Как называют подростков в японии
Субкультуры Японии.
Нынешние гяру заслужили прозвища «заставляющие родителей плакать» и «дегенеративные школьницы» за нарушение традиционных для японок табу и увлечение западными ценностями. Они выделяются легкомысленным поведением, позитивным мышлением, любовью к яркой модной одежде, особыми представлениями об идеалах красоты.
Разветвления гяру.
/collections/3804-gyaru-2
В отличие от гангуро, которые стараются сделать своё лицо как можно темнее, представители сиронури, наоборот, пользуются белилами. Дословно название субкультуры переводится как «раскрашенный белым» (сирой – белый, нуру – красить). Сиронури – одна из наименее распространённых субкультур в Японии. Её представители стараются быть похожими на привидений из классического японского фольклора или просто привлекательных монстров.
Полное название субкультуры звучит как 全身タイツ дзэнсин тайцу, то есть «обтягивающий всё тело». Дзэнтай одеваются в свои цветные обтягивающие костюмы и выходят в таком виде гулять и шокировать общественность. Это крайне немногочисленная субкультура, представители которой чувствуют себя абсолютно защищёнными среди толпы, скрыв от окружающих всё, что может выдавать их личность.
Лолита.
Это субкультура, представители которой одеваются в стиле Викторианской эпохи и рококо. Существует несколько разновидностей:
Стиль Такенокозоку появился ещё в 1960-1970 гг. и быстро стал популярен среди модной молодёжи Харадзюку. Такенокозоку стал настолько распространён, что даже появился магазин (а теперь сеть магазинов) «Такеноко», в котором продаётся одежда только этого стиля. Представители Такенокозоку-стиля часто собирались компаниями и устраивали уличные «джэмы» и танцевальные баттлы под популярную музыку того времени.
Главные черты Такенокозоку — аксессуары неоновых оттенков, состоящие из бисера и бантиков, а также свистки, которые представители субкультуры всегда носят с собой.
Мекка японской моды — район (или «город» как именуют их в Токио) Харадзюку всегда был главным обиталищем всех передовых модников столицы и всей страны. Прежде всего район стал известен, благодаря своему субкультурному течению Харадзюку гарудзу («девушки Харадзюку»). Для этого течения характерны кричащие костюмы, обилие украшений и сочетание несочетаемого. В костюме могут объединяться сразу несколько стилей: от готики и киберпанка до неоновых клубных одежд.
Особенное влияние на субкультуру оказал журнал, который стал выпускать фотограф Сёити Аоки, печатая фотографии модной молодёжи Харадзюку. Аоки провозгласил главной идеей субкультуры FRUITS — отказ от шаблонов внешнего вида и абсолютная свобода в том, как ты одеваешься и проявляешь себя через внешний вид. Поэтому нет ничего странного если кто-то в один день появится в милитаре стиле, а на следующей — в кигуруми Пикачу, ведь настоящий стиль — это проявление своей индивидуальности без оглядки на кого-либо.
Этот стиль появился после статьи журнала «FRUiTS» 1997 года, в котором известная модель Аки Кобаяси рассказала и показала свой индивидуальный стиль. После этого девушки по всей Японии стали одеваться как можно более уникально и оригинально. Декора не имеет чётких канонов, ведь вся задумка именно в уникальности, но образ должен быть максимально кричащим и эпатажным.
Обычно девушки надевают на себя огромное количество самой яркой бижутерии, заколок, заклёпок, цепочек, пластиковых украшений, выбирают яркие неоновые цвета одежды, надевают неоновые юбки и разноцветные гольфы, выкрашивают волосы во все цвета радуги, привязывают к себе мягкие игрушки и всячески «обвешивают» себя декором, а иногда даже носят марлевые повязки, которые сами и разукрашивают.
Примерно в 2006-2007 году в Японии родилась субкультура Mori Girl ( – девушка из лесной чащи). По легенде, так один молодой человек отозвался о своей подруге, и вскоре это название замелькало на страницах интернет сообществ, а затем его подхватили модные журналы, сделав трендом. Несмотря на название это уличный стиль одежды, и являет собой смесь нечто среднего между фолком, хиппи, прованс и прочими. Но в отличии от большинства субкультур не протестует против мира, а наоборот – стремиться жить с ним в гармонии.
Музыкальный жанр Visual kei возник на базе японского рока в результате смешения его с глэм-роком, металлом и панк-роком в 1980-х годах. «Visual kei» буквально означает «визуальный стиль». Он характеризуется использованием макияжа, сложных причёсок, ярких костюмов, его последователи зачастую прибегают к андрогинной эстетике.Этот стиль принадлежит исключительно представителям «сильного» пола.
Благодаря поклонникам, visual kei как субкультура смогла обрести и фэшн составляющую. Во внешнем облике музыкантов групп visual kei появились черты «готических лолит».
Байкерские группировки, наиболее распространённые в 80-е годы. Название субкультуры состоит из слов 暴走 бо:со: «нестись с бешеной скоростью» и 族 дзоку «семья, группа». В прошлом они волновали общественность своими дикими заездами и драками, но сейчас их осталось совсем мало из-за ужесточения правил.
Одна из субкультур Японии которая скажем так по новому родилась, среди всего современного многообразия выделяются они именно своим приверженством к старой моде. Огромные прически в стиле Элвиса, черные кожаные куртки. И естественно мотоциклы, и рок-н-ролл.
Миллион исчезнувших японцев: все о феномене хикикомори
Нам всем иногда хочется спрятаться от мира. Многим достаточно поработать сутки из дома или провести выходные в кровати, смотря фильмы и зависая в инстаграме. Бывает, что мы вынуждены оставаться дома на целые недели из-за болезни или карантина, и это становится настоящей пыткой.
Некоторые японцы проводят месяцы и даже годы жизни в своих спальнях, изредка выбираясь в ближайший магазин. Обычно это парни в возрасте около 20 лет, «недостающие миллионы» Японии, также известные как хикикомори. Достоверно неизвестно, почему они выбрали добровольную изоляцию, пусть даже многие из них и пытались жить обычной жизнью.
Откуда взялось это определение?
Термин «хикикомори» придумал психолог Тамаки Саито. Он столкнулся с этим феноменом, когда работал психотерапевтом в городе Фунабаси. Обеспокоенные родители приезжали к Саито и спрашивали его, что делать с их апатичными и асоциальными детьми, которые запирались в своих комнатах. В 1998-м, после нескольких лет наблюдений за такими пациентами, психолог написал о них книгу под названием «Хикикомори: вечные подростки».
Спустя два года после выхода книги Саито тема хикикомори попала в японские СМИ: 17-летний мальчик, которого в СМИ позже назвали хикикомори, напал с ножом на пассажиров рейсового автобуса. Перед этим он написал о своих планах на одном из интернет-форумов. В том же году произошел еще один скандал, связанный с хикикомори: полиция обнаружила похищенную девочку, которую почти десять лет держал в заключении молодой человек, живший затворником со своей матерью.
Хотя это были единичные случаи, тема хикикомори получила широкий резонанс в Японии и остальном мире. Тысячи японских затворников внезапно оказались в центре внимания.
Что известно о хикикомори?
Слово «хикикомори» определяет как образ жизни, так и человека, который его придерживается. В некотором смысле это отражает то, насколько неизученным пока остается этот феномен. Психологи и другие эксперты не имеют единого мнения о том, как классифицировать хикикомори: является ли это расстройством само по себе или симптомом чего-то другого? Является ли хикикомори уникальным японским явлением или это происходит и в других странах?
Министерство здравоохранения, труда и социального обеспечения Японии определило хикикомори как человека, который не участвует в жизни общества (в частности, не учится и не работает) и не желает этого. Также хикикомори — это человек, у которого нет близких отношений вне семьи. В самом по себе затворничестве нет ничего необычного, однако, если человек живет так более полугода, его уже можно назвать хикикомори.
Типичный день хикикомори начинается, когда остальные уже в кроватях. Они совы, которые ложатся спать под утро, проводя все время в компании собственных мыслей при свете экранов компьютера и телевизора. Как правило, они приходят к такой жизни в переломный период между окончанием школы и началом карьеры. Хикикомори почти всегда живут со своими родителями, которые обеспечивают им еду и крышу над головой. Но, в отличие от страдающих тяжелой агорафобией, хикикомори изредка покидают свою комнату и даже свой дом, обычно ради похода в супермаркет.
Американская психиатрическая ассоциация (APA) не считает хикикомори психическим расстройством. Этот термин не упоминается ни в одном из изданий DSM-5, справочника и диагностического инструмента АПА. Ассоциация относит хикикомори к отклонениям, присущим только определенным культурам по конкретным культурным причинам.
Это часть японской культуры?
Затворники есть во всем мире, а не только в Японии. У многих из этих людей диагностированы психические расстройства, признанные АПА. Однако почему отдельный термин для этого феномена придумали только в Японии?
Существует масса причин, по которым феномен хикикомори возник именно и только в Японии. Главное объяснение состоит в том, что в японской культуре общество очень многого требует от человека: после завершения учебы необходимо сразу же выйти на работу, затем завести семью и т. д. Если японец где-то оступится, ему не будет прощения. Большинство культур в какой-то степени похожи: вы ходите в школу, заканчиваете учебу, получаете работу, потом заводите семью и т. д. Но в некоторых приемлемы небольшие передышки, например отрезок времени для поиска себя, когда можно попробовать разные рабочие места и профессии.
Или это только в голове?
В своей книге Саито относит феномен хикикомори скорее к проблемам развития, нежели к влиянию японской культуры. Он указывает на то, что многие психические расстройства формируются в подростковом возрасте, и отмечает, что проблема хикикомори — в неспособности взрослеть. При этом, правда, он не говорит, что дело именно в психике.
Хикикомори склонны к депрессии, а иногда и к другим психическим расстройствам — шизофрении или обсессивно-компульсивному расстройству (ОКР). Саито, однако, считает спорным мнение о том, что изоляция хикикомори — это симптом какого-либо из этих расстройств. Все может быть совсем наоборот — депрессия и ОКР могут возникать из-за изоляции. В своем исследовании врач пишет также о случаях появления хикикомори в Южной Корее и Италии и отмечает, что это может быть чем-то большим, чем локальный японский культурный феномен.
Невидимые хикикомори
Обычно под хикикомори подразумевают молодых людей, однако опрос, проведенный телеканалом NHK, показал, что только 53% из них — мужчины. Правда, другие опросы свидетельствуют о 80%. Здесь мы сталкиваемся с проблемами проведения опросов среди людей, которые не хотят ни с кем разговаривать. В любом случае есть много девушек, ведущих образ жизни хикикомори и сталкивающихся с теми же проблемами в социализации, что и парни. Однако, если рассматривать этот феномен как психическую болезнь, возникает вопрос, почему ей подвержено больше мужчин.
Также стоит отметить, что в Японии гораздо терпимее относятся к девушкам, которые живут дома с родителями и не работают. Поэтому, хотя некоторые из них и ведут образ жизни хикикомори, это не воспринимается как нечто необычное.
Как помочь хикикомори?
Если вас не смущает противоречивая информация о хикикомори, то вот еще одна проблема — до сих пор не ясно, как это лечить (и нужно ли). В уходе за пациентами-хикикомори Тамаки использует те же методики, что и для страдающих депрессией или тревожностью. Родители таких ребят также могут пройти терапию — в основном в группах поддержки.
Кстати, родители хикикомори раньше действовали более примитивно: к примеру, нанимали людей, которые буквально выбивали двери в спальни их детей и вытаскивали их оттуда. Стоит ли говорить, что такое решение проблемы было, мягко говоря, не очень эффективным?
Некоторые организации пытаются помочь хикикомори необычными способами. К примеру, в New Start работают девушки, которые приезжают домой к этим ребятам и пытаются поговорить с ними через дверь спальни. Цель этих «временных сестер» в том, чтобы успокоить хикикомори, подружиться с ними и в конце концов уговорить их выйти из комнаты и получить помощь.
Компания Avex даже выпустила серию видео под названием «Just Looking» («Просто смотрю»). На них девушки просто смотрят в камеру в течение пары минут. Идея этих роликов в том, чтобы хикикомори смогли, не выходя из комнаты, устанавливать зрительный контакт с посторонними людьми. Попробуйте сами.
Однако самая лучшая терапия для хикикомори — это опыт и помощь таких же в прошлом, как они. К примеру, Казуси Суганума при поддержке своего брата открыла кафе, в которое специально нанимает хикикомори, чтобы те могли взять на себя хотя бы минимальную ответственность и попробовать пообщаться с незнакомцами.
Пока неизвестно, является ли феномен хикикомори настоящим психическим расстройством или элементом культуры. Однако успешнее всех таким людям помогают те, кто в прошлом вел такой же образ жизни. И чем больше хикикомори возвращаются в социум, тем больше шансов помочь остальным.
Отаку одиночества Почему в мире стало модно быть хикки
В 1999 году один 14-летний японский подросток вернулся домой из школы, заперся на кухне и больше оттуда не выходил. Юноша отказывался говорить с людьми и никого к себе не пускал. К тому моменту, когда история просочилась в прессу, молодой человек провел в добровольной изоляции от общества уже три года. Подросток выходил из комнаты раз в полгода только для того, чтобы помыться. Это явление получило в Японии название хикикомори.
Сейчас в Японии количество таких же затворников, как этот юноша, оценивается в 700 тысяч человек. По данным исследований, в некоторых городах в четырех стенах, не имея никакой работы, проводят время до 10 процентов трудоспособного населения. Хикикомори, или хикки, как их еще называют, днями и ночами напролет сидят за компьютерами в своих комнатах, покидая их только чтобы справить нужду или купить продукты. Живут при этом молодые люди за счет родителей или на пособия по безработице.
Образ жизни хикикомори стал в Японии столь популярным, что власти страны признали необходимость борьбы с этим феноменом на официальном уровне. Лечением то ли очень ленивых, то ли серьезно страдающих психическими расстройствами молодых людей начали заниматься специализированные клиники, а чтобы вернуть их к нормальной жизни, были созданы клубы для необщительных людей. В последнее время все чаще говорят о распространении явления и в других странах, в том числе и в России.
История «болезни»
Когда молодой японский психиатр Тамаки Сайто в начале 1990-х годов только начинал свою практику, он был поражен многочисленными жалобами родителей на странное поведение своих детей. К нему обращались представители обеспеченных семей, которые сталкивались с одной и той же проблемой: их сыновья запирались в своих комнатах, не хотели ничего делать и ни с кем общаться. Первоначально родители принимали это за обычную подростковую лень, однако изоляция длилась месяцами, а то и годами. Чаще всего речь шла именно о мальчиках.
Тамаки Сайто утверждает, что первые случаи подобной изоляции молодых людей были зафиксированы уже в конце 1970-х годов. Таким образом, явление зародилось еще до повсеместного распространения Всемирной паутины. Тамаки Сайто ввел для описания поведения молодых людей термин хикикомори, что в переводе с японского означает «нахождение в уединении». Ученый предложил называть так тех, кто проведет в добровольной изоляции от общества больше шести месяцев.
Нежелание общаться с окружающими сложно однозначно назвать болезнью, однако затянувшееся «инфантильное и антисоциальное поведение» может привести к серьезным последствиям, утверждает доцент кафедры психологии и педагогики Северо-Западного государственного медицинского университета (СЗГМУ) Дмитрий Ковпак. По словам врача-психотерапевта, чаще всего такими последствиями становятся аддиктивное, то есть зависимое поведение, депрессия и «ее наиболее грозный спутник — суицидальное поведение».
Чем хикикомори занимаются в интернете
Помимо развлекательного интернет-контента, хикикомори интересуют материалы эротического и порнографического характера.
Поскольку одиночки не имеют возможности получить опыт общения с противоположным полом, они придумывают себе вымышленных подруг — так называемых «богинь» или waifu (искаженная версия слова wife, жена). Пользователи имиджбордов не стесняются обсуждать любимых персонажей аниме, которых они воображают своими девушками.
С распространением интернета жизнь японцев, обрекших себя на изоляцию, сильно изменилась, и они стали стремиться к общению друг с другом. По мнению Глеба, который представляется «бывшим хикикомори» и в беседе с «Лентой.ру» просит не называть его полного имени, «хикки с доступом к интернету — это уже не классический hikikomori, страдающий психическим расстройством, а скорее поведенческий паттерн». Площадкой для общения живущих в изоляции японцев стали позволяющие сохранить анонимность имиджборды.
Основной темой для обсуждений в интернете стали японская массовая культура и компьютерные игры. Выяснилось, что сидящие дома молодые люди способны дни напролет проводить за просмотром любимых аниме или чтением комиксов-манги. Психиатр Энди Фарлонг даже выделил таких хикикомори в отдельный тип — «хикки-отаку».
По состоянию на начало 1990-х годов типичному хикикомори был 21 год. Спустя двадцать лет их средний возраст сильно повысился и сейчас составляет 32 года.
Путь к затворничеству
После разрыва с девушкой Глеб ощутил полную потерю мотивации, интереса к работе и жизни. Не желая посвящать в произошедшее друзей, молодой человек замкнулся и прекратил контакты с внешним миром. «Пустая квартира, которая должна была бы вызывать отторжение, наоборот, стала единственным местом, где я мог чувствовать себя хорошо. В этом состоянии ты как будто почти полностью разрушен и от окончательного разрушения спасаешься в единственном доступном тебе убежище, воспринимая окружающий мир как угрозу и ненужное беспокойство. Разумеется, сидишь в интернете — все больше и больше», — делится своим восьмимесячным опытом пребывания в состоянии хикикомори Глеб.
Толчком к началу жизни в изоляции от общества нередко являются личные драмы и неприятности. Для сотен таких молодых людей, как Глеб, это мог быть разрыв с девушкой или потеря работы. Подростки часто замыкаются в себе из-за неприятностей в школе или сложных отношений с одноклассниками и родителями.
Например, бывший хикикомори Мацу рассказывал BBC News, что решил уйти в себя из-за того, что его родители навязывали ему выбор профессии. Отец требовал, чтобы молодой человек пошел по его стопам и стал профессиональным художником, имеющим собственный бизнес, а сын мечтал стать программистом в большой компании. Не желая идти путем, предложенным родителями, и не имея возможности осуществить свои собственные планы, Мацу предпочел не делать никакого выбора.
Эксперты также пытаются выделить какие-либо общие причины появления и распространения такого явления, как хикикомори.
Доцент кафедры практической философии Высшей школы экономики (ВШЭ) Александр Павлов полагает, что главной причиной появления хикикомори как социального феномена является эгоизм. По мнению ученого, одиночки предпочитают тому, что им навязывает телевидение и другие средства информации, «жизнь ради себя» — «априорный дауншифтинг». Молодые люди не пытаются добиться неких высот. «Вместо того чтобы идти работать, завести семью, взять ипотеку и навсегда лишиться свободного времени, молодые люди выбирают буквально «ничего» — сидеть в своей комнате без денег и заниматься тем, чем привыкли», — утверждает философ.
Не очень верит в возможность хикикомори самостоятельно сделать выбор и доцент Ковпак. Он утверждает, что хотя хикикомори подводят под свое поведение философию эскапизма (то есть стремления уйти от действительности в мир фантазий), чаще всего «это просто отблески и перепевы чужих умных слов, помогающих до поры до времени отшивать родителей».
Наконец, часто появление хикикомори объясняют особенностями японского общества, в котором до сих пор сохраняются нормы традиционной морали. Подростков отличает скрытность и нежелание «выносить сор из избы». Отдельный аспект проблемы — влияние так называемого амаэ. Этим словом называют эмоциональную зависимость японцев от близких, в особенности от матерей. Считается, что избалованные в детстве сыновья и во взрослом возрасте продолжают перекладывать ответственность за собственную жизнь на других.
Показателен пример того запершегося на кухне подростка, о котором говорилось в начале статьи. Его мать, не сумев убедить мальчика прекратить затворничество, оставила попытки что-либо изменить. Родители пристроили к дому еще одну кухню и продолжили жить, как будто ничего не произошло. Три раза в день мать подсовывала юноше под дверь еду. Когда через несколько лет история стала известна прессе, мать особо настаивала, чтобы имя ее сына не раскрывалось. Женщина боялась реакции соседей.
Призрак хикикомори
Большинство экспертов сходятся на том, что настоящие хикикомори могут жить только в Японии. Тем не менее, как считает доцент Павлов из ВШЭ, «в остальном мире есть те, кого так вполне можно было бы назвать». Например, в США были «бездельники» и до хикикомори — «поколение Х» родившихся в середине 1960-х — начале 1980-х годов. Но в отличие от хикикомори представители «поколения Х» были, по мнению ученого, скорее не эгоистами, а идеологами «неучастия в социально-экономических отношениях». В интерпретации Павлова идеологема этого поколения звучала следующим образом: «сказать нет крысиной гонке; понять, что жизнь не ограничивается работой и деньгами; отказаться от политики; уяснить, что работа не ради карьеры, а чтобы не умереть с голоду».
С распространением хикикомори по миру стала появляться даже мода на хикки. Сам феномен превратился в интернет-мем, тем более что сопутствующий образ жизни напоминает поведение гиков.
При этом в российском интернет-сообществе мода на хикки «приобрела почти комичную окраску», отмечает «бывший хикикомори» Глеб. Таким образом стали себя называть все «застенчивые, интернет-зависимые молодые люди». Российские пользователи организовывают не виртуальные, а вполне реальные «хикки-сходки» — вещь, которую невозможно представить себе в сообществе настоящих хикикомори.
Есть свои хикикомори в широком смысле этого слова и в России. Однако их традиционно сравнивают не с японскими героями, а с достаточно известным литературным персонажем. «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома — а он был почти всегда дома, — он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной», — так еще в XIX веке Иван Гончаров описывал главного героя своего романа «Обломов».
Современные российские Обломовы тоже сидят в интернете, как их японские единомышленники, и часто фанатеют от аниме. Пожалуй, только экономические условия в России меньше подходят для ведения беззаботной жизни: родителям зачастую не под силу обеспечивать всем необходимым засидевшееся дома чадо, а на пособие по безработице у нас не выживешь.
Как рассказывает Павлов, периодически российские «хикикомори» появляются на неспециализированных интернет-форумах. Засидевшиеся за экранами компьютеров молодые люди устраивают опросы, кто и где работает, потому что испытывают чувство вины перед родными за то, что бездельничают. «Получив ответ, что многие с этих форумов также сидят дома, они успокаиваются и продолжают представлять собой «оригинальный феномен»», — отмечает Павлов.
Озабоченные родители уже начали приводить своих детей на прием к психиатрам. «У меня уже были такие весьма непростые и труднокурабельные клиенты», — делится своим опытом Ковпак. Помочь таким людям можно, но «одного желания родителей вытолкнуть наконец своего птенца-переростка из гнезда совершенно недостаточно». Лечение возможно только при одном условии — скрывающиеся от общества сами должны захотеть исцеления. Ковпак, правда, оговаривается, что эта логика применима только тогда, когда мы имеем дело с настоящими хикикомори, а не с пациентом с социофобией, аутизмом или депрессией.
Как заставить хикикомори выбраться из дома? Способов существует множество, и только одно можно сказать определенно: применением грубой физической силы проблему не решишь. Нашему соотечественнику Глебу «излечиться» от боязни общества помог друг. Японец Мацу смог выбраться из дома, начав посещать специальный клуб в Токио для тех, кто долгое время провел в изоляции.
О судьбе же молодого человека, который в 1999 году заперся у себя на кухне, западной прессе ничего неизвестно.