Как называется вторая симфония бородина
Александр Порфирьевич Бородин. Симфония № 2 ми-бемоль мажор «Богатырская»
Будущее за программным симфонизмом глинкинского или берлиозовского типа, классический четырехчастный цикл безнадежно устарел – на такой позиции стояли все композиторы «Могучей кучки», но только не Александр Порфирьевич Бородин. Это даже позволило Владимиру Стасову выразить сожаление, что он не желает принять «сторону коренных новаторов». При всем уважении к Стасову следует признать, что в данном случае он был неправ – Бородин в области симфонизма был коренным новатором не в меньшей степени, чем Римский-Корсаков или Мусоргский. Он сделал то, чего не сделал Михаил Иванович Глинка – создал русскую классическую симфонию, причем весьма своеобразную.
Вершиной симфонического творчества Александра Порфирьевича Бородина считается Симфония № 2. Замысел ее возник в 1869 г., но, как всегда, многочисленные обязанности оставляли мало времени для сочинения, и только в 1870 г. композитор показал друзьям первую часть. Модест Петрович Мусоргский предложил назвать симфонию «Славянской героической», но утвердилось заглавие, предложенное Владимиром Стасовым – «Богатырская».
Композитор работал параллельно над симфонией и над оперой «Князь Игорь», и потому не вызывает удивления близость их интонационного и образного строя. Более того, иногда музыкальный материал, создававшийся для одного произведения, входил затем в другое – например, тему, с которой начинается симфония, Бородин первоначально предназначал для половецкого хора в «Князе Игоре».
Какой-либо литературной программы автор произведению не предпослал, но со слов Владимира Стасова известно, что он предполагал представить собрание богатырей в первой части, сказителя Бояна в медленной, в финале же – богатырский пир.
Первая часть – сонатное аллегро – воплощает героические образы. Главная партия складывается из двух элементов – мощного, «монолитного» унисона и оживленного наигрыша. Это несколько напоминает диалог Игоря с дружиной в прологе оперы. Побочная партия, проводимая виолончелями, близка русским хороводным песням. Такое сопоставление богатырского и лирического начал можно сравнить с образами Игоря и Ярославны. Интонационное родство двух тем позволяет сблизить их в разработке. Драматичность ей придают органные пункты и секвенционное развитие. В репризе главная партия – благодаря аккордовой фактуре – становится еще мощнее, побочная – еще мягче. В коде начальный элемент главной партии проходит в увеличении.
Вторая часть – «Богатырские игры» – стремительное скерцо в трехчастной форме, крайние разделы которого имеют сонатную форму без разработки. Энергичную, острую главную партию оттеняет побочная с ее хроматизмами и синкопами. Эти восточные черты еще явственнее проявляются в трио, заставляя вспомнить о половецких сценах «Князя Игоря». Тем не менее, восточные черты темы трио не мешают ее интонационному родству с побочной партией первой части – здесь проявляется характерный для эпического симфонизма принцип целостности и единства.
Третья – медленная часть – тоже имеет сонатную форму. Главная партия с ее ладовой переменностью и трихордовыми попевками напоминает былинный напев. Образ сказителя дополняется арфой, имитирующей гусли. Большей взволнованностью отличается побочная партия. Драматизм усиливается в разработке, где элементы тем приобретают грозное звучание, напоминая теперь главную партию из первой части. В репризе обе темы проходят в одной тональности – контраст исчезает, уступая место синтезу.
Финал – тоже в сонатной форме – без перерыва следует за третьей частью. И вступление, и главная партия имеют характер плясовых наигрышей. Присущи подобные черты и побочной, но кантиленность сближает ее скорее с хороводными песнями. Варьирование тем – тональное, оркестровое, гармоническое – начинается в экспозиции и продолжается в разработке и в конечном итоге приводит к их синтезу.
Над Симфонией № 2 Александр Порфирьевич Бородин работал несколько лет. Она была завершена в 1876 г., а годом позже исполнена в Санкт-Петербурге под управлением Эдуарда Направника.
Как называется вторая симфония бородина
Богатырская симфония Бородина идеально соответствует своему названию. Эта симфония рождалась вместе с делом жизни Александра Бородина, вместе с оперой «Князь Игорь»: оба этих сочинения посвящены одной теме – благородству и величию русского богатыря, хозяина русской земли и ее защитника. Первая тема симфонии могла бы стать девизом и творчества Бородина и всей русской музыки. Она предельно афористична: краткий подъем-замах и два притопывающих «шага», возвращающих тему к начальному тону. Это тема-утверждение, тема-приказ, архаически неуклюжий и предельно монолитный. Такое вступление может открывать «Повесть временных лет» или другие «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».
Вся первая часть «Богатырской» – это вариации на главную тему, рядом с которой все остальные мотивы выглядят отрывочно, фрагментарно, как оттеняющие интермедии. И мелькнувший было наигрыш «скоморохов», и мелодия «белых лебедушек», девичий напев – все меркнет перед темой-девизом и ее вариантами. То слышится суровая мужская пляска, то тревожное ожидание-«засада», то резкие удары мечей или скачка витязей в поле. Первая часть симфонии вполне соответствует названию «эпическая», которое часто упоминают в связи со всеми произведениями Бородина. Это название означает многое: и склонность к картинности, и преобладание изложения над развитием, и господство вариационности, и тяготение к сопоставлениям. И, конечно же, грандиозность, размах, широту.
Трудно найти в истории симфонической музыки другое сочинение, где основная тема так безусловно царила бы над всеми другими, как бы подавляя и «отпугивая» их; трудно представить, что одна мысль может заполнить собою все музыкальное пространство. Конечно, грозный голос и особая стать этой темы этого требуют. Однако послушав «Богатырскую» симфонию, пессимисты, пожалуй, назовут ее не столько богатырской, сколько «автократической», настолько велика в ней централизация и концентрация «власти» главной темы. Поэтому симфония Бородина даже несколько «антисимфонична», статична: жанр симфонии подразумевает органическое соединение различного материала и его динамичное развитие. Оптимисты же, пожалуй, будут подчеркивать явно читаемый в музыке образ Ильи Муромца, «сиднем сидевшего» тридцать лет и наконец явившего всю свою силищу. Тогда «Богатырская» – это лишь зерно будущего, символ нераскрытой былинной мощи, наброски и штрихи к грандиозной поэме о русском народе, музыкальное вступление к его славной истории, которой только предстоит совершиться.
Состав оркестра
История создания
Вторая симфония Бородина — одна из вершин его творчества. Она принадлежит к мировым симфоническим шедеврам, благодаря своей яркости, своеобразию, монолитности стиля и гениальному претворению образов русского народного эпоса. Композитор задумал ее в начале 1869 года, однако работал над ней с очень большими перерывами, вызванными как основными профессиональными обязанностями, так и воплощением других музыкальных замыслов. Первая часть была написана в 1870 году. Тогда же он показал ее своим товарищам — Балакиреву, Кюи, Римскому-Корсакову и Мусоргскому, которые составляли так называемый балакиревский кружок или Могучую кучку (определение их старшего наставника и идейного руководителя искусствоведа В. Стасова). У друзей показанное вызвало подлинный энтузиазм. Горячий и скорый на громкие определения Стасов тут же назвал ее «Львицей». Мусоргский предложил для нее название Славянская героическая. Однако Стасов, задумавшийся уже не над эмоциональным определением, а над названием, с которым музыка будет жить, предложил: Богатырская. Автор не стал возражать против такого толкования его замысла, и симфония осталась с ним навсегда.
До окончания ее было еще очень далеко. Отвлекает многое — преподавание в Медико-хирургической академии, где Бородин занимает должность профессора, преподавание на Женских врачебных курсах, многочисленные общественные обязанности, в том числе редактирование научно-популярного журнала «Знание». Последнее продолжалось всего один сезон, так как правительство, недовольное атеистической направленностью журнала, «порекомендовало» Бородину покинуть редакцию. Наконец, отвлекался композитор и на создание других произведений. В эти же годы появляются фрагменты оперы «Князь Игорь», в которой тоже очень сильны «богатырские» ноты. Полностью завершенной симфония оказалась только в 1876-м. Ее премьера состоялась 2 февраля 1877 года в одном из концертов Русского музыкального общества в Петербурге под управлением Э. Ф. Направника.
Симфония, несмотря на отсутствие объявленной программы, имеет явно программные черты. Стасов писал об этом: «Сам Бородин рассказывал мне не раз, что в адажио он желал нарисовать фигуру Бояна, в первой части — собрание русских богатырей, в финале — сцену богатырского пира при звуке гуслей, при ликовании великой народной толпы». Собственно, это толкование и дало повод Стасову для наименования Богатырская.
Музыка
В «Богатырской симфонии» 4 части:
Первая часть основана на сопоставлении двух образов. Первый — могучая унисонная тема в исполнении струнных, словно втаптывающая, грузная и кряжистая. Ее дополняет, несколько смягчая суровость, более оживленный мотив, интонируемый деревянными духовыми. Побочная тема — широкая песенная мелодия в исполнении виолончелей, — кажется, рисует раздольную русскую степь. Разработка строится на чередовании героических, напряженных эпизодов, вызывающих ассоциации с боевыми схватками, былинными подвигами, с лирическими, более личными моментами, в которых побочная тема в результате развития приобретает ликующий характер. После сжатой репризы, в коде части с гигантской силой утверждается первая тема.
Вторая часть — стремительное скерцо, первая тема которого стремительно вырывается из глубины басов на фоне повторяемой валторнами октавы, а затем несется вниз, словно «не переводя дыхания». Вторая тема звучит несколько мягче, хотя и она сохраняет мужественный характер. В ее своеобразном синкопированном ритме слышатся звуки бешеной скачки степных коней по бескрайним просторам. Трио пленяет мелодическим очарованием, и как нередко у Бородина, мелодия овеяна восточной негой. Но средний эпизод невелик — и возобновляется стремительный бег, постепенно угасая, словно уносясь в неведомое.
Третья часть, призванная по словам самого Бородина передать образ Бояна — легендарного древнерусского певца, — носит повествовательный характер и разворачивается в плавном, спокойном движении. Аккорды арфы имитируют перебор гусельных струн. После нескольких тактов интонируемого кларнетом вступления валторна запевает поэтическую мелодию, принадлежащую к лучшим страницам музыки композитора. Однако недолго спокойное повествование: новые мотивы вносят смутное ощущение угрозы, сгущаются, мрачнеют краски. Постепенно восстанавливается первоначальная ясность. Чудесным лирическим эпизодом, в котором основная мелодия звучит во всей полноте своего обаяния, заканчивается часть.
Повторение вступительных тактов переводит непосредственно в начинающийся без паузы финал. Его музыка захватывает своим размахом, блеском, жизнерадостностью и вместе с тем — величием. Основной музыкальный образ — главная тема сонатной формы — размашистая, буйно-веселая тема в остром синкопированном ритме, имеющая прообраз в народной хоровой песне «Пойду во Царь-город». Ее дополняет краткий «разгульный» мотив гобоя. Побочная тема более лирична и спокойна. Она носит характер славления и звучит сначала у кларнета соло, а затем у флейты и гобоя на фоне как бы «переливов гуслей звончатых». Эти три темы подвергаются разнообразной и мастерской разработке, начало которой отмечено сурово и мощно звучащим эпизодом в замедленном темпе. Затем движение все более оживляется, симфония заканчивается музыкой, полной молодецкой удали и неудержимого веселья.
Видео
Александр Бородин
Три симфонии Бородина
Бородин создавал масштабные классические симфонии, сочетая их со сказочностью и эпосом. В этой части слушаем его симфоническую музыку.
После разговора о камерной музыке и «Князе Игоре» нас ждет третий кит музыки Бородина — его симфонии.
🏆 Симфонические заслуги Бородина колоссальны. Если Чайковский — столп русского лирико-драматического симфонизма, то Бородин — создатель величавой, возвышенной эпической линии.
🌍 Почему это важно? После Бетховена симфония превратилась в принципиальный для европейской музыки жанр. Любая национальная школа стояла перед задачей создать «свою» симфонию. Вместе с тем, по мнению «почвенников» Балакирева и Стасова, симфония в ее каноническом виде была чем-то слишком ортодоксальным и западным. Классическая архитектура четырехчастного цикла, абстрактная драматургия бетховенского типа, — от всего этого веяло стариной.
📚 В Европе уже лет тридцать увлекались одночастными, фантазийными по форме симфоническими работами с обязательным внешним сюжетом — например, взятым из литературы. Такой симфонизм называют программным, а эти работы — симфоническими поэмами или программными увертюрами. Симфоническая музыка кучкистов двигалась именно в эту сторону: программность дарила яркие краски и сочные образы (помните «Ночь на лысой горе» Мусоргского?) и облегчала работу с формой.
🙇♂️ Чайковский и Бородин — единственные русские авторы своего поколения, которых тянуло к масштабной симфонии классического типа и которые смогли создать в этом жанре настоящие сокровища. Гений Чайковского направил его в сторону острых, мощных коллизий. Его главная тема — драма души человека, мечтающее и гибнущее человеческое «я». Умиротворенный талант Бородина повел его в сторону более объективного, повествовательного симфонизма. Его мир — эпос, пейзаж, сказочная архаика, а также лирика — но другая, чем у Петра Ильича, более безмятежного свойства.
🌞 Черты симфонизма Бородина — теплый, озаренный колорит, отсутствие конфронтации между главной и побочной и вообще каких-либо разрушительных инцидентов в драматургии цикла. Развиваясь, темы не перерождаются, не преподносят нам внезапных сюрпризов (как бывает у Чайковского), но как бы мужают и воцаряются в первоначальных своих обличьях. Все, связанное с «опасностью» для цикла, его дестабилизацией — сведено к минимуму или отсутствует. Бородин любит спокойную повествовательность; рассказ для него естественнее, чем полемика.
🌄 Все помнят о важности восточной ноты для Бородина. В его симфониях любовь и гениальное умение передавать атмосферу степной романтики переплетается с образами сказочных славянских витязей.
🐻 Всадники-богатыри, сказители с гуслями, пляшущие скоморохи — все эти мотивы у Бородина предвосхищают неорусский стиль, расцветший вскоре после его смерти (вспомните братьев Васнецовых, Врубеля, Шехтеля). Вместе с тем, Бородину еще чужда подчеркнутая условность и декоративность, орнаментальность, чувственная заостренность черт. Вся эта эстетика придет в русское искусство несколько десятилетий спустя, и в музыке отразится, например, в работах позднего Римского-Корсакова и Анатолия Лядова.
Александр Бородин. Симфония № 2 (Богатырская)
⭐️ В ИЗБРАННОЕ
Evgeny Svetlanov, USSR State Symphony Orchestra
Народный рейтинг популярности: 28620
Вторая («Богатырская») симфония Бородина — вершина оркестровой музыки композитора.
Вершина оркестровой музыки Бородина — Вторая («Богатырская») симфония (1876), первое исполнение которой состоялось в 1877 году под управлением Э. Ф. Направника. Партитура вышла в свет в 1887 году, посмертно, в редакции Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова, внесших в её музыку значительные изменения.
Классику (как любой драгоценный антиквариат) значительно усиливает связанная с ней история. Вы очень поможете проекту, дополнив приведённое выше описание, предложив для иллюстрации картинку, или видео, или интересный факт.
Комментарии (2)
Возможно, точно такое предложение уже есть в Копилке идей, проверьте, пожалуйста. Тогда обязательно поддержите идею дополнительным комментарием в её поддержку, и это непременно ускорит добавление.
Не стесняйтесь оставлять замечания, если, по Вашему мнению, произведение озаглавлено неправильно либо некорректно.
«Богатырскую» симфонию Бородина, кажется, ещё не предлагали. А начало у неё узнаваемое.
* Отрывки «Александр Бородин. Симфония № 2 (Богатырская)» использованы в качестве цитаты в информационных целях, а также в целях раскрытия творческого замысла автора.
А.П. Бородин. «Богатырская» симфония № 2.
Симфония является выдающимся произведением эпического симфонизма. В ней А.Бородин воплотил образы богатырского эпоса. «Богатырская» симфония принадлежит к мировым симфоническим шедеврам.
Премьера состоялась в 1880 году в Москве под управлением Н. Рубинштейна.
Симфония имеет явные черты программности, но не имеет определенного сюжета.
По словам Стасова в первой части симфонии Бородин хотел показать
«Собрание богатырей», во второй – «Игру богатырей», в третьей – «Рассказ Баяна», в финале – «Пир богатырей».
Идея. Вся музыка симфонии пронизана патриотической идеей любви к родине и прославления богатырской мощи русского народа.
Жанр симфонии – эпический.
Композиция симфонии – традиционна, состоит из 4 частей.
Напоминает восточные сцены из II и III действий «Князя Игоря».
III часть – сонатная форма.
IV часть – сонатная форма.
Музыкальный язык – мелодии песенные, ритм крупный и ровный, размеры сложные, гармония красочная, оркестровка – подражание народным инструментам. Унисонное звучание всего оркестра подчеркивает богатырский характер.
Н.А. Римский-Корсаков.
Опера-сказка «Снегурочка».
Любимая опера Римского-Корсакова. В ней завершилось формирование оперного стиля композитора.
«Мой род – это сказка, былина и непременно русские». (Н.А. Римский-Корсаков).
Н.А.Римский-Корсаков известен как композитор-сказочник. Его музыка отличается по общему колориту красочностью тембров, необычной гармонией и ладами. Творчество композитора глубоко самобытно.
История создания. Лето 1880 года композитор проводил в деревне Степенево. Здесь он начал работу над оперой. Опера была написана на одном дыхании за летние месяцы 1880 г. В окончательной редакции опера прозвучала в 1893 году в Большом театре в Москве. В этом же году композитор пишет В.В. Стасову: «Кто не любит Снегурочку, тот не понимает моих сочинений вообще и не понимает меня», а годом позже он называет оперу своей «девятой симфонией».
Жанр оперы – сказочно-эпический c чертами лирической драмы.
Драматургия – опера основана на сопоставлении ярких, контрастных картин. Драма Снегурочки, её внутреннее душевное преображение рождает ещё одну тему оперы – лирическую.
Все герои оперы имеют яркие индивидуальные характеристики.
2 картины пролога знакомят нас со сказочными персонажами и с миром людей (обряд «Проводы Масленицы»).
Первое действие намечает драму Снегурочки.
Второе действие показывает мудрое правление царя Берендея.
Третье действие – очень динамичное по событиям. Драма Снегурочки достигает наибольшего напряжения.
Четвертое – кульминация оперы: сцена таяния Снегурочки, но и оптимистичный заключительный хор – гимн Ярили – Солнцу.
Важную роль в опере выполняет оркестр. Композитор использует всю палитру звучания инструментов и создает самостоятельные инструментальные номера (например, сцена погони из третьего действия).
Мастерски композитор использует всю оркестровую палитру, выразительные средства солирующих инструментов.
Н.А. Римский-Корсаков продолжил начатую М.И. Глинкой тему сказочно-эпической оперы и создал в своих произведениях собственную картину мира, устроенную по законам порядка, гармонии и красоты.