы получить допуск к защите, проекты должны соответствовать целому ряду требований. Сюда относится, в частности, наличие потенциального инвестора, планируемая выручка не менее 100 тыс. рублей в месяц, для специалистов или магистров — регистрация ИП или юрлица в категории МСП, а главное — инновационная составляющая. По сути, студенты открывают реальную компанию в реальных условиях — это стирает грань между вузом и «настоящей» жизнью. После окончания обучения выпускники готовы к выходу на рынок и борьбе за свое место на нем».
Разумеется, в практико-ориентированном обучении роль преподавателя меняется: он сам становится практиком. Эксперты приходят из «бизнеса» и дают студентам реальные кейсы.
Часто преподавание для такого человека — не основной род деятельности. Работа на производстве, в компаниях, «в поле» — вот чем занимаются преподаватели-практики.
Рабочие программы по дисциплинам, экзаменационные ведомости, отчеты зачастую — «темный лес» для таких преподавателей. Они пришли делиться своим опытом и не представляют, как заполнять различные бумаги.
Этот тип преподавателей необходимо по возможности освободить от методической работы, от заполнения документов.
Какие еще роли преподавателя существуют?
Эксперты «Юрайт.Академии» выделяют еще несколько ролей преподавателей. Для максимальной эффективности их работы стоит определенным образом организовывать их занятость и по-разному строить коммуникацию.
Это хороший оратор, и ему нравится работать со студентами. Он «зажигает» аудиторию, ему не сложно читать поточные лекции на 100 человек, вести семинарские занятия. Зачастую такой лектор — выдающийся популяризатор науки, медиазвезда. Он способен обеспечить профориентацию, усилить мотивацию, вдохновить и еще немного вести YouTube-блог с десятками тысяч просмотров. Но он далек от исследовательской рутины, что также следует учитывать.
Научные исследования и публикации — мечта для преподавателя-ученого. Этой группе интересны углубленная работа с аспирантами, тишина лабораторий, архивов и библиотек. Зачастую это — выдающиеся специалисты в своей области. Они охотно возьмут на себя научное руководство. Таким преподавателям интересно открывать новое, писать научные статьи и книги.
По стандартам преподавателю необходимо отработать определенное количество аудиторных часов. Часто под них специально разрабатывают узкие спецкурсы, чтобы отрабатывались эти часы. Но иногда стоит снизить аудиторную нагрузку на преподавателей-ученых и дать им возможность заниматься тем, что им нравится — наукой.
Мнения по методической работе расходятся: кто-то считает, что ее нужно убрать совсем, чтобы преподаватель мог сконцентрироваться на учебном процессе, другие считают, что методическая работа необходима для профессионального развития, а некоторым педагогам разработка новых программ и методик даже нравится.
Методист обеспечивает учебными материалами и контентом тех, кто работает в другой функциональной роли. Ему нравится писать программы, учебники, подбирать литературу. Создание курсов, в том числе в онлайне, не вызывает у него сложности и паники. Методисту нравится готовить фонд оценочных средств, и он может помочь с проведением экзамена.
Такой преподаватель может брать на себя методическую работу преподавателя-практика, помогать в составлении курсов преподавателю-лектору и забирать часть работы у преподавателя-исследователя.
Общение со всеми инстанциями, министерствами, получение грантов, — за все это несет ответственность администратор. Он занимается урегулированием конфликтов и обеспечивает соответствие регулярной работы с Федеральными государственными образовательными стандартами.
У преподавателей должна быть возможность выбора траектории своего преподавательского развития. Администрации необходимо выстраивать систему уравновешивания ролей. Если для каждой роли будет продумана система бонусов и мотивации, огромное количество фейковых публикаций и практики бесполезной аудиторной работы сойдут на нет.
У разных функциональных групп также должны быть равные условия, иначе все будут уходить в исследования, потому что там больше надбавок и дают гранты.
Преподаватели разные, им нужны разные стандарты, наименования и функционал, чтобы они могли успешно развиваться и эффективно работать. Такое разделение будет полезно и для студентов, которые будут понимать, к кому можно обратиться, чтобы решить вопрос с документами, а к кому — с просьбой быть научным руководителем.
Требования к учителю будущего
Новые роли подразумевают и изменение пула навыков. Учителя и преподаватели будущего должны овладеть новыми компетенциями:
По данным совместного исследования «Учи.ру» и Vinci Agency, в пост-коронавирусном мире будет расти спрос на педагогов с хорошим знанием принципов онлайн-обучения, а также адаптацией к цифровому миру. Сейчас индекс отношения учителей к технологическим инновациям составляет 76 пунктов из 100, по оценкам Национального центра финансовых исследований (НАФИ). В рамках этого индикатора измерялись знание современных технологических тенденций, навыки работы с современными гаджетами и приложениями и др.
Практико-ориентированное, гибкое и смешанное обучение требуют постоянного обновления и контента, и методик, и технологий. Учителям и преподавателям придется больше самостоятельно анализировать информацию, выбирая самые релевантные данные, чем опираться на готовые методические пособия и учебники.
ООН включила реализацию принципа lifelong learning в число приоритетных задач наравне с другими глобальными вызовами современности (такими, как преодоление голода или загрязнения окружающей среды). Многие навыки в современном мире стремительно устаревают, и это в полной мере касается и самих специалистов сферы образования. Поэтому умение непрерывно (и зачастую самостоятельно) учиться станет одним из основных требований к преподавателям.
Под этим понятием подразумевают эмпатию, мотивацию, социальные навыки. Эмоциональный интеллект позволяет наладить контакт с людьми вне зависимости от контекста. Это особенно важно для учителя будущего, так как его роль все больше включает гибкую коммуникацию с учениками, организацию эффективной работы в группе или индивидуальный подход к каждому студенту. Сегодня появляются первые инициативы по развитию soft skills у педагогов. Так, проект благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» помогает педагогам получить необходимые компетенции для развития личностного потенциала детей дошкольного и школьного возраста.
Современные образовательные подходы, например, смешанное обучение по моделям «Ротация станций» или «Перевернутый класс», а также гибкое обучение, обучение по запросу в высшем и корпоративном образовании, требуют развитых организационных навыков. Проектное мышление важно, поскольку все больший упор делается на междисциплинарные знания и исследовательский подход. Собственно, сама по себе преподавательская деятельность становится проектной: она нацелена на реальный результат в виде усвоения знаний, которые ученик может применить на практике, вместо абстрактных отработанных часов или выполненных планов.
Еще около 100 лет назад известный британский шахматист Уильям Артур Уорд сказал: «Средний учитель рассказывает. Хороший учитель объясняет. Очень хороший учитель демонстрирует. Великий учитель вдохновляет». В контексте современного образования, среднему учителю уже почти не осталось места.
В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!