Как называется ускорение в музыке
Темпы в музыке: медленные, умеренные и быстрые
Классическое определение гласит, что темп в музыке – это скорость движения. Но что под этим подразумевается? Дело в том, что в музыке есть своя единица измерения времени. Это не секунды, как в физике, и не часы-минуты, к которым мы привыкли в жизни.
Музыкальное время больше всего напоминает биение человеческого сердца, мерные удары пульса. Эти удары и отмеряют время. И как раз от того, какие они – быстрые или медленные, зависит темп, то есть общая скорость движения.
Когда мы слушаем музыку, мы не слышим этой пульсации, если, конечно, она специально не показывается ударными инструментами. Но каждый музыкант скрыто, внутри себя обязательно ощущает эти удары пульса, именно они помогают играть или петь ритмично, не отклоняясь при этом от основного темпа.
Вот вам пример. Все знают мелодию новогодней песни «В лесу родилась елочка». В этой мелодии движение музыкального ритма идет, в основном, восьмыми длительностями нот (иногда встречаются и другие). Одновременно бьется пульс, просто так его не слышно, но мы его специально озвучим с помощью ударного инструмента. Послушайте данный пример, и вы начнете ощущать биение пульса в этой песне:
Какие бывают темпы в музыке?
Все темпы, какие только есть в музыке, можно поделить на три основные группы: медленные, умеренные (то есть средние) и быстрые. В нотной записи темп принято обозначать специальными терминами, большая часть из которых являются словами итальянского происхождения.
Так к медленным темпам относятся Largo и Lento, а так же Adagio и Grave.
К темпам умеренным причисляют Andante и производное от него Andantino, кроме того — Moderato, Sostenuto и Allegretto.
Наконец, перечислим быстрые темпы, это: веселое Allegro, «живые» Vivo и Vivace, а также быстрое Presto и наибыстрейшее Prestissimo.
Как установить точный темп?
Можно ли измерить музыкальный темп в секундах? Оказывается, можно. Для этого используется специальный прибор – метроном. Изобретателем механического метронома является немецкий физик-механик и музыкант Иоганн Мельцель. Ныне музыканты в своих повседневных репетициях пользуются как механическими метрономами, так и электронными аналогами – в виде отдельного прибора или приложения на телефоне.
Каков принцип действия метронома? Этот прибор после специальных настроек (передвинуть грузик по шкале) отбивает удары пульса с определенной скоростью (например, 80 ударов в минуту или 120 ударов в минуту и т.п.).
Щелчки метронома напоминают громкое тиканье часов. Та или иная частота биения этих ударов соответствует одному из музыкальных темпов. Например, для быстрого темпа Allegro частота будет примерно 120-132 удара в минуту, а для медленного темпа Adagio – около 60 ударов в минуту.
В зависимости от музыкального размера можно также настроить метроном так, чтобы он отмечал особыми знаками (звоночком, например) сильные доли.
Каждый композитор определяет темп своего сочинения по-разному: одни указывают его лишь приблизительно, одним термином, другие – устанавливают точные значения по метроному.
Во втором случае это обычно выглядит так: там, где должно быть темповое указание (или рядом с ним), стоит четвертная нота (удар пульса), далее знак равенства и число ударов в минуту по метроному Мельцеля. Пример можно посмотреть на картинке.
Таблица темпов, их обозначений и значений
В следующей таблице будут обобщены данные об основных медленных, умеренных и быстрых темпах: итальянское написание, произношение и перевод на русский язык, примерное (около 60, около 120 и т.п.) количество ударов в минуту по метроному.
Темп | Транскрипция | Перевод | Метроном |
Медленные темпы | |||
Largo | лярго | широко | ок. 45 |
Lento | ленто | протяжно | ок. 52 |
Adagio | адажио | медленно | ок. 60 |
Grave | граве | важно | ок. 40 |
Умеренные темпы | |||
Andante | анданте | не спеша | ок. 65 |
Andantino | андантино | неторопливо | ок. 70 |
Sostenuto | состэнуто | сдержанно | ок. 75 |
Moderato | модерато | умеренно | ок. 80 |
Allegretto | аллегретто | подвижно | ок. 100 |
Быстрые темпы | |||
Allegro | аллегро | скоро | ок. 132 |
Vivo | виво | живо | ок. 140 |
Vivace | виваче | живо | ок. 160 |
Presto | престо | быстро | ок. 180 |
Prestissimo | престиссимо | очень быстро | ок. 208 |
Замедление и ускорение темпа произведения
Как правило, темп, взятый вначале произведения, сохраняется до его конца. Но нередко в музыке встречаются такие моменты, когда требуется замедление или, наоборот, ускорение движения. Для обозначения таких «оттенков» движения также существуют специальные термины: accelerando, stringendo, stretto и animando (это все для ускорения), а также ritenuto, ritardando, rallentando и allargando (эти — для замедления).
Чаще употребляются оттенки для замедления в конце произведения, особенно в старинной музыке. Постепенное или внезапное ускорение темпа больше характерно для романтической музыки.
Уточнение музыкальных темпов
Нередко в нотах рядом с основным обозначением темпа стоит одно или несколько дополнительных слов, которые уточняют характер нужного движения или характер музыкального произведения в целом.
Например, Allegro molto: аллегро – это просто быстро, а аллегро мольто – это очень быстро. Еще примеры: Allegro ma non troppo (быстро, но не слишком) или Allegro con brio (Быстро, с огнем).
Значение таких дополнительных обозначений всегда можно узнать с помощью специальных словарей иностранных музыкальных терминов. Однако наиболее часто употребляемые термины вы можете посмотреть в специальной шпаргалке, которую мы для вас приготовили. Ее можно распечатать и всегда иметь при себе.
ШПАРГАЛКА ТЕМПОВ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ – СКАЧАТЬ
Вот такие вот основные моменты, касающиеся музыкального темпа, мы хотели донести до вас. Если у вас еще остались вопросы, то, пожалуйста, напишите их в комментариях. До новых встреч.
Выразительные средства в музыке: темп
На прошлом уроке мы познакомились с тремя видами септаккордов.
Любители музыки знают, что музыка – это язык чувств, выражаемый звуками. Для того, чтобы выразить музыкальными звуками различные чувства и настроения, существует целая система музыкальных выразительных средств. Среди таких выразительных средств – мелодия, ритм, гармония, музыкальная фактура, динамика (громкость), тембр (окраска звука, его инструментовка), а также темп (скорость звучания). О некоторых из этих выразительных средств уже шла речь на предыдущих уроках. Заметим, что музыкальные выразительные средства взаимосвязаны, и нередко оказывают влияние друг на друга. На этом уроке речь пойдет о важном выразительном средстве – темпе. Основные темпы делятся на: медленные, умеренные и быстрые. В основе подразделения – особенности жизни и физиологии человека – дыхание, стук сердца, шаг. Именно ритм шага лежит в основе многих музыкальных произведений. Умеренный шаг, как правило, лежит в основе умеренного темпа Moderato, ускоренный, приподнятый – в основе быстрых темпов – Allegretto, Allegro. Темповые обозначения на латинском языке приводятся в большинстве пособий и учебников для начинающих. Такие обозначения ученики музыкальных школ быстро выучивают, а музыканты-любители также быстро привыкают к итальянским обозначениям, запоминают их и используют при музицировании.
Вернемся к ритму шага как основе музыкального движения. Начинающим ученикам объясняют, что ритм шага может быть не только у человека, но у животных, маленьких (кошечки, собачки) или у больших (слоны, медведи). То есть, доли-шаги могут быть быстрыми, а могут быть, напротив, медленными, весьма неторопливыми.
В качестве примера на полетное, воздушное движение можно привести концертный этюд Ференца Листа «Хоровод гномов», в котором гномы показаны скорее как эльфы – воздушные, порхающие в высоком регистре существа, хоровод которых движется очень быстро.
Другой пример тяжеловесного, неповоротливого движения – музыкальная сказка Игоря Стравинского про медведя с липовой ногой, где зверь напевает: «Скрипи, нога, скрипи, липовая».
Здесь мы подходим к вопросам взаимосвязи темпа, ритма и размера. Размер, указанный в начале произведения, определяет единицу пульсации. Чаще всего основной долей музыкального движения будет четверть, особенно для начального этапа обучения. Движение восьмыми, например, в размере 6/8, будет более подвижным, можно вспомнить пьесу П. Чайковского «Итальянская полька» из цикла «Детский альбом».
Движение крупными, более тяжелыми долями – половинными – встречается реже и характерно для старинных жанров пассакальи, чаконы. В «Пассакалье» Генделя единицу пульсации определяет партия левой руки:
Есть отдельные произведения и целые циклы музыкальных произведений, которые посвящены воплощению того или иного движения, связанного с умеренным, медленным, затрудненным или, напротив, взволнованным, ускоренным шагом. Образы замедленного, затрудненного шага, связанного с медленным восхождением на Голгофу, воплощены в «Страстях» И.С. Баха и находят свое воплощение во многих страницах его клавирной и скрипичной музыки. Замедленное, трудное движение шагом, блуждание холодной зимой воплощено в цикле «Зимний путь» Франца Шуберта. Образы влюбленного юноши-романтика и поэта, странствующего по заснеженным пейзажам, вдоль ручья, скованного льдом, воплощены в ярких, образных музыкальных картинах.
В музыке стали использовать метроном для более точных обозначений темпов.
Например, четверть=60 означает ритм шага в спокойном, умеренном движении, четверть= 120 – используется для обозначения быстрого, подвижного шага, такой темп характерен для жанра марша. Но все же, даже метрономические указания весьма относительны. На такие обозначения можно ориентироваться, но не всегда следует воспринимать их буквально.
Как правило, обозначения темпа в музыке связаны с обозначениями характера музыки, с обозначением жанра или различными уточнениями. Темповые указания могут быть сдержанными и лаконичными, но могут быть и весьма подробными. На схеме приведены часто встречающиеся музыкальные термины, которые могут применяться одновременно с темповыми указаниями.
Остановимся немного подробнее на самых популярных темповых обозначениях. Темпы Grave, Largo – не просто очень медленные, они также указывают на несколько тяжеловесных характер движения. В старинной музыке в таких произведениях преобладала пульсация половинными, а образный строй мог быть печальным и даже траурным. К таким темпам могут быть присоединены дополнительные обозначения: pesante (тяжело), lugubre (мрачно).
Медленный темп Lento связан с неторопливой, певучей кантиленой, но еще более это характерно для умеренно-медленных темпов Andante и Andantino. Поэтому в музыке часто встречается обозначение Andante cantabile – медленно и певуче. Иногда два темпа объединяются в одно обозначение: Allegro moderato – умеренно скоро. Такое обозначение применяется для игровых, подвижных, скерцозных типов движения. Для веселого, подвижного, игрового движения применяется также обозначение allegretto, которое может быть дополнено обозначением «легко»: Allegretto leggiero. Очень быстрые темпы – Vivo, Vivace, Presto, Prestissimo.
Игра в очень быстрых темпах требует больших виртуозных навыков, развитой техники, и в XIX веке появился отдельный жанр – этюд. Это виртуозное, произведение, направленное на развитие техники. Практически одновременно со множеством инструктивных этюдов, нацеленных на выработку какого-либо одного приема (Черни, Крамера и других композиторов), появился и жанр концертного этюда, в котором виртуозные приемы сочетаются со значительными выразительными, художественными задачами. Некоторые из таких этюдов имеют уточняющие программные подзаголовки – «Кампанелла», «Метель» Листа, «Этюды-картины» С. Рахманинова.
Движение в едином темпе характерно для большинства музыкальных произведений. Вместе с тем, существуют указания на замедление и ускорение темпа. Небольшое замедление часто может применяться в завершении небольшой пьесы медленного движения, например, в колыбельной. Такое замедление обозначается терминами ritenuto (сокращенно – rit.) или ritardando (ritard.). Порывистое, взволнованное движение, образующее кульминационную волну, может сопровождаться указанием на ускорение темпа – accelerando (accel.) Такие моменты характерны скорее для романтических крупных форм или оперных сцен – в небольших пьесах для начальных классов музыкальной школы такое указание встречается редко. Применяются также обозначения poco meno mosso (чуть менее подвижно) или piu mosso (более подвижно).
Темповые контрасты внутри одного произведения также характерны для крупных произведений, к примеру, в сложной трехчастной форме. Так, в ноктюрнах Шопена или Интермеццо Брамса можно встретить значительные темповые контрасты между разделами. Для возвращения в начальный темп используется указание Tempo I. Для того, чтобы контраст разделов не был связан с переменой темпа, композитор может указать исполнителю сохранять тот же темп: l’istesso tempo.
Большая свобода в перемене темпов характерна для некоторых жанров старинной музыки. Например, токкаты Дитриха Букстехуде и других старших современников И.С. Баха предполагают чередование нескольких разнохарактерных эпизодов. Свободное чередование разнохарактерных эпизодов, в том числе полифонических, в традиции Баха, характерно для некоторых поздних сонат Л. Ван Бетховена. Яркие темповые контрасты встречаются также в оперных сценах, в особенности в финалах комических опер, заключающих в себе неожиданные сюжетные ходы, «вторжения», переодевания, и прочие приемы оперной драматургии.
Вместе с тем, музыканту-новичку, учащемуся музыкальной школы чаще всего нужно будет играть все произведение в одном темпе, и это единство движения наряду с правильным чувством ритма будет большим достоинством юного музыканта-исполнителя.
Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано
Как называется ускорение темпа в музыке?
Ускорение темпа в музыкальном произведении называется аччелерандо (accelerando). Можно с легкостью найти сходство данного музыкального термина со словом «акселерация», что опять-таки означает «ускорение».
Ускорение темпа в музыке может называться:
Все эти слова с перевода означают УСКОРЯТЬ.
ускорение темпа в музыке называется forte
Макс Рихтер, это композитор, который имеет немецкие корни, хоть и проживает нынче в Великобритании. Что касаается его музыки и всего творчества в целом, то оно связано с документальным кино, так как именно через него, прославились его композиции.
Самая успешная его композиция, была написана им к фильму «Вальс с Баширом». Кстати было это в 2008 году, который стал для композитора до сей поры самым важным и успешным. Можно даже сказать что переломным в карьере, так как именно по ходу этого года, он был признан лучшим композитором и признала его таковым Европейская киноакадемия.
Выразительные средства в музыке: темп
На прошлом уроке мы познакомились с тремя видами септаккордов.
Любители музыки знают, что музыка – это язык чувств, выражаемый звуками. Для того, чтобы выразить музыкальными звуками различные чувства и настроения, существует целая система музыкальных выразительных средств. Среди таких выразительных средств – мелодия, ритм, гармония, музыкальная фактура, динамика (громкость), тембр (окраска звука, его инструментовка), а также темп (скорость звучания). О некоторых из этих выразительных средств уже шла речь на предыдущих уроках. Заметим, что музыкальные выразительные средства взаимосвязаны, и нередко оказывают влияние друг на друга. На этом уроке речь пойдет о важном выразительном средстве – темпе. Основные темпы делятся на: медленные, умеренные и быстрые. В основе подразделения – особенности жизни и физиологии человека – дыхание, стук сердца, шаг. Именно ритм шага лежит в основе многих музыкальных произведений. Умеренный шаг, как правило, лежит в основе умеренного темпа Moderato, ускоренный, приподнятый – в основе быстрых темпов – Allegretto, Allegro. Темповые обозначения на латинском языке приводятся в большинстве пособий и учебников для начинающих. Такие обозначения ученики музыкальных школ быстро выучивают, а музыканты-любители также быстро привыкают к итальянским обозначениям, запоминают их и используют при музицировании.
Вернемся к ритму шага как основе музыкального движения. Начинающим ученикам объясняют, что ритм шага может быть не только у человека, но у животных, маленьких (кошечки, собачки) или у больших (слоны, медведи). То есть, доли-шаги могут быть быстрыми, а могут быть, напротив, медленными, весьма неторопливыми.
В качестве примера на полетное, воздушное движение можно привести концертный этюд Ференца Листа «Хоровод гномов», в котором гномы показаны скорее как эльфы – воздушные, порхающие в высоком регистре существа, хоровод которых движется очень быстро.
Другой пример тяжеловесного, неповоротливого движения – музыкальная сказка Игоря Стравинского про медведя с липовой ногой, где зверь напевает: «Скрипи, нога, скрипи, липовая».
Здесь мы подходим к вопросам взаимосвязи темпа, ритма и размера. Размер, указанный в начале произведения, определяет единицу пульсации. Чаще всего основной долей музыкального движения будет четверть, особенно для начального этапа обучения. Движение восьмыми, например, в размере 6/8, будет более подвижным, можно вспомнить пьесу П. Чайковского «Итальянская полька» из цикла «Детский альбом».
Движение крупными, более тяжелыми долями – половинными – встречается реже и характерно для старинных жанров пассакальи, чаконы. В «Пассакалье» Генделя единицу пульсации определяет партия левой руки:
Есть отдельные произведения и целые циклы музыкальных произведений, которые посвящены воплощению того или иного движения, связанного с умеренным, медленным, затрудненным или, напротив, взволнованным, ускоренным шагом. Образы замедленного, затрудненного шага, связанного с медленным восхождением на Голгофу, воплощены в «Страстях» И.С. Баха и находят свое воплощение во многих страницах его клавирной и скрипичной музыки. Замедленное, трудное движение шагом, блуждание холодной зимой воплощено в цикле «Зимний путь» Франца Шуберта. Образы влюбленного юноши-романтика и поэта, странствующего по заснеженным пейзажам, вдоль ручья, скованного льдом, воплощены в ярких, образных музыкальных картинах.
В музыке стали использовать метроном для более точных обозначений темпов.
Например, четверть=60 означает ритм шага в спокойном, умеренном движении, четверть= 120 – используется для обозначения быстрого, подвижного шага, такой темп характерен для жанра марша. Но все же, даже метрономические указания весьма относительны. На такие обозначения можно ориентироваться, но не всегда следует воспринимать их буквально.
Как правило, обозначения темпа в музыке связаны с обозначениями характера музыки, с обозначением жанра или различными уточнениями. Темповые указания могут быть сдержанными и лаконичными, но могут быть и весьма подробными. На схеме приведены часто встречающиеся музыкальные термины, которые могут применяться одновременно с темповыми указаниями.
Остановимся немного подробнее на самых популярных темповых обозначениях. Темпы Grave, Largo – не просто очень медленные, они также указывают на несколько тяжеловесных характер движения. В старинной музыке в таких произведениях преобладала пульсация половинными, а образный строй мог быть печальным и даже траурным. К таким темпам могут быть присоединены дополнительные обозначения: pesante (тяжело), lugubre (мрачно).
Медленный темп Lento связан с неторопливой, певучей кантиленой, но еще более это характерно для умеренно-медленных темпов Andante и Andantino. Поэтому в музыке часто встречается обозначение Andante cantabile – медленно и певуче. Иногда два темпа объединяются в одно обозначение: Allegro moderato – умеренно скоро. Такое обозначение применяется для игровых, подвижных, скерцозных типов движения. Для веселого, подвижного, игрового движения применяется также обозначение allegretto, которое может быть дополнено обозначением «легко»: Allegretto leggiero. Очень быстрые темпы – Vivo, Vivace, Presto, Prestissimo.
Игра в очень быстрых темпах требует больших виртуозных навыков, развитой техники, и в XIX веке появился отдельный жанр – этюд. Это виртуозное, произведение, направленное на развитие техники. Практически одновременно со множеством инструктивных этюдов, нацеленных на выработку какого-либо одного приема (Черни, Крамера и других композиторов), появился и жанр концертного этюда, в котором виртуозные приемы сочетаются со значительными выразительными, художественными задачами. Некоторые из таких этюдов имеют уточняющие программные подзаголовки – «Кампанелла», «Метель» Листа, «Этюды-картины» С. Рахманинова.
Движение в едином темпе характерно для большинства музыкальных произведений. Вместе с тем, существуют указания на замедление и ускорение темпа. Небольшое замедление часто может применяться в завершении небольшой пьесы медленного движения, например, в колыбельной. Такое замедление обозначается терминами ritenuto (сокращенно – rit.) или ritardando (ritard.). Порывистое, взволнованное движение, образующее кульминационную волну, может сопровождаться указанием на ускорение темпа – accelerando (accel.) Такие моменты характерны скорее для романтических крупных форм или оперных сцен – в небольших пьесах для начальных классов музыкальной школы такое указание встречается редко. Применяются также обозначения poco meno mosso (чуть менее подвижно) или piu mosso (более подвижно).
Темповые контрасты внутри одного произведения также характерны для крупных произведений, к примеру, в сложной трехчастной форме. Так, в ноктюрнах Шопена или Интермеццо Брамса можно встретить значительные темповые контрасты между разделами. Для возвращения в начальный темп используется указание Tempo I. Для того, чтобы контраст разделов не был связан с переменой темпа, композитор может указать исполнителю сохранять тот же темп: l’istesso tempo.
Большая свобода в перемене темпов характерна для некоторых жанров старинной музыки. Например, токкаты Дитриха Букстехуде и других старших современников И.С. Баха предполагают чередование нескольких разнохарактерных эпизодов. Свободное чередование разнохарактерных эпизодов, в том числе полифонических, в традиции Баха, характерно для некоторых поздних сонат Л. Ван Бетховена. Яркие темповые контрасты встречаются также в оперных сценах, в особенности в финалах комических опер, заключающих в себе неожиданные сюжетные ходы, «вторжения», переодевания, и прочие приемы оперной драматургии.
Вместе с тем, музыканту-новичку, учащемуся музыкальной школы чаще всего нужно будет играть все произведение в одном темпе, и это единство движения наряду с правильным чувством ритма будет большим достоинством юного музыканта-исполнителя.
Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано