Как назывались испытания водой железом

ордалии

Полезное

Смотреть что такое «ордалии» в других словарях:

ОРДАЛИИ — (от ниж. нем. ordele). Суд Божий: испытание церковно судебное, по результатам которого заключали о виновности обвиняемого. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОРДАЛИИ иначе суд Божий; обычное в средние… … Словарь иностранных слов русского языка

ОРДАЛИИ — (ср. лат., ед. ч. ordalium, от англо сакс. ordal приговор, суд) то же, что суд божий … Юридический словарь

ОРДАЛИИ — (ср. век. лат. ед. ч. ordalium, от англосакс. ordal приговор, суд), то же, что божий суд … Большой Энциклопедический словарь

Ордалии — (ordeal), то же, что «божий суд». В эпоху раннего Средневековья испытание обвиняемого огнем, водой, а также применение др. пыток с целью установить его вину или невиновность в расчете на вмешательство свыше. При испытании огнем подозреваемый… … Всемирная история

Ордалии — (лат. ordalium, от англо саксонского ordal приговор суда; англ. ordeals) в средневековом судебном процессе способ выяснения правоты или виновности тяжущихся сторон путем «суда Божьего» (испытание огнем, водой и т.п.). В широком смысле О. то же,… … Энциклопедия права

Ордалии — (от англосакс. ordol, латинский ordalium приговор, суд) в широком смысле то же, что и «Божий суд»; в узком суд путём испытания огнём и водой. Ордалии считаются одним из видов архаического права, впервые подобные испытания упоминаются ещё в… … Википедия

Ордалии — (от англосакс. ordol, латинский ordalium приговор, суд) в широком смысле то же, что и «Божий суд»; в узком суд путём испытания огнём и водой. При испытании водой нужно было достать кольцо из кипятка, испытуемого опускали в холодную воду связанным … Католическая энциклопедия

Ордалии — (позднелат., единственное число ordalium, от англосакс, ordal приговор, суд) то же, что «Божий суд» … Большая советская энциклопедия

Ордалии — см. Суд Божий … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ОРДАЛИИ — (позднелат. ordalium, от англосаксонского ordal приговор, суд) то же, что божий суд … Энциклопедический словарь экономики и права

Источник

Ордалия: Божий суд в средние века

Если было невозможно установить истину, судья прибегал к «Божьему суду». Обвиняемый должен был опустить руку в огонь или достать из кипящего котла камень — и остаться невредимым. Если человек получал ожоги — это считалось признанием вины, так как за невиновного обязательно бы вступились высшие силы.

Как назывались испытания водой железом. Смотреть фото Как назывались испытания водой железом. Смотреть картинку Как назывались испытания водой железом. Картинка про Как назывались испытания водой железом. Фото Как назывались испытания водой железом

В древности виновность человека определяли с помощью богов

»Божий суд» чаще называли «ордалией», что происходило от англосаксонского ordal или urteil и значило «суд», «приговор». Ордалии были распространены задолго до появления христианства. Согласно древневавилонским законам Хаммурапи ещё в начале II тысячелетия до нашей эры, судьи прибегали к испытаниям огнём и водой. Выдержавший испытания признавался невиновным, а не выдержавший оказывался виновным и приговаривался к суровому наказанию.

Огонь и вода

В Индии испытания огнём и водой были зафиксированы в законах Ману, где говорилось, что деяния злодеев видят боги, небо, земля, вода, луна, солнце, огонь, ветер и ночь. Судье в трудных делах предписывалось провести обряд очищения, а потом в присутствии брахманов заставить обвиняемых пройти испытание огнём или водой — «взять огонь или погрузиться в воду».
В дохристианской Европе ордалии были распространены у древних германцев и у западных славян — испытуемые должны были взять в руку раскалённое железо или пройти по нему и при этом не получить ожогов. Сила воли помочь не могла, ведь повреждения кожи оценивали не сразу, руку после ордалии бинтовали и снимали бинт только через три дня, чтобы удостовериться, что волдырей на коже нет.
В Англии был распространён свой вариант ордалий — подсудимому завязывали глаза, на землю укладывали девять раскалённых лемехов, и человек должен был пройти через них, не наступив и не споткнувшись. Здесь же был распространён обычай «испытания котлом», в который наливали кипяток и бросали камни или кольца. Испытуемый должен был достать их и не получить ожогов.

Ордалии в Европе

Ордалии могли быть как односторонними, когда испытанию подвергался только обвиняемый, так и двусторонними, к которым прибегали в случае неразрешимых споров. В этом случае через испытание должны были пройти и истец, и ответчик. В первом случае ответчику предстояло пройти через испытания раскалённым железом, кипятком, холодной водой. Испытания кипятком могли быть очень сложными. Если при более простом испытании ответчик окунал руку на глубину кулака, то при тройном испытании кипятком воды в котле было уже по локоть.
Испытание железом тоже могло быть разным по сложности. В одних случаях испытуемому нужно было взять раскалённый кусок железа весом в один фунт (0,45 кг) и пронести его на расстояние девять футов (около трёх метров), в других — вес металла составлял уже три фунта, то есть почти полтора килограмма.
Испытание холодной водой означало, что ответчика погружали в воду — если он тонул, то его считали оправданным, а если оставался на поверхности, то верили, что вода не принимает грешника, а значит, человек виновен.
Для того, чтобы пройти испытание водой, ответчику следовало погрузиться в ледяную воду на глубину не менее 1,5 эля (178,5 сантиметров).
После того, как в Европу пришло христианство, от ордалий не отказались, более того, в некоторых случаях церковь узаконивала проведение испытаний.
Отныне ордалии обставлялись христианскими обрядами: католические священники освещали воду для испытаний, ответчику следовало три дня поститься, а в день испытания причаститься и дать клятву невиновности. Само испытание часто проводили в церквях, и на ордалии могли присутствовать только ответчик и священник.
Для священников в средневековой Англии предусматривалось особое испытание хлебом и сыром. Ответчик должен был прожевать унцию ячменной лепёшки с сыром и при этом не поперхнуться и не подавиться.
Особенно часто прибегали в Англии к «Божьему суду» во время норманнских завоеваний. С 10бб-го по 1135 год было зафиксировано 2413 случаев судебных испытаний. Часто к ордалиям прибегали в случае земельных споров.

Поединок как доказательство

И даже женщины

Журнал: Загадки истории №12, март 2020 года
Рубрика: Религии мира
Автор: Михаил Троицкий

Источник

Испытания водой, огнем и чудом

Ордалии в средневековых законах, а также в исторических, литературных и назидательных текстах

Ордалия водой

Григорий Турский «О славе мучеников»
Григорий Турский (ок. 539 — ок. 594) — епископ города Тура, франкский историк, автор «Истории франков» (в 10 книгах), важнейшего источника по истории раннесредневековой Франции. Помимо нее Григорий Турский написал книгу «О славе мучеников», в которую вошли короткие рассказы о чудесах, явленных христианскими святыми и мучениками.
Перевод с латинского Елены Марей

I.81 (80). О споре католического дьякона с пресвитером-еретиком

Арианский пресвитер держал спор с дьяконом нашей веры, произнося, как это у них в обычае, ядовитые речи против Сына Божьего и Святого Духа. И поскольку тот уже долго приводил истинные доводы за нашу веру, но еретик, ослепленный туманом неверия, отвергал их в соответствии с тем, что «в лукавую душу не войдет премудрость», дьякон сказал: «Для чего мы утомляем себя длинными беседами? Да будет доказана истина делами; пусть поставят на огонь медный котел и бросят в кипящую воду чье-либо кольцо. Кто достанет его из кипятка, на стороне того и будет правда, и после этого другая сторона должна признать эту правду. Итак, внемли и ты, еретик, что наша сторона пройдет это [испытание] с помощью Святого Духа, и ты признаешь, что нет в Святой Троице ничего несхожего, ничего различающегося». Еретик согласился с предписанием, и, заключив соглашение, они разошлись до утра, однако жар веры, которым так горел сначала дьякон, стал ослабевать из-за козней дьявола. Поднявшись на рассвете, он натер руку елеем и мазью, затем он подошел к святому месту и стал молиться Господу. Что ж дальше? Около третьего часа они сошлись на площади. Сбежался народ посмотреть это зрелище. Разжигают огонь, ставят на него медный котел, бросают в кипящую воду кольцо. Первым дьякон зовет еретика, чтобы тот вытащил его из жара. Однако он отказался со словами: «Коли ты это предложил, тебе и вытаскивать». И дьякон хоть и испугался, но обнажил руку. Увидев, что она намазана, пресвитер-еретик воскликнул: «Я вижу, ты хочешь победить с помощью уловок, поэтому умастился мазью; все, что ты делаешь, не будет иметь силы!» Пока они препирались, подошел дьякон из Равенны по имени Гиацинт и, разузнав, о чем спор, дабы явить истину, незамедлительно оголил правую руку и опустил ее в котел. То кольцо, которое он вытащил, было очень маленьким и легким, и вода носила его так же, как ветер иногда носит соломинку, поэтому он искал его долго и нашел только через час. Между тем пламя под котлом горело очень сильно, и раскаленное кольцо не так-то легко было взять в руку, но все же, вытащив его, дьякон ничего не почувствовал, но даже заявил, что оно находилось в холодном котле и вода лишь на поверхности была теплой. Подумав так же, сбитый с толку еретик дерзко сунул руку в котел со словами: «Да поможет мне моя вера!» Как только он сделал это, кожа с его руки сошла до самых костей; и так был положен конец спору.

Как назывались испытания водой железом. Смотреть фото Как назывались испытания водой железом. Смотреть картинку Как назывались испытания водой железом. Картинка про Как назывались испытания водой железом. Фото Как назывались испытания водой железомОрдалия кипящей водой. Миниатюра из немецкой хроники «Der Sachsenspiegel». XIV век © Herzog August Bibliothek

Вестготская Правда
Вестготская Правда — свод законов вестготского короля Рецесвинта, обнародованный в 654 году и действовавший на территории Толедского королевства вестготов (современные Испания, Португалия и Южная Франция).
Перевод с латинского Александра Марея

VI.1.3. Каким образом судья должен расследовать дело посредством испытания кипятком

Салическая Правда
Салическая Правда — одна из варварских правд, содержащая нормы обычного права, записанные около VI века по приказу короля франков Хлодвига I.
Перевод с латинского Николая Грацианского

LIII. О выкупе руки от котелка

§ 1. Если кто будет вызван к испытанию посредством котелка с кипящею водою, то стороны могут прийти к соглашению, чтобы присужденный выкупил свою руку и обязался представить соприсяжников. Если проступок окажется таким, за какой, в случае улики, виновный по закону должен уплатить 600 денариев, что составляет 15 солидов, он может выкупить свою руку за 120 денариев, что составляет 3 солида.

4. О том, кто вызовет другого на испытание горячей водой
§ 1. Если кто вызовет другого на испытание горячей водой помимо повеления короля, повинен уплатить 600 денариев, что составляет 15 солидов.

Церковный закон об ордалии горячим железом и [кипящей] водой
Фрагмент из сборника описаний ордалий, созданного для нужд церкви. Текст датируется периодом между 938 и 1000 годом.
Перевод Владимира Корецкого

1. Относительно ордалии мы предписываем, согласно повелению Божьему, архиепископа [Кентерберийского] и других епископов, чтобы никто, за исключением священника и того, кто должен пойти на ордалию, не входил в церковь, как только [туда] будет внесен огонь, которым должны быть разогреты для ордалий железо или вода.
1в. И если [ордалия] будет производиться водой, то пусть она будет разогрета до степени кипения, причем котел должен быть железный или медный, свинцовый или глиняный.
2. И если обвинение простое [то есть влекущее простую ордалию], то рука, чтобы [взять] камень, должна быть опущена в кипящий котел до запястья, а если оно тройное, то до локтя.

Ордалия огнем

Церковный закон об ордалии горячим железом и [кипящей] водой

4. И пусть затем войдут люди по одинаковому количеству от каждой стороны и станут вдоль церкви по обеим сторонам [места] ордалии; и все эти люди должны поститься и в ночь перед ордалией воздержаться от своих жен.
4.1. И пусть священник окропит их всех освященной водой, и каждый из них да отведает освященной воды; и он пусть даст им всем поцеловать Евангелие и изображение Креста Христова.
4.2. И никто не должен продолжать раздувать огонь после того, как священник начнет освящение; но железо должно лежать на раскаленных угольях вплоть до окончания литургии. Тогда оно должно быть выложено на столбы.
5. И обвиняемый пусть выпьет освященной воды, и затем пусть будет окроплена его рука, которою он должен нести ордалию [железо], и так да приступит [к испытанию].
5.1. 9 отмеренных шагов должны быть разделены на 3 части, по 3 [шага] в каждой: на первый знак у столба [испытуемый] должен стать своей правой ногой; на второй — левой; затем поставить правую ногу на третий знак и, бросив железо, поспешить к святому алтарю.
5.2. И [его] рука должна быть запечатана и на третий день обследована, является ли она под этой печатью виновной или чистой.
6. И кто эти предписания нарушит, по отношению к тому ордалия будет недействительной, и он должен уплатить королю 120 шиллингов в качестве штрафа за неповиновение.

Русская Правда
Русская Правда (XI век) — первый свод законов Древней Руси, составленный в правление Ярослава Мудрого (1016–1054), а затем дополненный при его сыновьях (ок. 1072).
Из Пространной редакции (по Троицкому списку 2‑й половины XV века)

17. Если ответчика обвиняют в убийстве, а свидетелей тяжущиеся не найдут, то подвергнуть их испытанию [раскаленным] железом. Так поступать и во всех тяжбах, в воровстве [или в другом] обвинении; если [обвинитель] не предъявит поличного, а сумма иска составляет до полугривны золотом, то подвергнуть его испытанию железом в неволю; если же сумма иска меньше, до двух гривен [серебра], то подвергнуть его испытанию водой; если же иск еще меньше, то пусть он для получения своих денег принесет клятву.

Жозеф Бедье «Тристан и Изольда»
«Тристан и Изольда» — средневековый рыцарский роман XII века, сложившийся в Ирландии или в Шотландии, а затем распространившийся на континенте. Особенной популярностью история пользовалась во Франции.
Перевод с французского Александра Веселовского

В назначенный для суда день король Марк, Изольда и корнуэльские бароны, доехав до Белой Поляны, появились у реки в прекрасном строе, и собравшиеся вдоль другого берега рыцари Артура приветствовали их своими блестящими знаменами.

Перед шатром Артура на зеленой траве постлана была богатая шелковая ткань из Никеи, и на нее были положены мощи святых, извлеченные из ковчежцев и рак. Их охраняли Говен, Жирфлет и сенешаль Кей. Помолившись Богу, королева сняла драгоценности с рук и шеи и раздала их бедным нищим, скинула свою пурпурную мантию и тонкое покрывало и отдала их; отдала также сорочку, блио и башмаки, усыпанные драгоценными каменьями. Она оставила на теле только тунику без рукавов и с обнаженными руками и ногами предстала перед обоими королями. Вокруг бароны смотрели на нее молча и плакали. Возле мощей горел костер. Дрожа, протянула она правую руку к мощам святых и сказала:
— Короли Логрии и Корнуэльса, сеньоры Говен, Кей, Жирфлет и вы все, будьте моими поручителями: я клянусь этими святыми мощами и всеми святыми мощами на свете, что ни один человек, рожденный от женщины, не держал меня в своих объятиях, кроме Марка, моего повелителя, да еще этого бедного паломника, который только что упал на ваших глазах. Годится ли такая клятва, король Марк?
— Да, королева. Пусть же Господь явит свой правый суд!
— Аминь! — сказала Изольда.

Как назывались испытания водой железом. Смотреть фото Как назывались испытания водой железом. Смотреть картинку Как назывались испытания водой железом. Картинка про Как назывались испытания водой железом. Фото Как назывались испытания водой железом Суд императора Оттона. Испытание огнем. Фрагмент картины Дирка Баутса. Ок. 1471–1473 годов © Wikimedia Commons

Сага о Сверрире
«Сага о Сверрире» (нач. XIII века) — одна из древнейших сохранившихся «королевских саг» Скандинавии, то есть саг, рассказывающих о правлении норвежских конунгов.
Перевод с древнеисландского Ивана Стеблин-Каменского

59. Об Эйрике, сыне Сигурда

Эйрик был в Миклагарде и служил у Манули конунга. Он просил у конунга позволения доказать посредством Божьего суда, какого он рода и что он действительно сын Сигурда конунга. Эйрик поблагодарил конунга красивыми словами, ибо он был человеком красноречивым, и сказал, что с радостью принимает предложение конунга доказать, кто его отец, и предает себя воле Бога и конунга.

Немного позднее Эйрик стал поститься, готовясь к суду Божьему. А когда он должен был нести раскаленное железо, Сверрир конунг сказал такую клятву, которую тот должен был произнести:
— Ты кладешь свои руки на святые мощи и священную книгу и просишь Бога, чтобы железо не обожгло твои руки, если ты сын Сигурда конунга и мой брат.

Эйрик отвечает:
— Да сотворит Бог так, что я пронесу железо, не обжегши рук, если я сын Сигурда конунга. Но я не буду нести железо, чтобы доказать, кто отец других людей.

Произнеся эту клятву, он пронес железо и оказался чист. Сверрир конунг признал его родичем и сделал его предводителем в дружине. Эйрика любили, и он не зазнавался. Он заботился о своих людях больше, чем другие.

Ордалия чудом

Английский бестиарий начала XIII века

Бестиарии — это средневековые книги, состоящие из нравоучительных рассказов о животных (как реальных, так и вымышленных). Ниже — фрагмент одного из них.
Перевод Ольги Тогоевой

Именно в этот момент собака, на секунду забыв о своем горе и страданиях, решила встать на путь мести: она набросилась на убийцу, не желая выпускать его, и… испустила такой ужасающий вой, что у всех присутствующих разрывалось сердце от скорби и наворачивались слезы на глаза. Добрая воля собаки не могла быть поставлена под сомнение. Она являла собой впечатляющее доказательство [вины убийцы], поскольку в огромной толпе собака выбрала одного-единственного человека и не желала его отпускать. И убийца испугался: как можно было отвести столь правдивое обвинение в преступлении? Он не мог списать [происшедшее] ни на проявление ненависти, ни на враждебность, ни на злой умысел. Перед этим доказательством он остался без аргументов.

Источник

В качестве доказательств Русская Правда знала и суд божий, т.е. ордалии (испытание железом, водой).

Если брошенный в воду начинал тонуть, то его вытаскивали и объявляли оправданным, если же он выплывал, то считался виновным (его даже не принимала вода!).

При испытании железом, если рана после раскаленного железа заживала через определенный срок, значит, обвиняемый считался оправданным, если же рана не заживала, значит, считался виновным. К формальным доказательствам относился и поединок – «поле». Победивший в поединке выигрывал дело, поскольку считалось, что бог помогает правому. Особым видом доказательства считалась присяга – рота, т.е. крестоцелование, с помощью которой очищали себя от подозрений обвиняемые в незначительной краже (на сумму менее 2 гривен).

Играли роль в процессе и вещественные доказательства: следы побоев и т.д. За производство тех или иных судебных действий платились пошлины, лица их взимавшие назывались метельщики.

Вывод по вопросу:

Судебный процесс был примитивным, выглядел как поединок двух сторон при довольно пассивном положении судебного органа. При этом в суде защищались интересы привилегированных групп общества, т.к. феодальная знать могла организовать «свод», «гонение следа», привести в суд больше послухов и т.д.

Заключение

Право древнерусского государства носило классовый характер, было правом–привилегией. В праве не было еще понятия юридического лица, уголовное преступление не отграничивалось от гражданско-правового правонарушения. Под преступлением понималась обида, причинение ущерба определенному лицу. Понятие преступления как общественно опасного деяния еще не сложилось.

Дата добавления: 2014-12-30 ; просмотров: 1850 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

ОРДАЛИИ

Форма установления виновности или невиновности лица во вменяемых ему преступлениях путем испытаний обвиняемого огнем или водой, ядом железом и пр.

Ордалии известны также под термином «божий суд». Ордалии присущи всем культурам, в том числе западноевропейской средневековой. Особенно распространены были испытания огнем. Испытуемому предстояло пройти сквозь костер, или перейти дорогу, выложенную горящими углями, держать руки над огнем, либо взять в руки раскаленное железо. Обвиняемый признавался невиновным в случае, если огонь не оставлял на его теле следов, или же если эти следы были определённой формы, так что священнослужители могли трактовать их как знаки Бога.

Ордалии водой подразумевали окунание рук в кипящую воду или погружение испытуемого связанным в прорубь. Кроме того, были распространены судебные поединки.

Ордалии имели ярко выраженный магический характер и восходили к дохристианским обрядам. С другой стороны, ордалии находили свое объяснение и в христианской культуре как проверка Бога к испытуемому. Однако официальное богословие относилось к ордалиям отрицательно, ссылаясь на цитату из Евангелия от Луки: «Не искушай Господа Бога твоего» (Лук. 4:12).

В 855 г. Второй Валансский собор запретил судебные поединки. Однако другие ордалии продолжали применять. Особенно активно — во Франции в X в., однако уже в XI в. подобные практики повсюду запрещались. Светские власти запретили ордалии в 1258 г., когда Людовик Святой издал соответствующий эдикт. Тем не менее, отдельные случаи применения ордалий наблюдались и позже, вплоть до XVI в.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *