Как называют азербайджанцев в россии
Как азербайджанцы называют сами себя и как их звали прежде?
Откуда взялось название этого великого тюркского кавказского народа?
Древний азербайджанский народ за свою многовековую историю имел множество различных наименований.
Связано это было с тем, что азербайджанцы, как и все мусульмане до самого XX-века, не имели ярко выраженного национализма, предпочитали религиозное единство национальному.
То есть, проще говоря: закавказские тюрки-шииты, создатели великих империй Сефевидов и Каджаров, долгое время не испытывали особой нужды для единого самоназвания.
Но давайте узнаем, как азербайджанцев прежде именовали их соседи. А как они сами себя называли.
Как азербайджанцев называли османы?
А как народы Кавказа?
А как азербайджанцев звали русские?
В эпоху Российской империи азербайджанцев именуют по разному. И кызылбашами, и адербайджанскими/закавказскими татарами, и просто адербейджанцами (С). А иногда даже и персами.
И как же сами звали себя азербайджанцы?
Единого самоназвания у азербайджанского народа, как мы уже выше говорили, долгое время не имелось.
Откуда же появилось название азербайджанцы?
Таковой термин для обозначения всего народа был предложен в азербайджанской газете Кешкюль еще в конце XIX-го века. И уже к началу XX века так начали массово называть тюрок-шиитов, живущих в Российской империи и соседнем Иране.
Интересно, что в 1920-е годы азербайджанцев в СССР предлагалось назвать просто тюрками или же азербайджанскими тюрками. Но в 1936-1939 годах закрепилось именно название азербайджанцы.
Понятия «азербайджанец» до 1918г. не существовало
Сразу оговоримся, что мы вовсе не намерены выяснять историю происхождения азербайджанского народа. Отметим только, что до 1918г. понятия «азербайджанец» не существовало, все называли их татарами или мусульманами.
Русский кавказовед Н.Зейдлиц в 1870г. писал: «Татары Бакинской губернии происходят от разных племен тюркских, переселившихся в этот край во время нашествий и управления краем владетелей сельджукских, монгольских, Черного и Белого Барана, тюркменских и сефевидских.
Различные племена эти составили при своем смешении с прежними обитателями края, как в восточном Закавказье, так и в северной части Персии, одно общее наречие языка тюрка, среднее между турецким (османских турок), кумыкским, ногайским и джагатайским.
…В состав же нового народа адербейджанских татар вошли, как доказывает исторический очерк губернии, представители разных рас человеческого рода».
1907г. эта же мысль повторяется в ежегоднике «Кавказский календарь»: «В Баку, как и вообще в Бакинской губернии, более всего живет татар азербайджанских. Принадлежат они к монгольской расе и тюркскому поколению, говорят наречием, подвергшимся влиянию персидского языка.
Поддерживаемые персидскими шахами, они в прошлом столетии из Адербейджана переселились в юго-восточную часть Закавказья и в приморскую часть от Баку до Дербента».
После этих цитат, дабы не оскорблять татар России и Крыма не вводить читателя в заблуждение, впредь мы будем использовать термин «азербайджанец».
Какова этимология слов Азербайджан и Баку? Азербайджан по-персидски означает: азер – огонь и байджан – страна, то есть страна огня. В армянском языке до 20-х гг. ХХ века вместо Баку использовалось слово Багу, происходящее, как нам кажется, от слова багин (капище, алтарь), то есть вновь очевидна связь с огнем.
Чем все это обусловлено? В VIв. д.Р.Х. здесь существовал культ огня. Капища огнепоклонников просуществовали до 624г., когда грузинский (иверийский прим. редакции Вне Строк) царь Ираклий через Муганские степи выступил в поход против персов и разрушил их, но через 12 лет эти алтари были восстановлены после завоевания Персии арабами.
По свидетельству арабского историка Истархие, в VIIIв. местные жители использовали вместо дров пропитанную нефтью землю. В одной из нефтяных скважин обнаружена выбитая на камне арабская надпись, согласно которой эту скважину в 1594г. обнаружил Аллах-Яр сын Мухаммед-Нура и отдал в пользование сеидам.
В 1723г. Россия отвоевала у Персии Бакинское ханство. Император Петр I в письме к завоевавшему Баку генералу Матюшкину писал: «Белой нефти тысячу пудов или сколько возможно прислать и поискать мастера».
О нефти есть еще одно, неизвестно почему преданное забвению, но весьма любопытное упоминание. Анания Ширакаци (VIIв.) в своем знаменитом «Ашхарацуйце» («Географический атлас мира») указывает полезные ископаемые и природные богатства Большого Айка: железо, уголь, нефть, салак, дзихк, кокс, дымчатый кварц, мышьяк, соли, горячие минеральные источники. Авторы посвященного Ширакаци труда отмечают:
«Все эти полезные ископаемые, исключая салак и дзихк, широко известны, и многие из них весьма распространены на Армянском нагорье. Салак и дзихк пока нам неизвестны. Однако можно предположить, что это какие-то нефтепродукты, поскольку оба эти вещества в «Ашхарацуйце» упоминаются вместе с нефтью».
Отрывок из книги Хачатура Дадаяна: Армяне Баку Читать также: Предисловие
Происхождение азербайджанцев: этногенез, процесс формирования нации, генетические исследования и история народности
Образование Азербайджанской Демократической Республики произошло в 1918 году. Несмотря на то, что они живут по обе стороны персидско-азербайджанской границы, азербайджанцы образуют единую этническую группу. Однако северяне и южане отличаются в силу почти двух столетий отдельной социальной эволюции иранских азербайджанцев и азербайджанцев в российском/советском Азербайджане. Язык народа объединяет азербайджанцев, но столетия разлуки привели к значительным различиям в грамматической и лексической структуре языка. Кроме того, турецкий и азербайджанский языки достаточно близки, чтобы их носители могли иметь простой разговор без предварительного знакомства, что побудило некоторых тюркских лингвистов классифицировать их как два диалекта единого языка. Но это лишь малая часть запутанной истории происхождения нации азербайджанцев.
Этимология названия Азербайджан
История нации азербайджанцев пропитана духом героической древности, отсылающей к временам древних сатрапов и иранских огнепоклонников.
Этноним азербайджанцев
Когда Южный Кавказ вошел в состав Российской империи в девятнадцатом веке, российские власти, которые традиционно относили всех тюркских людей к татарам, определяли тюрков, проживающих в Закавказском регионе, как кавказских или адербейанских (адербейджанских) татар, чтобы отличить их от других тюркских групп. Российский энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, написанный в 1890 годах, также описывал «татар» в Азербайджане как адербейджанов (адербейджаны), отмечая при этом, что этот термин не был широко принят. Этот этноним также использовался Джозефом Деникером, которому принадлежит следующее описание:
Таким образом, адербейджаны Кавказа и Персии, которые говорят на тюркском языке, имеют тот же физический тип, что и хаджмей-персы, которые говорят на иранском.
В публикациях на азербайджанском языке выражение «азербайджанская нация», относящееся к тем, кто был известен как татары Кавказа, впервые появилось в газете «Кашкул» в 1880 году.
История
Поиск ответа на вопрос: «Откуда появились азербайджанцы как национальность?» заставляет погрузиться в глубокую древность. Древние жители области говорили на старом азербайджанском языке из иранской ветви индоевропейских языков. Происхождение азербайджанцев на ранних порах развития этого народа было иранским. В 11 веке нашей эры с завоеваниями сельджукидов огузские тюркские племена начали перемещаться по иранскому плато на Кавказ и Анатолию. Приток огузов и других туркменских племен был еще более усугублен монгольским нашествием. Здесь огузские племена разделились на несколько меньших групп, некоторые из которых (в основном, сунниты) перебрались в Анатолию (то есть более поздние оттоманки) и стали поселенцами, а другие остались в Кавказском регионе, а позже (из-за влияния Сафавия) превратились в анклав шиитского ислама в регионе. Последние должны были долгое время удерживать имя «туркмен» или «турок»: с 13 века они постепенно закрепили ираноязычное население Азербайджана (исторический Азербайджан, так же известный как Иранский) и Ширван (Азербайджанская Республика), тем самым создавая новую идентичность, основанную на шиитах и тюрках-огузах. Сегодня это тюркоязычное население известно как азербайджанцы.
Древность
Вопрос «Откуда произошли азербайджанцы?» актуален по сей день. Считается, что кавказоязычные албанские племена являются самыми ранними жителями региона, в котором расположена современная Азербайджанская Республика. Ранние иранские поселения включали скифов (королевство Ишкуза) в девятом веке до нашей эры. Следуя за скифами, мидяне стали доминировать над районом к югу от реки Арас. Древний иранский народ мидийцев создал огромную империю между 900 и 700 гг. до нашей эры, которую Ахемениды объединили в свою империю около 550 года до н. э. В этот период зороастризм распространился на Кавказе и в Атропатене.
Не зная всей этой длинной и запутанной истории, невозможно понять, откуда появилась нация азербайджанцев. Александр Великий победил Ахеменидов в 330 году до нашей эры, но позволил мидийскому сатрапу Атропату остаться у власти. После падения Селевкидов в Персии (в 247 году до нашей эры) Королевство Армения контролировало большую часть Кавказской Албании. Кавказские албанцы создали царство в первом веке до нашей эры и в значительной степени оставались независимыми до тех пор, пока персидские Сасаниды не сделали их королевство вассальным государством в 252 году нашей эры. Правитель кавказской Албании, король Урнайр, отправился в Армению, а затем официально принял христианство как государственную религию (в четвертом веке н. э.), и Албания оставалась христианским государством вплоть до VIII века. Сасанидский контроль закончился поражением перед арабами-мусульманами в 642 году н. э. благодаря мусульманскому завоеванию Персии.
Средневековье
История происхождения народа азербайджанцев, пройдя героическую античность, тянется через все средневековье. Арабы-мусульмане побеждали сасанидов и византийцев, когда шли в кавказский регион. Арабы сделали Кавказскую Албанию вассальным государством после того, как христианское сопротивление во главе с принцем Джаванширом сдалось в 667 году.
В середине одиннадцатого века династия Сельджук свергла арабское правление и создала империю, охватывающую большую часть Юго-Западной Азии. Сельджукский период ознаменовал приток огузских кочевников в регион, и именно они стали основными «инициаторами» происхождения народа азербайджанцев. Возникающая тюркская идентичность была зафиксирована в эпических дастанах (стихотворениях), старейшим из которых была книга Деде Коркута, в которой рассказывается о ранних турках на Кавказе и Малой Азии.
Тюркское владычество было прервано монголами в 1227 году, но оно вернулось с Тимуридами, а затем с суннитскими династиями Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, которые доминировали в Азербайджане, в значительных частях Ирана, Восточной Анатолии и других второстепенных частях Западной Азии, до тех пор, пока Себавиды не взяли власть в 1501 году. Но на этом история происхождения азербайджанцев не кончается.
Современность
После распада Российской империи во время Первой мировой войны была объявлена недолгосрочная Закавказская Демократическая Федеративная Республика, составляющая то, что представляют собой сегодняшние республики Азербайджан, Грузия и Армения. За этим последовало массовое убийство, которое состоялось между 30 марта и 2 апреля 1918 года в городе Баку и прилегающих районах Бакинской губернии Российской империи, а также появление азербайджанцев как политического субъекта.
Когда республика распалась в мае 1918 года, ведущая партия «Мусават» приняла название «Азербайджан» для вновь созданной Азербайджанской Демократической Республики, которая была провозглашена 27 мая 1918 года по политическим причинам, хотя название «Азербайджан» всегда использовалось для обозначения соседнего региона современного северо-западного Ирана. Она была первой современной парламентской республикой в тюркском и мусульманском мире. Среди важных достижений парламента было расширение избирательного права для женщин, что сделало Азербайджан первой мусульманской страной, которая предоставила женщинам равные с мужчинами политические права. Другим важным достижением было создание Бакинского государственного университета, который был первым университетом современного типа, основанным на мусульманском Востоке. Происхождение азербайджанцев как нации коренится в тех суровых годах антикоммунистической борьбы.
К марту 1920 года было очевидно, что Советская Россия нападет на столь необходимый ей Баку. Владимир Ленин сказал, что вторжение было оправдано, поскольку Советская Россия не могла обойтись без нефти. Независимый Азербайджан просуществовал всего 23 месяца до вторжения большевистской 11 Красной Армии, создавшей АзССР 28 апреля 1920 года. Хотя основная часть новообразованной азербайджанской армии занималась подавлением восстания армян, которое тогда вспыхнуло в Карабахе, азербайджанцы не сдавали свою независимость быстро и легко. Около 20 000 солдат погибли, сопротивляясь атаке большевиков.
Краткая независимость, полученная недолгой Азербайджанской Демократической Республикой в 1918-1920 годах, сменилась более чем 70-летней советской властью. После восстановления независимости в октябре 1991 года страна была втянута в войну с соседней Арменией (Карабахский конфликт).
Этногенез азербайджанцев
История происхождения нации азербайджанцев на этом не заканчивается. В начале XI века орды Гузза (сначала в меньших партиях, а затем в значительном количестве) под властью сельджуков оккупировали Азербайджан. В результате иранское население страны и прилегающие части Закавказья стали тюркоязычными, а характерные черты турецкого языка ашхарбайджани, такие как персидские интонации и пренебрежение вокальной гармонией, отражают нетюркское происхождение местного населения. Вот откуда появились азербайджанцы.
Таким образом, многовековая тюркская миграция и тюркификация региона помогли сформировать современную этническую идентичность. Происхождение азербайджанцев как нации во многом произошло благодаря тюркизации.
Тюркизация
Самое раннее крупное тюркское вторжение в район, ныне известный как Азербайджан, началось и ускорилось в период сельджуков. Миграция турок-огузов из нынешнего Туркменистана, что подтверждается лингвистическим сходством, оставалась высокой в течение всего монгольского периода, так как многие войска под Ильханами были тюркскими. В период Сефевидов тюркификация Азербайджана продолжалась под влиянием Цизильбаша, тюркской армии, которая была основой империи Сефевидов. Само название Азербайджана происходит от дотюркского названия провинции Азарбайджан или Адарбайджан и иллюстрирует постепенный сдвиг языка, поскольку названия мест пережили тюркификацию, хотя до этого и существовали в иной форме.
Большинство ученых считают лингвистическую тюркизацию преимущественно нетюркоязычных коренных народов и ассимиляцию небольших групп тюркских племен наиболее вероятной версией происхождения азербайджанского народа.
Иранские корни
Иранское происхождение азербайджанцев, вероятно, связано с древними племенами, такими как мидяне, в Иранском Азербайджане, а также с древними скифскими захватчиками, которые прибыли в восьмом веке до нашей эры.
Encyclopædia Iranica пишет:
Тюрки-азербайджанцы, в основном, происходят от более ранних иранских жителей.
Некоторое количество иранских этносов до сих пор присутствует в Азербайджане.
Кавказские корни
Так от кого произошли азербайджанцы? Согласно информации из Encyclopædia Britannica, они имеют смешанное этническое происхождение. Самый древний этнический элемент в их родословной восходит к античным жителям восточного Закавказья и, возможно, к мидийцам Северной Персии. Вот откуда появились азербайджанцы.
Имеются данные о том, что несмотря на неоднократные вторжения и миграции, аборигенные кавказцы, возможно, были культурно ассимилированы, сначала древними иранскими народами, а затем огузами. Значительная информация была изучена о кавказских албанцах, включая их язык, историю, раннее обращение в христианство. Удинский язык, который все еще звучит в Азербайджане, может быть остатком древнего албанского. Вот и ответ на вопрос о том, откуда появились азербайджанцы на Кавказе.
Откуда появилась азербайджанская нация: генетические исследования
Генетические исследования показывают, что северные азербайджанцы более тесно связаны с другими кавказскими народами, такими как грузины и армяне, нежели с иранцами или турками. Иранские азербайджанцы генетически более похожи на северных азербайджанцев и соседнее тюркское население, чем на географически отдаленные тюркские народы Средней Азии. Однако также немаловажно, что показатели среднеазиатской генетической примеси (в частности, гаплогруппа H12), особенно туркмен, у азербайджанцев все-таки выше, чем у их грузинских и армянских соседей. Ираноязычные популяции из Азербайджана (талыш и тац) генетически ближе к азербайджанцам, чем собственно к населению Ирана. Такие генетические данные подтверждают мнение о том, что эта нация происходит от коренного населения, проживающего в этом районе, которое приняло тюркский язык в процессе «элитарного доминирования». Ограниченное число тюркских иммигрантов имело существенное культурное воздействие, но оставило лишь незначительный патрилинейный генетический след.
История происхождения нации азербайджанцев довольно запутанная даже на генетическом уровне. Анализ МтДНК показывает, что персы, анатолийцы и кавказцы являются частью большой западной евразийской группы, которая вторична по сравнению с кавказской. Хотя генетический анализ мтДНК указывает на то, что кавказские популяции генетически ближе к европейцам, чем к жителям Ближнего Востока, результаты Y-хромосомы указывают на более тесную связь с ближневосточными группами.
Иранцы имеют относительно широкий диапазон гаплотипов Y-хромосомы. Население из центрального Ирана (Исфахан) показывает более близкое сходство в отношении распределения гаплогрупп между кавказцами и азербайджанцами, чем с населением Южного и Северного Ирана. Диапазон гаплогрупп по всему региону может отражать исторически сложившуюся генетическую примесь, возможно, в результате инвазивных мужских миграций.
Последнее сравнительное исследование (2013 год) о полном разнообразии митохондриальных ДНК у иранцев показало, что иранские азербайджанцы больше связаны с народом Грузии, нежели с другими иранцами, а также с армянами. Однако один и тот же многомерный масштабный график показывает, что азербайджанцы с Кавказа, несмотря на их предполагаемое общее происхождение с иранскими азербайджанцами, сближаются с другими иранцами (например, персами и т. д.), чем собственно с иранскими азербайджанцами.
Азербайджанский язык (также упоминаемый как азербайджанский тюркский) является тюркским языком, на котором говорят прежде всего азербайджанцы, которые сосредоточены, в основном, в Закавказье и Иранском Азербайджане. Язык имеет официальный статус в Азербайджанской Республике и в Дагестане (федеральный субъект России). Однако он не имеет официального статуса в Иранском Азербайджане, где проживает большинство азербайджанцев. На нем также говорят в азербайджанских общинах Грузии и Турции, а также в диаспорах, прежде всего в Европе и Северной Америке.
Этот язык является частью огузской ветви тюркских языков. Он имеет две основные ветви: североазербайджанский (в Азербайджанской Республике и в России, на основе ширванского диалекта) и южноазербайджанский (в Иране, на основе табризского диалекта). Он тесно связан с турецким, кашгайским, гагаузским, туркменским и крымско-татарским языками.
Происхождение языка
Тюркский язык Азербайджана постепенно вытеснил иранские в регион, который сейчас является Северным Ираном. К началу XVI века он стал доминирующим в регионе и был разговорным языком в государствах Сефевидов и Афшаридов.
Историческое развитие азербайджанского языка можно разделить на два основных периода: ранний (с 16 по 18 век) и современный (с 18 века до настоящего времени). Ранний азербайджанский язык отличается от своего потомка тем, что в нем содержится гораздо больше персидских и арабских заимствований, фраз и синтаксических элементов. Ранние писания на азербайджанском также демонстрируют лингвистическую взаимозаменяемость между элементами огузских и кыпчакских наречий во многих аспектах (например, местоимения, окончания, причастия и т. д.).
По мере того, как он постепенно переходил от простого языка эпической и лирической поэзии к тому, чтобы быть также языком журналистики и научных исследований, его литературная версия стала более унифицирована и упрощена с потерей многих архаичных тюркских элементов, иранизмов и оттоманизмов, а также других слов, выражений и правил, которые не смогли завоевать популярность среди азербайджанских масс.
Между 1900 и 1930 годами было несколько конкурирующих подходов к объединению национального языка в ныне действующей Азербайджанской Республике, популяризированных такими учеными, как Гасан-бек Зардаби и Мамед-ага Шахтахтинский. Несмотря на значительные различия, все они были направлены прежде всего на то, чтобы облегчить полуграмотным массам процесс обучения чтению. Все они критиковали чрезмерное использование персидских, арабских и европейских элементов как на разговорном, так и на литературном языке и призывали к более простому и популярному стилю.
Азербайджанцы в Иране
В Иране азербайджанцы, такие как Саттар-хан, ратовали за конституционную реформу. Персидская конституционная революция 1906-1911 годов потрясла династию Каджаров. Парламент (меджлис) был основан на усилиях конституционалистов, появились первые демократические газеты. Последний шах династии Каджар вскоре был отстранен в результате военного переворота во главе с Реза-ханом. В стремлении навязать национальную однородность в стране, где половина населения были этническими меньшинствами, Реза-шах в быстрой последовательности запретил использование азербайджанского языка в школах, а также театральные представления, религиозные обряды и книги.
Советское военное присутствие в Иранском Азербайджане было нацелено, в основном, на обеспечение поставок союзников во время Второй мировой войны. Будучи обеспокоенными продолжающимся советским присутствием после Второй мировой войны, Соединенные Штаты и Британия оказали давление на Советы, требуя покинуть иранские территории к концу 1946 года. Сразу после этого иранское правительство восстановило контроль над Иранским Азербайджаном.
11 декабря иранские силы вошли в Тебриз, и правительство Пишевари быстро рухнуло. Действительно, иранцев с энтузиазмом приветствовал народ Азербайджана, который решительно предпочел доминирование Тегерана, а не Москвы.
Советская готовность отказаться от своего влияния в Иранском Азербайджане, вероятно, вызвана несколькими факторами, в том числе осознанием того, что настроения для автономии были преувеличены, а также нефтяные концессии были куда более важной целью. Таким образом, середина 20 века завершила историю происхождения народа азербайджанцев.
Как называть “азербайджанцев”?
Несколько лет назад рутуло-лезгинский писатель-исследователь Фазил Дашлай поведал в беседе со мной, что более всего удивило его в Азербайджане.
“Как известно, основа исламского мира, язык Корана – это арабский язык. И только среди азербайджанцев бытует убеждение, что мусульманский язык – это азербайджанский язык. Это не шутка! Это на полном серьезе. Бывало, что на улице кто-либо обращался ко мне на азербайджанском языке, и на мой ответ “я не понимаю, говорите по-русски”, мой собеседник спрашивал:
— А ты мусульманин?
— Да, мусульманин.
— А почему не говоришь по-мусульмански?”
Тема эта весьма интересная, она требует серьезных исследований, так как ее раскрытие способно дать ответы на многие вопросы этногенеза закавказских турок. И первое, на что необходимо обратить внимание, это то, что слово “азербайджанец” используется лишь в регионах, не имеющих с Азербайджанской республикой общих границ, то есть является рекламным щитом, прикрывающим зияющие прорехи в этногенезе закавказских турок. Что касается народов, живущих в непосредственном соседстве с ними – армян, грузин, иранцев, лезгин, талышей, аварцев – то в их языках просто отсутствует слово “азербайджанец”. Речь не идет об официальном государственно-партийном новоязе, в котором слово “азербайджанец” обеспечило себе прописку, начиная с 1937-го года. Имеется в виду живой язык внутринационального общения, в котором практически все перечисленные народы называют закавказских турок по не всегда пристойному прозвищу, а также названию тюркского племени, преобладающего в районе межэтнических контактов.
Так, лезгины называют закавказских турок каджарами, или, значительно меньше, падарами, по названию преобладающего в регионе тюркского племени, искусственно включенного в состав конгломерата “азербайджанцы”. Каджарами же зовут закавказских турок и ближайшие соседи лезгин – аварцы – в силу географического расположения больше вынужденные общаться с теми же племенами, что и лезгины.
В Иране, в котором больше двадцати веков существует провинция Азе(а)рбайджан, также не используется слово “азербайджанец”. Иранцы называют своих пришлых тюркоязычных граждан словом “тюрки” – с твердым начальным согласным “т”, а в просторечье, так же, как и талыши: “тырк”.
Слова “азербайджанец” нет и в армянском языке. В целом армяне называют закавказских турок словом “турк”, но, кроме того, в бывших до 1988 года регионах со смешанным населением армяне называли их еще и по преобладающему в регионе племени. Так, армянское население зоны Гандзака называло* живущих в горах турок айрумами, а в долинах в основном обитали терекемены. Армяне зоны Казаха (Халхал) называли закавказских турок карапапахами, вновь по названию преобладающего в районе тюркского племени. Жившие в регионе Шемахи армяне, так же, как и лезгины и аварцы, называли закавказских турок падарами, вкладывая, однако, в это слово еще и значение “грязный, неопрятный”. Приграничные с Нахиджеванским краем армяне называли “азербайджанцев” кенгерлийцами…
В грузинском языке существует общее для закавказских турок название “татреби”, что означает “татарва”. Кроме того, грузины региона Квемо Картли называют их по названию преобладающих там племен: карапапахи, борчалу.
Собственно слово “азербайджанец” до недавних пор использовалось исключительно за пределами Азербайджана, и лишь в последние годы в этой республике оно стало употребляться в письменной форме. В книге “Этнополитика Азербайджана”, соавтором которой является автор данных строк, приведен характерный пример, взятый из жизни, когда “мусульманин” говорит исследователю: “Я – мусульманин, а мой сосед талыш”. Это при том, что сосед является таким же мусульманином, исповедующим ту же шиитскую версию ислама.
Особого исследования заслуживает семантика (смысловое значение) слов, которым соседние народы называют закавказских турок. Талыши, как уже было сказано, зовут закавказских турок тЫрками. Слово это является понятным для носителей иранских языков, к каковым относится и талышский, пренебрежительной и даже оскорбительной трактовкой понятия “турок” и означает отходы человеческой жизнедеятельности – фекалии. Лезгины в просторечье используют для обозначения представителей тюркских кочевых племен слово “циап”, то есть “конское дерьмо”, что очень близко по значению с иранским и талышским “тЫрком”. Армянское “турк” и по звучанию, и по написанию схоже со словом “трик” – означающим экскременты коровы, осла или лошади. Случайно ли разные народы придумали для закавказских турок семантически идентичные прозвища?
Каждый из нас может дать свой ответ на данный вопрос. Несомненно одно: отсутствие единого этнонима у конгломерата разношерстных племен, волнами прибывавших в регион в промежутке между XI и XVIII веками, делает преждевременными и даже неуместными попытки придать им статус некоего народа и, тем более, нации.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН
*Армяне Утика использовали по отношению закавказских турок еще одно определение – “тцани” (ծանի). К сожалению, мне не удалось определить этимологию этого слова. Могу лишь сказать, что слово это символизировало крайнюю степень пренебрежения к закавказским туркам.