Как называется язык глухонемых по научному
5 наивных вопросов о жестовом языке
Автор: Редакция Мастерслух
Кому, зачем и с какого возраста нужно изучать жестовый язык, не утратил ли он актуальность с развитием слухопротезирования и другие.
Интересно, о чем они говорят?
Что такое дактиль? Это язык глухих?
Дактиль – жестовая азбука, когда при разговоре каждой букве соответствует определенный жест. Люди, далекие от мира глухих, иногда ставят знак равенства между дактилем и жестовым языком. На самом деле жестовых языков в мире много, а пользоваться одной только азбукой в живом разговоре все равно не получится. В каждой стране, более того – в разных регионах, общение глухих и слабослышащих с помощью жестов имеет свои особенности. Одно и то же слово, понятие может быть обозначено по-разному. Плюс активно используется артикуляция – это когда люди, разговаривающие без звуков, четко воспроизводят губами слова. Это удобно, потому что глухие обычно натренированы читать по губам в общении с хорошо слышащими.
Жестовый язык может показаться невероятно сложным тем, кто впервые увидел, как его используют, и попытался понять его логику. На самом деле он очень практический, приживается в нем только то, что реально нужно, и активным пользователям он удобен. А еще у языка глухих – своя грамматика. Но это уже детали.
Зачем нужен жестовый язык, когда есть слуховые аппараты и кохлеарные импланты, которые компенсируют потерю слуха?
Кохлеарную имплантацию изобрели несколько десятилетий назад, не сразу она завоевала популярность, да и сегодня далеко не всем показана, не является панацеей.
Использованию слуховых аппаратов, конечно, уже века, но и с ними тоже не все так просто. Ведь стоит снять прибор, и ты вновь перестаешь слышать, а ситуации бывают разные: аппарат не подошел, нет возможности настроить, сели батарейки, ты попал в условия, когда протезы лучше не использовать, заболел и т. п. Всегда выручит жестовое общение!
Все ли глухие и слабослышащие изучают жестовый язык и с какого возраста?
Специально – не все. Но обычно это получается само собой даже без особого желания, если в семье есть глухие взрослые. Прекрасно слышащий ребенок автоматически приспосабливается к способу общения, принятому у родителей. Что уж говорить о малыше с нарушениями слуха. С помощью жестов слабослышащие дети любят разговаривать в коллективе, нередко даже логопеды и сурдологи используют жесты, как вспомогательную методику.
Бывает ли такое, что жестовый язык изучают хорошо слышащие люди, и зачем они это делают?
Конечно, да, и это не такая редкость, как можно подумать поначалу.
У моего ребенка проблемы со слухом. Нужно ли ему обязательно изучать жестовый язык? Тем более, что семья нацелена на операцию?
Расскажите или сохраните себе:
Еще в разделе “О слухе”
Отит у ребенка: как не допустить осложнений
Разбираемся вместе с врачом сурдологом-оториноларингологом «МастерСлух-Сочи» Евгением Будановым. Читать далее →
Проверка слуха у детей в первые годы жизни: гайд для родителей
Сверяемся с важнейшими точками, когда нужно обязательно протестировать слух у ребенка. Как это происходит и что делать, если какой-то этап был пропущен? На что обратить внимание дома? Читать далее →
Слушай в оба! Поговорим о бинауральном слухопротезировании
«Зачем человеку с тугоухостью два слуховых аппарата? Ведь они дорогие, можно обойтись и одним?» Если вы задавались подобным вопросом или при встрече с носителем только одного протеза на ухе удивлялись: «А что, так можно было?», ответы найдете в статье. Читать далее →
Язык жестов глухонемых, обучение по картинкам и азбуке в самоучителе
Сегодня в мире имеется много языков, однако особое место занимает язык жестов глухонемых. В XVIII веке, для общения между собой была придумана специальная азбука глухонемых, которая впоследствии трансформировалась из множества ответвлений и интерпретаций в международный язык жестуно. Он и его алфавит основаны на жестах, показываемых руками, мимикой и различными поворотами корпуса. Рассмотрим этот язык подробнее.
Где можно обучаться жестуно
Жестуно в России не имело популярности и на 100 глухонемых в России приходилось лишь 3 сурдопереводчика, тогда как на Западе таких 30 человек. Внесенные в 2012 году поправки в закон о защите инвалидов помогли развитию языка жестов. Помимо получения официального статуса, началось обучение в соответствующих учреждениях для подготовки и переквалификации заинтересованных людей. В результате процент желающих учить жестуно резко возрос.
Есть немало способов изучить жестуно. Один из них состоит в том, что на специальных занятиях проводится обучение. Получить необходимые знания можно следующими способами:
Узнав о местах, где производят обучение жестуно, перейдем к структуре обучения языку глухонемых.
Структура обучения языка глухонемых
Далее следует разобраться с тем, что представляют собой данные курсы и что приобретается по окончании обучения.
Выделяются 3 уровня освоения жестуно со следующими навыками:
Каждый уровень длится 3 месяца или 50 академических учебных часов. В конце курсов вы будете иметь на руках специальное свидетельство, подтверждающее ваш уровень. Однако его не стоит расценивать как свидетельство о квалификации жестового переводчика, для которого нужно пройти специальную комиссию. Попробовать пройти это можно после второго курса.
Как самому выучить глухонемой язык
Кроме перечисленных ранее методов, есть возможность для изучения жестуно с помощью самоучителя. Здесь помогут такие ресурсы:
Каждый человек самостоятельно выбирает тот или иной способ. Но большая часть людей, ввиду нехватки времени, предпочитает изучать жестовый язык самостоятельно.
Пример видеоурока по изучению языка жестов.
Начало самостоятельного изучения
Есть одна особенность в изучении жестуно: ее нередко путаю с изображением отдельных букв руками. Дактилология применяется для собственных имен, например, городов, имен людей, местности, либо для слова без специального жеста. Это важно учесть при начале занятий.
После выбора определенного варианта самообучения, нужно отыскать информационные ресурсы и выбрать оптимальные для вашего уровня.
Первым делом необходимо изучить азбуку. Обретя уверенность в дактильной азбуке, можно переходить на невербальный язык жестов. Планируйте занятия на основе определенных уровней сложности. Постепенно вы усовершенствуете собственные навыки в жестуно.
Самый действенный вариант, который позволяет выучить язык, заключается в общении с носителем языка. Даже самостоятельное обучение подразумевает поиск собеседника. Благодаря этому вы сможете грамотно выражать свои мысли и начинать понимать мысли человека.
Жестуно отнюдь не самый простой язык в плане изучения. Кроме того, его легко спутать с дактильной азбукой. Но спустя определенное время вы сможете добиться значительных успехов. Главное, не забывать об обучении и дополнять теоретическими знаниями практику. Жестовый язык не труднее, чем иностранный. Желаем набраться сил и терпения, ведь после этого вы сможете получить необходимый результат!
Видео
Первый урок жестового языка вы найдете в этом видео.
Жестовые языки
Из Википедии — свободной энциклопедии
Же́стовый язы́к — самостоятельный язык, состоящий из жестов, каждый из которых производится руками в сочетании с мимикой, формой или движением рта и губ, а также в сочетании с положением корпуса тела. Эти языки в основном используются в культуре глухих и слабослышащих с целью коммуникации. Использование жестовых языков людьми без нарушения слуха вторично, однако довольно распространено: часто возникает потребность в общении с людьми с нарушениями слуха, являющимися пользователями жестового языка.
Одним из главных неправильных представлений о жестовых языках является представление, что они каким-то образом зависят от словесных (звуковых и письменных) языков или произошли от них, что эти языки были придуманы слышащими, однако это не так. Также, часто за жестовые языки принимается дактилирование букв (на самом деле используется в жестовых языках в основном для произнесения имён собственных, географических названий, а также специфичных терминов, взятых из словесных языков), калькирующая жестовая речь [1] или жестовое артикулирование, используемая слышащими для передачи информации жестами грамматически идентично словесному языку. На самом же деле, жестовые языки почти полностью независимы от словесных и они продолжают развиваться: появляются новые жесты, отмирают старые — и чаще всего это мало связано с развитием словесных языков. Количество жестовых языков в стране не связано с количеством в ней словесных языков. Даже в одной стране, где присутствуют несколько словесных языков, может быть единственный общий жестовый язык, и в некоторых странах даже с одним словесным языком могут сосуществовать несколько жестовых.
Использование жестов, взамен голосового общения, может быть предпочтительно во многих ситуациях, где передавать информацию голосом или невозможно, или представляет определённые трудности. Однако, такие системы жестов называть сформировавшимися жестовыми языками не представляется возможным из-за их примитивности. Однако в отсутствие возможности использования звукового языка человек инстинктивно начинает использовать для этого жесты.
Язык жестов
Же́стовый язы́к, реже язы́к же́стов — самостоятельный, естественно возникший язык, используемый глухими или слабослышащими людьми с целью коммуникации. Жестовый язык состоит из комбинации жестов, каждый из которых производится руками в сочетании с мимикой, формой или движением рта и губ, а также в сочетании с положением корпуса тела.
Интерес к лингвистическому исследованию жестового языка появился в 1960-х годах в США. Одним из первых его исследователей являлся профессор Вильгельм Стоки. С тех пор слышащими и глухими учёными-лингвистами разных стран была доказана состоятельность жестового языка как лингвистической системы со своими, отличными от звуковых языков, морфологическими и синтаксическими признаками. Главное отличие структуры жестового языка от звукового в том, что его структура позволяет передавать параллельно несколько потоков информации (синхронная структура языка). Так, например, содержание «объект огромных размеров движется по мосту» может быть передано с помощью одного-единственного жеста, в то время как звуковые языки функционируют секвентильно (то есть информация передаётся последовательно, одно сообщение за другим).
Жестовые языки различаются территориально. Так, несмотря на единый звуковой язык в Германии и Австрии (немецкий), австрийский жестовый язык (ÖGS) и германский жестовый язык (DGS) представляют собой два не связанных друг с другом языка. В относительно небольшой Германии насчитывается несколько диалектов DGS.
С другой стороны, американский жестовый язык — амслен (ASL) имеет больше сходства с французским (LSF) и практически не имеет ничего общего с британским жестовым языком (BSL). Это связано с тем, что в середине XVIII века глухой французский учитель Лоран Клерк (Laurent Clerc) приехал по просьбе американского города Галлодет (Gallaudet) для создания первой школы для глухих в США. Сам Лоран Клерк, будучи последователем жестового метода аббата де л’Эпе (Abbé de l’Epée), повлиял на распространение жестового языка в США, чем и объясняется сходство американского и французского жестовых языков.
Традиция города Галлодет как научно-культурного центра глухих была продолжена. В 1973 году здесь был организован первый университет для глухих, в котором обучаются глухие студенты из различных стран.
В республиках бывшего Советского Союза русский жестовый язык распространялся централизованно через создание школ и учреждений для глухих. Видимо, с этим и связан феномен преобладания единого русского жестового языка на территории бывшего Советского Союза.
В некоторых странах (как в США и Канаде) жестовые языки популярны и среди людей, не имеющих проблем со слухом. Так, исследование записи на курсы иностранных языков в колледжах и университетах США, проведённое в 2002 году, для ASL показало более чем четырёхкратное увеличение популярности таких курсов с 1998 году — примерно до 61 000 студентов.
В последние годы получили распространение системы записи жестовых языков.
Язык глухонемых
Же́стовый язы́к, реже язы́к же́стов — самостоятельный, естественно возникший язык, используемый глухими или слабослышащими людьми с целью коммуникации. Жестовый язык состоит из комбинации жестов, каждый из которых производится руками в сочетании с мимикой, формой или движением рта и губ, а также в сочетании с положением корпуса тела.
Интерес к лингвистическому исследованию жестового языка появился в 1960-х годах в США. Одним из первых его исследователей являлся профессор Вильгельм Стоки. С тех пор слышащими и глухими учёными-лингвистами разных стран была доказана состоятельность жестового языка как лингвистической системы со своими, отличными от звуковых языков, морфологическими и синтаксическими признаками. Главное отличие структуры жестового языка от звукового в том, что его структура позволяет передавать параллельно несколько потоков информации (синхронная структура языка). Так, например, содержание «объект огромных размеров движется по мосту» может быть передано с помощью одного-единственного жеста, в то время как звуковые языки функционируют секвентильно (то есть информация передаётся последовательно, одно сообщение за другим).
Жестовые языки различаются территориально. Так, несмотря на единый звуковой язык в Германии и Австрии (немецкий), австрийский жестовый язык (ÖGS) и германский жестовый язык (DGS) представляют собой два не связанных друг с другом языка. В относительно небольшой Германии насчитывается несколько диалектов DGS.
С другой стороны, американский жестовый язык — амслен (ASL) имеет больше сходства с французским (LSF) и практически не имеет ничего общего с британским жестовым языком (BSL). Это связано с тем, что в середине XVIII века глухой французский учитель Лоран Клерк (Laurent Clerc) приехал по просьбе американского города Галлодет (Gallaudet) для создания первой школы для глухих в США. Сам Лоран Клерк, будучи последователем жестового метода аббата де л’Эпе (Abbé de l’Epée), повлиял на распространение жестового языка в США, чем и объясняется сходство американского и французского жестовых языков.
Традиция города Галлодет как научно-культурного центра глухих была продолжена. В 1973 году здесь был организован первый университет для глухих, в котором обучаются глухие студенты из различных стран.
В республиках бывшего Советского Союза русский жестовый язык распространялся централизованно через создание школ и учреждений для глухих. Видимо, с этим и связан феномен преобладания единого русского жестового языка на территории бывшего Советского Союза.
В некоторых странах (как в США и Канаде) жестовые языки популярны и среди людей, не имеющих проблем со слухом. Так, исследование записи на курсы иностранных языков в колледжах и университетах США, проведённое в 2002 году, для ASL показало более чем четырёхкратное увеличение популярности таких курсов с 1998 году — примерно до 61 000 студентов.
В последние годы получили распространение системы записи жестовых языков.