Как называли кошек в древности
Почему кошка в древности считалась священным животным, или Где, когда и как отмечается День кошки в наше время
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Благодаря своей сообразительности и изобретательности, ловкости и хитрости это удивительное существо кардинально отличается от всех других животных, поэтому и попало не только в мифологию разных народов мира, в литературу и изобразительное искусство. Кошка в наши дни является любимым объектом для многих фотографов.
В сегодняшнем обзоре мы представим нашему читателю целую фото-галерею очаровательных весенних котов и кошечек, расскажем несколько любопытных фактов из их истории, а также о том, как чествуют это удивительное животное в наши дни в разных странах мира.
Немного из глубин истории
Любопытным фактом является то, что на протяжении многих веков считалось: первыми, кто приручил этих удивительно грациозных животных, были древние египтяне, жившие около 2000 лет до нашей эры. Веками они поклонялись и боготворили кошек, возведя их в ранг священных. Однако последние исследования показали, что изначально дикие кошки были одомашнены людьми, населяющими Ближний Восток (современная Турция) около 10 веков тому назад. Следовательно, «кошачье завоевание» Восточной Европы началось около 6500 лет тому назад, через территорию современной Болгарии, Румынии и Греции.
Кошки в Древнем Египте
Но, невзирая ни на что, самый высокий культ у кошек за всю историю развития был, безусловно, в Древнем Египте. Археологами были найдены мумии кошек, которые были захоронены вместе с фараонами в их гробницах. Кошек, живущих при дворцах, увешивали драгоценностями, приносили им дары, их почитали наравне с богами. Когда животное, проживавшее во дворце, умирало, то в стране объявляли траур на 70 дней. И даже сам фараон должен был обрезать брови в знак скорби, почтения и уважения к кошке.
К слову сказать, самого высочайшего религиозного становления культ кошек достиг на заре становления Нового Египетского царства — в 1550—1069 годах до нашей эры.
А еще кошкам приписывали связь с темным потусторонним миром, используя их в предсказании будущего и определении воли богов. Кошка в этом отношении считалась особым вещим животным, за поведением которой внимательно наблюдали и по определенным приметам судили о предстоящих событиях.
Со временем, когда кошек стали олицетворять с египетской богиней Бастет, их стали бальзамировать и мумифицировать, а также оказывать глубокие почести. Однако в 390 году уже нашей эры нашелся смельчак, который официальным императорским указом запретил культ кошек. В результате чего фанатическое их почитание, безмерная любовь и интерес стали потихоньку угасать. Но, египтяне, безусловно, сохранили теплое отношение к этим существам и по нынешний день.
Судьба кошек в Средневековье
Со временем в европейских странах люди также поняли, насколько ценны такие помощники как кошки в борьбе за сохранность урожая от прожорливых вредителей. Таким образом, интересы человека и кошки совпали. И они, в конце концов, подружились.
Тем не менее, спустя столетия, у некоторых европейских народов сложилось неоднозначное отношение к кошкам. Так, в средние века в некоторых католических странах Европы кошек стали панически бояться, считая их злом и воплощением нечистой силы. Особенно европейцы опасались черных котов и кошек, так как те считались помощниками дьявола. Их заживо сжигали на кострах или выбрасывали с высоких башен колоколен. Такое массовое уничтожение несчастных животных в Средневековье привело к эпидемии чумы, разносчиками которой являлись грызуны. Тогда людям пришлось заплатить большую цену, расплачиваясь за вероломство по отношению к кошкам.
В православных же государствах к этим существам относились с точностью до наоборот. На Руси, к примеру, кошка считалась чистым животным. Из всех зверей только ей дозволено было входить в храм. К тому же коты спасали закрома церквей и монастырей от грызунов, что обеспечило им покровительство священнослужителей на долгие годы.
Когда отмечается День кошки
Однако прошли века, а кошки, невзирая на то, что давным-давно утратили свой божественный статус, пользуются огромной популярностью и любовью у человечества всего мира.
К слову сказать, последних несколько десятилетий различные общественные организации в разных станах добились введения в календарь для своих котиков неофициального праздника. Так, Международным Днём кошек почти два десятка лет является 8 августа. Его инициатором стал в 2002 году Международный фонд Animal Welfare. Помимо этого некоторые страны отмечают этот праздник и в совершенно другие числа календаря, обосновав выбор даты по-своему.
В Японии день признания заслуг кошек отмечается 22 февраля. Это связано с тем, что на японском языке мяуканье кошки передаётся как «нян-нян-нян». «Нян» также может означать «два», а «два-два-два» можно расценить как 22 февраля. В этот день в Токио проводится фестиваль дня кошек, где кошки выигрывают призы за самое уникальное поведение. Праздник проводится с 1987 года, с инициативы исполнительного комитета по вопросу кошек совместно с организацией по производству кормов для домашних животных.
В Польше день кота празднуется 17 февраля. Участники праздника играют с шерстяными клубками и в кульминации все оказываются обмотанными разноцветными нитками. Каждые три года во второе воскресенье мая, в Бельгии, в городе Ипр, проводится кошачий парад.
Нужно также отметить, что еще Петр Первый в одном из своих указов повелел: «иметь при амбарах котов, для охраны таковых и мышей и крыс устрашения». Но это уже совершенно другая история, и о ней мы расскажем в следующем нашем обзоре.
Образ кота и кошки в русском фольклоре. Кот – герой русских народных сказок. Русские сказки про котов. Кошки в Древней Руси – приметы, обряды, поверья. Происхождение слова кошка и слова кот.
Согласно наиболее распространенным этимологических версиям это слово было заимствовано либо из североафриканского (нубийск.) — kadis, либо из латинского — сattis (примечательно, что домашние кошки там же в латыни именуются felis). Это согласуется со старой теорией, согласно которой кошки были впервые одомашнены именно в Египте и Северной Африке, откуда затем (через территорию Римской Империи) распространились по всей Европе.
Это вовсе не означает, что слово и другие было «заимствовано» всеми остальными языками из русского, просто наш язык, во всей видимости, меньше чем другие изменился, отошел от единого корня. Лучшее тому доказательство — невероятная близость наших корневых основ с санскритом («мертвый» древний язык Индии, на котором как и на латыни уже не разговаривают) и способность санскритологов из Индии понимать русскую речь — особенно северные говоры — вообще без перевода. Именно поэтому многие слова одинаково «родные» для всех индоевропейских языков раскрывают свой смысл и «читаются» именно (и на санскрите).
Например, как многим известно, слогу «га» соответствует образ движения — телеГА, ноГА, ГАть, дороГА, кочерГА (нужна для того, чтобы пошевелить угольки), ГАрмонь (звук возникает благодаря движению), бродяГА… А, например, тайГА — это конец известной дороги или привычного мира, нечто неизведанное, где дороги еще не проложены — то есть тайная дорога… Или, скажем, слог «ра» соответствующий образу солнца: РАссвет (= «свет солнца»), РАдость (= «достаточно света»), маРА в смысле «наваждение» (= «смерть/мор солнца»)…
Попробуем прочитать слоговой азбукой смыслов слово «кошка» и посмотрим, чем и кем она являлась в повседневном и мифологическом мире древних славян.
Происхождение, этимология слова «кошка» и слова «кот» в русском языке
Начнем с того, что в русском языке сразу два обозначения для этого животного в зависимости от его пола, довольно различные по звучанию — «кошка» и «кот». Причем, аналогичные пары неблизкие или совсем далекие по звуковому составу есть в русском языке для обозначения большинства домашних животных: корова и бык, баран и овца, собака и пес, конь и лошадь, петух и курица, селезень и утка… Все это принципиально разные слова, которые фиксируют некие принципиально разные смысловые значения — это вам совсем не то, что «слон» и «слониха» или «тигр» и «тигрица». Некоторым другим языкам, особенно славянским, такое явление также свойственно, в целом же далеко не во всех индоевропейских языках есть такое разнообразие слов, что является еще одним косвенным доказательством бОльшей близости русского языка к (больше слов — меньше упрощений и обобщений).
М. Щрилёв. Даренкины мечты.
Возвращаясь, к коту и кошке — сказать кто их них первичен или более важен с этимологической точки зрения — невозможно. Поэтому рассмотрим отдельно и «кота» и «кошку».
Версия 1
. Первый слог «кош/кощ» указывает на запредельную древность. Вспомним другие слова «КОЩей» (Бессмертный), «КОЩуна» (= «история, сказка»), «КОЩун/КОЩунник» (= «сказитель древних преданий». Когда оные попали под запрет, то и слово «кощунствовать» приобрело иной негативный смысл). Другая смысловая группа — это слова, связанные с сохранением, сбережением (что также является одним из смысловых рядов в словах вроде «кощуна»/сказка — как сохранение знаний и легенд, посредством их передачи): КОШт, КОШель/КОШелек, КОШма. Тот же КОЩей «над златом чахнет», то есть хранит его, оберегает.
И.Билибин. Кот ученый
Остается разобраться с корнем «КОТ». Судя по всему он также указывает не некое «сохранение», «сбережение», «укрытие» внутри»как и корень «КОШ», и иногда на «фиксацию», «якорение». КОТомка, КОТел, КОТлован, КОТа (четвероугольный двор из кольев, обнесенный сетью, зашедшая же туда рыба выбирается сверху — из словаря Даля), КОТва (ж. стар. якорь; кошка, верп, якорек. — из словаря Даля), КОТрах (шапка — из словаря Даля), КОТы (умад. котики м. мн. женская обувь, род полусапожек, ботинок, башмаки с высокими передами; мужская верхняя обувь, калоши, кенги, обуваемые сверх сапог или бахил; | влад. поршни или берестяные лапти, с сборами — из словаря Даля).
Интересно обратиться к похожим звуковым сочетаниям в санскрите. Так, корня «кош» там найти не удалось, а вот «koti» — это «острие, луч, десять миллионов», а «kotisah» — «десять тысяч миллионов» (как выражение бесчисленности — см. словарь ). Итак, указание на множественность, бесконечность возвращает нас к уже разобранному слогу «КОШ», обозначающему запредельную древность. Получается, что смысловое содержание слов «кот» и «кошка» в крайне близко — это «древняя », но, возможно, кот обладает несколько большей энергией, направленностью, активностью, свойственным именно мужскому началу — как луч или острие. Не потому ли в русских сказках всегда действует (!) КОТ, а в пословицах и приметах встречаются и кот и кошка.
Версия 2
Существует, впрочем, и более «приземленная» версия, также опирающаяся на слоговое прочтение слова «кошка»/ «котька» как исконно русского. Согласно ей «кош» — это стан или часть уезда/удела, а также обоз, вереница повозок (заметьте, кочевники в повозках здесь — мы, а не мифические татаро-монголы), а «ка» — это некая живая сущность, что созвучно с трактовкой «душа», хотя и на более упрощенном плане восприятия. Получается, — «житель стана, обоза», «тот, кто живет внутри стана/обоза».
Версия 3
Александр Угланов. Макошь
Еще один ряд интересных смысловых ассоциаций можно вывести из имени ключевой богини славянского пантеона — Макошь/Мокоши. В ее имени мы опять видим корень КОШ (и, конечно, начальный слог МА, очевидно, обозначающий Мать, Женщину, Женское начало). Будучи покровительницей всех женских, домашних дел и хранительницей домашнего очага, Макошь также отвечала за семейный достаток и процветание (наполненный коши/кошели), и уют (не отсюда ли слово оКОШко — как образ домашнего уюта, того, что внутри/по той стороне родного дома?)
Образ кота (кошки) в русских народных сказках
Кот — сказитель, он же — желанное сокровище
Наиболее яркий сказочный образ кота в русской сказке — это Кот Баюн из сказки «Поди туда не знаю куда». Здесь он является объектом поиска, неким чудом и одновременно невыполнимой (почти) задачей, заданной главному герою. Кстати, Баюн (от слова «баять», то есть «рассказывать») в разных версиях этой сказки то является личным именем кота, то пишется через дефис с маленькой буквы, то есть просто указывает на его дар рассказчика.
Вообще это одна из самых необычных сказок русского фольклора, которая, кажется, существует сама по себе или же идет от несколько иного источника, чем большинство привычных нам с детства историй. Начать с того, что главным героем здесь является в разных версиях — , Федот-стрелец, солдат Тарабанов или купеческий сын по прозванию Бездольный, но никогда (!) не или царевич. Чаще всего он — царский охотник, поставляющий дичь к государеву столу. Другая «необычность» — достается герою не в конце истории, как некая награда, а в самом начале — ни за что ни про что, далее же сюжет строиться вокруг того, что Стрельцу приходится выполнять все более и более сложные задания царя, который хочет сжить его со свету, чтобы самому жениться на Марье-царевне.
Скоро сказка сказывается, не скоро дело делается — пришел в тридесятое царство. За три версты стал его одолевать сон. Надевает Андрей на голову три колпака железных, руку за руку закидывает, ногу за ногу волочит — идет, а где и катком катится. выдержал дремоту и очутился у высокого столба.
Кот Баюн увидел Андрея, заворчал, зауркал да со столба прыг ему на голову — один колпак разбил и другой разбил, взялся было за третий. Тут ухватил кота клещами, сволок наземь и давай оглаживать прутьями…
Интересно, что хотя вначале кот дерется с героем не на жизнь, а насмерть, но, признав себя побежденным, полностью теряет свою враждебность и уже по доброй воле идет за стрелком туда куда он его ведет.
Г.С.Зубковский. Кот Баюн на столбе. 1951 год. «Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что».
В одной из версий сказки в записи Афанасьева (№ 215 из тома 2), а всего у него их четыре — кот-баюн является последним зданием, то есть даже более сложным, чем «то не знаю что», именно его поимкой и приручением заканчивается сказка. Причем, кот здесь не пассивный объект, а уже активное действующее лицо, которое в итоге помогает стрельцу одолеть его неприятеля — царского воеводу.
, и добрались куда надо; приходят во дворец, царь увидал и приказывает: «А ну, ! Покажи мне большую страсть». Кот свои когти точит, на царя их ладит; хочет у него белу грудь раздирать, из живого сердце вынимать. Царь испугался и стал молить Бездольного: «Уйми, пожалуйста, ! Все для тебя сделаю». — «Закопай воеводу живьем в землю, так сейчас уйму». Царь согласился; тотчас подхватили воеводу за руку да за ногу, потащили на двор и живьем закопали в сыру землю. А Бездольный остался жить при царе; их обоих слушался, Никто им прислуживал, и жили они долго и весело. Вот сказка вся, больше сказывать нельзя.
Автор картины неизвестен.
Образ ученого кота Александра Сергеевича Пушкина, по всей видимости, восходит именно к таким сказкам про волшебного рассказчика историй кота Баюна.
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Кот — навигатор
В некоторых русских сказках эпизодически появляется кот, когда из героев (молодая девочка/женщина, Иван) заблудился в лесу. Здесь кот выступает спасителем, указующим путь из чащи. Он изначально дружелюбен по отношению к главному герою, помогает ему по своей инициативе и совершенно бескорыстно, а затем — исчезает. После него на помощь герою могут прийти еще два животных (что формирует каноническое троекратное повторение события), одним из которых, обычно бывает серый волк.
Земляная кошка. Автор неизвестен. Земляная кошка встречается в уральских легендах, согласно которым она указывает на зарытые в земле клады.
Кот — спутник потустороннего
В этой связи важно отметить, что принадлежность к потустороннему миру сама по себе вовсе НЕ является в мировоззрении наших предков «жутким» или «плохим», ведь в Нави обитают не одни только чудовища, но и умершие предки, то есть друзья и заступники. Впрочем и сама не является ни однозначно положительным, ни однозначно отрицательным персонажем. В одних историях она может похищать младенцев с целью их съесть, а в других уже помогает главному герою, давая ценные наставления и предметы.
Еще один потусторонний персонаж связанный с котом — это домовой. Народные предания указывают на то, что кот прекрасно его видит, общается с ним и является верным помощником домашнего хранителя.
Считалось, что видят кошки и все другие потусторонние сущности — русалок, леших, чертей. Не с этим ли связано странное шипение домашних любимцев на пустые углы, нередко наблюдаемое их хозяевами?
Всеволод Иванов. Домовой
Кот — убаюкивающий младенцев колыбельными
Котя сереникий лобок,
Ты приди к нам ночевать,
Автор картины неизвестен
Кот и кошка в обрядах и приметах древних славян
Соединив все вышесказанное в единую картину, можно наконец выделить ключевые способности кота или кошки, которым наши предки придавали особое значение:
1. способность мурлыкать/рассказывать сказки/убаюкивать — которая в фольклоре гораздо важнее такой утилитарной функции как ловля мышей. Что за истории и зачем рассказывают коты — открытый вопрос. Лечат ли они нас? Хранят ли некие зашифрованные знания? (вспомним о корневой основе «кош/кощ»)? Является ли их сказки звуковым ключом для входа в «чистое поле», «вещий лес» или ноосферу?
2. способность «видеть» нечто недоступное людям, потустороннее — отсюда умение кота находить верную дорогу, предупреждать и оберегать хозяев от нечистой силы.
Мария Молодых. Картина
Славянские кошачьи имена )
Вдруг кто не знает как котёночка назвать. ))
Гладислав, Кусимир, Вездессун, Втапкисрав,
Чистомуд, Мудоблеск, Мышебор, Вкусеслав,
Зуботяп, Куселют, Пузеслав, Хвостосмысл,
Хватебор, Вкусилиса, Кусихвост, Медолап,
Мясополк, Жирополк, Мечижор, Шерстиком,
Ярожор, Ярокус, Яроцап, Наглохват,
Лютодрав, Мурополк, Гадислав, Вуглусрат.
Нагложоп, Вездепух, Шарожоп, Нагломорд,
Мстиссав, Мстикусь, Вночискок, Шерстоплюй,
Шерсторыг, Прыгнарук, Ссыкотап, Чешипуз,
Любомур, Ногохват, Шерстемир, Ночеблуд,
Всепожрал, Фаршеяд, Чопринес, Мятанюх,
Когтетык, Всесвалюн, Глазосверк, Всецарап,
Мудосвет, Пузослав, Мордотресь, Рыбожор
еще как варианты Шторопрыг, Мухохват, Анубрысь
Давайте заебем всех этой хуйней Ждёте котёнка?
Узбекские есть имена?
С ней пришла знакомиться женщина, которая, видимо, ожидала, что все котята сразу же ведут себя дружелюбно с незнакомцами и охотно идут к ним на руки. Но Маришка испугалась такого напора и на руках у чужого человека, который очень настаивал на обнимашках, сидеть не захотела, вернулась ко мне на руки и замурчала. Так что будем искать ей подходящего хозяина, который понимает, что с некоторыми котейками надо вести себя деликатно и эмпатично, и, конечно, давать им время на привыкание. Себе оставить не можем, так как передержка у нас переполнена. Но думаю, что для такой милоты такой хозяин обязательно найдется, только нужно время)
А в следующем посте покажу ее сестру Ежевичку. Они совсем не похожи, но каждая по-своему очаровательна)
Этот же пост не для пристройства, а просто чтобы поделиться историей и фотографиями.
Больше фотографий и историй про котиков, живущих у меня на передержке, в моем инстаграме https://www.instagram.com/ame_toscane/ и группе в вк https://vk.com/catphotographies
Продолжение поста про Новый год в Казани)
Пока те, кто не против, молчат..
Знакомьтесь, моя банда)
Новый охранник
Зимушка удивительное создание. У нее все друзья, но на этой неделе наш лучший друг Мото.
Если ехать то только так
Час поспал, пошёл к жене 🙂
Не пиши, подумой!
В тесноте, да не в обиде
Крепкий сон
Простая ловушка для крыс
На заставке моя красотулечка, а дальше будет жесть, впечатлительным просьба не смотреть.
На улице похолодало у нас, три дня назад выпал снег. Теперь-то он растаял, но крыски с полей успели забраться в подвал мастерской. Погрызли провода, оставили метки везде. Кошка их ловит, но не везде может залезть, пришлось мне на помощь ей прийти.
Крысоловки самые простейшие, но работают наверняка. Для изготовления понадобится канализационная труба 50 мм диаметром, стальная проволока 2-3 мм диаметром, пара саморезов, любой чурбачок и болгарка.
Времени занимает минут 15 на изготовление, проволоку стальку просто аккуратно надо гнуть, пружинная ведь.
Можно и без болгарки обойтись, обычной ножовкой труба пилится хорошо. На фотках дальше видно дополнительные пропилы для верёвочки, пришлось сместить чтоб крысы просовывали голову подальше, один раз просто сработала вхолостую, видимо перекусила, но стальная петля не зажала её. На мышек я тоже такие делал, только поменьше. Но мышек давно уже не вижу, кошачий деликатес через кордон не может прорваться в дом ))
Крыски бывают разные, в том числе и вегетарианцы, у меня прямо на лианах погрызли киви к которым смогли добраться, хурму падалицу погрызли, поэтому в качестве наживки я им положил вяленую хурму. За пару часов после изготовления две крысы попались и ещё одну кошка поймала. Обучает своего котёнка, даёт поиграться и сама играет. Потом конечно слопают их, но пока инстинкт поиграться сильней.
Вроде и показывать нечего, настолько проста ловушка.
Крыса пытаясь добраться к приманке перекусывает верёвочку, пружина распрямляется и зажимает крысу в ловушке. Приманка многоразовая, расход только на верёвочки
Кошатики мои время не теряют, для них это и забава и еда.
Сразу две поймались, но я насторожил повторно, возможно их больше, в полях где они обычно живут и холодно и голодно, да ещё и снег был у нас.
Вот этот крохотный зверёныш, пока ещё без имени и с неопределившимся цветом глаз, уже хищник, рычит на крыс и выпускает коготки ))
В рукодельники пост не стал помещать, с тегом жесть всё таки. Жесть хоть и ассоциируется у меня со стальным прокатом, но тут подразумевается нечто другое ))