Как называется трость для слепых
Трость
У этого термина существуют и другие значения, см. Трость (значения).
Трость — это ортопедический инструмент для создания дополнительной опоры при ходьбе. Трость имеет долгую историю. Изначально функцию опоры выполняла палка, затем — посох. Слово «трость» появилось примерно в 16 веке. Кроме медицинской функции, трость также выполняет декоративную функцию аксессуара, дополняющего образ человека. Трость состоит из следующих элементов: ствола (шафта), ручки (или набалдашника), наконечника и, также, может включать так называемый «секрет».
Содержание
Типы тростей
Стандартная (цельная) трость
Стандартная цельная трость выполнена чаще всего из дерева. Является надежной опорой, однако такую трость сложно подобрать точно под рост пациента. Для того чтобы подогнать цельную трость по длине, с неё снимают наконечник, отпиливают лишнюю часть и надевают наконечник обратно. Увеличить высоту стандартной трости невозможно.
Трость с Т-образной рукояткой
Трость с Т-образной рукояткой обеспечивает устойчивость как пожилому человеку, так и пациенту в период реабилитации. Служит надежной опорой при перемещении дома и на улице.
Складная трость
Складная трость складывается секционно. Главное преимущество складной трости — простота транспортировки. Длина складной трости в сложенном виде равняется примерно 30-35 см, что позволяет носить её в сумке или рюкзаке.
Телескопическая трость
Трость телескопическая регулируется по длине телескопическим способом. Она оснащена фиксирующим замком, который защелкивается при выдвижении шафта на нужную длину. Трость телескопическая считается универсальной. Существует множество моделей телескопических тростей.
Трость с опорой
Подвидом телескопических тростей являются трости с опорой на четырёх или трех ножках. Опоры могут быть большими и маленькими, квадратными и пирамидальными. Благодаря большому количеству опорных точек такая трость гарантирует повышенную устойчивость. Обычно трость с опорой рекомендуют пациентам с нарушениями координации, сильно ослабленным физически, перенесшим инсульт или находящимся на ранней стадии реабилитационного периода.
Трость для слепых
Трость для слепых изготавливается из светоотражающего светлого материала. Её ещё называют белой тростью. Белая трость стала символом слепых в 1921 году благодаря Джеймсу Биггсу, который первым перекрасил свою чёрную трость в белый цвет.
Ультразвуковая трость для слепых
Корейская компания Primpo разработала ультразвуковую трость для слепых. Трость распознает препятствия «в диапазоне 25 градусов в горизонтальном направлении и 50 градусов по вертикали». Ультразвуковой сенсор реагирует на объекты размером до 3 см на расстоянии 2 метров от человека. О препятствиях ультразвуковая трость сообщает вибросигналом. [1]
Ещё одна ультразвуковая трость представляет собой электронное устройство, которое одевается на запястье и посылает звуковой или вибросигнал о приближении препятствия или потенциальной опасности. [2]
Декоративная трость
Декоративная трость выполняет функцию аксессуара, дополняющего образ её владельца. Декоративные прогулочные трости отличаются:
При изготовлении элегантных легких тростей применяются эксклюзивные, экзотические породы дерева (сапеле, зебрано, лайсвуд, американская вишня, ятоба), а при оформлении ручки или набалдашника — металл (в том числе драгоценные металлы), янтарь, кость, бирюза. По заказу клиента трость ручной работы может венчать ручка оригинальной формы (голова орла, череп, собака и т. д.), стилизованная роспись шафта или своеобразное декоративное оформление. Коллекционные трости — в особенности трости 19-го века — могут быть украшены именной гравировкой, элементами из золота и серебра, инкрустацией из кости, перламутра и драгоценных камней.
Трость с секретом
Подарочные и прогулочные трости могут быть оснащены так называемым «секретом». «Секрет» трости (нож, рапира, фонарик, расческа, фляжка и т. д.) располагается в полом пространстве рукоятки. Первый секрет-фляжка был изготовлен в 19 веке по заказу принца Эдуарда, мать которого (королева Виктория) не одобряла пагубной привычки сына.
Многофункциональные трости
К многофункциональным тростям относят трость-зонт и трость-стул. Трость-стул представляет собой телескопическую трость, оснащенную складным пластмассовым сиденьем, на котором можно отдохнуть во время прогулки.
Как называется трость для слепых
Что такое белая трость для слепых? В наших статьях мы ее упоминаем довольно часто, но что это такое и почему имеет такое название для слабовидящих людей знают немногие.
Что такое белая трость для слепых?
Белая трость — это длинная трость белого цвета, которая помогает людям слепым и слабовидящим людям ориентироваться в пространстве и избегать препятствий на своем пути. Она помогает им обнаруживать:
Однако белая трость — это больше, чем просто инструмент. Это символ независимости. Он позволяет людям с нарушениями зрения передвигаться безопасно и комфортно.
И даже несмотря на развитие современных технологий, которые значительно облегчили жизнь инвалидов по зрению, белая трость в тандеме с ними по-прежнему остается важным и ценным инструментом.
Как выглядит белая трость?
Белые трости бывают двух видов: прямая трость и складная.
Из чего обычно изготавливают белую трость?
Как мы сказали выше, белая трость обычно изготавливается из стекловолокна или алюминия. Но поскольку в течении дня трость активно используется очень важно, чтобы она была не только прочной, но и легкой. Сейчас популярность набирает легкий графит,
Насадки на наконечник трости
Наконечники трости бывают разных видов. Их основное назначение — защитить конец трости. Наконечник должен быть прочным и иметь такой размер и форму, чтобы не цепляться за каждую трещину или небольшое отверстие. Поэтому выделяют следующие виды наконечников:
Трость для слепых и слабовидящих
Трость для слепых и слабовидящих помогает передвигаться по улице и незнакомым общественным помещениям. Этим приспособлением человек «ощупывает» окружающее пространство, находя препятствия.
Любой из нас, оказавшись в темной комнате, вытягивает руки вперед, чтобы понять, где находятся стены и предметы мебели. По этому принципу работает и трость, чтобы незрячие люди могли ходить по улицам буквально на ощупь.
Традиционно этот предмет имеет белый цвет. Поэтому, независимо от вида и конфигурации, он так и называется «белая трость».
Как правильно подобрать трость для слепых и слабовидящих?
Белые трости различаются между собой по материалу изготовления, типу наконечника и конструкции. Разнообразие моделей позволяет выбрать экземпляр, соответствующий целям, нуждам и предпочтения пациента. При выборе также важно учитывать некоторые физические особенности будущего владельца.
Трость из такого материала купить?
Наиболее популярны сегодня трости из пяти материалов:
Если для вас важнее всего качество, выбирайте композитную или стеклопластиковую модель. Если хотите сэкономить, а трость нужна ненадолго, купите алюминиевую. «Золотая середина» между ценой и качеством – варианты из графита и стеклопластика, первый немного дешевле второго.
Трости для слепых и слабовидящих можно приобрести по этой сслылке на АЛИЭКСПРЕСС
Конструкция трости для слепых
По конструкции белые трости подразделяются цельные и складные. В число последних входят:
Цельная трость для слепых и слабовидящих выполняется в виде трубки, отдаленно напоминающей конус, с рукоятью и наконечником. Плюсов у такой модели несколько:
Складные трости на резиновом шнуре состоят из наконечника, полых звеньев, шнура и рукояти. Шнур продевается внутри звеньев, объединяя в одно целое. Количество звеньев бывает четным и нечетным. В первом случае наконечник сложенной трости будет касаться рукояти, во втором – они снова окажутся на противоположных сторонах.
Первый вариант считается менее удачным, так как при соприкосновении с наконечником рукоять может испачкаться, а потом загрязнить и ладонь. Телескопическая трость складывается по иному принципу, в ней звенья аккуратно задвигаются друг в друга. Самое широкое звено оказывается снаружи, самое узкое – внутри.
Существуют телескопические модели, длину которых можно менять в заданном диапазоне. Для обоих видов складных тростей характерен один принцип: чем больше звеньев, тем меньше она в сложенном состоянии. Однако большое количество элементов может негативно сказаться на надежности изделия.
В телескопических моделях наиболее уязвимо самое нижнее звено, так как оно всегда самое тонкое. Если вам не нужно время от времени складывать трость, а главный критерий выбора – надежность, отдайте предпочтение цельной модификации.
Компактная складная подойдет тем, кому большая трость удобна не всегда.
Тактильные трости
Это отдельный тип, к которым может относиться любая из перечисленных выше конфигураций. Отличаются они малым в весом, компактностью при складывании и наконечником типа «карандаш» или шарик с минимальными диаметром. Тактильные трости не подходят для абсолютно слепых и пациентов с остаточным зрением. Их предназначение в том, чтобы показать окружающим, что перед ними человек с плохим зрением.
При передвижении человек может ощупать ней глубину ямы перед собой или найти ограждение.
Второе название этого аксессуара – сигнальная трость. Она не только имеет белый цвет, но и часто оклеена светоотражающей пленкой. Последнее звено всегда красное.
Выбор формы наконечника и крепления
Трость для слепых и слабовидящих может быть оснащена наконечником, закрепленным стационарно или вращающимся. Второй вариант удобнее, особенно, если выбирается для ребенка.
Специалисты рекомендуют при покупке трости сразу купить и несколько наконечников к ней. Это позволяет слабовидящему человеку всегда быть готовым к любой ситуации.
Выбор рукояти
Эту часть трости выполняют из разных материалов, чаще всего это резина, пластик, натуральная древесина или пробка. Как правило, выбор осуществляется по личным предпочтениям, но есть некоторые нюансы, которые все же нужно учитывать.
Варежки и перчатки сильно снижают чувствительность, поэтому при перемещении с белой тростью их использовать нельзя. Поэтому для зимы купите трость с пробковой рукоятью, а для лета подойдет любая, в том числе и пластиковая. Если хотите купить трость с резиновой ручкой, лучше если она будет светлой.
Правила эксплуатации и хранения
Если ее правильно использовать и хранить, трость для слепых и слабовидящих прослужит очень долго.
В каком возрасте покупать трость ребенку?
Она потребуется незрячему малышу уже при первых шагах. В это время нужно брать ее на прогулку, по возможности приучать ребенка использовать дома, если с ней ему удобнее. Атмосфера при этом должна быть позитивной, заставлять ребенка нельзя. Затягивать с применением трости врачи не рекомендуют. Если ребенок привыкнет ходить только за руку, ему будет сложнее научиться ней пользоваться.
Какая острота зрения является показателем для покупки трости
Трость для слепых и слабовидящих нужна при затруднениях пространственной ориентации. Если человек с трудом находит бордюры и ступени, плохо определяет изменения поверхности, трость нужна. Норм, в которых прописаны показатели остроты зрения, оптимальные для ходьбы с этим приспособлением, нет. При определении необходимости в трости для маленького ребенка, руководствуйтесь собственными наблюдениями.
Если малыш натыкается о препятствии, пробует ногой пол, ищет ступени и запинается на них, ему необходима трость.
Она нужна людям в любом возрасте с выпадением нижнего зрения. Некоторым людям трость нужна временно: только вечером, в незнакомых местах, в метро, при переходе дороги и т. д.
Как выбрать длину трости?
Здесь потребуется провести простой расчет:
Если все сделано правильно, трость будет доставать владельцу до подмышки. Помните, что при выборе трости нужно учитывать и ширину кости. При широких плечах и бедрах может потребоваться более длинное приспособление, чем для человека с узким скелетом. Обычно трости производят с шагом в 5 см. Если вы не можете подобрать изделие точно по длине, выберите то, что немного длиннее.
Например, вам нужна трость длиной 123 см. У вас есть выбор между 120 и 125 см. Покупайте последнюю, она будет безопаснее и комфортнее в использовании. Но приобретать слишком длинную трость тоже нельзя – она будет не так чувствительна, как это необходимо, выбирайте максимально близкие значения.
Если вы покупаете цельную стеклопластиковую трость, длину можно доработать самостоятельно. Для этого купите самую длинную трость и обрежьте снизу. Отрезать лишнюю длину нужно со стороны наконечника. Это объясняется тем, что первые 60 см такого изделия имеют конусообразную форму, а выше ее диаметр уже не меняется. Помните, что примерно 10 см уйдут в рукоять. Это тоже возможность для регулирования длины.
Если вы купили трость для ребенка, можно увеличить ее по мере роста путем освобождения части ствола из рукояти. Теперь, когда вы знаете, что представляет собой трость для слепых и слабовидящих, вы сможете подобрать ее для себя и своих близких без ошибок.
Понравилось? Поделитесь в социальных сетях!
История белой трости
Десятью годами позднее в Великобритании в городе Бристоле фотограф Джеймс Бигс, который ослеп в результате несчастного случая, потерял работу, веру в себя, вёл пассивный образ жизни, встретил слепого ветерана, слова которого перевернули жизнь Джеймсу и послужили толчком развития белой трости. Солдат сказал; «Живи полноценно, будь самостоятельным! Не ходи с поводырём! Чем чаще будешь выходить с сопровождающим, тем тяжелее тебе будет, когда придётся выйти одному!».
Джеймс начал самостоятельно выходить со своей тростью для прогулок, но заметил, что она совершенно не обеспечивает ему полной безопасности, а иногда и сам Бигс становился источником опасности для других прохожих. Оказалось, что на обычную трость прохожие не обращают внимания. Тогда Джеймс попробовал покрасить свою трость белой краской, чтобы она сразу привлекала внимание окружающих. Мысль оказалась удачной и Джеймс, вскоре, посоветовал другим слепым сделать то же самое.
Следующей вехой в истории белой трости стал 1931 год, когда благотворительная организация западной Европы «Ротарианский клуб» купила и подарила незрячим британцам белые трости. Событие широко освещалось в прессе, а радио BBC вышло с инициативой об обеспечении всех незрячих подобными тросточками, чем и занялся Британский Королевский национальный институт для слепых.
По инициативе Международной Федерации слепых (International Federation of the Blind) 15 октября 1970 года в США был учреждён Международный день Белой трости. К инициативе в 1979 году присоединились страны Европы, в 1987 году – СССР. Это не праздник, это день, в который мировое сообщество обращает более пристальное внимание на особые потребности и проблемы около 170 миллионов землян, имеющих существенные проблемы со зрением.
Что изменилось с белой тростью с тех пор? Какие преобразования претерпела трость незрячих? На смену дереву, тростнику и бамбуку пришла сталь, сплавы алюминия, а позднее графит, стекловолокно, другие композитные материалы. Трость стала легче и прочнее, стала складываться, в зависимости от предпочтений незрячих и условий использования – оборудоваться различными наконечниками. Последнее десятилетие в истории трости ознаменовалось тем, что некоторые зарубежные фирмы разработали электронные датчики, которыми оборудуется трость. Такие системы способны на расстоянии определять препятствия и сообщать о них незрячему посредством звукового сигнала. Хотя данные разработки пока не получили широкого распространения из-за своего несовершенства и дороговизны, мало кто сомневается, что прогресс придёт на помощь незрячим, однако белая трость остаётся символом незрячего человека и останется таковой надолго.
Трость как вспомогательное средство ориентировки незрячих в пространстве
1. Методика подбора трости.
2. Техника ходьбы с тростью.
а) диагональная техника;
б) маятниковая техника.
3. Использование трости в открытом пространстве.
Методика подбора трости
Выбор трости проводится с учетом индивидуальных особенностей ученика: рост, дополнит. дефекты, особенностей П.О. Правила подбора трости должен знать сам ученик и его родители. При подборе трости трость ставится на пол, между ступнями ног. Ручка трости должна быть выше основания грудной кости не менее, чем на 5 см. В размер трости входит общая длина, длина стержня и ручки, не включая длины крючка или тесьмы
Техника ходьбы с тростью
а) диагональная техника
Эту технику следует использовать при ходьбе по знакомым маршрутам, и она является основной при ходьбе в помещениях. Эта техника при движении в помещении предохраняет слепого от непосредственного столкновения с предметами и людьми, находящимися в помещении на его пути, и позволяет одновременно следить за ориентирами.
Исходное положение: плечевая кость держащей руки слегка прижата к телу, согнута в локте на уровне пояса; кисть руки находится приблизит. на 20 см впереди тела. Стержень трости держат ниже ручки тремя пальцами, как карандаш при письме (он зажат между большим и указательным пальцами и лежит на среднем). Наконечник трости немного выступает с одной стороны, а ручка с другой стороны тела (по диагонали) Если трость в правой руке, наконечник несколько левее левой ноги, а ручка правее туловища. Если трость в левой руке, то наоборот. Наконечник трости находится приблизит. на 5 см выше уровня пола. Положение трости изменяют только движением кисти.
Чтобы следить за изменением уровня пола и характера его поверхности, незрячий движением руки опускает трость до соприкосновения с полом и тут же приподнимает ее, т.е. прикасается к полу периодически, примерно через шаг. Этот прием называется «касание», м.б. и «учащенное касание». Для получения более подробной информации о характере пола в помещении наконечник трости опускают до соприкосновения с полом и скользят им по полу. Этот прием называется «скольжение». Следить за стеной в помещениях с целью обнаружения выступов, дверных проемов, следует так же, как и за полом.
б) маятниковая техника
При изучении любых новых маршрутов применяется маятниковая техника, которая в наибольшей степени обеспечивает безопасность и самостоятельность передвижения незрячего в любой обстановке. При технике маятника трость используется для обследования пространства впереди идущего слепого, являясь щупом и удлиняя руку сл. Она расширяет зону контролируемого пространства.
Исходное положение: ноги вместе, рука до локтя опущена вниз и слегка прижата к телу; кисть впереди на 20 см на уровне пояса; три пальца руки охватывают ручку сверху, указательный палец лежит вдоль стержня трости с внешней стороны, а большой палец также лежит вдоль трости сверху. Наконечник трости касается поверхности дороги при хватке правой рукой несколько левее левого плеча. Из этого положения начинается отработка ритмичных маятниковых движений тростью в такт шагов идущего незрячего. Трость передвигается справа налево и слева направо. Она колеблется перед телом как маятник (отсюда и название «маятниковая» техника). Чтобы защитить тело, необходимо обследовать дорогу на ширине плеч. Если амплитуда колебаний трости уже ширины, то часть тела остается незащищенной, а если шире, то трость будет мешать прохожим.
Передвигать трость перед телом можно тремя приемами.
1. При обследовании и изучении новых маршрутов и при смене ситуации на знакомом маршруте, в зависимости от условий погоды для слежения за поверхностью пути и обнаружения препятствий применяется прием «скольжения». Делая шаг левой ногой вперед, незрячий одновременно не отрывая наконечника от поверхности дороги, скользит им слева на право, и когда нога полностью ступила на поверхность дороги, он останавливает наконечник несколько правее правого плеча. При шаге правой ногой наконечник скользит влево и когда нога полностью ступает на дорогу, останавливается у исходного положения. Так повторяется до тех пор, пока незрячий передвигается вперед, изучая маршрут. Т.о. прежде чем слепой ступит на дорогу, это место уже будет проверено тростью. Прием «скольжения» применяется при изучении новых маршрутов, при подходе к лестницам, канавам, выбоинам и к переходам через железнодорожные и трамвайные пути.
2. В случае если поверхность пути не позволяет наконечнику скользить, необходимо применить прием «учащенного касания». Расстояние между касаниями наконечника трости с поверхностью дороги не должно превышать 10 см. Используют с той же целью, что и прием «скольжения».
3. На изученном маршруте нет необходимости постоянно скользить тростью по поверхности дороги. Вместо приема «скольжения» применяется прием «касания». При шаге левой ногой движением кисти наконечник отрывается от поверхности и дугообразным движением по воздуху переносится вправо. Когда левая нога полностью ступит на поверхность дороги, наконечник опускается на поверхность и касается ее несколько правее правого плеча. Такие дугообразные движения в ритм шагов будут продолжаться на протяжении всего пути. Наконечник касается пола лишь справа и слева, в двух точках. Этот прием используется на изученных маршрутах в участках, где нет препятствий типа ям, лестниц, рельсов, края платформы и т.п., следовательно, нет необходимости очень внимательно следить за покрытием дороги.
Использование трости при спуске и подъеме по лестнице.
При подъеме и спуске используется несколько видоизмененная техника диагонали.
Подойдя к краю верхней ступеньки (может находить первую ступеньку, работая тростью маятниковой техникой приемом скольжения), сл. измеряет тростью ширину и высоту ступеньки. Трость держат за стержень немного ниже ручки, как карандаш, так чтобы ее наконечник был чуть левее корпуса и на такое же расстояние ниже следующей ступеньки. При спуске на одну ступеньку, трость касается верхнего переднего края следующей ступеньки. При движении трость как бы скользит со ступеньки на ступеньку, при этом измеряется глубина, ширина и находится край следующей ступеньки, прежде чем шагнуть на нее, что способствует безопасности при спуске с лестницы. Спуск продолжается до тех пор, пока конец трости не коснется площадки. Это означает, что осталась 1 ступенька.
Объяснение подъема (используются 2 приема):
2-й прием: трость держат также, но не перед собой, а сбоку, чтобы при подъеме наконечник трости легко постукивал по кромкам ступеней. При движении трость свободно висит в одном положении на одну ступеньку выше ног и ударяется о каждую следующую ступеньку, предупреждая о препятствии. Когда подъем закончится, то звука трости, сигнализирующего о следующей ступеньке, не будет.
При нарушенном равновесии, спускаясь и поднимаясь по лестницам, слепой может держаться за перила и ставить на каждую ступеньку поочередно обе ноги.
Использование трости в открытом пространстве.
Путь слепого по тротуару вдоль улицы могут пересекать проходы и проезды во дворы и к зданиям. Для обнаружения этих проходов незрячий должен пользоваться техникой маятника и может использовать следующие приемы:
1. Идя по краю тротуара, тростью касаться то поверхности тротуара, то грунта, травы, стены здания. Если за краем тротуара обнаружено изменение поверхности дороги, значит, следует остеречься пересекающего проезда.
2. Проходя по краю тротуара, наконечником трости нужно легко касаться бордюрного камня. В месте, пересекающего прохода бордюрного камня не бывает. Кроме того, пересекающие проходы и проезды часто бывают ниже уровня тротуара, по этому признаку они легко обнаруживаются тростью или ногой (по небольшому уступу вниз). Пересекающие проходы и проезды можно использовать как осязательные ориентиры.
3. Для определения своего положения на тротуаре незрячий должен описать большую дугу, скользя наконечником по поверхности тротуара до обнаружения его кромки. Пользуясь кромкой тротуара можно уточнить направление пути. Если граница тротуара нечетко выражена, а за ней сразу идет проезжая часть улицы, то определить границу тротуара можно приемом «скольжения».
Для отработки и закрепления навыков на территории школы подбирается простой маршрут, на кот. бы можно было поупражняться в поддержании прямолинейного направления по бордюру и без него и в прослеживании поворота. Перед прохождением маршрута дается словесное описание, в кот. нужно указать:
а) отправную и конечную точку маршрута;
б) в какую сторону следует идти от отправной точки (прямо, вправо, влево);
в) сколько приблизительно метров нужно пройти до поворота и указать, сколько раз до этого места прерывается бордюр (помогает правильно найти место поворота);
г) в какую сторону повернуть;
д) по каким ориентирам узнать конечную точку маршрута.
При прохождении маршрута тифлопедагог идет рядом с уч-ся и оказывает помощь.
Правила и приемы работы с тростью при переходе через улицу.
Приемы перехода через улицы различных типов отрабатываются в период всего обучения П.О. Первые упражнения по обучению приемам перехода через дорогу показываются в отрыве от конкретных маршрутов на специально отобранных для этой цели улицах. Упражнения лучше начинать на тихой улице вдали от перекрестка или на специальных площадках на которых смоделированы различные типы улиц и перекрестков. Здесь нужно отрабатывать прием определения правильного исходного положения перед началом перехода: перед переходом улицы незрячий встает спиной к стене здания ( к забору, столбу) касаясь такого упора пятками, а затем начинает движение к бортовому камню, держа трость наклонно впереди себя, стараясь сохранить прямолинейное направление (на край бортового камня лучше не вставать).
Затем необходимо выбрать момент перехода, незрячий вслушивается в звуки справа и слева, чтобы определить, не приближается ли транспорт.
Прием работы тростью во время перехода. В начале движения слепой поднимает трость горизонтально до уровня пояса (знак для водителей). Часть методистов рекомендуют поднимать трость несколько раз (2-3 раза), для привлечения внимания водителей. Подождав после этого 5-6 сек. и определив, что не слышно приближающего транспорта, делает 3-4 шага вперед. Затем опускает наконечник трости и переходит улицу, используя технику маятника. Дойдя до противоположного тротуара, слепой проверяет тростью, нет ли на нем препятствий, и поднимается на него. Затем упражнение проделывается в обратном направлении (несколько раз). Для облегчения перехода можно подобрать такое место, где на противоположной стороне имеется слуховой ориентир (не громкий) (* шелест листьев, стук дверей). Во время перехода дороги нельзя останавливаться. Незрячий должен идти спокойно, глядя прямо перед собой, пока не достигнет противоположной стороны. При переходе через улицы он не должен смотреть ни направо, ни налево. Если он будет поворачивать лицо к источнику транспортного шума, то водитель может подумать, что перед ним зрячий человек, кот. может его пропустить.
Наиболее безопасные способы пересечения дороги:
1. Слегка наискосок влево или вправо от главной улицы.
2. Повернуть в боковую улицу, пройти 5-7 м вперед, затем пересечь ее под прямым углом, вернуться настолько же метров назад к главной улице и взять нужное направление вдоль главной улицы. Этот прием необходимо знать начинающим и тем, кто боится на переходе машин. т.к. слепой уходит на 5-7 м от поворота и этим он дает возможность водителю затормозить вовремя.
3. Для незряч. у кот. нарушен вестибулярный аппарат, или для тех кот. недостаточно умеет сохранять прямолинейное движение возможен др. прием: держа в вытянутой руке трость, слепой ставит ее на землю и подходит к ней пока трость не примет вертикальное положение. И так несколько раз в зависимости от ширины улицы. Этот прием обеспечивает сл. переход через улицу с незначительным отклонением.
После этого необходимо подробно разобрать процесс перехода, который состоит из следующих моментов:
1. Выбор места перехода (по звукам транспорта пересекающейся улицы, по заученным ориентирам, обращаясь за помощью к зрячим пешеходам).
2. Определение начала проезжей части (применяется прием «скольжения» для слежения за границами тротуара и ориентируясь на столб светофора).
3. Определение безопасного момента для перехода (ориентируясь на звуки транспорта (остановка транспорта или остановка движения транспорта на пересекающейся улице и начало движения на перпендикулярной) или обращаясь за помощью к зрячим).
4. Предупреждающий сигнал тростью перед переходом.
5. Переход до островка безопасности или до противоположного тротуара.
Практические упражнения по отработке умений можно проводить на улице, которая имеет прямую форму и небольшую интенсивность движения транспорта, первоначально без светофора. Сначала необходимо обследовать улицу для того, чтобы получит общее представление о ней: о ее протяженности, о ширине тротуара, о месте пересечения с др. улицей, о подъемах и спусках и т.п. При повторном обследовании т/п обращает внимание ребенка на все виды ориентиров и препятствий (постоянных и временных). Следует повторить приемы обнаружения препятствий. Обращать внимание на ориентиры, с помощью кот. определяется переулок или пересекающая улица ( конец бордюрного камня, изгороди, ощущение открытого пр-ва, звуки транспорта). Затем отрабатываются правила пересечения улицы.
После упражнения «переход улицы у перекрестка без светофора», отрабатываются упражнения в переходе улицы у перекрестков с светофором. (улица должна быть не широкой). Основные приемы перехода те же. Но здесь незрячему необходимо научиться определять смену сигналов светофора. Сигнал светофора определяется по звукам автомобилей. При включении зеленого сигнала машины справа и слева тормозят, об этом же сигнале свидетельствует холостой ход автомобилей. Шаги пешеходов подтверждают, что действительно включен зеленый свет и можно переходить улицу. В некоторых случаях, когда на переходе много людей, незрячий предупреждающий сигнал тростью не выполняет, т.к. при взмахе тростью можно задеть впереди стоящих людей. Количество людей определяется по голосам или если сл. знает, что в этом месте обычно переходит большое количество людей. Тифлопедагог должен обращать внимание ребенка, что основные звуки, разрешающие переход улицу это звуки транспорта, а не звуки шагов другого человека (т.к. зрячие часто нарушают правила дорожного движения и могут переходить улицу на красный свет, а при приближении транспорта перебежать ее, незрячий же быстро среагировать на поведение зрячего не может и рискует своей жизнью). Когда слышны звуки двигателей, набирающие обороты, значит для автомобилей загорелся желтый свет. Звуки двигателя, набирающего мощность перед началом движения, и начало движения автомобилей означает, что для транспорта включен зеленый свет. Во втором и третьем случае переход категорически запрещен. У перекрестков со светофорами, как правило, более интенсивное движение транспорта, если интенсивность очень высокая, то самостоятельно переходить такую улицу незрячему опасно, и необходимо обращаться за помощью.
При переходе на звуковой сигнал светофора слепые стараются идти точно на звук и, часто сталкиваются со светофором. При переходе на таких перекрестках тщательно отрабатывается приме входа на тротуар: обязательно определить тростью конец дороги и, сделав одной ногой шаг на бровку, проверить тротуар перед собой, используя прием скольжения.
Если на улице, которую необходимо пересечь, есть подземный переход, то незрячий осуществляет переход только через него, даже если для этого необходимо пройти дополнительное расстояние, а затем по противоположной улице вернуться назад.
При переходе проездов во дворы и на территории предприятий незрячие должны быть внимательны и осторожны. Прежде, чем пройти через проезд, нужно послушать, не выезжает ли со двора автомобиль. Желательно поднять трость, для того, чтобы дать знак возможному водителю о том, что переходит незрячий.
Методика изучения пешеходных маршрутов незрячими и слабовидящими младшими школьниками.
Педагог должен иметь словесное описание всех маршрутов, запланированных для изучения, их схематичное изображение. Для изучения берутся маршруты наиболее значимые для школьника и часто посещаемые (место проведения прогулок; ближайшая остановка; общественные места, где будут проходить занятия по СБО и т.п.).
Каждые новый маршрут предварительно изучается на рельефном (или плоскостном) плане, схеме + подробное словесное описание. После знакомства с маршрутом, ученик должен выполнить ряд контрольных заданий, выявляющих уровень усвоения материала: самостоятельное описание маршрута, нахождение на плане его отдельных участков и основных ориентиров, моделирование маршрута с помощью дидактического материала (полос бумаги, рельефное рисование, геометрических фигур и т.п.), описание пространственных отношений объектов при различных системах отсчета, решение проблемных ситуаций и т.д.
Если при выполнении контрольных заданий ученик показал хороший результат, то можно переходить к непосредственному изучению маршрута на улице. Этому отводится следующее (ие) занятие (ия), где на этапе повторения воспроизводится основная информация о маршруте (очень важно вспомнить опорные ориентиры данного маршрута, если они есть).
Изучение любого маршрута осуществляется в следующей последовательности:
В конце каждого этапа проводится обсуждение результатов и особенностей выполнения заданий. На изучение одного маршрута может отводиться 5-7 занятий.
Сначала изучаются маршруты небольшой протяженности (300 – 500 м). При первоначальном прохождении маршрута педагог идет сзади или сбоку от ученика и дает ему необходимы пояснения об особенностях маршрута (наличие перекрестков, интенсивность движения транспорта и пешеходов) и его ориентирах (рельеф фасада здания, пересекающие дорожки, запахи магазинов, звуки движения транспорта и т.д.). Сообщает название улиц, которые ученик должен запомнить в определенной последовательности от начального до конечного пункта следования. Обращает внимание ребенка на препятствия, встречаемые на маршруте, учит, как наиболее рационально их обходить. Отдельно обратить внимание ребенка на те места маршрута, где можно легко сбиться с пути, объяснить, как этого можно избежать.
Каждый маршрут следует проходить туда и обратно по обеим сторонам тротуара, придерживаясь зданий или бордюрного камня. Преимущество отдается прохождению вдоль зданий по правилам правостороннего движения. Знание особенностей прохождения маршрута по противоположной стороне тротуара обеспечит целостное представление о пути следования и позволит выйти из затруднительной ситуации (обойти пешеходов, препятствие). Показателем уровня сформированности представления о маршруте будет четкое описание школьником расположения опорных, промежуточных и контрольных ориентиров. Объяснения им как использовать при передвижении ориентиры:
В заключение изучения данной темы отельным учащимся можно предлагать комбинированные маршруты, с захождением в здания общественного пользования (магазин, почта и т.п.).
При необходимости следует ознакомить приемами оценки пространства в парке и сквере (если школьники посещают эти места). Объяснить, что ориентироваться в естественной среде сложно, поэтому следует обращать внимание на шумы отдельных групп деревьев, рельеф местности (подъемы, спуски), поверхность и направление дорожек и аллей, направление солнечных лучей, звуки транспорта близ лежащих улиц (если слышны), голоса сверстников и педагога.
Знакомство с маршрутами общественного транспорта.
В связи с тем, что изучение городских маршрутов в старших классах будет связано с использованием городского транспорта, уже в начальной школе следует сформировать четкие представления о видах общественного транспорта, правилах поведения и пользования им.
При изучении данной темы в начальной школе, перед учащимися не ставится задача изучить отдельные маршруты и самостоятельно пользоваться ими.
Первоначально следует сформировать представления о планировке салонов общественного транспорта (с помощью схем, макетов и, по возможности, практического знакомства).
Изучить правила поведения в салоне (беседы, чтение и анализ литературных произведений, ролевые и имитационные игры, практические занятия).
Затем следует познакомить с правилами ориентирования на остановках. Определять момент и место остановки транспорта, по характерным звукам (работа двигателя, звук открывающейся двери). Объяснить, что безопасней совершать посадку через передние двери (можно использовать как ориентир осветительный столб, указатель остановки).
Затем следует провести ряд тренировочных упражнений по формированию умений садиться и выходить из транспорта с помощью сопровождающего (аналогично правилам подъема и спуска по лестнице).
Объяснить, что при движении транспорта следует держаться за поручень, показать наиболее распространенные места их расположения (возле дверей, на верху спинок сидений).
Так как техника владения тростью у школьников младших классов несовершенна, то самостоятельно пользоваться тростью при входе, выходе и движению по салону транспорта не рекомендуется. Если же передвигается с тростью, то следует закрепить правила пользования тростью совместно с сопровождающим (при подъеме и спуске). А также изучить правила пользования в транспорте. Если стоя, то трость держат вертикально, прижав ее нижний конец к внутренней стороне стопы. Если сидя, то держат наклонно, придерживая рукой, положив ручку трости на плечо, а нижний конец, прижав к внутренней стороне стопы.
Необходимо обращать внимание на звуки голосов пассажиров и объяснять, как с их помощью можно оценивать заполненность салона.
Уже в начальной школе следует познакомить школьников со способами ориентирования на маршруте транспорта, приучать анализировать их в процессе повседневной жизни. Анализировать маршрут можно, выделяя следующие ориентиры:
При изучении любого маршрута следует проехать по нему несколько раз (маршрут не длинный). Ученик должен запомнить последовательность остановок и названий улиц, по которым следует транспорт.
Отдельно следует учить обращаться за помощью к окружающим людям. Учить четко формулировать вопрос, стараться задавать его таким образом, чтобы не получить пространного ответа (*Не спрашивать: «Какой номер автобуса?», а задавать конкретный вопрос: «Это автобус номер 7?»).
Следует учитывать, что не все учащиеся начальной школы могут приступать к изучению способов ориентирования на маршрутах общественного транспорта. К изучению данной темы могут приступать в том случае, если: хорошо умеют ориентироваться на пешеходных маршрутах, владеют способами передвижения с сопровождающим, имеют достаточный уровень развития анализирующего восприятия и логического мышления, а также воссоздающего воображения
Ориентировка незрячих в зданиях и помещениях.
1. Приемы самостоятельного передвижения незрячих в помещении.
2. Способы безопасного передвижения.
3. Особенности изучения замкнутого пространства.
Приемы самостоятельного передвижения незрячих в помещении.
Способ передвижения вдоль стен: идя вдоль стены примерно на расстоянии 10 см от нее, для слежения за стеной руку сгибают в локтевом суставе и поднимают на удобную высоту. Если стена гладкая, слепой прикасается к ней мизинцем и безымянным пальцем, свободно согнув остальные. Если стена шероховатая, то кисть поворачивают так, чтобы внешняя сторона кисти была повернута к стене, касаясь ногтями поверхности стены, скользят по ней. При движении рука находится впереди корпуса, чтобы вовремя обнаружить на стене двери, выступы, углубления и проемы.
Вдоль стен можно ходить, прикасаясь к ним каким-нибудь легким предметом (* свернутым в трубочку листом бумаги или газеты). Идя между столов, незрячий скользит опущенной рукой по боковым кромкам.
Для обнаружения ручек на дверях незрячий может использовать следующие приемы: кисть правой руки, кот. следят за направлением стены, нужно поднять на высоту 110 см от пола ( у взрослого человека это приблизит. на уровне пояса, у мл. шк. приблизит. на уровне груди; 110 см – это стандарт высоты, на кот. прибивают ручки дверей), запомнить высоту, на кот. подняли руку и скользить рукой по стене на этом уровне. Когда рука будет скользить по двери на этой высоте, ручка двери сама ляжет в руку, где бы она не находилась: справа, слева или посередине двери.
Обучение приемам овладения навыками безопасного спуска и подъема по лестнице без использования трости.
а) перед входом на лестничную клетку, следует обратить внимание ребенка на звуки лестничной клетки (эхо), характер покрытия пола (постучать каблуком по полу), характер поверхности стен, для частичновидящих указать зрительные ориентиры (свет в окне). Эти признаки являются опознавательными (контрольными) ориентирами лестничной клетки.
б) Попав на лестничную клетку для безопасного спуска необходимо выполнять три правила:
— нужно снизить скорость передвижения;
— медленно, скользя подошвами ног по полу, искать край ступеньки. Найдя его, можно спускаться или подниматься;
— при необходимости опереться на перила, их находят после того, как нашли край ступеньки.
При обучении правилам спуска и подъема по лестнице тифлопедагог следит, чтобы соблюдалось правостороннее движение и страхует ребенка при поиске края первой ступеньки, особенно при спуске.
Тренировки в ходьбе по помещению без трости проводятся на протяжении всего обучения ориентированию в замкнутом пространстве.
В незнакомых или редко посещаемых помещениях всегда нужно пользоваться тростью (техника «диагонали»).
Способы безопасного передвижения.
В процессе обследования реального пр-ва тифлопедагог должен формировать у детей умения использовать способы безопасного передвижения:
— при передвижении необходимо соблюдать правила правостороннего движения в коридорах, залах и на лестницах любых зданий, и прежде всего тех, где бывает много незрячих;
— свободной левой рукой необходимо защищать свое тело от неожиданного столкновения с предметами и людьми. Для этого левую руку сгибают в локте, поднимают кисть или кисть с предплечьем на уровне груди и выдвигают вперед на расстояние приблизительно равное 10 см. Кисть держат в любом удобном положении. Во избежание вывиха пальцев нельзя выставлять кисть пальцами вперед. Тыльная сторона кисти должна быть повернута к телу.
— при обследовании предметов необходимо выполнять приемы защиты частей тела (головы, шеи и т.п.) от ударов об острые углы и рядом стоящие предметы, если они расположены ниже уровня груди ребенка
а) присесть на корточки, держа спину и голову в вертикальном положении;
б) при наклоне защитить лицо тыльной стороной ладони.
Особенности изучения замкнутого пространства.
Для свободного передвижения в помещении ребенок должен хорошо представлять форму, размер помещения и знать расположение в ней предметов.
Непосредственное восприятие реального замкнутого пространства предполагает выбор точки отсчета. В течение занятия могут быть выбраны разные точки отсчета. ознакомление с пространством происходит на основе полисенсорного чувственного восприятия пр-ва. При этом закрепляются знания и умения использования всех сохранных анализаторов.
Обследование здания проводится поэтапно.
При обследовании каждого этажа нужно обратить внимание уч-ся на кол-во и назначение различных помещений, их расположение относительно др. др., сторон горизонта и прилегающих улиц. При обследовании очередного этажа положение помещений на нем желательно сопоставлять с положениями помещений на др. этаже. На каждом этаже нужно объяснить форму и протяженность общих коридоров, кол-во дверей по обеим сторонам. Одновременно с поэтажным обследованием здания обследуются лестничные площадки. При проведении занятий желательно чтобы в коридорах не было посторонних людей.
Этапы формирования пространственных представлений об общем коридоре:
— передвижение по изученной части здания с опорой на ориентиры.
Последовательность изучения помещений здания:
Тренировки по прохождению маршрутов из одного помещения в др. проводятся с целевыми заданиями (узнать или взять что-либо в конечном пункте и т.п.).
Обследование предметов, находящихся в помещении.
Для того, что бы сесть на стул, незрячий, подойдя к нему, берет его рукой за спинку, а др. рукой скользит по спинке и по сидению стула, для того чтобы определить, нет ли на нем каких либо предметов. Затем он поворачивается спиной к стулу и, прикасаясь ногами к передней кромке, садится.
Обучение рациональным действиям при поиске упавших на пол предметов (или стоящих на полу):
— место, куда упал предмет, можно определить по звуку;
— если предмет, находящийся в помещении крупный, то его можно искать ступней ноги;
— если предмет, кот. надо найти мелкий, то его необходимо искать руками.
Для этого необходимо присесть и, делая круговые движения рукой, постепенно расширяя радиус, найти предмет. При выполнении этого задания тифлопедагог следит затем, чтобы ребенок обязательно использовал прием защиты головы при поиске упавших предметов;
— для нахождения предметов можно использовать трость. В этом случае тростью выполняют медленные постепенно расширяющиеся по окружности спиралеобразные движение или движения в виде «змейки».