Как называли девушек в 19 веке
Как на Руси женщин называли, или Чем отличалась девица от девчончишки
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В старой Руси слово девушка применялось к половозрелым девочкам, которые были представительницами высшего сословия и при этом еще не вышли замуж. Если почитать «Толковый словарь русского языка» Ожегова, то можно понять, что девушка — представительница женского пола в переходящем состоянии от отрочества к юности.
Когда девочка-подросток начинала хорошеть, становилась более соблазнительной, а физиологические процессы «кричали» о взрослении, проводились специальные обряды. Это делалось с целью обозначения нового социально-возрастного статуса. Юную красавицу одевали в красивые женственные наряды и на какой-нибудь праздник, например, на Пасху, выводили в общество. Это делалось для того, чтобы общество узнало о появлении новой невесты, которая готова к выбору жениха.
Обряды были разными. К примеру, в центральных губерниях устраивались настоящие шествия девушек, на юге потенциальные невесты собирались на церковных площадях, чтобы показать себя людям. А в Рязанской области было принято сажать дочку в карету, обязательно открытую, и торжественно возить ее по улицам — пусть все восхищаются ее красотой и статью. Весьма оригинальный способ. Но что можно было сделать во времена, когда не было социальных сетей и мобильной связи?
Девка: слово деревенского и мещанского происхождения без отрицательного оттенка
Не слишком уважительно звучащее слово «девка» крестьянками воспринималось без обид. Именно так называли в старину крепостных девушек, которые достигли полового созревания, но замуж пока не вышли. Надо отметить, что эта лексема примерно с 18 века использовалась исключительно для женщин мещанского и деревенского происхождения. Так обращались и женщины-крестьянки друг к другу, не находя в слове никакого негатива. Этакая дружеская фамильярность, которая не могла никого расстроить. «Эй, девка, ну ты сегодня и нарядилась, прямо хоть замуж выдавай сей же час». Но представить себе, что так назвали бы дочку графа, конечно же, невозможно. Для них существовало уважительное и гордое слово девушка.
По утверждениям известного филолога Валерия Ефремова, термин «девка» относится к древнейшим общеславянским словам, применявшимся к представительницам женского пола. Но оно никогда не использовалось по отношению к Деве Марии.
Кто такая сенная девка и что она должна была уметь
Слово «девка» применялось не только к тем незамужним крепостным крестьянкам, которые в поте лица работали в поле, но и к горничным, служащим в доме барина или барыни. Объявления о продаже таких работниц можно было увидеть даже в газетах. Никого не удивляло, что представительниц непривилегированного сословия выставляют на продажу, словно вещь. Например: «Продается хорошая, молодая и здоровая горнишная девка. Старательная, умеет золотом шить и белье приготовлять», «Продам девку двадцати одного года за двести рублей», «В приходе церкви Николая чудотворца предлагается к продаже видная девка двадцати лет, способная к горничной работе, послушная и способная. А также верховая кобыла, здоровая и выезженная». Таких горничных называли сенными девками, так как в ожидании приказаний от хозяев они сидели в сенях. Так что к сену название отношения не имеет.
«Сенные» горничные должны были помогать дочерям хозяев одеваться, поддерживать подобающий внешний вид, выполнять работы по хозяйству. Кроме того, в их обязанности входило обеспечение досуга сверстниц-хозяек. Девушки вместе плели кружева, вышивали, пряли, предавались разрешенным развлечениям, играли, гуляли. Очень часто сенные девки выполняли роль современных официанток — обслуживали званые вечера. Хозяева порой старались перещеголять друг друга, у кого, мол, девки краше да стройнее.
Девка старообрядческая, девчончишка и девка развратная
Были и сообщества, в которых употреблялось исключительно слово «девка». Например, в среде алтайских старообрядцев оно было общеупотребительным по отношению к данной социально-возрастной категории женщин. А «девушка» считалось напыщенной литературной формой. Называя женщину девкой, в этом случае люди не вкладывали в это слово ничего, кроме основного смыла — незамужняя, но уже почти взрослая. Полный нейтралитет. Иногда девкой могли назвать и зрелую женщину, которая не смогла найти жениха и выйти замуж.
А вот если говорили «девчонка» или «девчончишка», это расценивалось как фамильярность и в некоторой степени презрительность.
Было и еще одно значение «девки». По данным, которые можно найти в «Толковом словаре русского языка» Ушакова так называли развратную женщину, которая занимается проституцией. Сегодня к женщинам обращаются по-разному — дама, леди, женщина, герл. Все зависит от социальной среды и употребляемого в ней сленга. Лексема «девка» может иметь самый разный оттенок, от презрения до восхищения. Но никому и в голову не придет определять по этому слову социальный статус женщины.
Мужчины же, когда вступали в брак, тоже отличались особым отношениям. Они давали своим жёнам прозвища, на которые бы современные женщины обиделись бы.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как называли девушек в 19 веке
Современный мир стал очень скуп на слова похвалы, подбадривания, одобрения и поддержки – их словарный запас сократился до десятка слов, большая часть которых вышла из жаргона или является англицизмами.
Ласковое обращение мужчин и женщин друг к другу и вовсе пестрят живодёрней: «зайчик», «котик/-ёночек/-чка», «медвежонок», «цыпа», «пупсик», «чебурашка» и т.п. Причем подобными прозвищами удостаиваются и женщины, и мужчины.
Хотя ещё 50 лет назад ни одна здравомыслящая девушка и женщина не позволила бы себе снисходительного и ласкательного тона по отношению к мужчине старше 7 лет. Это воспринималось как унижение мужского достоинства. Да и мужчины считали себя защитниками, кормильцами, поэтому в их ласковом обращении к девушкам и женам сквозило покровительство, а не унижение.
Кроме того, в ласковых обращениях выделялись, прежде всего, душевные качества партнёра, а не выдающиеся части тела. Сравнения всегда были образны, мифологичны, и, если уж и выбирались животные образы, то те, которые отличались особой верностью, семейностью, например: «лебедин мой» или «лебёдушка», «сокол ясный» и т.д. В общем, давайте вспомним, как наши предки в разные периоды величали друг друга для выражения симпатии, покровительства, душевного расположения и любви. Может, что-то и вы возьмёте на вооружение?
Обращение мужчин и женщин на Руси
В древней Руси и царской России с 14 лет девушки и парни начинали посещать зимой посиделки, которые помогали под присмотром старшого или ведуньи оттачивать навыки межполовой коммуникации, т.к. до этого периода общались с противоположным полом, по большей, части внутри семьи и ближнего рода. Поскольку одной из целей посиделок был «пригляд» к потенциальным женихам и вестам, то существовали разные способы обратить на себя внимание у обоих полов: тут и песни-заигрыши, и шутки, участие в мистериях и лубочном театре, хороводы и игры, и многое другое.
Естественно, что обеим сторонам хотелось словесно выразить своё отношение к понравившейся стороне, ведь объятья, поцелуи, прикосновение к телу были строго табуированы до свадьбы. Даже за попытку взять девушку за руку вне игры и хоровода, можно было получить пряслицем по лбу.
Именно поэтому в заигрышах и причетах, как и в разговорной речи, того времени встречались слова – обращения:
Обращения в просватанных и семейных парах
Просватанная и семейная пара обретала больше «вольностей» в плане обращения, в том числе и словесного:
Также в супружестве существовало множество ласковых слов друг для друга, которые не выходили за рамки спальни или дома. Все они завуалировано или открыто выражали восхищение душевными качествами партнера, а обращенные к мужчине еще и его силой, умением защищать, заботиться, покровительствовать, направлять.
Христианская вера привнесла в семейные отношения такие обращения, как:
Если произнести все перечисленные обращения, которые приведены в нашей статье, то в каждом слове чувствуется: уважение, забота, теплота, восхищение и любовь к своему избраннику/це.
П.С. Современный человек забыл душевные обращения к противоположному полу, темп жизни заставляет общаться урывками. Если так пойдет и дальше, люди совершенно перестанут общаться, а взаимоотношения неотъемлемая часть в жизни для социального человека. Предлагаем вам изучить курс «Риторика взаимоотношений между мужчиной и женщиной». На курсе вы узнаете, как строятся взаимоотношения между мужчиной и женщиной и многое другое.
Кто вы — парфетка или мовешка? Как воспитывали аристократок в женских гимназиях
Первые специальные учебные учреждения исключительно для женщин в России были открыты во время правления императрицы Марии Фёдоровны. В них царили довольно суровые порядки и правила, вплоть до того, что девушкам не разрешали видеться с родными до окончания обучения.
Фактрум знакомит читателя со строгим процессом обучения кисейных барышень, жестоко наказываемых за малейшую провинность.
Картина Михаила Петрова «Пансионерки», 1872 год.
Чему обучали гимназисток
В гимназию девочки поступали в возрасте восьми-девяти лет, и с этого момента начиналось их обучение наукам и этикету. Существовал ряд обязательных и необязательных дисциплин. В первую группу входили обучение словесности, изучение литературы и Закона Божьего, геометрия, математика, география, физика. Необязательным было изучение немецкого и французского языков, а также танцы, музыка, пение и рисование. Однако большинство гимназисток всё-таки брали необязательные предметы, ведь в то время ценились девушки, умеющие красиво танцевать и петь.
Некоторая часть уроков отводилась тому, что девушек учили вести домашнее хозяйство и самостоятельно ухаживать за собой. Кроме того, девушки ежедневно по утрам занимались гимнастикой, а по вечерам — рукоделием под надсмотром наставниц.
Поведение гимназисток
Барышень обучали изящным манерам, этикету и правильной речи. Однако это не мешало им время от времени устраивать проказы и не слушаться учителей. За любое нарушение дисциплины девушек наказывали, например, ставили у доски до окончания урока или велели стоять в столовой во время обеда, или же заставляли стоять несколько часов на коленях на рассыпанных по полу еловых шишках. Частых возмутительниц спокойствия называли мовешками (от французского «mauvaise», что переводится как «дурная»). Попасть в их число можно было за малейшую провинность, к примеру, за незаправленную постель в общей спальне или за выбившийся локон из причёски.
Тех же девушек, что прилежно учились, изящно двигались, делали реверансы и соблюдали все правила, называли парфетками («совершенство» по-французски). Но многие девушки бунтовали против правил гимназии абсолютно сознательно, поскольку считалось, что мовешки намного интереснее, чем парфетки.
Распорядок дня
Гимназистки, независимо от возраста, поднимались в шесть утра и шли умываться ледяной водой. Температура в общих спальнях поддерживалась на определённом уровне, она была довольно низкой, что считалось полезным для здоровья. После умывания и скудного завтрака была гимнастика, а после неё начинались восемь уроков, длящихся до самого вечера. Занятия прерывались на обед и ужин, которые не отличались особым разнообразием, изо дня в день девушкам давали одно и то же, уменьшая порции по средам и пятницам, а также во время постов.
Свободного времени у учениц гимназий было катастрофически мало, и в основном они тратили его на чтение книг или общение друг с другом. По ночам в спальнях был введён строгий запрет на разговоры, но часто ученицы не сдерживались и шёпотом рассказывали друг другу страшные истории об отрубленных руках, чёрных рыцарях и белых дамах.
Что было с воспитанницами после выпуска из гимназий
С приближением выпуска из гимназии все гимназистки задумывались о своём будущем. Многие из них хотели бы продолжить обучение наукам и получить высшее образование, чтобы обрести профессию. Но доступ к высшему образованию девушки смогли получить только в начале двадцатого века, когда были учреждены высшие учебные заведения для женщин.
А до этой поры девушки выпускались из гимназий совершенно не приспособленными к жизни. Во время обучения гимназисток ограждали от внешнего мира, им даже запрещалось видеться с родителями до выпускного вечера. Поэтому, оказавшись в новом и неизведанном мире, девушки часто терялись и могли вспомнить лишь о том, как нужно кокетничать с мужчинами. Некоторые бывшие гимназистки успешно выходили замуж, другие же долго не могли найти своё место в жизни.
Но были среди выпускниц и женщины, сумевшие добиться признания. Например, выпускница Смольного института благородных девиц Прасковья Гагарина стала первой женщиной-воздухоплавательницей в России, а гимназистка баронесса де Боде в 1917 возглавила отряд юнкеров. Ещё одна девушка из этой же гимназии, Ксения Эрдели, завоевала славу очень талантливой арфистки.
Как выглядели и как жили крестьянки в дореволюционной России
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Фраза, которая не очень нравится русским женщинам, но все же очень точно характеризует их силу духа: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет…» была написана Николаем Некрасовым еще в 1863 году, но в широкий обиход вошла после Великой Отечественной войны. Оно и не удивительно, ведь если раньше женщины жили как и полагается «тенью» супруга своего, но при этом незаметно выполняя львиную долю тяжелой крестьянской работы, то после того как мужчин призвали на фронт, а работа все также продолжала выполняться, стало проясняться каким образом распределяется трудовая нагрузка в российских семьях. У Некрасова там еще есть и продолжение с упоминанием красоты в движениях и взглядов цариц, но насколько это было актуально для женщин царской России и сравним ли их быт с жизнью современниц?
Как выглядели женщины-крестьянки царской России
Это в фильмах, да на картинках девушки-крестьянки тех времен изображены румяными красавицами в кокошниках, сарафанах, пышной грудью и русой косой, толщиной с кулак. Однако если натолкнуться на старинные фотографии, где запечатлены крестьяне, жившие в ту эпоху, становится понятно, что на снимках скорее изможденные и уставшие, а не красивые люди. Уж где тут Некрасов увидел спокойную важность лиц не понятно. Впрочем, Некрасов и при жизни не пользовался уважением среди коллег-писателей, которые за спиной у него шептались о том, что он красиво пишет о крестьянских тяготах и лишениях, а собственные крестьяне изнывают от нищеты и бояться писателя.
Многое еще и зависит от того в каких условиях были сделаны эти фотографии, если речь идет о снимках из фотосалонов, то здесь женщины причесаны, наряжены, тщательно одеты и производят впечатление если и не ухоженных, то весьма нарядных. А вот этнографы и путешественники, чей целью было запечатлеть реалии и весь имевшийся уклад, изображали крестьянский люд как он есть, без прикрас. К тому же даже в ту пору в салонах использовали ретушь, замазывая рубцы и ямы на коже, оставшиеся после оспы. А таких было очень много.
…Вот она еще босая 10-летняя девочка, которая ладно помогает матери по хозяйству, присматривает за младшими братьями и сестрами. Вот ей 15 – она уже на выданье, несмотря на то, что красота ее еще не расцвела, видно, что фигура у нее ладная, а руки крепкие – будет хорошей хозяйкой. Увы, но как только девушка обзаводилась своей семьей, это означало, что ей предстоит много и сложно работать, и вот уже к 30 это изможденная уставшая женщина с потухшим взглядом, которую нельзя назвать даже миловидной.
Красота русских крестьянок была явлением быстро проходящим. Ранее замужество, постоянные роды, тяжелый труд никак не способствовали сохранению природных данных. К тому же у простолюдинок не было никакой возможности заботиться о себе.
Типичная широкая крестьянская спина (от тяжелого труда фигура становилась тяжелой и приземистой), потрескавшиеся, черные от работы ноги, огромные натруженные руки, лицо, не знавшее ухода, покрывшееся сетью морщин уже к 25 годам и выгоревшие на солнце прядки русых волос, наспех убранные под платок – так примерно и выглядели женщины тех лет, с возрастом разве что становясь более грузными и громкими.
Замужество и внутрисемейные отношения в царской России
Дочерей выдавали замуж поочередно, если младшая успела выскочить замуж старшей, то это, как правило, означало, что та так и останется неустроенной. Женщина вне брака считалась второсортной, в отношение к ней использовались различные обзывательства, более того, у них было меньше прав, жили они, постоянно отбиваясь (или не отбиваясь) от домогательств посторонних мужчин.
Муж был беспрекословным главой семьи, однако русские женщины вовсе не были бесправны. Они могли распоряжаться своим приданым в дальнейшей семейной жизни, если муж уезжал на заработки, то она могла представлять интересы семьи на сходах и других хозяйственных делах, брала на себя руководящую роль. Если муж себя плохо вел, как правило, это касалось пьянства, то она могла пожаловаться общине и семья бралась на поруки, мужчине выписывался штраф или же он получал иное наказание. Женщина по своей воле не могла уйти от мужа, а вот он имел на это право, правда должен был выплачивать пожизненное содержание ей и детям.
Жена не имела права покидать дом без дозволения супруга, вплоть до наложения штрафа. Даже если ее из этого самого дома вынудили бежать побои со стороны супруга. Известны случаи, когда женщину принудительно возвращали «для дальнейшего ведения хозяйства», а мужу рекомендовали вести себя сдержаннее. Судить могли и родителей, которые принимают сбежавшую от супруга дочь в отчем доме.
Побои от супруга считались нормальными и естественными, неким проявлением власти мужа. Потому жалобы в адрес главы семейства поступали только тогда, когда жизнь становилась и вовсе невыносимой. К тому же, наказание для мужа приводилось в исполнение только с разрешения на то жены, даже если это она сама обратилась с жалобой. Стоит ли говорить, что бы происходило за дверями избы после возвращения «наказанного» таким образом мужчины?
Замужняя крестьянка находилась в полном подчинении супруга и воспринималась им и членами его семьи как трудовая единица, которая должна была до самой смерти выполнять определенные функции.
Какую работу ежедневно выполняли женщины-крестьянки
Все, кто мог ходить большую часть времени проводили в работе по хозяйству, весной и летом до жатвы на полях. Вставать приходилось очень рано, чтобы максимально использовать световой день. Раньше всех поднимались женщины (3-4 утра), которым нужно было растопить печь и приготовить еду. Иногда готовить приходилось с расчетом на обед, когда работали целый день, не возвращаясь домой.
Практиковалось строгое разделение труда, если мужчины помимо общих работ занимались стройкой, заготовкой леса и дров, то женщины готовили, убирали, стирали, ухаживали за скотиной, занимались рукоделием и это помимо сезонных работ в поле. Мужчины работали согласно указке старшего, делать «женскую» работу считалось зазорным и недостойным. Поэтому даже если в пору жатвы у жены нагрузка утраивалась или она была на сносях, то и речи не шло о том, чтобы помочь ей поутру истопить печь. Несмотря на то, что женщины брали на себя существенную нагрузку и выполняли самую грязную и неблагодарную работу, их труд мало ценился.
Каноны красоты женщин-крестьянок и секреты ее сохранения
Было бы ошибочным думать, что тяжелая жизнь была веским основанием полностью забыть о своей женском происхождении и поводом оставить попытки удержать красоту. Тем более, что главным страхом женщин было «муж разлюбит», а потому некоторые попытки соответствовать представлениям о прекрасном, конечно же, предпринимались.
Молодухи больше всего боялись похудеть, загореть и потерять румянец. Именно эти три фактора и определяли каноны красоты тех лет, ну и коса, конечно же, коса – главный предмет гордости для русской женщины. Российские стандарты красоты были весьма гуманны и пока европейки использовали ртуть и свинец для отбеливания кожи, пытались регулировать размер стопы деревянными колодками, русские девушки протирались огурцом и простоквашей для белизны кожи и по возможности больше ели для приятной полноты.
Незамужние девушки перед вечерними прогулками наводили румянец свеклой, ею же красили губы. Брови подводили кусочком золы, сверху могли зафиксирвоать репейным маслом, а вот цвету ресниц внимания не уделялось, они так и оставались светлыми при темных бровях. Вместо пудры, для того чтобы обелить кожу, использовали муку.
Натуральный румянец считался признаком здоровья, а значит и будущая невеста была хорошим вариантом, немудрено, что девушки всячески старались сохранить этот оттенок своего лица. Например, с утра бегали в поле или к роднику, чтобы умыться росой или холодной водой, это, якобы помогало вернуть румянец. Немудрено, что кожа алела, учитывая, что этот ритуал проводился спозаранок, до начала утренних дел по хозяйству. Отсутствие загара и полнота свидетельствовали о хорошем достатке женщины. Она не загорела от тяжелой работы в поле, значит есть кому работать вместо нее, имеет приятную полноту – значит в семье вдоволь еды.
А вот с полнотой дело обстояло сложнее. Любой крестьянской семье было известно, что секрет барской полнотелости в сладостях и мучной выпечке. Но даже относительно богатые крестьяне не имели возможности кормить своих дочерей сдобой в таких объемах. На помощь приходила сметана, справедливо полагая, что жирный и густой продукт поможет девушкам стать более аппетитными, родители откармливали девочек, чтобы выгоднее выдать замуж. Для этого же давали дрожжи и хмель, считалось, что от них еще и прибавляется рост. Но и эти варианты подходили только для тех, кого относили к «крепко стоящим на ногах».
Если же все эти ухищрения не помогали, то в ход шли обманные пути. Под сарафан надевалось несколько слоев одежды, а там поди разбери какого размера невеста на самом деле. Однако и парни были не промах, руки и шея все равно выдавали истинный размер. Девушки же считали, что коралловые бусы делают шею толще, а кожу светлее. Но и их позволить себе могла редкая невеста.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: