Как называли запорожец в народе
10 самых оригинальных народных прозвищ отечественных автомобилей: От «Каблука» до «Бешеной табуретки»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Иж-2715 по прозвищу «Каблук»
Автомобиль «Москвич» с ижевского завода. Кстати, именно в Ижевске собирали коммерческие модели 408 и 412 «Москвичей». Что же касается автомобиля Иж-2715, то он носил много имен, в том числе «Пирожок», «Чебурашка», «Маргарин» и даже «Маскарад». Еще одним названием было «Коробочка на пятерке», однако его впоследствии почти забыли.
2. Иж-2126 по прозвищу «Орбита»
Самостоятельный автомобиль ижевского завода, который был разработан и выпущен в производство, без использования технологий АЗЛК. Машину спустили с конвейера в 1990 году. В народе автомобиль быстро получил название на новый лад – «Орбита».
3. Газ-24 по прозвищу «Членовоз»
Знаменита машина, буквально вторая «Волга»! Автомобиль получил кучу самых разных названий, в числе которых были: «Кирпич», «Танк»», «Ландо», «Баржа» и «Шаланда». Последние названия машина, к слову, получила за мягкость езды, так как буквально пыла по трассе, но вместе с тем сильно кренилась и наклонялась на поворотах. Впрочем, поздняя реинкарнация машины – ГАЗ-3110 и вовсе получила незавидное прозвище «Тяни-толкай».
4. КАМАЗ по прозвищу «Татарин»
Делают эти чудесные автомобили на Камском автомобильном заводе, от чего и название. Значительная часть этих грузовиков повышенной проходимости выпускалась для нужд советской армии. Первую партию авто выпустили в январе 1981 года. Имя «Татарин» же прилипло потому, что завод находится в городе Набережные Челны, а это один из крупнейших городов Татарстана.
5. ВАЗ-2106 по прозвищу «Шестерка»
Не трудно догадаться, что чаще всего названия ВАЗов происходили от номера модели. Встречаются и весьма занятные прозвища, завязанные на тему числительных. Например, модель 2106 также называли «Шаха», «Шакал», «Шахтер», «Шайтан».
6. ВАЗ-1111 Ока по прозвищу «Кабина от КАМАЗа»
Рекордсмен по числу забавных прозвищ среди ВАЗовских автомобилей. Как его только не называли. Здесь у нас такие имена, как: «Окурок», «Окунь», «Бешеная табуретка», «Капсула смерти», «Креветка», «Коробочка», «Скворечник», «Выкидыш», «Сумка на колесах», «Брелок от БелАза», а также самое популярное – «20 минут позора и вы на даче». Сразу видна народная любовь и признание! Выпускалась машина с 1987 года.
7. ВАЗ-2110 по прозвищу «Червонец»
Не советский автомобиль, но, тем не менее, заслуживающий внимания. Почти также сильно в народе любили и эту модель автомобиля ВАЗ. Названия были разные. Начать стоит с нейтральных: «Чирик», «Червонец», «Матрешка». Были также и менее приятные названия: «Обмылок» и «Беременная антилопа». Забавно, что эти же прозвища (пускай и с некоторыми модификациями) унаследовал потомок автомобиля – ВАЗ-2111, который также прозвали «Скользким кирпичом».
8. ЗАЗ-968 по прозвищу «Запор»
Советский автомобиль малого класса первой группы. Выпускался на Запорожском автомобильном заводе с 1971 по 1994 год. Звали машину уж совсем по-разному. Было обидное название «Запор», а вместе с ним ласковые «Кругленький» и «Чебурашка». Каждая модель «Запорожца» получала свою название, например ЗАЗ-965 прозвали «Горбатый», ЗАЗ-966 – «Ушастый», а ЗАЗ-968 – «Мыльница».
9. ЛУАЗ-969 по прозвищу «Луноход»
Необычное название автомобиль получил за свой необычный дизайн и повышенную проходимость. Выпускалась модель с 1966 года. В народе автомобиль также окрестили, как «Волыняшка», «Волынка», «Боевая машина Волыни», «Фантомас», «Цыпленок» и «Еврейский броневик».
10. РАФ-22038 по прозвищу «Рафик»
Советский микроавтобус, который выпускался с 1976 года, аж по 1997 год. Широко использовался в качестве служебного транспорта. Вытеснить «Рафика» с рынка смогли только пришедшие много позже «Газели».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Запор, Утюг и Скотовоз: народные прозвища Запорожца, УАЗа и других
Продолжаем исследовать пласты народного нейминга автомобилей, окунаясь в реальную историю отечественного автопрома, наполненную любовью и ненавистью советского автолюбителя. Кто такой Сеня, легко ли толкать Утюг и стоит ли опасаться Пьяной лошади?
В прошлый раз мы поговорили о народных прозвищах автомобилей ВАЗ, ГАЗ, АЗЛК и ИЖ, но этим, понятное дело, размах людской фантазии не ограничивался. Сегодня на очереди не менее интересные отечественные марки, и начнём мы со старейшей из них – ЗИЛ.
В те годы, когда завод ещё носил имя Сталина и назывался ЗИС, он выпускал грузовики ЗИС-5 и автобусы на той же базе — ЗИС-8. Не менее легендарный, нежели ГАЗ-АА, грузовик ЗИС носил прозвище, возникшее по тому же принципу, что и «Полуторка»: ЗИС-5, имевший грузоподъёмность в 3 тонны, звали попросту «Трёхтонка». Но кроме того, ещё и уважительно величали «Захар Иваныч» — по первым двум буквам аббревиатуры.
На фото: ЗиС-5 ‘1933–41
Автобус ЗИС-8 при жизни особых прозвищ не имел, и обзавёлся ими только после 1979 года, когда на советские экраны вышел фильм «Место встречи изменить нельзя» — в картине его называли «Фердинанд» (за якобы схожесть с немецкой «самоходкой»), а в реальной жизни иногда стали величать «Шарапов». Любопытно, что никакого ЗИС-8 ни в фильме, ни в книге братьев Вайнеров «Эра милосердия» нет: в оригинальной повести был автобус Opel Blitz, а в киноленте – куда более поздний ЗИЛ-8 (не ЗИС!), построенный в единственном экземпляре.
Но практически каждый грузовой ЗИС или ЗИЛ, стоило ему начать сходить с конвейера, нарекался шофёрами каким-то особым именем. Авторитет ЗИС-5 был столь велик, что появившиеся затем ЗИС-151 и ЗИЛ-157 тоже часто звали «Захар». Но были у них и собственные прозвища. ЗИС-151 удостоился имени «Утюг» — якобы в силу того, что часто застревал и его приходилось толкать. ЗИЛ-157 величали «Колун»; если кто вдруг забыл или не знал, колун – это такой огромный топор. Кроме того, этот же грузовик называли «Трумэн» (Гарри Трумэн – президент США в годы Второй мировой войны) и до сих пор в сибирской глуши называют «Ступой» — за родственность с американским Studebaker US6.
История УАЗа началась со сборки ГАЗ-69, и поэтому на самостоятельную модель внедорожника из Ульяновска с некоторым «масштабированием» перекочевало и прозвище горьковского: УАЗ-469 нарекли «Козлом» — мягкость хода, равно как и у газовского «Козлика», не была его сильной стороной. Кличка оказалась столь живучей, что до сих пор используется применительно к предку «четыреста шестьдесят девятого» — УАЗ Хантер, что, впрочем, совершенно неудивительно.
Версию УАЗ-469 для милиции в народе звали «Бобик», «Бомбик», «Бабон», «Коробок» и «Мусоровоз» или же, задействуя украинские коннотации, «ЦеМентовоз». Иногда можно услышать и вариант «Воронок», но он был гораздо чаще применим не к милицейскому УАЗу, а к куда более раннему ГАЗ-М-1 – эти машины с кузовом чёрного цвета использовали сотрудники НКВД.
На фото: ГАЗ М1 ‘1936–1943
Другой легендарный ульяновский автомобиль, микроавтобус УАЗ-452, тоже имеет ряд прозвищ. Базовую версию за округлые формы кузова зовут «Буханка», «Батон» «Булочница» и «Горбушка», а версию для «Скорой помощи» — «Санитарка» и «Таблетка». Ну а в случае с самой современной на данный момент моделью из Ульяновска, УАЗ Патриот, мы имеем пример того, что даже если официальное имя у автомобиля есть, его зачастую оказывается недостаточно – внедорожник кличут «Патриком» и «Патрикеем».
На фото: УАЗ-452 ‘1966–85
Сложно избежать прозвища «Запор» (с ударением как на первый, так и на второй слог), если ты родился Запорожцем, и ни одна советская модель ЗАЗ его не избежала. Как и чуть менее популярных, но тоже весьма подходящих прозвищ «Жужик» и «Пырзик». Различных вариаций у этих имён всегда была масса, и кажется, они продолжают появляться до сих пор «Зазер», «Зайзер», «Зипер», «Зозуля», «Жужелица», «Упырок» — все они в примерно одинаковой степени точности воспроизводят звук знаменитых двигателей воздушного охлаждения… Но есть прозвища отдельных моделей ЗАЗ, намертво зафиксированных в скрижалях Вечности.
К таким, безусловно, нужно отнести «Горбатый» в отношении модели ЗАЗ-965. Кто бы мог знать, что сейчас, спустя много лет, «девятьсот шестьдесят пятый» будет выглядеть без малого как эталон стиля, а ведь тогда, в 1950-х, помимо не особо милого «Горбатый», к нему прилепилось ещё и «Консервная банка» — этот титул, как мы уже знаем, позднее унаследует тольяттинский ВАЗ-2101.
На фото: ЗАЗ-965 Запорожец ‘1962–1965
Зато на первом переднеприводнике из Запорожья, и, одновременно, первом «не-запорожце», ЗАЗ-1102 Таврия, фантазия нашего великого народа взыграла по новой. Опять-таки, ну ведь есть же у модели имя собственное, но нет, этого мало, что там какая-то «Таврия»… Навскидку вспоминается всего парочка прозвищ, зато каких: «Ставрида» и «Форд Тавриус». Не минула чаша народного обожания даже более поздний, уже сильно постсоветский ZAZ Sens (прежде бывший Daewoo Lanos, а позже ставший ZAZ Chance): несмотря на совсем недолгий период выпуска под этим именем, это самое имя успели интерпретировать в… «Сеню»!
На фото: ЗАЗ-110206 Таврия ‘1990–98
Ну и в контексте ЗАЗа логично будет упомянуть ещё и внедорожник ЛуАЗ-969, построенный на запорожских агрегатах. У него было официальное название «Волынь», но в народе она была «Волынкой», «Луноходом», «Луизой», «Мотоблоком», «Еврейским броневиком». Впрочем, мы подробно исследовали историю ЛуАЗ-969 и его прозвищ в отдельном материале.
На фото: ЛуАЗ-969M ‘1979–88
Ну и на сладкое мы решили упомянуть какие-то отдельные прозвища, принадлежащие разным маркам, видам транспорта и эпохам советского автопрома. Обойтись без них в этом материале никак нельзя. Скажем, знали ли вы, что огромный трактор К-700 носит прозвище «Кальмар»?
Или КАМАЗ – великолепный бренд с мировым именем, но у нас в стране практически все грузовики этой марки дальнобойщики беззастенчиво кличут «Татарином» (в силу географии завода) и «Пьяной лошадью» (из-за эмблемы и характерной управляемости). Прозвище «Буханка» носит не только УАЗ-452, но и современный автобус ПАЗ, и всем абсолютно плевать, что официально он называется Vector.
На фото: КамАЗ-5410 ‘1976–78
И это закономерно, ведь давать прозвища общественному транспорту – забава даже более популярная, нежели транспорту индивидуальному. Ну вспомните, длинный, составленный из двух частей городской Икарус-280 звали не иначе как «Гармошка», ну или «Колбаса». Микроавтобус RAF-977 – «Рафик».
На фото: РАФ-977 ‘1958–76
Троллейбус абсолютно любой марки звался (и продолжает зваться) «Рогатый», «Сохатый», «Сарай» и «Холодильник» — и тут, пожалуй, объяснять ничего не надо. Последнее прозвище, кстати, носил и городской автобус ЛиАЗ – пожалуй, самый распространённый в советских городах. Потому и кличек у него было куда больше одной: были ещё «Луноход» (как и ЛуАЗ, по созвучию с маркой) и, простите, «Скотовоз». Из песни слов не выкинешь, особенно если песня – народная.
Легенда СССР: самый народный автомобиль – «горбатый» «Запорожец»
60 лет назад – 1 октября 1960 года с конвейера завода «Коммунар» сошел первый автомобиль марки «Запорожец». Собрали для вас некоторые факты о легендарном автомобиле.
Племянник «Фиата»
Прототипом первого — «горбатого» — «Запорожца» стал итальянский автомобиль FIAT-600 – у него позаимствовали общий дизайн кузова, заднюю подвеску, рулевой механизм и трансмиссию. Силовой агрегат и прочие механизмы были разработаны с нуля. Многие детали и узловые детали были идентичны тем, которые присутствовали на армейских ЛуАЗ-967 и гражданских ЛуАЗ-969.
Под маркой «Запорожец» было произведено два поколения автомобилей – первое поколение в 1960-1969 гг. ЗАЗ-965 и 1962-1969 гг. ЗАЗ-965А; второе поколение 1966-1994 гг. ЗАЗ-966, ЗАЗ-966В, ЗАЗ-968, ЗАЗ-968В и ЗАЗ-968М.
Соответствие мировым трендам
В 1950-е годы, когда разрабатывался «Запорожец», в Европе и Америке был популярен тренд располагать мотор в задней части кузова. Этой моде следовали разработчики «Запорожца». Поэтому шутки про задний мотор машины, которые гуляли в народе просто неуместны. Четырехцилиндровый мотор V-образного объема считался в то время в мире прогрессивным и был редок. Практичности автомобилю добавляла следующая деталь – заднее и переднее лобовые стекла были одинаковыми и взаимозаменяемыми.
Генератор прозвищ
ЗАЗ-965 за необычную форму кузова в народе прозвали «горбатым», ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968 за воздухозаборники прозвали «ушастым». Когда воздухозаборники убрали, появилось новое прозвище – «мыльница». Были и менее распространенные варианты – «Чебурашка» и «кругленький». А Никита Хрущев публично назвал «консервной банкой». Несмотря на все эти прозвища, «Запорожцы» любили в народе и стоили они дешевле других марок машин – в два раза дешевле «Жигулей» и в три раза дешевле «Волги», а именно 1800 рублей в 1960-е годы, что равнялось стоимости тысячи бутылок водки.
«Запорожец» за Дунаем за бугром
«Запорожцы» отправляли на экспорт границу под маркой «Ялта». В отличии от базовой комплектации в экспортный вариант добавляли детали комфорта, например, пепельницу и встроенный радиоприемник. Также была улучшенная шумоизоляция и левое наружное боковое зеркало. Стоила «Ялта» за границей дешевле своих конкурентов. «Ялту» продавали в Германию, Венгрию, Болгарию, Австрию, Францию, Италию. Кстати, в Италии и Франции на «Ялту» ставили моторы «Рено».
Киноактер
«Запорожцы» засветились во многих отечественных и зарубежных фильмах, попав даже в одну из «бондиан», где ему посвящена фраза «она меня никогда не подводила». Звездный час «Запорожца» в отечественном кинематографе наступил после выхода романтической комедии «Три плюс два», в которой актрисы Фатеева и Кустинская разъезжали на «Запорожце». Что самое интересное – по сюжету фильма обладатель роскошной «Волги» в итоге остался без пары. А у дяди Федора из «Простоквашино» «Запорожец» был изображен с ошибками – например, двери открывались не в ту сторону.
Ушастый и горбатый: 60 лет назад с конвейера сошел первый «Запорожец»
60 лет назад с конвейера автомобильного завода «Коммунар», что на Украине, сошел первый «Запорожец», или, как его называли в народе, «Горбатый». О первом советском «народном» автомобиле – корреспондент телеканала «МИР 24» Анна Деркач.
В будни – учитель информатики, по выходным настоящая гонщица. Три года назад у Екатерины Климовой появился «Жужик». Так она называет свой оранжевый «Запорожец». Увидела на сайте объявлений, влюбилась и не пожалела. Теперь они идеальная пара.
«Машина 1989 года. То есть 31 уже год. Мне 27. Чуть постарше меня. Это прямо моя родная машинка, можно сказать», – рассказала владелица «Запорожца» Екатерина Климова.
Вся ее жизнь теперь в оранжевом цвете. Чехольчик на телефоне в одной гамме. В гардеробе – сплошной винтаж. В гараже – порядок по фэн-шую. Себя Екатерина называет «Леди ЗАЗ». Так звучит аббревиатура Запорожского автомобильного завода, где 60 лет назад впервые и появилось это чудо.
В 1950-х советское руководство решило создать народный автомобиль. Существующий «Москвич» большинству трудящихся был не по карману. Тогда говорили: доступное авто должно быть не дороже тысячи бутылок водки и даже шутили: «Брошу пить, куплю машину». Разработку дизайна и конструкции поручили главному научному автомобильному институту НАМИ.
«Автомобиль должен быть маленьким, и так сказать, с маленьким и простым двигателем. В данном случае простой – это было воздушное охлаждение, а не водяное, как в остальных советских автомобилях», – рассказал обозреватель журнала «За рулем» Сергей Канунников.
В то время в Европе был настоящий бум малолитражек. Особо популярным был Fiat 500 и 600. В Италии их до сих пор можно встретить на дорогах. В России – только в частных коллекциях.
«Все на него оборачиваются, смотрят, он такой милаха. Особенно когда четверо здоровых мужиков в нее залезли, приехали на заправку, там вся заправка вышла посмотреть, как мы туда помещались и вымещались», – рассказал руководитель реставрационного бюро «Наследие» Илья Козлов.
Именно такая машина и нужна была советским работягам: компактная, вместительная, недорогая. Над дизайном нового советского авто решили не мучиться, а просто скопировали его с итальянской крохи. От своего итальянского собрата «Запорожец» унаследовал форму кузова, за что и был прозван в народе «горбатым». Во всем остальном ЗАЗ-965 отличался от Fiat: размером колес, двигателем, подвеской.
По многим параметрам «Запорожец» оказался даже лучше европейца. У Fiat – сдвижные боковые стекла, у «Запорожца» – подъемные. Лобовое и заднее взаимозаменяемы, разбил и переставил. Запорожец мощнее Fiat. Независимые подвески обеспечивали комфорт и проходимость. На бездорожье «горбатый» давал фору даже УАЗу.
«О проходимости «Запорожца» ходили легенды. И неспроста. Ребят, он действительно проезжал везде. Если все другие машины садились в колее грузовика, то запорожец проезжал», – говорит автомобильный эксперт Вячеслав Субботин.
Еще у «Запорожца» было одно необычное технологическое решение – прямоугольное отверстие в полу у пассажирского сиденья. Для чего оно предназначалось, знали, вероятно, лишь конструкторы. Предположений было множество: для слива воды после мойки, для фиксации корпуса машины при ремонте. Самую популярную версию озвучил ведущий передачи Top Gear Джереми Кларксон.
«Идея в том, что вы можете припарковаться на замерзшем озере, прорубить лунку, опустить в нее леску, включить фонарик, устроиться поудобнее и заняться рыбалкой. Даже в Maybach нет такого», – рассказал Джереми Кларксон.
На родине «Запорожец» тоже был героем всевозможных шуток. Это про него говорили: «Дешево и сердито» и «Лучше уж пешком». Называли «Консервной банкой», «Лягушонком» и «Чебурашкой» – из-за сходства главного героя мультфильма со второй серией автомобиля.
Эта модель «Запорожца» сошла с конвейера в 1966 году и сразу получила прозвище «Ушастый». Таким его делали воздухозаборники, которые служили для охлаждения двигателя. Дело в том, что мотор у «Запорожца» находится сзади кузова, как у Porshe, что тоже порождало среди автовладельцев немало шуток.
Даже следующая модель без оттопыренных ушей не избежала ироничных прозвищ. За слишком обтекаемую форму ЗАЗ-968 прозвали «Мыльницей». Чтобы повысить популярность машины у советских граждан, «Запорожец» активно снимали в кино. На Запорожце разъезжали герои фильма «Три плюс два», «Мимино» и даже Джеймс Бонд.
В Советском Союзе за этими машинами стояли очереди. В 1970-х новый «Запорожец» стоил вдвое дешевле «Жигулей» и втрое меньше «Волги».
«Спрос на эту машину весьма большой, и удовлетворить всех мы, конечно, не можем», – рассказал директор магазина по продаже автомобилей Василий Осипов.
Полторы-две годовые зарплаты советского рабочего. По нынешним меркам это около 600 тысяч рублей. Но даже с деньгами купить «Запорожец» было непросто. В первую очередь их давали ударникам труда, ветеранам, артистам. Самые везучие могли выиграть машину в лотерею. В 1972-м счастливый билет вытянула мама Владимира Путина. Путины собрали семейный совет: брать приз машиной или все-таки деньгами. Суммы хватило бы, чтобы перебраться из коммуналки в свою квартиру. Решили брать автомобиль. Такой выбор в те времена делали очень многие.
Очереди на «Запорожцы» исчезли в конце 1980-х, когда из-за границы стали ввозить импортные авто. Запорожский автозавод порадовал новой машиной – «Таврия». Экономичность позволяла заправлять ее из обычной зажигалки. Так представлял советское авто шуточный рекламный ролик.
Исландцы с трудом пытаются произнести длинное название. Советский раритет впервые на ледяном острове. В прошлом году двое жителей Челябинска решили проверить надежность советского автопрома и проехали на «ушастом» пять тысяч километров.
«Когда я буду рассказывать эту историю своим внукам, они скажут: «Дедушка, да ты, наверное, врешь, этого не может быть, ты либо сумасшедший, либо придумываешь», – рассказал владелец «Запорожца» Евгений Ладонкин.
«Запорожец» не раз проверял ребят на прочность. Глох, перегревался, блокировал двери. Помогали – когда отвертка, а когда простые уговоры. Автомобилисты верят – у старых машин есть душа.
Сейчас «Запорожцы» снова растут в цене и находят своих поклонников. Это тот случай, когда технику любят не «за что», а «вопреки». Горбатый, неказистый и ушастый – но для них самый любимый «Запорожец».
Вся история «Запорожца»
У этого автомобиля было много имен. От обидного «Запор» и «Горбатый» до ласковых «Кругленький» и «Чебурашка». Он был необычен буквально всем: непривычно маленький, непривычно дешевый, с непривычным «горбом» в корме, недра которой содержали тарахтящий двигатель воздушного охлаждения. Приятно удивляла и цена: 1800 рублей против 2511 за Москвич и баснословные 5100 за Волгу! Скопив 22 свои зарплаты и простояв несколько лет в очереди на машину, новоиспеченный автолюбитель получал СОБСТВЕННОЕ транспортное средство. Для многих семей в СССР именно неказистый Запорожец стал первым автомобилем в семье. Он был предметом гордости и насмешек одновременно. «Полчаса позора и ты на работе» — это именно о нем. Самый доступный автомобиль Советского Союза: Запорожец.
История этого маленького автомобильчика началась в конце пятидесятых годов, когда стало понятно, что страна остро нуждается в машине особо малого класса, этакого «народного автомобиля» на манер Ситроена «Ши-Ви» или Жука. Первоначальную разработку машины поручили Московскому Заводу Микролитражных автомобилей (МЗМА). Работа началась в конце 1956 года, за основу был взят итальянский ФИАТ 600, а разработку поручили Московскому Заводу Микролитражных автомобилей.
Уже в 1957 году был создан прототип будущего «Запорожца» — тогда ещё Москвич – 444, а всего было сделано 5 экспериментальных машин. К 1958 году стало ясно, что на полностью загруженном Московском заводе мощностей для производства нового микролитражного автомобиля просто нет. И 28 ноября 1958 года Совмин СССР принимает «историческое» решение об организации на Запорожском заводе сельхозтехники «Коммунар» производства нового автомобиля без прекращения выпуска основного вида продукции. Поставщиком двигателей назначили Мелитопольский Моторный Завод (МеМЗ)
Производство пришлось открывать практически с «чистого лица», своих «автомобильных» инженеров у завода не было, посему часть команды была призвана с ГАЗа и все того же МЗМА, а часть проходила на этих заводах стажировку.
Вот что вспоминает один из создателей машины, тогда ещё только демобилизованный из армии аэродромный техник Иван Кошкин (Авторевю №4, 2011):
Экспериментальные Москвичи оказались ходовыми макетами. Перемещаться самостоятельно кое-как могли, но ездить по дороге с нагрузкой- нет. Посудите сами: передняя подвеска с поперечной рессорой обеспечивала динамический ход всего 30-40 мм, хотя для наших дорог нужно было не менее 70. А этот ирбитский мотоциклетный мотор? Ведь сразу было понятно, что он не годен! Мы даже серьезно испытывать этот образец не стали.
Неудачи, связанные с двигателем, преследовали Запорожцы всегда. Сначала долгое время не могли найти нужный силовой агрегат, даже оснащали экспериментальные образцы моторами BMW, потом в кратчайшие сроки «подгоняли» мотор, созданный в НАМИ и спешно присланный в Запорожье… Воздушное охлаждение двигателя автоматически означало и наличие автономной печки, в итоге и то и другое не работало должным образом и не обладало достаточным ресурсом.
В 1961 году была выпущена первая партия «Горбатых». Однако в авто магазины она не попала, а разошлась по смежникам. Сорвать план производства легковых автомобилей в СССР было нельзя! Поэтому выкручивались, как могли, модернизируя откровенно «сырую» машину «на ходу»…
На базе «Горбатого» выпускали несколько основных модификаций:
965АЭ — экспортная модификация, отличалась улучшенной отделкой салона и шумоизоляцией, а также пепельницей и радиоприемником в стандартном оснащении. На рынках Запада продавалась под названиями Yalta или Jalta. По разным данным, было экспортировано около 5000 экземпляров.
965Б/965АБ/965АР — инвалидная модификация, предназначенная для людей с поврежденными ногами и здоровыми руками.
965П — пикап для внутризаводского использования. Вообще, целесообразность создания пикапа на базе заднемоторной машины весьма сомнительна. Создаваемый по обходной технологии, он не имел ни боковой, ни задней двери.
965С — автомобиль для сбора писем с правым расположением руля и заглушками вместо задних окон.
В 1963 автомобиль первый раз серьезно модернизируют и начинают устанавливать 27-сильный (против 22 у предыдущей модели) двигатель МеМЗ-965, а также проводят фейслифтинг передка.
В 1963-ем же году на экраны страны выходит первая советская «пляжная» комедия «Три плюс два». Лирическая и беззаботная лента с загорелыми героями, блестящими автомобилями и ресторанами на берегу моря по началу сильно не понравилась сильным мира сего от кино. Мол, как так: в кадре советские люди полтора часа ничего не делают! Пускаются в автомобильные погони, читают западные «дюдюктивы» и вьют любовные интриги. Подобный скептицизм, впрочем, не помешал фильму на просмотрах в кинозалах страны собрать 35 миллионов человек… Однако для нас картина ценна прежде всего 966-ым Запорожцем в роли второго плана, а также крылатой фразой Андрея Миронова: «Консервная банка системы Запорожец».
Кстати, последующий за фразой диалог кажется лишенным смысла:
— Консервная банка системы «Запорожец»!
— Новой марки?
— Старье!
О какой новой марке спрашивал дипломат Вадим ветеринара Романа – остается загадкой, т.к. к 1963 году модель ЗАЗ-966 ещё не выпускалась. Можно лишь предположить, что два друга посещали ВДНХ, где ежегодно выставлялась новые концепты «зреющего» 966-ого…
Меж тем, объективно говоря, ЗАЗ-965 был изначально моделью уже устаревшей: кузов и заднюю подвеску позаимствовали у популярного ФИАТ-600, переднюю – у «Фольксвагена-Жук», мотор походил на татровскую «воздушку», только сильно уменьшенную. Кстати, ФИАТ – 600 тоже в свое время «снялся в кино», и не у кого-нибуть, а у самого маэстро Фредерико Феллини. Именно белый Фиат стал первым автомобилем одного из второстепенных героев в ленте «Ночи Кабирии» 1957 года.
Кстати, такой спорный элемент конструкции, как навешанные на средних стойках двери, был вызван необходимостью повысить удобство эксплуатации машины для инвалидов, «целевой аудиторией» которых отчасти и являлся. Вообще, автомобиль изначально проектировался максимально ремонтопригодным, простым по конструкции и проходимым. Например, двигатель можно было извлечь из моторного отсека вдвоем, а передние и задние стекла были взаимозаменяемы.
В Киеве, возле здания автодорожного техникума на метро Лыбедская, установлен памятник «965-ому».
Историческая справка:
Запорожский завод Коммунар имеет давнюю историю. Он был основан в 1863 году (что интересно, через два года после отмены крепостного права) голландцем Абрагамом (Авраамом) Коопом и специализировался на производстве сельхозтехники. В 1923 году бывший завод Коопа был национализирован и переименован в Коммунар. Сохранив магистральное направление деятельности, завод перепрофилировался на выпуск более современной продукции – комбайнов и тракторов. В 1961 году завод переименовывают в Запорожский Автомобильный Завод и на нем разворачивается выпуск автомобильной продукции.
В 1966 году завод приступает в выпуску новой модели запорожца – ЗАЗ-966. Вокруг дизайна этого автомобиля до сих пор не утихают споры. Многие указывают на очевидное сходство с западногерманским NSU Prinz 4. Однако, основополагающая идея в дизайне Принца – а именно опоясывающая горизонтальная поясная линия – в свою очередь является элементом стайлинга Американского Chevrolet Corvair 1960 года. Кстати, столь привычный нам «Запор» мог выглядеть и гораздо смелее, о чем свидетельствуют поисковые прототипы тех лет. Однако вычурные передние крылья, ниспадающая крыша и обилие хрома очень быстро сделали бы автомобиль морально устаревшим, а частная смена или обновление главной модели были невозможны по целому ряду причин. Возможно, именно по- этому на производство был поставлен более «спокойный» внешне вариант. Конструктивно же он мало чем отличался от своего предшественника и оснащался с лишь слегка «подновлённым» двигателем от предыдущей модели (ЗАЗ-966 с двигателем МеМЗ-966В — 887 куб.см, 27 л.с.).