Как называют человека сменившего религию
Кто такие неофиты?
Особое внимание в обществе необходимо обратить на неофитов
Мы живем в обществе, где человек волен следовать религиозным убеждениям по своему выбору и в силу своей индивидуальности. Право на свободу вероисповедания закреплено и в Конституции России. Но есть в обществе люди, на которых следует обратить особое внимание. Это так называемые неофиты – лица, сменившие веру. Как правило, смена религии оказывает на их личность очень сильное и не всегда положительное влияние.
В группе риска – «конверты»
Слово «неофит» пришло к нам из греческого языка, оно означает новообращенного в какую-либо религию человека, нового приверженца религиозной конфессии. В православной церковной среде неофитством называется своего рода болезнь новичков. Характеризуется она, прежде всего, излишним рвением в религиозных делах и импульсивностью. Неофит – нередко радикал, который, обретя новый смысл жизни, готов принести в жертву ради него практически всё и всех, включая счастье и благополучие близких.
Известны случаи, когда эти порывы внезапно проснувшейся религиозности разрушали семьи, причиняли значительный вред, в том числе и детям. Неофит – это чаще всего человек, плохо осознающий свою ответственность и слишком сильно полагающийся на волю Божию. Ему не достает опыта, гибкости ума и мудрости, а потому в своих более умеренных братьях и сестрах он видит едва ли не отступников.
Такие люди отличаются максимализмом, что с одной стороны делает их чуть ли не ангелами, а с другой – экстремистами. Они могут безвозмездно помогать нуждающимся и жертвовать огромные суммы, но в то же время с неукротимой ненавистью обрушиваться на всех, кого посчитают врагами религии.
– В западной социологии люди, которые решили сменить веру, называются «конвертами», то есть совершившими «переконвертирование», – говорит кандидат философских наук, член Союза журналистов России, священник Ставропольской и Невинномысской епархии Антоний Скрынников. – Зачастую эти люди принимают радикальные формы ислама.
Если мы внимательно присмотримся ко многим известным на Кавказе террористам, то зачастую это были сменившие веру этнически русские люди, многие из них – в прошлом крещенные. К примеру, Саид Бурятский (Александр Тихомиров) – салафитский проповедник и один из идеологов северокавказского вооруженного подполья. Можно вспомнить Аминат Курбатову (Аллу Сапрыкину), актрису русского драматического театра Махачкалы, которая взорвала себя на приеме у известного шейха Саида-афанди. Погиб сам шейх и семь человек в приемной, включая 12-летнего мальчика.
Если говорить о путях вовлечения и обращения русского населения радикалами, то их два, считает отец Антоний. В первом случае парень-ваххабит знакомится с русской девушкой или женщиной, через какое-то время с ее стороны появляются чувства. Когда отношения выходят на серьезный уровень, парень говорит девушке, что очень хочет быть с ней, но его род, тейп, не примут ее, если она не станет мусульманкой. Если она соглашается, то дальше начинается уже собственно религиозная обработка.
Второй способ не менее, а, может быть, даже более эффективен: использование социальных сетей. Молодежь сейчас буквально живет в них. Это говорит о том, что нам пора вводить наряду с таким понятием как гигиена полости рта – интернет-гигиену, и приучать к ней наших детей.
«Порицай порицаемое»
С православным священником солидарен и муфтий Ставропольского края Мухаммад Рахимов.
– Деструктивные, радикальные секты, оккультные группы и экстремистские течения становятся все более изобретательными, – рассказывает он. – Каждый год они придумывают новые методы вовлечения молодежи в свои ряды. Чаще всего в сети вербовщиков попадаются новобращенные, так называемые неофиты. Именно эта категория легче всего поддается навязыванию радикальных убеждений.
Характерная активная деятельность только пришедших в другую веру, их полная отдача себя во власть нового, вина за домусульманское прошлое – то, чем чаще всего пользуются вербовщики.
Для неофитов характерно отсутствие начального исламского образования и при этом особое стремление к самообразованию, желание укрепить свой иман (веру). Как правило, такой поиск знаний происходит чаще всего в интернете через прослушивание сомнительных лекторов и однотипных статей или роликов на тему «порицай порицаемое».
Обычный мусульманин быстро становится неинтересен неофиту. Такой может дать только базовые знания, а неофитам хочется большего. Начинается поиск нового круга общения, диктуемый новыми интересами. А самые активные и агрессивные – это именно радикалы. Они и сами верят в свои идеи, и неофита ими заражают. Вербовщики цепляют человека эмоционально, раз за разом эксплуатируя идею халифата. Говорят, если ты принял ислам, значит, должен признавать только ислам, в твоем окружении должны быть только мусульмане. Не хочешь, опасаешься куда-то ехать, создавай вокруг себя исламское государство. Если родители не мусульмане, а у новообращенных так часто бывает – оставь их. Неофита пытаются любым способом отдалить от семьи.
По словам муфтия, основным учителем неофитов стал интернет. Обрывочные, вырванные из теологической системы сведения доходят не просто в отрыве от контекста, но и вне связи с религиозными предписаниями, ценностями и моралью. Такая выборочная подборка аятов и хадисов превращается в инструмент, тешащий собственное тщеславие, приводящий к самовозвеличиванию.
Активную угрозу представляют сейчас средства массовой коммуникации, ведь большинство неофитов сталкивается с негативным отношением со стороны семьи и социума. И для них очень важно окружение, в котором они могут проявлять свою религиозную идентичность. Исполнение намаза (обязательной пятикратной молитвы), ношение хиджаба и прочие обязанности могут сопровождаться конфликтами в семье и на работе, в которых неофит склонен обвинять других и обстоятельства, тем самым развивая в себе фрустрацию и невротизм.
Тут-то и он и попадает в первую и самую серьезную зону риска. В ней начинается поиск тех, кто поддержит, приободрит и научит. А виртуальное общение позволяет легко освоиться в новом статусе. Иллюзия равенства в коммуникации – дополнительный фактор, закрепляющий контакт на уровне эмоций.
Попадая к радикалам, молодые люди вообще перестают думать самостоятельно, становятся зависимыми от других. Эти особенности вербовщикам хорошо известны. С их подачи неофиты становятся «спасающими» народ фанатиками, желающими построить всеобщий принудительный рай или же этого рая достичь, устраняя всех, кто мыслит иначе.
Осторожно, мессенджеры!
Еще год назад самым распространенным видом вербовки была умелая пропаганда в социальных сетях, однако в последнее время благодаря успешной работе компетентных структур количество таких вербовок заметно снизилось. К сожалению, активность сместилась в различные мессенджеры, прежде всего, WhatsApp, Viber и Skype. Этот тренд заметен при анализе содержания компьютерных экспертиз в ходе расследования конкретных уголовных дел.
Также стоит отметить, что эксперты выделяют три категории граждан, потенциально предрасположенных к вербовке: это молодежь, трудовые мигранты, которые живут в состоянии серьезного экономического и психологического стресса, заключенные.
Студенты вошли в группу виктимных граждан в силу своего незначительного жизненного опыта. Молодые люди объективно не способны просчитать последствия: «Что будет, если я уеду в Сирию или Ирак? Как я буду оттуда возвращаться? Что со мной будет потом?». Если на первые два вопроса они сами себе отвечают, то на третий уже нет.
Что касается трудовых мигрантов, то, оказавшись в другой культурной, языковой среде, они живут в условиях огромного психологического стресса. И вербуют их не в мечетях, а в местах компактного проживания: на стройках, рынках, в плотно заселенных общежитиях.
Часто экстремисты посещают мигрантов после предварительной обработки именно через социальные сети. То есть заранее выясняют, готов ли тот или иной человек разделить экстремистские взгляды, высказывает ли он радикальные идеи.
Есть и еще один путь вербовки неофитов. Совместное содержание в тюрьмах тех, кто был осужден за преступления экстремистского характера, с осужденными за кражи, грабежи, разбои, убийства создает благодатную почву для распространения радикальных идей, преподнесенных под видом равенства или наказанием тех, из-за кого ты попал в тюремные застенки.
Человек, который не опытен в исламе, но исламом интересуется, сразу же становится интересен тем, кто занимается вербовкой в террористические организации. Неофита видно сразу, к нему подходят специально обученные проповедники и начинают рассказывать, какой на самом деле ислам, предлагать свою помощь в изучении этой религии, мило улыбаются, затем зовут на чай в какое-нибудь другое место. Так мало-помалу и начинается вовлечение в организацию.
Каждому – индивидуальный подход
Власти Северного Кавказа выражают беспокойство в связи с тем, что число новообращенных в регионе стремительно растет. Такое заявление сделал на днях полпред президента в СКФО Александр Матовников. Полпред пояснил, что не видит ничего плохого в том, что жители региона принимают какую-либо веру, однако, властям необходимо понимать, для чего они это делают – истинны ли их религиозные чувства.
В свою очередь начальник главка МВД по Северо-Кавказскому федеральному округу Сергей Бачурин отметил, что некоторые проблемы, касающиеся радикализации общества и преимущественно молодежи, действительно существуют и требуют решения. По его словам, наибольшее беспокойство вызывают как раз люди, поменявшие свои религиозные взгляды. Он уточнил, что новообращенные являются наиболее мотивированными и зачастую фанатично настроенными сторонниками экстремистских и террористических идеологий.
Начальник полицейского главка также отметил, что только за первое полугодие текущего года в регионе было зафиксировано 1058 неофитов. Это достаточно большая группа людей, поэтому они не должны быть безразличны местным властям и правоохранителям.
В правительстве Ставропольского края считают, что неофиты действительно нуждаются во внимании со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Власти должны вовремя оказать человеку поддержку, помочь ему адаптироваться в социальной среде и не допустить попадания под влияние радикальных идей.
Сотрудниками органов местного самоуправления проводится адресная профилактическая работа в отношении неофитов, если для этого есть причины.
– К каждому конкретному случаю необходим индивидуальный подход, – говорит председатель комитета Ставропольского края по делам национальностей и казачества Александр Писаренко. – Очень важным является понимание мотивации человека, решившего сменить веру. Если данное решение принято человеком осознанно, добровольно, без внешнего воздействия и давления, то, как правило, в проведении адресной профилактики нет необходимости. Если семья благополучная, социализированная, члены семьи не склонны к радикальным идеям и не имеют проблем с законом, профилактическая работа не проводится.
Председатель комитета считает, что лицам, сменившим веру, не следует избегать общения с представителями государства, ведь их усилия всегда направлены только на то, чтобы помочь человеку, не допустить его вступления в ряды экстремистов.
«Мусульманство и православие показались мне слишком мрачными, я же хочу радоваться здесь и сейчас!» Три реальные истории людей, изменивших свою веру и религию
Раньше людей, менявших вероисповедание, называли выкрестами и ренегатами. Сейчас это называют свободой выбора и духовным поиском. И слава Богу! А точнее, богам, какими бы странными они нам порой ни казались.
Виктория: «Меняешь не веру, а жизнь»
В детстве меня крестили в православной церкви, и на этом мои отношения с религией закончились на много лет. В нашей семье вопросам веры не придавали никакого значения, я и обе мои сестры росли атеистками. Так продолжалось, пока не умерла мама, мне тогда было 19. Она долго болела и ушла у меня на руках. А я после этого долго не могла вернуться к нормальной жизни: почти перестала общаться, могла расплакаться, например, услышав мамину любимую песню или встретив на улице женщину в похожей одежде. Кто-то из старших родственниц посоветовал сходить в церковь. Не помню, как долго я там стояла и плакала. Но домой вернулась немного успокоенной.
С тех пор стала ходить регулярно — поплакать. Потом появился интерес другого рода — захотелось немного понять, что вообще происходит, если уж посещать храм, то осознанно. Я не стала фанатичной христианкой, но приучилась молиться на ночь, соблюдать посты, ходить на службы. И продолжала все это делать, даже выйдя из эмоционального пике, правда, в храм заглядывала уже реже. Через 6 лет во время поездки в Израиль я познакомилась с моим тогда еще будущим мужем.
Сначала мы просто общались, потом стали ездить друг к другу и, наконец, решили пожениться. Он не ставил никаких условий, но мне хотелось показать, что моя любовь — не только слова. Оказалась, что это сложнее, чем я думала. Речь не о том, чтобы просто поменять веру, надо было стать еврейкой, то есть полностью принять образ жизни. Я изучала язык, традиции, законы Торы — пришлось работать с огромным количеством информации, причем очень непривычной. Проще всего было с внешностью. Правила подразумевают скромный образ, но я и так почти не пользовалась косметикой, носила невысокие каблуки — и не из религиозных соображений, просто мне так удобнее. Разве что купила еще несколько юбок.
Никакого внутреннего раздрая я не испытывала. С православием меня столкнули обстоятельства, и я благодарна ему за то, что смогла пережить очень трудное для меня время. А иудаизм — это мой выбор. Я не чувствую себя предательницей: если мне предстоит жить в Израиле, то надо знать и уважать законы этой страны и чувствовать себя своей. В Иерусалим к мужу я переехала два года назад. Многое из того, что я узнала, готовясь к гиюру, мне пока не пригодилось. Но, думаю, для него найдется время, например, когда у нас появятся дети. Мы не особенно религиозны, но по субботам и праздникам ходим в синагогу. Вообще, Израиль — светское государство, но здесь очень трепетно относятся к традициям. Было бы трудновато вникать в это без подготовки.
Сергей: «С православием у меня эстетические разногласия»
Не знаю, можно ли в моем случае говорить о смене религии, ведь я остался в рамках христианства, хотя получилось все сложно и запутанно. 40 лет назад крестить детей было не очень принято, но моя прабабушка с польскими корнями настояла, чтобы меня окрестили в католической церкви. На дальнейшей жизни это никак не отразилось: прабабушка вскоре умерла, а родители никогда не были верующими людьми. Похоже, они вообще забыли об этом, потому что я вообще не знал, что я крещеный. Узнал только в 18 лет. Как и многих, меня в этом возрасте настигли метания и поиски, в том числе религиозные, и я крестился в православной церкви. А когда сказал маме, она мне и сообщила, что это уже второе крещение. Впрочем, и двойной обряд никак на меня не повлиял: поиски пути привели к научному мировоззрению и исключительно светскому образу жизни.
Правда, я иногда любил порассуждать о том, что католичество мне ближе эстетически: скромная обстановка в храме, орган, скамейки и очень корректное отношение друг к другу. В костеле никого не волнует, как одет молящийся рядом, там не шикают на расшумевшихся детей. Мне кажется, для современного человека это органичнее и естественнее. Но себя в рамках какой-то конфессии я по-прежнему не видел.
В принципе все это можно тоже назвать эстетическими разногласиями. Да, католицизм не идеален, как любая религия. Но все-таки это мое, как выяснилось, первое вероисповедание, пусть мой и не осознаваемое. Когда бываешь в католических странах, обращаешь внимание на то, что люди там добрее, радостнее и терпимее друг у другу. Мне однажды сказали, что я не понимаю сути религий, а зацикливаюсь на внешних эффектах. Да, это так. Но покажите мне человека, который в вопросах веры ориентируется на догмы? Все мы ищем душевного комфорта, идем туда, где нас поймут и утешат. И если кому-то не нравятся излишняя позакушность обрядов, часы патриархов, общая агрессивность и лицемерие, то он не обязан с этим соглашаться ради того, чтобы не прослыть вероотступником. Поэтому, когда у меня возникает потребность услышать слова священника, звуки церковной службы, я иду в костел.
Ирина: «Я хочу радоваться сейчас!»
Я искала свою веру несколько лет. Собственно, сначала у меня не было никакой, а потребность в ней была. Пыталась ходить в православные храмы, читала о мусульманстве, много общалась с представителями этих религий — они ведь у нас самые распространенные. Но и то и другое казалось мне слишком мрачным: неизбежные страдания при жизни с обещанием блаженства после смерти. Я же хочу радоваться сейчас! С буддистами я познакомилась случайно — на одном музыкальном фестивале. И первое, что меня поразило, — это их спокойствие и всегда хорошее настроение.
О буддизме я тогда вообще ничего не знала, только слово это слышала. И было бы большой самонадеянностью заявлять, что за три года я во всем разобралась. В буддизме много направлений, и это позволяет осмысливать, рассуждать, делать выбор. В других же религиях такой свободы выбора нет — предполагается, что ты или веришь, или нет, а это не всем подходит. Мне до сих пор трудно принять такую точку зрения, хотя я научилась с уважением относиться к чужой вере, даже если не могу с ней согласится.
Вообще, веротерпимость буддизму свойственна. От буддиста вы никогда не услышите, что чья-то вера правильна, а чья-то — нет. Это пример уважения к другим. Даже в рамках этой религии никто не считает себя вправе кому-то что-то навязывать. Например, среди буддистов много вегетарианцев, но, как сказали мне еще в самом начале мои буддистские друзья, заставлять кого-то не есть мясо — это хуже, чем есть его самим.
Мне нравится, что буддизм не отрицает многие научные достижения, как, например, христианство. Учение Будды прекрасно сочетается с любым мировоззрением, потому не вытесняет его, а дополняет. Часто можно услышать, что буддизм отрицает материальную сторону жизни. Это не совсем так, он учит не гнаться за недоступным и не отчаиваться, если что-то пока не получается, и зацикливаться на своих желаниях. Это вера самостоятельных людей: считается, что духовная жизнь человека зависит только от него самого.
По большому счёту, сколько попов, столько и мнений. И мнение верующего формируется на основании отношения к вопросу того священника, которому тот доверяет, который пользуется у него авторитетом.
Сегодня, при тотальной клерикальной экспансии, для многих вопросы смены веры становятся очень актуальны. Единого мнения о том, насколько возможно и возможно ли вообще раскрещивание для перехода из одной религии в другую не существует. Хотя, язычники производят обряды очищения от креста. Церковь такого обряда не признаёт.
Про то, как можно поменять религию, на сайте уже говорилось, правда вопросы ставились несколько иначе.
В каждой религии относятся хорошо к тем, кто сменил веру на именно эту религию и не любят тех, кто из нее ушел.
Православие вообще по названию самому утверждает что именно оно правильное, правильно славит Бога. Называют сменивших веру в Православии «вероотступник» или «вставший на путь праведный» в зависимости от того, в какую сторону произошла смена веры.
Приходилось беседовать на эту тему с католическим священником. Он сказал, что перехода какого-то официального из Православия в Католичество сегодня не требуется. Если человек крещен в Христианстве, то этого достаточно, можно принимать участие в любых обрядах.
Каждый вправе сам решать, как ему поступать.
Скажите про смену веры?
По сути своей, Православная церковь должна со смирением и спокойствием относиться к человеку, который вышел из Православия. Это бывает по нескольким причинам: принял другую веру(религию), разочаровался в Православии и т.д.
Но на деле совсем по-другому. Таких людей, которые покидают лоно Православной церкви «за глаза» называют предателями, вероотступниками(отступили от веры) хотя на людях ни один священнослужитель так не скажет, в отличие от самих верующих, которые могут и плюнуть в след.
Но среди и священнослужителей, прихожан есть спокойные и адекватные люди, которые могут просто спросить: » А почему ты это сделал?» и, получив ответ, просто пожелают любви, счастья и удачи.
Все люди разные и отношения тоже разное. Самое главное, это оставаться человеком и действовать, как велит сердце и подсказывает разум. И ничего не бояться.
Церковь не должна удерживать, а со спокойствием и смирением принять решение сменить веру, а точнее вероисповедание.
Про тех, кто меняет-Родину, Веру, и еще что нибудь.
Рыба ищет где, глубже, а человек-где лучше. Наличие мозгов при смене веры, в таком случае,одинаковое.
Без принятия кармы и реинкарнации дальнейшее понять не получится:)
Читаете дальше? Значит, примите, что ЭТО существует.
Что заставило 9 знаменитостей изменить религию и перейти в другую веру
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Джанет Джексон
Младшая сестра Майкла Джексона в 2017 году приняла ислам. Правда, решилась на этот шаг она не в процессе длительных поисков себя. В 50-летнем возрасте певица впервые стала мамой и тогда же перешла в другую веру. На этом настоял её бывший уже муж, катарский миллиардер Виссам аль-Мана.
Игорь Верник
Знаменитый российский актёр и ведущий увлёкся буддизмом после знакомства со своим американским коллегой Ричардом Гиром. Долгая и увлекательная беседа актёров привела к появлению у Игоря Верника интереса к данной религии. После он лично встречался с ламой Оле Нидал, а затем прошёл полный обряд посвящения в буддисты.
Мэрилин Монро
Культовая актриса тоже не особо утруждала себя поисками смысла бытия, но в 1956 году она заявила о переходе в иудаизм. Побудил к этому её предстоящий брак с Артуром Миллером. Через два дня после гражданской церемонии супруги вступили в брак в соответствии со всеми традициями иудаизма, ради чего актриса и сменила религию. После того, как известие о новой вере актрисы стало достоянием гласности, в Египте были запрещены абсолютно все фильмы с участием Мэрилин Монро. После развода с мужем заявлений об отказе от иудаизма не последовало, но в Египте запрет с фильмов, в которых снималась актриса, был снят.
Константин Хабенский
Известный актёр и режиссёр никогда не афиширует свою личную жизни и не обсуждает в своих интервью вопросы, касающиеся его веры. Но друзья актёра утверждают, что он принял католичество, а перед этим он прошёл долгий этап духовных поисков и страданий после смерти своей первой жены Анастасии Смирновой. По свидетельству друзей Константина Хабенского, католицизм стал той религией, которая близка мировосприятию актёра.
Элизабет Тейлор
Королева Голливуда приняла иудаизм после того, как узнала о страданиях еврейского народа в годы Второй мировой войны. Нужно сказать, что её третий и, как утверждают, любимый муж Майкл Тодд, был евреем. Спустя год после его трагической гибели в авиакатастрофе Элизабет Тейлор стала следовать законам иудаизма и принимать близко к сердцу нужды и тяготы еврейского народа. Она стала борцом за права евреев, выступала в их защиту, а в 1976 году, узнав о захваченных террористами в Энтеббе заложниках-евреях, предложила себя в обмен на жизни невинных людей. Посол Израиля Симхе Диницу, которому озвучила актриса своё предложение, отказался, заметив, что этого народ иудеев никогда не забудет.
Сергей Романович
Молодой российский актёр прославился после первой же работы в кино, сыграв роль Юрия Шатунова в фильме «Ласковый май» Владимира Виноградова. Сегодня на счету Сергея Романовича множество главных ролей в фильмах и сериалах, в том числе в картинах «Чернобыль. Зона отчуждения» и «Ольга». Причиной возникшего интереса актёра к исламу стал спор с его другом, показавший, что Сергей ничего не знает об этой религии. Долгое изучение вопроса привело к принятию Сергеем Романовичем ислама, который, по его словам, открыл актёру новые грани жизни.
Ляйсан Утяшева
Изначально известная гимнастка и супруга шоумена Павла Воли исповедовала ислам. Но в 2009 году она заявила в одном из своих интервью о принятии православия. Её привлекает внешняя красота православных обрядов и внутренний покой, который даёт ей христианство. При этом Ляйсан Утяшева заявляет об уважении ко всем религиям, потому что на каждом этапе её жизни встречались люди разных вероисповеданий, сыгравшие значимую роль в её жизни.
Святослав Ещенко
Популярный российский юморист не скрывает того факта, что является вайшнавом – последователем одного из направлений индуизма, поклоняющимся Кришне и Раме. Он называет своим духовным наставником гуру Шрила Мукунда Госвами, первого ученика Шрилы Прабхупады в Америке. Его наставлениям он следует в своей жизни и признаётся: долгие поиски смысла бытия завершились после посвящения, а его жизнь, наконец, обрела смысл.
Популярная певица исповедовала веру курдов езидизм. Но в 2004 году, перед тем, как стать женой бизнесмена Сергея Матвиенко, она приняла, по его настоянию, православие, а после обвенчалась с ним в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга. К сожалению, этот брак распался спустя всего полтора года, но больше Зара вероисповедание уже не меняла.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: