Как называли голову в старину
Старинные русские названия частей тела
(Приглашаю на сайт без рекламы, но с такой же тематикой: «Велемудр» по адресу: http://welemudr.ru)
Сейчас они все больше забываются
Давайте с вами вспомним, что это за слова и какое значение они имели в Древней Руси.
Вежды
В е жды это Веки. » В те дни, когда уж нет надежд, А есть одно воспоминанье, Веселье чуждо наших вежд, И легче на груди страданье » (Лермонтов). «И вежды старые сомкнуть Последним, вечным сном желаем» (Баратынский).
Власы
Зеница
Зен и ца это. Зрачок. » Как зеницу ока беречь кого-что-нибудь » — оберегать тщательно, заботливо. » Открылись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы » (Пушкин). «Немые грозы с вихрем шли, Блестя порой зеницей вещей» (Блок). «Слеза тихо круглилась на его зенице, и поседевшая голова его уныло понурилась » (Гоголь).
Ланита
Лан и т это. Щека. » С невольным пламенем ланит Украдкой нимфа молодая, Сама себя не понимая, На фавна иногда глядит » (Пушкин). «Они тебя по ланите, а ты им на радостях всю спину подставишь» (Достоевский). » Ланиты его никогда от стыда не краснели, разве от гнева или пощёчины» (Радищев).
Лик это Лицо. » Но бледный лик меняет часто цвет » (Лермонтов). » И плакал я перед тобой, На лик твой глядя милый » (А. К. Толстой). «Навеки В душе моей, как чудо, сохранится Твой лёгкий лик, твой воздух несравненный » (Набоков).
О ко это Глаз. » Око за око» — о мести. » В мгновение ока» — в один миг, мгновенно, сразу. » Видит око, да зуб неймёт» (посл.). «Тяжелы надгробные плиты На бессонных очах твоих» (Ахматова). «Вновь твои я вижу очи — И один твой южный взгляд Киммерийской грустной ночи Вдруг рассеял сонный хлад. » (Тютчев). » Вижу очи твои изумрудные, Светлый облик встает предо мной» (Соловьёв).
Десница и шуя
Сейчас для того, чтобы указать на какую-то конкретную руку, правую или левую, мы должны так и произнести: правая рука, левая рука. А в старину на Руси обходились для этого одним словом. Правая рука звалась десницей, левая – шуей.
Перси и рамена
Звучит, как названия каких-то племен, правда? На самом деле, это старинные названия грудей и плеч. Перси – так могли сказать как про женские груди, так и про мужскую грудь. Рамена – это два плеча. Когда речь заходила об одном, говорили – рамо.
Персты и длани
Эти слова и сейчас еще более-менее на слуху. Мало кто затруднится с ответом на вопрос, что такое персты. Конечно, это пальцы. Этот корень нам встречается в словах «перстень» или «наперсток», которые тесно связаны с пальцами. Что касается длани, то это не что иное как ладонь. Кстати, само слово «ладонь» имеет общее происхождение со словом «длань».
Чрево и чресла
Слово «чрево», означавшее живот, брюхо, тоже не совсем ушло из русского языка. Правда, сейчас оно чаще используется в переносном или в образном смысле. А чресла – это область таза, поясница, крестец. Четкое соответствие подобрать трудно, но примерная локализация понятна.
Глезна
Глезн а это Голень. » За ногу торопко влёк по кровавому поприщу боя, Около глезны, у жил, обвязавши ремнём перевесным » (Гомер. Пер. Гнедича).
Пясть
Пясть это Кулак (часть кисти между запястьем и основными фалангами пальцев). » Уже он вышел из комнаты, как король приказал ему выключить свет, отчего вернулась обратно рука и пясть в перчатке нашарила и повернула выключатель» (Набоков). «Теперь реальным стало только то, Что можно было взвесить и измерить, Коснуться пястью, выразить числом » (Волошин).
Пята
Пят а эт Пятка, а также ступня. » о пят — об очень длинной, почти до земли одежде или косе. По пятам за кем-нибудь (ходить, гнаться) — следовать за кем-нибудь, не отставая. Под пятой у кого-нибудь — под гнётом, под властью. С головы до пят — полностью, совершенно, целиком. » Грех алчный гонится за мною по пятам» (Пушкин). » Пальто российское до пят. Калоши по снегу скрипят » (Набоков). Потому что если уж полечу в бездну, то так-таки прямо, головой вниз и вверх пятами, и даже доволен, что именно в унизительном таком положении падаю и считаю это для себя красотой» (Достоевский).
Уста
Уст а это Губы, рот. У всех на устах — все говорят, обсуждают. На устах у кого-либо — готов сказать, произнести. Из уст чьих-либо (узнать, услышать) — услышать от кого-нибудь. Из первых уст (узнать, услышать) — непосредственно от того, кто лучше других осведомлён. Из уст в уста передавать — сообщать от одного к другому. В уста чьи-либовложить (слова, мысли) — заставить говорить от себя, от своего имени. Вашими бы устами да мёд пить — хорошо было бы, если бы вы оказались правы, если бы ваши предположения сбылись. Устами младенца глаголет истина (посл.). » Глупец, хотел уверить нас, Что Бог гласит его устами! » (Лермонтов). «Она устремила глаза на меня и засмеялась одними устами. без звука» (Тургенев). «У природы на устах коварная улыбка » (Окуджава)
Чело
Чел о это Лоб. Бить челом — (кому-нибудь) низко до земли кланяться; (кому-нибудь) благодарить; (кому-нибудь чем-нибудь) подносить дар, дары; (кому-нибудь) просить о чём-нибудь; (кому-нибудь на кого-нибудь) жаловаться. » Взгляни на милую, когда своё чело Она пред зеркалом цветами окружает » (Пушкин). «Я снова меж людей явился С холодным, сумрачным челом» (Лермонтов). «Его лобзание горит на твоём, как мрамор, побледневшем челе! » (Тургенев).
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Скрания и зев: как в Древней Руси назывались разные части тела
Часто во время чтения классической литературы или исторических источников можно встретить слова, которые уже вышли из употребления. Но тем не менее они формировали наш язык. Что такое рамо, выя или скрания? Какие это части нашего тела? Давайте разберемся.
Начнем с головы. Точнее, с главы. Лицо именовалось «ликом». Лоб назывался «челом».
Лингвисты считают, что это слово имеет латинские корни и означает «высокий». «Бить челом» значить бить лбом.
Слово «брови» произошло от праславянского «бры». Впрочем, брови и есть брови.
Щеки это «ланиты». Слово «ланиты» очень любили употреблять русские поэты 19 века. Оно ведет свое происхождение от старославянского olnita. А у висков было название «скрания».
Ухо было «слухом». Сегодня у этого слова смысл несколько изменился.
Рот назывался «устами». В современном языке сохранились слова «устье», «устный». Еще одно название рта — «зев».
Дальше подбородок, который звался «чушкой». Шея имела поэтическое название — «выя».
Вернемся к глазам. Прежде всего, не глаза, а очи. Слово «глаз» появилось только в конце 16 века. Оно произошло от немецкого слова Glas, что в переводе означает «стекло». В русском языке так называли блестящие шарики, глазки. Русские летописи иногда упоминают о том, как дети среди речной гальки находили стеклянные глазки. Иногда глаза называли шарами. У очей есть зеница, то есть зрачок. Как раз его и нужно беречь, как мы помним из крылатой фразы.
Помните у Пушкина: «Перстами легкими как сон, моих зениц коснулся он»? Владимир Иванович Даль, знаменитый исследователь русского языка, указывал на то, что веки в древности были «веждами».
Продолжаем путешествие по телу. Минуя горло — «жерло» — упираемся в «рамо» — плечо. Если во множественном числе, то плечи — это «рамена». Это слово также существует в болгарском, сербском, польском языке.
Как вы думаете по-старославянски называлась грудь? Причем неважно чья — женская или мужская. Перси. Само слово «грудь» является общеславянским. Причем, у него интересная этимология. Лингвисты утверждают, что оно произошло от латинского grandis, что в переводе означает «возвышенность».
Обратим внимание на тело.Точнее на «плоть». Живот был «брюхом» и «утробой». Слово «живот» относится к общеславянскому и во многих языках означает «выпирающую область». Оно имеет индоевропейское происхождение и восходит к слову givo, в переводе означающее «жизнь».
Перейдем к рукам и ногам.
Ногу по-старославянски называли «пех». Отсюда «пехота», «пеший». Слово «нога» раньше употребляли в том же значении, как мы сегодня можем употребить слово «рыло», говоря о лице. Оно имело фамильярное и шутливое значение. На самом деле «нога» означала копыто. Со временем этот смысл был утерян, а слово «нога» закрепилось в языке.
Части ноги назывались «гача» и «глезна». «Глезна» — это голень, а «гача» — нога от коленки до талии.
Руки и ладони — это «длани». Причем каждая из рук, левая и правая, имела свое отдельное название. Правая была «десницей», левая — «шуйцей».
Как вы думаете что такое «пясть»? Это кулак. А вот «запястье» — то, что за кулаком. Пальцы назывались «перстами». Корень перст- сохранился в таких словах как наперсток, троеперстие, двенадцатиперстная кишка.
3 декабря 2021 года капитал-шоу Поле чудес
Каждую пятницу Леонид Якубович приглашает игроков в студию отгадывать слова. Попытайте счастья и вы вместе с героями программы! Кулответ расскажет какие слова были загаданы 3 декабря 2021 года. В эфире программа выходит с 25 октября 1990 года. Первоначально ведущим был Владислав Листьев, а с 1 ноября 1991 года — Леонид Якубович.
В шоу три тура, в которых участвуют по три человека в каждом, победители туров соревнуются в финальной игре
Вопросы и ответы Поле чудес от 03.12.2021. Посмотреть все выпуски «Поле чудес» на 1 канале.
Донское название мясных вареников в похлебке из словаря Даля
1 тур начался с еды, в словаре Владимира Ивановича Даля есть слово, которое раскрыто как: донское название мясных вареников в похлебке. В этом названии 9 букв, что за слово?
Шурубарки
Шурубарки — явно местное, региональное название тех самых «ушек», они даже лингвистически близки: «уш»-«шу»-«ушу»; очевидная корневая близость слов наталкивает на мысль о совпадении понятий. Чтобы было понятно, это кубанское название вареников. В Кутузовском их подают со сладкой кукурузой и мягким сыром. На родине, они могут быть с самой разной начинкой, но чаще всего готовят из мяса.
Итак, Кулответ: Шурубарки — 9 букв
Девушку, которая очень любила поесть в Тверской губернии, называли раньше
2 тур нам предстоит узнать как называли (или всё-таки обзывали?) в Тверской губернии тех девушек, которые очень любили поесть, в особенности чего-нибудь сладкого? В этом названии 10 букв, что за слово?
Лизоблюдка
Лизоблюд — это человек, который прислуживается к кому-нибудь, подхалим, но есть и другое применение этому слову, которое на мой взгляд появилось раньше, это от слова «блюдолиз». Слово образовалось от — долизывать блюда после кого-либо. В старину слуги облизывали (доедали) блюда после того, как поели их бары. В наше время в основном применяется «лизоблюд», а слово «блюдолиз» считается устаревшим. А кому сказка моя про царя Дадона Золотого Кошеля, про двенадцать князей его, про конюших, стольников, блюдолизов придворных, про Ивана Молодого Сержанта, Удалую Голову, спроста без прозвища…
Итак, Кулответ: Лизоблюдка — 10 букв
Полдник раньше в некоторых российских селах называли по другому
3 тур, опять к еде возвращаемся, без неё даже в полдень не обойтись. Представляете, в старину в российских селах ели обычно по четыре раза в день. А в рабочую пору, в особенности летом, даже пять или шесть раз. Как раньше в некоторых российских селах называли полдник? В этом названии 10 букв, что за слово?
Перехватка
Возможно тут что-то напутали, так как перехватка всё-таки это завтрак до полдника, который считался основной едой. В сельской местности было принято четыре поры еды, а летом в рабочую пору — пять: завтрак, или перехватка, полдник, ранее обеда, или ровно в полдень, обед, ужин и паужин. Перехватка-хлеба недохватка — вот такая пословица была, что съешь хлеб до обеда, на обед не останется. Даже в словаре обозначается как — Завтрак (обл.). Утренняя перехватка.
Итак, Кулответ: Перехватка — 10 букв
Крестьянский суп, овощная похлебка — как в старину назывался
Финальный тур опять про еду (что-то уже и мне захотелось что-нить съесть). Как в старину назывался крестьянский суп, овощная похлебка? В этом названии 5 букв, что за слово?
Репня
Состав крестьянской пищи определялся натуральным характером его хозяйства, покупные яства были редкостью. Ну а что больше всего выращивали крестьяне в старину, помните сказка даже есть,это конечно репа. Ну а репня — полужидкое блюдо из пареной репы.
Итак, Кулответ: Репня — 5 букв
Каким словом обозначали прием пищи между полдником и ужином?
Суперигра и опять о еде, основное слово по горизонтали — как раньше в некоторых российских селах обозначали прием пищи между полдником и ужином? В этом названии 14 букв, что за слово?
Подвечеркивать
Если верить множеству интернет-ресурсам, то в старые времена примерно с 18 до 19 часов садились за стол, чтобы перекусить и называли эти посиделки — подвечеркивали. Так описывал весь процесс еды в течении дня Похлебкин Вильям Васильевич в своей книге «Национальные кухни наших народов».
Итак, Кулответ: Подвечеркивать — 14 букв
Как называется индийское блюдо, похожее на пельмени?
Первое слово по вертикали из суперигры — как называется индийское блюдо, похожее на пельмени? В этом названии 5 букв, что за слово?
Модак
Паровые модаки (укдиче модак), являются самыми популярными в Индии блюдом, часто едят горячими с гхи. А вот классический модак имеет оболочку из рисовой муки и начинку из свежей, тертой мякоти кокоса и(ли) джаггери. Как правило модаки сладкие, однако существуют и пикантные вариации. Больше всего их готовят на праздник Ганеш Чатуртхи, именно тогда на всех индуистских кухнях будут готовить много модаков!
Итак, Кулответ: Модак — 5 букв
«Никакой в нем нет …» что за слово пропущено, раньше так в России говорили про человека, не умевшего умеренно есть
Второе по вертикали из суперигры — загадано слово в фразе, раньше в России про человека, не умевшего умеренно есть, говорили: «Никакой в нем нет …». В этом названии 4 буквы, что за слово?
На кого язык взговорит в разбое на одной пытке, а на очной ставке с него сговорит и в обыску назовут его добрым, такого давать на чистые поруки за обыскных людей, безвытно. На кого язык говорит на двух пытках, а на очной ставке или на третьей пытке, или, идя к казни, станет с него сговаривать и в обыску назовут добрым, такого человека дать на чистую поруку, но взять на нем выть и сговору не верить. Отрывок из книги Соловьева Сергея Михайловича «История России с древнейших времен. Книга IV. 1584-161»
Итак, Кулответ: Выть — 4 буквы
Еще больше информации о Поле чудес на нашем сайте
10 самых смешных старорусских ругательств
Иногда так хочется сказать какому-то человеку нечто неприятное. Так почему бы не заменить обычную брань на забавные старорусские ругательства?
В старину «гузка» значилась «попа».
Ну, вы поняли, в каком месте свербит, да?
Свербигузкой называли девку-непоседу, у которой, как ныне говорят: «кое-где находится шило».
Невзрачный, маленького роста мужичишка. Мелкий, неказистый.
Кстати, малорослых ещё называли ерпыль.
Сегодня законы толерантности нам не позволят назвать полную женщину каким-то некорректным словом. А в старину о толерантности как-то не думали.
Думаю, вы уже поняли. «Пялить глаза». То есть быть чрезмерно любопытной, быть зевакой.
Слово особенно характерно для Московской и Ярославской губерний.
Если что, можно заменить на: «Мордофилье», что означает «чванливый дурак», или ещё изощренней и прямо-таки красноречивей: «Лободырный».
Сварливый человек. Чаще всего это женщина.
Прямо так и видится, как мужик орёт: «А моя-то куёлда сегодня совсем не уймётся!»
Хуже, если жена ещё и «расщеколда». Что в переводе на современный язык означает «болтливая баба».
Вы ещё помните, что такое «гузка»?
Очень ненадёжный человек. На которого совсем нельзя положиться.
Но в старину к ним был иной подход.
Болтливый человек, которому, судя по всему, было свойственно нести всякий «бред».
Но и этого мало. Русский народ пошёл дальше! И придумал ряд терминов к значению глупости. Как вам, к примеру, «дроволом» или «остолбень»? В старину этими словами называли невежу, разиню, болвана.
Любил наш русский человек составные слова. А и, в правду, к чему нам заимствованные термины, если есть наши! Берёшь слова, складываешь их друг с другом и получаешь самые красноречивые эпитеты!
Вот как, например, королобый дроволом. Эх, хорошо звучит!
13. Скоблённое рыло
Что если современным барбершопам использовать этот лозунг: «Хватит терпеть скоблённое рыло! Приходите к нам и мы займемся вашей бородой!» (ну как-то так).
Ну что, мол, взять с этих блудяшек? Натура уж такая у них.
Ничего не напоминает? Конечно, напоминает. Ведь сегодня мы часто употребляем слово «заграбастать», то есть «что-то забрать у кого-то», «захапать себе».
Вот и значение у этого слова соответствующее: «вор», «грабитель».
В старину «быть сиволапым» означало «быть неуклюжим, неотёсанным, неловким».
Ещё одно составное слово, придуманное русским (весьма прямолинейным) народом.
Ещё одно выражение в значении «дурак». Сложно обойти эту тему, когда в ней просто кладезь уникальных названий.
Кстати, такую муку получали чаще всего из овсянки, измельчая её ударами деревянной толкушки.
Одним словом, брыдлый!
В некоторых регионах нашей страны до сих пор используют глагол «валандаться».
«Ты чего тут валандаешься?!»
Уже догадались? Конечно, это дурак. В словаре Н. Абрамова (1999 г) это слово означает «невежа».
Русский народ нередко ассоциировал невежественного человека с чем-то деревянным, прочным, непробиваемым.
Королобый, дровотолк, дроволом.
Еще одно «красноречивое» словечко, которое звучит так, словно само уже всё за себя сказало.
Так и хочется сказать: «Ох, ты пыня какая!»
Толстая, ленивая, неповоротливая баба.
А как вам такой термин как «трупёрда десятипудовая»?
А лучше то и не сказать.
25. Чёрт верёвочный
В некоторых словарях ещё значится как «псих».
Русский народ не скупился на эпитеты, что ни говори!
И, по-видимому, слово «насупиться» родом из этого существительного. Сегодня про хмурого человека с мрачной физиономией мы так и говорим: «Насупился опять!»
Так же надутого, сердитого человека можно прозвать насупоня.
В старину так называли лентяйку, ленивую бабу.
Ездить ей только на печи!
К слову лени у русского народа сложилось много терминов. Не любил наш народ лентяев, ох, как не любил!
Печегнёт, мухоблуд, лежака и многие другие.
Женщина с большой грудью. Да, да.
Что характерно, слово «тетёшка» означает «гулящая баба».
Хм, интересно, имеется ли корреляция между этими значениями?
Старинные мужские головные уборы, начиная от 12 века?
Мужской головной убор сегодня выступает в роли практичного и стильного предмета гардероба, то есть при помощи него защищаются от погодных условий, а также подчеркивают свой индивидуальный стиль. Еще несколько веков назад при помощи таких изделий мужчины подчеркивали свой социальный статус, принадлежность к тому или иному роду, чин и даже возраст. Некоторые старинные мужские головные уборы не утратили актуальности и сегодня.
На Руси многие мужские головные уборы видоизменялись и проходили этапы трансформации по мере смены власти, моды и приоритетов. Сегодня население России возрождает дух патриотизма и знания касаемо национального российского костюма, поэтому многие славянские головные уборы снова возрождаются. Конечно, носить национальные головные уборы и прочие предметы гардероба в обычной жизни мужчинам не приходится, но знать свои обычаи и историю важно.
Головные уборы с фото и историей происхождения
Любой мужской головной убор на Руси предполагают свою индивидуальную историю возникновения, форму и внешний вид, традиции и обычаи. Специалисты отмечают, что история и разновидности русских головных уборов – это интереснейший предмет для изучения и исследований. Сегодня многие страны и государства на праздниках и международных торжествах презентуют свои национальные костюмы, в том числе и Россия, богатая своими старинными моделями головных уборов.
Колпак
Этот головной убор возник еще много столетий назад, а само слово имеет тюркское происхождение. Традиционный головной убор славянских мужчин колпак предполагал конусообразную заостренную форму, а шили его преимущественно из белоснежного шелка и атласа. Декорировали русские колпаки жемчугом, отделкой по краю натуральным мехом, драгоценными камнями.
Носили колпаки и богатые мужчины (колпаки из бархата и дорогого натурального меха), и простой народ (колпаки из шерсти и дешевого меха). Упоминания о колпаке уходят еще в 1073 г., когда этот головной убор украшал голову Изборника Святослава. Позже люди стали носить колпаки комнатные, спальные, уличные и парадные на все случаи жизни. Это, пожалуй, самый древний мужской головной убор на Руси.
Тафья
Еще один позаимствованные от татар мужские головные уборы древней Руси – это модели шапок тафья. Согласно летописям тафью носили еще в 16 столетии, а поверх нее мужчины надевали колпаки. Речь идет о маленькой аккуратной шапочке, которой прикрывали только область макушки. Изначально тафью стали носить мусульманские народы и евреи, которые прикрывали голову во время молитв.
Второе название тафьи – скуфья, шапочку сравнивали с тюбетейкой по форме и предназначению. Богатые мужчины украшали тафью нитями шелка и золота. Изначально, придя с Востока, тафья стала домашним головным убором знати, сам Иван Грозный несмотря на запреты церкви, надевал тафью во время молитв. Чаще всего тафью изготавливали под заказ из темных мягких материалов.
Мурмолка
Мрмолка стала разновидностью русского колпака в 17 столетии, это была низкая четырехугольная шапка с суконной верхушкой черного, зеленого или красного цвета, а также основой из парчи или бархата. Мурмолку носили только представители знати – бояре, дьяки и купцы.
В зимний сезон мурмолку отделывали натуральным мехом, широкой полосой выворачивая наружу. По центру лицевой стороны шапки делила небольшой надрез, чтобы шапка не стесняла голову.
Четырехугольная шляпа
Этот головной убор получил популярность в допетровское время, ее относят к третьему роду головных уборов времен Ивана Грозного.
Шапка отделывалась по краю меховым околышком из бобра, соболя или лисы. Как и в случае с колпаком, на шапке делали прорехи и дополнялись пуговицы, на каждой прорехе по 6 пуговиц. Такого рода шапки предпочитали преимущественно представители знати.
Горлатные шапки
Четвертым родом мужских головных уборов при царе Иване Грозном были горлатные шапки, которые получили такое название, потому что изготавливались из горлышек соболя, лис и куниц. Визуально шапка напоминала расширяющийся постепенно цилиндр высотой с мужской локоть, верхушку которого оформляли бархатом, парчой. И если колпак к верху постепенно сужался, то горлатная шапка напротив расширялась.
В эти времена мужчины сначала надевали тафью на макушку, далее надевали колпак, после чего дополняли образ знатного человека горлатной шапкой. Также было принято носить эту шапку на сгибе левой руки, особенно если снимали головной убор в знак приветствия. Именно с этих пор пошла поговорка “шапочное знакомство”. В домах у мужчин предполагался нарядно расписанный болванец, на который по возвращению накидывали шапку.
Ушанка (малахай)
Еще один вид головного убора кочевых народов Руси, в дальнейшем эту модель головного убор переняли и другие народы и страны. Сегодня ушанку носят мужчины в армиях, военные и милиционеры, а также простые граждане. Второе название такого головного убора – малахай, она родом из калмыцких степей.
Шапка округлой формы должна была переходить в длинные наушники с завязками, благодаря которым скрывались от мороза.
Грешневик (гречник)
Еще один вид старинного мужского головного убора, который пришел в конце 12 столетия от монголо-татар. Изготавливали шапку из шерстяного поярка, а из-за визуальной схожести с верхушкой гречневого пирога получила такое название. Позже шапка высотой около 8 см в форме столбика стала популярной среди московских извозчиков, особенно если рассматривать период начала и середины 19 столетия.
Вывод
Любой головной убор славянских мужчин скрывал под собой особую историю возникновения или перенятия от других народов. В силу частых набегов монголо-татар, именно эти народы обусловили появление таких видов уборов, как тафья, малахай, мурмолка и колпак. Из указанных головных уборов выше первые 4 модели относятся к периоду правления прославившегося на весь мир царя Ивана Грозного.