Как называется язык жестов для глухонемых
Язык жестов глухонемых, обучение по картинкам и азбуке в самоучителе
Сегодня в мире имеется много языков, однако особое место занимает язык жестов глухонемых. В XVIII веке, для общения между собой была придумана специальная азбука глухонемых, которая впоследствии трансформировалась из множества ответвлений и интерпретаций в международный язык жестуно. Он и его алфавит основаны на жестах, показываемых руками, мимикой и различными поворотами корпуса. Рассмотрим этот язык подробнее.
Где можно обучаться жестуно
Жестуно в России не имело популярности и на 100 глухонемых в России приходилось лишь 3 сурдопереводчика, тогда как на Западе таких 30 человек. Внесенные в 2012 году поправки в закон о защите инвалидов помогли развитию языка жестов. Помимо получения официального статуса, началось обучение в соответствующих учреждениях для подготовки и переквалификации заинтересованных людей. В результате процент желающих учить жестуно резко возрос.
Есть немало способов изучить жестуно. Один из них состоит в том, что на специальных занятиях проводится обучение. Получить необходимые знания можно следующими способами:
Узнав о местах, где производят обучение жестуно, перейдем к структуре обучения языку глухонемых.
Структура обучения языка глухонемых
Далее следует разобраться с тем, что представляют собой данные курсы и что приобретается по окончании обучения.
Выделяются 3 уровня освоения жестуно со следующими навыками:
Каждый уровень длится 3 месяца или 50 академических учебных часов. В конце курсов вы будете иметь на руках специальное свидетельство, подтверждающее ваш уровень. Однако его не стоит расценивать как свидетельство о квалификации жестового переводчика, для которого нужно пройти специальную комиссию. Попробовать пройти это можно после второго курса.
Как самому выучить глухонемой язык
Кроме перечисленных ранее методов, есть возможность для изучения жестуно с помощью самоучителя. Здесь помогут такие ресурсы:
Каждый человек самостоятельно выбирает тот или иной способ. Но большая часть людей, ввиду нехватки времени, предпочитает изучать жестовый язык самостоятельно.
Пример видеоурока по изучению языка жестов.
Начало самостоятельного изучения
Есть одна особенность в изучении жестуно: ее нередко путаю с изображением отдельных букв руками. Дактилология применяется для собственных имен, например, городов, имен людей, местности, либо для слова без специального жеста. Это важно учесть при начале занятий.
После выбора определенного варианта самообучения, нужно отыскать информационные ресурсы и выбрать оптимальные для вашего уровня.
Первым делом необходимо изучить азбуку. Обретя уверенность в дактильной азбуке, можно переходить на невербальный язык жестов. Планируйте занятия на основе определенных уровней сложности. Постепенно вы усовершенствуете собственные навыки в жестуно.
Самый действенный вариант, который позволяет выучить язык, заключается в общении с носителем языка. Даже самостоятельное обучение подразумевает поиск собеседника. Благодаря этому вы сможете грамотно выражать свои мысли и начинать понимать мысли человека.
Жестуно отнюдь не самый простой язык в плане изучения. Кроме того, его легко спутать с дактильной азбукой. Но спустя определенное время вы сможете добиться значительных успехов. Главное, не забывать об обучении и дополнять теоретическими знаниями практику. Жестовый язык не труднее, чем иностранный. Желаем набраться сил и терпения, ведь после этого вы сможете получить необходимый результат!
Видео
Первый урок жестового языка вы найдете в этом видео.
Как научиться языку жестов
В России около 200 тысяч человек с нарушениями слуха. Они живут обычной жизнью, знакомятся с людьми, общаются, работают. В любой момент вы можете столкнуться с ними по интересам или работе. Нужно выучить язык жестов, чтобы иметь возможность понимать их или сообщить необходимую информацию.
Что такое язык жестов
Русский жестовый язык (РЖЯ) – это самостоятельный язык, который используют для общения люди с нарушением слуха.
Он состоит не только из статичных фигур, но и динамической компоненты. Руки двигаются определенным образом, занимают определенное место по отношению к лицу. Во время жестикуляции принято дополнительно «проговаривать» губами слова.
В ЖЯ важны любые детали, в том числе в каком месте показывается жест (у лба и груди одинаковые движения трактуются по-разному), характер движений (поворот тела и головы, мимика). Можно сказать, что в разговоре участвует все тело.
Во время общения на языке жестов роль играет любая мелочь, так что нужно следить за своей позой и непроизвольными движениями рук. Все ваши действия могут быть неверно истолкованными.
История происхождения
Доподлинно неизвестно кто создал жестовый язык, он существует уже много веков. Но только в 18 веке его стали систематизировать.
Во время индустриализации европейских городов, в них сосредоточились группы глухих, которые нуждались в обучении.
Итальянский доктор Ж. Кардано первым вызвался обучать глухонемых детей при помощи жестов. В качестве основы использовали языки глухонемых с национальными особенностями. Они стали базой для основания жестовой интерпретации.
В современном мире жестовый язык развивается, трансформируется и популяризируется. Все больше людей хотят научиться языку жестов, чтобы общаться с коллегами, друзьями или родственниками.
Есть международный жестовый язык – жестуно, который используют во время международных мероприятий.
Как выучить язык жестов
В данной статье рассмотрим обучение русскому жестовому языку (РЖЯ). Потому что именно его используют в России, и с ним придется сталкиваться в повседневности.
РЖЯ отличается от других языков жестов по лексике и грамматике. При этом и от грамматики русского разговорного языка отличается непростым морфологическим преобразованием слов.
Лексика РЖЯ близка к международной, потому что много жестов было взято из немецкого, австрийского и французского языка жестов.
Знакомство с дактилологией
Начинать изучение языка жестов нужно со знакомства с дактилологией. Это особая форма речи, при которой каждая буква алфавита обозначается определенным знаком, сложенным из пальцев.
Данные буквенные обозначения это лишь малая часть языка жестов. Дактилологию обычно используют для передачи собственных имен: городов, имен, местности и для других слов, у которых нет специального жеста.
В основном же глухонемые используют жесты для обозначения слов или целых словосочетаний.
Помимо этого есть маноральная речь – чтение по губам. Жесты в этом случае только делают акцент на некоторые буквы и слоги (твердые, мягкие, глухие, звонкие согласные).
Техника постановки пальцев
В общении на РЖЯ играет роль каждое движение и положение рук. Так что учиться языку жестов нужно не спеша, досконально прорабатывая технику постановки пальцев.
В начале обучения рука и пальцы могут быстро уставать. Делайте перерывы. Через несколько тренировок вы уже начнете привыкать к движениям, руки приспособятся, и вы станете выносливей.
Можно делать гимнастику для рук и пальцев, чтобы они лучше гнулись.
Скорость постановки пальцев
Когда отточите технику и точность постановки пальцев, можно увеличивать скорость. Выберите слово, которое хотите научиться проговаривать на дактиле. К примеру, собственное имя.
Запоминайте все знаки, которые нужно показать, встаньте перед зеркалом и тренируйтесь. Сначала просто повторите движения, чтобы вспомнить, а потом старайтесь быстрее показывать их.
Старайтесь не нарушать точность движений ради скорости.
Счет и числа
Когда вы отточите свои познания в алфавите, пора двигаться дальше – время научиться, как показывать цифры.
Позже можно расширить свои познания, расширив познания до сотни.
Как выучить жестовый язык слов
Теперь можно разучивать самые распространенные слова и фразы. Выучить весь язык будет сложно, но постепенно вы расширите свой словарный запас.
В целом обучение языку жестов мало чем отличается от других языков. Первым делом запоминай самые ходовые слова, которые будут требоваться чаще других.
Как правило, хватает 500-1000 слов, чтобы понимать и общаться с людьми на иностранном языке на базовом уровне. Здесь принцип тот же. Найдите список таких слов и фраз, которые рекомендуют изучать в первую очередь, и переложите на язык жестов.
Первым делом изучите слова, которые используете чаще всего. Приветствие, прощание, извинения, благодарность, популярные вопросы. Потом самостоятельно определите вектор движения в зависимости от того, на какие темы вы чаще всего общаетесь.
Проговаривайте все слова ртом – артикуляция играет большую роль для понимания.
Добрый день
Погладьте тыльную сторону левой руки дважды по направлению к себе. После этого сложите пальцы обоих рук в мордочку уточки, направьте ее «носик» наверх, тыльной стороной пальцев к собеседнику.
Меня зовут…
Покажите указательным пальцем на себя правой рукой. А потом несколько раз погладьте тыльную сторону левой руки быстрым движением.
Для обозначения имени используйте дактильную азбуку – составьте свое имя из отдельных знаков.
Пожалуйста
Данное слово означает просьбу о помощи. Довольно простой и очевидный жест, который даже не придется запоминать. Сложите руки, соединив ладони. Немного подвигайте им, как во время мольбы.
Спасибо
Жестовый язык сопровождается артикуляцией, и движения должны совпадать со следующими слогами:
Мне нужна помощь
Здесь уже сложнее – нужно сделать три движения:
Надеемся, что эта фраза никогда вам не пригодится, но если увидите подобный жест – придите на помощь нуждающемуся.
Который час?
Формально вы должны проговаривать губами время сколько».
Поднимите раскрытые пальцы ко рту и пошевелите ими, потом постучите ими по левому запястью, где обычно бывают часы.
Потом поднимите правую руку перед собой с раскрытыми пальцами, кончики которых направлены вверх. И пошевелите ими.
Я люблю тебя
Простая фраза, которая будет понятна и без перевода. Покажите на себя, на собеседника, потом поцелуйте кончики пальцев и прикоснитесь ими к сердцу.
До свидания
Еще один очевидный жест, которому вы научитесь за секунду. Поднимите правую руку на уровень лица, а потом помашите рукой. Но не в стороны, а как бы сжимая в ней резиновый шарик.
В данном видео вы найдете все фразы, описанные выше – посмотрите как они выглядят и проверьте насколько правильно вы выполняли жесты.
Где можно выучить язык жестов
С нуля будет очень непросто выучить РЖЯ, особенно если вам не с кем практиковаться. При изучении любого языка необходимо общение, чтобы кто-то замечал ваши ошибки, а вы могли находить чужие. Но не всегда можно найти напарника вживую.
Существует несколько вариантов для самостоятельного изучения:
Хотя ничто не сравнится с обычными курсами в вашем городе. Так вы сможете вживую оттачивать свое мастерство, общаться с настоящими людьми и сразу получать обратную связь. Они поправят ваши ошибки, помогут выставить руки в правильное положение.
Интересные факты
Даже не факты, а просто несколько моментов, которые нужно знать. Или интересно знать, если вам хочется ознакомиться с жестовым языком.
Для людей с проблемами слуха адаптируют фильмы, сериалы, песни и выступления. Все данные материалы можно найти в интернете, в частности на ютубе.
Выучить язык жестов не только полезно, но и интересно. Можно открыть для себя много нового, посмотреть на мир немного иначе, помочь незнакомцу в сложной ситуации.
Жестовый язык
Же́стовый язы́к, реже язы́к же́стов — самостоятельный, естественно возникший язык, используемый глухими или слабослышащими людьми с целью коммуникации. Жестовый язык состоит из комбинации жестов, каждый из которых производится руками в сочетании с мимикой, формой или движением рта и губ, а также в сочетании с положением корпуса тела.
Интерес к лингвистическому исследованию жестового языка появился в 1960-х годах в США. Одним из первых его исследователей являлся профессор Вильгельм Стоки. С тех пор слышащими и глухими учёными-лингвистами разных стран была доказана состоятельность жестового языка как лингвистической системы со своими, отличными от звуковых языков, морфологическими и синтаксическими признаками. Главное отличие структуры жестового языка от звукового в том, что его структура позволяет передавать параллельно несколько потоков информации (синхронная структура языка). Так, например, содержание «объект огромных размеров движется по мосту» может быть передано с помощью одного-единственного жеста, в то время как звуковые языки функционируют секвентильно (то есть информация передаётся последовательно, одно сообщение за другим).
Жестовые языки различаются территориально. Так, несмотря на единый звуковой язык в Германии и Австрии (немецкий), австрийский жестовый язык (ÖGS) и германский жестовый язык (DGS) представляют собой два не связанных друг с другом языка. В относительно небольшой Германии насчитывается несколько диалектов DGS.
С другой стороны, американский жестовый язык — амслен (ASL) имеет больше сходства с французским (LSF) и практически не имеет ничего общего с британским жестовым языком (BSL). Это связано с тем, что в середине XVIII века глухой французский учитель Лоран Клерк (Laurent Clerc) приехал по просьбе американского города Галлодет (Gallaudet) для создания первой школы для глухих в США. Сам Лоран Клерк, будучи последователем жестового метода аббата де л’Эпе (Abbé de l’Epée), повлиял на распространение жестового языка в США, чем и объясняется сходство американского и французского жестовых языков.
Традиция города Галлодет как научно-культурного центра глухих была продолжена. В 1973 году здесь был организован первый университет для глухих, в котором обучаются глухие студенты из различных стран.
В республиках бывшего Советского Союза русский жестовый язык распространялся централизованно через создание школ и учреждений для глухих. Видимо, с этим и связан феномен преобладания единого русского жестового языка на территории бывшего Советского Союза.
В некоторых странах (как в США и Канаде) жестовые языки популярны и среди людей, не имеющих проблем со слухом. Так, исследование записи на курсы иностранных языков в колледжах и университетах США, проведённое в 2002 году, для ASL показало более чем четырёхкратное увеличение популярности таких курсов с 1998 году — примерно до 61 000 студентов.
В последние годы получили распространение системы записи жестовых языков.
Язык жестов
Же́стовый язы́к, реже язы́к же́стов — самостоятельный, естественно возникший язык, используемый глухими или слабослышащими людьми с целью коммуникации. Жестовый язык состоит из комбинации жестов, каждый из которых производится руками в сочетании с мимикой, формой или движением рта и губ, а также в сочетании с положением корпуса тела.
Интерес к лингвистическому исследованию жестового языка появился в 1960-х годах в США. Одним из первых его исследователей являлся профессор Вильгельм Стоки. С тех пор слышащими и глухими учёными-лингвистами разных стран была доказана состоятельность жестового языка как лингвистической системы со своими, отличными от звуковых языков, морфологическими и синтаксическими признаками. Главное отличие структуры жестового языка от звукового в том, что его структура позволяет передавать параллельно несколько потоков информации (синхронная структура языка). Так, например, содержание «объект огромных размеров движется по мосту» может быть передано с помощью одного-единственного жеста, в то время как звуковые языки функционируют секвентильно (то есть информация передаётся последовательно, одно сообщение за другим).
Жестовые языки различаются территориально. Так, несмотря на единый звуковой язык в Германии и Австрии (немецкий), австрийский жестовый язык (ÖGS) и германский жестовый язык (DGS) представляют собой два не связанных друг с другом языка. В относительно небольшой Германии насчитывается несколько диалектов DGS.
С другой стороны, американский жестовый язык — амслен (ASL) имеет больше сходства с французским (LSF) и практически не имеет ничего общего с британским жестовым языком (BSL). Это связано с тем, что в середине XVIII века глухой французский учитель Лоран Клерк (Laurent Clerc) приехал по просьбе американского города Галлодет (Gallaudet) для создания первой школы для глухих в США. Сам Лоран Клерк, будучи последователем жестового метода аббата де л’Эпе (Abbé de l’Epée), повлиял на распространение жестового языка в США, чем и объясняется сходство американского и французского жестовых языков.
Традиция города Галлодет как научно-культурного центра глухих была продолжена. В 1973 году здесь был организован первый университет для глухих, в котором обучаются глухие студенты из различных стран.
В республиках бывшего Советского Союза русский жестовый язык распространялся централизованно через создание школ и учреждений для глухих. Видимо, с этим и связан феномен преобладания единого русского жестового языка на территории бывшего Советского Союза.
В некоторых странах (как в США и Канаде) жестовые языки популярны и среди людей, не имеющих проблем со слухом. Так, исследование записи на курсы иностранных языков в колледжах и университетах США, проведённое в 2002 году, для ASL показало более чем четырёхкратное увеличение популярности таких курсов с 1998 году — примерно до 61 000 студентов.
В последние годы получили распространение системы записи жестовых языков.
Русский жестовый язык
23 сентября по решению Генеральной Ассамблеи ООН отмечается Международный день жестовых языков. По данным Всемирной федерации глухих, в мире насчитывается около 72 миллионов глухих, а в совокупности они используют более 300 различных жестовых языков. В настоящее время жестовые языки признаны официальными во многих странах мира, а в России это произошло только в 2012 году. Так что же известно о русском жестовом языке (сокращенно — РЖЯ)?
Статус жестового языка в законодательстве
Жестовый язык начал получать официальное признание относительно недавно. Отношение к нему в разных странах со стороны официальных органов (в том числе и образования) до недавнего времени колебалось от игнорирования его существования до активного запрета его использования в образовательных учреждениях для глухих.
В резолюции ООН 48/96 от 20 декабря 1993 года, в разделе II. «Целевые области для создания равных возможностей», Правило 5. «Доступность» указано:
«Следует использовать жестовый язык в образовании глухих детей, в их семьях и сообществе глухих. Для облегчения понимания между глухими и окружающими следует оказывать переводческие услуги на жестовом языке».
Русский жестовый язык признается языком общения при наличии нарушений слуха и (или) речи, в том числе в сферах устного использования государственного языка Российской Федерации.
И только в 2012 году состоялась первая лингвистическая конференция по русскому жестовому языку. С 1 января 2018 года вступил в силу государственный стандарт по переводу на русский жестовый язык для инвалидов по слуху. Он впервые установил требования к сурдопереводчикам и тифлосурдопереводчикам.
Повышение статуса русского жестового языка благотворно повлияло на развитие доступной среды — стали появляться экскурсии с переводом на жестовый язык, музеи проводят конференции и лаборатории, посвященные лингвистическим особенностям жестового языка, создаются словари профессиональных терминов. При этом законодательно статус русского жестового языка ниже, чем статус национального языка.
Русский жестовый язык и язык жестов — это одно и тоже?
Вас возможно удивит этот факт, но русский жестовый язык и язык жестов — это не синонимы. Язык жестов — это обычная жестикуляция во время разговора, а жестовый язык — это именно язык глухих. В 1960-е годы специалисты пришли к выводу, что жестовые языки глухих представляют собой полноценные языковые системы с собственной грамматикой и позволяют передавать сложные смыслы. Лингвистическая структура жестового языка может отличаться от орального одноименного языка.
В России первые попытки понять, что такое русский жестовый язык, были предприняты еще в XIX веке. Они связаны с именем Виктора Ивановича Флери — педагога, а впоследствии и директора Петербургского училища глухонемых, который создал первый словарь русского жестового языка. Он же доказывал, что глухота не лишает человека его умственных способностей и не служит препятствием для развития, что эти явления вызваны неверным обучением или его отсутствием. Большую роль в изучении жестового языка сыграл Иосиф Флорианович Гейльман, который первый в СССР создал четырехтомный уникальный словарь жестового языка, впервые исследовав его особенности и закономерности способов передачи.
Однако русскому жестовому языку все равно долгое время отказывали в официальном статусе и не признавали его самостоятельной лингвистической системой. Существенный сдвиг в понимании характера жестового языка произошел лишь в 1970–1980-е годы. В этот период усилиями таких исследователей, как Галина Лазаревна Зайцева, защитившая в 1969 году первую в стране кандидатскую диссертацию по жестовому языку глухих, было решено, что жестовый язык глухих — это самостоятельная лингвистическая система с собственной лексикой и грамматикой, отличными от национального словесного языка. Этого мнения уже в 1930 годы придерживался советский психолог Лев Семенович Выготский, основатель исследовательской традиции в психологии, которая получила название культурно-исторической теории.
Лев Семенович Выготский / psy.su | Галина Лазаревна Зайцева / museum.ikprao.ru |
Словесный русский язык и русский жестовый язык — это один язык?
Русский жестовый язык не нормирован, по стране существуют, условно говоря, диалекты, но часто за эталон берут московский вариант. Различия чаще всего касаются лексики: по тому, каким жестом обозначается то или иное «слово».
Как же получилось, что жестовый язык может быть не близок к словесному национальному языку?
Развитие и зарождение жестового языка в стране происходило благодаря школам через педагогов, перенимающих зарубежный опыт. Первая школа для глухих в России открылась в 1806 году в крепости Бип города Павловска. Как и в США, она работала по французской методике. В результате русский жестовый язык оказался в родстве с жестовым языком Америки (амслен). В Москве же сурдопедагогическая школа открылась в 1860 году. Она работала по немецкой методике. В то время как словесный русский язык считается языком восточнославянской группы славянской ветви индоевропейской языковой семьи, то русский жестовый язык относится к французской семье жестовых языков, в которую входят французский жестовый и американский жестовый язык. РЖЯ и амслен — не родственники британского, поэтому американский и русский жестовые языки похожи друг на друга больше, чем американский и британский, несмотря на то, что в США и Великобритании разговаривают на словесном английском языке с его вариациями. О сопоставлении жестов в РЖЯ и во французском жестовом языке можно прочитать в труде директора Петербургского училища Виктора Флёри «Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и способам образования самым свойственным их природе» (1835).
Виды жестового языка
Дактилогия — вспомогательная система русского жестового языка, в которой каждому жесту одной руки (обычно неподвижной правой, согнутой в локте) соответствует буква русского языка. Жест, обозначающий одну букву алфавита, называется дактилема. Фактически это побуквенное произношение слова движениями пальца. Дактилирование в общении чаще всего употребляется в том случае, когда один из собеседников не знает жестового эквивалента. Проговаривание ведётся по правилам русской орфографии и дословно соответствует русскому слову.
Русский дактиль / surdoserver.ru/
Русский жестовый язык (РЖЯ) — это самостоятельная национальная лингвистическая система с собственной лексикой и грамматикой. Жест состоит из трех основных компонентов: конфигурации, пространственного положения и движения. Используется в России и на территории некоторых стран, ранее входивших в СССР.
Калькирующая жестовая речь (КЖР) — это система общения, в которой жесты сопровождают и дополняют устную речь говорящего. Жесты в КЖР выступают как эквиваленты слов в оральном языке, а порядок их следования (грамматика) калькирует структуру словесного языка. Если говорить по простому, то КЖР — это дубляж русского словесного языка через жесты. Артикуляция слов губами при этом обязательна. Калькирующей жестовой речью часто пользуются позднооглохшие или слабослышащие люди, переводчики на официальных мероприятиях.
Жестовый язык и художественное слово
Если РЖЯ — это самостоятельный язык, то возникает вопрос, а есть ли у него художественные формы, как и у словесного языка? Отвечаем — да, есть.
Жестовая песня — это особый вид искусства, в котором под фонограмму смысл текста песни передается при помощи жестового языка, актерского мастерства и танца. Как самостоятельный жанр она впервые оформилась в 1960-е годы. Для укладывания исполнения в ритм и музыку жесты могут несколько изменяться и отличаться от жестовой речи в быту, поэтому жестовая песня сопровождается либо артикуляцией, либо субтитрами для лучшего понимания зрителями. Интонация и настроение передается через движение и мимику. Все это применимо и к поэзии на РЖЯ.
Визуальная миниатюра (или по-другому VV-искусство) происходит от словосочетания visual vernacular. Это поэтический рассказ средствами пластики без использования жестового языка, но с применением кинематографических эффектов. Например, с помощью жестов то раскрывается большая панорама события, то возникает в увеличенном размере какой-то предмет или часть предмета, то меняется ракурс, ускоряется или замедляется движение.
Жанр, весьма популярный среди глухих за рубежом, пришел в Россию недавно, а в 2021 году. Знакомство с визуальной миниатюрой состоялось в Казани в рамках всероссийского фестиваля, на котором этому жанру была посвящена отдельная номинация.
Выучить русский жестовый язык в Санкт-Петербурге
Основной сложностью в изучении русского жестового языка является отсутствие звука. Для изучения жестового языка необходимо обладать двигательной памятью, очень хорошей координацией, а также развивать гибкость пальцев. Интонацию человека передает амплитуда размахиваний во время разговора.
Профессию сурдопереводчика в Санкт-Петербурге можно получить в:
Также жестовый язык можно освоить в школе жестового языка «Образ». На видео его руководитель Денис Александрович Заварицкий в рамках проекта «Новости без границ» во время программы «Полезное утро» 78 канала знакомит с основами РЖЯ.
Денис Александрович Заварицкий рассказывает,
как правильно здороваться на РЖЯ
Литература для изучения РЖЯ
Если вы впервые заинтересовались русским жестовым языком, то возможно вам стоит начать со списка этой литературы.
С. Ватага
Букварь русского жестового языка.
Учебное пособие
Архангельск: АРО ВОГ «Правда Севера»
2010 г.
Ваш друг — жестика
Словарь. Упражнения. Разговорник
СПб.: ЛИО «Редактор»
2002 г.
Жестовая речь. Дактилология
Серия: Коррекционная педагогика
М.: Владос
2004 г.
Говорящие руки. Тематический словарь жестового языка глухих России
М.: МосгорВОГ
2001 г.
В.З. Базоев
Словарь русского жестового языкаМ.: Флинта
2021 г.
Л.С. Димскис
Изучаем жестовый язык:
Учеб.пос. для дефектол.фак.
Высш.учеб.заведений.
М.: «Академия»
2002. г.
Ссылки на изучение РЖЯ онлайн
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга»
- Как оборудовать место для ночлега собаки своими руками: практическое руководство
- посадить пихту на участке примета