Как называют князя который крестил русь
День крещения Руси: как князь Владимир отказался от язычества
В июне 2008 года Архиерейский Собор Русской православной церкви постановил в день святого равноапостольного князя Владимира 28 июля совершать богослужение по уставу великого праздника, а также обратился к руководству России, Украины и Белоруссии с предложением включить день святого князя Владимира в число государственных памятных дат.
На Украине аналогичная дата является государственным праздником, именуемым Днем крещения Киевской Руси — Украины, который отмечается ежегодно 28 июля — в день памяти святого равноапостольного князя Владимира. Праздник был учрежден в июле 2008 года указом президента Украины.
Первое официальное празднование крещения Руси произошло в 1888 году по инициативе обер-прокурора Святейшего Синода Победоносцева. Юбилейные мероприятия проходили в Киеве: в преддверии юбилея был заложен Владимирский собор; был открыт памятник Богдану Хмельницкому, совершены торжественные богослужения.
Празднование 1000-летия крещения Руси в СССР носило внутрицерковный характер; основные общецерковные торжества проходили 12 июня 1988 года в воссозданном специально к юбилею московском Даниловом монастыре.
Крещение Руси произошло в 988 году и связано с именем князя Владимира, которого историки назвали великим, церковь — святым равноапостольным, а народ прозвал Владимиром Красное Солнышко.
Князь Владимир был внуком великой княгини Ольги и сыном князя Святослава и «вещей девы» Малуши, ставшей христианкой вместе с княгиней Ольгой в Константинополе. Править самостоятельно он начал с 17 лет и первые шесть лет провел в походах. По преданию, в эти годы князь был язычником, любителем военных походов и шумных пиров.
Сильная в военном отношении Русь оказалась окруженной менее сильными, но более просвещенными государствами. Все чаще на Руси было слышно слово проповеди истинной веры, появились и первые русские мученики за Христа, обличавшие служение идолам.
Как повествуют летописи о «выборе вер» («испытании вер»), к князю в Киев в 986 году приходили посольства от разных народов, призывавшие обратиться в их веру. Сначала пришли волжские болгары мусульманской веры и хвалили Магомета, потом иноземцы из Рима от папы проповедовали латинскую веру, а хазарские евреи — иудаизм. Последним, согласно летописям, прибыл проповедник, присланный из Византии. Он стал рассказывать Владимиру о православии. Чтобы понять, чья вера лучше, князь Владимир отправил девять посланников. Послы побывали в тех странах, откуда приходили проповедники. Возвратясь в Киев, они рассказали князю все, что видели, и хвалили православную веру греческую. Однако Владимир не сразу принял христианство.
В 988 году он захватил Корсунь (ныне территория города Севастополя на Украине) и потребовал в жены сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, братья прислали в Корсунь Анну. Там же, в Корсуни, Владимир с дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II.
Крещение Руси
Крещение Руси. Принятие христианства в качестве государственной религии в конце X в. киевским князем Владимиром Святославичем. Традиционная дата события – 988 год.
Рядом авторов термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках. При широком понимании термина главными этапами крещения Руси можно считать:
1) т.н. первое (Фотиевое или Аскольдовое) крещение в 860-е гг., которое принято связывать с именами киевских князей Аскольда и Дира; оно сопровождалось созданием на Руси епископии (или архиепископии), впоследствии погибшей;
2) личное крещение киевской княгини Ольги в Константинополе в 946 г. или 957 г.;
3) крещение Руси Владимиром;
4) активное церковное строительство и меры по организационному оформлению Церкви, расширению епархиальной и приходской структур, предпринимавшиеся при киевском кн. Ярославе Владимировиче Мудром и при его преемниках.
Предпосылки и причины
По совокупности данных исторических источников крещение Руси предстает как целенаправленный выбор кн. Владимира, обусловленный его личными религиозными исканиями и комплексом внутри- и внешнеполитических причин (неудовлетворённость языческими культами в качестве национально-консолидирующего фактора, необходимость вступления Древнерусского государства в число мировых держав и др.).
По свидетельству древнерусской традиции, Владимир и его дружина в конце 980-х гг. приняли решение о смене веры после длительного обсуждения и переговоров со странами, принадлежащими к разным вероисповеданиям. В летописи сохранилось сказание об «испытании вер» кн. Владимиром. Оно повествует о посольствах в Киев от мусульман из Волжской Булгарии, с латинского Запада, от иудаизированных хазар и из Византии, убеждавших князя принять их веру. Владимир отправил собственные посольства «в болгары», «в немцы», «в греки», чтобы «испытать их службу». После возвращения посольств он остановил свой выбор на христианстве византийского обряда, поразившего послов красотой богослужения.
Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано не только с этим, но и с желанием сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время в зените могущества.
Крещение Владимира и дружины
В отношении обстоятельств и времени крещения кн. Владимира в древнерусских источниках нет единства. Согласно «Корсунской легенде» – преданию, которое с рубежа XI–XII вв. вошло в древнерусское летописание, а затем и в Житие св. Владимира, князь принял крещение в захваченном им г. Корсунь, центре византийских владений в Крыму, в 988 г. (однако фактически взятие Корсуни произошло, вероятнее всего, в 989 г.); там же состоялось бракосочетание Владимира с сестрой византийских императоров Василия II Болгаробойцы и Константина VIII Анной. Существует и другая традиция, зафиксированная также уже в XI в., которая приурочивает крещение Владимира к Киеву и ко времени за два года до взятия Корсуни.
Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси
За крещением князя и его дружины последовало организованное государственной властью массовое крещение жителей крупнейших городов, прежде всего Киева и Новгорода. На первые годы после крещения (не позднее 997 г.) приходится учреждение в Древнерусском государстве митрополии с центром в Киеве, подчинённой Константинопольскому патриархату. Одновременно с митрополией в ней было учреждено не менее трех епархий: в Новгороде, в Белгороде Киевском, а также, вероятно, в Полоцке и/или Чернигове. Первыми епископами были греки. В соответствии с церковной традицией (закрепившейся не ранее XVI в.) первым митрополитом Киевским принято считать свт. Михаила, однако, византийские источники дают основания предполагать, что первым митрополитом был Феофилакт, переведённый на Русь из Севастийской митрополии (северо-восток Малой Азии).
С 990-х гг. на Руси разворачивается деревянное храмостроительство. Согласно «Похвале князю Владимиру» (1040-е гг.), написанной будущим митрополитом Иларионом, при Владимире возникли и первые монастыри. В 995–996 гг. в Киеве была освящена первая каменная Десятинная церковь, вероятно служившая княжеским дворцовым собором. С освящением этой церкви древнерусские источники связывают меры государственно власти по материальному обеспечению церковной организации: на её нужды должна была отчисляться десятая часть от совокупных княжеских доходов – десятина, которая собиралась при Десятинном храме. Следствием крещения Руси в законодательной области стало разделение по византийскому образцу княжеской и церковной (митрополичьей, епископской) юрисдикций, которое древнерусская. традиция также относит ко времени правления. Владимира Святославича. В сфере церковного права оказались брачно-семейные отношения, преступления против нравственности, суд над клириками и членами их семей и т. д. Все эти установления нашли отражение в княжеских уставах X-XII вв. Важнейшей задачей стало обеспечение соборных и приходских храмов русскими священнослужителями (для чего детей знати насильственно отбирали «на учение книжное»), а также богослужебными книгами.
Христианство в XI-XII вв.
Основные направления христианизации государства и общества, обозначившиеся в ходе крещения Руси, были продолжены в XI-XII вв. Епархиальная структура сделалась более дробной, число епархий возросло до двенадцати. О развитии в этот период приходской системы трудно судить из-за отсутствия данных; вероятно, оно следовало за развитием государственно-административной. структуры, т. к. приходской храм находился обычно в административном центре (погосте). Совершенствовалось церковно-государственное взаимодействие в области суда. Возраставшие потребности в богослужебных книгах обеспечивались скрипториями, действовавшими при крупных монастырях и, вероятно, при епископских кафедрах. Всё это имело следствием и более активную христианизацию сельского населения. Последние сведения о языческих выступлениях в крупных городах (Новгород, Ростов, Ярославль) относятся к 1070-м гг. С этого времени язычество как общественный фактор более не прослеживается.
Значение крещения Руси
Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.
Крещение Руси было важно и для социальной жизни древнерусского общества. Важнейший постулат христианства исходил из принципа божественной природы верховной власти. Постулат православия о «симфонии властей» превращал церковь в сильную опору власти, давая возможность духовного объединения всего государства и освящения всей системы общественных отношений. Принятие христианства способствовало быстрому укреплению государственных институтов.
Крещение Руси вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.
Литература
Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв. СПб., 1913.
Рапов О.М. Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988.
Фроянов И.Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М., 2012.
Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси X–XIII вв. М., 1989.
Читайте также:
Татьяна Черникова. Расцвет Древнерусского государства при Владимире I и Ярославе Мудром в конце Х – середине XI вв. Русь при Ярославичах и Владимире Мономахе (середина XI- начало XII вв.)
Крещение Руси: как это было
История Крещения в картинках
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Что представляла из себя Русь до крещения? Как князь Владимир совершил свой выбор веры? И какую роль сыграл этот выбор в истории государства? Об этом наш иллюстрированный рассказ.
В 988 году великий князь киевский Владимир Святославич преобразил духовную жизнь подвластной ему Руси.
В ту пору Киев поддерживал дружественные отношения с Константинополем, который на Руси именовали Царьградом. Русский правитель договорился о военной помощи с императорами Константином VIII и Василием II. Взамен князь жаждал заключить брак с представительницей императорского дома Анной, и это ему было обещано. В свою очередь Владимир, язычник, сообщил о готовности креститься, ибо Анна не могла стать женой не-христианина. К нему прибыл священник, от которого правитель Руси и принял крещение в Киеве, а вместе с ним — дети, жены, слуги, часть бояр и дружинников. Личное крещение князя не было случайностью или результатом сиюминутного порыва: оно являлось обдуманным шагом опытного политика и предполагало, что со временем произойдет христианизация всей страны.
Вот только… невесту не спешили отправлять из Константинополя. При всей благожелательности Владимира Святославича, у него оставался лишь один вариант, как получить свое по соглашению, оплаченному воинской помощью. Он осадил византийский город Корсунь (Херсонес). Печально, что мир между христианскими правителями удалось заключить лишь после того, как одна сторона пошла на обман, а другая добилась своего силой…
Византия вернула себе Корсунь, а Владимир получил Анну в жены. Он не сразу покинул Корсунь, но лишь получив сначала уроки христианского «закона». В «Повесть временных лет» вошла легенда, согласно которой именно здесь великий князь принял новую веру; эту легенду приняли как факт и многие историки. Она не соответствует действительности: крещение совершилось ранее, в «стольном граде» князя. Но именно корсунское духовенство обучало Владимира Святославича как новообращенного.
Вернувшись в Киев, князь ниспроверг языческих идолов, а потом крестил киевлян в реке Почайне, притоке Днепра. На Руси утвердилась церковная иерархия во главе с архиереем в сане митрополита. Архиепископ отправился к Новгороду Великому, епископы — в другие крупные города. Там произошло то же самое, что и в Киеве, — ниспровержение «кумиров» и крещение горожан.
Огромный шаг в судьбах Руси совершался с необыкновенной быстротой. Многое множество раз, особенно в советское время, писали о том, что Русь крестили «огнем и мечом», преодолевая бешеное сопротивление, особенно сильное в Новгороде Великом. Но историческая действительность не такова. На первых порах распространение христианства не вызвало сопротивления. Какое-то недовольство новгородцы проявили, но и оно, судя по всему, оказалось незначительным. В Ростове епископа не приняли, и там новая вера распространялась гораздо медленнее, чем где бы то ни было, и с большим трудом. Возможно, причина состоит в этническом составе тамошнего населения: немалую часть Ростовской земли занимали финно-угорские племена, повсеместно проявившие бóльшую стойкость в язычестве, нежели славянские.
В целом же христианство по всей стране принимали добровольно. Его не пришлось навязывать «огнем и мечом» — это поздний миф, не имеющий под собой подтверждений в древних источниках. Слабость и пестрота язычества, уверенная поддержка Церкви правителем, давнее знакомство с христианством в больших городских центрах сделали свое дело: Христова вера утвердилась на Руси скоро и почти бескровно. Не стоит удивляться — к тому времени, когда произошло официальное общегосударственное крещение, христианство уже более века частным образом распространялось на огромных пространствах от Киева до Новгорода. В Киеве задолго до Владимира стояли малые церковки. В дружинах варяжских, находившихся на службе у русских князей, часто встречались простые воины и знатные люди, принявшие Христову веру. Бабка Владимира, княгиня Ольга, тремя десятилетиями ранее посетила столицу Византии и вернулась оттуда христианкой. Откуда быть надрыву и кровопролитию, когда к христианству на Руси давным-давно… привыкли?
1. В древности наши предки были язычниками. В столице Древней Руси, Киеве, были большие языческие святилища. На главном из них, княжеском, стояли идолы, украшенные золотом и серебром. В жертву истуканам языческих «божеств» время от времени приносили людей.
2. Киевский князь Владимир Святославич решил переменить веру. Рядом с его владениями существовали большие города с красивыми храмами и чудесным пением, там процветали знания, создавались новые и новые книги. Язычество ничего подобного дать не могло. Князь принялся беседовать с дружиной и представителями разных религий: какую веру ему принять?
3. По древней легенде, князь отправил посольство из Киева в Константинополь — столицу могущественной Византийской империи. Русские послы побывали под сводами громадного собора святой Софии. Священники повсюду зажгли свечи и совершили богослужение с такой пышностью и торжественностью, что поразили послов. Те вернулись к Владимиру и рассказали об увиденном с похвалой.
4. Владимир решил креститься по обряду Константинопольской Церкви. Два императора, которые тогда правили Византией, вели тяжелую войну. Владимир договорился, что пришлет войско им на подмогу, а они отдадут ему в жены свою сестру Анну. Русское войско отправилось в поход.
5. Владимира крестил в Киеве священник. Скорее всего, это произошло на берегу реки. После правителя в воду вошли дети и приближенные великого князя. Перестав быть язычником, князь мог стать мужем византийской «принцессы».
6. Не дождавшись невесты из Константинополя, Владимир начал было переговоры на эту тему с правителем Корсуня-Херсонеса — богатого византийского города в Крыму. Демонстративно пренебрегая «принцессой» Анной, он предложил отдать ему в жены дочь корсунского «князя». Но ответом на предложение киевского правителя стал издевательский отказ.
7. Тогда войско киевского князя пришло в Крым, под стены Херсонеса. Горожане заперли ворота, изготовившись к осаде. Князь велел делать насыпи, дабы преодолеть с их помощью корсунские стены. Но осажденные потихоньку подкапывали насыпи и уносили землю прочь. В результате насыпи никак не могли сравняться со стенами города. Однако Владимир пообещал простоять хоть три года, но все же одолеть упорство защитников.
8. Долгая блокада города сделала свое дело: среди горожан нашлись те, кто счел капитуляцию более приемлемым итогом войны, нежели мучительные условия осады. Одним из них стал священник Анастас. Он пустил стрелу с запиской, где советовал «перенять» акведук — трубы, ведущие в город питьевую воду. Когда Корсунь остался без воды, город открыл ворота.
9. В итоге Владимир Святославич вошел в город. Не сдержав гнева, он казнил тамошнего стратига с женой, а дочь его отдал в жены одному из своих сторонников. Однако город вовсе не предназначался к разрушению и разграблению. Взяв его, князь принудил Византию исполнить все обязательства по договору.
10. Вряд ли князь киевский знал славянскую грамоту. Среди корсунских священников были те, кто мог говорить по-славянски и по-варяжски, ибо это был большой торговый город. Они вели беседы с правителем большой северной страны, просвещая его живым словом. Именно тогда Владимир освоил начала христианской веры.
11. На византийском корабле, наконец, прибыла принцесса Анна. Она венчалась с Владимиром Святославичем по обряду восточнохристианской Церкви. До нее князь, руководствуясь языческим обычаем, имел многих жен. Теперь он с ними расстался, поскольку христианину нельзя состоять в браке с несколькими женщинами одновременно. Некоторые из прежних супруг Владимира вступили в повторный брак с его вельможами. Другие предпочли воздержаться от новой свадьбы.
12. Вернувшись из Корсуня, Владимир приказал разрушить языческие святилища в своей столице. Деревянные истуканы, изображавшие «божеств», полетели в Днепр.
13. Киевляне зашли в воду всем многолюдством великого города. За один день приняли Крещение многие тысячи горожан. Обряд совершали священники из свиты Анны, а также Анастас Корсунянин и другие представители духовенства из Корсуня.
14. После Крещения в Киеве началось строительство нескольких небольших храмов. Позднее появилась и величественная Десятинная церковь. Столь значительных каменных построек наша страна до того не знала.
15. Позднее в храмах возникли школы. Детей учили славянской и греческой грамоте, знакомили их с книгами.
16. Эти книги сначала привозили в Киев и другие города Руси из-за рубежа. А потом их стали изготавливать в нашей стране. На Руси возникли собственные книгописные мастерские и отличные живописцы, искусно украшавшие книжную премудрость миниатюрами. Скоро в Киеве появились первые книги, повествующие о русской истории. Их называют летописями. Именно в летописях и сохранился рассказ о том, как была крещена Русь.
Рисунки Екатерины Гавриловой
На заставке: К.В. Лебедев. Крещение киевлян. Фрагмент картины
Владимир Святославович
Фото Все
Видео Все
«Князь Владимир. Креститель Руси». Документальный фильм
Князь Владимир Святославич
Владимир Красно Солнышко | ЕГЭ История | Эля Смит | 2021
Владимир Святославович — биография
Владимир Святославович – князь новгородский, великий князь киевский, креститель Руси.
Он сыграл исключительно важную, судьбоносную роль в истории России. Князь Владимир Святославович – именно через него Русь обрела православную веру, а сам он, всем сердцем восприняв Христа, повел за собой народы к свету Божию. Его называли равноапостольным, так как то, что он совершил, могли выполнить только апостолы, несшие веру Христову на многочисленных землях. По своим деяниям Владимир получил имя Великий, и именно так его поминают в храмах. Еще одно его имя – Владимир Креститель, так как он осуществил крещение древней Руси. А простой народ звал его Красное Солнышко, за добро и милосердие, проявленное им при жизни. Кроме Владимира Святославовича на Руси больше не было человека, кардинально и решительно сменившего ход ее истории.
Установить точную дату рождения князя историкам так и не удалось. Предполагают, что это неординарное событие произошло примерно в период с 955-го по 960-й годы. Местом рождения великого князя называют село Будятин близ Киева, но это документально не подтверждено. Владимир является потомком могущественного рода Рюриков, незаконнорожденным сыном князя Святослава Игоревича и девицы Ольги Малуши, служившей ключницей при княгине.
Княгиню сильно разгневала любовная интрижка сына, она решила избавиться от беременной рабыни, и отправила ее подальше от глаз своих. Однако от внука отказываться не стала, когда Владимир был трехлетним мальчишкой, его привезли в Киев. Далее его воспитанием занимался брат княгини – воевода Добрыня.
Новгород
Князь Святослав буквально не вылезал из военных походов, его мало интересовали внутренние дела на подвластных ему землях. Поэтому все территории, находившиеся в его владении, князь разделил между сыновьями. Ярополк начал править в Киеве, Олег получил Древлянскую область (территория современной Беларуси), Владимиру достался славный город Новгород.
Владимир Святославович
Гибель Ярополка
Убийство Ярополка князем Владимиром
Князь Киевский
Дружинники Ярополка присоединились к войску Владимира и вошли в Киев. Князь уже имел достаточно воинов, и в помощи варягов совсем не нуждался. К тому же, они постоянно грабили земли, захваченные в бою, а отдавать на разграбление Киев Владимиру не хотелось. По этой причине он решил оставить при себе только проверенных и верных соратников, а остальным предложил вернуться в Константинополь, где их якобы ожидают новые способы обогащения. Владимир обратился к византийскому императору с просьбой принять на службу варягов, отправить их в разные места. Император был рад оказанной Владимиром военной помощи.
После реформы собственного войска, Владимир начал укреплять собственную власть. В ее основе лежала языческая религия, оправдывавшая разгульный образ жизни князя. К тому времени он имел пять жен, причем, законных и примерно тысячу наложниц.
По приказу Владимира в Киеве возвели капище, соорудили огромных идолов главных богов языческой религии. Именно там постоянно проводили обряды, выполнялись жертвоприношения, укреплявшие власть князя. Так во всяком случае, думал сам Владимир. И сейчас сохранилось изображение Перуна, главного языческого божества. У него человеческая голова, увенчанная шлемом, усы, которые напоминают самого Владимира Великого.
На протяжении первых десяти лет правления князя Русью, он воевал и побеждал внешних врагов, объединял русские земли в одно целое государство.
Однако по мере расширения границ на запад, Владимир все отчетливее понимал, что нужно менять религию, выбирать более передовую и распространенную. Князь оказался дальновидным политиком, он быстро понял, что язычество препятствует дальнейшему развитию Руси. Многочисленные жители его земель – приверженцы христианства, в том числе и его родная бабка, княгиня Ольга.
Крещение князя Владимира
После тщательного взвешивания всех плюсов и минусов, переговоров с представителями различных конфессий и советов, данных ему вельможами и мудрыми старцами, князь Владимир решил остановиться на христианстве. Именно принятие этой религии открывало двери для добрососедских отношений с Византией.
Личная жизнь
Правители Константинополя не раз пользовались военной помощью Владимира, и поэтому он решился попросить руки их сестры Анны Византийской. Императоры не возражали, но выдвинули одно условие – Владимир должен принять христианство. Но принцесса ответила категорическим отказом на предложение русского князя, она сказала, что никогда не станет женой варвара и внебрачного сына. Владимир пришел в ярость, отправил свое войско в Тавриду и организовал осаду Корсуни (современный Херсонес в Севастополе). Затем он снова обратился с предложением к принцессе, но теперь сказал, что если она откажет и на этот раз, то возьмет в осаду Константинополь. Императоры не нашли другого выхода, как уговорить сестру выйти замуж за Владимира. В пути ее сопровождали священники.
Братья снарядили роскошную свадебную флотилию, и отправили ее в Корсунь. Именно там и крестили князя Владимира, который к тому времени практически ослеп. Однако во время совершения обряда он прозрел, проникся Божией благодатью и сразу же окрестил своих приближенных – бояр и дружинников. Там же состоялось и венчание русского князя с византийской принцессой. Во время обряда князя крестили под именем Василий, так звали одного из братьев Анны. Владимир был настолько благодарен императорам, что не стал принимать от них щедрые свадебные подарки, и отдал им Корсунь.
Князь Владимир с сыновьями
По возвращению в Киев русский князь провел обряд крещения своим сыновьям, а спустя некоторое время и всем жителям города, приказав им явиться на берег Днепра. Биография князя резко изменилась после принятия христианства. По его приказу капище с языческими идолами полностью разрушили, на этом месте выросла православная церковь святого Василия. Византийские мастера помогли построить храм Пресвятой Богородицы, которому дали название Десятинный. Название не случайно, Владимир приказал отдавать на пользу церкви десятую часть всех доходов государства.
На территории всех земель появились просветители и священники, распространявшие на Руси новую веру. Владимир больше не поддерживал отношения с прежними женами, отказался от наложниц. Счастье в личной жизни он обрел с Анной, своей единственной женой, данной ему Всевышним. Именно Анна сподвигла Владимира на просветительскую деятельность, он издал указ об организации специальных учебных заведений, готовящих русских священнослужителей, стал автором нового церковного устава, названного Кормчей книгой. Владимир не жалел земельных угодий, и на Руси началось массовое строительство монастырей и церквей. Специально для русских монахов князь купил скит на Афоне.
Во время правления Владимира начали чеканить монеты из серебра и золота с его изображением. Если бы не эти монеты, потомки не смогли бы узнать, как выглядел при жизни сам Владимир. Князь стал истинным христианином, он не отказывал в помощи нищим и страждущим, открывал школы, больницы, помогал голодающим и неимущим.
Однако не все русские земли с радостью приняли христианство, как Киев. В некоторых областях отказывались принимать новую веру, организовывали бунты и восстания. Для их подавления Владимир всегда применял силу. В остальных вопросах он вел себя довольно миролюбиво, прекратил завоевательную деятельность, укреплял границы собственного государства. Это был период интенсивного строительства городов-крепостей, правителями которых стали его сыновья.
Вражда между сыновьями
Незадолго до смерти Владимира его сыновья перессорились друг с другом, между ними разгорелась междоусобная война. Князь был отцом двенадцати сыновей, у каждого из которых были свои земли. Больше всех Владимир любил младших – Борис и Глеба, поэтому наследником трона решил объявить Бориса. Это очень не понравилось старшим сыновьям – Святополку и Ярославу.
Святополк был сыном старшего брата Владимира – Ярополка. С ранних лет мальчик ненавидел князя, называл его убийцей отца. Святополк взял в жены дочь польского князя, и, получив поддержку поляков, решил занять русский трон, несмотря на волю князя Владимира. Этот заговор вовремя раскрыли, Святополк был заточен в крепость.
До Святополка все же дошли слухи о смерти отца, и он решил претендовать на престол. Однако тут взбунтовались жители Киева, выступили с требованием посадить на трон Бориса. Святополку ничего не оставалось делать, как расправиться с Борисом и Глебом руками наемных убийц. После Святополк добрался и до брата Святослава, владевшего древлянскими землями. Остановить зарвавшегося брата довелось Ярославу. Он подождал момента, когда брат остался без поддержки своего войска, и выступил на Киев. Святополка не любили горожане, поэтому ждать от них помощи не приходилось. Он бежал, и впоследствии был убит в бою на реке Альт.
Память
Князя Владимира канонизировали, такой почести он удостоился за величайшие заслуги в создании государства и крещении Руси. Ежегодно 15 июля отмечается день его памяти, это большой религиозный праздник. Памятники Владимиру Великому есть во многих городах постсоветского пространства, его именем названы улицы и площади городов и поселков. В Херсонесе возвели величественный храм, названный именем Владимира Великого.
Тысячелетие со дня смерти князя Владимира отметили открытием в Москве самого большого в мире памятника 4 ноября 2016 года.