Как называют сентябрь по народному календарю
Рюенъ (сентябрь)
Как называли сентябрь в старину?
Народные названия сентября, связанные с явлениями живой природой и трудом людей
Почему сентябрь называют ревун?
Что означают другие названия сентября: рюень, вересень, хмурень, новогодний месяц?
Как называли сентябрь в Древней Руси и как его именовали древние славяне?
Пословицы и поговорки про сентябрь
Рюенъ ( также рюинъ, руянъ ) – первый месяц года по древнерусскому календарю, являющийся одновременно и первым осенним месяцем. Его название образовалось в результате фонетического изменения слова руденъ/рѹденъ, восходящего к корню «рѹд» (красный, рыжий) и означающего «осень; златоцвет» (сравн. с латв. rudens). Есть, однако, и другое объяснение: предполагают, что существительное рѹденъ, возникшее всё от того же корня «рѹд» (в знач. «род, начало»), могло означать «рождение нового года».
Как бы то ни было, но название рюенъ не стоит смешивать с другими созвучными обозначениями сентября. Так в частности, грозное на первый взгляд прозвище рёв месяц получил из-за рёва лосей и оленей, устраивавших в лесу брачные схватки. Ревуном же сентябрь прозвали за ревущие осенние ветра. Недаром говорится: «в сентябре и лист на дереве не держится», «в сентябре хватайся крепче за кафтан». Приносимые ветрами холод и проливные дожди послужили основанием для таких названий как северняк и дождезвон.
Ещё одно распространённое наименование первого осеннего месяца – вересень. Образовано оно от общеславянского названия медоносного растения, которое по-русски звучит верес или вереск. Мёд, добытый пчёлами из этого растения, ценился особенно высоко, а цветёт вереск в конце лета, особенно в сентябре. От названия этого же растения происходят старинные литовское и латышское наименования сентября. Кстати, именно древние пчеловоды дали июлю название липец / липень, известное славянам ещё шире, чем вресень / вересень.
Славянские названия месяцев: мудрость народного календаря
Душевные подарки к славянским праздникам!
Собрали мы в лавке северные товары, которым сердце радуется! Такие не зазорно родным на Коляду или другой праздник подарить. А можно и себя северными гостинцами побаловать – от даров наших согревается душа.
Зародилось на небе Молодое Солнце, Коляда, начался новый круг солнечного колеса. Нынче начало года с 1 января считают, в старину же иначе было. Новолетие справляли весной али осенью, а с праздника Коляды начинался новый год для земледельцев. О том, каким видели год наши Предки, рассказывают славянские названия месяцев да поговорки, что хранит земля северная. О том в новой статье поведаем.
Название месяцев по народному календарю отражает, чем в это время природа богата. В январе растет день, растет и холод, а весной и оглобля травой за ночь зарастает. Славяне то издревле примечали, да давали народные названия месяцев, подсказывающие, чего от матушки-природы ждать следует.
Сколько календарей было у славян?
Издревле пользовались славяне природным календарем, Месяцесловом. Его вышивали каргопольские мастерицы на старинных сарафанах да передниках. Славянские названия месяцев в разных местностях ведали свои. На юге «червень», месяц созревания ягод, уж в июне наступал, на севере – в июле. Народные названия месяцев отражали дары природы, характерные для определенного сезона, оттого и разнились для юга и севера. А всё одно были частью единого природного календаря!
После пришла к нам христианская вера, да иноземные названия месяцев в календаре. Так появились на Руси три календаря сразу: календарь «мирской», который знаем нынче, церковный с христианскими праздниками, да земледельческий, с традиционными народными славянскими названиями месяцев.
Народные названия месяцев у славян
Славянские названия месяцев, будто образы младых парней, зрелых мужей да стариков проходят перед нами в хороводе. Кто ласков, добр, да, подобно юному парню, малыми богатствами владеет, а кто суров, да большую мудрость хранит.
Открывает год январь, Просинец месяц. Молодого Коляду в это время чествуем. Солнышко прибывать начинает, словно «просияло» небо, отсюда название месяца. А уж в конце Просинца станет небо светлым, бирюзово-синим. Знамо, скоро февраль, Сечень, в гости ждать. Название месяца по народному календарю подсказывает, что в феврале зима с весной впервой встречаются, Велесова Стреча зиму надвое рассекает, скоро весну пора ждать. Напоследок повоюет ещё зима, оттого зовут февраль ещё Снежень, из-за частых метелей.
Ну, а в народе начиналось время смотрин:
Чтоль по первой порошѣ,
Чтоль по первой порошѣ,
Шелъ парень хорошiй.
По другой порошѣ,
Бѣлой кудреватой.
Не путемъ шелъ, не дорогой –
Чужею межою.
Не чужею шелъ межою –
Къ сударушкѣ въ гости.
Окончится зима, придет весна! Всем красна, да голодна. Славянские названия месяцев весенних: Зимобор, Протальник (март); Березень, Снегогон (апрель); Травник, Цветень (май). Зимобор, март месяц – первые Заклички Весны, предчувствие скорого тепла. В конце марта, в день весеннего равноденствия, Бога Ярило встречаем.
Другое дело июнь – Разноцвет, Хлеборост. Цветы да травы всюду растут, радость в жизнь приносят. Хлеб в рост идет, потому в июне день с год, надобно в полях многое успеть. Находится время в июне и для праздника макушки лета – встречи Бога Купало.
Следом июль: и косит, и жнет, спать не дает. Название июля месяца по народному календарю – Страдник, Червень. Червень – от того, что поспевают в лесах, в садах ягоды червонные, черно-красные. Июнь месяц богатый, а август ещё богаче будет! Жнивень, Серпень, славянские названия месяца августа. Начинается жатва, праздник спожинки, пекут первый хлеб нового урожая, благодарят Богов за плодородие Земли, да одним глазком в будущее заглядывают. Что ждет осенью?
Какъ ходили мы съ тобой, бѣлая лебедушка,
По изюмныя по красныя по ягодки,
Мы ходили-красовалися,
Мы гуляли-ликовалися!
Откроет осень сентябрь, Хмурень месяц. Название месяца по народному календарю отражает поговорка: в сентябре днем погоже, а по утрам негоже. Сказывают ещё, холоден сентябрь, да сыт. В сентябре убирают остатки урожая, встречают в день осеннего солнечного излома Бога Авсеня. Наступает время свадеб.
Соловьи жупятъ по-лѣтнему,
Птички жупятъ по-межонному.
Просидѣла красна дѣвушка
Со головки дорогу волю
Со косы да алы ленточки —
По прозванью косоплеточьки.
Хоть сидитъ не отсидитися.
Сменится щедрый сентябрь октябрем, месяцем, когда мужик живет с оглядкою. Листопад, октябрь, щедрых плодов не дарит. Кто не успел подготовиться к зиме, тому худо нынче будет. Сказывают ещё, в октябре ни на колесах, ни на полозьях дороги нет – ещё одно славянское название месяца Грязень. Ноябрь, Грудень за ночь зиму ставит, приносит первую зимнюю, «грудную» дорогу, состоящую из замерзшей земли и снега. Открывается санный путь, женщины устраивают льняные смотрины, мужчины готовят зерно к зимним торгам.
Завершает год декабрь, Студень. В начале декабря приходит на землю Мороз, Дух Зимы. Покрывает льдом реки, зимнюю дорогу мостит, крыши гвоздит, приколачивает, закрывает дома ледяной коркой на зиму, защищает людей от лютой стужи.
Декабрь Солнцеворотом славен! Как повернется солнышко, встретим молодого Коляду, начнется новый круг, новая встреча с двенадцатью славянскими месяцами!
Где нынче найти календарь с народными названиями месяцев?
В издательстве «Северная сказка» стараемся мы возрождать древние традиции, чтобы все могли пользоваться традиционным, природным календарем. К празднику Коляды сделали мы такой календарь на 2022 год со славянскими названиями месяцев и датами традиционных праздников! Календарь можно безоплатно скачать здесь
С теми, кто хочет в начале нового Кологода в будущее заглянуть, предсказанием славянских Рез делимся. Боги дали нам ответ, чего ждать в грядущем году. Узнать предсказание можно здесь.
Редактор «Северной Сказки»,
Редактор группы «Магия Севера» и Youtube-канала
На связи!
6 января Славянские вечерние посиделки, супрядки. Чем занимались в Велесовы дни?
Славянский гороскоп по дню рождения на неделю для родившихся между 20 марта и 19 июня
Старинные русские названия месяцев
Какие названия месяцев были в Древней Руси и у славян?
Исконно русские названия месяцев года в календарном порядке
Происхождение старинных названий весенних, осенних, летних и зимних месяцев
Народные названия месяцев, связанные с явлениями живой природой и трудом людей
Календарный год у наших далёких предков начинался отнюдь не в январе, и даже не в марте (как это имело место в определённую эпоху), а в сентябре. Именно сентябрь по космогоническим представлениям древних русов являлся первым месяцем вселенского года. Примечательно также, что пределы месяцев в Древней Руси не совпадали с границами римских. При этом начало и конец месяцев древнерусского календаря были подвижными. Вследствие этого требовались постоянные коррективы, чтобы восстановить соответствие названий месяцев тем действительным явлениям, которые они обозначали.
Для этого в древнерусском календаре были некоторые относительно устойчивые опоры, обозначавшие некие наиболее важные вехи в постоянно изменяющихся соотношениях между лунными месяцами и солнечным циклом. Такими «опорами» видимо были «просинец» (указывающий на постоянный, регулярно повторяющийся процесс прибавления продолжительности дня после зимнего солнцеворота) и «серпень/жнивень» (указывающий на главное событие в жизни земледельца – жатву). Особое значение имело то, чтобы традиционное название этого месяца совпадало с действительной уборкой урожая. Следовательно, интеркаляция могла производиться в первую очередь или перед «просинцем», или перед «серпнем». Но вероятно, интеркаляция могла согласовываться и со сроками весеннего и осеннего равноденствий.
Необходимость нескольких возможных вариантов интеркаляции объясняется тем, что промежуток времени между солнцестоянием и следовавшим за ним первым новолунием, которым начинался «просинец», не был постоянным: он колебался в пределах полумесяца. Если новолуние следовало тотчас же после зимнего солнцестояния, то необходимость в дополнительном месяце могла появиться уже к началу жатвы (перед «серпнем»), в особенности если лето было прохладным и созревание хлебов задерживалось. Если же, наоборот, лето было знойным и жатва начиналась раньше обычного, то необходимость дополнительного месяца становилась актуальной лишь осенью или непосредственно перед следующим «просинцем». Таким образом, не отвлечённые астрономические расчёты, а сезонные колебания погоды диктовали славянам сроки дополнительного месяца: он вставлялся в разные годы в различные места, а именно там, где оказывалась особенно заметной разница между названием очередного месяца и фактическим сезонным явлением и где соответствие между тем и другим было особенно практически необходимым.
Просинець
Старинным дохристианским русским названием второго месяца зимы было просинец. Оно сохранилось, например, в древнейшей русской рукописной книге – «Остромировом евангелии», которая была переписана на Руси в 1056-1057 годах, а также в Четвероевангелии 1144 года: «Мсць генъварь, рекомыи просинец». Само название просинец связано с глаголом «сиять» и буквально означает «время прибавления солнечного света», указывая на постоянный, регулярно повторяющийся процесс прибавления продолжительности дня после зимнего солнцеворота.
С приходом на Русь христианства в малороссийском говоре возникла диалектная форма просимец, представляющая собой народноэтимологическое осмысление ставшего малопонятным по составу существительного просинец. Малороссы попросту связали русское название месяца с рождественскими и новогодними играми молодежи, которые сопровождались выпрашиванием разной снеди. Описание таких игр можно найти в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». В старых западноукраинских календарях известно также ныне неупотребительное наименование января прозимецъ, в котором заметно сближение со словом «зима».
Другие названия месяца:
Сѣченъ
Сѣчьнъ – древнерусское наименование заключительного месяца зимы, что морозом сечёт. В более позднее время это название уже произносится и пишется с мягким конечным согласным «н»: сѣчень. Правда, в таком виде оно относится уже к январю. В западном малороссийском говоре известно название февраля – другий сiчень (второй сечень) или сiчник. Раньше в Малороссии была известна также форма сiшненко (сiчненко), то есть «сечнёнок, сын сечня». Сравните: болгарское малък сечко (февраль) при голям сечко (январь). В рукописи начала XVII века приводится ещё одно название февраля сѣчець, которое непосредственно связано с глаголом «секу/сечь».
Другие названия месяца:
Сухый
Дохристианское наименование первого месяца весны известно в разных написаниях: сухыи, сухии, сухой. Связано оно с тем, что в это время деревья стояли ещё сухими после сильных зимних морозов, а пора движения соков наступала позже.
Другие названия месяца:
Березозолъ
Буквальный смысл названия второго месяца весны – березозол – это «зелень берёз». В первой части данного сложного существительного представлено слово «берёза», а во второй части – тот же корень, что и в словах «зелень», «зелёный», но с чередованием гласного е/о: «зол». С корнем берёза связано наименование весенних месяцев и в других некогда славянских областях. Это, прежде всего, малороссийское березень с многочисленными устаревшими и диалектными вариантами, которые, правда, во многих случаях обнаруживают связь с древнерусским березозолъ лучше, чем современная литературная форма березень. Так, малороссийскому говору известна форма березозiл, а также березiл и березол с выпадением одного из двух одинаковых слогов -зо- (явление, которое называется в лингвистике гаплологией). Характерно, что эти малороссийские наименования могли относиться как к марту, так и к апрелю. Сюда же относятся и чешское březen (март), болгарское брязок (апрель), а также литовское birželis (июнь).
Другие названия месяца:
Травенъ
Травенъ (также травник, травный) – третий пролетный месяц, когда активно начинают расти полевые травы. Данное название сохранилось в современном белорусском и украинском календарях, сходное есть у словенцев (veliki traven) и болгар (тръвен), а вот у сербов и хорватов оно перешло на апрель (травањ).
Почему пятый месяц называется «май»? Откуда пришло это название?
Что значил месяц май в Древней Руси? Как называли раньше май?
Народные названия месяца май, связанные с явлениями живой природой и трудом людей.
Происхождение старинных названий мая: травень, цветень (кветень), ярец, росеник, листопук, муравник, мур.
Другие названия месяца:
Изокъ
В старину июнь называли изокъ, что означает «кузнечик»: луга в первый летний месяц наполнены стрекотанием этих неприметных звонких музыкантов.
Почему шестой месяц называется «июнь»? Откуда пришло это название?
Что значил месяц июнь в Древней Руси? Как называли раньше июнь?
Народные названия месяца июнь, связанные с явлениями живой природой и трудом людей.
Происхождение старинных названий июня: кресень (кресник), хлеборост, разноцвет, земляничник, млечень, светозар, скопидом.
Другие названия месяца:
Червенъ
Червенъ (также румянец года, краснолетье) – второй месяц лета, чьё название буквально означает «красный». Данное слово закрепилось за июнем в болгарском, польском и чешском языках, а также в южном и западном диалектах русского языка.
Другие названия месяца:
Заревъ
Заревъ (также заревник, зарничник, зарник, зарничек) являлся по древнерусскому календарю последним месяцем года, а также заключительным летним месяцем, изобилующим зарницами (отсюда и его название). В старину существовало народное поверье, что зарницы «зарят хлеб» (освещают его по ночам), и от этого хлеб наливается быстрее. В Калужской области зарницы и по сей день называют «хлебозаром».
Другие названия месяца:
Рюенъ
Рюенъ – первый месяц года по древнерусскому календарю, являющийся одновременно и первым осенним месяцем. Его название возникло в результате фонетического изменения слова руденъ/рѹденъ, восходящего к корню «рѹд» (род; красный, рыжий) и означающего по одной версии «рождение нового года», а по другой – «осень» (сравн. с латв. rudens). Из других памятников известны также такие написания, как рюинъ и руянъ.
Другие названия месяца:
Листопадъ
Листопадъ – второй осенний месяц, характеризуемый обильным опаданием листьев. Существительное листопад представлено во многих славянских языках (правда, в качестве обозначение ноября): украинское листопад, белорусское лістапад, польское listopad, чешское listopad. Сербское название листопад относится к октябрю, подобно соответствующему древнерусскому наименованию. Такое же значение слово имеет и в западноукраинских народных говорах. Украинский диалект сохранил также сложное слово падолист с обратным порядком частей по сравнению с листопад. Известна украинской мове также форма с суффиксом «ень» – листопадень (по образцу других названий месяцев с этим суффиксом).
Другие названия месяца:
Груденъ
Груденъ – последний осенний месяц, чьё название можно найти в древнейшей летописной «Повести временных лет». Контекст, в котором оно употреблено, помогает понять происхождение этого старинного наименования: «поидоша с нимь въекорѣ на колѣхъ, а по грудну пути, бѣ бо тогда мѣсяць груденъ, рекше ноябрь» (поехали они. на телеге, но по комковатому пути, ибо тогда был месяц груден, или ноябрь). В.И. Даль отмечал у слова «груда» областное значение «мерзлые колеи по дороге, мёрзлая, кочковатая грязь поголу, кочки, колоть». Иными словами, ноябрь был назван груден или грудень (грудный) по характерным для этого времени смерзшимся комьям земли. В значении ноября слово груденъ употребляется до сих пор в болгарских и южно-русских диалектах, однако современная украинская мова знает его как наименование декабря. Такое же значение имеет термин grudzień в польском языке. Как название декабря это слово известно в белорусских говорах (грудзен), в сербском языке (грудан), словенском (gruden), словацком (hruden) и древнечешском (hruden). От того же корня образовано литовское название декабря (gruodis).
Другие названия месяца:
Студеный
Студеный (также студенъ, студный, стужайло) – первый месяц зимы, чьё название говорит о приходе зимних холодов. Краткая форма – студенъ, студень – редко употреблялась как наименование месяца в виду того, что в древнерусском языке было очень распространено существительное женского рода студень со значением «холод, стужа». Однако с исчезновением этого существительного слово студень начинает употребляться как наименование декабря. Впрочем, по свидетельству П.Я. Черных, в книге «Обиход церковный» XIII века встречается и краткая форма студенъ. Студень как название первого зимнего месяца было когда-то известно и украинскому диалекту. Белорусский язык словом студзень именует второй зимний месяц – январь, когда морозы особенно сильны. В сербско-хорватском языке прилагательное студени обозначает ноябрь.
Другие названия месяца:
Русский народный календарь. Сентябрь
Наступил девятый месяц 2018 года и первый месяц осени — сентябрь. В русском народном календаре есть множество обычаев, обрядов и примет, связанных с этим месяцем.
Сентябрь-хмурень. Имя и символика месяца
Русский народный календарь. Древнее и современное название месяцев.
Сентябрь наречен поэтами вечером года. Но есть у этого времени своя неповторимая особенность: ясность далей. Прозрачный воздух как бы раздвигает горизонт, приоткрывает далекий окрестный вид. Осень яснее лета.
В садах доцветают астры, гладиолусы, настурции. Поникают, вянут пышные георгины. При виде их невольно навертываются фетовские строчки: «Дохнул сентябрь, и георгины дыханьем ночи обожгло». Ночи еще теплые, но для цветов осенняя свежесть губительна.
Древнерусское название сентября — «руен» — связывалось с желтым цветом осени, «ревун» — с дождями и непогодой, «рюин» — с гоном, ревом оленей, «хмурень» — с угасанием солнечного света, хмурым небом и ранними сумерками.
Нынешнее название сентября происходит от латинского «септимус», что означает «седьмой». В древнеримском календаре он был седьмым по счету (первым считали март). И хотя астрономическая осень начинается с 23 сентября — дня осеннего равноденствия, все же активность всего живого и сейчас заметно ослабела. Наступает «пышное природы увяданье». День заметно пошел на убыль. Солнце как бы «съезжает с горы».
В Древней Руси первый день сентября по старому стилю был первой встречей осени и назывался в народе летопроводцем — проводами лета. С этого дня начиналось так называемое бабье лето. Оно продолжалось, по одним подсчетам, одну неделю, по другим — две. Дело в том, что наши предки трижды встречали осень. Первого сентября — первый праздник встречи осени или первые осенины, восьмого — вторые, а третьи осенины — 14 сентября, на Воздвиженье (сдвиженье), когда «хлеб с полей сдвинулся, а птица в отлет пошла».
Сентябрьский календарь
Жуковский Станислав Юлианович (1873—1944). Ясная осень. Бабье лето. 1899 г.
1 сентября. День Андрея Стратилата. Андрей Тепляк. Бабье лето. Начало осени. По современному календарю сентябрь открывается днем Стратилата Тепляка. Тепляк держится, ушедшему лету вслед кланяется.
2 сентября. День Самуила. Мужской праздник. Самойло-пророк сам Бога о мужике молит.
3 сентября. День Фаддея. На Фаддея было принято убирать лён. Улежи-ка, мой ленок, белый да мягкий, не бойся ни ветру, ни вихрю, ни частого дождичка, ни красного солнышка.
4 сентября. День Агафона Огуменника. В этот день леший из леса в поля выходит, бегает по деревням и селам и разбрасывает снопы по гумнам.
5 сентября. День Луппы Брусничника. Первые заморозки — «лупповские». На Луппа — овсы морозом лупит. Коли брусника поспела, так и овес «отбронел» (дошел). Заморозки первые, если в это время журавли на юг потянули — ранняя зима.
6 сентября. День Евтихия. Тихий и безветренный день на Евтихия предвещал хорошее льняное семя будет на корню.
7 сентября. День Тита Листопадника. День Варфоломея. Пришел Варфоломей, жито будут на золу сеять. Тит Листопадник последний гриб растит. Кто раньше на Тита встает, больше других грибов наберет, а кто поздно встает, тот только за крапивой пойдет.
8 сентября. День Натальи Овсяницы и Андриана. На Наталью Овсяницу овес косят. «Не вырастет овес — наглотаешься слез»,— приговаривал крестьянин. Тогда же отмечали осеннего Петро-Павла Рябинника. Срывали рябину и кистями вешали под крышу, чтоб прозябла, провяла, сахару понабралась. Часть рябины предусмотрительно оставляли на кусту — дроздам-рябинникам, снегирям-краснозобам и всякой другой птичьей сестре-братье.
9 сентября. День Пимена Великого и Пимена Палестинского. На Пимена крестьяне выходили кланяться рябине и собирали ягоды. В этот день рябину заваривали с чаем, варили из нее варенье, заготавливали на зиму.
10 сентября. День Анны и Саввы Скирдников. Скоро начнутся дожди, поэтому снопы в этот день начинали складывать в скирды.
11 сентября. День Ивана Постного. Иван постный — осени отец крестный. С постного Ивана — не выходит мужик без кафтана. После Ивана приступают дергать корнеплоды (кроме репы), копают картошку. Всяк корешок в своей поре.
12 сентября. День Александра Сытника. В его день было принято накрывать богатые столы, собирать гостей, устраивать пиры.
13 сентября. День Киприана или Куприяна. На Куприяна журавли собираются на болоте и держат совет: как лететь на юг, когда отправляться, какой путь выбрать.
14 сентября. День Семена Столпника или Летопроводца. Первая встреча осени. В допетровской Руси Новый год начинался 1 (14) сентября, в Семен-день. Оттого-то крестьянский численник приурочивал к этой дате завершение многих летних работ, последний посев ржи. Кто не убрал колосовые, считай, пропали: зерно выпало наземь. На Семен-день до обеда сей-паши, а после обеда на пахаря вальком маши. К этому времени часто устанавливаются погожие теплые деньки — бабье лето. По давним заметам, оно длится всего неделю — с 14 по 21 сентября. Припекает солнышко, лазурный свод неба чист и ясен, каж ется, ненароком лето вернулось. Если первый день бабьего лета ясен, то и осень будет теплая. Бабье лето ненастно — осень сухая. На Семеновы осенины много тенетника — осень долгая да ясная. Иногда Семен слыл гусепроводом, провожающим диких гусей в ж аркие страны. Но вообще-то этот срок для отлета гусей слишком ранний. Если гусь отлетит в такую пору, ожидали ранней зимы. Когда-то на Семен-день устраивали мушиные похороны. Завернутых мух зары вали в землю. Совершали такой обряд девушки, причем с песнями и в праздничных нарядах. А парни, конечно, подглядывали за ними, выбирая себе пару.
15 сентября. День Мамонта Овчарника — покровителя коз и овец. День Федота и Руфины. На Федота и Руфинн не выгоняй скотину. Скотину выгоняли — беду нагоняли.
Саврасов Алексей Кондратьевич (1830—1897). Осень. 1871 г.
16 сентября. День Домны. Торопились убрать лен до наступления сильных дождей и холода.
17 сентября. Неопалимая Купина. Праздник иконы Божьей Матери «Неопалимая Купина», которая считалась охранительницей от пожара и молнии.
18 сентября. День Захария и Елизаветы. Девушки гадали на суженого, пытаясь узнать свою судьбу.
19 сентября. День Михаила. День становится на пять часов короче. На Михаила работать нельзя — Бог накажет. Начинались первые морозы. Михаил заморозком прихватил. Действительно, прихватывают михайловские утренники!
20 сентября. День Луки. В этот день убирали лук: чернушку и севок — на семена, а репку или «лук второй земли» — для стола. Чудодеями лука когда-то слыли ярославские огородники, поднимавшие гряды подле Ростова Великого. Этими умельцами был выведен превосходный сорт лука «кубастый», слава которого и поныне не померкла. Уже в те давние годы были известны лечебные свойства лука. Лук да баня всем правят.
21 сентября. Рождество Богородицы. Осенины, вторая встреча осени. По утрам воздух свеж, ознобен. На травах — глубокая роса. Солнце встает как бы нехотя, понуро. К полудню еле доберется до высоты в 34 градуса, а ведь в летнее солнцестояние поднималось на 57 градусов. Оттого-то и дни на 5 часов укоротились и тепла поступает в два раза меньше. Бабье лето покрасовалось, побаловало теплом и отошло. Вскоре за ним перевалила и рубежная дата — осеннее равноденствие. Этот момент считается астрономическим началом осени. Припадают дождички. Сентябрьские осадки благотворны для садов и озимых. Полезны они и для ярового клина. Интересно, что в мартовское и сентябрьское равноденствия Солнце посылает на Землю одинаковое количество тепла. Но наш март значительно холоднее сентября.
22 сентября. День Акима и Анна. День Рожениц. Поздравляли молодых матерей, чествовали повивальных бабок. Пекли пироги, варили кашу и приглашали женщин на пир.
23 сентября. День Петра и Павла Рябинника. В этот день срывали ягоды рябины и вешали под крышу. Из рябины делали рябиновый квас. По ней также пытались судить о дальнейшей погоде. Много рябины — будет много дождей, а зима будет суровой. Мало рябины — осень будет сухая.
24 сентября. День Федоры, всякое лето кончается. Не всякое лето до Федоры дотянет. Разнепогодилось, дожди, слякоть одолевают. Две Федоры в году: осенняя и зимняя, одна — с грязью, другая — со стужей. Осенние Федоры подол подтыкают, а зимние Федоры платком рыло закрывают.
25 сентября. День Артамона Змеевика. В этот день всякая змея уходит в лес и прячется до весны.
26 сентября. День Корнилия. Считалось, что начиная с этого дня корень более не растет. Корнилий корень в земле не растет, а зябнет.
27 сентября. Воздвиженье, третья встреча осени. Первые зазимки. Сдвиженье тепло сдвинет, а холод надвинет. Воздвиженье к зиме двигает. Воздвиженье — последний воз с поля сдвинулся, а птица в отлет пошла. С этого дня медведь залегает в берлогу. Набрался жирку Потапыч, отведал корней крушины слабительной, очистил желудок и в берлогу. Змеи, сбившись клубками, под трухлявые пни попрятались, в спячку впадают. На Воздвиженье ни змеи и никакой гад по земле не движется. На Воздвиженье первая барыня — капуста (срубают капусту). С полей тянутся возы с тугими кочанами, со спелым овощем. Молодежь по такому случаю затевала вечеринку — «капустник». Дергают репу, обрезают ботву и корень: «Не дремли, баба, на репорезов день». О репе в загадке говорится так: «В землю крошки — из земли лепешки». Репу ели пареную, вареную (в похлебках и каш ах), вяленую и просто так.
28 сентября. День Никиты Гусятника — гусепролет, гусарь. Гуси летят — зимушку на хвосте тащат. На «гусаря» стригли овец. До больших холодов они успеют обрасти новой шерстью, а снятую, промазанную жиром, на валенки да на шерстяные онучи, на суконки пустят. Зимой в лапотках без суконок не выйдешь за порог. Последние дни сентября оглашены кликам и отбывающих гусей и журавлей. Не могут пернатые спокойно улететь с милой стороны. «Колесом дорога, колесом дорога! Возвращайтесь весной обратно!»
29 сентября. День Ефимии. Птичья косточка. По косточкам птиц гадали о том, какой будет зима.
30 сентября. День Софии, Веры, Надежды и Любови. Всесветные бабьи именины. В этот день праздновали свои именины многие девушки и женщины, поэтому со временем начали отмечать Вселенские бабьи именины. С ним поздравляли всех женщин.
Природа в сентябре
Грабарь Игорь Эммануилович (1871—1960). Рябинка. 1915
Золотая пора! Чистое светло-голубое небо. Воздух стал прозрачнее. Прибило пыль дождями. Цветочная пыльца не разносится ветром. «Осень яснее лета»,— гласит народная примета. А в эту пору обширнее открываются дали, и все окружающие нас предметы видятся четко, словно смотришь сквозь волшебное стекло.
Сентябрь во многих краях — самый сухой месяц осени. За 30 дней выпадает менее 10 процентов годовой нормы осадков. В затишье против солнца тепло, а то и жарко, но в тени прохладно. В отдельные пасмурные и ветреные дни даж е холодно. По утрам плывут туманы. Вода в речках просветлела, остыла и за день не успевает прогреться.
Короткая, но дивная пора… Наступают дни возврата тепла, солнечной погоды. «Весь день стоит как бы хрустальный»,— сказал Ф. Тютчев. На фоне позолоченного осеннего ландшафта — теплынь и тишина. В беззвучном воздухе над полем, словно в воде, плывет тонкое шелковистое прядево с паучками-путешественниками. Народ назвал эту пору «бабьим летом».
В сентябре на южных лугах еще отрастает отава. Она радует глаз свежей, сочной зеленью, среди которой изредка встречаются цветущие растения. Во время сенокоса кульбаба осенняя, ястребинка зонтичная, жгун-корень, горечавка легочная находились в стадии прикорневой розетки листьев. Потому и зацвели только в августе. А клевера, горошки, многие луговые злаки цветут вторично за счет побегов, образовавшихся из почек.
Среди увядших и приготовившихся к покою трав в эту пору вновь распускаются фиалки, васильки, золотистые лютики. К закату «бабьего лета» иногда зацветают плодовые деревья.
Но цветущих растений все же мало. Они лишь навевают грусть по ушедшему лету. А вот кущение у луговых и степных трав в самом разгаре. На растущих укороченных побегах трав быстро формируется новая корневая система. У лесных деревьев и многих кустарников в сентябре также активно растут корни.
Осень незаметно, как бы крадучись, входит в лес, в поле. На деревьях и кустарниках чем дальше, тем больше желтых листьев, а с некоторых они уже совсем опали. Одним из первых «раздевается» терн, а с его ветвей на крепких плодоножках свисают темно-фиолетовые, с сизым налетом круглые плоды.
В палитре художницы-осени играют все цвета радуги. Огнем пылают клен и рябина. В торжественном порфирном наряде осина. На одном дереве можно найти желтые, оранжевые, красные, лиловые листья. Этот секрет природы до сих пор еще никто не разгадал. Известно только, что дневной свет и холод способствуют образованию в листьях веществ, порождающих волшебные краски леса, а зеленый пигмент — хлорофилл — разрушается.
Пленительны осенние пейзажи. Не потому ли именно осенью чаще всего манит художников природа богатством своей палитры?
Пополняют свои запасы на зиму зверьки. Лесные мыши тянут в норы орехи лещины, желуди, плоды шиповника, боярышника. У стройных косуль наступает осенняя свадьба. Среди поля, где-то под кустарником или в зарослях сорняков, приносят приплод зайцы.
Ясные дни первоосенья пронизаны солнцем и ароматом поздних цветов и яблок. И хотя уж е скошены поля, добрый запах хлеба держится еще долго. Величава золотая осень! Она никогда не бывает грустной, ибо наполнена плодами человеческого труда.
Погода в сентябре
Грабарь Игорь Эммануилович (1871—1960). Осень. Рябина и березы, 1924
Осень подкрадывается поначалу тихая да ласковая, с букетом лазоревого гелиотропа у цветника, с наливным яблоком в саду.
Лето, порадовав нас благодатью солнца, сохранило свою величавую красу и силу до календарной осени. Верное сезону, оно и в финале его защитилось от возможных в эту пору заморозков теплыми ливнями с юга.
Во всю ширь Русской равнины — от Черного моря до Белого — прошумели спорые дожди. В Москве, например, за сутки выпало около 40 миллиметров осадков — половина для обычного августа. В Белоруссии и некоторых других местах небо залпом выдало месячную норму влаги. А чем больше ее сегодняшние запасы, тем выше «теплоемкость земли». Тем труднее Северу сменить режим погоды.
Сентябрь — переломный рубеж в ее характере, крутой в выборе маневра. Он никогда не бывает теплее своего предшественника, чаще всего на треть снижает среднесуточную температуру воздуха в Подмосковье — до 10— 11 градусов.
Из всех известных нам сезонов особенно лучезарным выдалось в Подмосковье первоосенье 1938 года. Тогда сентябрь продолжил жаркое лето. И хотя он существенно ослабил зной, но все-таки сохранил за собой почти июньскую температуру — без малого 15 градусов. Всего на градус меньше набрал сентябрь предыдущего 1937 года. Абсолютный максимум месяца удивительно высокий: 3 сентября 1890 года термометры показали в Москве 32,3 градуса.
Однако не случайно сентябрь на Руси называли хмурень. За скоротечным блеском солнца нередко устанавливалось хмурое ненастье, лили неуемные дожди.
Случалось, что почти сразу за летом начиналась зима. «5—9 сентября беспрестанно шел дождь, потом выпал снег, и были морозы и холод сильный»,— написано о 1389 годе. Подобное отмечено в 1421 году: «В сентябре были сильные морозы, в 15-й день того же месяца выпал снег, который шел два дня и две ночи».
Осени последних десятилетий гораздо благосклонней, чем в те далекие сезоны. Наиболее холодные сентябри остались в прошлом веке: в 1884 году среднемесячная температура месяца была всего 8 градусов, а в 1894 году — 7,3 градуса. Да и абсолютный минимум даты довольно далек от нас: 29 сентября 1881 года термометры показали в Москве минус 8,5 градуса.
Так что при всех нынешних оказиях погоды мы не можем сетовать на нее. В наши годы только треть первоосенних дней пасмурные. Солнце сияет в среднем 140 часов в месяц. Метеорологи заметили, что в некоторых районах средней полосы в сентябре стало несколько теплее, чем прежде, а к северу — чуть-чуть прохладнее. Эта едва уловимая контрастность может проявиться в усилении противоборства воздушных фронтов на смене сезонов.
Но, судя по характеру ушедшего лета, осень подарит нам свое солнечное диво, хотя и не обещает долгого тепла.
Выходит, правы великие поэты, прозорливо благоволившие осени. Вспомним А. Пушкина: «И с каждой осенью я расцветаю вновь». Или Н. Некрасова: «Славная осень! Здоровый, ядреный воздух усталые силы бодрит…» И в этом ведь тоже диво первоосенья. Мудрая природа вселяет в нас заряды здоровья, подъема жизненных сил.
Сентябрьские приметы
Мясоедов Григорий Григорьевич (1834—1911). Осеннее утро. 1893
Характерная примета сентября — созревание плодов у дикорастущих деревьев и кустарников. Осыпаются на лесную подстилку орехи лещины и желуди дуба, разлетаются крылатые семена березы, клена и ясеня. На юге страны начинается сбор орехов фисташки настоящей и грецкого ореха, созревают плоды облепихи. В средней полосе вызревают плоды терна, шиповника, лесных груш и яблонь, рябины, калины. На болотах начинается массовая заготовка клюквы. Достигает зенита увлекательная грибная охота, и грибники разнесут цепкие плоды череды, лопуха, дурнишника.
Другая примета сентября — осеннее расцвечивание листьев, начало массового листопада у деревьев и кустарников. Первыми желтеют и начинают опадать листья берез, позже багрянец трогает клены и осины, и вот уже осень «в багрец и золото» украсила леса.
Считали, что чем суше и теплее сентябрь простоит, тем позднее наступит зима.
Если на Бабье Лето стоит хорошая погода, то осень будет мокрая, а если Бабье Лето с ненастьями, то осень будет сухая.
Если на Бабье Лето много тенетника, то это сулило ясную, теплую осень и холодную зиму.
Если в сентябре прогремит гром, то это сулит долгую и теплую осень.
Если в сентябре утром туманы стоят густые, то это означает начало грибного сезона.
Если шиповник поспел, значит, осень уже пришла.
Облака на небе стали перистые, это означает, что вскоре птицы будут улетать в жаркие страны.
Если в сентябре много желудей, то значит, зима будет суровая.
В народе говорят. Пословицы и поговорки сентября
Шишкин Иван Иванович (1832—1898). Осенний лес. 1876
Сентябрь — это вечер года.
Сентябрь — зоревник, хмурень, холодно и сиверко…
В сентябре холодно, да сытно.
Сентябрь без плодов, что зима без снега.
Синица в сентябре кличет осень в гости.
В сентябре лишь одна ягода — рябина.
В сентябре месяце и листья на деревьях не держатся.
В сентябре огонь и в хате и на поле.
В сентябре и лист реже становится, и птицы тише поют.
Сентябрь пришел и дождь за собой привел.
Дождь в сентябре на радость мужику.
В сентябре любое семя из колосков плывет.
В сентябре у людей, полны и закрома и карманы.
Сентябрьские обычаи и традиции
Волков Ефим Ефимович (1844—1920). Золотая осень. Тихая речка (Лесной пейзаж с рекой). 1893
Сентябрь красно лето провожает, осень золотую встречает. Издавна на Руси один из дней месяца посвящался рябине — отмечали «рябинники». В этот день ягода считалась именинницей — становилась сладкой. По ее урожаю издавна предсказывают погоду не только на осень, но и на будущую зиму. Обильный урожай — к сильным морозам.
Именинницей в сентябре считалась и «первая барыня» — капуста. А в середине месяца отмечался «праздник острых вил». Теперь они «копен не кидают и пластов не поднимают, на работу не спешат, тихо впусте лежат». К этим праздникам следовало тщательно готовиться. Народные месяцесловы рекомендовали прибраться в доме, вымыть полы, украсить избу пестрыми половиками…
С бабьего лета начинался своеобразный праздник. С третьих осенин наступала пора «капустных вечорок», которые длились две недели. Проходило все это при свете лучин в долгие осенние вечера. Девушки и женщины рубили капусту и пели, пряли и шутили. Видимо, отсюда и пошло название особого периода в начале осени — «бабье лето». Лето прошло, а унылая осенняя пора еще не настала.
Отмечают празник осени и в дургих странах.
В Японии в сентябре устраивается праздник хризантем. В Швейцарии отмечается праздник цветов и винограда. В церемониальном шествии участвуют нарядые колесницы. На севере Шотландии вот уже 650 лет ежегодно проводится спортивный праздник. В первую субботу сентября мужчины, а с некоторых пор и женщины соревнуются в различных видах спорта. Большое число зрителей собирает спор метателей… тяжелого бревна и своеобразного «молота», который представляет собой камень или железный шар с деревянной ручкой.
Источник: Мустаев Н. А. Народные приметы. Казань, 1988.