Как называется японское искусство складывания бумаги
История удивительного оригами
Ирина Вячеславовна Мозжелина
История удивительного оригами
История удивительного оригами
Искусством оригами японцы начали заниматься очень давно. Оно появилось практически вслед за изобретением бумаги. Первоначально оригами имело храмовое обрядовое значение. Как культурное направление оригами развивалось в кругу японской аристократии.
После того как в Японию попали секреты изготовления бумаги и жители этой страны научились самостоятельно производить этот интересный и податливый материал, они нашли ему применение. Прежде всего древние японцы стали делать из листа бумаги различные религиозные, храмовые вещицы, складывая и перегибая целые листы больших и малых размеров. Эти бумажные поделки японцы использовали для проведения ряда церковных обрядов.
Церковно-храмовые истоки оригами не случайны. Ведь в японском языке слова «бог» и «бумага» звучат практически одинаково, хотя для их написания используются разные иероглифы. Кроме того, древние японцы сразу подметили, что лучшего способа разжечь погребальный костер, чем с помощью бумаги, не существует. И это древний ритуал, который не может происходить без участия церкви. А в чем лучше всего преподнести дары богу? Конечно же в бумажной чаше под названием «санбо».
Древние японцы первыми применили бумагу и в качестве обоев. Ею они оклеивали стены храмов, а затем на эти стены наносили различные рисунки или писали заповеди.
Позднее китайцы переняли опыт оригами от своих соседей-японцев. Они тоже стали складывать из листов бумаги фигурки и поделки для храмовых обрядов и ритуалов. Это скорее всего объясняется общими традициями буддизма, который был распространен и в Древнем Китае, и в Древней Японии.
Храмовым, обрядовым мастерством оригами оставалось очень длительное время. Это продолжалось до тех пор, пока производство бумаги было засекреченным и она была очень дорогостоящим и редким материалом.
Истинно народным искусством оригами стало лишь в начале XII в. Этот исторический период характеризуется тем, что бумага «вышла» за пределы стран-основательниц и стала известна большому кругу населения стран Азии и всего мира. Производство ее значительно расширилось, появились многочисленные бумагоделательные фабрики и мельницы. Листы бумаги постепенно стали обесцениваться и становиться доступными широкому кругу людей. А вместе с этим в народ пошло и искусство оригами.
Но первоначально бумажные фигурки и поделки оставались лишь предметами ритуалов и обрядов народов азиатских стран. Их изготавливали к свадебным торжествам, ими украшали дом во время пиршеств или иных праздничных мероприятиях и традиционных обрядах.
Позднее искусством оригами стали пользоваться самураи. Они изобрели способ сворачивания листа бумаги таким образом, что лишь только посвященный в тайны оригами человек мог развернуть его, не испортив.
На внутренней стороне такого листа писали сообщения, которые предназначались для определенного человека или круга людей. Чаще всего такие письмена складывались в сложные формы бабочек, цветов, абстрактных геометрических фигур или журавля (цуру, который во все времена в Японии считался символом долголетия и счастья.
К началу XIV в. мода на оригами настолько захватила жителей стран Востока, что практически каждая зажиточная семья имела своего учителя-оригамиста, который обучал детей этому мастерству. Неумение выполнять поделки из бумаги считалось верхом невоспитанности. Любое образование теперь было немыслимым без знаний и владения техникой оригами.
Свое свободное время богатые японские дворяне и их дети проводили за работой с бумагой. Различные соревнования и выставки работ оригамистовпроводились по разным поводам и причинам: домашние торжества, праздники, балы и т. д.
В XIX в., когда бумагу научились производить многие европейские страны, оригами стало очень модным среди аристократов. Из бумаги мастерили не только игрушки и сувениры, но и родовые гербы. Чуть ли не каждая семья имела свои секреты бумажного искусства, которые передавались из поколения в поколение.
Япония же, создавшая целую оригамную азбуку, основу бумажного мастерства, официально осталась родиной этого искусства. Именно здесь и были изобретены все классические модели бумажных фигурок, поделок, которые используются по всему миру и по сей день.
Постигая мастерство производства бумаги, многие народы мира также пробовали себя в сфере складывания фигурок и вещиц из нее. Еще не зная о существовании японской школы оригами, в странах Европы начинали развивать свое собственное бумажно-поделочное производство. Так, например, испанцы выработали свой способ складывания фигурок из бумаги, который отличается от способа основателей оригами. Поэтому испанцы вполне могут похвастаться своей школой оригами. Позднее они принесли свой ори-гамный опыт и в Южную Америку.
В XIX в. оригами стало известно практически повсеместно. Бумага пришла на смену тканевым чепцам и шляпкам, воротникам и манжетам и т. д.
На Русь оригами пришло гораздо позже. В XIX в. одними из первых, кто научился сгибать из листа бумаги различные фигурки, стали дети царя Николая П. Обучил их этому мастерству филолог из Кембриджа, которого пригласили для обучения наследника престола. Детям это занятие сразу же пришлось по душе. Еще долгое время оригами в России оставалось «детским искусством».
Примерно в это же время оригами пришло и во Францию. Сюда его завезли странствующие фокусники. Они развлекали жителей страны тем, что прямо на глазах у них выполняли замысловатые фигурки животных, птиц или человека из бумаги. Причем эти фигурки оживали во время представления. А по окончании номера циркачи разбирали фигурку, снова превращая ее в ровный лист бумаги.
Историки утверждают, что многие известные миру люди занимались оригами всерьез. К их числу относят и русского писателя Льва Толстого. А вот европеец Роберт Харбин был фокусником и накопил в области оригами большой опыт. Этим он и решил воспользоваться, чтобы заработать себе на жизнь. Однажды он осознал, что оригами может быть весьма прибыльным делом, ничуть не хуже кино или цирка. Он совместил эти виды искусства и организовал собственный театр оригами. В середине XX в. он предложил телевидению собственную передачу, которую назвал «Мистер Левая и Правая Рука». Накопив богатый опыт по оригами, уже через десяток лет он выпустил и первую книгу.
В прошлом столетии оригами стало настолько популярным, что повсюду стали создаваться клубы и общества оригамистов. К этому времени крупные оригамные центры были созданы более чем в сорока городах трех десятков стран мира. Новая волна увлечения древним японским искусством охватила мир после окончания Второй мировой войны. И хотя к этому времени многое было утрачено и потеряно, книги погибли во время пожаров, бомбежек и так далее, опыт оригами по крупицам собирался и фиксировался.
Восстановлению и возвращению оригами мир обязан известному мастеру-оригамисту Акира Йошизавы. Именно он после Второй мировой войны посвятил себя восстановлению утраченного и изобретению нового в искусстве оригами. Все свои знания и опыт он зафиксировал и отразил в точных чертежах, разработав условные знаки оригами. Эта авторская разработка принесла мастеру всемирную славу, а министерство иностранных дел Японии решило поспособствовать и оказать помощь в распространении данного вида искусства за рубежом.
К концу прошлого столетия японский мастер-оригамист объехал множество стран мира и посетил в 1978 г. и СССР. Благодаря этим поездкам искусство оригами, условные обозначения и знаки Йошизавы в настоящее время используются оригамистами во всем мире. Это очередной раз обращает взоры всего человечества, увлеченного оригами, в сторону исторической родины этого древнего искусства, к Японии. Подарив много веков назад миру оригами, именно она и по сей день остается лидером и хранительницей культуры и традиции бумажного мастерства.
«Сделано с душой» Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. В толковом словаре Ожегова.
Оригами
Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги.
Существует определённый набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Бо́льшая часть условных знаков была введена в практику в середине XX века известным японским мастером Акирой Ёсидзавой (1911—2005).
Классическое оригами предписывает использование одного квадратного равномерно окрашенного листа бумаги без клея и ножниц. Современные формы декоративно прикладного искусства очень часто пренебрегают этим каноном.
Содержание
История оригами
Существует множество версий происхождения оригами. Одно можно сказать наверняка — по большей части это искусство развивалось в Японии. Однако, независимые традиции складывания из бумаги, хоть и не столь развитые, как в Японии, существовали среди прочего в Китае, Корее, Германии и Испании.
Оригами стало значительной частью японских церемоний уже к началу периода Хэйан. Самураи обменивались подарками, украшенными носи, своего рода символами удачи, сложенными из бумажных лент. Сложенные из бумаги бабочки использовались во время празднования свадеб синто и представляли жениха и невесту.
В 1960-х искусство оригами стало распространяться по всему миру, первым получило распространение модульное оригами, а затем и многочисленные течения, включая киригами. В настоящий момент оригами превратилось по-настоящему в международное искусство.
Виды и техники оригами
Модульное оригами
Одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. Одним из наиболее часто встречающихся объектов модульного оригами является кусудама, объёмное тело шарообразной формы.
Простое оригами
Простое оригами — стиль оригами, придуманный британским оригамистом Джоном Смитом, и который ограничен использованием только складок горой и долиной. Целью оригами является облегчение занятий неопытным оригамистам, а также людям с ограниченными двигательными навыками. Данное выше ограничение означает невозможность многих (но не всех) сложных приёмов, привычных для обычного оригами, что вынуждает к разработке новых методов, дающих сходные эффекты.
Складывание по развёртке
Развёртка (англ. crease pattern ; паттерн складок) — один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертёж, на котором изображены все складки базовой формы модели, и далее остается только придать ей вид, согласно модели фотографии автора. Складывание по развёртке сложнее складывания по традиционной схеме, однако, данный метод даёт не просто информацию, как сложить модель, но и как она была придумана — дело в том, что развёртки используются при разработке новых моделей оригами. Последнее также делает очевидным факт отсутствия для некоторых моделей иных диаграмм, кроме развёртки.
Мокрое складывание
Мокрое складывание — техника складывания, разработанная Акирой Ёсидзавой и использующая смоченную водой бумагу для придания фигуркам плавности линий, выразительности, а также жесткости. Особенно актуален данный метод для таких негеометричных объектов, как фигурки животных и цветов — в этом случае они выглядят намного естественней и ближе к оригиналу.
Не всякая бумага подходит для мокрого складывания, а лишь та, в которую при производстве добавляют водорастворимый клей для скрепления волокон. Как правило, данным свойством обладают плотные сорта бумаги.
Бумага и другие материалы
Хотя для складывания подходит практически любой листовой материал, выбор последнего очень сильно влияет как на процесс складывания, так и на окончательный вид модели.
Для несложных моделей, таких как журавлик или водяная бомбочка, подходит обычная бумага для принтера 70-90 г/м². Более тяжёлые сорта бумаги (более 100 г/м²) могут быть использованы для мокрого складывания.
Существует также специальная бумага для оригами, часто называемая «ками» (бумага по-японски), которая продаётся сразу в виде квадратов, чьи размеры по стороне меняются от 2,5 см до 25 см и более. Обычно одна сторона такой бумаги белая, а другая — цветная, но встречаются и двуцветные разновидности и разновидности с орнаментом. Бумага для оригами чуть легче принтерной, что делает её подходящей для широкого класса фигурок.
Фольгированная бумага, или как её часто называют «сэндвич», представляет тонкий лист фольги склеенный с тонким листом бумаги, иногда фольга оклеивается бумагой с обеих сторон. Этот материал обладает тем немаловажным преимуществом, что он очень хорошо держит форму и позволяет проработать мелкие детали.
Формат бумаги
Чаще всего для оригами используют квадратные листы бумаги, но допускается и применение других форматов. Например, прямоугольные листы (формата А), треугольники, пятиугольники, шести- и восьмиугольники.
Математика в оригами
Практика и изучение оригами касаются некоторых областей математики. Например, проблема плоского изгиба (возможно ли образец складки согнуть в двумерную модель) была объектом серьёзного математического исследования.
Примечательно, что бумага показывает нулевую гауссову кривизну во всех точках поверхности, и только сгибы представляют собой линии нулевой кривизны. Но кривизна вдоль поверхности неизогнутой складки на влажной бумаге или складки ногтем не удовлетворяют этому условию.
То, что составление плоской модели из образца складки является NP-полным было доказано Маршаллом Берном и Барри Хайесом. [1]
Проблема твёрдого оригами имеет некоторое практическое значение. Она формулируется так: если мы заменим бумагу листом металла и будем использовать стержни вместо линий складок, то сможем ли мы получить соответствующую модель? Примером решения этой проблемы являются твёрдые сгибы Миуры, используемые для развёртывания массивов солнечных батарей для космических спутников.
История оригами
Оригами (в переводе с японского «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была изобретена бумага.
Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. К примеру, кусочки овощей и рыбы, перед принесением в дар грозным японским богам предварительно складывались жрецами храмов в специальные бумажные коробочки оригами — санбо.
Но спустя некоторое время каждый уважающий себя представитель японской аристократии должен был знать, как сделать оригами из бумаги. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги.
Немного истории
Среди них и японский журавлик (цуру) — традиционный японский символ счастья и долголетия. Искусство оригами в Японии стало традицией, которая передается из поколения в поколение в основном по женской линий. Историки оригами утверждают, что по манере складывания и набору фигурок можно было определить провинцию Японии, в которой выросла и обучалась девушка.
Первой книгой по оригами, которая вышла в Японии в 1797 г., считается книга «Семба-цуру ориката». Ее название переводится «как сложить тысячу журавлей». Это связано со старинной легендой, в которой говорится, что тысяча сложенных классических бумажных птиц помогает осуществить желания. Книга целиком посвящена складыванию одной-единственной модели — журавлика. Разнообразие же 49 вошедших в нее моделей строится на различном сочетании журавликов между собой. Например, они могут иметь вид гирлянды, в которой фигурки соединены кончиками крыльев или клювами.
В 1845 г. в Японии издается книга «Кан-но-мадо», что в литературном переводе означает «зимнее окно», или точнее «окно середины зимы». Она включает инструкции, большей частью словесные, как складывать несколько десятков классических фигурок из бумаги и графические иллюстрации готовых моделей. Именно в «Кан-но-мадо» впервые печатается схема складывания базовой формы «лягушка» и самой фигурки на этой основе.
Это время характеризуется началом «демократизации» оригами — превращения этого занятия из ритуально-храмового действа в популярный досуг. Название книги указывает на оригами как на занятие, с помощью которого можно приятно скоротать длинный зимний вечер.
В 1879 г. директор школы для девочек Саки Нобузоу сделал для своих маеньких учениц книгу по оригами, содержащую инструкцию складывания 20 несложных классических фигурок. В 1885 г. Окамото Консеки издал книгу для детей по оригами «Ориката», которая позже была переведена на английский язык.
Новый этап в истории создания оригами начался после Второй мировой войны благодаря деятельности Акиры Йошизавы. Во время войны он был служащим военного завода и мечтал заняться оригами профессионально. После войны, перенеся голод и нищету, Акира Йошизава изобрел сотни потрясающих фигурок. Он доказал, что искусство может быть авторским и изобрел условные знаки складывания, которые можно представить в виде рисунков-чертежей.
В течение нескольких лет Японское министерство иностранных дел посылало его в многочисленные поездки по странам Европы, потому что развитое и поддержанное им традиционное японское искусство стало международным средством мира и дружбы без слов.
В начале XX века Япония широко открыла двери остальному миру, и европейцы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами: лягушкой, рыбой, журавликом, цветком ириса.
В Европе тоже были знакомы с искусством складывания бумаги. Например, в Испании была создана бумажная птичка «пахарита». Само искусство складывания фигурок из бумаги называется в Испании «делать пахариты», а разнообразные фигурки — «различные другие пахариты».
И все же бумага была материалом редким и дорогим. Чаще в Европе складывали ткань — воротники (в костюмах XVI-XVII вв.), чепцы и другие головные уборы, которые носили сестры милосердия, монахини, горничные.
В начала XIX века немецкий педагог, создатель первых детских садов Фридрих Фребель впервые начал пропагандировать складывание из бумаги как дидактический метод для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Возможно, именно с его подачи школьники разных стран мира теперь знакомы с небольшим набором «фольклорных» фигурок из бумаги.
Вот имена известных людей, любителей оригами, из рук которых вышло множество замечательных бумажных фигурок: Леонардо да Винчи, Льюис Кэррол, Гудини. Известно, что Лев Толстой большой знаток оригами.
Оригами — и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры, где персонажами и декорациями являются бумажные фигурки.
Занятие оригами оказывает положительное влияние на развитие детей. Специалисты-медики считают, что оно позволяет полнее использовать ресурсы психики, гармонично развивая оба полушария головного мозга.
Но прежде всего, оригами — это искусство, которое дарит людям радость!
Японское искусство оригами: информация для детей и схемы базовых форм
Оригами представляет собой вид искусства, которое берет свое начало в Японии. Сутью является складывание бумаги таким образом, чтобы получались самые разнообразные фигуры – животные, птицы, цветы, различные предметы. Существует теория, что техника появилась благодаря особому способу драпировки ткани, который использовали при создании одежды в древней Японии.
С тех времен в искусство вносились свои поправки и изменения многими поколениями. В семьях передавали свои эксклюзивные способы складывать бумагу в интересные фигурки, которые зарождались и модернизировались с течением времени, доводились до совершенства.
История возникновения оригами
Истоки техники оригами можно наблюдать не в Японии, а в Китае. В этой стране начали изготавливать такой простой для современного человека материал – бумагу. Секрет изготовления материала держали в крайне строгом секрете. Существует легенда, что уже в 7 веке нашей эры китайский буддийский монах по имени Дан Хо отправился с визитом в Японию, где рассекретил способ производства бумаги. Согласно официальной хроники Японии, события эти развивались в 610 году нашей эры. Спустя столетия жители Японии разработали и собственную технику производства бумаги, которая существенно превосходит Китайскую.
В Японии по сей день, несмотря на автоматизацию и современные технологии, существует ручное производство бумаги, которая имеет непревзойденное качество, при этом стоит она больших денег. Материал настолько прочный, что вполне выдерживает более 100 сгибов.
Первую книгу по технике оригами выпустили в Японии, она имеет название «Семба-цуру-ориката». Дословно в переводе – «Как сложить тысячу журавлей». Вся книга, действительно, посвящена складыванию всего одной фигурки – журавля. Автором издания стал настоятель храма Рокан.
Уже в 1845 году появилась еще одна книга «Кан-но мало», что в переводе звучит как «Окно середины зимы». Содержание книги пестрит десятками схем, моделей и рисунков по изготовлению самых популярных фигурок оригами. Именно в этой книге впервые показана схема складывания фигуры лягушки. В 1885 году вышло новое издание от Окамоту Консеки под названием «Ориката». Эта книга впоследствии была переведена на английский язык.
Параллельно в других странах мира также развивалась техника искусства оригами, хотя таких высот, как в Японии, никому добиться не удалось. Складывания фигурок из бумаги старались документировать, но книг от авторов других стран крайне мало. Бытует мнение, что до арабских стран оригами дошло только в 8 веке нашей эры. В Испанию только бумага пришла в 11 веке, не говоря уже о возникновении технологий складывания из нее фигурок. Примерно в 11 веке оригами начало свое развитие в Германии. Ближе к 17 веку в Европе уже создавались базовые для этой территории модели оригами – шляпы, дома, лодки. В начале 19 века знаменитый Фридрих Фребель предложил ввести оригами в обязательный процесс образования детей детских садов, так как оно развивает мелкую моторику рук.
После Второй мировой войны выдающимся человеком, связанным с оригами, стал Акиро Есидзава. Он предложил обозначить технику складывания фигурок из бумаги в виде схем, которыми пользуются по сей день. Даже самые сложные фигуры с помощью условных знаков стало складывать гораздо проще. Есидзава продемонстрировал миру всю красоту искусства перевоплощения плоского листа бумаги в привлекательную объемную фигуру. Когда в 20 веке Япония стала принимать иностранцев, европейцам стали известны классические фигурки оригами – журавль, рыба, лягушка и ирис.
Виды и техники оригами
Виды оригами в современном мире имеют свои отличия. Основные техники:
Различия существуют и в методах складывания фигурок:
Материалы для оригами
Для оригами следует приобретать бумагу, которая после сгибания не будет образовывать трещин. Материал должен быть абсолютно чистым и ровным, без заломов. Отлично подойдет стандартная детская цветная бумага или же бумага для печати и ксерокса. Материал имеет различия в толщине, водостойкости и других параметрах. Для создания фигурок не стоит выбирать слишком толстую бумагу, но и тонкая не подойдет.
Для оригами можно использовать картон, обойную, чертежную, газетную, типографскую и бархатную бумагу.
Для некоторых видов оригами применяются ножницы. Желательно, чтобы они имели уже разработанные рычаги и закругленные концы. При работе с эти инструментом, особенно если фигурки складывает ребенок, не стоит забывать о технике безопасности.
Дополнительно для модульной техники оригами следует приобрести клей. Состав клея должен быстро высыхать, не растекаться, иметь нормальную вязкость. Не подойдет клей, оставляющий пятна на бумаге или выедающий ее цвет. Идеальным вариантом станет клей ПВА.
Базовые формы и их схемы
Начинающий мастер оригами должны овладеть азами складывания фигурок из бумаги. Поэтапно мастерство будет расти. Правильные поделки должны иметь идеальные складки. Существуют основные и самые популярные фигурки оригами:
Классических фигурок, которые присущи техники оригами, куда больше. Многие из конечных шедевров складывают из одинаковых базовых форм, которые следует собрать на начальном этапе. Фигурки объединяется по этим формам, что позволяет систематизировать огромное количество самых разнообразных моделей.
Новичку в искусстве оригами следует уделить особое внимание изучению базовых форм, так знакомство с оригами станет куда продуктивнее и проще:
Основа оригами лежит именно в базовых формах, которые позволяют составлять по-настоящему сложные схемы и добиваться в конечном итоге самых невероятных фигурок.
Искусство складывания бумаги уже многие столетия доставляет человеку огромное удовольствие и дополнительно служит отличным развитием мелкой моторики для детей дошкольного возраста.