Как называли афганцы русских солдат
Кто такие шурави и как афганцы называют русских?
Первые контакты России и Афганистана относятся к концу XIX века, когда империя завоевала Среднюю Азию и напрямую вышла к территории этого государства. Кабульскому эмиру тогда подчинялись далеко не все местные племена, но это не мешало ему оказывать отчаянное сопротивление британским вторжениям.
Англия тогда считала, что земля горных кланов должна надежно прикрывать от россиян Индию – бриллиант в короне британской империи. Поэтому ее несколько раз пытались завоевать с разной степенью успешности.
Афганцы были рады любой помощи и усиление влияния Петербурга приняли очень благожелательно. Правда, контакты тогда были только между приближенными эмира, горсткой офицеров и немногочисленными русскими посольствами и резидентами.
Простой народ о могучем северном государстве не знал совсем ничего. Соответственно, необходимости как-то называть его жителей не имелось.
Но после появления на исторической арене Советского Союза связи усилились. СССР даже стал первой страной, которая признала Афганистан в качестве независимого государства. Он только что освободился от британского протектората и даже принял конституцию.
Правда, в 1929 и 1930 годах Красная армия вторгалась на чужую территорию погонять среднеазиатских басмачей, но на отношения с центральным правительством страны это не шибко-то повлияло.
Граждане Союза тогда стали частыми гостями на территории этого мусульманского королевства. Возникла необходимость как-то их называть. Поскольку в СССР было заявлено о формировании нового, советского, народа (и это же название употреблялось в официальной переписке), его представители получили у афганцев имя шурави – «советские», от персидских и арабских слов шура, т.е. совет.
Все время, пока отношения двух стран оставались дружественными, такое понятие в глазах афганцев имело положительный оттенок. Еще бы, ведь шурави помогали им почти за бесплатно. Да и были совсем не такими надменными, как малахольные европейцы и американцы.
Но с началом военного вторжения в 1979 году, значение термина поменялось на противоположное. У местных борцов за независимость, моджехедов, даже появился девиз – «Марг бар шурави» или «Смерть Советам».
Несмотря на такой негативный смысл, национальное прозвище вполне восприняли и солдаты советской армии, которым вменялось в обязанность поддерживать хорошие отношения с местными. Многие воины-интернационалисты продолжали так себя именовать и «на гражданке». Слово понравилось еще тем, что оно объединяло всех граждан страны: русских, украинцев, татар, казахов и др.
Надо сказать, после распада СССР и забвения коммунистической идеологии, в Афганистане продолжили по старинке называть своих бывших врагов шурави. Правда теперь такое название закрепилось исключительно за гражданами РФ. Ведь узбеки, таджики, туркмены и киргизы – это давние и хорошо знакомые соседи. Собственные имена у них имелись.
Война 1979-1989 годов давно забыта, афганцы на русских за нее теперь и не думают обижаться. Поэтому и отрицательный смысл у прежней презрительной клички опять пропал.
Шурави – это такие европейцы, которые ведут себя так же, как и азиаты. И они лучше, чем спесивые американцы и англичане, которые не считают другие народы равными себе.
Немало с той поры прошло лет – ровно 30,
Но в памяти свежи ещё этюды той войны.
И по ночам во сне мне очень часто снится,
Как едем из Афгана в танках прямо в мои сны…
…И пусть давно прошли те годы боевые,
Но в моей памяти живёт поныне та война.
Героев в этот день чтоб видели в России,
Советских шурави прошу: «Наденьте ордена!».
Алсе Соколов, «Шурави, наденьте ордена!»
Начиная с афганской войны 1979-89гг. о значении слова «шурави» в мире бытует следующее мнение.
Происходит от перс. شوروی — šûravî: советский, от шура — совет. Произошло от афганского названия советских специалистов и служащих Советской Армии, мобилизованных для войны в Афганистане.
Шурави́ (перс. شوروی, šouravī — советский, от араб. شورى, шура — совет) — историческое название советских военнослужащих в Афганистане. Произошло от афганского названия советских специалистов и военнослужащих Советской Армии времен войны в Афганистане (1979—1989). Слово получило распространение сначала среди афганцев, впоследствии и среди ветеранов афганской войны. Имеет нейтральный, а иногда даже и положительный оттенок (https://kartaslov.ru/значение-слова/шурави, https://ru.wiktionary.org/wiki/шурави).
Шурави́ (перс. شوروی, šouravī — советский, от араб. شورى, шура — совет) – историческое название советских граждан в Афганистане. Произошло от афганского названия советских гражданских и военных специалистов, в большом количестве работавших в Афганистане с 1956 года.
Связь понятия шурави с советской властью обозначилась еще в 1920, когда появилась Бухарская народная советская республика (тадж: Ҷумҳурии Халқии Шӯравии Бухоро).
Изначально, с интенсификацией советско-афганского сотрудничества во второй половине 1950-х гг., слово употреблялось с нейтральной коннотацией, не несло в себе какого-либо оскорбительного подтекста. Более того, оно употреблялось даже на официальном уровне, для подчёркивания важности сотрудничества Афганистаном с Советским Союзом (в частности, общеупотребительное приветствие «Шурави — хуб асти»и другие приветствия адресованные советским гостям). Негативную коннотацию слово приобрело на рубеже 1970-х и 1980-х гг. после начала открытой советской военной интервенции в ход многолетнего вялотекущего внутреннего политического кризиса, с одновременным введением на территорию страны советского ограниченного военного контингента. Слово получило распространение сначала среди афганцев, впоследствии и среди ветеранов афганской войны (https://ru.wikipedia.org/wiki/Шурави).
На языке хинди слово «рыцарь» – это शूरवीर [shooraveer].
На языке маратхи «отважный» – शूर [śūra].
На бирманском языке «воин» – [suurellkaungg].
Рассмотрим санскрит, от которого произошли указанные языки.
На санскрите:
शूर /śūra/ /zUra/
1. мужественный, отважный
2. m.
1) герой
2) воин;
वीर /vīra/ /vIra/ m.
1) мужчина; муж
2) герой
3) героизм.
Таким образом, санскритское शूर वीर [шура вира] – это «отважный мужчина» или «мужчина-воин», или «воин-герой», или «герой-мужчина».
Так как территория Афганистана – это территория проживания потомков представителей арийских племен, которые пришли в Персию (Иран) и Индию в 3-2 тыс. до н.э., то слово «шурави» у афганцев – это изменённое (искажённое) со временем арийское (санскритское) «шура вира», что подтверждается современными языками хинди, маратхи, бирманским.
Советские правители СССР в целях насаждения советской идеологии в Афгане решили, что слово «шурави» будет обозначать «советский» для обозначения советских военнослужащих в Афганистане, но это не так – афганцы называли советского солдата «шурави» в значении «мужественный»/«отважный» «воин», «рыцарь», «герой».
Кстати, на европейских языках, происходящих от санскрита:
на гэльском (шотландском) «воин» – curaidh, искажённое (укороченное) словосочетание
शूर /śūra/ योध /yodha/ m. воин, боец или शूर /śūra/ युध्म /yudhma/ m. боец, воин,
т.е. «отважный»/мужественный» «воин»/«боец» или «воин-герой»);
на латинском «муж» – vir.
Кроме того, в языках неарийских народов Европы и Азии есть искажённое слово «шура», заимствованное из языка европейских ариев – из санскрита, а именно:
«мужественный»:
албанский – kurajoz;
английский – courageous;
португальский – corajoso;
люксембургский – couragéiert;
«мужественный», «отважный»:
арабский – [shujae];
румынский –- curajos;
корсиканский – curaghjosu;
мальтийский – kuraġġuż;
итальянский – coraggioso;
французский – courageux;
«муж»/«мужчина»:
на латышском – vīrs/vīrietis;
на литовском – vyras.
Как называли афганцы русских солдат
15 февраля 1989 года советские войска покинули Афганистан. С тех пор они превратились в легенду. Афганцы все чаще стали говорить о «шурави», как о доблестных воинах, исповедующих принципы чести и достоинства, и противопоставлять их корыстным американцам.
Не оценили
В Афганистане до сих пор можно увидеть следы советского влияния. Так, в Кабульском политехническом университете до последнего времени учились по советским учебникам. Это относится и объектам инфраструктуры, которые отстраивали советские специалисты. Например, многоэтажные жилые дома, где бесплатно получала жилье афганская интеллигенция – врачи, учителя, журналисты. «Первый микрорайон», возведенный в пригороде Кабула, чудом уцелел, но большая часть подобного наследия разрушена в результате бесконечных междоусобных войн.
По прошествии 30 лет в Афганистане все еще присутствует ностальгия по временам «шурави», особенно на фоне того, что происходит в этой стране в последние годы. «Шурави» – это исторический термин (от арабского شورى – «совет», «советский»), употреблявшийся на Среднем Востоке с начала 1920-х годов, когда появилась Бухарская народная советская республика. Слово использовалось в отношении гражданских и военных специалистов из СССР, в большом количестве работавших в Афганистане с середины 1950-х. Первоначально термин носил нейтральный смысл, негативную окраску он приобрел лишь с вводом советских войск в Афганистан в 1979 году.
Для моджахедов слово «шурави» было равносильно понятиям «неверный», «враг». Они воспринимали русских исключительно как агрессоров и узурпаторов. Директор Российского центра науки и культуры в Афганистане Вячеслав Некрасов часто общался с бывшими моджахедами и рассказывал им о том, как советские инженеры возводили стадионы, прокладывали шоссе, строили школы, жилые дома, нефтебазы, завозили в страну сельскохозяйственную технику и племенной скот. «Зачем же вы все это уничтожали? Неужели вы не хотели, чтобы вы и ваши дети жили в благополучной стране?» – спрашивал у них Некрасов. Вместо ответа афганцы лишь отводили глаза.
В целом после ухода советских войск из Афганистана было разрушено около трех четвертей объектов, построенных специалистами из СССР. Многие афганцы сожалеют, что не ценили то, что делали для них шурави. Сначала моджахеды, а затем и талибы* отбросили страну в дремучее средневековье. К примеру, в Джелалабаде при участии советских агрономов выращивались мандарины, виноград и оливки, и все это поставлялось в Европу. Сегодня многие теплицы заброшены, а собранного урожая не хватает даже для местных нужд.
В 1990-е была разрушена дорога из Герата в Кабул, построенная советскими специалистами. Американцы начали было ее восстанавливать, но уложили лишь несколько бетонных плит. Деньги оказались разворованы, и дальнейшее строительство заморозили. Грандиозный тоннель длиной 2600 метров сквозь горный перевал Саланг, который прокладывали московские метростроевцы, тоже был разрушен, правда, позднее американцы смогли его восстановить. Он по-прежнему именуется местными жителями «тоннелем шурави».
Россия нам не враг
После распада СССР от воевавших против правительственных сил афганцев мы довольно часто слышим хорошие слова в адрес советских военнослужащих. Так, нынешний сержант вооруженных сил Афганистана Сардарули, в 1980-х будучи подростком, обстреливал советские колонны. А теперь он признает, что русские были смелыми воинами, особенно в сравнении с американцами. Те, по словам Сардарули, сначала пускали вперед афганских солдат, и лишь затем шли сами. Он сожалеет, что оказался тогда с русскими по разные стороны конфликта.
Директор Дома афганской печати Зия Бумия вторит словам Сардарули, отмечая, что советские военнослужащие не боялись идти на противника в полный рост. Кроме того, он выделяет такие качества русских, как доверчивость, доброту и гостеприимство. От русских остались в стране дороги, электростанции, жилые кварталы, а вот от американцев ничего не останется, уверен Бумия. Зия признается, что русские оказались гораздо совестливее афганцев: «они не берут в жены дочерей своих родственников и называют их сестрами, тогда как афганцы после смерти брата ждут, когда же к ним перейдет по наследству его вдова».
Даже один из лидеров Талибана* Саид Мохаммад Акбар Ага заявляет, что те советские воины, с которыми они когда-то воевали, уже перестали считаться врагами – история показывает, что у Афганистана всегда были прекрасные отношения с Россией. Мы можем теперь пожать друг другу руки и объединиться против настоящего зла – Соединенных Штатов Америки, полагает Акбар Ага.
Не в пользу США
Когда в 2001 году коалиция, возглавляемая США, пришла в Афганистан теплилась надежда, что в стране наступит мир и порядок, чего не смогли добиться советские войска. Однако на деле все оказалось гораздо хуже. Американцы начали чистку рядов афганской армии от бывших выпускников советских военных учреждений, заменяя их кадрами, прошедшими подготовку на базах США. Время показало, что они были не в состоянии противостоять Талибану*, который продолжил захватывать все новые регионы страны. США потратили около триллиона долларов на восстановление страны и переоснащение афганской армии. Но, как отмечают американские СМИ, эти деньги были разворованы афганскими чиновниками, полевыми командирами и наркомафией.
При этом американские военные всячески пытались вытравить из памяти афганцев хорошие воспоминания о пребывании здесь советских войск. Многие россияне, посетившие Афганистан в 2000-х, с сожалением отмечали, что статус «шурави» уже не имеет того значения, как в 1990-х. Хотя пожилые афганцы по-прежнему помнят о русских.
В 2010 году журналист Равшан Темуриен, работавший переводчикам во время Афганской войны, в интервью информационному агентству «Фергана» отмечал, что после девятилетнего нахождения американских войск в Афганистане можно провести сравнение с аналогичным периодом пребывания в этой стране ограниченного контингента советских войск. И это сравнение, со слов Равшана, почти всегда не в пользу США.
Командир Северного альянса Ахмад-Шах Масуд отмечал, что советские солдаты, как и его бойцы, были настоящими воинами, которые хоть и воевали друг против друга, но делали это честно. А вот натовцы, говорил Масуд, воевали грязно, допускали очень много ошибок, особенно во время бомбардировок, при которых гибла масса мирных жителей.
Ощущают разницу афганцы между русскими и американцами и в их отношении к Афганистану. Шурави, говорят они, по сути выстроили здесь новое государство, с эффективными органами управления, с сильной и боеспособной армией. Американцы действовали как временщики, которые даже не сумели создать дееспособное правительство в Кабуле. Вместо дорог – щебенка, вместо жилья – разборные модули. Результатом их присутствия стали коррумпированные и плохо организованные вооруженные силы, куда нищие афганцы шли лишь за деньгами.
Афганцы с горькой иронией отмечают, что русские учили их созиданию и развитию, а американцы – коррупции и воровству. Самое противное, признают жители Афганистана, что командование американских войск всячески пытается выгородить своих солдат, которые якобы пришли в страну для наведения порядка и поддержания безопасности, в отличие от русских, которые, со слов натовцев, здесь действовали как оккупанты.
Несмотря на то, что войскам альянса удавалось долгое время сдерживать Талибан* и препятствовать распространению его влияния на регион, обескровить это движение они так и не смогли. Более того, как только прошла информация о готовящемся выводе американских войск из Афганистана талибы воодушевленно приступили к захвату новых территорий. А где же афганская армия и полиция? «Они попросту разбежались, так как не имели никакой идеи», – отмечает один из бывших афганских генералов правительственных сил. По его словам, именно идея единого Афганистана позволила в 80-х советским и афганским войскам создать, пусть и на время, прочный режим, который возглавлял Наджибулла.
* — запрещенная в Российской Федерации террористическая организация
Новое в блогах
«Шурави»: что бывшие «душманы» говорят о советских солдатах
Изначально советских военнослужащих, составлявших контингент СССР в Афганистане во время афганской войны, так называли моджахеды, бойцы мотивированных исламской идеологией нерегулярных вооруженных формирований, боровшихся против правительственных войск Афганистана, которые, в свою очередь, поддерживал Советский союз.
Впоследствии это название перешло в практику общего употребления среди афганского населения и потеряло свой негативный оттенок, став более нейтральным, а впоследствии, в том числе — после выхода советских войск из Афганистана, приобрело положительный окрас. В интервью российским и зарубежным изданиям афганцы говорят о том, как много было создано в Афганистане советскими солдатами.
Так, военный корреспондент Суханов отмечает, что если раньше на улице каждый афганец уверял его, что дрался с шурави, то сегодня, спустя 30 лет с момента вывода советских войск из Афганистана, он все чаще слышит от местного населения:
Сегодня «шурави» называют себя и ветераны афганской войны, считая, что они до конца честно и в соответствии с присягой, и воинским долгом, делали свое дело. Об этом сняты фильмы и написаны книги, песни и даже названы улицы, как например, в с. Чемодановка Пензенской области.
А согласно опросам, 90% населения Афганистана сегодня вспоминают шурави с уважением. Даже если в то время они были в числе их противников.
«Шурави»: что бывшие «душманы» говорят о советских солдатах
Изначально советских военнослужащих, составлявших контингент СССР в Афганистане во время афганской войны, так называли моджахеды, бойцы мотивированных исламской идеологией нерегулярных вооруженных формирований, боровшихся против правительственных войск Афганистана, которые, в свою очередь, поддерживал Советский союз.
Впоследствии это название перешло в практику общего употребления среди афганского населения и потеряло свой негативный оттенок, став более нейтральным, а впоследствии, в том числе — после выхода советских войск из Афганистана, приобрело положительный окрас. В интервью российским и зарубежным изданиям афганцы говорят о том, как много было создано в Афганистане советскими солдатами.
Так, военный корреспондент Суханов отмечает, что если раньше на улице каждый афганец уверял его, что дрался с шурави, то сегодня, спустя 30 лет с момента вывода советских войск из Афганистана, он все чаще слышит от местного населения:
Сегодня «шурави» называют себя и ветераны афганской войны, считая, что они до конца честно и в соответствии с присягой, и воинским долгом, делали свое дело. Об этом сняты фильмы и написаны книги, песни и даже названы улицы, как например, в с. Чемодановка Пензенской области.
А согласно опросам, 90% населения Афганистана сегодня вспоминают шурави с уважением. Даже если в то время они были в числе их противников.