Как называют медведя в сказках
Образ медведя в русских народных сказках зачастую отличается от медведя, живущего в природе. Если изучить литературу о животных и их повадках, то медведь предстанет как могучий, сильный и умный хищник, хозяин тайги, царь русских лесов, неуклюжий с виду, но это только с виду. Встретившись с человеком один на один, медведь никогда не нападет первым, если ему или его потомству не угрожает опасность.
В сказках зачастую, наоборот, медведь описывается с диаметрально противоположной стороны, хоть в каждой сказке он предстает по-разному и называют его тоже по-разному.
Медведь в русских народных сказках
Образы медведя из народных сказок
По тому, как называют в сказке медведя, такой персонаж перед нами и предстанет – положительный, отрицательный, глупый, доверчивый, добрый или отзывчивый.
Одной из первых известных русско-славянских сказок про медведя является сказка «Медведь-липовая нога». В этой истории медведь описан как злобное хищное животное, которое мстит своему обидчику мужику, лишая его жизни. Сказка поучительная в том плане, что могучее животное необходимо уважать и почитать, в противном случае можно лишиться самого дорогого в жизни.
В других сказках, таких как «Вершки и корешки», «Маша и Медведь» рассказывается о лени, глупости и все той же присущей зверю силе. Медведь ленится, но пытается получить свою долю или заставляет других работать на себя, палец о палец при этом не ударив. Глупость персонажа заключается в том, что его с легкостью обманывают, обладая определенными навыками и знаниями.
Удивительное сочетание качеств сила и трусость показана в сказке «Заячья избушка», когда сильный, могучий на первый взгляд зверь оказывается самым настоящим трусом, не способным на достойный поступок.
Но есть русские народные произведения, где люди с почтением выказываются о могучем звере и их тоже немало. «Медведь и собака», «Царевна-лягушка», «Дочь и падчерица» и многие другие. В этих сказках наш мишка сильный, добрый и отзывчивый. Он всегда придет на помощь человеку или другому животному. Медведь здесь не остается наблюдать со стороны на мучения ближнего, а применив силу, данную природой, решит вопрос, поможет пройти все трудности и возьмет слабого под свою опеку.
Как в русских народных сказках называют кота лису медведя ворона?
как в русских народных сказках называют кота лису медведя ворона
В русских народных сказках животных принято называть особыми именами, которые в некоторой степени передают характер персонажа или отношение к нему окружающих.
Медведя обычно называют Михайло Потапыч или Топтыгин. В этом обращении слышится уважение к солидному и могучему зверю, хозяину лесов.
Лису называют Патрикеевной или лисицей-сестрицей. В народе это животное символизировало хитрость.
Кота кличут Котофеем Котофеичем. Или ласково: кот-коток золотой лобок.
Ворона называют мудрый ворон, вещий ворон, вороньё. Наши предки старались не называть ворона по имени, так как это была плохая примета, поэтому давали ему имя «верховой» и «курица».
В русских народных сказках всех животных называют очень подходящими для них определениями:
Все с детства любят русские народные сказки. Самыми популярными животными являются:
Лиса: сестричка, кумушка, Патрикеевна, хитрица, плутовка
Кот: Котька-коток, усатый, мурлыка
Медведь: топтыга, Михал Михалыч, Косолапый, Мишутка
Ворона: умная, сорока-ворона
Только вот зайца-храбреца забыли.
Медведя чаще всего называют Михайло Иваныч Топтыгин. Медведь большое, поэтому ФИО ему подобрали солидное.
Лиса чаще всего в сказках лисонька и рыжая. В сказках лису редко обижают.
Кот это Котофеич, а ворон бывает черный, наверное, так подчеркивают трагичность его положения.
В русских народных сказках медведя называют Топтыгин, Косолапый, Михайло Потапыч. Лису называют Патрикеевна, Хитрюга, так как она в сказках русских всегда практически хитрая. Кот из сказки это Кот в сапогах, также называют Котофеичем. Ворона называют Мудрый.
Народ для своих сказок придумал причудливые, но довольно таки подходящие имена животным.
Например, медведя в сказках кличут Косолапым, Михаил Потапыч, Мишка-Косолапый.
Лису обычно называли: Лиса Патрикеевна, Лисичка-Сестричка.
Кота звали: Кот в сапогах, Васька, Кот Баюн, Кот Котофеевич.
Ворона кликали: Ворон Воронович.
В русских народных сказках вышеперечисленных животных называют по разному, например
Медведб получал в сказках вот такие интересные имена:
Котов в сказках было очень часто:
Ворону называли как-то проще всегда, редко ее можно встретить:
Мишка-топтыжка, Лиса Патрикеевна, Ворон Воронович, Котофей Иванович, Михайло Потапович. Есть такая сказка «Солнце, Месяц и Ворон Воронович», там еще месяц, кажется, тоже имеет странное имя Месяц Месяцович))).
Страна русского медведя
Михаил Леонидович Томилин г. Клин
Россия страна лесная и речная, одним из самых больших опасных зверей нашей земли является медведь. Во многих русских сказках, в русском фольклоре медведь (слово медведь произошло от слов мед и ведать) присутствует часто, как один из главных героев, где подчеркиваются его качества сила и мощь. Медведя называли «сам», величали «хозяином», «батюшкой», «дедом», «Михаилом Потапычем».
В древние языческие, или правильно ведические времена медведь был главным тотемным животным объектом религиозного почитания у древних предков русских. Для наших предков медведь был магическим животным, его образ присутствовал в разных племенных и этнических обрядах, подарках, оберегах с его когтями и клыками.
Табуирование: «это отказ от использования некоторого слова и замена этого слова тем, что оно обозначает.» То есть тайное, скрытое имя. А.И. Леонтьев: «Имя медведя, данное славянами, означает животное, поедающее мед или мед ведающий. Это его не настоящее название, а табуированное, запретное. В индоевропейских языках, как убедительно доказал А. Н. Афанасьев, медведя изображали «диким зверем, с разрушительными наклонностями и страшным ревом».
Считаем, что исчерпывающие доводы привел Александр Смирнов в статье «Берендеи»: «Берендеи – это утраченное прозвище русославян на территориях от Семивежья (Москвы), Владимира, Ярославля, Вологды и Костромы до Городца, а вернее, реки Ветлуги нынешней Нижегородской области, самого Нижнего Новгорода, и всего Нижегородского края. Народ этот славянского происхождения, и не просто даже славянского: это наши основные предки, ставшие родоначальниками русского народа. Их авторитет как воинов, был непререкаем в течение многих столетий. Киевские князья, имеющие на службе берендеев, смело вступали в битву даже с меньшими силами, побеждая практически всегда. Именно данный факт и вызвал раздражение и желание уничтожить память о берендеях, что противоречит он выстроенной теории происхождения немытых русов от европейских цивилизованных норманнов. В то же время следует признать, что берендеи – это не какой-то особый народ, или отдельная нация. Это именно русские, любящие присваивать различные прозвища: берендеи, берендичи, или даже просто беренды – в честь царя Берендея ….».
Когда был неурожайный год русских крестьян выручала медвежья ягода – толокнянка: «Большой знаток леса профессор Б. В. Гроздов на лесных прогалинах Кировской области собирал с одного квадратного метра по 25 граммов свежих плодов, что в пересчете на гектар составляет около 25 центнеров. Как видите, скромная лесная толокнянка (Толокнянка обыкновенная – кустарник, принадлежащий к семейству «Вересковых») по продуктивности не уступает даже ведущим зерновым культурам… Кустики толокнянки обыкновенной чаще всего можно встретить в редких сосняках.» (Книга о деревьях Ивченко И.С.)
Биармия, согласно различным преданиям, существовала в период с IX по XIII век. Как подчеркивают Леонтьевы в своей книге «Биармия: северная колыбель Руси»: «В ходе многолетних поисков происхождения слова Биармия (Бьярмаланд) подсказку авторам настоящей книги сделали друзья из Норвегии — преподаватели аграрного колледжа Landbruksskole. На наш «наивный» вопрос о Биармии, заданный с определенным подвохом (откуда, мол, им знать эту злополучную страну на территории России, когда мы с поисками ее вот уже несколько лет «бьемся»), директор этого уважаемого учебного заведения Гюдмунд Йохансен сразу ответил: «Биармия — это земля русского медведя».
Думаем, точнее не скажешь, при этом сразу все становится на свои места… Самое главное, из всего выше сказанного напрашивается вывод: биармы (биармийцы) и русь, а еще раньше их предки бореи (гипербореи), берги — это один и тот же народ, этнос, включающий в себя различные племена, поклонявшиеся в доисторические времена единому тотему, а затем и божеству — священному медведю»
Как называют медведя в сказках
Имена русского медведя
В древние времена медведь на Руси имел ещё множество имён: ведмедь,бер,биарма,берсек,мишка,косолапый, хозяин,рыкарь,ком,Михаил Потапович и др.Считалось, что если называть этого зверя каждый раз иначе,очень умный и тонкослышащий медведь не сможет почуять охотников и успеет спрятаться.
У народов северных стран имя этого зверя звучало похожим образом: английский — bear, немецкий — bär, голландский — beer, шведский — bjrn, норвежский — bjrn, датский — bjrn, исландский — bjrndyr, bjrn.
То есть, слово Биармия переводится, как «Медвежья земля».
Если теперь к слову Bjar добавить слово man — человек, мужчина, народ, то, и получится древнескандинавское Bjar-ma(n), что переводится как человек-медведь, медвежий народ.
То есть, биармы (биармийцы) и русь, а еще раньше их предки бореи (гипербореи), берги — это один и тот же народ, этнос, включающий в себя различные племена, поклонявшиеся в доисторические времена единому тотему, а затем и божеству — священному медведю (Аполлону Гиперборейскому). Известный исследователь карельского народа Д. В. Бубрих писал,что «Русь — нечто созерцаемое со стороны западного и юго-западного входа в руские земли, а Биармия (Bjarmaland/ Beormas) — то же самое, созерцаемое со стороны Белого моря». То есть одну и ту же территорию на Севере писатели Западной Европы и Востока называли Русью, англосаксонские же писатели и составители исландских саг — Биармией.
У русских медведь является знаком силы. Медведь был тотемным зверем многих славянских племен. Русских сравнивают с медведями в их нерасторопности и незлобивости, с одной стороны, и умении постоять за себя — с другой. Медведь был героем многих сказок и мифов.Большую роль медведь играл в символике северных народов,встречался во многих гербах старых русских городов.
Антропологи утверждают что культ Медведя был распространён от Эльбы до Урала.
В североевропейской традиции именно медведь, а не лев является царем зверей.
Символ медведя связан c пробуждением сил природы, трансформацией мужской энергии, супружества, преобразующая сила, может находиться в длительной спячке, а за тем встрепенуться, преобразиться.
Слово медведь означает – мед ведающий. Южные славяне называют зверя – ведмедь— ведающий мед. И в том и в другом случае, это тот, кто знает, где мед.
Бера, который просыпался по весне, на Масленницу, называли Комом.
Дух дерева-Ком, таким образом, получал требу в виде вложенной в блин энергии, тепла и труда хозяйки, а сам блин предназначался Беру-Хозяину леса, с тем, чтобы он распорядился угощением по – хозяйски: угостил ритуальным блином того, кому это нужнее.
Таким образом ритуальное действие одаривало силой пробуждающихся Комов, оказывало честь Хозяину Леса Беру и подкармливало голодных по весне местных зверушек и птичек.
Медвежьи имена имеют и германские города Берн и Берлин.
Ниже приведены строки белого стиха Правед о северном медведе:
Животные в русских народных сказках
Роль животных в русском народном творчестве крайне велика и разнообразна. Почти во всех сказках фигурируют те или иные звери. Среди них можно выделить лису, медведя, волка, зайца, ежа, сороку и прочих. С помощью этих хорошо известных ярких персонажей взрослые рассказывают своим детям о том, что такое хорошо, а что-плохо.
Первые сказки в истории появились задолго до изобретения книг и письменности и передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потому они и называются народными.
Рассмотрим самых популярных животных, фигурирующих в сказках, и сравним, насколько совпадают их «сказочные» характеристики с их описанием в реальной жизни.
«Лисичка-сестричка», «Лиса-при беседе краса», «Лиса Патрикеевна», Лисафья, Лисица-кумушка — так ласково называют Лису в русских народных сказках. Эта рыжая плутовка, безусловно, является излюбленным персонажем во все времена. И неизменно она хитра, умна, сообразительна, расчетлива, злопамятна и коварна. Так, лишь она смогла обхитрить и съесть бедного Колобка, провести глупого волка, у которого хвост примерз к проруби, и даже обмануть мужика, притворившись мертвой. Главная идея этих сказок — рассказать детям о том, что в жизни важна не сила, а хитрость. Несмотря на это, лиса — все-же отрицательный персонаж. В некоторых сказках, мирным зверушкам, пострадавшим от этой рыжей плутовки, приходится очень потрудиться, чтобы перехитрить и проучить саму Лису.
Но так ли хитра и умна лиса на самом деле? Немецкий зоолог Альфред Брем в своей книге «Жизнь животных» утверждает, что хитрость лисы в русских сказках сильно преувеличена, а вот ум волка — напротив, недооценен. В остальном же, реальная обыкновенная лисица во многом схожа со «сказочной»: рыжая шерсть, красивый пушистый хвост, лиса нередко охотится на зайца или наведывается в близлежащие курятники.
Медведь
«Медведь косолапый», «Михаил Потапыч» или просто Мишка по своей популярности, не отстает от Лисы. Этот персонаж часто представлен в сказке, как ленивый, толстый и неуклюжий. Большой и косолапый, он медлительный, глупый и опасный. Часто он угрожает слабому своей силой, но в конечном счете всегда проигрывает, потому что важна не сила, а быстрота, ловкость и ум — таков смысл сказок с участием Мишки. Самые популярные сказки — «Три медведя», «Маша и Медведь», «Вершки и Корешки». Однако, в реальной жизни, бурый медведь не настолько и медлителен, как это можно предположить. Он может очень быстро бегать и, кроме того, особой глупостью не отличается. В остальном же, его «сказочный» образ имеет с ним много общих черт: он действительно, большой, опасный и немного косолапый: при ходьбе его носки смотрят немного внутрь, а пятки — наружу.
«Зайчик-Побегайчик», «Зайчишка-Трусишка» или «Косой» — тоже очень распространенный герой русских сказок. Его главная черта — трусость. В некоторых сказках Заяц представлен как трусливый, но в то же время хвастливый, задиристый и глупый герой, а в каких-то — наоборот, как в меру осторожный и умный лесной зверь.
Например, в сказке «Зайчишка-Хвастунишка» или «У страха глаза велики», трусость Зайца высмеивается, главная идея этих сказок — нужно быть всегда смелым. В то же время, в сказке «Заюшкина избушка», Зайчик предстает перед нами положительным персонажем, который нуждается в поддержке и защите.
В реальной жизни, заяц, как и его «сказочный» персонаж, длинноух, быстр, проворен, осторожен и внимателен. Благодаря особому положению глаз, заяц может смотреть не только вперед, но и назад. Во время погони, заяц может «скосить» глаз, чтобы рассчитать расстояние до своего преследователя. За такую способность, заяц и был прозван Косым. Главный враг зайца, как и в сказках, — лиса.
«Серый волк — зубами щелк», «Волк-волчище — из-под куста хватыш», «Волк-дурень» представляется в большинстве случаев как отрицательный персонаж, глупый, злой, голодный и опасный. Но, в большинстве случаев, он настолько глуп, что, в конце концов, остается ни с чем. Например, «сказка о Лисе и Волке» или «Волк и семеро козлят». В этих сказках, волк является воплощением зла, и главный посыл для детей — что добро всегда побеждает зло. Тем не менее, в некоторых сказках волк предстает перед нами как мудрый и верный друг человека, готовый всегда прийти на помощь, примером тому служит сказка «Иван-Царевич, жар-птица и Серый Волк».
В реальной жизни, волк, действительно, может быть крайне опасным. Нередко он голоден и блуждает по лесу в поисках пищи. Но его ум крайне недооценен. Волк — умное и организованное животное, в волчьей стае прослеживается четкая структура и дисциплина. Волки создают невероятно крепкие пары, их союзы прочны, а сами волки — настоящее олицетворение верности и любви друг к другу. Прирученный волк и в самом деле может стать верным и преданным другом для человека.
Колючий Ежик — издавна предстает перед нами в образе доброго сообразительного старичка, умудренного жизнью. Несмотря на свой небольшой рост и маленькие ножки, он всегда выходит победителем благодаря своему неординарному уму и хитрости. Так, например, в сказке «Заяц и Еж», — ежик обхитрил и уморил бедного Зайца, с которым они якобы бежали наперегонки, а в сказке «Палочка-выручалочка», Ежик учил Зайца разным жизненным премудростям, объясняя, что для выживания нужно прежде всего думать головой.
В реальной жизни, Еж не отличается выдающимся умом, но и не глуп. При опасности, еж сворачивается в колючий клубок, что делает его недоступным для хищников, как и заявлено в сказках.
Сорока
Эта яркая и необычная птица — нередкий персонаж русских сказок. Обычно она предстает перед читателем в образе говорливой бабушки, которая спешит разнести сплетни по всему лесу. Оказывается, этому факту есть свое «природное» объяснение. При виде охотников, пожаловавших в лес, взволнованный крик сороки, напоминающий звук трещотки, разносится по всему лесу, предупреждая об опасности не только птиц, но и всех остальных лесных жителей.
В русских народных сказках нередко фигурируют животные. Наиболее частыми персонажами являются лесные звери, домашние животные встречаются реже, да и то лишь во второстепенных ролях. Однако, реальные животные не всегда обладают теми чертами, которые были им дарованы в сказках. Скорее всего, эти образы служат людям для того, чтобы рассказать детям о человеческом мире и взаимоотношениях между людьми, наделенными теми или иными качествами. Животные же случат людям собирательными образами для упрощения описания персонажей.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.