Как называли танк в россии
Фронтовые прозвища советских танков
Т-18 (МС-1)
(рус) «носорог», «тяни-толкай» (из-за характерного внешнего вида)
Т-26
(нем) «Виккерс» (из-за сходства с британским танком)
БТ
(рус) «бэтэ́шка» или «бе́тушка»
Т-28
(фин) «почтовый поезд» (один из захваченных танков перевозил почту)
Т-35
— (рус) сухопутный броненосец
Т-60
— (нем) «неистребимая саранча» (из-за размера и большого количества), «женский танк» (в экипаж танков входили женщины)
— (рус) «БМ-2» (братская могила на двоих)
СУ-76
— (рус) «сучка» (при попадании снаряда из-за переднего расположения бензобаков часто погибал мехвод), «голозадый фердинанд» (за отсутствие бронирования кормовой части корпуса)
«жу-жу» (из-за автомобильного двигателя была намного тише на ходу чем танки), «сухарик», «БМ-4» (братская могила на четверых), «Прощай, Родина» (за отсутствие бронирования)
КВ-1
— (нем) «призрак» (за неуязвимость для большинства немецких пушек на начальном этапе войны, снаряды будто проходили сквозь него)
— (фин) «Клими» (видимо здесь как-то замешан Клим Ворошилов))
Т-34
— (фин) «sotka» (птица нырок,)
Т-50
— (фин) «pikku-sotka» (малая сотка)
Т-34-85
— (нем) «Микки Маус» (см.
КВ-2
— (нем) «монстр Сталина» (за размеры танка и калибр орудия)
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Первые русские танки
Предпосылки к созданию танков
Нашу страну по праву можно назвать родиной мирового танкостроения. И хотя первые танки, появившиеся на полях сражения Первой мировой войны, были построены не у нас, а в Англии, это утверждение справедливо. Ведь основная отличительная деталь любого старинного и современного танка – гусеница – родилась на берегах великой русской реки Волги, в Саратовской губернии. Уроженец села Никольского Вольского уезда крестьянин Федор Абрамович Блинов в 1878 году получил патент («привилегию») на «Вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам». Эта конструкция и стала родоначальницей гусеничного движителя. Талантливый ученик Блинова Яков Васильевич Мамин в 1903 году сконструировал двигатель внутреннего сгорания, работавший на тяжелом топливе. В этом двигателе конструктор сделал дополнительную камеру с тепловым аккумулятором в виде вставного медного запальника. Запальник перед началом работы двигателя нагревали от постороннего источника теплоты, а затем уже в течение всего остального времени двигатель работал за счет самовоспламенения, используя в качестве топлива сырую нефть. На двигатель Мамин получил патент в 1903 году. Это обстоятельство дает право утверждать, что бескомпрессорный двигатель высокого сжатия, работающий на тяжелом топливе, был впервые построен в России.
Этот двигатель намного опередил свое время.
Первые русские танки
Весь мир в начале прошлого века жил ожиданием войны, какой человечество еще не знало. В преддверии этой войны государства объединялись в военно-политические союзы, вели «малые» войны, оттачивая боевое мастерство своих армий, изобретали новые виды вооружений. Одним из них становится танк, впервые появившийся на полях сражений в 1916 году и переломивший все бытовавшие в то время представления о войне.
Россия была первенцем в разработке новой машины: в 1911 году сын гениального русского химика Дмитрия Менделеева Василий разработал проект сверхтяжелого танка, который сочетал в себе все передовые инженерные решения того времени. Вот технические характеристики этого танка: масса 173,2 т; масса брони 86,46 т; масса вооружения 10,65 т; экипаж 8 чел.; длина с пушкой 13м, длина корпуса 10 м, высота с поднятой пулеметной башенкой 4,45 м, высота с опущенной пулеметной башенкой 3,5 м, высота корпуса 2,8 м; боекомплект пушки 51 выстрел; толщина брони 150 мм (лоб) и 100 мм (борта, корма, крыша); мощность двигателя 250 л. с.; максимальная скорость 24 км/ч; среднее удельное давление на грунт 2,5 кг/см2.
Танк предполагалось вооружить 120-мм морской пушкой, которая монтировалась в носовой части корпуса. Установленная на крыше пулеметная башенка, которая могла вращаться на 360°, поднималась наружу и опускалась внутрь также с помощью пневматического привода. Получение необходимого количества сжатого воздуха в силовом отделении обеспечивал компрессор с приводом от двигателя.
Для переброски танка по железной дороге он мог быть поставлен на железнодорожные скаты и передвигаться своим ходом.
В 1914 году, уже в разгар боев Первой мировой войны, в Главное Военно-Техническое управление поступило сразу два проекта гусеничных бронированных машин. Первый – «Вездеход» русского изобретателя А.А.Пороховщикова.
После долгих проволочек 13 января 1915 года Пороховщикову ассигновали на постройку вездехода 9660 рублей. А 1 февраля 1915 года в мастерских, расположенных в казармах Нижегородского полка, расквартированного в Риге, конструктор уже приступил к постройке опытного образца. Через три с половиной месяца вездеход покинул мастерские — начались его испытания. Этот день — 18 мая 1915 года — и следует считать днем рождения танка.
Первый в мире танк имел все основные элементы современных боевых машин: корпус, вооружение во вращающейся башне, двигатель. Корпус — обтекаемой формы, толщина брони 8 миллиметров. Весьма значительные углы наклона брони делали ее более стойкой к воздействию бронебойных средств. Ходовая часть защищалась фальшбортами. Опытный образец корпуса состоял из нескольких слоев стали с прослойкой из волоса и морской травы и не пробивался пулеметными очередями.
Вездеход Пороховщикова был испытан на несколько месяцев раньше, чем англичане испытали своего «маленького Вилли». Зато английский танк, опробованный 30 января 1916 года, был под маркой МК-1 немедленно принят на вооружение.
После такой крупной неудачи интерес к танку Лебеденко враз потух, танк бросили там же, где он и испытывался; в 1923 году то, что к тому времени осталось от «Нетопыря», разобрали, и лишь остатки земляного вала напоминают ныне об амбициозном проекте капитана Лебеденко.
В результате этого, во время Первой мировой войны русских танков на полях сражений так и не появилось. Зато во множестве были выпущены бронеавтомобили, принимавшие самое активное участие как в Первой мировой, так и в начавшейся в России Гражданской войне. Что характерно, довольно значительная их часть выпускалась на шасси первых отечественных автомобилей фирмы «Руссо-Балт». Было выпущено несколько типов таких единиц бронетехники, но наибольшую финансовую и моральную поддержку ГВТУ получил проект инженера Кегресса, который предложил перевести всю военную технику на полугусеничный ход. Но этому разумному решению не суждено было воплотиться в жизнь до 1917 года – помешали две революции.
Лишь в 1919 году на Путиловском заводе было выпущено 6 броневиков «Остин-Путиловский-Кегресс», которые в этом же году вступили в бой на стороне большевиков в боях против войск Н.Н.Юденича под Петроградом. На западе такую боевую машину назвали «русским типом танка».
Почему отечественные танки называют на букву «Т», и что означают цифры за ней
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В некоторых случаях у названий наземной техники есть еще и третья часть, некое «фирменное» название конкретной машины. Оно может быть как официальным, так и неофициальным «народным». Примерами таких названий можно считать «Катюша», «Град», «Акация», «Пион» и т.д. После буквенного обозначения и перед формальным названием идет второй важный элемент обозначения – цифровой индекс модели машины. И здесь начинается самое веселое.
Когда смотришь на цифровые индексы обозначения любой отечественной военной технике, возникает несколько вопросов примерно одного свойства: «Как цифры расшифровываются?», «Есть ли здесь какая-то логика?», «Существует ли закономерность в выборе цифрового индекса?». Отвечая на первые два вопроса, можно сказать два раза «да»: все индексы как-то расшифровываются и в них всегда есть логика. А вот какой-либо устойчивой закономерности в выборе индексов нет. Здесь не существует ни ГОСТа, ни железных правил, а потому цифры могут подбираться из самых разных соображений. Проще всего объяснить это на конкретных примерах.
Вариант второй : цифры по калибру главного орудия. Здесь все просто и понятно. В качестве примеров можно вспомнить СУ-85, СУ-76, ПТ-76, а также варианты с комбинированными названиями Т-34-76 и Т-34-85, где 76 и 85 – калибры пушек, а 34 – заводской индекс танка.
Вариант третий : цифры по очередности внутри серии машины. Таких машин не очень много и встречаются они главным образом в качестве исключений. Самый простой и хорошо знакомый пример — это тяжелые советские танки «Клим Ворошилов» и «Иосиф Сталин»: КВ-1, КВ-2, огнеметная модификация МК-8, ИС-1, ИС-2, ИС-3.
Вариант четвертый : цифры по году создания или году выхода в серию. Едва ли здесь нужны какие-то пояснения. Вот несколько примеров: Т-44 от 1944 года, Т-62 от 1962, Т-72 «Урал» от 1972, Т-90 от 1990, Т-14 «Армата» от 2014 года.
Вариант пятый : цифры от увеличения на «10». Данный способ некоторое время использовался в Советском Союзе для обозначения новых поколений однотипных машин. Например, Т-44 и Т-54 – машины одного проекта от 1944 и 1946 года; Т-40 и Т-60, и Т-70 – одно семейство от 1939, 1941, 1943 года.
В продолжение темы читайте про танки Т-34 : чем отличались выпущенные на разных предприятиях боевые машины.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Почему у нас танки называют Т-34, Т-14, Т-62 и т.п.? Каков механизм выбора названий?
Постройка опытного Т-12 (А-12) велась с 13 октября 1928 г. по 15 октября 1929 г. Вот с этим пошаговая по годам схема не работает.
Т-19 — опытный лёгкий танк создан в 1929—1931 гг. для замены Т-18.
Средний танк Т-24 создан в 1929-30 гг. как улучшенная версия опытного Т-12. В серию не пошёл.
Т-26 создан на основе английского танка Vickers Mk E, закупленного в 1930 г. Принят на вооружение в 1931 г.
Тяжёлый Т-30 разрабатывался в КБ завода «Большевик» в 1929—1932 гг., н ов серию не пошёл.
Т-33 (Селезень) — лёгкий опытный плавающий (1-й такой в СССР) танк СССР. был разработан в 1931 г., но в серию не пошёл.
Т-46 планировали в 1936 г.
Колёсно-гусеничный плавающий танк Т-39 планировали на базе Т-38.
Великая Отечественная война изменила сложившуюся схему, и во время войны и после ней танки стали называть по иным принципам.
Ох уж, эти варианты с названием Т-34!
Сколько вариантов предлагает народ по поводу названия Т-34!
И по какому-то номеру серии. Эно неверное мнение, т.к. индексы присваивали и экспериментальным моделям, не пошедшим в серию.
И по весу танка (очень популярная версия). Впрочем, тоже неверная, масса Т-34 колебалась 26,5—30,9 т.
Та же версия, очень популярная в народе. Но, ошибочная. Во всяком случае, по отношению к Т-34.
3-я версия верна в плане буквы А, но при чём здесь Т?
Самая «гениальная» версия, ничего не объясняющая.
TANKI-TUT.RU — вся бронетехника мира тут
История развития танков СССР и России по моделям
Тяжелые танки
Средние танки
Танкетки
Легкие танки
История изобретения
Первенство применения танков принадлежит англичанам, использование ими танков в Первой мировой войне, заставило военачальников всех стран пересмотреть концепцию ведения войн. Применение французами своего легкого танка «Рено» FT17 определило классическое использование танков для решения тактических задач, а сам танк стал воплощением канонов танкостроения.
Сама идея поставить паровой двигатель на гусеничный движитель была не нова, первым ее реализовал в 1878 русский конструктор Федор Блинов. Изобретение получило название: «Вагон с бесконечными рейсами для перевозки грузов». В этом «вагоне» впервые применено устройство поворота гусениц. Изобретение гусеничного движителя, между прочим, тоже принадлежит русскому-штабс-капитану Д.Загряжскому. На что в 1937 выдан соответствующий патент.
В том же году 1915 году проходили испытания машины конструкции начальника опытной лаборатории военного ведомства, капитана Лебеденко. 40-тонный агрегат представлял собой увеличенный до гигантских размеров артиллерийский лафет, приводимый в движение двумя двигателями «Майбах» со сбитого дирижабля. Передние колеса имели диаметр 9 метров. По замыслу создателей, машина такой конструкции должна легко преодолевать рвы и траншеи, но на испытаниях она застряла сразу после начала движения. Где и простояла долгие годы пока ее не порезали на металлолом.
Первый советский танк
Первую мировую Россия закончила без своих танков. В годы гражданской войны использовались танки других стран. Во время боев часть танков переходила в руки Красной армии, на которых уже бойцы рабоче-крестьянской вступали в бой. В 1918году в сражении с французо-греческими войсками у станицы Березовской были захвачены несколько танков Reno-FT. Для участия в параде их направили в Москву. Пламенная речь о необходимости построения собственных танков, которую произнес Ленин, положила начало советскому танкостроению. Решили выпустить, а точнее полностью скопировать, 15 танков Reno-FT под названием Танк М (малый). 31 августа 1920 первый экземпляр выехал из цехов завода Красное Сормово в Нижнем Тагиле. Этот день принято считать Днем рождения советского танкостроения.
В 1925 году запустили в серийное производство танк Т-18 или МС-1 (малый сопровождения первый), его прототипом выступил Fiat-3000. Пусть и не совсем удачный МС-1 стал танком, который заложил основу советского танкостроения. На его производстве разрабатывалось само производство, слаженность работы разных отделов и заводов.
До начала 30-х разрабатывалось несколько своих моделей Т-19, Т-20, Т-24, но в силу отсутствия особых преимуществ перед Т-18, и своей дороговизной в производстве в серию не пошли.
Танки 30-40 годов – болезнь подражания
Участие в конфликте на КФЖД показало несоответствие танков первого поколения для динамического развития боя, танки практически ничем себя не проявили, основную работу сделала кавалерия. Нужна была более скоростная и надежная машина.
Для выбора следующей серийной модели пошли проторенным путем и закупили образцы за границей. Английский Vickers Mk – 6 тонн у нас серийно выпускался как Т-26, а танкетка Carden-Loyd Mk VI – Т-27.
Т-27, по началу такой заманчивый в производстве своей дешевизной, выпускался не долго. В 1933 на базе танкетки приняли для армии
плавающий танк Т-37А, с вооружением во вращающейся башне, а в 1936 – Т-38. В 1940 году создали подобный плавающий Т-40, больше плавающих танков до 50-х годов СССР не выпускало.
Еще один образец закупили в США. На основе модели Дж.У.Кристи была построена целая серия быстроходных танков (БТ), главным их отличием было совмещение двух движителей колесного и гусеничного. Для перемещения при марше БТ использовали колеса, при ведении боев пользовались гусеницами. Такая вынужденная мера нужна была из-за слабых эксплутационных возможности гусениц, всего 1000 км.
Танки БТ, развивающие на дорогах довольно высокую скорость, полностью подходили под изменившуюся военную концепцию Красной армии: прорыв обороны и через образовавшуюся брешь скоростное развертывание глубинной атаки. Непосредственно для прорыва разработан трехбашенный Т-28, прототипом которому послужил английский «Виккерс 16-тонный». Еще одним танком прорыва должен был случить Т-35 похожий на английский пятибашенный тяжёлый танк «Independent».
За предвоенное десятилетие создано много интересных конструкций танков, которые не пошли в серию. Например, на базе Т-26
самоходная установка полузакрытого типа АТ-1 (артиллерийский танк). Во время ВОВ снова вспомнят об этих машинах без крыши рубки.
Танки второй мировой
Участие в гражданской войне в Испании и в боях на Халхин-Голе показало насколько высока взрывоопасность бензинового двигателя и недостаточность противопульного бронирования против зарождавшейся тогда противотанковой артиллерии. Внедрение решений этих задач позволило нашим конструкторам, переболевшим болезнью подражания, создать накануне ВОВ по-настоящему хорошие танки Т-34 и КВ.
В первые дни войны было потеряно катастрофически много танков, для налаживания выпуска не имеющих конкуренции Т-34 и КВ на только эвакуированных заводах требовалось время, а фронту катастрофически нужны были танки. Эту нишу правительство решило заполнить дешевыми и быстрыми в производстве легкими танками Т-60 и Т-70. Естественно, что уязвимость у таких танков очень высокая, но они дали время для развертывания производства танков Победы. Немцы называли их «неистребимой саранчой».
Говоря о танках ВОВ, нельзя не упомянуть о ПТ-САУ ( СУ-76, СУ-122 и т.д) или как их называли в войсках «самоходы». Вращающаяся относительно не большая башня не позволяла применять на танках некоторые мощные орудия и главное гаубицы, для этого их устанавливали на базы существующих танков без применения башен. Фактически советские ПТ-САУ времен войны, кроме вооружения, ни чем не отличались от своих прототипов, в отличие от тех же немецких.
Современные танки
После войны продолжали выпускать легкие, средние и тяжелые танки, но уже к концу 50-х все главные производители танков сконцентрировались на производстве основного танка. Благодаря новым технологиям в производстве брони, более мощным двигателям и вооружению потребность в делении танков на виды отпала сама собой. Нишу легких танков заняли БТР и БМП, так ПТ-76 со временем стал БТР.
Первым послевоенным массовым танком нового образца стал Т-54 вооруженный 100-мм орудием, и его модификация для применения в радиоактивных зонах Т-55. Эта модель стала самой массовой среди современных танков, более 30000 этих машин состояли на службе у свыше 30 стран.
После появления у потенциальных врагов танков с 105 мм орудием было принято решение модернизировать Т-55 под орудие 115мм. Первый в мире танк с 155мм гладкоствольным орудием получил название Т-62.
Родоначальником классических основных танков стал Т-64. Он в полной мере объединил возможности тяжелых (125мм орудие) и средних танков (высокая подвижность).
Следующие серийные модели Т-72, Т-80, Т-84, Т-90, Т-95 стали воплощением человеческого гения, не изменяясь в классическом понимании, но изменения в «начинке» делало их совершенно разными, и в тоже время похожими.