Как называют батюшку у евреев
Коэны — священники в Храме
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Коэны (коены, коаним, иврит: כֹּהֵן) — еврейские священники, потомки первосвященника Аарона, которые выполняли служение в переносной Скинии Завета — Мишкане в пустыне, а затем — в Иерусалимском Храме. Слово «коэн» несколько раз встречается в Пятикнижии в значении «жрец», «священнослужитель», но впоследствии этот термин закрепился именно за еврейскими священнослужителями из рода Аарона, избранного Б-гом в качестве жреца-коэна. В настоящее время многие потомки коэнов носят фамилии Коэн, Коган, Каган, Кац.
Дословный перевод слова коэн на русский язык, как было сказано — священник, который участвует в Б-гослужении, происходящем в Храме (см. комм. Раши на Берешит 47:22, Ибн Эзра на Берешит 41:44). Это слово употребляется в Танахе не только, когда речь идёт о еврейских священниках, которые служат единому Творцу, но и когда говорится о неевреях — жрецах, которые служат различным языческим божествам. Так, например, в разделе Микец упоминается Поти Фера коэн Он, в разделе Ваигаш египетские жрецы называются коаним, а в разделе Шмот Итро назван «коэн Мидьян».
Потомки Первосвященника Аарона благословляют народ «Благословением коэна»
Еврейскими священниками являются потомки Аарона по отцовской линии. Большинство элементов Храмового служения «действительны», только если они осуществляются коэнами.
Помимо работы в Храме, на коэнов возложено указывать народу верную дорогу (см., например, Дварим 17:9).
Поскольку коаним призваны быть ближе к Творцу, у них есть ряд обязанностей (заповедей), предписанных только им. Выполняемые ими заповеди помогают им достичь близости к Творцу.
Однако Рамбам говорит (Законы Шмита вэ-Йовель 13:13), что каждому еврею дана возможность уподобиться коэну. Привожу слова Рамбама:
«И не только одно лишь колено Леви, но и любой человек из приходящих в этот мир, которого подвиг дух его и умудрило сознание его отделиться, чтобы стоять пред Всевышним, и служить Ему, и быть на службе Его, знать Всевышнего; [если он] шёл путём прямым, как его создал Всевышний, и сбросил с шеи своей ярмо множества расчётов, которыми [обычно] занимаются люди, — такой человек освящается, и становится святая святых, и будет Всевышний долей его и уделом его навсегда и во веки вечные, и даст ему в этом мире достаточно, как дал Он коэнам и левитам. Ведь Давид, мир с ним, говорит: “Господь — доля моя и чаша (участь) моя, Ты споспешествуешь судьбе моей”».
В заключение хотим привести выдержки из статьи (в переводе на русский) рава Замира Коэна об интересном исследовании, связанном с коаним:
«70-80% из них являются носителями общего гена, который с подобной частотой не встречается больше ни у одной другой группы населения. Евреи, которые не являются коэнами, и неевреи бывают носителями этого гена только в 5% случаев. Наличие этого гена свидетельствует, что коэны — члены одной семьи, потомки одного человека. Каждый, кто читал Тору, знает, что их родоначальник — Аарон а-Коэн. Все его дети, и все сыновья его сыновей, и все сыновья их сыновей и т.д. — коэны.
Аарон и его потомки были избраны Всевышним, чтобы учить Торе народ Израиля и служить в Храме Всевышнего от имени всего народа. И сегодня они благословляют молящихся “Благословением коэнов.”
Исследование было проведено д-ром Гольдштейном из Оксфорда и д-ром Х.Бен-Ами из больницы Рамбам в Хайфе. Руководитель проекта в Израиле — профессор Карл Скорецки, заведующий отделением молекулярной нефрологии в Бейт Сэфер ли-Рэфуа. Результаты исследования, опубликованные в NATURE, подтверждают то, что нам известно из Торы о роде коэнов и о наследовании кэуны из поколения в поколение только по мужской линии. Дети дочери коэна, муж которой не является коэном, также не являются коаним.
Действительно, у детей дочерей коэнов этот ген не обнаружен. Причина проста: он находится только в мужской хромосоме Y. Мужскую хромосому сын получает только от отца и передаёт только сыновьям. И внуки коэна получают от своего отца этот ген, свидетельствующий об их принадлежности к роду коаним. Закон Торы находит своё выражение в составе ДНК, содержащейся во всех клетках организма коэна, носителя генетической печати.
Коэны — члены всех общин еврейской диаспоры — отмечены печатью кеуны. Это генетика открыла лишь недавно.
Но это ещё не всё. Генетике известно, что при передаче следующему поколению этот ген претерпевает незначительные изменения. Эти изменения доступны наблюдению, поэтому существует возможность установить, в соответствии с величиной изменения, сколько поколений прошло от родоначальника, носителя гена в первоначальном виде. Каждый, кто знает Тору, не нуждается, конечно, ни в каком исследовании, чтобы сказать, что родоначальником коэнов является Аарон а-Коэн, которому было 83 года при выходе из Египта, брат Моше-рабейну (Моисея).
Коэны облачались в эфод — специльный нагрудник с 12 камнями
Любопытно, придут ли специалисты-генетики к такому же выводу. И вот, исследование показало, что в среднем от родоначальника коаним до сегодняшнего дня было 106 поколений. Чтобы “добраться” до родоначальника, следует умножить это число на другое, выражающее “продолжительность жизни” одного поколения. Конечно, число это не может быть одинаковым для всех случаев, ведь один коэн может родиться, например, у двадцатилетнего отца, а другой — у сорокалетнего. Принято, что “одно поколение” — это, в среднем, 30 лет. Умножив 30 на 106, получим 3160 лет; а из Египта евреи вышли примерно 3300 лет назад. Результаты вычислений (в среднем) практически полностью совпадают с тем, что мы знаем о годах жизни Аарона из Торы.
Тому, кто отказывается признать достоверность традиции народа Израиля, остаётся склонить голову перед аргументами науки: традиция Торы, передаваемая из поколения в поколение, — достоверна и истинна».
Религиозные титулы и их градация в иудаизме
Содержание
Централизация и де-централизация религиозного авторитета в иудаизме
В библейские и мишнаитские времена (до II в. н.э.)
Во времена Танаха высшими духовными авторитетами были старейшины и пророки, как об этом говорит Мишна:
Моше принял Тору на Синае и передал ее Йеhошуа, Йеhошуа [передал Тору] старейшинам, старейшины – пророкам, пророки передали ее Великому собранию ученых. Последние дали три указания: «Судите без спешки, выводите в люди как можно больше учеников и возведите ограду вокруг Торы» (Авот 1:1).
В талмудические времена (до VI в. н.э.)
После завершения Талмуда высшими духовными авторитетами Страны Израиля и Вавилонии были гаоны.
После исламского завоевания евреев Вавилонии и Страны Израиля уже не разделяли границы государств и линия фронта, поэтому возникла возможность объединить их руководства. К тому времени еврейские мудрецы уже не имели полномочий выносить смертные приговоры и даже не могли приговаривать к штрафам (см. далее Полномочия мудрецов). Единственным принципиальным вопросом, для которого важны были верховные полномочия, осталось составление календаря.
Еще в эпоху Мишны проблемы регулирования календаря становились иногда предметом острых разногласий (Мишна Рош ѓа-Шана 2:9). Споры участились с переходом ведущей роли в области галахической учености к иешивам Вавилонии. Особенно резкая полемика вспыхнула в первой половине Х в., когда Аhарон Бен-Меир, глава иешивы и Санhедрина в 915–932 гг., оспаривая право вавилонского гаоната издавать указания, связанные с календарем, отверг календарные указания Саадии Гаона (921), внес свои правила и тем привел к разрыву на некоторое время между общинами Эрец-Исраэль (возможно, и Египта) и Вавилонии. В итоге победа осталась за правилами, предложенными Саадией.
После эпохи гаонов и до настоящего времени
Начиная с Х в. возникают независимые (от вавилонских и палестинских гаонов) центры духовного авторитета на Западе (Северная Африка, позже Испания и Ашкеназ). Позже независимыми от вавилонского центра становятся общины Персии и Средней Азии. Еврейские мудрецы Аравийского полуострова и Йемена вообще никогда не подчинялись центральной духовной власти.
Во многих странах в Средневековье и позже делались попытки ввести раввинскую иерархию. В большинстве случаев нееврейские власти назначали главного раввина (в странах Пиренейского полуострова до его объединения, в Османской империи (хахам-баши) и в других странах. Наполеон I во Франции созвал ассамблею еврейских представителей, назвав её Синедрионом, и централизовал духовную жизнь французского еврейства.
С конца XVIII в. и по настоящее время у каждого направления внутри ортодоксального иудаизма имеются свои авторитеты, мнение которых не является обязательным для представителей других направлений.
В некоторых странах современного мира (Великобритания, Россия, Украина) существует официальный пост главного раввина, которому теоретически должны подчиняться в вопросах ритуала и управления общинами все раввины общин. Однако на практике такое подчинение является чисто добровольным, и каждый раввин сам решает, какому раввинскому автортету он хочет подчиняться.
Религиозные титулы и их значения
«ХаЗаЛь»
Раввин
Титулы «рабби» и «рав»
В современном иудаизме так в переносном смысле называют особо одарённых раввинов, в основном в среде харедим. Этот титул показывает личное уважение, он не является раввинским званием. (Им также называют Виленского Гаона)
Посек
К поским причисляют выдающихся раввинов, наиболее авторитетных фигур в мире галахи, которые наделяются правом не только применять уже существующую галаху, но и создавать ее, т.е. принимать прецедентные решения по новым возникающим проблемам.
В современном иудаизме получение этого звания не формализовано, им наделяются те религиозные авторитеты, мнение когорых готовы признавать многие другие раввины.
При этом посек одного из направлений (литваки, хасиды, сефарды, религиозные сионисты) далеко не всегда является авторитетным и признаваемым для сторонников другого направления.
Иерархия религиозных авторитетов в современном религиозном обществе
Сегодня в ортодоксальном еврейском мире нет единых религиозных авторитетов, а в каждом направлении признаются свои религиозные авторитеты. При этом по некоторым вопросам, не затрагивающим идеологических разногласий (или при нахождении компромисса) решения могут приниматься авторитетами нескольких направлений совместно.
Сегодня можно выделить следующие основные направления в ортодоксальном иудаизме: хасиды, литваки, харедимные сефарды и религиозные сионисты.
Титул «Ребе» в хасидизме
Сегодня в Израиле хасидский мир в целом объединен в партию «Агудат Исраэль», при которой есть «Совет мудрецов партии Агудат Исраэль», объединяющий лидеров главных хасидских направлений. В него входят Адморы Вижниц, Гур, Бельз, Садигора, Цанз и др.
Титул «Гадоль» в «литовском» иудаизме
Букв.»Руководитель поколения». Этот титул применяется внутри литовского направления иудаизма и означает высших духовных авторитетов для этой общины.
В Америке с 1940-х гг. и до 1986 г. им считался рав Моше Файнштейн.
В Израиле до 1953 г. это был Хазон Иш, далее (до 1959 г.) р. И.З. Соловейчик (Брискер Ров), а после него (до 2000 г.) р. Э.М.Шах, в 2000-х гг. рав Й.Ш. Эльяшив.
Руководство литваков связано в Израиле с движением и политической партией Дегель hа-Тора, при которой имеется Совет мудрецов.
Титул «Ришон ле-Цион» в сефардском обществе
В сефардском обществе разделение на «харедим» и «религиозных сионистов» не такое резкое, как в ашкеназском.
Титул Ришон ле-Цион остается в силе пожизненно, даже после ухода с поста Главного сефардского раввина.
В сефардском обществе разделение на «харедим» и «религиозных сионистов» не такое резкое, как в ашкеназском, и партия ШАС объединяет не только харедимные, но частично и сионистские и в большом количестве «традиционалистские» (т.е.полу-религиозные) сефардские круги. Духовное руководство с 1970-х гг. и до сего дня принадлежит раву Овадье Йосефу. При ШАС также есть Совет мудрецов Торы.
Система авторитетов в религиозном сионизме
Религиозный сионизм является наиболее разнородной группой среди ортодоксальных групп Израиля.
Духовные лидеры религиозного сионизма формально не носят специальных титулов.
С 1921 г. (основание р.А.И.Куком Главного раввината) и до середины 1980-х гг. Главный раввинат Израиля считался галахическим авторитетом для религиозного сионизма. Начиная с середины 1980-х гг., ввиду начала активного вмешательства харедим в назначение Главных раввинов, религиозный сионизм перестал признавать в Главных раввинах своих авторитетов.
Профессиональные звания
Должности, существующие в еврейских общинах: рав, меламед, шохет, бодек, моhель, парнас, габай, балан, баал-крия. Многие из этих должностей были почётными, поэтому их названия иногда функционировали как титулы. Занимать эти должности (кроме баланит) могли только мужчины.
От названия этих должностей образованы соответствующие еврейские фамилии.
Как называют батюшку у евреев
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Кстати, в наших недавних недельных главах Моше меняет свой статус » гоэля» (освобождающего) на титул » учителя» (нашего) Рабейну.
Обрисуем самые основные аспекты.
В Мишне «сделай себе рава» имеется в виду научись учиться.
Еврейская мудрость говорит – учись у любого человека и даже вещи.
Иногда раби переводят дословно как «мой рав».
В Европе возникли термины Реб, Ребе и Раввин. (с одним или двумя «в»)
В Европе Реб часто использовалось просто как уважительное (аналог слова «Господин»).
Раввин – обычно должность, например, казенный раввин, раввин синагоги.
Рав – обычно человек со смихой (документом).
Сейчас в Америке (как в Вавилоне) используется термин rabbi.
При этом он фактически является калькой слова раби.
Но с американским произношением всегда возникают следующие проблемы. Обычно слово переводят побуквенно, а правила чтения применяют американские и поэтому на слух оно уже меняется.
Так английская «а» в данном случае читается как среднее между а и э, но ближе к а.
В итоге русская версия американского произношения породила версию «рабай».
У большинства русскоязычных она ассоциируется со словом «бабай». 🙂
Кстати, на Востоке слово «баба» тоже обозначает серьезного человека. Например, знаменитый мудрец Баба-Сали. (Оттуда же скифские бабы на курганах – не старые тетки, а воины-хранители)
В Киеве в ешиве » Эш а-Тора» мы применяли титул «Рав» к преподавателю со » смихой«,
и обращались «реб» ко всем остальным студентам и религиозным сотрудникам, и в-общем, это наиболее стандартное применение этих терминов в бывшем Союзе.
Естественно, масса фамилий произошла от слова рав, например, Рабин, Рабинович
Пока заканчиваю, желающие могут дополнить.
О взаимоотношении рава и его смихи (документа) поговорим в следующий раз.
eaquilla
Дневник воина Света
Бог един, путей к нему тысячи, но все идут через сердце
Кто такие коэны?
Коэны представляют собой первую степень потомков колена Леви (третьего сына праотца Иакова от Лии). И Аарон, и Моисей происходили из колена Леви, в Пятикнижии называемом самым богобоязненным и достойным. Тогда как собственно священнослужение исполняли коэны, другие потомки Леви (левиты) были храмовыми стражниками, ключниками, псалмопевцами, музыкантами. Левиты также участвовали в жертвоприношениях.
В священных еврейских текстах коэнами называются не только иудейские священники, но и жрецы языческих культов (в том числе и египетсткие жрецы).
Поскольку коэны являются родом священников, они должны соблюдать ряд ограничений.
К службе в Храме не допускались коэны, имеющие телесные пороки. Недостатками, которые препятствовали исполнению обязанностей священника, являлись как врожденные недостатки (к примеру, слепота даже на один глаз), так и временные (например, рана). Список подобных недостатков насчитывал 140 пунктов.
Коэнам запрещается прикасаться к умершим (и даже пребывать с мертвым телом под одной крышей), за исключением тел близких родственников. Они не имеют права жениться на женщине разведенной, принявшей иудаизм по гиюру, опороченной и блуднице. Если коэн женился с нарушением требований Торы, еврейский религиозный суд (бейт дин) добивался развода коэна.
Аароново благословение сохранилось в еврейском богослужении, претерпев некоторые изменения. Так, в ашкеназской диаспоре коэны благословляют только по праздникам, покрывшись талитом (чтобы присутствующие не видели лиц) и повторяя слова за чтецом-кантором. В шабат Аароново благословение дается детям.
Благословляя, коэны особым образом раздвигают пальцы рук. В иудаизме считается, что пустота между пальцев напоминает о стоящем за коэнами Всевышнем.
Юваль Надель, благословение коэнов в израильской армии
У христиан (православных и лютеран) также сохранились обряды, соответствующие Ааронову благословению у иудеев. В католической церкви раньше тоже существовал подобный обряд.
Коэны особо почитались в древнем еврейском обществе. Так, коэнам было положено отделять особую часть урожая – «труму». Отделенная трума считалась святой, и есть ее мог только ритуально чистый коэн. От животного также отделялись для коэна особые части – челюсти, лопатки и желудок.
Коэн вызывается первым во время чтения свитка Торы. Есть еврейские общины, где коэнов нет либо они играют незначительную роль в религиозной жизни (курдские и горские евреи, Бней-Исраэль). Особого статуса коэнов не признают в реформистскойверсии иудаизма.
Группа американских и израильских ученых, в которую входили д-р Гольдштейн (Оксфордский университет) и д-р Х. Бен-Ами (клиника Рамбам, Хайфа), провели широкое генетическое исследование и выяснили, что современные потомки коэнов в 70-80 % имеют общий ген, находящийся в мужской хромосоме Y, и передающийся от отца к сыну. Остальные евреи имеют этот ген лишь в 5 % случаев. Таким образом, коэны действительно происходят от одного человека – Аарона.
Многие коэны носят созвучные фамилии – Коэн, Кон, Коган, Каганович и т.п.
Как называют батюшку у евреев
ИУДЕЙСКИЕ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ – особая группа лиц, занятых специально выполнением обязанностей, связанных с отправлением иудейского религиозного культа. В древности у евреев важнейшим культовым действием были жертвоприношения, которые и поручались священнослужителям. Первоначально эти обязанности возлагались на первенцев всех родов сынов Израиля, но после Исхода из Египта они перешли к потомкам колена Леви, к которому принадлежали братья Моисей и Аарон. Позднее особое значение приобретает род Аарона, который, несмотря на протесты части народа, приобретает первенствующее значение. Только аарониды обладают правом служить у жертвенника и получать за эту службу известную долю жертвоприношений, а также налог от плодов земли, получаемых прихожанами. Они назывались когенами (коэнами). Остальные священнослужители (левиты) должны были выполнять другие храмовые службы. Прочим иудеям вход в святилище, где приносились жертвы, был вообще запрещен. В период единого царства Давида и Соломона этот принцип не всегда соблюдался, и нередко функции священников выполняли лица несвященнического сана, в частности сам Давид. После распада единого государства в Северном царстве (Израиле) статус ааронидов не признавался, однако в южном (Иудея), в столице которого находился Иерусалимский храм, он, как правило, поддерживался. Особенно прочно он закрепился после реформ иудейского царя Иосии, когда все богослужение было сосредоточено в Иерусалимском храме. Именно тогда утвердилась традиция первенствующего положения первосвященника – цадока, совершающего службу в храме при царе Соломоне. Он признавался прямым потомком Аарона, и его должность передавалась по наследству. Предполагалось, что первосвященник должен превосходить всех священников своими познаниями, физической силой и мудростью. Только первосвященник мог совершать богослужение по своему желанию и большую часть времени проводил в Храме. Он должен был быть женатым на непорочной девице, причем полигамия исключалась. Помимо обычного священнического одеяния он носил особую одежду, богато украшенную золотом и драгоценными камнями, и особый головной убор вроде тиары. Посвящение в первосвященники происходило посредством семикратного облачения в первосвященническую одежду в течение семи дней. Практиковалось также помазание елеем. Многое из этого было в дальнейшем заимствовано христианами. После возвращения иудеев из вавилонского пленения и восстановления Храма положение и регламентация обязанностей ааронидов и левитов были окончательно закреплены. Первые отвечали за жертвоприношения, а вторые исполняли обязанности певцов, храмовой прислуги и стражей. Династические родословные записи иудейских священнослужителей велись и сохранялись очень строго, особые требования предъявлялись к их женам. Категорически исключался брак с разведенными женщинами или происходящими от родителей, брак которых не признавался законным. Храмовые священнослужители не должны были иметь физических недостатков, список которых был тщательно разработан. При исполнении храмовых обязанностей священнослужители не должны были употреблять вино, им запрещено было прикасаться к трупам. Колену Леви вообще не полагался земельный надел, и они должны были жить за счет доли от жертвоприношений. Кроме того, каждый иудей обязан был отдавать в пользу Храма первые плоды земледелия и скотоводства.