Как называется такси в лондоне
История лондонского такси
Предшественниками профессиональных автоперевозчиков были экипажи «hackney» с впряженными в них конями. Дословный перевод с английского – наемная лошадь. Первая информация о hackney датируется 1588 годом, когда к-н Бэйли построил 4 экипажа.
Через пару столетий по Лондону разъезжали тысячи таких повозок, на которых перемещались по столице представители английского высшего света.
В 1823 году появился новый тип повозки – кабриолет, количество посадочных мест – 2.
Он был более маневренным, чем предшественник, да и его скорость была выше. Лондонцы начали его называть сокращенно: «cab». В XIX веке на улицах Лондона появляется еще два типа экипажей: «hansom» и грузный «growler».
Последний из них был отправлен в Музей Транспорта весной 1947 года.
Первые автомобили-кэбы в Лондоне
Первые экипажи без лошадей в Лондоне появились в конце XIX века, в движение они приводились посредством электродвигателя, называли их «Berseys»
. К 1887 году таких насчитывалось около 25 экземпляров, а уже в 1898 году их количество увеличилось в 2 раза. Они часто ломались, поэтому к началу XX века были полностью вытеснены с лондонских улиц обычными экипажами.
Следующие моторизованные такси в британской столице ездили на бензине, а их создателями были французы. Одновременно с продукцией «лягушатников» на транспортный рынок попытались пробиться американцы, предложив Ford BS, которые в Лондоне не прижились. В дальнейшем пассажиры столицы ездили на кэбах фирмы Unic, их насчитывалось больше 500.
Стандарты и традиции лондонского такси
Лондонский индивидуальный пассажирский транспорт еще с прошлого века выглядел в запатентованном в 1906 году стиле motor cab, уже на следующий год после появления на дорогах столицы этих машин водителей обязали установить на них счетчики. Транспорт получил название «taxicab», а позднее – просто «такси».
В двадцатых годах прошлого века популярность этого средства передвижения в Лондоне снизилась, так как резко поднялись цены на проезд и бензин. Значительно уменьшилось количество выпускаемых машин во время Первой Мировой. Когда она закончилась, уцелевшие экземпляры этих кэбов были распроданы с аукциона по заоблачным ценам.
После окончания войны производством кэбов занялась компания William Beardmore & Co Ltd, наладив выпуск автомобилей повышенного комфорта,
прижившихся во многих столицах других государств.
Назывались они «Rolls-Royce cab». В 1923 году была выпущена усовершенствованная версия этой модели MK 2.
В это же время выпуском такси занялась фирма Citroen. Она производила двухместные машины, позволившие снизить стоимость проезда.
На протяжении всего этого периода стандарты, принятые в 1906 году, оставались актуальными, назывались они «Условия Пригодности». Несколько позже были внесены изменения для транспорта, курсирующего по Лондону. Как раз тогда появилась новая модификация MK 3, за короткий срок завоевавшая любовь столичных жителей.
Тут на рынок вышла фирма Austin cab, автомобиль, созданный фирмой назывался «High Lot»,
он был удобен тем, что при посадке джентльменам не надо были снимать цилиндр. Компания продержалась достаточно долго, новую модель она создала в 1934 году. Этот автомобиль быстро стал популярным, его по достоинству оценили и таксисты и пассажиры. Фирма Austin еще долгое время фактически была монополистом на рынке кэбов, вытеснив с него другие компании.
Лондонское такси во время Второй Мировой и после нее
Когда Гитлер затеял Вторую Мировую, выпуск кэбов был приостановлен. За несколько лет большая часть столичного парка такси была уничтожена. По окончании войны Англии были нужны новые машины, и в 1947 году начался выпуск кэба «Oxford»,
созданного инженерами Morris-Commercial.
Вновь на улицах появляются автомобили марки Austin, они вытеснили Оксфорд. В первоначальном варианте модель FX3 была оборудована бензиновым двигатели,
позднее его заменил дизельный (в 1952), изготовленный Ferguson. Лишь в 1954 году специалисты Austin установили двигатель собственного производства объемом 2,2 л. Еще через некоторое время появилась версия FL1, имевшая вид лимузина.
Современное лондонское такси
Сейчас по улицам Лондона ездят такси модели FX4,
в 1997 году прошедшие модернизацию. На них установлен двигатель от «Нисан» TD27. Последнее изменение в этой отрасли в Лондоне состоялось в 2006 году, когда на улицах появилась комбинация TX4 и TXII.
Сейчас такси для британской столицы производит фирма LTI совместно с китайской компанией.
Наиболее востребованы перевозки пассажиров из столичного аэропорта в город и обратно, а также по Лондону. Официально и сейчас трансфер путешественников совершается посредством кэба, ставшего мировой легендой. Именно этому типу машин принадлежит привилегия брать пассажиров прямо на улицах. Желающим прокатиться достаточно для остановки всего лишь поднять руку.
Знаменитые черные кэбы (Black Cab) — такси в Лондоне
Кто не знает знаменитые черные кэбы Лондона? Эти небольшие машинки стали символом города наряду с красными автобусами и Биг Беном. Прокатиться на них — мечта многих путешественников, которым посчастливилось побывать в Лондоне.
Но мало кто знает, что в столице Великобритании существует два вида такси: блэк кэб и мини-кэб. Сначала поговорим о блэк кэбах.
Знаменитые Блэк кэбы (Black Cab)
Профессия таксиста в Лондоне — уважаемая, поскольку стать шофером черного кэба не так просто. Водители обязаны сдать экзамен на знание города «The Knowledge», чтобы получить лицензию. Он включает в себя наиболее полный реестр всех улиц и дорог города, маршрутов и значимых достопримечательностей.
Блэк кэб на Вестминстерском мосту.
Экзамен был введен в 1865 году и за все прошедшие годы практически не менялся. У каждого претендента на звание таксиста черного кэба есть 12 попыток сдать тест, но перед этим необходимо пройти 34-месячный курс подготовки.
Есть два вида лицензий для черных кэбов:
Чтобы воспользоваться услугами блэк кэба, не обязательно заказывать его заранее.
Машину можно поймать прямо на улице — если желтая табличка «TAXI» горит, то машина свободна и готова взять пассажиров.
Что представляют собой блэк кэбы изнутри и снаружи
Знаменитые черные кэбы, изготавливаемые компанией London Taxi International, не меняли свой дизайн с 1948 года и выгодно выделяются из общей массы современных автомобилей.
Салон у блэк кэбов просторный и вместительный – там без проблем помещается 5 пассажиров. Заднее сиденье вмещает трех человек, еще двое могут сесть спиной к водителю. Рядом с водителем пассажирского сиденья нет, это место предусмотрено под багаж, еще одно место под багаж имеется в салоне. Курить запрещено.
Розовый «Черный кэб»
Единственное, что изменилось с тех времен – цвет машины. Такси получили название «Black Cab» из-за своего черного цвета, вот только сегодня кэбы могут быть абсолютно любой расцветки. Мы видели и розовые, и зеленые, и разноцветные авто с ярким брендированием.
Стоимость проезда в блэк кэбе
Поездки в Black Cab – не самое дешевое удовольствие и нужно учитывать несколько моментов:
Блэк кэб привез аристократов на прием в Вестминстерское аббатство.
В Лондоне действует три основных тарифа на услуги блэк кэба, действующие в зависимости от времени суток и дня недели.
Тариф 1 | Тариф 2 | Тариф 3 |
Будние дни с 5:00 до 20:00 | Будние дни с 20:00 до 22:00 | Все дни с 22:00 до 5:00 |
Выходные с 5:00 до 20:00 | Праздники круглосуточно | |
Первые 247.8 м (53.2 сек) — £2.60 | Первые 201.2 м (43.2 сек) — £2.60 | Первые 162.4 м (35 сек) — £2.60 |
Каждые 123.9 м (26.6 сек ожидания) — £0,20 | Каждые 100.6 м (21,6 сек ожидания) — £0,20 | Каждые 81.2 м (17.5 сек ожидания) — £0,20 |
После достижения 9656.1 м — £0,20 за каждые 86.9 м (18.7 сек ожидания) | После достижения 9656.1 м — £0,20 за каждые 86.9 м (18.7 сек ожидания) | После достижения 9656.1 м — £0,20 за каждые 86.9 м (18.7 сек ожидания) |
Т.е. £2.60 за милю до 6 миль, далее — £3.70 | Т.е. £3.20 за милю до 6 миль, далее — £3.70 | Т.е. £3.95 за милю до 6 миль, далее — £3.70 |
Довольно сложно разобраться в этих расчетах, поэтому приводу таблицу с приблизительной стоимостью за милю/минуту поездки:
Где заказать или найти черный кэб?
Стоянок black cab в Лондоне немало, особенно много их в самом центре города – в Лондон Сити, Чаринг-Кросс-Роуд, Оксфорд-стрит.
Черные кэбы на парковке ждут клиентов
Заказать такси можно по телефону 0871 871 8710
Мини-кэбы (minicab)
Мини-кэбы (minicab) – это обычные лондонские такси, имеющие лицензию.
Лицензия миникэба на лобовом стекле
Они должны быть обязательно заказаны заранее, подбирать народ на улицы без предварительного бронирования они не имеют права.
У них иные фиксированные расценки на проезд (дешевле, чем в black cab), обговариваемые заранее непосредственно при заказе машины.
Заказать миникэб можно по интернету или телефону.
Последняя модель такси, выпускаемая London Taxi Company называется TX4. Их выпускают с 2007 года. По нормативу машины могут служить в качестве такси не более 15 лет, что значит вскоре весь парк будет именно TX4. Хотя уже вроде ведётся разработка TX5.
Эти машины начинают закупать и для других стран мира. Например, они служат в Бахрейне, Баку, Лас-Вегасе, Сингапуре и Оттаве. Чем же они так хороши?
Во-вторых: салон этих машин невероятно просторен. Тут высокие потолки и низкий пол. На дверцах есть многочисленные ручки, чтоб пассажир мог держаться во время движения, посадки и выхода. На заднем сидении без проблем сядут в ряд три взрослых человека.
А если вдвоём едешь, можно вообще вальяжно развалиться. В кэбах полно места для ног, так как они специально построены под пассажиров. Это отличает их от большинства других такси мира, которые используют обычные легковые машины (типа Фордов и Тойот), отдающие приоритет обитателям передних сидений.
На перегородке между водителем и салоном есть ещё два откидных сидения, где с удобством могут разместиться ещё два пассажира. Всего в салон влезает пять человек. Таксисты не берут пассажиров на переднее сидение.
Жители Лондона называют свои такси «чёрными кэбами» («black cabs»). Это прозвище пошло ещё с XIX века, когда кэбы были повозками, а водители кучерами (помните, на таких Шерлок Холмс любил кататься по своим делам.) Несмотря на «чёрный» в старом названии, машины могут быть любого цвета. Иногда на них клеят яркую рекламу.
Полная история лондонского такси: 15 моделей и не только
Bersey Electric Taxi (1897). Первые автомобили-такси в Лондоне были электрическими. Их введению город был обязан молодому, 23-летнему бизнесмену Уолтеру Берси, основавшему компанию London Electric Cab Co и спроектировавшему специальные электромобили для использования в качестве городских кэбов. Машины с 3-сильным мотором могли проходить до 75 км между двумя зарядками. Компания разорилась в 1900 году.
Rational Cab (1904). В 1903 году такси в Лондоне появились снова — уже бензиновые. Вплоть до 1929 года никакой системы и единства не было, разные компании закупали разные автомобили. На снимке — такси марки Rational, также были Simplex, Herald, Prunel, Fiat, Sorex, Belsize, Austin, Humber, Wolseley-Siddeley, Argyll и Darracq. Это как минимум. У них были разные компоновки, и в принципе, их отличал только обязательный чёрный цвет.
Unic 12/14 HP Taxicab (1908). Но абсолютное большинство лондонских кэбов были сделаны французской компанией Unic — к концу 1910-х годов «Юники» составляли до 80% всего подвижного состава. Вот такие старенькие «Юники» ездили по Лондону вплоть до середины двадцатых (впрочем, были и более новые модели), правда, как уже говорилось, в чёрном цвете.
Beardmore Mk2 Super Taxi (1923). В 1919 году шотландский промышленник Уильям Бердмор первым попытался получить эксклюзивный контракт на такси для столицы. Он представил сперва модель Beardmore Mk1, затем, в 1923-м модель Beardmore Mk2 Super, затем, в 1927-м модель Beardmore Mk3 Hyper. Примерно в это время сформировалась и классическая компоновка — место рядом с водителем не имело сиденья, а служило для багажа.
Morris G International Taxi (1929). Основным конкурентом Бердмора была компания Morris. Она представила свою первую версию такси в 1926-м, а в 1929-м выпустила модель G, отличающуюся своеобразной компоновкой — пассажиры сидели много выше водителя (видно на снимке) и вообще находились в замечательном комфорте. Проблемой и Beardmore, и Morris была высокая цена одного таксикэба. Что подходило для обычного автомобиля, не годилось в такси, предназначенном для массовых закупок одной фирмой.
Austin 12/4 Taxi High Lot (1929). И в том же 1929-м с неба грянул гром, потому что в борьбу за монополию включилась компания Austin, выпустившая идеальное такси и попавшая в яблочко с первого раза. Деньги на разработку компании выделила крупная лондонская компания такси Mann & Overton. Машина была сделана очень высокой, человек мог практически стоять внутри. Это, вкупе с очень низкой ценой, тут же убило конкуренцию — Austin за несколько лет выдавил все альтернативные компании.
Austin Low Loader (1934). А ещё через несколько лет на моделях Austin появился низкий пол — как в современных низкопольных автобусах. Линейка с таким полом получила наименование LL (Low Loader). Под этим наименованием можно встретить и более старые 12/4, и новые шасси Austin — то есть речь шла именно о компоновке, а на каком шасси это делалось — неважно. Внешность машин 2-й половины 30-х уже чем-то отдалённо напоминала современные таксикэбы.
Austin FX3 (1948). После войны старые такси уже бесповоротно устарели, и Austin представила очень успешную модель FX3. У неё по-прежнему не было левой передней двери (там было место для багажа), задние двери по-прежнему имели петли на задней части, то есть распахивались для удобства пассажиров. Но при этом машина была современной, более выносливой и скоростной. Производились такие кэбы вплоть до 1958 года. Кстати, индекс FX3 имеет такой порядковый номер, потому что до того было два послевоенных прототипа FX1 и FX2, но они оказались неудачными. Кузова для FX3 строил не Austin, а известное кузовное ателье Carbodies, то есть это было совместное производство.
Beardmore Mk7 Paramount Taxicab (1954). Надо сказать, что компания Beardmore так просто не сдалась. Она выпустила модели Mk4 Paramount, Mk5 Paramount Ace, Mk6 Ace и, наконец, довольно удачную Mk7 Paramount Taxicab, по компоновке практически копирующую Austin FX3. На тот момент официальной монополии не было, были только «гостовые» требования к городским такси, и в Beardmore их соблюли. В ранних версиях площадка для багажа была открытой, но на снимке поздняя, 1965 года (всего Mk7 производили до 1966-го и сделали около 650 экземпляров), когда это ограничение сняли, и появилась левая дверь.
Austin FX4 (1958). И, наконец, в 1958-м появилось самое каноническое лондонское такси — то самое, против исчезновения которого так сражались все британские патриоты и сторонники соблюдения традиций. От FX3 автомобиль отличался в первую очередь тем, что площадка для багажа стала закрытой, плюс изменилась компоновка — пассажиры могли сидеть напротив друг друга. Эта машина с различными изменениями производилась вплоть до 1997 года (!), и в какой-то момент 100% лондонских такси были именно FX4. В 1982 году компания British Leyland практически прекратила своё существование, но Carbodies перехватила падающее знамя у Austin, и последние 15 лет машина производилась как Carbodies FX4. Всего было построено более 75 000 машин FX4.
Кэбы (такси) в Лондоне
Кэбы, или такси Лондона (Black Cab) — это один из символов столицы Великобритании. Они ужасно непрактичны, шумны, но страсть англичан к традициям просто безумна. Ведь кэбы являются важной частью атмосферы города и прокатиться на них — мечта многих туристов, приехавших в Лондон.
Как арендовать кэб (такси) в Лондоне
Свободное такси Вы узнаете по табличке на крыше — если она горит, значит машина свободна. Достаточно поднять руку и оно остановится. Кроме того, такси можно заказать и по телефону и через интернет.
Лондонских таксистов называют кэбменами. Если у кэбмена зеленый значок, значит он имеет право водить такси по Лондону, а если жёлтый — по городу и его пригородам.
Пользуясь кэбом в Лондоне, следует иметь в виду, что за посадку взимается плата 2,5 фунта. Окончательный расчет производится по счётчику. В выходные, праздничные дни и ночью расценки повышенные.
Отметим, что в британской столице официально курсирует два вида такси — блэк кэб и мини-кэб. Главное их отличие состоит в том, что на улице в любом месте Вы можете остановить только блэк кэб (стоит Вам только поднять руку). Мини-кэб заказывают заранее.
Блэк кэбы
Самый узнаваемый и знаменитый черный кэб — это автомобиль Austin FX4, созданный в 1948 году компанией London Taxi International (LTI). За несколько десятилетий его дизайн практически не изменился. Автомобиль отличается просторным салоном и возможностью встать во весь рост. Вот уже более 100 лет существует негласное правило: ничто не должно принуждать английского джентльмена снять шляпу-цилиндр при посадке в кэб.
В черном кэбе могут ехать пять человек: трое на заднем сидении, также имеется два места, расположенных спиной к водителю. Если в кэбе едет несколько пассажиров, то им удобно общаться друг с другом. Есть места для багажа: он, как правило, ставится впереди, рядом с водителем. Это тоже дух и традиция старого Лондона.
Проезд в чёрном кэбе достаточно дорог. Минимальная стоимость поездки составляет 2,60 фунтов. Величина оплаты зависит от дня недели и времени суток. Также стоимость увеличивается в праздничные дни и на поездки в аэропорт Хитроу. Если у Вас большой багаж, также делается наценка. Кроме того, стоимость поездки увеличится при оплате картой (£1) и при заказе on-line (£2).
Стать водителем блэк кэба в Лондоне нелегко. Необходимо сдать серьезный экзамен на знание основных достопримечательностей Лондона и расположение улиц (а их в столице 25000). Чтобы прекрасно ориентироваться в городе, надо пройти обучение на специальных курсах, их продолжительность — 34 месяца. Претендентам на звание таксиста предоставляется 12 попыток сдачи экзамена. После успешного тестирования водителю вручается жёлтый или зелёный значок.
В чёрных кэбах Вы почти никогда не увидите навигаторов, ведь каждый, даже начинающий кэбмен, считает ниже своего достоинства не знать самые маленькие улицы Лондона и его окрестностей.
Мини-кэбы (minicab)
Мини-кэбы — это обычные такси, которые могут быть цветными, они часто разукрашены рекламой. На стекле Вы увидите лицензию водителя. Заказать мини-кэб можно по телефону или интернету. Стоимость поездки обговаривается при заказе, но в любом случае она будет меньше, чем в блэк кэбе.
Мини-кэб не имеет право останавливаться и забирать пассажиров по дороге без предварительного бронирования. Если кэбмен нарушит это правило, в лучшем случае ему грозит штраф, а в худшем — потеря лицензии.
История кэбов
Предшественники современных лондонских кэбов появились еще в XVI веке. Наемные экипажи с впряженными в них лошадьми перевозили представителей высшего света и были очень популярны. В начале XIX века тяжелые повозки были вытеснены более легкими и маневренными кабриолетами. В такую повозку со складывающейся крышей запрягалась одна лошадь и лондонцы стали называть ее кэбом (английское cab — кабина).
В конце XIX века в Лондоне появились первые авто, работающие на электродвигателе, их называли Берси (Bersays) по имени 23-летнего создателя этих машин Уолтера Берси (Walter С. Bersey). Новые машины часто попадали в аварии со смертельным исходом, что привело к нежеланию лондонцев пользоваться такими авто. В результате компания Берси обанкротилась, а электромобили исчезли с улиц Лондона.
В начале XX столетия во Франции был создан автомобиль, работающий на бензине. Именно эти авто, а также машины с бензиновым двигателем фирмы Unit стали курсировать в качестве кэбов по улицам Лондона.
Происхождение слова такси
22 марта 1907 года на всех наёмных авто были установлены счетчики, так называемые таксометры (от французского «такс», что означает «плата» и греческого «метрон» — измерение). Все машины были запатентованы и получили название taxicab. Позже их стали называть сокращенно taxi. С тех пор день 22 марта таксисты всего мира отмечают свой профессиональный праздник.
Первоначально, когда скорости авто были небольшими и участников движения было мало, кэбы имели задние двери, открывающиеся назад. Это было удобно для входа и выхода пассажиров. Но оказалось, что, если такая дверь на ходу приоткрылась, то встречный поток воздуха может ее напрочь вырвать, что опасно для всех участников движения и даже для пешеходов. Поэтому удобство пассажиров при входе и выходе было принесено в жертву безопасности.
Первый черный кэб Austin FX3 был выпущен в 1948 году, а через 10 лет на лондонских дорогах появился знаменитый Austin FX4. Всего было выпущено более 75 тысяч таких машин, которые составляют 80% автомобилей в таксопарках Лондона. Именно этот автомобиль со временем стал для всего мира олицетворением английского такси.
Кэбы (такси) в Лондоне отличаются высокой надежностью и выносливостью. Гарантийный срок их эксплуатации составляет 10 лет, причём, за эти годы авто пробегает не менее 800 000 км. По признанию туристов, кэбмены отличаются знанием города, хорошим вождением и дружелюбностью.