Как называется высшая форма научного мышления
Научное мышление: суть, основные особенности и место в современном мире
1. Особенности 2. Научная картина мира 3. Связь научного и обыденного мышлений 4. Научное мышление в современном обществе
Научное мышление – термин, хорошо знакомый для работников сферы науки, ученых и исследователей. Однако, стиль научного мышления подразумевает связь с обыденным мышлением, и многие его элементы мы знаем и используем неосознанно всю жизнь.
Чтобы уловить связь и разницу между ними, определим два ключевых понятия:
Обыденное мышление человек регулярно использует в своей жизни. Оно базируется на повседневном субъективном опыте, с использованием простейшей формы анализа. Тип мышления, характеризующийся научностью, в своем функционировании использует методы доказательности, системности и объективности. Формирование научного вида мышления произошло достаточно недавно, хотя основа его была заложена еще философами Древней Греции.
Особенности
Перечисленные ниже основные особенности научного мышления являются универсальными и определяют основные отличия от обыденного мышления.
Научная картина мира
Стиль научного мышления определяет формирование научной картины мира.
Научная картина мира – тип системы знаний из разных областей, объединенных одной общенаучной доктриной.
Она соединяет в себе математические, физические, химические, биологические теории и законы, которые дают общее описание мира. Помимо научной картины мира, человек имеет религиозный, художественный, философский и другие взгляды на действительность. Однако только научный тип восприятия характеризуется объективностью, системностью, анализом и синтезом. С течением развития общества, познание мира все больше опиралось на научный способ, что отражается в современной философии, религии, художественных произведениях.
Связь научного и обыденного мышлений
В процессе развития науки, человек пришел к выводу, что разница между данными видами мышлений не является категоричной.
Научный и ненаучный способ познания окружающего мира строится на одном механизме – абстрагировании.
Суть данного явления заключается в способности отвлекаться от конкретных свойств предмета, чтобы выделить его существенные свойства. Признаки начального уровня абстрагирования заключаются в сопоставлении и «сортировке» объектов, предметов, людей в повседневной жизни. Например, человек делит свое окружение на близкое и не приятное ему, на начальников и подчиненных, пищу – на вкусную и не вкусную – для того, чтобы понимать, как вести себя придерживаясь своих целей.
Так же, научный тип и обыденный тип мышления склонны к одним ошибкам: например, если событие следует после чего-либо, значит, оно произошло вследствие него.
Научное мышление в современном обществе
Большинство людей, являясь далекими от науки в целом, регулярно используют в своей жизни ее плоды и способы познания. С 17 века наука занимает в обществе прочное положение, отодвинув на второй план религиозную, философскую картины мира. Однако, ученые отмечают, что в последние десятилетия ситуация снова стала меняться и все большее количество людей выбирают ненаучный способ познания. В связи с такой ситуацией, ведутся разговоры, что происходит формирование двух типов людей:
Ученые задаются вопросом: почему современный человек выбирает переориентацию с научного на ненаучный способ познания мира? И приходят к выводу, что во многих вопросах наука оказалась бессильна, а порой и приносила вред. Человек, стремясь защититься, погружается в религию и философию – эти формы картины мира приносят ему успокоение и уверенность в завтрашнем дне.
Виды мышления человека: самая полная классификация с описанием + примеры
Всем привет!👋 На связи Людмила Редькина. Вы не задумывались, почему, смотря на одну и ту же погоду, одни ноют, а другие радуются? Почему, когда люди кушают один и тот же торт, одни с удовольствием его поглощают, а другие еле давятся? Почему одно и то же поведение некоторым нравится, а других раздражает? Все дело в нашем мышлении. Человек воспринимает какую-то информацию из окружающего его мира, по-своему ее обрабатывает, осмысляет и уже формирует собственное мнение о предметах, явлениях, связях между ними. Наше мышление – штука очень серьезная. Недаром оно есть только у человека, именно благодаря его наличию мы – Homo Sapiens! В этой статье перечислю все основные виды мышления, которые известны науке на сегодняшний день, и приведу примеры, как они проявляются.
Что такое мышление и его функции
Начнем, как всегда, с определения.
Мышление – это такой процесс переработки информации, который отражает объективную реальность субъективно, через понятия, суждения, умозаключения. Это высший процесс, который свойственен только человеку, его познавательная деятельность.
Благодаря мышлению мы развиваемся, узнаем что-то новое, устанавливаем связи между предметами. Например, мы знаем, что вино немного пьянит, машина может ехать с горки сама, дождь барабанит по крышам и т. д.
Этот высший процесс помогает понимать сущность явления: гром гремит не потому, что ему хочется, а потому, что происходит столкновение разрядов. Или вода кипит не потому, чтобы выкипеть, а потому, что температура поднялась. Я тут в физику немного подалась😊. Но мышление многогранно – оно охватывает множество явлений: как не проспать на работу, как делать ставки на Форексе и т. д.
Познавательный процесс помогает нам еще обобщать свойства предметов, явлений и разграничивать их. Например, стол и стул с 4 ножками, но на одном сидят, а на другой ставят тарелки или пишут на нем.
Виды мышления
Их много. Потому что этот процесс сам по себе охватывает огромное количество информации и передает ее нашему мозгу множеством вариантов. В зависимости от способа, которым передается информация, в психологии выделяют следующие виды процессов мышления.
Таблица типов мышления:
По содержанию | По степени рефлексии | По осмысленности | По личностным особенностям |
Наглядно-образное | Аналитическое | Критическое | Мужское |
Наглядно-действенное | Интуитивное | Произвольное | Женское |
Словесно-логическое | Реалистическое | Непроизвольное | Позитивное |
Аутистическое | Бессознательное | Негативное | |
Эгоцентрическое | Стратегическое | ||
Идеалистическое | |||
Созидающее | |||
По новизне | По задачам | Иррациональное | |
Творческое | Теоретическое | Рациональное | |
Репродуктивное | Практическое | Профессиональное |
По содержанию
В зависимости от того, что у человека преобладает при обработке информации (картинка, действие или слово), выделяют несколько видов.
Наглядно-образное
Такая операция мышления помогает запомнить что-то, но с помощью образа, картинки, а не дотошно каждое слово. Хотя и это иногда нужно.
❗ПРИГЛАШАЮ ВАС В СВОЙ TELEGRAM-КАНАЛ ПО ДЕНЬГАМ❗
Это канал о заработке денег и саморазвитии. В нем я публикую посты, аудио- и видеосообщения. Объясняю все простым языком и никакого спама.
Этот вид формируется в дошкольном возрасте у детей, когда ребенок познает мир, знакомится с картинками и звуками окружающей действительности. Он тесно связан с воображением и преобладает у дизайнеров, художников, музыкантов, писателей.
Наглядно-действенное
Здесь используется не только знание, понятие о каком-то предмете. А формируется связь предмета с действием. Например, копирайтеру при слове “компьютер” сразу представляется, как он пишет текст. Повару при слове “кастрюля” видится, как он варит пюре. То есть характеристикой этого вида является уже действие на основе опыта.
Это заметно в детском возрасте, когда ребенок ломает игрушку, чтобы разобраться, что же у нее есть внутри.
Словесно-логическое
Здесь уже подтягивается большинство свойств этого познавательного процесса. Этот вид характеризуется манипулированием понятий, опытом и действиями. Человек может рассуждать о каком-то процессе, не выполняя при этом никаких действий. Иногда его просто называют логическим, здесь все исходит из логики и операций с ней. Смотрите подробнее статью, что такое логическое мышление и как его развивать.
Например, когда мы говорим, что чайник горячий и не нужно к нему прикасаться, мы не пойдем браться за него. Наше мышление уже на расстоянии может позволить представить, какие последствия такого действия будут.
Вам интересно, насколько у вас проявляется логическая мыслительная деятельность? Предлагаю пройти тесты на логическое мышление.
По задачам
Когда срочно нужно подумать, принять какое-то решение, то у нас включаются другие мыслительные процессы. Нам уже не нужно работать с образами и словами. Важно применять на практике или в теории новые операции, с которыми мы раньше не были незнакомы. Вот тут и приходит очередь следующих видов. Некоторые называют это видами научного мышления, но они применяются не только в науке.
Теоретическое
Это процесс изучения свода законов, правил, которые возникают на базе теоретических знаний, которые уже были у человека. Например, Эйнштейн вывел теорию относительности на основе уже имеющихся практических знаний, опыта. С помощью этого вида появляются новые теории в науке.
Очень интересный Тест Беннета на техническую понятливость покажет вам, как вы понимаете техническую науку.
Практическое
Это обратная сторона теоретического мыслительного процесса. Здесь сначала выводится теория, а потом уже практика. В реальность быстро входят новые планы работы, схемы, проекты. Вот яркий пример этому – вакцинация по поводу COVID-19. Вакцину сделали на основе теоретических данных, а проверить ее времени нет, исследований недостаточно для подтверждения ее пользы.
Главным недостатком этого вида является нехватка времени, поэтому некоторые теории с треском распадаются, не имея практического подтверждения.
По степени рефлексии
Здесь речь идет о том, как человек перерабатывает информацию. Иногда перечисленные виды называют видами психологического мышления, так как в них описаны психологические свойства мыслительных операций.
Аналитическое
Оно основано на логике, такой процесс не ограничен временем, происходит поэтапно. Каждый следующий шаг основан на предыдущем. Мы анализируем что-то практически каждый день: поведение людей, рабочие моменты и т. д. Анализ нужен для правильных шагов, для получения положительного опыта.
Интуитивное
Это полная противоположность аналитическому. Здесь процесс происходит быстро, часто даже неосознанно. Про него говорят “я это понял интуитивно”, “сработала интуиция”, и человек принимает решения на основе “чувств” – интуитивного мышления.
Тут нет речи о логических каких-то связях или шагах. Все происходит “по велению сердца”.
Реалистическое
Это подвид логического мышления, поэтому иногда сложно выделить какую-то одну классификацию этого познавательного процесса – здесь все виды перекликаются друг с другом.
Сущность реалистической мыслительной деятельности в том, что человек дает адекватную оценку действительности. Все его действия строго подчинены законам логики. Это точно не мечтатель, он решает все свои проблемы на основе реального положения дел. Такие люди критичны и выдвигают требования к себе и окружающим.
Аутистическое
Основывается на внутренних желаниях человека, которые иногда совсем не имеют ничего общего с реальностью. У таких людей нет критичности, но есть нелогичные понятия, которые можно даже назвать иллюзией. Людей с таким доминирующим мышлением довольно трудно иногда понять, так как их цель – соответствовать в своей реальности своим иллюзиям. Но это не болезнь, а особый вид мышления.
Эгоцентрическое
Большинство людей и не знает, что бывает такой тип мышления, а он есть! Это мышление некоторые встречают почти каждый день, общаясь с незрелыми личностями. К сожалению, есть такие взрослые люди, но, вообще, этот тип присущ детям.
У этого нашего населения в центре всей жизни собственное Я, поэтому все воспринимается только через таковую призму. При этом чувства и желания других людей не являются ценными, не учитываются.
По новизне
Мы – люди умные, но иногда за счет кого-то, а иногда благодаря своим идеям добиваемся в жизни успеха. Если кто-то сумел сплагиатить незаметно, его воспринимают как МОЗГ, который может выдумать, сотворить что-то эдакое. А есть люди, которые действительно являются генераторами идей. И этим тоже заведует определенный тип мышления.
Творческое
Творческая форма мышления способна из ничего сделать шедевр. При этом используется все, что когда-то было воспринято воображением и памятью. Творческий человек смотрит на обычную белую стену – и видит нарисованную картину; смотрит на корягу – и видит красивый неотесанный корабль и т. д. Творческие люди ищут новые способы, источники, оригинально реагируют и делают выводы.
Как таковых видов творческого мышления нет, творческий процесс разделяют на стадии: подготовка, инкубация (время, когда нужно “выносить” идею), озарение, проверка или реализация идеи. Творческий мыслительный процесс еще называют художественным, и виды, стадии у них одинаковые.
Репродуктивное
Человек с этим мышлением живет по шаблону, стереотипу, он не может выйти за рамки. В деятельности воспроизводит именно те действия, что исходят от полученных ранее знаний и результатов. Таким людям очень сложно придумать что-то креативное, новое, оригинальное.
Пройдите тест Насколько стереотипно ваше мышление, и узнаете, как у вас с оригинальностью и стереотипами.
По осмысленности
Здесь учитывается, насколько человек реагирует на внешние события, верит всему или проверяет сам, насколько осознает и критично оценивает все, что с ним происходит.
Критическое
Критическое мышление – важный навык современного человека. Почему навык? Потому что его можно развивать. Такой вид важен, так как помогает человеку жить не “по накатанной”, а методично ставить под сомнение, находить в каком-то утверждении или ситуации слабые места, работать с понятиями. И вся эта система операций помогает формулировать и обосновывать СВОИ мысли.
Как таковых видов критического мышления нет. Есть мыслительные операции, на которых оно базируется: логика, аргументация, анализ, умозаключение, вывод.
Произвольное
Контролируется волей и сознанием человека. Здесь человек – хозяин своим мыслям. Именно он регулирует, о чем думать, что решать, какие выводы делать.
Непроизвольное
Оно появляется само собой, без каких-то усилий воли человека. По характеру такое мышление проявляется автоматически. Также оно может появиться под влиянием каких-то внешних стимулов. Например, нам холодно и мы не задумываясь одеваем кофту. Наш мозг это решил, а мы иногда делаем на автомате.
Бессознательное
Это такой отвлеченный вид, когда человек осмысляет что-то на основе прошлого опыта, сомнений, страхов, убеждений, чувств, ощущений. Он-то и сам не понимает, почему принимает определенное решение. Но оно принято и действие сделано. Это сработала бессознательная часть разума. Она контролю не поддается.
По личностным особенностям
Этот подраздел учитывает все социальные роли, характер или склонности человека. В зависимости от того, какого мы пола, какое полушарие у нас ведущее, какую роль выполняем, где работаем, с кем общаемся, кто и как нас воспитывал, проявляются те или иные группы видов мыслительных процессов.
Мужское
Чаще всего основано на логике, действия строго по заданному плану. У мужчин более выражено стремление к цели, присуща рациональность и четкое разделение разума от эмоций (если сердобольная мама не воспитала из мужика тряпку). В мышлении мужчин, как правило, выстроен алгоритм перехода от слов к действиям, от действий – к результату.
Мужское и женское мышление
Женское
Как правило, женские мыслительные процессы основаны на интуиции. В них практически всегда проявляются эмоции. Женское мышление более подвержено влиянию чувств и настроению, меньше логики и рациональности в действиях. Но в определенных ситуациях женщины могут отлично просчитывать, анализировать и планировать.
И тут для вас сюрприз – тест Мужское или женское мышление?, который поможет понять, чем вы руководствуетесь: мужской логикой или женской интуицией.
Позитивное
Оно помогает людям даже в темной жизненной полосе видеть что-то хорошее. Этот тип мыслительной деятельности настроен на результат, преодоление преград и помех. Люди с таким типом – оптимисты.
Позитивный настрой всегда дает возможность конструктивно реагировать на перипетии, трезво оценивать ситуацию, настраиваться на успех и стремиться к результату действий.
Негативное
Люди с таким мышлением отражают тотальное недовольство жизнью, они явные пессимисты. Здесь все просто – непроработанная горечь и привычка жаловаться дают свои результаты. Люди с этим видом реакции на действительность во всем видят препятствия, поэтому у них редко получается добиваться в жизни поставленных целей. Они хотят постоянно вызывать к себе сочувствие, получать поддержку от других.
Стратегическое
Такое мышление позволяет называть человека “стратег”. Люди с этим типом четко планируют шаги далеко вперед, могут оценивать препятствия и прогнозировать будущее. Они не будут размениваться на пустые разговоры, трату времени, если у них есть цель. Такие люди будут к ней идти, невзирая ни на что, эффективно достигая ее. Чаще всего стратегическое поведение ведет к руководящим должностям.
Идеалистическое
Это тип мечтателя. Идеалисты не воспринимают мир со всеми его тяготами, проблемами. Они создают свой мир в своем воображении. И настырно пытаются свою идеально продуманную модель внедрить в реалии жизни. Но этого не происходит, поэтому они очень близко к сердцу все воспринимают. Часто ненаблюдательны и отвлекаются на мелочи.
Созидающее
Такие люди могут объединить необъединимое. Из разной информации они могут сделать единую новость или текст. Человека с этим типом не пугает монотонная, однообразная работа. У него нет потребности в переменах, разнообразии и яркости. Их устраивает собирать все воедино и на работе, и в беседе, и в межличностных отношениях.
Иррациональное
Это противовес логике. Иррациональный человек не может объяснить свои поступки, но свято верит в их правильность. Этим он может заразить даже самого изысканного скептика. Хотя последний будет недоумевать, как мог попасться на удочку нелогичности, неправильности. Вот такая сила у этого мышления!
Рациональное
Рационал полагается целиком и полностью на факты, знания, умения. Здесь нет внимания на эмоции и чувства. Рациональный человек всегда старается дать трезвую, логичную, конструктивную оценку происходящему. Огромным плюсом такого вида является быстрое принятие решений, без колебаний и сомнений.
Профессиональное
Отдельно хочу выделить профессиональное мышление, хоть в психологической литературе такого вида нет. Это преобладание принятых в отдельно взятой профессии приемов решения задач, способов анализа, принятия профессиональных решений.
Выделяют косвенные виды профессионального мышления – это та психическая деятельность, что может понадобиться в этой профессии. Здесь задействованы продуктивный, творческий, репродуктивный, теоретический, практический, наглядно-образный, словесно-логический, аналитический, интуитивный типы мышления. Они все характеризуют и дополняют профессиональный вид.
Кроме того, в зависимости, где именно человек работает, можно выделить управленческое, клиническое, оперативное, педагогическое и другие типы мыслительной деятельности.
Примеры из жизни некоторых видов мышления
Пример. Хирург говорит медсестре шить. Одно слово, но она уже знает, какой инструмент подать, как обрабатывать, даже подсказать может, если что-то увидела опасное. В таком тандеме вырабатывается профессиональное мышление – она без высшего образования, но есть опыт, знания, интуиция, логика.
Здесь включаются сразу несколько видов: помимо профессионального, словесно-логическое, практическое, аналитическое, логическое или интуитивное, произвольное.
Пример. Парень хочет познакомиться с девушкой, но прямо перед ее носом официант нечаянно пачкает его кофе. Парень опешил и ничего не смог другого сделать, как только промямлить: “Не надо было…”
Но знакомство не состоялось не по причине пятен кофе на рубашке. А по причине вступившего в бой иррационального мышления: “Она подумает, что я тюфяк”, “Она точно подумала, что со мной что-то не так…”, “Она не захочет общаться с таким, как я”. Человек с головой погрязает в логически необоснованных убеждениях, погружается в волнение и панику. В следующий раз ему сложнее будет подойти и первым заговорить.
Заключение
Вид мышления, который проявляется в той или иной ситуации, зависит от индивидуальных характеристик личности. Если человек рос в позитивной обстановке, где его принимали, понимали и мотивировали на успех, тогда его лучшими “тараканами в голове” будут позитивное и стратегическое мышление – это как минимум.
Но если ребенка постоянно критиковали, он не находил понимания и поддержки в неудачах, тогда ему прямой путь к негативу, иррациональности, репродуктивности – у него нет ресурсов что-то выдумывать новое.
Поэтому, дорогие читатели, настраиваемся на позитив, творчество, креатив, логику и критичность. Как развивать эти виды, ищите в статьях на блоге. А еще предлагаю воспользоваться подборкой курсов по развитию мышления и тестов по мышлению, чтобы узнать ваши сильные и слабые стороны познавательных процессов.
Есть отличный курс Развитие мышления от Викиум. Состоит из 11 уроков. Помогает научиться молниеносно принимать решения, четко убеждать в спорах и грамотно выражаться. Программа курса включает: тренажеры для развития логики, практические задания, упражнения, теоретические видеолекции.
Курс для развития мышления – программа от BrainApps, которая прокачает мышление. Помогает быстро принимать решения, эффективно использовать свое время, работать в режиме многозадачности. Состоит из 7 уроков в игровой форме, 10 тренажеров. Здесь вы пройдете тесты в начале обучения и в конце, чтобы был виден результат.
Ну что, дорогие читатели, на этом я статью буду заканчивать. Делитесь полезной информацией с друзьями в соцсетях. Напишите в комментариях, какое у вас преобладает мышление.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал – там вы будете в курсе всех новостей и получите кучу полезной информации по финансам и саморазвитию.
Научное мышление: суть, основные особенности и место в современном мире
Научное мышление – термин, хорошо знакомый для работников сферы науки, ученых и исследователей. Однако, стиль научного мышления подразумевает связь с обыденным мышлением, и многие его элементы мы знаем и используем неосознанно всю жизнь.
Научное мышление — это способ мышления, отличающийся определенными характеристиками от мышления обыденного, или эмпирического (эмпирические – пер. с греч. основанные на опыте, наблюдении).
Чтобы уловить связь и разницу между ними, определим два ключевых понятия:
Обыденное мышление человек регулярно использует в своей жизни. Оно базируется на повседневном субъективном опыте, с использованием простейшей формы анализа. Тип мышления, характеризующийся научностью, в своем функционировании использует методы доказательности, системности и объективности. Формирование научного вида мышления произошло достаточно недавно, хотя основа его была заложена еще философами Древней Греции.
Особенности
Перечисленные ниже основные особенности научного мышления являются универсальными и определяют основные отличия от обыденного мышления.
Признаки
Науку как явление можно рассматривать с разных позиций. Это область культуры, ее духовной сферы, а также социальный институт – организованная структура, призванная удовлетворять потребность общества в знании. Науку как вид деятельности характеризуют следующие признаки:
Научное познание – сложный, противоречивый процесс производства и воспроизводства новых знаний, складывающихся в целостную, непрерывно развивающуюся систему.
Научная картина мира
Стиль научного мышления определяет формирование научной картины мира.
Научная картина мира – тип системы знаний из разных областей, объединенных одной общенаучной доктриной.
Она соединяет в себе математические, физические, химические, биологические теории и законы, которые дают общее описание мира. Помимо научной картины мира, человек имеет религиозный, художественный, философский и другие взгляды на действительность. Однако только научный тип восприятия характеризуется объективностью, системностью, анализом и синтезом. С течением развития общества, познание мира все больше опиралось на научный способ, что отражается в современной философии, религии, художественных произведениях.
Связь научного и обыденного мышлений
В процессе развития науки, человек пришел к выводу, что разница между данными видами мышлений не является категоричной.
Научный и ненаучный способ познания окружающего мира строится на одном механизме – абстрагировании.
Суть данного явления заключается в способности отвлекаться от конкретных свойств предмета, чтобы выделить его существенные свойства. Признаки начального уровня абстрагирования заключаются в сопоставлении и «сортировке» объектов, предметов, людей в повседневной жизни. Например, человек делит свое окружение на близкое и не приятное ему, на начальников и подчиненных, пищу – на вкусную и не вкусную – для того, чтобы понимать, как вести себя придерживаясь своих целей.
Так же, научный тип и обыденный тип мышления склонны к одним ошибкам: например, если событие следует после чего-либо, значит, оно произошло вследствие него.
Научное мышление в современном обществе
Большинство людей, являясь далекими от науки в целом, регулярно используют в своей жизни ее плоды и способы познания. С 17 века наука занимает в обществе прочное положение, отодвинув на второй план религиозную, философскую картины мира. Однако, ученые отмечают, что в последние десятилетия ситуация снова стала меняться и все большее количество людей выбирают ненаучный способ познания. В связи с такой ситуацией, ведутся разговоры, что происходит формирование двух типов людей:
Ученые задаются вопросом: почему современный человек выбирает переориентацию с научного на ненаучный способ познания мира? И приходят к выводу, что во многих вопросах наука оказалась бессильна, а порой и приносила вред. Человек, стремясь защититься, погружается в религию и философию – эти формы картины мира приносят ему успокоение и уверенность в завтрашнем дне.
Классификация
Для описания такого разветвленного, многоуровневого, системного явления как наука, существует общепринятая классификация, разделяющая ее виды на основе отличительных признаков. По предмету исследования науки делятся на 3 вида:
>> Сознательное и бессознательное в человеке
Существуют и другие принципы классификации наук. По методам исследования их подразделяют на теоретические, апеллирующие абстрактными понятиями и математическими вычислениями, и эмпирические, использующие в качестве метода познания опыт и эксперимент. По мере практической реализации достижений науки делятся на фундаментальные и прикладные. Первые – оказывают влияние на мышление, вторые – на образ жизни.
Мышление в эзотерике
Самое оптимальное предназначение каждой личности – быть частью системы перехода от биологического к энергетическому уровню жизни.
Считается, что любой человек является неким передатчиком, частоты которого определяются в момент его появления на свет. Чтобы почувствовать себя частью Вселенной, достаточно использовать вторую (или лобную) чакру, которая является вихрем тончайшей энергии. Она выходит далеко за пределы человеческого тела.
Разум определяет мышление. За разум принимают импульсное кольцо, составленное из эфемерных энергий. Используя его, люди имеют возможность в короткие сроки воспринимать и обрабатывать информацию, преображая ее в мысли.
Разум отличает человека от всех остальных живых существ Земли. В пределах одной жизни неожиданная смена сознания актуальна исключительно для людей, что можно назвать сильной стороной. Кольцо импульсов способно вносить изменения в склад мышления не только на основании внешних условий, но и по желанию самой личности.
Мышление – это информация, энергоинформационная волна, сила которой, как известно, может быть как положительной, так и отрицательной.
Мышление тесно связано с психикой человека, которая в свою очередь является пластом ментального тела.
Ментальное тело → психика → мышление → модель поведения.
Осознанно или неосознанно человек направляет собственные мысли в пространство. Но что там с ними происходит?
Мысль будет свободно перемещаться в пространстве до тех пор, пока не сработает принцип – подобное притягивает подобное. Именно поэтому и говорят, что мысль материальна. Мысль − это источник проявления желаний.
Пример. У человека появилось желание – устроиться на работу. Если мысль свободна (ни чем не блокируется в сознании), то она легко выходит в пространство. Проявление следующее: множество звонков от знакомых и не знакомых для устройства на работу.
Функции
Наука выполняет в обществе ряд важных функций:
В современных условиях все сильнее стала выделяться социальная функция науки. Это проявляется в ситуациях, когда результаты научных изысканий используются в разработке программ социально-экономического развития.
Вопрос – ответ
Вопрос
– Существует множество ситуаций, когда человек, ощущающий, что скоро умрет, не поддается печальным мыслям, старается смотреть на жизнь с оптимизмом и искренне верит в свое выздоровление. К сожалению, спустя месяц он уже уходит из жизни. Как после такого можно заявлять, что позитивное мышление способствует исцелению?
Ответ
– Причины болезней бывают разными. Иногда их стоит искать в далеком прошлом. Люди способны менять собственное восприятие мира в те моменты, когда больны, но исправить поведение в прошлом, осознать поступки и получить важные уроки у них получается не всегда. Может быть, то, что привело к болезни, было настолько сильным, что никакое позитивное мышление с этим не справится. Но в то же время без такого мышления больной мог умереть и раньше, Высшие Силы не дали бы ему лишний день или месяц.
Вопрос
– Способна ли болезнь вообще стать уроком? Неужели у больного человека хватает энергии для того, чтобы разобраться с причинами заболевания и их преодолением?
Ответ
– Естественно, болеющие люди ощущают себя невероятно истощенными, по этой причине всеми возможными путями стоит поддерживать свое тело. Оно должно иметь требуемую энергию, чтобы была возможность переживать страдания. В таком случае человек смог бы получить как силу, так и отдых, что позволит ему разобраться с причинами заболеваний на душевном уровне.
У него будет время на то, чтобы осмыслить свое прошлое, чему-то научиться и исправить ошибки. По-другому природа не сможет учить людей, ведь они не слышат ее голоса. Болезнь – это лишь намек от Высших Сил. Человек должен понять следующие вещи: он живет неправильно, выбирает ошибочные цели, неверно обращается со своим телом. Из этого следует, что заболевание может как уничтожить человека, так и быть для него величайшим благом, возвращая его к самому себе, к собственной душе, и уча его гармонии.
Процесс латерального мышления
Каким образом можно сместить или перенаправить мышление? Эдвардом де Боно было выделено множество способов описания процесса латерального мышления. Однако одной из самых интересных представляется методика, адаптированная маркетологом Филиппом Котлером и состоящая из 3-х этапов:
1. Выбор фокуса. Чтобы создать что-то новое нужно обязательно выбрать область творческой деятельности и направление поиска, другими словами, известную идею, от которой мы будем отталкиваться. Без такой отправной точки просто невозможно двигаться дальше, и, чем лучше вы сфокусируетесь на этой идее, тем проще будет создавать что-то новое. Во втором уроке будет рассмотрена проблема построения фокусировки на идее, которая должна стать той самой отправной точкой для будущего креативного процесса.
2. Генерирование латерального разрыва. После выбора направления творческих усилий, мы должны осуществить разрыв в рамках установленного фокуса, что является главным этапом латерального мышления. Из некоторой логичной идеи, сформулированной на первом этапе, важно сделать определенное смещение, нарушающее логику этой идеи. Другими словами, нам нужно модифицировать наш фокус и осуществить разрыв выбранного шаблона. Каким образом сделать этот латеральный разрыв будет рассказано в третьем уроке.
3. Установление связи. После того как на втором этапе мы разорвали шаблон и получили измененное (чаще всего, абсурдное) суждение, нам потребуется уже в новом суждении найти что-то логичное. Это может оказаться довольно трудной задачей, однако результат все окупит. Именно на этом этапе происходит настоящее творчество, и мы получаем что-то новое. Об устранении разрыва, развитии воображения и последнем этапе латерального мышления читайте в четвертом уроке.
Таким образом, проходя 3 этапа латерального мыслительного процесса (фокус – разрыв – установление связи), можно создавать множество новых идей и концепции. А как работает это схема, подробно будет рассказано в следующих трех уроках.
Методы научного мышления
Научное мышление имеет целью дать наблюдаемым фактам и явлениям рациональное объяснение. Для решения поставленной задачи требуется использование специальных методов – способов достижения конкретной цели. Методы научного мышления делятся на эмпирические, теоретические и универсальные.
Эмпирические:
Теоретические:
Универсальные:
Человеку необходимо воспринимать мир как упорядоченную систему причинно-следственных связей, это необходимо для адаптации к окружающей среде, предвидения событий. Научное мышление отвечает этим потребностям, обеспечивает адекватное объяснение событий и явлений.
>> Какие глобальные проблемы есть у человечества в 21 веке?