Как назывались первые фотографии дагерротипы

Зеркало с памятью. Дагеротипия

Как назывались первые фотографии дагерротипы. Смотреть фото Как назывались первые фотографии дагерротипы. Смотреть картинку Как назывались первые фотографии дагерротипы. Картинка про Как назывались первые фотографии дагерротипы. Фото Как назывались первые фотографии дагерротипы

Как назывались первые фотографии дагерротипы. Смотреть фото Как назывались первые фотографии дагерротипы. Смотреть картинку Как назывались первые фотографии дагерротипы. Картинка про Как назывались первые фотографии дагерротипы. Фото Как назывались первые фотографии дагерротипы

Как назывались первые фотографии дагерротипы. Смотреть фото Как назывались первые фотографии дагерротипы. Смотреть картинку Как назывались первые фотографии дагерротипы. Картинка про Как назывались первые фотографии дагерротипы. Фото Как назывались первые фотографии дагерротипы

Как назывались первые фотографии дагерротипы. Смотреть фото Как назывались первые фотографии дагерротипы. Смотреть картинку Как назывались первые фотографии дагерротипы. Картинка про Как назывались первые фотографии дагерротипы. Фото Как назывались первые фотографии дагерротипы

Как назывались первые фотографии дагерротипы. Смотреть фото Как назывались первые фотографии дагерротипы. Смотреть картинку Как назывались первые фотографии дагерротипы. Картинка про Как назывались первые фотографии дагерротипы. Фото Как назывались первые фотографии дагерротипы

Как назывались первые фотографии дагерротипы. Смотреть фото Как назывались первые фотографии дагерротипы. Смотреть картинку Как назывались первые фотографии дагерротипы. Картинка про Как назывались первые фотографии дагерротипы. Фото Как назывались первые фотографии дагерротипы

Как назывались первые фотографии дагерротипы. Смотреть фото Как назывались первые фотографии дагерротипы. Смотреть картинку Как назывались первые фотографии дагерротипы. Картинка про Как назывались первые фотографии дагерротипы. Фото Как назывались первые фотографии дагерротипы

Когда в разговоре всплывает слово «дагеротип», то это совсем не значит, что речь идет об изображениях, сделанных по способу Дагера. Это значит лишь то, что любые старые фотографии многие называют «дагеротип». Это слово стало собирательно обозначать все старые пожелтевшие фотографии не зависимо от того, по какому процессу они сделаны. Слово стало сосредоточением мифа о фотографии, как чего-то забытого, но очень-очень важного, того, что прочно легло в основу современной визуальной культуры, как греческие мифы легли в основу современного сознания.

Как назывались первые фотографии дагерротипы. Смотреть фото Как назывались первые фотографии дагерротипы. Смотреть картинку Как назывались первые фотографии дагерротипы. Картинка про Как назывались первые фотографии дагерротипы. Фото Как назывались первые фотографии дагерротипы

Действительно, миф о фотографии начался именно с изобретения Дагера и с него самого, предприимчивого импресарио и среднего художника, владельца популярной диорамы, вписавшего свое имя в историю фотографии. Вряд ли Дагера можно назвать первооткрывателем светописи, были и Фокс Тальбот, и Сэр Гершель, и Джозеф Нисефор Ньепс, и другие. Но Дагер — единственный, кто создал вокруг фотографии тот необъяснимый ареол таинственности, который не развеялся и до наших дней. К тому же дагеротипия — это единственный из основных фотографических процессов, который носит имя своего создателя.

Как назывались первые фотографии дагерротипы. Смотреть фото Как назывались первые фотографии дагерротипы. Смотреть картинку Как назывались первые фотографии дагерротипы. Картинка про Как назывались первые фотографии дагерротипы. Фото Как назывались первые фотографии дагерротипы

Как назывались первые фотографии дагерротипы. Смотреть фото Как назывались первые фотографии дагерротипы. Смотреть картинку Как назывались первые фотографии дагерротипы. Картинка про Как назывались первые фотографии дагерротипы. Фото Как назывались первые фотографии дагерротипы

Интерес Дагера к фотографии возник примерно в 1826 году, но его эксперименты были неудачны до того момента, пока он не узнал о трудах Джозефа Нисефора Ньепса. Ньепс уединенно жил в провинциальном городке Грас в окрестностях Шалон-сюр-Сон в трехстах километрах от Парижа, в котором обитал Дагер. Ньепс вел затворнический образ жизни, непрерывно работая и практически не бывал в Париже.

Как назывались первые фотографии дагерротипы. Смотреть фото Как назывались первые фотографии дагерротипы. Смотреть картинку Как назывались первые фотографии дагерротипы. Картинка про Как назывались первые фотографии дагерротипы. Фото Как назывались первые фотографии дагерротипы

Нисефор Ньепс, который был на 20 лет старше Дагера, экспериментировал с металлическими пластинками покрытыми битумом с целью создания тиражных фото-механических изображений и достиг в этом немалых успехов. Он использовал разные поверхности, в том числе и медные, покрытые серебром. В 1829 году уже больной Ньепс написал письмо Дагеру с предложением о сотрудничестве. Дагер отправился в путь на встречу с Ньепсом. И это была их единственная встреча, на которой они заключили контракт о партнерстве на 10 лет. Дагер получил от Ньепса основные наработки по процессу и продолжил свои эксперименты. Он вел переписку с Ньепсом, прося проводить некоторые эксперименты и сообщать результаты.

Как назывались первые фотографии дагерротипы. Смотреть фото Как назывались первые фотографии дагерротипы. Смотреть картинку Как назывались первые фотографии дагерротипы. Картинка про Как назывались первые фотографии дагерротипы. Фото Как назывались первые фотографии дагерротипы

Получив наработки Ньепса, Дагер продолжил свои эксперименты. Легенда гласит об открытии им светочувствительности йодида серебра. Дагер случайно оставил серебряную ложку на поверхности, на которой были рассыпаны кристаллы йода. Взяв ее в руки он увидел на ней изображение. В другой легенде рассказывается, что Дагер положил в шкаф проэкспонированную серебряно-йодную пластинку, на которой не было видимого изображения. Когда он через несколько дней достал ее он увидел, что на ней появилось изображение. Тогда, чтобы обнаружить, что же за вещество способствовало проявлению изображения на пластинке, он поместил пластинки в шкаф и начал по одному удалять вещества, которые там находились. Постепенно он обнаружил, что на пластинку воздействовали пары ртути, которая случайно вылилась из разбитого термометра. Так был обнаружен еще один важный компонент процесса — ртуть. История забавная и фантастическая и более того — маловероятная. Похоже на чудо, но в изобретении фотографии многое похоже на чудо.

Как назывались первые фотографии дагерротипы. Смотреть фото Как назывались первые фотографии дагерротипы. Смотреть картинку Как назывались первые фотографии дагерротипы. Картинка про Как назывались первые фотографии дагерротипы. Фото Как назывались первые фотографии дагерротипы

Во многих деталях техника дагеротипии основана на информации, полученной Дагером от Ньепса, но именно Дагеру принадлежит открытие того, что йодизированное серебро формирует изображение при воздействии света. В 1837 году Дагер обнаружил, что он может закреплять изображение при помощи соляного раствора. Это же открытие сделал Фокс Тальбот тремя годами раньше применительно к своим фотогенным рисункам.

Таким образом после 11 лет экспериментов Дагер, завершил свои эксперименты и задокументировал все стадии процесса. Он добился того, чего хотел.

Как назывались первые фотографии дагерротипы. Смотреть фото Как назывались первые фотографии дагерротипы. Смотреть картинку Как назывались первые фотографии дагерротипы. Картинка про Как назывались первые фотографии дагерротипы. Фото Как назывались первые фотографии дагерротипы

Первый официальный доклад о процессе дагеротипии состоялся на заседании французской Академии Искусств и Наук 19 августа 1839 года. Детали процесса были раскрыты влиятельным членом академии астрономом Франсуа Араго, которого Дагер заразил своим энтузиазмом. Сам Дагер сделать доклад не смог, поскольку полностью охрип из-за простуды. Практическая демонстрация процесса состоялась только 17 сентября 1839 года. Это был успех.

Популярность процесса резко росла, было куплено много патентов в Европе и Америке. Количество заказов у фотографов было колоссальным. Тонкость изображения заставляла зрителей подозревать масштабную фальсификацию с участием искуснейших граверов, о чем и писали журналисты того времени: «Все эти дагеротипы замечательны. Но кто может поручиться, что это не работа умелого гравера?… Месье Дагер молча протягивает нам увеличительное стекло. Тогда мы можем видеть мельчайшие складки ткани, детали ландшафта, которые неразличимы невооруженным глазом».

Поднося увеличительное стекло к дагеротипу трудно разглядеть зерно. Дагеротипы имеют удивительную степень деталировки. Только при большом увеличении можно увидеть частицы ртутной амальгамы.

Как назывались первые фотографии дагерротипы. Смотреть фото Как назывались первые фотографии дагерротипы. Смотреть картинку Как назывались первые фотографии дагерротипы. Картинка про Как назывались первые фотографии дагерротипы. Фото Как назывались первые фотографии дагерротипы

В 1840 году, до изобретения калотипии, Сэр Гершель назвал фотографию на бумаге «детскими играми» по сравнению с даггеротипами, дававшими гораздо более ясное и детальное изображение, чем все существовавшие тогда фотопроцессы.

Предприимчивые люди закупали фотографические камеры и отправляли фотографов в разные части света — такие снимки пользовались большой популярностью. Мир с удивлением впервые рассматривал свои отражения.

Рассматривание дагеротипа — уникальный визуальный опыт. Пластину нужно подвигать в руках, чтобы поймать темную поверхность которая отразившись в зеркале дагеротипа даст изображение. Для этого коробочки для дагеротипов делались с откидными крышечками покрытыми темным бархатом. Это придавало интимность процессу рассматривания. Зритель оставался наедине с летучим изображением. Совсем по иному смотрим мы на картинки, помещенные на стенах галерей или в журналах.

При рассматривании дагеротипа нас ожидает головокружительное погружение в реальность фотоснимка. Дагеротип дает зрителю нечто большее, чем копию реальности — перед зрителем возникает бесконечная пропасть — чем ближе приближаешься к поверхности изображения, тем больше деталей видишь. В отличие от живописного произведения, которое распадается на мазки, точки, штрихи при приближении — дагеротип показывает все больше и больше деталей не как копия реальности, а как ее двойник.

«Меня привлекало то сочетание точности и иллюзорности, которое требует от зрителя активного участия в процессе восприятия изображения», — говорит Чак Клоз (Chuck Close) современный художник, занявшийся дагеротипами еще в 1990-х годах.

Дагеротип — это одно из самых интересных изобретений в истории фотографии. Не только потому, что оно определило ее развитие и популярность, но и потому что в этих небольших пластинках можно разглядеть саму сокровенную суть фотографии. Сразу после их изобретения дагеротипы были метко названы «зеркалами с памятью» (Oliver Wendell Holmes Sr.). Как видно, ниточка «изображение-память-смерть» прослеживалась уже тогда, за сто лет до Сьюзан Зоннтаг.

Описание процесса

Теперь обратимся к самому процессу. Следует отметить, что привожу сведения о процессе приводятся лишь для общего ознакомления. Для практического освоения процесса нужны не только серьезные практические навыки и осторожность в обращении с опасными химическими веществами, но и лаборатория, оборудованная хорошей вытяжкой.

Изображение образуется на медной пластинке, покрытой тонким слоем серебра. Серебряный слой должен быть идеально отполирован. Процесс опасен для здоровья по причине использования паров ртути. Вспомните сумасшедшего Шляпника из «Алисы в Стране чудес» — ртуть также использовалась при выделке фетра для шляп. Так что процент смертности среди ранних дагеротипистов был довольно высок. Искусство вообще опасное занятие.

Сам процесс, подробно описанный Дагером, состоит из пяти стадий:

1. Очистка и полировка медной посеребренной пластины
2. Окуривание пластины парами йода для создания светочувствительного йодида серебра
3. Экспонирование пластины в камере
4. Формирование видимого изображения путем окуривания пластины парами ртути. Ртуть пропорционально осаждается в тех местах, где слой йодида серебра был подвергнут воздействию света, создавая слой амальгамы — ртутно-серебряное соединение.
5. Закрепление изображения в соляном растворе

В 1840-х годах нашли способ 10-кратного увеличения чувствительности дагеротипов добавляя стадию окуривания бромом

Как назывались первые фотографии дагерротипы. Смотреть фото Как назывались первые фотографии дагерротипы. Смотреть картинку Как назывались первые фотографии дагерротипы. Картинка про Как назывались первые фотографии дагерротипы. Фото Как назывались первые фотографии дагерротипы

А теперь рассмотрим каждую из стадий подробно.

Полированные медные пластинки покрывались тонким слоем серебра при помощи накатывания тонких серебрянных пластин на медную основу (позже стал использоваться электролиз). Перед фотографированием пластинки следовало полировать до зеркального блеска и тщательно очистить. Для этого пластинка укреплялась на деревянном бруске и при помощи разных полировальных паст и брусков доводились до полного зеркального блеска.

Качество конечного изображения, тонкость деталей, напрямую зависели от гладкости серебрянной поверхности. Также для шлифовки использовались механические шлифовальные круги, покрытые кожей для окончательной доводки.

Как назывались первые фотографии дагерротипы. Смотреть фото Как назывались первые фотографии дагерротипы. Смотреть картинку Как назывались первые фотографии дагерротипы. Картинка про Как назывались первые фотографии дагерротипы. Фото Как назывались первые фотографии дагерротипы

После этого полированную пластинку несли в специально оборудованную темную комнату. В комнате было предусмотрено окно с желтым фильтром для контроля процесса йодирования слоя серебра. Также контроль процесса можно было проводить при помощи света свечи, однако осторожно, поскольку слой йодированного серебра был чувствителен к свету. Пластина помещалась в специальную коробочку для окуривания парами йода и плотно прижималась при помощи специального зажима.

После окуривания на поверхности пластины образововался слойсветочувствительного йодида серебра. Окуривание парами брома проводилось для увеличения ISO и расширения спектральной чувствительности (в отсутствии брома чувствительность дагеротипов тяготеет к синей части спектра). Для окуривания парами брома коробочка была несколько выше. После первого окуривания йодом и приобретения пластиной соломенного цвета ее помещали в коробочку с бромом и держали там до приобретения оранжевого оттенка. Потом процедура окуривания йодом повторялась, и пластина была готова кэкспонированию. Время окуривания зависело от температуры комнаты.

С этого момента пластина была чувствительной к свету и помещалась в кассету, а кассета в камеру. Время экспозиции зависело от светосилы объективов, общей освещенности и иногда доходило до 15–20 минут. Светочувствительность первых Дагеротипов был на уровне 10 ISO.

Как назывались первые фотографии дагерротипы. Смотреть фото Как назывались первые фотографии дагерротипы. Смотреть картинку Как назывались первые фотографии дагерротипы. Картинка про Как назывались первые фотографии дагерротипы. Фото Как назывались первые фотографии дагерротипы

После экспозиции пластину несли в другую темную комнату и помещали над металлическим сосудом, напоминающим перевернутую пирамиду. На дне сосуда было налито немного ртути. После того как пластина закреплялась светочувствительной поверхностью вниз, нижнюю часть пирамиды начинали нагревать при помощи спиртовой горелки до температуры 48–55°С, и ртуть начинала испаряться. На устройстве был закреплен термометр. Прекращали окуривание после появления видимого изображения, образуемого из ртутно-серебряной амальгамы.

Закрепление изображения производили тиосульфитом натрия. Этим раствором поливали пластину в течении 1 минуты чтобы удалить незасвеченные галогениды серебра.

Как назывались первые фотографии дагерротипы. Смотреть фото Как назывались первые фотографии дагерротипы. Смотреть картинку Как назывались первые фотографии дагерротипы. Картинка про Как назывались первые фотографии дагерротипы. Фото Как назывались первые фотографии дагерротипы

Следующей операцией было поливание пластинки хлоридом золота со слабым подогревом пластины с помощью спиртовой горелки. Это помогало защитить поверхность дагеротипа от вредных воздействий атмосферных газов.

После этого пластину промывали в проточной воде и высушивали.

Изображение на пластине было очень нежным и чувствительным к любым прикосновениям, поэтому готовый дагеротип запечатывали в стеклянный контейнер, который в свою очередь помещали в бархатный футляр. Как драгоценный осколок жизни.

Для справки. Современный способ изготовления дагеротипов

Сегодня для изготовления дагеротипов используется другой менее опасный метод — Becquerel method. Ртуть в этом случае не применяется. Также не применим бром. Качество озображения на взгляд знатоков несколько хуже. Нет той глубины, за которую ценится дагеротип. После экспозиции пластина через красный фильтр облучается ярким светом в течении примерно двух часов. Последующее закрепление проводится раствором тиосульфита натрия и сульфита натрия. Изображения сделанные по такому способу имеют характерные синие оттенки в светах.

Литература:
William Crawford «The Keepers of Light», 1979
Lyle Rexer «Photography’s antiquarian avantgarde», 2002

Источник

История фотографии: дагеротипия

Жозеф Нисефор Ньепc. Первая в мире фотография, сделанная на сплаве олова со свинцом. 1826 год.

Ньепс не только создал фотографию в камере-обскуре и изобрел диафрагму для исправления дефектов, которые он наблюдал при открытых линзах (изобретение было забыто более чем на пятьдесят лет, и его потом пришлось вновь изобретать). Но прежде всего Ньепс был первым, кто сделал изображение постоянным. Он называл эти изображения, полученные в камере-обскуре, «отражением видимого», чтобы отличать их от его «гравюрных копий». Его «гравюрные копии» были похожи на бутерброд, состоящий из гравюры (он ее делал с помощью масла прозрачной), которую он помещал между светочувствительной пластиной и чистым стеклом; стекло удерживало гравюру в ровном положении, пока все это сооружение выставлялось на солнечный свет.
Ньепс обрабатывал стеклянную пластину так же, как и металлическую, но с одной существенной разницей: когда битум растворялся лавандовым маслом, пластина промывалась и просушивалась, и на ней оставалось видимое изображение. Странно, что Ньепс, который старался разрешить проблему многоразовых репродукций, не попытался использовать полученное изображение на стекле как негатив, чтобы с него сделать отпечатки на светочувствительной бумаге. Этот принцип — негатив — позитив, от которого берет начало вся современная фотография, — был предложен Фоксом Тальботом несколькими годами позже в Англии.
В октябре 1829 года Ньепс написал Дагеру, предлагая ему сотрудничество «с целью усовершенствования гелиографического процесса, чтобы их объединенные достижения могли привести к успеху». Десятилетний контракт о сотрудничестве был подписан 14 декабря 1829 года, в котором, в частности, говорилось: «Г-н Дагер приглашает г-на Ньепса объединиться, чтобы добиться совершенства нового метода, открытого г-ном Ньепсом, для фиксирования изображений природы, не обращаясь к помощи художника». Это была неравноценная сделка, так как в содружестве Ньепс — Дагер новая камера Дагера была еще чем-то неопределенным, неиспробованным, а все, что, собственно, было известно о фотографии, являлось вкладом Ньепса. Но Дагер был жизненно важной половиной этого содружества. Старый и больной Ньепс не очень верил в будущее своих экспериментов, и ему была необходима энергия и самоуверенность Дагера. Кроме того, Ньепс верил в неувядаемый интерес Дагера к фотографии, в его убеждение, что процесс будет усовершенствован и принесет коммерческий успех. Ньепс отослал Дагеру детальное описание своего процесса: информацию о гелиографии, полностью объяснявшую подготовку серебряных, медных или стеклянных пластин, сведения о пропорциях различных смесей (именно это и было в то время самым большим секретом), о растворителях для проявления изображения, о промывочных и фиксирующих процессах, а также сообщил об использовании его последних экспериментов в гелиографии — употреблении паров йодида для усиления изображения.

Луи-Жак-Манде Дагер. 1837 год. Литография Дагер часто позировал своим друзьям художникам Этот рисунок был сделан за два года до того, как он опубликовал сообщение о дагеротипном процессе.

Именно Дагер был тем человеком, который сделал все, чтобы изобретение Ньепса воплотить в жизнь, и он двигался к цели, изобретая новые пропорции и смеци, новые воздействия на изображения. Основная идея Дагера заключалась в том, чтобы получать изображение с помощью паров ртути. Сначала он проводил опыты с бихлоридом ртути, но изображения получались очень слабые. Затем он усовершенствовал процесс, используя сахар или закись хлора, и, наконец, в 1837 году, после одиннадцати лет опытов, он стал подогревать ртуть, пары которой проявляли изображение. Он превосходно фиксировал изображение, пользуясь сильным раствором обычной соли и горячей водой для смывки частиц серебряного йодида, не подвергшихся воздействию света. Принцип Дагера был оригинален и надежен, и основан, без сомнения, на знаниях, полученных Дагером от Ньепса. Этапы процесса Дагера были следующими:
1. Тонкий лист серебра припаивался к толстому листу меди.
2. Серебряная поверхность полировалась до блеска.
3. Серебряная пластина пропитывалась парами йодида и становилась чувствительной к свету.
4. Подготовленная пластина помещалась в темноте в камеру.
5. Камера устанавливалась на треногу, выносилась на улицу и направлялась на любой предмет, освещенный солнцем.
6. Объектив открывался на время от 15 до 30 минут.
7. Скрытое изображение проявлялось и закреплялось в следующем порядке:

В результате получалась единственная фотография, позитив. Видеть ее можно было только при определенном освещении — под прямыми лучами солнца она становилась просто блестящей пластинкой металла. Изображение получалось зеркальным. Невозможно было сделать несколько таких пластинок или напечатать неограниченное количество экземпляров, как можно напечатать позитивы с одного негатива.

Слева на иллюстрации мы видим как выглядел конечный продукт дагеротипии. Стекло, овальная рамка и дагеротип вставлялись в гнущуюся, покрытую металлом рамку, а затем все это помещалось в футляр. Когда солнечный свет попадал на дагеротип, серебряное изображение становилось негативным (в центре). С поворотом руки изображение становилось полностью узнаваемым позитивом (внизу).

Чтобы получить максимум прибыли от своего изобретения, Дагер сначала попытался организовать корпорацию путем общественной подписки. Когда из этого ничего не получилось, он попытался продать свое изобретение за четверть миллиона франков, но для осторожных дельцов это показалось слишком большим риском. Дагер вызывал своей деятельностью значительный интерес: с тяжелой камерой и громоздким оборудованием он делал фотографии на бульварах Парижа, и многие его знали. Но он не объяснял своего процесса, и бизнесмены оставались равнодушны к возможностям фотографии. Тогда Дагер решил заинтересовать своим изобретением ученых, в частности, влиятельного астронома Доменика-Франсуа Араго (1786—1853), до которого дошли слухи о том, будто Россия и Англия сделали предложение закупить дагеротип. Араго доложил 7 января 1839 года Академии наук о достижениях Дагера и предложил, чтобы французское правительство купило патент. Сообщение о дагеротипе произвело сенсацию. Научные журналы опубликовали доклад Араго. Дагер стал больше известен своим изобретением. Он показывал виды Парижа, сделанные дагеротипом, редакторам газет, писателям, художникам, которые превозносили его изобретение. Дагер запросил за свое изобретение 200 тысяч франков (что было по тем временам большими деньгами). Араго убедил Дагера, что пенсия французского правительства будет для него своего рода честью, национальной наградой в знак признания его изобретения. Пенсия была определена в размере 6000 франков в год пожизненно Дагеру и 4000 франков Исидору Ньепсу. Предложение было представлено палате депутатов 15 июня 1839 года, а спустя месяц одобрено королем Луи Филиппом.
19 августа Араго сделал доклад на заседании Академии наук, в котором рассказал об удивительном методе Дагера получать фотографические изображения природы во всех деталях без участия руки художника — картины, нарисованные самим солнцем. Трудно представить, какая это была сенсация. Доклад Араго вызвал большой интерес, особенно демонстрация дагеротипов, сделанных Дагером. С четким внутренним убеждением он предсказал значение этого процесса для будущего, рассказал о его значении для регистрации исторических событий. Он закончил свою страстную речь следующими словами: «Франция усыновила это открытие и с самого начала продемонстрировала свое благородство, щедро предоставив его всему миру». Араго, очевидно, не знал, что всего пятью днями раньше, 14 августа, Дагер уже получил патент в Англии. Теперь Дагер, с финансовой точки зрения, был обеспечен. А всего несколько месяцев назад, 8 марта, когда дотла сгорела его диорама, ему казалось, что он разорился. Диорама эта была громадным сооружением с огромными полотнами (длиной 76 и высотой 46 футов)(1 фут = 3-,48 см.), которая, очевидно, и подтолкнула Дагера к экспериментам в области фотографии. Он хорошо знал камеру-обскуру и делал много набросков с натуры в своих попытках создать иллюзию реальности. Для диорамы он рисовал огромные полотна настолько реалистично, что посетители полагали, что это были специально построенные в трех измерениях сооружения в помещении диорамы.

Дагер начал делать детали для дагеротипа вместе со своим родственником Альфонсом Жиру. Книготорговец Жиру быстро забросил свои дела и полностью посвятил себя сборке камеры. Самуэль Шевалье полировал линзы, на камеру ставился штамп с порядковым номером, ставилась подпись Дагера, и камера становилась официальной. На следующий день после того, как Араго сделал свой доклад, Жиру опубликовал наставление Дагера, состоявшее из 79 страниц. Все имевшиеся у него камеры и наставления были распроданы в течение нескольких дней. Во Франции наставление переиздавалось тридцать раз. Это была инструкция. Не прошло и года, а наставление было переведено на все языки, напечатано во всех столицах Европы и в Нью-Йорке. Художники, ученые и простые любители вскоре улучшили и модифицировали процесс Дагера, сократив время экспозиции до нескольких минут, и создание портретов из возможности превратилось в действительность. Применение призмы позволило перевернуть изображение, и теперь портреты смотрелись нормально, а не зеркально.

Студия Саутворта и Хоувса, Бостон. Гарриет Бичер Стоу. Около 1856 года. Дагеротип.
Обратите внимание на то, что глаза у модели чуть опущены. Сидеть портретируемым приходилось по несколько минут неподвижно, поэтому широко открывать глаза было некомфортно.
В студиях были приспособления, которые крепились к стульям и держали головы клиентов, чтобы результат был гарантированным.

Решительным шагом вперед было создание к 1841 году аппарата меньшего размера, что привело к уменьшению веса оборудования до 10 фунтов против 110 фунтов. Были улучшены средства, предохранявшие поверхность дагеротипа от повреждений и царапин. В 1840 году Ипполит Физо стал тонировать изображение хлоридом золота. Это не только сделало изображение более контрастным; создавался превосходный глубокий серебряно-серый тон, который, окисляясь, превращался в богатый пурпурно-коричневый. Признание и слава Дагера росли по мере того, как его изобретение повсюду покоряло воображение людей. Сам он, однако, ничего не внес в фотографию после опубликования данных о своем процессе. До самой своей смерти в 1851 году он жил в уединении в шести милях от Парижа. В 1843 году он заявил, что усовершенствовал мгновенную фотографию и может снимать птицу в полете, но не привел никаких доказательств в правдивость этого заявления. Изобретатель дагеротипа покоится в усыпальнице местечка Бри, похороненный согражданами 10 июля 1851 года.
Вот как бывает: только один предприимчивый человек сдвинул с места целый пласт знаний, популяризировав их и сделав нужными человечеству. Поэтому имя Дагера вошло в историю крупным шрифтом, а остальных энтузиастов, которые придумали и изобрели множество полезностей история забыла. Есть ли справедливость? Есть, конечно. Важно не изобретать велосипед, а делать его доступным и удобным, делать его известным и популярным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *